Научная статья на тему 'Д. Ю. Ревякин. «Музейон есть обитель всех родов прекрасного». Н. К. Рерих как музейный деятель'

Д. Ю. Ревякин. «Музейон есть обитель всех родов прекрасного». Н. К. Рерих как музейный деятель Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Д. Ю. Ревякин. «Музейон есть обитель всех родов прекрасного». Н. К. Рерих как музейный деятель»

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Д.Ю. Ревякин

«МУЗЕЙОН ЕСТЬ ОБИТЕЛЬ ВСЕХ РОДОВ ПРЕКРАСНОГО». Н.К. РЕРИХ КАК МУЗЕЙНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ*

Выдающийся деятель русской культуры Николай Константинович Рерих известен всему миру как художник и мыслитель, историк и археолог, писатель, талантливый педагог, путешественник и защитник памятников старины. И в меньшей степени - как музейный деятель. Музейная деятельность Н.К. Рериха - мало исследованная часть его творческой биографии, особенно это касается периода жизни художника в царской России. В имеющихся на сегодняшний день современных публикациях подробно рассматривается его музейная деятельность в США, связанная с созданием и развитием выдающегося культурного учреждения ХХ в. - Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Однако именно в России великий художник стал крупным музейным специалистом, собирателем многочисленных коллекций на пользу русской культуре, радетелем за создание и сохранение общественных музеев и частных собраний, новатором в области выставочной деятельности. По сути Николай Константинович создал прообраз музейно-культурных центров будущего, подобных музейонам Античности. Музеи, картинные галереи и храмы, все те места, где накоплены бесценные

* Ревякин Д.Ю. «Музейон есть обитель всех родов прекрасного». Н.К. Рерих как музейный деятель // Культура и время. - М., 2011. - № 4. - С. 149— 175. 208

сокровища человеческой культуры, являются источником духовной энергии, необходимой человеку для эволюционного продвижения. Н.К. Рерих считал, что разрушение и уничтожение культурного наследия, в них хранимого, способно привести к духовному обнищанию и гибели современной цивилизации.

Тяга молодого Н.К. Рериха к историческому прошлому родины выльется в многочисленные поездки по старинным русским городам. Посетив в 1899 г. Новгород, Рерих писал: «Невелик городской музей новгородский, содержание его больше случайное, а местонахождение не совсем удачно, ибо для него пришлось погубить одну из Кремлёвских башен; но это все не беда, если бы музей хоть сколько-нибудь интересовал обитателей, а то посетители его почти исключительно приезжие, тогда как среди местных жителей находятся некоторые вовсе и не подозревающие о существовании городского музея или знакомые с ним лишь понаслышке» (цит. по: с. 152). Размышляя о жизни провинциального музея, Н. Рерих четко выделяет основные проблемы: отмечает слабую несистематизированную экспозицию, неудачный выбор здания, плохую музейную коммуникацию. Голос молодого художника звучит уверенно, он знает о чем пишет. Годом ранее, в 1898 г., по предложению знатока искусства Д.В. Григоровича Н. Рерих становится его помощником при Музее Императорского Общества поощрения художеств (ИОПХ).

Участие во многих выставках, поездка во Францию и занятия в мастерской знаменитого Фернана Кармона обогатили молодого художника новыми впечатлениями. Н.К. Рерих не только прекрасно разбирался в достоинствах и недостатках существующих выставочных залов Санкт-Петербурга начала ХХ в., но и смело выдвигал на суд общественности новые, свежие идеи, например идею создания помещения для художественных выставок с верхним естественным освещением. Эту мысль он высказал в одном из своих докладов: «В Академии художеств выставочные залы выходят на солнечную сторону, и нет картины, которая в них не перегорала. Зало Академии наук для картин вовсе не приспособлено. Остаются залы в Обществе поощрения художеств, да в училище Штиглица, но этих помещений слишком мало. Эх, если бы помещение с верхним светом вроде большого зала в Русском музее!

В этом зале свет превосходен и весьма выгоден для картин. А устроить такое помещение, полагаю, - дело правительства; вот будет подарок искусству!» (цит. по: с. 153).

Опережая время, Н.К. Рерих в начале ХХ в. выдвигает проблему защиты и сохранения не только отдельного памятника, но и окружающей его природной среды.

Не обходит он вниманием и проблему сохранения археологических памятников. В 1902 г. Н.К. Рерих - один из составителей и редактор первой археологической карты Санкт-Петербургской губернии. В дальнейшем он не только предложит пути спасения русской старины, но станет активным участником работы по собирательству и музеефикации предметов русского быта в нескольких частных и государственных музеях царской России.

Опыт музейной деятельности Н.К. Рериха связан в первую очередь с его работой в Императорском Обществе поощрения художеств. В 1899 г. будучи преподавателем Санкт-Петербургского Археологического института, он избран помощником секретаря Императорского Общества и помощником директора Художественно-промышленного музея с отделом русских древностей. По сообщениям газеты «Биржевые ведомости», музей являлся в то время одним из наиболее замечательных хранилищ предметов художественной промышленности царской России (с. 154).

В 1903 г. в прессе появляется сообщение о том, что Н. К. Рерих по поручению Общества должен совершить поездку по России и дать целую коллекцию эскизов и этюдов русской старины. Предполагалось посетить Юрьев-Польский, Ростов, Углич, Смоленск, Владимир, Печору, Ригу, Изборск, Псков, Ковно, Мита-ву - в общей сложности около 40 городов. Сам художник формулирует главную цель поездки так: «Проследить с художественной и археологической точек зрения общий исторический характер данной местности» (цит. по: с. 155). Он ищет следы седой старины, фиксирует состояние памятников в своих архитектурных этюдах. Помимо этого, Рерих собирает коллекцию старинных предметов художественной промышленности и искусства. В статье «Старина», опубликованной в журнале «Новое время», Николай Константинович писал о необходимости «оживления» древних памятников искусства, архитектуры и быта. Свое видение музейного

строительства он представляет следующим образом: «Дайте памятнику живой вид, возвратите ему то особое, тот ансамбль, в котором он красовался в былое время... После этого совсем иным покажутся сокровища музеев и заговорят с посетителями совсем иным языком. Музейные вещи не будут страшною необходимостью... а наоборот, отдельные предметы будут частями живого целого, завлекательного и чудесного» (цит. по: с. 157-158).

Эти мысли художника очень близки идеям Н. Ф. Федорова и П. А. Флоренского. Для Федорова музей - «храм предков, по его предметам воссоздается жизнь и культура ушедших поколений» (цит. по: с. 158). Флоренский говорит о форме живого музея применительно к целому комплексу древнерусских памятников церковной архитектуры, Троице-Сергиевой лавре, и отмечает, что «вырванные из живой среды, утратившие свои социальные функции, наконец, помещенные в иные климатические, ландшафтные и социокультурные ситуации памятники утрачивают свою эстетическую и историко-художественную ценность» (цит. по: с. 158). А комплектование музеев вырванными из среды обитания предметами ученый характеризует как легчайший путь умерщвляющего и обездушивающего коллекционирования.

Рерих резко критиковал музей Академии художеств за отсутствие картин русской школы - Куинджи, Васнецовых, Нестерова, Врубеля, Шварца; за мрак, пыль и грязь нижнего этажа, где экспонируются скульптуры, за отсутствие каталога и элементарного порядка в экспозиции.

Критикуя рутинный музейный академизм, Н. К. Рерих активно защищает частные музеи, в частности Смоленский музей княгини М. К. Тенишевой. Городские власти отказались принять от княгини в дар частное собрание и предоставить для него помещение, а когда княгиня на свои средства построила двухэтажное музейное здание, власти отказались гарантировать сохранность находящихся там коллекций.

В 1909 г. Н.К. Рерих участвует в комиссии по разработке нового положения о музее княгини Тенишевой, часть коллекций которого она передала в дар Русскому музею. В 1911 г. М. К. Тенишева подарила созданный ею Музей русской старины со всеми коллекциями и зданием Московскому Археологическому

институту, и Н. К. Рерих становится пожизненным членом совета по его управлению.

В 1909 г. Н.К. Рерих выдвигает идею создания в Петербурге Музея допетровского искусства и быта. Такой музей крайне необходим, считает художник, поскольку в городе нет постоянного места для хранения исторических древностей, и они разбросаны по разным музеям и учреждениям. Петербургу нужен цельный музей, считает Рерих, по примеру Исторического музея в Москве. Он предлагает организовать всероссийскую подписку на исследование древнейших русских городов и собирание коллекции музея. Николай Константинович становится председателем комитета по созданию музея допетровской старины. В будущий музей стали поступать дары от частных лиц. М.К. Тенишева предоставила коллекцию древнерусского узора «различных эпох до воцарения Петра Великого» (с. 164), Н.К. Рерих передал музею интересные находки из Новгорода. В 1911 г. он ведет переговоры об устройстве музея допетровского быта в этнографическом отделе Русского музея. Допетровская коллекция уже составляла более 1000 предметов. Но переговоры кончились ничем, и музей был размещен в одном из классов Рисовальной школы ИОПХ.

Последней музейной инициативой Н. К. Рериха в царской России было создание в 1915 г. Музея русской школы живописи и ваяния при Императорском Обществе поощрения художеств. В дальнейшем музей получает название «Музей русского искусства». Среди первых поступлений - картины Репина, Куинджи, Врубеля, Крамского, Лагорно, Сомова, Рылова и др. Сам Рерих передал новому музею пять картин из своей частной коллекции. В 1915 г. коллекция музея составляла уже 150 картин, она была размещена в малом зале Императорского Общества рядом с постоянной выставкой.

Н. К. Рерих надеялся, что Рисовальная школа выльется в народный университет для обучения искусству и ремеслам, в первую очередь - простого народа. Он считал, что такая просветительская работа способна преобразовать жизнь общества. Для этой высокой миссии Рерих и создавал общественные музеи при Императорском Обществе. Он не ждал, когда государственные чиновники проявят заинтересованность в создании этих музеев; главен-

ствующую роль играла именно частная инициатива. После революции Императорское Общество поощрения художеств, его музеи и Рисовальная школа будут расформированы, а уникальные музейные и педагогические начинания Н.К. Рериха окажутся ненужными новой власти. Дальнейшая судьба коллекций двух музеев Общества до сих пор остается неисследованной.

Э.Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.