Научная статья на тему 'ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ'

ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
885
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ / УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА / ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панова Любовь Витальевна

В статье проводится разъяснение упрощенного порядка оформления права собственности на земельный участок. Актуальность данного вопроса обуславливается продлением срока «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DACHA AMNESTY

The article explains the simplified procedure for registration of ownership of a land plot. The urgency of this issue is caused by the extension of the term of the "dacha amnesty" until March 1, 2026.

Текст научной работы на тему «ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ»

Панова Любовь Витальевна Уральский государственный юридический университет

Институт юстиции Россия, Екатеринбург [email protected] Panova Liubov Vitalevna Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ Аннотация: в статье проводится разъяснение упрощенного порядка оформления права собственности на земельный участок. Актуальность данного вопроса обуславливается продлением срока «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года.

Ключевые слова: дачная амнистия, право собственности на земельный участок, государственная регистрация прав собственности, упрощенный порядок оформления недвижимого имущества, земельные участки.

DACHA AMNESTY

Annotation: the article explains the simplified procedure for registration of ownership of a land plot. The urgency of this issue is caused by the extension of the term of the "dacha amnesty" until March 1, 2026.

Key words: dacha amnesty, ownership of land, state registration of property rights, simplified procedure for registration of real estate, land plots.

13

УДК 349.412.22

Земельные участки относят к недвижимому имуществу (абз. 1 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации [1]), которое можно отнести к природе вещей, то есть недвижимость в силу природных, естественных признаков соответствующего объекта [2, с. 161].

Право частной собственности на землю представляет собой институт, сочетающий в себе элементы частноправового и публично-правового регулирования. В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 36) закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц

- таковы конституционные ограничения осуществления права собственности, которые соответствуют гражданско-правовым.

В силу п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах, тем самым законодатель выделяет землю и другие природные ресурсы из общего массива объектов гражданских прав, принимая во внимание уникальность данных объектов, то есть оборотоспособность природных объектов зависит не от субъективного усмотрения законодателя, а от объективных характеристик этих компонентов [3, с. 126].

В нашей стране уже порядка 15 лет действует упрощенный порядок оформления права собственности на земельный участок, получивший название

- «дачная амнистия».

В народе дачная амнистия стала очень популярной, так как оформление недвижимого имущества на общих основаниях, с учетом действующего законодательства, требовало много времени, значительного количества документов и в конечном итоге стоимость услуги была недешевой.

Экономическая и финансовая ситуация в стране до принятия Федерального закона от 30.06.06 № 9Э-ФЗ способствовала увеличению доли частной. Помимо этого, значительная часть объектов недвижимости используемых гражданами для удовлетворения жилищных и бытовых нужд, не прошла процедуру государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов на данные объекты либо их несоответствия требованиям действующего законодательства. В ряде документов на земельные участки, выданных до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, часто не был указан вид права на землю, что также являлось препятствием оформления прав в общем порядке. Без государственной регистрации недвижимое имущество не может быть объектом гражданских прав. Для исправления сложившейся ситуации, законодатель понимал, что необходимо вносить соответствующие изменения в нормативно-правовую базу. Еще одной причиной введения дачной амнистии явилась фискальная политика государства. Из-за большого количества недвижимого имущества, не стоящего на кадастровом учете, казна недополучала миллионы рублей в виде налогов.

С момента введения дачной амнистии она не была бессрочной, и с регулярным постоянством Государственная дума Российской Федерации продлевала действие Федерального закона [4, с. 95].

Так 18 ноября 2020 года в третьем, окончательном чтении Госдума Российской Федерации приняла закон, продлевающий упрощенный порядок регистрации прав на недвижимость, известный в обществе как "дачная амнистия", на пять лет - до 1 марта 2026 года.

Необходимо отметить, что под действие дачной амнистии подпадают следующие объекты недвижимости, предоставленные физическим лицам:

1. земельные участки для целей садоводческого и огороднического использования, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного

строительства; построенные на этих землях, объекты капитального строительства;

2. жилые дома и другие здания (сараи, бани);

3. земельные участки, переданные в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо если нет возможности определить право на объект.

Бессрочной дачная амнистия считается для всех выше перечисленных земельных участков, построенных на них садовых домов и других объектов капитального строительства, при выполнении следующих условий:

1. земельный участок предоставлен до 30 октября 2001 года;

2. имеется акт о предоставлении земельного участка или о праве на него от местной администрации [5, с. 174].

Закон о дачной амнистии устанавливает две процедуры оформления земельных участков в собственность в упрощенном порядке:

1. Заявительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы на землю. В данной ситуации заявителю необходимо предоставить документ, удостоверяющий право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования или документ, в котором право на земельный участок не обозначено или невозможно определить вид этого права. Наличие перечисленных документов автоматически наделяет граждан правом собственности на земельный участок.

2. Разрешительный порядок государственной регистрации права собственности распространяется на граждан, имеющих документы, подтверждающие членство в садоводческом, огородническом объединении, но не имеющих документов на земельный участок. В данной ситуации заявителю необходимо предоставить решение СНТ (или иного некоммерческого объединения) о выделении конкретному лицу в пользование земельного участка,

а также описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим лицом [4, с. 96].

При этом в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.07.17 № 217-ФЗ законодатель закрепил право ведения садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, без участия в товариществе собственника или в случаях, установленных ч. 11 ст. 12 № 217-ФЗ [6].

Однако, несмотря на положительные моменты в данной процедуре, есть свои недостатки и неточности, с которыми я предлагаю ознакомиться.

Во-первых, нарекания вызывает сложность и высокая стоимость проведения межевания земельных участков. В межевание входит: установление, согласование и закрепление границ участка, определение координат точек границ, расчеты площади, формирование межевого дела (около 20 приложений) и описания участка. После межевания участок ставится на кадастровый учет с присвоением уникального кадастрового номера, составлением кадастрового плана (чертежа) и, наконец, получением заветной выписки из кадастрового плана.

Только после того, как у собственника появляется последний из упомянутых документов, участок можно зарегистрировать и вернуть в гражданский оборот (продать, подарить, заложить и т.п.). Техническую часть работы по межеванию (обмеры, расчеты, составление описаний) выполняют лицензированные геодезические фирмы. Присваивают кадастровые номера и наносят участки на электронные кадастровые карты - бывшие земельные комитеты, ранее - отделы по муниципальным районам Федерального агентства кадастра объектов недвижимости субъекта Российской Федерации (Роснедвижимости) [7, с. 60]. С 01.03.2009 Роснедвижимость была упразднена, ее функции были переданы Федеральной службе государственной регистрации,

кадастра и картографии (Росреестр), переменнованной из Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация), которая находится в ведении Правительства Российской Федерации. Россреестр является правопреемником Роснедвижимости.

Однако, невзирая на столь многоступенчатые этапы по межеванию и регистрации, существует разница координат точек границ, зарегистрированных на кадастровый учет, со стандартами точности. Это источник земельных споров и актуальная проблема при кадастровом учете смежных участков.

Существуют несколько причин, которые влияют на неточность границ, в частности, В.А. Корытников, Багрецов Д.Н. и В.Н. Капицкий в своей статье отразили следующие:

- Разные пункты государственной геодезической сети. Если границы определенны разными пунктами геодезической сети, то они будут не одинаковые из-за погрешности взаимного расположения, результат - отрицание кадастрового учета и долгое судебное разбирательство;

- Кадастровые инженеры бывают халатными и используют недопустимые способы определения границ. Вместо выполнения геодезическими способами (спутниковые определения, тахеометрическая съемка) делают картометрическим методом с пониженной точностью;

- Исторические границы земельных участков установлены с низкой точностью, по описанию;

- В кадастровой документации очень сложно сделать исправления из неточно выраженных границ земельной местности на точно измеренные [8, с. 3].

Во-вторых, хотя эта причина вытекает из первой: на практике бывают случаи, когда в документах может быть указана меньшая площадь участка, чем есть на самом деле или же наоборот.

Эти недочеты можно отчетливо наблюдать в судебной практике.

Например, истец Баймурзин С.М. обратился в суд с иском к ответчику Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок, указывая на то, что он является членом СНТ "Озерки".

Истцом было принял решение об оформлении документов на свой садовый земельный участок в связи с принятием Президентом РФ закона о дачной амнистии. Истцом были совершены следующие действия:

- подготовлено описание садового участка;

- подготовлено заключение правления садоводческого некоммерческого товарищества "Озерки" Уфимского района РБ;

- произведено межевание садового земельного участка и получен кадастровый паспорт, т. е. участок поставлен на учет в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РБ;

- направлены запросы, с просьбой о приватизации и предоставлением всех необходимых документов;

Садовый участок обладает следующими характеристиками:

- местоположение (РФ, РБ, адрес, №);

- площадь;

- разрешительное использование - для ведения садоводства;

- кадастровый номер;

- категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Поэтому истец просит признать суд за ним право собственности на данный

садовый участок.

Суд в обосновании своей позиции сослался на п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющую, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим

Кодексом, а также на п. 4 ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Таким образом, в судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что СНТ "Озерки" образовано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Используемый истцом земельный участок в установленном законом порядке включен в территорию садоводческого товарищества, а истец является его членом. Истцу был правомерно выделен спорный земельный участок, вследствие чего имеются все предусмотренные п. 4 ст. 28 указанного Федерального закона основания для передачи истцу в собственность бесплатно занимаемого земельного участка.

Суд решил исковые требования Баймурзина С.М. к Администрации МР Уфимский район РБ о признании права собственности на земельный участок, удовлетворить [9].

В целом по данному вопросу представлена обширная судебная практика, которая дает возможность полагать, что возникают споры по поводу приобретения права собственности на земельный участок, отражаются неправомерные действия органов местного самоуправления, а также видны последствия неточно составленных кадастровых чертежей.

В целях решения обозначенных проблем представляется необходимым:

1. Проводить процедуру межевания государственными органами, а не коммерческими организациями либо перераспределить часть полномочий между ними.

2. Предоставлять льготные условия по проведению процедуры межевания для социально не защищенных категорий граждан (например, пенсионеров, инвалидов и иные).

3. Ужесточить наказание за внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории (ст. 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) [10].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в целом благодаря дачной амнистии граждане смогли оформить земельные участки в собственность без огромного пакета документов, для государственной казны - пополнение бюджета за счет налогов - все это является положительным результатом. Однако, несмотря на это, есть вопросы к неправомерной деятельности органов местного самоуправления, неправильно составленным межевым чертежам, а также к расценкам по проведению процедуры межевания.

Так в Екатеринбурге в одной из компаний, проводящей кадастровые работы, стоимость межевания участка варьируется от 5000 рублей, схема расположения земельного участка - от 2500 рублей, вынос границ участка в натуру - от 850 рублей/точка. Что, на мой взгляд, является не совсем доступной ценой для ряда граждан, поэтому многие и не спешат оформлять земельные участки в собственность.

Безусловно, следует обратить внимание на эти недостатки, ведь основная суть дачной амнистии - упрощенный порядок оформления права собственности.

А для этого он должен стать менее затратным, более быстрым, точным и правомерным. Поэтому следовало бы государству взять функции по межеванию на себя лично либо перераспределить с коммерческими организациями, занимающимися данным видом работ, установить льготы для ряда граждан при процедуре межевания, усилить наказание за ложные данные в межевом плане.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

2. Волочай Ю.А. Понятие недвижимого имущества по законодательству России и Германии // Российский юридический журнал. 2009. № 1 (64). С. 161169.

3. Вагина О.В. К вопросу о правовой природе ограничений прав частных собственников на земельные участки // Бизнес, менеджмент и право. 2013. № 1 (27). С. 126-128.

4. Слипец А.А., Соколова Л.А., Сихарулидзе Т.Д. Актуальные вопросы «дачной амнистии» в 2019 году // Материалы региональной научно-практической конференции КФ РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева с международным участием. 2019. С. 94-97.

5. Исаков И.Д. Основные особенности реализации дачной амнистии // Научные исследования XXI века. 2020. № 2 (4). С. 172-176.

6. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2017, N 31 (Часть I), ст. 4766.

7. Савинов Г.Ф. «Дачная амнистия»: проблемы и перспективы // Кадастр недвижимости. 2007. № 4. С. 60-68.

8. Корытков В.А., Капицкий В.Н., Багрецов Д.Н. Проблемы становления и ведения земельного кадастра и пути их решений // Аграрное образование и наука. 2018. № 3. С. 6.

9. Решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 08.07.2020 по делу № 2-1336/2020 // Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) [сайт]. - URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 08.04.2020).

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.