Научная статья на тему 'Культурно-исторические особенности литературной системы в многонациональном регионе Дагестан'

Культурно-исторические особенности литературной системы в многонациональном регионе Дагестан Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
212
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
многонациональный / культура / литература / Дагестан / толерантность / плюрализм / многообразие / Темирхан-Шура / multinational / culture / literature / Daghestan / tolerance / pluralism / variety / Temirhan-Shura

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахмедова Разият Абдуллаевна, Вагабов Махач Мустафаевич

История литературной жизни многонационального Дагестана имеет своеобразное развитие, так как она всегда была связана со своеобразной дисперсией элит и равной доступностью ученых-поэтов разных национальностей для любого дагестанца. Это привело к плюрализму дагестанской публики, ее толерантностью и ее терпимостью к культурному многообразию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and historical features of the literary system in a multinational region Dagestan

The history of the literary life of multinational Dagestan has a peculiar development, as it has always been associated with a peculiar dispersion elites and equal access to academic poets of different nationalities. This led to pluralism, tolerance and for cultural variety.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторические особенности литературной системы в многонациональном регионе Дагестан»

Section 5. Cultural studies

Section 5. Cultural studies

Akhmedova Raziyat Abdullayevna, Dagestan state university, Professor of department of literatures of people of Dagestan, Doctor of philological sciences E-mail: raziyathanum@gmail.com Vagabov Mahach Mustafayevich, Moscow state industrial university, Professor of department Philosophy and histories, Doctor of historical sciences E-mail: 9162803@mail.ru

Cultural and historical features of the literary system in a multinational region Dagestan

Abstract: The history of the literary life of multinational Dagestan has a peculiar development, as it has always been associated with a peculiar dispersion elites and equal access to academic poets of different nationalities. This led to pluralism, tolerance and for cultural variety.

Keywords: multinational, culture, literature, Daghestan, tolerance, pluralism, variety, Temirhan-Shura.

Ахмедова Разият Абдуллаевна, Дагестанский государственный университет, Профессор кафедры литератур народов Дагестана, доктор филологических наук E-mail: raziyathanum@gmail.com Вагабов Махач Мустафаевич, Московский государственный индустриальный университет, Профессор кафедры философии и истории, доктор исторических наук E-mail:9162803@mail.ru

Культурно-исторические особенности литературной системы в многонациональном регионе Дагестан

Аннотация: История литературной жизни многонационального Дагестана имеет своеобразное развитие, так как она всегда была связана со своеобразной дисперсией элит и равной доступностью ученых-поэтов разных национальностей для любого дагестанца. Это привело к плюрализму дагестанской публики, ее толерантностью и ее терпимостью к культурному многообразию.

Ключевые слова: многонациональный, культура, литература, Дагестан, толерантность, плюрализм, многообразие, Темирхан-Шура.

Организацию литературной жизни такого многонационального региона, как Дагестан, определяла культурная элита, которая с XIII по XIX век формировалась своеобразно. Происходило это потому как, она была рассеяна по всему Дагестану и концентрировалась вокруг имен известных ученых. Кроме того

имел место повышенный социальный престиж ученого, поэта в дагестанском обществе еще в средневековье (Уму Камал (XV), Али из Кумуха (XV), Шабан из Обода (XVI), Мухаммед Аваби Акташи (XVI), Да-мадан-эфенди из Муги (XVII), Аликулихан Валех-е Дагестани (XVIII), Дибир-кади из Хунзаха (XVIII),

38

Cultural and historical features of the literary system in a multinational region Dagestan

Абубакар из Аймаки (XVIII век), Абдурахман Какашу-ринского (конец XVIII и начало XIX), Дауд из Усиша (XVIII), Магомед-эфенди Зарир из Кумуха (XVIII), Магомед сына Мусы из Кудутля (XIX), Мирза Али ал-Ахты (XIX) [1, 14].

Своеобразная дисперсия элит и равной доступностью ученых разных национальностей для любого гражданина Дагестана были связаны с плюрализмом дагестанской публики, ее толерантностью и ее терпимостью к культурному многообразию.

Литературная жизнь дагестанского народа XIX века (Й. Казак, О. Батырай, Е. Эмин) отличалась, устойчивостью и высоким уровнем интеллектуальности, риторичности, назидательности национальной поэтической культуры, когда рационализированные навыки и оценки поэтических текстов, техника обладания поэтическим языком, классическим стилем на протяжении многих веков были отшлифованы в системе духовного образования и «восприятие этого наследия пробуждает в человеке национальную гордость и благотворно влияет на его нравственное чувство» [2, 4].

К концу XIX - началу XX века дагестанская словесность приобрела значение национальной культуры в целом, когда «литературные вкусы приравниваются к мировоззрению» (Л.Д. Гудков, Б. В. Дубин) [3, 236-248; 4]. Это касается не только истории, философии, богословии, но и поэзии (М.-Э. Османов, Г. Алкадари, А. Каяев, А. Акаев, Алигаджи из Инхо, Махмуд из Кохабросо).

В социальном плане литература Дагестана как бы компенсировала отсутствие публичной сферы (феномен, характерный, для начальных стадий какого-либо литературного самоопределения), фактически принимая на себя функции общественного мнения.

Если литературные классики XIX века, являясь носителями образцовых достижений в русской литературе основного периода российской модернизации получали «статус символических фигур», «конституирующих» само национальное сообщество как таковое, то для дагестанской культурной элиты, так и для дагестанского общества, поэты-просветители М.-Э. Османов, А. Каяев, А. Акаев, Г. Алкадари, Ю. Муркелинский и др., получили в это время статус культурных героев и представляли собой культурное воплощение национальной идеи свободы и культуры.

В это время наблюдается историческое сращение идеологии развития, письменно-образованных авторов и неграмотной публики и, наконец, формы выражения их взглядов и взаимоотношений.

В позднейших условиях, включая реликты подобных представлений в наши дни, само существование литературы и культуры в Дагестане зачастую приравнивается к этой, в социальном плане — достаточно узкой и идеологически перегруженной форме их бытования.

В формационную эпоху (XIX в.) дагестанские литературные инициативы формировались в Темир-хан-Шуре, где они развивались вокруг промышленных и торговых кругов, а к началу XX столетия, литературные инициативы уже имели окраску чего-то европейского (Творчество Нухая Батырмурзаева, Т. Бейбулатова, Г. Саидова, С. Габиева, Р. Нурова, Н. Ханмурзаева и др.).

Появление типографии М. Мавраева и массовые тиражи общедоступных книг в бумажных обложках, появившихся на свет в Темирхан-Шуре, распространились на целое поколение читателей. Роль культуры, с выработкой программы с которой в России и Европе связана судьба особых интеллектуальных слоев, в Дагестане приняло на себя само гражданское общество и не случайно появление первых светских школ, библиотек, первого театра (Кумыкского театра в Темирхан-Шуре), публицистики, связано именно с этим временем.

Вместе с тем в Дагестане еще была высока роль взаимодействия восточной и национальной культуры. Для дагестанской литературы, нет, и никогда не было понятия глубинки так, добавим, и для дагестанской социологии. Поэтому поэты и писатели здесь чаще отождествляли себя с локальным сообществом, исповедуя, своеобразный дагестанский «демократический популизм» (П. Кларк) [5, 237-258], который, как правило, был окрашен в восточные тона и дагестанские авторы обычно соотносили свое самопонимание с многонациональным обществом.

В 30-х годах была заложена легенда о новой власти и вместе с культом русской классики в дагестанской культуре начинается официальное формирование новой, дагестанской советской интеллигенции и конечно литературы, которую возглавляли поэты и прозаики нового времени С. Стальский, Г. Цадаса, А. Магомедов, Р. Нуров, А. Фатахов, А.-В. Сулейманов, Ю. Гереев, Э. Капиев и другие.

К середине XX века в Дагестане произошло тесное интегрирование политической и литературной элиты, и наблюдалась высокая включенность советского государства в литературную систему.

Централизация культурных процессов в СССР, а также формирование и отбора культурных элит

39

Section 5. Cultural studies

на государственном уровне и рамки литературной нормы привело литературу в таком регионе как Дагестан, к взрывному характеру литературного развития и повышенной символической насыщенности писательской роли.

Так складывалась притягательность писательской деятельности в Дагестане особенно в середине и во второй половине XX века, когда дагестанские поэты и писатели получали образование в Московском литературном институте и концентрировались в Махачкале Р. Гамзатов, А. Абу-Бакар, Ф. Алиева, А. Абу-Бакар, К. Абуков и др.

С распадом СССР в начале 1990-х годов, когда распалось, так называемое, “закрытое" общество и развернулись процессы ускоренной социальной мобильности, исчезла цензура в печати. В художественной сфере России, на первый план вышла ориентированная на западную культуру массовая культура, и «литературоцентризм» советской и постсоветской интеллигенции, и ее сосредоточенность на национальной классике подверглись разрушению. В начале XXI века, когда исторический период развития исчерпан, начинается сложный, непредсказуемый период развития и общества и литературы. Дагестан вовлечен в новый социальный и культурный, в том числе и литературный процесс. Литература и общества Дагестана уже давно прошедшие этапы развития единства, приняли то, что весь мир идет к фундаментальному единству, вполне спокойно. Пришла эпоха, когда схлынула волна литературных экспериментов, начавшая свой разбег еще в начале века. Последствия перестройки заставили широкие круги как российской, так и дагестанской интеллигенции усомниться в плодотворности ее политических усилий. Лишь немногие сохранили верность идеям перестройки. Они вполне сознавали трагедию случившегося, но продолжали считать перестройку величайшим событием современности.

Однако большинству попытки рационально переустроить мир казались самонадеянными, даже смешными, потому что разум для многих был скомпрометирован, ему охотно противопоставляли непосредственное чувство, якобы инстинктивное более верное, чем обанкротившийся интеллект. Особенно трагично положение тех литераторов, для кого революционные лозунги все еще сохраняли свою силу, кто надеется на возвращение к социализму.

Высокие мечты поэтов и писателей Дагестана отступают перед сложностью действительности, потому что мыслящий человек стал свидетелем ряда исторических парадоксов и современная дагестанская

литература «не просто богата содержанием и красками», но и оказалась «многополюсной в восприятии и оценке самой сути столетия» [6, 15].

До настоящего времени в Дагестане нет литературной полемики, о том, что искусство должно быть ясным, насыщенным мыслью, должно оказывать прямое нравственное и просветительское воздействие на читателя, так как нет убежденности в том, что новое буржуазное перерождение помогло торжеству здравого смысла.

Все максимально понятно: «искусству и литературе уже не отводят главную роль в процессе того постепенного воздействия на умы и сердца, которое отстаивали поэты и XIX, и XX веков, как единственный способ усовершенствовать мир, в противовес идеям политических, социальных и экономических изменений» [7, 203].

Новые свободы девальвировали многие ценности, и пришло время эмоциональной исповеди писателя. В настоящее время «историческое время» явилось характерной особенностью современной дагестанской лирической поэзии и лирической прозы. Таковы, в частности, произведения последних лет, представленные в разных жанрах: «Завещание», «Суд идет» Р. Гамзатова, «Ясновидящий дурак», «Нечистая сила» М.-Р. Расулова, «Благая весть», «Богатырские сердца», «Откровения кумыка кумыку», «Тоба», «Муки рая», «Меджду небом и землей» Б. Магомедова, «Печальная поэма» А. Джачаева, «И Судный день впереди» К. Абукова, «Расколотое солнце» А. Агаева, «Ночное свидание братьев» Расима Хаджи, «Крах» А. Вагидова, «Излом» Ф. Алиевой и многих других, в которых выражается историческая, нравственная, национальная и социальная позиция дагестанских писателей конца ХХ и начала XXI века.

Произошли радикальные изменения, в обществе мультимедийной, коммуникации, в культуре — «постмодерности». Применительно к литературе народов Дагестана новый «постмодерный» этап не проявляется как утверждение единого “кода”. Дагестанская литература пока еще продолжает сохранять многообразие различных форм и тенденций, не поступаясь национальным своеобразием традиций и разноязычных культур, но в то же время ее не обошел процесс интеграции и глобализации. Сегодня литературный мир Дагестана это автор-кри-тик-читатель, по-разному вписанный в различные социальные и национальные ареалы, располагает универсальным литературным наследием во всем его многонациональном богатстве и разнообразии.

40

The relationship of light, Holiness, and word in the Russian Orthodox tradition

С другой стороны, творческая энергия, пульсирует не так интенсивно, как в эпоху Расула Гамзатова, поскольку направлена в русло системы «литературного производства», которая в принципе ведет к некоторому единообразию.

Социальное (историческое) изучение дагестанской литературы предстает сегодня в первую очередь исследованием чтения. Сегодня читателем является не только общество, объект аналитических исследований для традиционной социологии литературы, но и сам писатель, чьи произведения это творчески

освоенные предшествующие литературы и насыщенные чужими текстами, которые он по-своему интерпретирует и комбинирует (М-Р. Расулов, Б. Магомедов, М. Атабаев, А. Адамов, А. Кардаш, А. Джачаев).

В прочтении таких, например текстов, как «Ясновидящий дурак» М.-Р. Расулова или «Высшая мера» М. Атабаева обнаруживается скрытая логико-историческая связь, и она задает ему незавершенную «полиидентичность». Поэтому взаимоотношения «литература-общество» следует рассматривать на основе исторического подхода.

Список литературы:

1. Абдуллатипов А.-К. Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года). Ч. II - Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1995.

2. Буланин Ф. Д. Дмитрий Сергеевич Лихачев и русская культура конца двадцатого века.//Русская литература. - Санкт-Петербург: Наука, 1997. - № 1.

3. Гудков Л. Д., Дубин Б. В. Литература как социальный институт: Статьи по социологии литературы. - М., 1994. - 352 с.

4. Дубин Б. В. Литературный текст и социальный контекст.//Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения. - Рига, 1988.

5. Clark P. P. The sociology of literature: A historical introduction.//Research in sociology of knowledge, sciences and art. - 1978. - vol. 1.

6. Абуков К. Расул Гамзатов: особенности философской лирики. Национальные и общечеловеческие нравственно-эстетические ценности. К 80-летию поэта. - Махачкала: ГУП РАН, 2003.

7. Ахмедова Р. А. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. - Махачкала, 2002.

Soldatenkova Olga Vyacheslavovna, Ukhta State Technical University, Candidate of Culturology, Institute of Economic and Management E-mail: zav_so@mail.ru

The relationship of light, Holiness, and word in the Russian Orthodox tradition

Abstract: The article is devoted to the statement of the principle of unity of light, Holiness, and word that have become crucial for the Russian Orthodox culture.

Keywords: light, Holiness, word, Sophia the Wisdom of God.

Солдатенкова Ольга Вячеславовна, Ухтинский государственный техническийуниверситет, кандидат культурологии, Институт экономики и управления

E-mail: zav_so@mail.ru

Взаимосвязь света, святости и слова в русской православной традиции

Аннотация: Статья посвящена изложению принципа единства света, святости и слова, ставшему определяющим для русской православной культуры.

Ключевые слова: свет, святость, слово, София Премудрость Божия.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.