ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Научный журнал
№ 1 (13) 2023
Д. А. Карпук
«Да возрастает и процветает наша великая Церковь, — Церковь единая с народом и народ единый с Церковью!» Празднование 900-летия Крещения Руси в 1888 г. в Российской империи (по материалам церковной периодической печати)
УДК 94(470):930+271.2-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_1_32 EDN VXPFVP
Аннотация: Празднование 900-летия Крещения Руси в 1888 г. стало одним из самых массовых церковно-государственных празднеств за всю историю Российской империи. Главные торжества проходили в Киеве с участием митрополита Киевского и Галицкого Платона (Городецкого), обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева и других видных церковных и светских деятелей. Торжественные мероприятия 14 и 15 июля прошли в С.-Петербурге и Москве, а также во всех крупных городах. Праздничные богослужения, согласно указу Св. Синода, были совершены во всех соборах и храмах Русской Православной Церкви. Подготовка и сами торжества довольно подробно описывались на страницах церковной периодической печати. Краткому обзору ключевых публикаций посвящена данная статья.
Ключевые слова: крещение Руси, Российская империя, Святейший Синод, митрополит Платон (Городецкий), К. П. Победоносцев.
Об авторе: Дмитрий Андреевич Карпук
Кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии, заведующий кафедрой церковно-исторических и общегуманитарных дисциплин Псково-Печерской Духовной Семинарии. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3054-387X
Для цитирования: Карпук Д.А. «Да возрастает и процветает наша великая Церковь, — Церковь единая с народом и народ единый с Церковью!» Празднование 900-летия Крещения Руси в 1888 г. в Российской империи (по материалам церковной периодической печати) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №1 (13). С. 32-48.
HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY
Scientific Journal
No. 1 (13) 2023
Dmitry A. Karpuk
"May our great Church grow and prosper — the Church United with the People and the People United with the Church!" Celebration of the 900th Anniversary of the Baptism of Rus in 1888 in the Russian Empire (Based on Materials from the Church Periodical Press)
UDC 94(470):930+271.2-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_1_32 EDN VXPFVP
Abstract: The celebration of the 900th anniversary of the Baptism of Rus in 1888 became one of the most massive church-state celebrations in the entire history of the Russian Empire. The main festivities took place in Kiev with the participation of Metropolitan Platon (Gorodetsky) of Kiev and Galicia, Ober-Procurator of the Holy Synod K. P. Pobedonostsev, and other prominent church and secular figures. Solemn events on July 14 and 15 also occurred in St. Petersburg and Moscow, as well as in all major cities. According to the decree of the Holy Synod, festive services were held in all cathedrals and churches of the Russian Orthodox Church. The preparation and the celebrations themselves were described in detail on the pages of the church periodical press. This article provides a brief overview of key publications dedicated to this topic.
Keywords: Baptism of Rus, Russian Empire, Holy Synod, Metropolitan Platon (Gorodetsky), K. P. Pobedonostsev.
About the author: Dmitry Andreevich Karpuk
Candidate of Theology, Head of the Graduate Department, Associate Professor of the Department of Church History at the Saint Petersburg Theological Academy, Head of the Department of Church History and General Humanities Disciplines at the Pskov-Pechersk Theological Seminary. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3054-387X
For citation: Karpuk D. A. "May our great Church grow and prosper — the Church United with the People and the People United with the Church!" Celebration of the 900th Anniversary of the Baptism of Rus in 1888 in the Russian Empire (Based on Materials from the Church Periodical Press). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 1 (13), pp. 32-48.
В 2023 г. праздновалось 1035-летие Крещения Руси. Этому событию был посвящен ряд мероприятий, среди которых отдельное место отводилось научным конференциям и круглым столам. В данной статье будет сделан обзор праздничных мероприятий, прошедших в Российской империи в 1888 г.
В небольшой по объему современной историографии, посвященной юбилейным торжествам 1888 г., уже вполне традиционно говорится, что инициатива празднования 900-летия Крещения Руси исходила от Совета Славянского благотворительного общества и впервые была обнародована в октябре 1885 г.1 К марту 1886 г. Обществом была разработана программа праздни-ка2. В том же 1886 г. митрополит Киевский и Галицкий Платон (Городецкий) представил в Синод проект празднества в Киеве3.
Предложение иерарха было поддержано «идейным вдохновителем этих мероприятий»4, обер-прокурором Св. Синода К. П. Победоносцевым, который придавал большое значение массовым церковно-общественным празднествам, направленным на воспитание и поддержание патриотических и верноподданнических чувств. Подсчитано, что за период его нахождения на посту обер-прокурора (1880-1905 гг.) было организовано и проведено 17 юбилейных мероприятий, среди которых — 1000-летие со дня кончины св. равноап. Мефодия (1885), 500-летие со дня кончины св. прп. Сергия Радонежского (1892) и др.5 Правда, никак не было отмечено 400-летие учреждения патриаршества в 1589 г.
Можно с уверенностью говорить, что к рубежу Х1Х-ХХ вв. уже вполне сложилась практика проведения праздничных мероприятий по поводу тех или иных юбилеев. В дальнейшем, как Св. Синод, так и церковные власти на местах участвовали в деле организации и проведения массовых мероприятий уже более уверенно, по наработанным схемам и шаблонам. И если центральными юбилеями во второй половине
XIX в. были 1000-летие России (1862 г.) и 900-летие Крещения Руси (1888 г.), то в начале
XX в. наиболее торжественно праздновалось 300-летие Дома Романовых (1913 г.), ставшее не только государственным, но и церковным праздником. Примечательно, что тогда торжества посетил Антиохийский патриарх Григорий, единственный восточный патриарх, побывавший в России за весь синодальный период ее церковной истории6. Торжественные мероприятия проходили в год 100-летия победы в Отечественной войне 1812 г. Что касается исключительно церковных событий, то хотя
1 Буслаев А.И. Имперские юбилеи — тысячелетие России (1862 год) и девятисотлетие крещения Руси (1888 год): организация, символика, восприятие обществом. Автореферат дисс. ... кандидата исторических наук. М., 2010. С. 22.
2 Дмитриев Н.С. Празднование 900-летия Крещения Руси // Церковный историк. 2019. Т.1. № 1. С. 177.
3 Буслаев А.И. Имперские юбилеи. С. 22.
4 Солнцев Н.И. «Крещение Руси»: история юбилеев и мемориальная политика // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 6 (3). С. 36.
5 Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М., 2010. С. 231.
6 КарпукД.А. Значение и история визита Антиохийского патриарха Григория IV в Россию в 1913 году // Православный Палестинский сборник. Выпуск 112. М.: Индрик, 2016. С. 147-154.
Митрополит Платон (Городецкий)
и не столь торжественно, но все же были отмечены, например, такие церковные юбилеи как 1500-летие со дня кончины свт. Иоанна Златоуста7 и 1600-летие со дня принятия Миланского эдикта8.
Торжества, посвященные крещению русского народа, по распоряжению обер-прокурора Св. Синода, было решено проводить не только в Киеве, но и по всей Российской империи. Формально подготовка к празднику началась только после принятия и публикации указа Св. Синода от 17 февраля 1888 г. за № 375 «О праздновании 900-летия крещения русского народа». Согласно синодальному распоряжению, «в благодарном воспоминании об особой милости Божией, озарившей русскую землю светом истинной веры и о подвигах Святого и Равноапостольного князя Владимира, заботами которого было впервые положено твердое основание христианскому просвещению русского народа по учению Восточной православной церкви»9, указывалось в день памяти св. равноап. князя Владимира — 14 и 15 июля — совершить торжественные богослужения.
14 июля необходимо было совершить во всех соборах и храмах империи всенощное бдение по чину богослужения, положенного церковным уставом на храмовые праздники. 15 июля должна была состояться Божественная литургия. Богослужения во всех кафедральных городах должны были возглавлять правящие архиереи или, в случае их отсутствия, викарные епископы. Отличительными особенностями праздничных богослужений должны были стать следующие моменты: 1) совершение крестного хода на реку или источник с совершением молебна с водоосвящением по чину, положенному на 1 августа; 2) чтение акафиста св. равноап. князю Владимиру, которое можно было совершить или 14 июля, во время всенощного бдения, или 15 июля, в день торжеств; 3) в день праздника разрешался «целодневный звон»10. Также необходимо было организовать и провести торжественные собрания с произнесением речей, посвященных празднуемому событию. Главные же торжества должны были состояться в Киеве, по специально утвержденной программе, которая, как уже говорилось выше, была представлена в Синод митрополитом Киевским Платоном11.
В дополнение к церковным распоряжениям 20 июня вышел императорский указ, согласно которому к празднованию Крещения Руси было решено привлечь все воинские части. Указывалось, что войска должны были быть размещены шпалерами по пути следования крестного хода, предполагалось пение гимна «Коль славен», а также салют в 101 выстрел12.
Распоряжение Синода было перепечатано некоторыми изданиями13 и практически сразу началась подготовка к празднованию юбилея. Ближе к началу лета на страницах церковной периодической печати появляется все больше публикаций, посвященных разного рода подготовительным мероприятиям. Особое внимание, по понятным причинам, уделялось Киеву, где должны были пройти главные мероприятия и где не успевали с подготовкой внутреннего убранства нового собора в честь св. равноап. князя Владимира: «Приходится крайне пожалеть, что этот капитальный памятник не будет вполне окончен ко времени предстоящего торжества, столь славного по своему широкому значению не только для России, но и для всего славянства. <...> Вечно опаздываем...
7 Празднование С.-Петербургской духовной академией 1500-летия со дня кончины св. Иоанна Златоуста // Церковный вестник. 1907. № 46. Стлб. 1482-1483.
8 Карпук Д.А. Празднование 1600-летия Миланского эдикта в 1913 г. // Истина и диалог. Сборник материалов XIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге. 28 мая — 1 июня 2013 г. СПб.: РХГА, 2013. С. 171-178.
9 Определение Святейшего Синода от 17 февраля 1888 г., за № 375, о праздновании 900-летия крещения русского народа // Церковные ведомости. 1888. № 8. С. 39.
10 Там же. С. 39-40.
11 Порядок празднования девятисотлетия крещения русского народа в городе Киеве // Церковные ведомости. 1888. № 8. С. 40-41.
12 Солнцев Н.И. «Крещение Руси»: история юбилеев и мемориальная политика. С. 38.
13 О праздновании 900-летия крещения русского народа // Церковный вестник. 1888. № 9. С. 188-189.
Можно, впрочем, на этот раз утешить себя тою мыслию, что новый киевский храм будет действительно соответствовать положенной в основу его исторической мысли»14. Примерно такая же ситуация складывались и с новым Владимирским храмом в Херсо-несе, где также не успевали завершить все работы к юбилейным торжествам15.
Что касается других регионов, то каждая епархия решала поставленную задачу в меру своих возможностей. Например, в Херсонской епархии были заказаны две иконы, в Воронеже было решено построить храм в честь св. равноап. князя Владимира, в Минской — провести торжественное собрание, в Тверской — написать иконы св. равноап. князя Владимира, в Рязани также планировали заказать и написать икону. Композитор Л. Д. Малашкин устроил хор из числа воспитанников Киевской духовной семинарии, в который входило до 600 человек16. В Нижнем Новгороде решено было Обер-пр°кур°р Св. Синода сделать специальную хоругвь стоимостью
К.П. Победоносцев более 3000 руб.17
Ближе к торжествам на страницах епархиальной прессы публиковались подробные программы празднеств, зачастую — с довольно детальным описанием того, куда, когда и какой крестный ход должен идти, где будут проходить главные мероприятия и т. п.
Торжества в Киеве были главными и начались еще 10 июля. Накануне дня памяти св. равноап. княгини Ольги было совершено всенощное бдение в Десятинной церкви. Там же, 11 июля, была совершена Божественная литургия, которую возглавил один из почетных гостей праздничных мероприятий митрополит Сербский Михаил (Йованович). В этот же день состоялось открытие памятника Богдану Хмельницкому на Софийской площади. 12 июля, в день мученической кончины свв. варягов Феодора и Иоанна, торжественное богослужение было совершено в Великой церкви Киево-Печерской лавры. 13 июля богослужение состоялось в церкви св. Николая на Аскольдовой могиле. 14 и 15 июля состоялись главные торжества с участием архиереев — митрополита Киевского Платона, митрополита Сербского Михаила, митрополита Черногорского Митрофана, целого сонма архиереев, обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева, киевского, подольского и волынского генерал-губернатора А. Р. Дрентельна, председателя С.- Петербургского Славянского общества графа Н. П. Игнатьева, киевского губернатора Л. П. Томара и многих других высоких гостей18.
14 Из Киева (о соборе св. Владимира и приготовлениях к празднику 900-летия) // Церковный вестник. 1888. № 27. С. 509-510.
15 Н. Б. Их Севастополя (о храме св. Владимира и приготовлениях к празднику 900-летия) // Церковный вестник. 1888. № 28. С. 525; Головин И. Храм св. равноапостольного князя Владимира в Херсонесе Таврическом // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 29. С. 772-778.
16 К чествованию 900-летия крещения Руси // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 24. С. 658-660.
17 К чествованию 900-летия крещения Руси // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 26. С. 716. См. также: К чествованию 900-летия крещения Руси // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 28. С. 752-759.
18 Празднование 900-летия крещения Руси в Киеве // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 832-833.
В день празднества было произнесено много праздничных речей и поздравлений, еще больше было прислано телеграмм и поздравительных адресов. Практически все было впоследствии опубликовано. И если в одних поздравлениях звучали лишь общие слова, то в других имела место определенного рода аналитика и небезынтересная конкретика.
Большое внимание в печати уделялось речам К. П. Победоносцева, произнесенных в Киеве 15 июля. Могущественный обер-прокурор довольно подробно рассуждал о значении выбора князя Владимира, о роли Церкви в жизни русского человека: «Храм наш — это дом русскому человеку, дом самый ближний, где все равны от мала до велика, все имеют и находят свое место, все почерпают одинаково радость и утешение. Тут наша сила, тут тайная сокровищница судеб наших, тут хранилище драгоценнейших наших преданий и родник сил наших, которым суждено еще явиться в будущем, если в будущем оправдаем мы делами правды и любви — всю истину нашей веры. Да поможет нам Бог! Для того мы и собрались сюда, чтобы вспомянуть Его великую милость к русскому народу, и от полноты сердца, горящего любовью к родине, благодарить Его и молить, да оправдается в делах наших и в судьбах наших наша вера, да возрастает и процветает наша великая церковь, — церковь единая с народом и народ единый с церковью!»19 Праздничные речи К.П. Победоносцева были перепечатаны многими церковными изданиями20.
В день торжества митрополит Киевский Платон произнес слово, посвященное юбилею, в котором говорил о том, что Православие есть истинная, благодатная и спасительная Христова вера. Можно сказать, что были произнесены слова, которые должны были звучать 900 лет назад, при начале христианизации русских земель. Однако и спустя девять веков, в эпоху усиления таких учений, как позитивизм, марксизм, социализм и т.п., апологетическое звучание проповеди одного из членов Св. Синода было более чем актуальным. Примечательно, что владыка не стал обходить неприглядные стороны русской церковной истории, связанные со все возраставшим тогда старообрядчеством и сектантством: «Мы исповедуем древнюю православную веру и свято храним ее такою, какою она принята была при князе Владимире. В противном случае, если бы мы в чем-нибудь изменили ее догматы, или прибавили к ним какое-либо несогласное с ними новое учение, то мы, конечно, не праздновали бы введения ее в России при сем князе, как не празднуют его ныне наши раскольники, штундисты и другие сектанты, отступившие от православия в известных пунктах их суемудрий»21. Впоследствии это слово также было перепечатано практически всеми церковными изданиями22. Примечательно, что митрополит Платон23 отдельно, с особым посланием, обратился и к старообрядцам24.
19 Торжество 15 июля // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 852.
20 Речь обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева. Произнесенная в Киеве // Церковный вестник. 1888. № 30. С. 563-564; Речи обер-прокурора Св. Синода // Церковный вестник. 1888. № 31. С. 579-580.
21 Беседа, сказанная высокопреосвященным Платоном, митрополитом Киевским, в день празднования 900-летия крещения России, 15 июля 1888 года, о том, что вера, исповедывае-мая православною Русскою Церковию, есть истинная, благодатная и спасительная Христова вера // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 824.
22 Беседа, сказанная Высокопреосвященным Платоном, митрополитом Киевским, в день празднования 900-летнего юбилея крещения России, 15 июля 1888 года // Московские церковные ведомости. 1888. № 30. С. 377-378.
23 Примечательно, что практически сразу после юбилейных торжеств митрополит Платон запросил отпуск, который ему был дан, согласно указу Св. Синода: Указ Святейшего Правительствующего Синода от 30 июня 1888 г. за № 4047, Его Высокопреосвященству, Высокопре-освященнейшему Платону, Митрополиту Киевскому и Галицкому // Киевские епархиальные ведомости. 1888. № 29-30. С. 425-426.
24 Пастырское послание члена Святейшего Правительствующего Синода, Высокопреосвященного Платона, митрополита Киевского и Галицкого к глаголемы «старообрядцам» // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 33. С. 886-891.
Во время торжеств в Киеве обер-прокурором Св. Синода К. П. Победоносцевым была отправлена специальная телеграмма императору Александру III: «Собравшиеся сюда со всей России иерархи, русские люди и прибывшие из чужих краев православные, горячо преданные церкви, светло празднуя 900-летнюю годовщину нашего крещения и просвещения, едиными устами и единым сердцем возглашают здравие Вашего Величества, Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича и всего Августейшего Дома. Киев красуется во всей своей славе. Граждане-киевляне, радуясь историческому величию Киева под державою Вашею, всеподданнейше приносят Вашему Величеству от верных сердец поздравление и, славя Бога, молятся о здравии Вашем и долгоденствии, о благосостоянии великого Отечества и о мире всего мира. Победоносцев»25.
Император на это поздравление ответил телеграммой следующего содержания: «Прошу передать всем Нашу сердечную благодарность за выраженные чувства по случаю 900-летней годовщины крещения Руси. И Мы отпраздновали этот день торжественно в Петербурге. Сожалею, что не пришлось Нам быть сегодня в Киеве»26.
Действительно, присутствие императора и царствующей семьи именно в Киеве придало бы праздничным торжествам большее значение. С другой стороны, это привело бы к увеличению числа паломников и всех жаждущих увидеть царя. Соблюсти же все необходимые меры безопасности в таких условиях было бы крайне тяжело, если не сказать — совсем невозможно. В С.-Петербурге, где император проживал, и где обеспечение его безопасности оттачивалось десятилетиями и было доведено почти до автоматизма (что, впрочем, не уберегло императора Александра II от трагической гибели всего за 7 лет до празднуемого юбилея), принять соответствующие меры было легче и проще. Хотя вероятность террористического акта этим не исключалась. Примечательно, что автор передовой статьи в «Церковном вестнике» в первом номере за 1889 г., размышляя о главных событиях прошедшего 1888 года, на первое место поставил спасение императора Александра III 17 (29) октября во время крушения поезда: «1888 год выделяется из ряда ближайших годов двумя великими торжествами. 17 октября милостию Божиею спасен был для России ее царь со всей семьей»27. Праздник же Крещения Руси по итогам года для редакции журнала оказался на втором месте.
Теперь рассмотрим праздничные мероприятия в столице Российской империи. Все торжества в С.-Петербурге пришлись на 14-15 июля. Начало им было положено колокольным звоном: «14 июля, в 5 У2 часов пополудни торжественный звон в соборах и церквах столицы, начатый и совершенный одновременно, возвестил о начале празд-нества»28. Далее началось торжественное совершение всенощного бдения с чтением акафиста св. равноап. князю Владимиру. По свидетельству очевидцев, все столичные соборы и храмы были переполнены. В Князь-Владимирском соборе многим не хватило места, поэтому молящиеся стояли на паперти, ступенях храма и на дорожках сада, в ограде храма. «В Исаакиевском соборе особенное впечатление произведено, когда в конце акафиста, по возгласу протодиакона, свыше десяти тысяч молящихся преклонили колена и умиленно внимали молитве Равноапостолу из уст святителя (епископа Нарвского Владимира (Богоявленского). — Д. К.)»29.
Утром 15-го июля ранние литургии начались в семь часов. Центральным храмом торжеств стал Князь-Владимирский собор, откуда после совершения поздней Божественной литургии начался крестный ход, направившийся к зданию Св. Синода. По пути следования к нему присоединялись крестные ходы из других церквей, совершались небольшие краткие молебны у часовен. Ближе к часу дня крестный ход подошел к зданию Св. Синода, где к нему присоединился митрополит Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский). Тогда же из Петергофа на яхте
25 Церковные ведомости. 1888. № 30. С. 194.
26 Там же.
27 Минувший год для России // Церковный вестник. 1889. № 1. С. 1.
28 Празднование 900-летия крещения Руси в С.-Петербурге // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 30. С. 808.
29 Там же.
«Александрия» сюда прибыли император с императрицей и членами императорской фамилии. На берегу Невы был совершен водосвятный молебен. «Лишь только митрополит приступил к погружению креста в воду, справа высоко взлетели две ракеты, и по этому сигналу сейчас же загремел салют с Петропавловской крепости. Митрополит окропил святою водою знамена и присутствующих»30. Далее все присутствующие крестным ходом с пением гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» и песнопения «Спаси, Господи, люди Твоя» пошли на Дворцовую площадь. Там был совершен молебен с провозглашением вечной памяти почившим и многолетий здравствующим. После этого император с семьей отправился обратно в Петергоф, а крестные ходы торжественно разошлись по соборам и храмам.
Вечером того же дня, в 8 часов, в зале С.-Петербургского городского кредитного общества состоялось торжественное собрание С.-Петербургского Славянского благотворительного общества. Возглавил собрание епископ Костромской Александр (Кульчицкий). С торжественными речами выступили генерал-лейтенант А. А. Киреев, замещавший председателя совета общества генерала Н. П. Игнатьева, профессор О. Ф. Миллер, секретарь общества В. И. Аристов. Обществом была устроена выставка изданий, брошюр и картин, вышедших ко дню празднования юбилея: «Здесь были: гимн Главача "Крещение Руси", напечатанное в сотнях тысяч экземпляров славянским обществом "Житие св. равноапостольного князя Владимира", журналы, выпустившие юбилейные номера, картины московских изданий, множество брошюр и пр.»31
Праздничные мероприятия прошли и в Москве. Центральными храмами празднества здесь стали кафедральный храм Христа Спасителя и Успенский собор в Московском Кремле, где богослужение совершил митрополит Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев). 15 июля водосвятный молебен был совершен на Москве-реке. В торжествах принял участие московский генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков. После богослужения состоялось торжественное заседание в Миро-варной палате с участием митрополита и викарных епископов, генерал-губернатора и почетных гостей32.
Что касается других городов, в которых проходили юбилейные торжества, то там, конечно, мероприятия были не столь масштабные, как в Киеве и в обеих столицах. Тем не менее, для местного населения праздник все равно стал ярким и запоминающимся событием, каковых в то время было не так много. Так, в Херсонесе Таврическом 13 июля «был освящен храм, сооруженный на развалинах того храма, где просветитель России приял святое крещение»33. Причем в освящении приняли участие шесть архиереев во главе с архиепископом Херсонским и Таврическим Никанором (Бров-ковичем). По словам журналиста, «со времени крещения князя Владимира не было здесь такого съезда епископов»34. Особый колорит имели торжества в Великом Новгороде35, Нижнем Новгороде36, Рязани37, Варшаве38, Риге39 и других городах Российской
30 Там же. С. 810.
31 Там же. С. 813.
32 Празднование 900-летия крещения Руси в Москве // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 30. С. 814-817.
33 Празднование 900-летия крещения Руси в Херсонесе // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 858.
34 Там же.
35 А.Д. Празднование 900-летия крещения Руси в Новгороде Великом // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 859-862.
36 Празднование 900-летия крещения Руси в Нижнем Новгороде // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 862-863.
37 Празднование 900-летия крещения Руси в Рязани // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 863-865.
38 Празднование 900-летия крещения Руси в Варшаве // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 865-866.
39 Празднование 900-летия крещения Руси в Риге // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 866.
империи40. Примечательно, что в Великом Новгороде вплоть до 900-летнего юбилея не было ни храма, ни даже придела во имя св. равноап. князя Владимира, который в свое время правил в Новгороде. И только к юбилейным торжествам был устроен придел в церкви свв. Бориса и Глеба на Торговой стороне41. Примечательно, что автор статьи о юбилейных торжествах согласился с оспариваемой в литературе «присказкой» о том, что новгородцев Путята крестил мечом, а Добрыня огнем42. Повторимся — во многих губернских городах подобного рода торжественные мероприятия прошли впервые едва ли не за всю их историю. Так, рязанские старожилы не помнили «такого пышного и великолепного праздника, какой видела Рязань 15 июля»43. Подобное же свидетельство имеется в «Рижском вестнике»: «Подобного всеобщего православного торжества еще не бывало в Риге. Воспоминания о нем будут еще долго жить во всех участниках его»44.
Как видно, из представленного выше краткого обзора, церковная периодическая печать активно освещала события, связанные с церковными торжествами, а также по мере сил и возможностей редакций публиковала церковно-исторические статьи, посвященные эпохе князя Владимира45. Однако в каждом конкретном случае те же епархиальные ведомости, будучи официальными изданиями, не могли отправить в Киев или в одну из столиц своих корреспондентов. Поэтому зачастую редакторы вынуждены были ограничиваться перепечатками. Так, например, в «Полоцких епархиальных ведомостях» была напечатана оригинальная статья с предполагавшейся программой торжеств в Витебске46. Что же касается торжеств в Киеве, то в данном случае редакция ограничилась перепечаткой47 из «Литовских епархиальных ведомостей»48, где было много публикаций на эту тему, как оригинальных49, так и также перепе-чатанных50. В тех же Полоцких ведомостях была опубликована статья, посвященная князю Владимиру51, но и она оказалась перепечаткой из «Костромских епархиальных ведомостей»52. Таким образом, юбилейные торжества 1888 г. в очередной раз вскрыли
40 Торжество девятисотлетия крещения Руси в Киеве, Москве, Петербурге, Сергиевом посаде и Спасо-Вифанском монастыре // Московские церковные ведомости. 1888. № 30. С. 378-385; Празднование девятисотлетия крещения Руси в Петербурге, Киеве, Херсонесском монастыре, Москве и других местах // Церковный вестник. 1888. № 30. С. 560-562.
41 А.Д. Празднование 900-летия крещения Руси в Новгороде Великом // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 859.
42 Там же. С. 861.
43 Празднование 900-летия крещения Руси в Рязани // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 863.
44 Цит. по: Празднование 900-летия крещения Руси в Риге // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 866.
45 Всенародное и церковное торжество // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 28. С. 743-746.
46 Программа празднования в пределах Полоцкой епархии и в частности в г. Витебске 900-летия крещения Руси // Полоцкие епархиальные ведомости. 1888. № 12. С. 273-277.
47 Юбилейные дни в Киеве // Полоцкие епархиальные ведомости. 1888. № 16. С. 387-414.
48 Юбилейные дни в Киеве // Литовские епархиальные ведомости. 1888. № 30. С. 248-257.
49 Торжество 900-летия крещения Русского народа в г. Вильне // Литовские епархиальные ведомости. 1888. № 30. С. 246-247; Поучение священника А. Гуляницкого, сказанное в Пречистенском соборе в Вильне 15 июля // Литовские епархиальные ведомости. 1888. № 30. С. 247-248; Торжество девятисотлетия крещения Руси // Церковный вестник. 1888. № 29. С. 533-534; Виноградов Н. И. Слово на праздник 900-летия крещения Руси // Московские церковные ведомости. 1888. № 30. С. 385-387; Розанов Н, прот. Слово в день девятисотлетия крещения Руси // Церковный вестник. 1888. № 30. С. 553-555.
50 Празднование 900-летия крещения Руси в Петербурге // Литовские епархиальные ведомости. 1888. № 30. С. 257-258; Торжественное общее собрание С.-Петербургского славянского благотворительного общества // Литовские епархиальные ведомости. 1888. № 30. С. 258-259.
51 В.С. Крещение Руси (По поводу 900-летия) // Полоцкие епархиальные ведомости. 1888. № 12. С. 285-295.
52 В.С. Крещение Руси (По поводу 900-летия) // Костромские епархиальные ведомости. 1888. № 7. С. 215-223.
и обнажили «вековечную» проблему епархиальной прессы, связанною с отсутствием кадров и должного финансирования, чтобы публиковать оригинальные и интересные для своих читателей материалы.
Еще одной проблемой, зачастую неразрешимой для епархиальной прессы, была пресловутая духовная цензура. Не вдаваясь в подробности этой интересной, сложной и многоуровневой темы, отметим, что на местах ситуация была сложнее и строже, нежели в столицах. Поэтому перепечатки зачастую были вполне оправданы, поскольку редакции опасались возможных придирок со стороны центральных органов как церковной, так и гражданской власти. Что же касается столичных изданий, то здесь ситуация была не столь однозначная. Некоторые центральные журналы могли позволить себе и определенную критику тех или иных церковных проблем без серьезных последствий для себя.
С одной стороны, юбилейные торжества не предполагали вдумчивого разговора с указанием на существующие церковные проблемы, в том числе — довольно серьезные. Поэтому в официальных информационных заметках авторы чаще всего ограничивались лишь описанием событий без какой бы то ни было аналитики. С другой стороны, церковная периодическая печать, пережившая в эпоху великих реформ определенный расцвет именно за счет того, что не стеснялась обсуждать острые вопросы, не стала обходить их и сейчас. Но делала она это, учитывая специфику 1880-х гг., очень осторожно и довольно деликатно. Так, на страницах «Церковного вестника» в одной из передовых статей осторожно и как бы мимоходом говорилось: «Не будем утверждать, что русский народ во всей своей массе глубоко и всесторонне усвоил учение христианства; но простота его веры, сила его молитвы выше и ценнее одних отвлеченных богословских познаний и религиозных пытаний. Во имя своей христианской веры он в продолжение девяти сот лет совершил массу великих дел, воспитал многочисленный сонм подвижников, прославленных церковью за святость своей жизни. Он сохранил в себе православие, гордится им пред иноверцами и справедливо считается лучшим христианским народом в мире. Указание на раскол и на усиление сектантства среди русских не опровергает сделанной выше характеристики религиозности русского народа; в первом случае оно говорит о сильной привязанности одной части русских к обрядам и порядкам церковной жизни, во втором случае говорит о пробудившейся среди русских религиозной пытливости, удовлетворение которой в духе православия составляет настойчивую потребность и усиленную заботу пастырей русской церкви»53.
Московская церковная печать также затрагивала эту проблему с отсылкой к публикациям в светских изданиях. Так, в «Московских церковных ведомостях» рассматривалась статья из газеты «Сын Отечества» (№ 185). В последней выражалось сожаление, что современная жизнь свидетельствует, что «плодов дарованного нам чрез св. Владимира сокровища мы не усвоили вполне и что эти плоды еще ожидают своего развития и времени созревания»54. Правда, далее в статье говорилось, что срок в 900 лет чрезвычайно мал (sic!) для этого. Затем редакция «Московских церковных ведомостей» обращается к статье в петербургской газете «День» (№ 98), где также имели место размышления о плодах крещения. При этом, оправдывая отсутствие достойных результатов, столичное издание обратило внимание на Западную Европу, где христианство было принято задолго до Крещения Руси, а ситуация с плодами также была далеко не простая: «Изречение Христа о людях, которые "устами чтут Меня, а сердце их далее отстоит" едва ли не в полной мере применимо к современной христианской Европе. Одною рукою она воздвигает храмы в честь христианского милосердного Бога, распространяет повсюду Его высокогуманное учение, а другой — создает круп-повские заводы, крепости и армии, благодаря которым между человеческая вражда как бы возводится в принцип жизни рядом с христианскою любовию к ближнему»55.
53 Торжество девятисотлетия крещения Руси // Церковный вестник. 1888. № 29. С. 533.
54 Заметки и сообщения о печати // Московские церковные ведомости. 1888. № 31. С. 400.
55 Там же.
Вообще, критика Запада и особенно католической церкви просматривается во многих юбилейных публикациях.
В целом ряде статей и заметок высказывалось горячее желание увековечить 900-летний юбилей не только собственно торжественными богослужениями и праздничными мероприятиями, но и разного рода памятными подарками, сувенирами и т. п. Предлагались самые разные проекты — от созыва Вселенского Собора до награждения духовенства специальными наперсными крестами. Правда, сами инициаторы понимали, что многие подобные идеи нельзя реализовать. Тот же Вселенский Собор нельзя было собрать и провести в том числе и по политическим причинам: «Вселенский собор фактически возможен лишь тогда, когда политические препятствия ему исчезнут, т.е. когда православный крест будет воздвигнут на соборе св. Софии, к чему неизбежно, неудержимо влечет нас история»56. Примечательно, что последнее утверждение, кажущееся утопичным с высоты XXI столетия, в XIX в. поддерживалось, как известно, многими церковно-общественными и политическими деятелями.
Что касается наперсных крестов, то их предлагалось сделать восьмиконечными, «высеребренными», с изображением на лицевой стороне свв. Владимира, Ольги и апостола Андрея и надписью «988-1888». На оборотной стороне предлагалось сделать следующую надпись: «Православному русскому духовенству — в память девятисотлетия крещения Руси. Мф. гл. V, ст. 16: "Тако да просветится свет ваш пред че-ловеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесах"»57. Авторы этого проекта, опубликованного в «Киевском Слове», таким образом предлагали почтить русское духовенство за труды в деле просвещения народа.
Редакция «Церковного вестника» отнеслась к этой инициативе довольно критично. Правда, сделанное в ответ предложение, хотя и было вполне справедливо, выглядело более чем утопично: «Едва ли, нам кажется, будет справедливо такие многовековые и многотрудные заслуги русского духовенства православной церкви и русскому государству почтить лишь внешним, медным значком, за который еще придется тому же духовенству и расплачиваться. Нет, если действительно труды русского духовенства в деле просвещения темных народных масс, а равно насаждения и укрепления государства признаются и их желают вознаградить, то следует подумать не о медных (и почему непременно ось-миконечных?) крестах — украшениях, но хоть на первый раз о том, чтобы общество дало будущему поколению этих многовековых тружеников средства получить надлежащее воспитание и образование и чтобы вдовы и сироты этого много страдального духовенства не обрекались бы, после смерти своих мужей-тружеников, на полное нищенство»58.
К юбилею было издано несколько десятков брошюр, зачастую — огромными тиражами в несколько сотен тысяч экземпляров59. Но дело не ограничивалось лишь литературой для чтения. Был подготовлен и издан гимн св. равноап. князю Владимиру60. Придворная Капелла издала в переложении для четырехголосного хора напевы тропаря, кондака и величания, употребляемых при чествовании памяти св. равноап. князя Владимира61.
Безусловно, свой особый вклад в торжества не могла не внести духовно-академическая наука62. Историки, занимавшиеся отечественной церковной историей,
56 Мнения печати. Предположения по поводу юбилея крещения Руси: о награждении всего православного русского духовенства наперсными крестами и о созвании вселенского собора // Церковный вестник. 1888. № 29. С. 535.
57 Там же. С. 534.
58 Там же.
59 Новые издания к предстоящему чествованию 900-летия крещения Руси // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 28. С. 759-760.
60 Д. С. Гимн св. равноапостольному князю Владимиру. Слова К. К. Случевского, музыка В. И. Главача. СПб., 1888 // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 28. С. 760-761.
61 Определение Святейшего Синода от 6-12 июля 1888 года, за № 1444, об издании придворной певческой капеллы // Церковные ведомости. 1888. № 30. С. 198.
62 См. подробнее: Сухова Н.Ю. Крещение св. князя Владимира и Русской земли: научно-критическое осмысление русским «школьным» богословием (1880-1910-е г.) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах. Вып. 3: Материалы научной
в течение уже нескольких десятилетий оживленно дискутировали об обстоятельствах крещения князя Владимира. Юбилей лишь подстегнул этот интерес, результатом которого стали несколько десятков статей и заметок, написанных с привлечением широкого комплекса источников. Так, на страницах богословского журнала С.-Петербургской Духовной Академии «Христианское чтение» был опубликован цикл статей Н. Левитского63. При этом статьи публиковались не только в юбилейный 1888 г., но и в последующие годы64.
Разумеется, авторы не обходили спорные и дискуссионные вопросы, связанные с обстоятельствами и временем крещения князя Владимира65. И несмотря на то, что для официальной версии даты крещения была взята летописная хронология, в статьях совершенно спокойно рассматривались и другие версии66. В научно-популярной статье один из крупнейших церковных историков XIX в., профессор С.-Петербургской Духовной Академии протоиерей Павел Николаевский признавал: «Научные исторические исследования доказали, что рассказ нашей летописи о крещении князя Владимира и крещении им русской земли далеко не полон, не во всем точен, имеет вставки позднего происхождения и во многом может быть исправлен по сочинениям других близких ко временам Владимира писателей, как русских, так и иностранных»67. В контексте празднования юбилея наличие разных мнений и точек зрения мало кого смущало.
Едва ли не центральным периодическим изданием, на страницах которого было опубликовано значительное количество научных статей, посвященных эпохе св. равноап. князя Владимира, стал журнал «Труды Киевской Духовной Академии». Особое место там занимали статьи профессоров В. З. Завитневича68, И. И. Ма-лышевского69 и некоторых других авторов70. Большой интерес представляет статья,
конференции «Равноапостольный князь Владимир и формирование цивилизации». СПб., 2015. С. 209-230.
63 Левитский Н. К вопросу о времени крещения св. Владимира и Руси // Христианское чтение. 1888. № 5-6. С. 596-648; № 7-8. С. 100-161.
64 Левитский Н. Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные // Христианское чтение. 1890. № 3-4. С. 370-421; № 5-6. С. 687-740; № 7-8. С. 147-174; № 9-10. С. 318-336; Левитский Н. Ответ г. Матченко на статью «Спорные вопросы по истории крещения Руси» // Христианское чтение. 1891. № 11-12. С. 470-477.
65 Дмитриев Н. С. Празднование 900-летия Крещения Руси. С. 178-179.
66 Исторические заметки. Новые исследования о времени крещения св. Владимира и Русского народа. Храмы, построенные св. Владимиром. Откуда родом была святая великая княгиня Ольга? // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 28. С. 747-752.
67 Николаевский П., прот. Памяти святого равноапостольного и великого князя Владимира // Церковный вестник. 1888. № 29. С. 536.
68 Завитневич В. З. О месте и времени крещения св. Владимира и о годе крещения киевлян // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 1. С. 126-152; Завитневич В.З. Владимир святой, как политический деятель // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 6. С. 351-441; № 8. С. 635-755.
69 Малышевский И. И. Сказание о посещении русской страны св. апостолом Андреем // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 6. С. 300-350; Малышевский И. И. Речь, сказанная в торжественном собрании Киевской духовной академии 14 июля 1888 года по случаю исполнившегося девятисотлетия крещения России // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 8. С. 756-771.
70 Глазунов П. Храмы, построенные св. Владимиром и другими в его время // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 6. С. 167-253; Н.П. Древние изображения св. Владимира // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 7. С. 443-462; Калинников В. Митрополиты и епископы при св. Владимире // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 7. С. 463-593; Н.П. Чествование памяти св. Владимира на юге России и в частности в Киеве // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 7. С.594-616; Певницкий В.Ф. Слово, сказанное 10 июля 1888 г. (в 4-ю неделю по Пятидесятнице), накануне церковного торжества по случаю исполнившегося девятисотлетия со времени крещения России при св. Владимире // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 8. С. 619-634.
посвященная аналитическому обзору работ по русской церковной истории XXI вв., опубликованных за 30 лет существования «Трудов Киевской Духовной Академии». Автор исследования особо подчеркивает, что статьи, написанные с начала 1860-х гг. могли бы составить серьезный сборник по данной теме: «В тех и других статьях и монографиях обследовано уже значительное число сторон жизни и деятельности св. Владимира и его эпохи, так что все эти статьи и монографии могли бы составить из себя довольно обширный сборник. Одни из них касаются обстоятельств, предшествовавших крещению Руси св. Владимиром и как бы подготовлявших собою это великое событие; другие излагают самый процесс принятия св. Владимиром православной веры и крещения Руси; третьи, наконец, говорят о благотворных для России последствиях этого события и о чествовании памяти св. Владимира»71. При этом, согласно замыслам некоторых профессоров Киевской Духовной Академии, предполагалось подготовить к юбилею сборник источников, но, к сожалению, этого сделать не удалось: «Особенно жаль, что, по независящим от Киевской духовной Академии обстоятельствам, не могло состояться предполагавшееся ею ученое критическое издание первоисточников сведений о жизни и деятельности св. Владимира, требовавшее предварительных поездок в разные места России, многочисленных письменных сношений, необходимых денежных средств, а главное — значительного количества времени»72. Автор статьи относит этот замысел к числу ближайших будущих академических проектов. К сожалению, в дальнейшем он так и не был реализован.
Сдвоенный номер «Трудов Киевской Духовной Академии» за сентябрь-октябрь (№ 9-10) 1888 г., общий объем которого составил 344 страницы, был целиком посвящен юбилейным торжествам. В журнале были опубликованы слова, поучения, речи, сказанные в дни празднования юбилея в Киеве, телеграммы, присланные из разных уголков России. Некоторые приветствия публиковались на страницах других периодических изданий73.
Отдельная статья в юбилейном номере журнала была посвящена суждениям и отзывам иностранной печати по поводу юбилея. Вообще, отечественные церковные журналисты очень внимательно отслеживали реакцию на юбилейные торжества в иностранной периодике. При этом фиксировались не только положительные откли-ки74, но и отрицательные75.
Торжества в Киеве были омрачены кончиной прямо в день праздника — 15 июля — киевского генерал-губернатора А. Р. Дрентьева, много потрудившегося для его организации76. Несмотря на эту трагедию, торжества, по указанию К. П. Победоносцева, было решено не отменять77. Также спустя несколько дней после празднества скончался сотрудник «Церковных ведомостей» Евфимий Михайлович Крыжановский, который практически на смертном одре составил свой,
71 Н.П. Обозрение сделанного Киевской Академией по изучению эпохи св. Владимира // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 6. С. 258.
72 Там же. С. 256.
73 Приветствие, посланное М.О. Кояловичем в Киев // Церковный вестник. 1888. № 29. С. 547-548; Послание архиепископа Кентерберийского // Церковный вестник. 1888. № 31. С. 580; Коялович М.О. Сила влияния нашего равноапостольного Владимира на латинский мир // Церковный вестник. 1888. № 36. С. 645-646; № 37. С. 665-666; № 38. С. 685-687; Речь М. О. Кояловича, посланная в Киев // Церковный вестник. 1880. № 30. С. 564.
74 Чешский отклик на православно-русское торжество 900-летия крещения Руси // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 27. С. 732-733; П.С. Чествование памяти св. равноапостольного князя Владимира в древней Руси, в южном и западном славянстве // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 29. С. 766-772.
75 Немецкий пастор в вопросе о 900-летнем юбилее крещения Руси // Церковный вестник. 1888. № 29. С. 540-542.
76 Буслаев А.И. Имперские юбилеи. С. 25.
77 Дмитриев Н.С. Празднование 900-летия Крещения Руси. С. 181.
как оказалось, последний репортаж о торжествах в Киеве78, опубликованный уже после его кончины79.
900-летний юбилей многих современников манил следующей датой — 1000-летием Крещения Руси. У всех, кто высказывался по этому поводу, были только самые оптимистические ожидания. Так, профессор Киевской Духовной Академии И. И. Малышевский в своей праздничной речи говорил о единстве славянских народов: «Будем надеяться, что наши потомки встретятся на следующем юбилее тысячелетия крещения Руси с большей любовью и единением между собою»80. Ему вторил викарий Новгородской епархии, епископ Ладожский Митрофан (Невский), который, завершая свою пространную и небезынтересную речь в день юбилея, высказал пожелание: «Да цветет и развивается, под осенением св. веры и церкви православной и под непоколебимою охраною благочестивого и самодержавнейшего Государя Нашего единая и неделимая России, и да дарует Господь нашим потомкам утешение в день тысячелетия христианского просвещения Руси узреть воочию и самым делом единомыслие и единение всех славянских братий наших в вере и жизни!»81 К сожалению, празднование 1000-летия Крещения Руси проходило в таких условиях, о которых невозможно было и помыслить столетием ранее — в 1888 г.
Источники и литература
1. А.Д. Празднование 900-летия крещения Руси в Новгороде Великом // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 859-862.
2. Беседа, сказанная высокопреосвященным Платоном, митрополитом Киевским, в день празднования 900-летия крещения России, 15 июля 1888 года, о том, что вера, исповеды-ваемая православною Русскою Церковию, есть истинная, благодатная и спасительная Христова вера // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 823-826.
3. Беседа, сказанная Высокопреосвященным Платоном, митрополитом Киевским, в день празднования 900-летнего юбилея крещения России, 15 июля 1888 года // Московские церковные ведомости. 1888. № 30. С. 377-378.
4. Буслаев А.И. Имперские юбилеи — тысячелетие России (1862 год) и девятисотлетие крещения Руси (1888 год): организация, символика, восприятие обществом. Автореферат дисс. .. кандидата исторических наук. М., 2010. 30 с.
5. В. С. Крещение Руси (По поводу 900-летия) // Костромские епархиальные ведомости. 1888. №7. С. 215-223.
6. В. С. Крещение Руси (По поводу 900-летия) // Полоцкие епархиальные ведомости. 1888. № 12. С. 285-295. (Перепечатка из Костромских епархиальных ведомостей.)
7. Взгляды нашей светской печати на крещение св. Владимиром Руси, по поводу юбилейного торжества // Церковный вестник. 1888. № 30. С. 551-553.
8. Виноградов Н.И. Слово на праздник 900-летия крещения Руси // Московские церковные ведомости. 1888. № 30. С. 385-387.
9. Всенародное и церковное торжество // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 28. С. 743-746.
10. Глазунов П. Храмы, построенные св. Владимиром и другими в его время // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 6. С. 167-253.
78 Празднование 900-летия со времени крещения Руси (988-1888 гг.) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 33. С. 898-907; К чествованию 900-летия крещения Руси // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 33. С. 907-911.
79 Шемякин В.Е. М. Крыжановский ^ 26 июля 1888 г. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 35. С. 968-970.
80 Празднование 900-летия крещения Руси в Киеве // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 834.
81 Там же. С. 837.
11. Головин И. Храм св. равноапостольного князя Владимира в Херсонесе Таврическом // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 29. С. 772-778.
12. Д. С. Гимн св. равноапостольному князю Владимиру. Слова К. К. Случевского, музыка В. И. Главача. СПб., 1888 // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 28. С. 760-761.
13. Дмитриев Н.. С. Празднование 900-летия Крещения Руси // Церковный историк. 2019. Т. 1. № 1. С. 176-185.
14. Завитневич В. З. Владимир святой, как политический деятель // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 6. С. 351-441; № 8. С. 635-755.
15. Завитневич В. З. О месте и времени крещения св. Владимира и о годе крещения киевлян // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 1. С. 126-152.
16. Заметки и сообщения о печати // Московские церковные ведомости. 1888. № 31. С. 400-401.
17. Из Киева (о соборе св. Владимира и приготовлениях к празднику 900-летия) // Церковный вестник. 1888. № 27. С. 509-510.
18. Исторические заметки. Новые исследования о времени крещения св. Владимира и Русского народа. Храмы, построенные св. Владимиром. Откуда родом была святая великая княгиня Ольга? // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 28. С. 747-752.
19. К чествованию 900-летия крещения Руси // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 24. С. 658-660.
20. К чествованию 900-летия крещения Руси // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. №26. С. 713-718.
21. К чествованию 900-летия крещения Руси // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 28. С. 752-759.
22. К чествованию 900-летия крещения Руси // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. №33. С. 907-911.
23. Калинников В. Митрополиты и епископы при св. Владимире // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 7. С. 463-593.
24. Карпук Д.А. Значение и история визита Антиохийского патриарха Григория IV в Россию в 1913 году // Православный Палестинский сборник. Выпуск 112. М.: Индрик, 2016. С. 147-154.
25. Карпук Д.А. Празднование 1600-летия Миланского эдикта в 1913 г. // Истина и диалог. Сборник материалов XIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге. 28 мая — 1 июня 2013 г. СПб.: РХГА, 2013. С. 171-178.
26. Коялович М. О. Сила влияния нашего равноапостольного Владимира на латинский мир // Церковный вестник. 1888. № 36. С. 645-646; № 37. С. 665-666; № 38. С. 685-687.
27. Левитский Н. Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные // Христианское чтение. 1890. № 3-4. С. 370-421; № 5-6. С. 687-740; № 7-8. С. 147-174; № 9-10. С. 318-368.
28. Левитский Н. К вопросу о времени крещения св. Владимира и Руси // Христианское чтение. 1888. № 5-6. С. 596-648; № 7-8. С. 100-161.
29. Левитский Н. Ответ г. Матченко на статью «Спорные вопросы по истории крещения Руси» // Христианское чтение. 1891. № 11-12. С. 470-477.
30. Малышевский И.И. Речь, сказанная в торжественном собрании Киевской духовной академии 14 июля 1888 года по случаю исполнившегося девятисотлетия крещения России // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 8. С. 756-771.
31. Малышевский И.И. Сказание о посещении русской страны св. апостолом Андреем // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 6. С. 300-350.
32. Минувший год для России // Церковный вестник. 1889. № 1. С. 1-4.
33. Мнения печати. Предположения по поводу юбилея крещения Руси: о награждении всего православного русского духовенства наперсными крестами и о созвании вселенского собора // Церковный вестник. 1888. № 29. С. 534-535.
34. Н.Б. Их Севастополя (о храме св. Владимира и приготовлениях к празднику 900-летия) // Церковный вестник. 1888. № 28. С. 525.
35. Н.П. Древние изображения св. Владимира // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 7. С. 443-462.
36. Н. П. Обозрение сделанного Киевской Академией по изучению эпохи св. Владимира // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 6. С. 254-299.
37. Н. П. Чествование памяти св. Владимира на юге России и в частности в Киеве // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 7. С. 594-616.
38. Немецкий пастор в вопросе о 900-летнем юбилее крещения Руси // Церковный вестник. 1888. № 29. С. 540-542.
39. Николаевский П., прот. Памяти святого равноапостольного и великого князя Владимира // Церковный вестник. 1888. № 29. С. 536-540.
40. Новые издания к предстоящему чествованию 900-летия крещения Руси // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 28. С. 759-760.
41. О праздновании 900-летия крещения русского народа // Церковный вестник. 1888. №9. С. 188-189.
42. Определение Святейшего Синода от 17 февраля 1888 г., за №375, о праздновании 900-летия крещения русского народа // Церковные ведомости. 1888. № 8. С. 39-40.
43. Определение Святейшего Синода от 6-12 июля 1888 года, за № 1444, об издании придворной певческой капеллы // Церковные ведомости. 1888. № 30. С. 198.
44. П. С. Чествование памяти св. равноапостольного князя Владимира в древней Руси, в южном и западном славянстве // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 29. С. 766-772.
45. Пастырское послание члена Святейшего Правительствующего Синода, Высокопреосвященного Платона, митрополита Киевского и Галицкого к глаголемы «старообрядцам» // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 33. С. 886-891.
46. Певницкий В.Ф. Слово, сказанное 10 июля 1888 г. (в 4-ю неделю по Пятидесятнице), накануне церковного торжества по случаю исполнившегося девятисотлетия со времени крещения России при св. Владимире // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 8. С. 619-634.
47. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М., 2010. 374 с.
48. Порядок празднования девятисотлетия крещения русского народа в городе Киеве // Церковные ведомости. 1888. № 8. С. 40-41.
49. Послание архиепископа Кентерберийского // Церковный вестник. 1888. № 31. С. 580.
50. Поучение священника А. Гуляницкого, сказанное в Пречистенском соборе в Вильне 15 июля // Литовские епархиальные ведомости. 1888. № 30. С. 247-248.
51. Празднование 900-летия крещения Руси в Варшаве // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 865-866.
52. Празднование 900-летия крещения Руси в Киеве // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 832-848.
53. Празднование 900-летия крещения Руси в Москве // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 30. С. 814-817.
54. Празднование 900-летия крещения Руси в Нижнем Новгороде // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 862-863.
55. Празднование 900-летия крещения Руси в Петербурге // Литовские епархиальные ведомости. 1888. № 30. С. 257-258.
56. Празднование 900-летия крещения Руси в Риге // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 866.
57. Празднование 900-летия крещения Руси в Рязани // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 863-865.
58. Празднование 900-летия крещения Руси в С.-Петербурге // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 30. С. 808-814.
59. Празднование 900-летия крещения Руси в Херсонесе // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 31-32. С. 858-859.
60. Празднование 900-летия со времени крещения Руси (988-1888гг.) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 33. С. 898-907.
61. Празднование девятисотлетия крещения Руси в Петербурге, Киеве, Херсонесском монастыре, Москве и других местах // Церковный вестник. 1888. № 30. С. 560-562.
62. Празднование С.-Петербургской духовной академией 1500-летия со дня кончины св. Иоанна Златоуста // Церковный вестник. 1907. № 46. Стлб. 1482-1483.
63. Приветствие, посланное М. О. Кояловичем в Киев // Церковный вестник. 1888. № 29. С. 547-548.
64. Программа празднования в пределах Полоцкой епархии и в частности в г. Витебске 900-летия крещения Руси // Полоцкие епархиальные ведомости. 1888. № 12. С. 273-277.
65. Речи обер-прокурора Св. Синода // Церковный вестник. 1888. № 31. С. 579-580.
66. Речь М. О. Кояловича, посланная в Киев // Церковный вестник. 1880. № 30. С. 564.
67. Речь обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева. Произнесенная в Киеве // Церковный вестник. 1888. № 30. С. 563-564.
68. Розанов Н., прот. Слово в день девятисотлетия крещения Руси // Церковный вестник. 1888. № 30. С. 553-555.
69. Солнцев Н.И. «Крещение Руси»: история юбилеев и мемориальная политика // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 6 (3). С. 36-41.
70. Сухова Н.Ю. Крещение св. князя Владимира и Русской земли: научно-критическое осмысление русским «школьным» богословием (1880-1910-е г.) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах. Вып. 3: Материалы научной конференции «Равноапостольный князь Владимир и формирование цивилизации». СПб., 2015. С. 209-230.
71. Торжественное общее собрание С.-Петербургского славянского благотворительного общества // Литовские епархиальные ведомости. 1888. № 30. С. 258-259.
72. Торжество 15 июля // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. №31-32. С. 848-858.
73. Торжество 900-летия крещения Русского народа в г. Вильне // Литовские епархиальные ведомости. 1888. № 30. С. 246-247.
74. Торжество девятисотлетия крещения Руси // Церковный вестник. 1888. № 29. С. 533-534.
75. Торжество девятисотлетия крещения Руси в Киеве, Москве, Петербурге, Сергиевом посаде и Спасо-Вифанском монастыре // Московские церковные ведомости. 1888. № 30. С. 378-385.
76. Указ Святейшего Правительствующего Синода от 30 июня 1888 г. за № 4047, Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Платону, Митрополиту Киевскому и Галицкому // Киевские епархиальные ведомости. 1888. № 29-30. С. 425-426.
77. Церковные ведомости. 1888. №30. С. 193-195.
78. Чешский отклик на православно-русское торжество 900-летия крещения Руси // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 27. С. 732-733.
79. Шемякин В.Е. М. Крыжановский ^ 26 июля 1888 г. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888. № 35. С. 968-970.
80. Юбилейные дни в Киеве // Литовские епархиальные ведомости. 1888. № 30. С. 248-257.
81. Юбилейные дни в Киеве // Полоцкие епархиальные ведомости. 1888. № 16. С. 387-414.