ДАЕТ ЛИ КОВИД ПРАВО НА СКИДКУ: ЮРИДИЧЕСКИЕ ТОНКОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.Д. Джикия, научный сотрудник Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11251
Аннотация. В статье освещены дискуссионные вопросы использования дистанционных технологий и электронного обучения при получении высшего образования. Автор анализирует форс-мажорные обстоятельства, которые повлекла пандемия коронавируса, а также выдвигает ряд предложений по упорядочиванию образовательных отношений в данный период. В статье представлена авторская позиция по поводу влияния дистанционных технологий на уровень, вид и форму обучения студентов, а также проанализированы возможные правовые последствия судебных разбирательств вызванных претензиями студентов на качество образовательного процесса.
Ключевые слова: дистанционные технологии, пандемия, правовое регулирование, образовательные отношения, договор, услуга, качество.
Новые «коронавирусные» условия жизни поставили перед мировым сообществом множество ранее невиданных проблем. Сфера правового регулирования не стала исключением. Многие до сей поры так и не определились с тем, является ли обязательная «самоизоляция», карантин и «лок-даун» форс-мажорными обстоятельствами? Можно ли считать множественные последствия коронавируса полноценными юридическими фактами? В этом контексте, позиции Верховного Суда Российской Федерации [1] и разъяснения органов исполнительной власти пока не привели правоприменительную практику к единообразию.
В последние месяцы в образовательном сообществе наметилась дискуссия относительно правомерности взимания со студентов - «платников» полной стоимости обучения при массовом переходе на дистанционные образовательные технологии. Так, в ноябре 2020 года несколько «договорников» МГУ подготовили коллективный иск к университету, в котором требуют вернуть часть выплаченных за обучение средств. Свою позицию обучающиеся мотивируют тем, что при переходе на «дистант» они долгое время были, лишены возможности посещать лекции, проводить полноценные лабораторные работы, а также пользоваться библиотекой. Еще одним
поводом к иску студенты считают техническую неготовность МГУ к дистанционным формам взаимодействия со студентами [2].
Подобный подход поддержан Уполномоченным по правам человека в России Татьяной Москальковой, которая в своем докладе «Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции» отмечает: «В сфере высшего образования представляется целесообразным решить вопрос о механизме перерасчета оплаты стоимости, произведенной за очную форму обучения, но фактически не полученную, в связи с переходом образовательных организаций на дистанционный формат обучения» [3].
Заявленная государством цифровая трансформация экономики и образования сегодня происходит в условиях пандемии и нормативной неопределенности. Практика показала, что вписать в закон норму о дистанционных образовательных технологиях не означает создать и запустить сложный механизм функционирования электронной информационной образовательной среды на всех уровнях образования в России. Надо признать тот факт, что вынужденный массовый переход университетов на дистанционные образовательные технологии обнажил множество проблем, среди которых слабая обеспечен-
ность компьютерной техникой, мощными серверами, качественным интернетом и программами для видеосвязи. Кроме того, учебно-методическая база среднестатистического российского университета пока полноценно не адаптирована под цифровые форматы работы, да и компетенции профессорско-преподавательского состава в области дистанционных способов взаимодействия со студентами требуют совершенствования.
Иными словами, проблем действительно много, однако насколько с юридической точки зрения справедливы требования о снижении стоимости обучения в университетах? Ведет ли переход высшего образования к дистанционным способам взаимодействия к смене формы обучения? Давайте разберемся.
Под дистанционными образовательными технологиями и электронным обучением (далее ДОТ и ЭО) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников, а также организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, информационно-
телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3).
Подзаконным нормативным актом, регламентирующим ДОТ И ЭО, выступает Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 23 августа 2017 года №816.
В соответствии с 816-м приказом, организации, осуществляющие образователь-
ную деятельность реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
Важно отметить, что применение ДОТ И ЭО закреплено и в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) по направлениям подготовки и специальностям высшего образования, которые определяют обязательные требования к реализации образовательных программ.
Таким образом, полный или частичный переход университетов на ДОТ не влечет за собой автоматического изменения закрепленных в договорах на оказание платных образовательных услуг характеристик образовательного процесса (вид образования, его уровень, форма обучения). При этом на образовательную организацию возлагается обязанность обеспечить качественное оказание образовательных услуги а сторона договора, исполнившая обязательства ненадлежащим образом, несет гражданско-правовую ответственность (ст. 401 ГК РФ).
Законодательство РФ не содержит критериев качественной образовательной услуги, а именно они (критерии) будут играть ключевую роль при судебных разбирательствах по поводу перерасчета стоимости обучения с использованием ДОТ и ЭО. Предметом доказывания истцов должны стать некачественные образовательные услуги и (или) несоблюдение объема услуг, закрепленных в договорах на обучение. Сложность определения «качественности» образовательной услуги заключается в том, что мы не можем заранее знать результат обучения, каждый студент в различной степени осваивает заявленные учебной программой компетенции и по-своему может судить об уровне организации образовательного процесса. Усложняют оценку образовательных услуг и та-
кие присущие им особенности как нематериальность, несохраняемость, непостоянство, одновременность «производства и потребления» и ряд других [4].
Представляется, что некоторые перспективы могут иметь претензии студентов к тем вузам, которые после введения коронавирусных ограничений какое-то время не проводили занятий и тем самым, нарушили свои учебные планы. Причем, факт отсутствия занятий должен был быть каким-то образом зафиксирован, только в этом случае можно вести речь о наличии недостатка платных образовательных услуг.
Выводы и предложения.
Изменение технологического уклада и имеющие место быть мировые социально-экономические потрясения вносят свою лепту в трансформацию устоявшихся общественных отношений. Конечно, для устранения противоречий, связанных с использованием ДОТ, в российском обществе крайне мало усовершенствовать правовое регулирование. Существует целый ряд мировоззренческих, общефилософских и морально-этических аспектов связанных с использованием дистанционных образовательных технологий, которые проводят водораздел между сторонниками и противниками «дистанта».
Не затрагивая морально-этических и экономических проблем, сформулируем некоторые рекомендации для университетов, использующих в своей деятельности ДОТ и ЭО:
1. Необходимо внести изменения в типовые договоры на оказание платных образовательных услуг. В соглашение должны быть внесены пункты о правах и обязанностях сторон в случае «пандемий» и «самоизоляций». Важно помнить, что речь не о стандартных формулировках про форс-мажоры, как показала практика, эпидемия вируса не равна объявлению чрезвычайной ситуации или стихийному бедствию. Подписывая договор, заказчик образовательной услуги должен понимать потенциальную возможность перехода в режим «дистанта» и его юридические последствия. Также, считаем целесообразным, возложить на исполнителя услуг до-
полнительные обязанности при использовании ДОТ и ЭО, в частности обязанность не снижать качество и объем услуг, а также следовать образовательным программам и учебным планам.
2. Необходимо внести изменения в локальные акты. Локальные акты должны предусматривать возможные технические проблемы, возникающие у преподавателей и студентов в процессе использования электронной информационно-образовательной среды. В случае использования ДОТ и ЭО необходимо предусмотреть для студентов возможности получения дополнительных попыток для сдачи экзаменов (зачетов), и получения дополнительных часов консультации в случае возникновения технических накладок у одной из сторон образовательного процесса.
Кроме того, в локальном акте должна быть предусмотрена обязанность образовательной организации обеспечить бесперебойное функционирование серверов и иных технических средств, а также потенциальная возможность законного использования чужого образовательного контента (например, онлайн курсов других университетов, при их успешной имплемента-ции в свои учебные программы).
3. Особое внимание нужно уделять соблюдению сроков оказания образовательных услуг. С 1 января 2021 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 регулирующее вопросы оказания платных образовательных услуг. Данным документом расширены полномочия заказчика образовательной услуги, так в случае нарушения исполнителем сроков оказания образовательной услуги, заказчик сможет поручить оказание услуг третьим лицам и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов. В этой связи, для университетов, работающих с использованием ДОТ и ЭО принципиально важно соблюсти соответствие проводимых занятий учебным планам, графикам и расписанию, а также максимально адаптировать учебные дисциплины к цифровым форматам обучения. Все вышеуказанные параметры должны быть не только соблюдены, но и
подкреплены отчетами преподавателей, ны решаться по принципу «на усмотрение содержимым ЭИОС и корпоративной поч- ректоров и регионов», необходимо выра-ты. ботать единые правила игры. Пришло
В заключении хотелось бы призвать ор- время заняться созданием нормативных ганы власти, наделенные функцией нормо- актов, регулирующих порядок и качест-творчества, не устраняться от проблем венные критерии оказания образователь-университетов, студентов и преподавате- ных услуг с использованием дистанцион-лей. Далеко не все вопросы могут и долж- ных технологий.
Библиографический список
1. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.supcourt.ru/files/28856/ (дата обращения 20.11.2020).
2. Пандемию просят принять в зачет. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4575527. (дата обращения 20.11.2020).
3. Тематический доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «Защита прав человека в условиях распространения новой короновирусной инфекции» С. 83. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^: //ombudsmanrf.org/news/novosti_upolnomochennogo/view/opublikovan_doklad_po_pravam_ch eloveka_v_period_pandemii (дата обращения 20.11.2020).
4. Красова Е.М. Критерии оценки качества услуг // Молодой ученый. - 2009. -№ 11 (11). - С. 128-130.
DOES COVID-19 GIVE THE RIGHT TO A DISCOUNT: THE LEGAL SUBTITLES OF
E-EDUCATION
M.D. Dzhikiya, Researcher Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. The article highlights some of the debatable issues of using distance technologies and e-learning in higher education. The author analyzes force majeure circumstances caused by the coronavirus pandemic, and also puts forward a number ofproposals for streamlining educational relations in this period. The article presents the author's position on the influence of distance technologies on the level, type and form of student education, and also analyzes the possible legal consequences of litigation caused by students' claims on the quality of the educational process.
Keywords: distance technologies, pandemic, legal regulation, educational relations, contract, service, quality.