Научная статья на тему 'Дагестанская литература в 50-е гг. Хх В. : основные тенденции и особенности развития'

Дагестанская литература в 50-е гг. Хх В. : основные тенденции и особенности развития Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1039
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / АКТУАЛЬНОСТЬ / ВЛИЯНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ / ПРОЗА / ПОЭЗИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кельбеханова Мадина Рагимхановна

В статье приводится характеристика основных тенденций в развитии дагестанской литературы в 50-е гг. ХХ в. Дан краткий анализ состояния и развития литературы в многонациональной республике. Отмечено, что ведущее место в дагестанской литературе послевоенного периода заняла поэзия, большое место в творчестве авторов республики занимала тема героики прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дагестанская литература в 50-е гг. Хх В. : основные тенденции и особенности развития»

Дагестанская литература в 50-е гг. ХХ в.: основные тенденции и особенности развития

Кельбеханова Мадина Рагимхановна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русской литературы, Дагестанский государственный университет, kel_79@list.ru

В статье приводится характеристика основных тенденций в развитии дагестанской литературы в 50-е гг. ХХ в. Дан краткий анализ состояния и развития литературы в многонациональной республике. Отмечено, что ведущее место в дагестанской литературе послевоенного периода заняла поэзия, большое место в творчестве авторов республики занимала тема героики прошлого.

Ключевые слова: Дагестан, актуальность, влияние, современные реалии, проза, поэзия

Ведущее место в дагестанской литературе послевоенного периода принадлежало поэзии. В 50-е гг. ХХ в. поэтами республики было написано такое количество поэм, какого не было ни за один предшествующий период развития литературы региона. Особое место в послевоенной поэзии заняла поэма Гамзата Цадасы «Сказание о чабане» (1950 г.) [13], в которой автор повествует о горской семье Хирачевых. Поэма показывает читателям, что вместе с революционными преобразованиями, которые происходили в стране и Дагестане, менялась жизнь героев поэмы, их быт и культура. Новое поэтическое произведение Гамзата Цадасы понравилось не только читателям республики, но и всей страны [6, с. 186]. Поэма была переведена на русский и другие языки народов Советского Союза и других стран. В 1950 г. творчество народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы было отмечено Сталинской премией второй степени, а сам поэт был избран депутатом Верховного Совета СССР.

В рассматриваемый период активно творили и другие дагестанские поэты. Так были опубликованы сборники стихов народного поэта Абуталиба Гафурова - «Родные горы», «Счастливая жизнь», «Достигнутое желание» [12, с.35]; стихи «Мой аул», «Ахты», «Есть у нас» народного поэта Таги-ра Хрюгского, сборники стихов «Горный орел», «Птичья долина», «Звезды над горами», «День счастливый, здравствуй» Заида Гаджиева и др. Поэты в своих творениях анализировали духовный мир дагестанцев, их отношение к общечеловеческим ценностям, раскрывали особенности эстетического восприятия людьми окружающей действи-тельности.[10, с. 468].

Стихи, посвященные актуальным темам послевоенного развития Дагестана, принадлежали перу целой плеяды поэтов Анвару Аджиеву, Юсупу Хаппалаеву, Расулу Гамзатову, Рашиду Рашидо-ву, Машидат Гаирбековой, Даниилу Атнилову и др. [1], [2], [3]. Известность в рассматриваемый период приобретает творчество Расула Гамзатова. В 50-е гг. были издан ряд сборников его стихотворений «Новая встреча», «В горах мое сердце». [4], [5].

со ^

0

сч

01

В крупном поэтическом произведении - поэме Рашида Рашидов «Ая-Кака» воспроизводится революционная героика периода Гражданской войны, в которой историческая канва соответствует реальным событиям тех лет.

Машидат Гаирбекова, вступившая на литературный путь в послевоенный период, своим первым же сборником стихов «Слово горянки», изданном в 1950 г., заявила о себе как маститый автор. Ее сборник стихов был переведен на русский язык. Однако она не остановилась на достигнутом, следом был издан сборник «В пути на вершину» (1958, рус. пер. 1960). Немало произведений Гаирбекова посвятила проблеме сохранения мира на земле. Она является автором поэм «Далёкая сестра» (1954), «Недописанное письмо» (1955). Машидат обратилась к новому для нее жанру драматургии, в 50-е гг. ХХ в. ею были написаны пьесы «Счастливый день», «За счастье надо бороться». [7, с. 383-384].

В 50-е гг. ХХ в. наряду с уже известными мастерами художественного слова Дагестана, как Магомед Хуршилов, Аткай Аджаматов, Зияудин Эфендиев, Хизгил Авшалумов, Сайгид Абдуллаев, Ибрагим Керимов, Миши Бахшиев, Магомед-Султан Яхьяев, Магомед Сулиманов, пробуют свои силы в прозе и молодые писатели. В их рассказах и повестях раскрывается тема созидательного труда, тема духовного роста простых тружеников. Сборники «Алый горизонт» и «Большой Урал» И. Керимова, «Родные люди» М. Бахшиева, «В горах» К. Меджидова, в соответствии с мейн-стримом тех лет, воспевали труд человека и человека в труде. [10, с. 468].

В рассказах М-С. Яхьяева и М. Магомедова, М. Гаджиева и 3. Эфендиева раскрывается тема се-мейно-бытовых отношений, морально-этических поведенческих норм «воспитания детей». Тема «детства» становится особенно популярной в произведения дагестанских авторов. Она нашла была отражение в рассказах «Живой поток» И. Керимова, «Серебряный карандаш» М.-С. Яхьяева, «Друзья Алиджана» К. Меджидова и др. Вместе с тем, стоит отметить, что в ряде произведений можно увидеть определенное упрощение писателями решения данной темы. Зачастую, детские рассказы были несколько оторваны от жизни, надуманы и нереальны. В этом отношении от них лучшую сторону отличалась детская поэзия А. Аджиева, Р. Гамзатова и Р. Рашидова. [6, с. 210-213].

Наиболее крупным произведением в послевоенной дагестанской прозе стал роман М. Хурши-лова «Сулак - свидетель», вышедший в исправленном и дополненном варианте в 1950 г. В романе, на историческом материале, ярко и образно показана жизнь крестьян Дагестана до 1917 г. Этот роман был тепло принят широкой читательской общественностью республики. [7, с. С. 384-385].

В литературе 50-х гг. основное место занимает образ положительного героя. В повестях «Блеск воды» И. Керимова, «На путях перегона скота» Н. Хангишиева, «В кумыкской степи» А. Аджаматова, «Гюлейбат» М.-С. Яхьяева, «В родном селе» А.

Мудунова, «Увенчанное счастье» Мирзы Магоме-дова, «Горянка» А. Магомаева, «Горячие сердца» Мусы Магомедова, «Умуд» А. Агаева рассказывается о животрепещущих темах сельской жизни, о людях труда, животноводах, учителях, судьбе горянки.

В дагестанской драматургии послевоенных лет развивается героическая тематика. Драматург Г. Залов в своей пьесе «Вдохновенная певица» воссоздал героический образ аварской поэтессы XIX в. А. Марин, которой за вольнолюбивые песни зашили рот. Спектакль, поставленный Аварским театром по пьесе Залова, был тепло принят зрителями.

Народный поэт Дагестана Т. Хрюгский вместе с писателем К. Меджидовым написал драматургическое произведение героического плана «Ашуг Са-ид», опирающееся на действительную историческую фактуру. Драматург М. Алиев также обратился к исторической проблематике, воссоздав в своей пьесе легендарный образ Парту Патима, воспетой в народном фольклоре.

Такое увлечение творческих деятелей героикой прошлого в послевоенные годы было неслучайным. Они находились под влиянием того огромного вдохновения, которое вызвала у интеллигенции, как и всего народа, величайшая победа над фашистской Германией. Тем не менее Дагестанский областной комитет партии был несколько обеспокоен таким креном литературы в прошлое и порекомендовал Министерству культуры, Союзу писателей и Обкому комсомола обратить внимание на эти вопросы и принять соответствующие меры. В мае 1957 г. Министерство культуры и Союз писателей провели совещание драматургов, главным девизом которого стало «Темы современности - на передний план!».

Сознавая, что одними лозунгами проблему не решить, в республике объявили конкурс на лучшую пьесу, посвященную современности. Итоги конкурса в целом оказались положительными: три пьесы были отмечены премиями, шесть - рекомендованы для поставок в театрах.

Теме современности в литературе было посвящено и совещание молодых писателей, проведенное Союзом писателей и обкомом комсомола в июне 1957 г. [14, с. 59].

Такое увлечение творческих деятелей героикой прошлого в послевоенные годы было неслучайным. Успехам дагестанской литературы способствовал и начавшийся издаваться с 1952 г. на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском и лакском языках литературный альманах «Дружба». Альманах знакомил своих читателей с переводами на родные языки произведений русских писателей Л. Толстого, Н. Гоголя, В. Короленко, В. Маяковского, М. Исаковского, Е. Долматовского, П. Павленко и других. В нем были опубликованы и произведения украинских писателей Я. Голана и О. Гончара, татарского поэта М. Джалиля, туркменского писателя Б. Кербабаева, а также произведения писателей республик Закавказья и Северного Кавказа С. Вургуна, Г. Абашидзе, Б. Куа-шева и многих других.[7, с. 387].

Вместе с тем такой интерес в Дагестане к литературе других народов был взаимным. Лучшие произведения дагестанских прозаиков и поэтов издавались большими тиражами на русском и многих языках народов Советского Союза, а также зарубежных стран. Начиная с 50-х и в последующие годы произведения дагестанских поэтов и писателей на русский язык переводились С. Липкиным, Н. Гребневым, Я. Козловским и другими переводчиками, которые сами были творческими людьми. Благодаря качественным переводам произведения дагестанских авторов приобретали всесоюзную известность.

Помимо этого, многие произведения С. Сталь-ского, Г. Цадасы, Р. Гамзатова, А. Гафурова, А. Аджиева, А.-В. Сулейманова, Р. Рашидова звучали на грузинском, азербайджанском, украинском, осетинском, кабардинском и других языках. Их переводы осуществлялись лучшими поэтами и переводчиками союзных и автономных республик страны, они издавались большими тиражами, включались в учебные хрестоматии. [7, с. 388].

Успех многих дагестанских мастеров художественного слова был заметным явлением. В то же время на этом фоне наблюдалась некоторая «звездная болезнь», когда отдельные поэты и писатели, восторгаясь полученными положительными откликами на написанные и изданные книги, не видели в них никаких недостатков. Обсуждения и дискуссии новых литературных произведений, проводимые Союзом писателей, большое количество статей, опубликованных в газете «Дагестанская правда» в 1958 г., накануне III съезда писателей республики, помогали разобраться в проблемах развития дагестанской литературы, повышения ее художественного уровня, творческого роста молодых поэтов и писателей. Литературовед Ка-миль Султанов выступил в газете со статьей «Нужна ли писателям самоуспокоенность?», в которой остановился на вопросах о взаимоотношении писателя и переводчика, «улучшении» переводчиками переводимых произведений, определении критериев национальных литератур, которые необходимо переводить на русский язык. В целом высоко оценивая достижения дагестанских литератур, особенно таких ее представителей, как С. Стальский, Г. Цадаса, Э. Капиев, Р. Гамзатов, он в то же время выступал против того, когда молодые писатели, не успевшие завоевать известность у своего народа и не научившись как следует писать на родном языке, старались перевести свои произведения на русский язык.[11, с. 53]. К. Султанов выступал за то, чтобы на русский язык переводились те произведения, которые наиболее полно отражают дух и национальные особенности того народа, на языке которого они написаны.

Такая требовательность своих же коллег-писателей, творческая критика, звучавшая со страниц газет и литературоведческих изданий, на совещаниях и съездах писателей Дагестана помогали писателям и поэтам работать над собой и своим творчеством. Состоявшиеся в 1954 и 1958 гг. второй и третий съезды писателей республики

прошли также под знаком повышения требовательности к мастерам художественного слова, усиления связи литературы с жизнью народа. В рассматриваемый период шло пополнение рядов писательской организации Дагестана. Между вторым и третьим съездами в члены Союза писателей СССР было принято 16 писателей Дагестана, и в 1958 г. их число составляло 54 человека. [7, с. 389].

Дагестанское театральное искусство, тесно связанное с дагестанской литературой, достигло нового профессионального уровня. В репертуаре Русского государственного и Кумыкского, Аварского, Лезгинского, Лакского национальных театров ставились как классические и историко-революционные произведения, так и пьесы, написанные дагестанских драматургов. Такой подбор репертуара театров объяснялся тем, что в них выросли крупные коллективы, состоявшие из квалифицированных артистов, способных ставить пьесы как классического, так и современного плана.

После войны дагестанские большим успехом у зрителей республики пользовались спектакли, отображавшие героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны, в частности «За тех, кто в море» Б. Лавренева, «Минувшие дни» М. Хуршилова, инсценировку «Молодой гвардии» А. Фадеева.

Дагестанские театры чаще обращаются к пьесам дагестанских драматургов. В 50-е гг. ХХ в. на сценах республиканских театров ставятся пьесы дагестанских авторов: А. Салаватова «Айгази» и «Карачач», Г. Рустамова «Подарок Салимат» и «Уллубий», А. Курбанова «У снежных гор», А. Ад-жаматова «Невесты», М. Г'аирбековой «Счастливый день», А.-В. Сулейманова «Айбике», А. Аба-карова «В стране гор», Ф. Алиевой и М. Магомедо-ва «Рассвет» и др.[9, с. 230].

Для стимулирования развития литературы и искусства Дагестана по Решению Совета Министров ДАССР и бюро Дагестанского обкома партии от 3 июня 1958 г. были установлены шесть ежегодных премий за лучшие произведения в области литературы и искусства. Так премия им. С. Стальского присуждалась за лучшую поэму или стихотворение; премия им. Г. Цадасы - за лучшее драматическое произведение; премия им. Э. Капиева - за лучшее прозаическое произведение; премия им. А.-П. Салаватова - за лучшую театральную или эстрадную постановку, исполнение отдельных ролей; премия за лучшее музыкальное произведение; премия за лучшее произведение в области изобразительного и прикладного искусства. [8, с. 182-183].

Выдвижение кандидатов на премии производилось общественными творческими организациями, информация о кандидатурах публиковались в региональной печати. Лауреатам премии выдавалось денежное вознаграждение. Все это способствовало повышению морального престижа работников литературы и искусства, вносило в их деятельность здоровый соревновательный дух.

13 июня 1959 г. Совет Министров ДАССР на основании материалов представленных Комите-

том по премиям в области литературы и искусства присудил премии: им. С. Стальского - Гамзатову Расулу за поэму «Горянка» опубликованную в 1958 г. в журнале «Дружба народов»; им. Э. Капи-ева - Агаеву Ахеду за монографию «Сулейман Стальский» и критикобиографические очерки «Творчество А. Фаттахова» и «Етим Эмин», опубликованные в 1957-1958 гг.; им. А.-П. Салаватова - постановщику спектакля «Дочь Ганга» Рустамову Гамиду и исполнителям главных ролей: Б. Мура-довой, С. Мурадовой, А. Курумову, Е. Легомениди и Х. Казимагомедовой; премии за лучшее музыкальные произведения Дагирову Наби за кантату «Советский Дагестан». Кроме того, по четырем видам республиканских премий из пяти были присуждены еще по две поощрительные премии за лучшие произведения. [8, с. 185-186].

Так как в 1960 г. в Москве должна быть проведена декада литературы и искусства Дагестана, республика готовилась к проведению дней заранее. Многие другие представители дагестанской творческой интеллигенции могли представить на самом высоком уровне искусство народов Дагестана. Участники декады проходили тщательный отбор. Стоит отметить, что декада была проведена на высоком уровне и показала высокое мастерство творческих сил Дагестанской АССР, в том числе и писателей, и поэтов.

Таким образом, дагестанская литература в рассматриваемый период, сохранив многие традиции, вышла на новый уровень, на качество, тематику произведений авторов оказывали влияние, как события современности, так и критика партийных органов, общественных организаций, проведение съездов и т.д.

Литература

1. Атнилов Д.А. Светлые черты. Махачкала: Даггиз, 1950.

2. Гаирбекова М.Г. Слово горянки. - М.: Сов. писатель, 1955.

3. Гаирбекова М.Г. В пути на вершину. / Пер. с авар. Эм. Александровой. - М.: Сов. писатель, 1960.

4. Гамзатов Р. Новая встреча. - М.: Молодая гвардия, 1957.

5. Гамзатов Р. В горах мое сердце. М., 1959.

6. История дагестанской советской литературы. Махачкала, 1967. Т. 2.

7. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. Махачкала, М., 1971.

8. Культурное строительство в Дагестанской АССР. Сборник документов. Т. 2: 1941-1977. Махачкала, 1988.

9. Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала, 1998.

10. Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. В 2-х кн. Кн. 2: Общественно-политическая жизнь и социокультурное развитие народов Дагестана. Махачкала, 2007.

11. Султанов К. Нужна ли писателям самоуспокоенность? // Литература и жизнь Дагестана. Махачкала, 1958.

12.Халилов Х. М. Абуталиб Гафуров. Махачкала, 1958.

13. Цадаса Г. Стихотворения и поэмы: Пер. с авар. Л.: Сов. писатель, 1958.

14. Эльдарова Р. Литература и жизнь народа // Литература и жизнь Дагестана. Махачкала, 1958.

Dagestan literature in the 50-ies. XX century: the main trends

and features of development Kelbekhanova Madina Ragimkhanovna

Dagestan state university

The article provides a description of the main trends in the development of Dagestani literature in 50-ies of the twentieth century a brief analysis of the status and development of literature in the multinational Republic. It is noted that the leading place in the Dagestan literature of the postwar period was occupied by poetry, a large place in the work of the authors of the Republic was occupied by the theme of heroics of the past.

Keywords: Dagestan, relevance, influence, modern realities, prose,

poetry. References

1. Atnilov D.A. Light lines. Makhachkala: Daggiz, 1950.

2. Gairbekova M.G. Word of a goryanka. - M.: Sov. writer, 1955.

3. Gairbekova M.G. In way on top. / The lane with the Avar. Em.

Aleksandrova. - M.: Sov. writer, 1960.

4. Gamzatov R. New meeting. - M.: Young Guard, 1957.

5. Gamzatov R. In mountains my heart. M, 1959.

6. History of the Dagestan Soviet literature. Makhachkala, 1967. T.

2.

7. Kaymarazov G.Sh. Sketches of cultural history of the people of

Dagestan. Makhachkala, M., 1971.

8. Cultural construction in Dagestan ASSR. Collection of documents. T. 2: 1941-1977. Makhachkala, 1988.

9. Mirzabekov M.Ya. Culture of the Dagestan village. 20th century:

history, problems. Makhachkala, 1998.

10. Ottomans A.I. Dagestan in the 20th century: historical experience of regional development. In 2 books by the Prince 2: Social and political life and sociocultural development of the people of Dagestan. Makhachkala, 2007.

11. Sultanov K. Whether the self-complacency is necessary to writers?//Literature and life of Dagestan. Makhachkala, 1958.

12. Khalilov H.M. Abutalib Gafurov. Makhachkala, 1958.

13. Tsadasa G. Poems and poems: The lane with the Avar. L.: Sov. writer, 1958.

14. Eldarova R. Literature and life of people//Literature and life of Dagestan. Makhachkala, 1958.

CO ^

0

СЧ

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.