Савкина А.А., кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов, научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела СПб ГБУК «Музей-институт семьи Рерихов», asavkina1@yandex.ru
Savkina A.A. Ph.D. in history of art, member of the Association of art critics, researcher of exposition and exhibition Department SPb GPU "Museum-Institute of the Roerichs", asavkina1@yandex.ru
Вклад династии Романовых в возрождение русских художественных традиций The contribution of the Romanovs dynasty to the revival of the Russian Art traditions
Аннотация. Статья посвящена осмыслению роли императорской династии в процессе сохранения и возрождения художественного языка русского искусства. Выявляя вклад представителей фамилии с эпохи царя Михаила Федоровича. Автор сосредоточил особое внимание на анализе исторической ситуации рубежа XIX - начала XX веков - периода, в который происходило формирование традиций неорусского стиля. Проявление увлечением русским наследием проанализировано на примере конкретных художественных архитектурных памятников и деятельности различных обществ, способствующих развитию русских национальных традиций.
Absract. The article is devoted to understanding the role of the Imperial dynasty in the process of preserving and reviving the artistic language of Russian art. Identifying the contribution of representatives of the family from the era of Tsar Mikhail Fedorovich, the author focused on the analysis of the historical situation of the XIX - early XX centuries - the period in which the formation of the traditions of the neo-Russian style. The manifestation of passion for Russian heritage is analyzed on the example of specific artistic architectural monuments and the activities of various societies that contribute to the development of Russian national traditions.
Ключевые слова: династия Романовых, традиции, русское искусство, орнамент, иконопись.
Key words: the Romanovs dynasty, traditions, the Russian art, pattern, icon painting.
В 2013 году Россия отмечала 400-летие династии Романовых. К юбилею императорского дома в Санкт-Петербургском музее-институте семьи Рерихов была организована выставка «Цветы художества», рассказывающая о деятельности членов императорской фамилии, направленной на развитие художественного образования, сохранение, а в начале XX столетия и возрождение традиций русского искусства. Художественные произведения, издания и документы рассказывают о переосмыслении традиций известными художниками и учащимися Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств и Центрального училища технического рисования
барона А.Л. Штиглица, об обращении к уникальному языку национального искусства историков, археологов и искусствоведов. Живописные и графические произведения, учебные задания по декоративной композиции на тему юбилея династии, рукописные орнаменты и фрагменты фресок сплетаются в единый узор. Не случайно лейтмотивом выставки стали «цветы художества», навеянные одноименной статьей Н.К. Рериха, посвященной деятельности Императорского Общества поощрения художеств. Труды на ниве просвещения общественных деятелей, частные начинания нашли поддержку императорского дома как в этом объединении, так и в художественной жизни второй половины XIX - начала ХХ века. Своеобразной вехой в деле возрождения русского искусства стал 1913 год - 300-летний юбилей династии. Произведения, посвященные знаменательному событию, представляют целостную картину использования выразительных средств национального искусства.
Изобразительное искусство, как наиболее зримое воплощение государственного величия, всегда пользовалось особым вниманием государей. В первую очередь, безусловно, следует упомянуть учреждение в 1757 году «Академии трёх знатнейших художеств» по повелению Елизаветы Петровны и по инициативе И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова. В 1764 году Екатерина II жалует Императорской Академии художеств особые привилегии, признавая самостоятельность художественной деятельности первого учреждения, готовившего профессиональных художников.
За три столетия правления династии Романовых (1613-1917) русская культура приобрела величие и переосмыслила западноевропейскую художественную традицию, сохранив самобытность и своеобразие. На протяжении веков отношение к традициям русского искусства изменялось, вместе с тем иконопись и ремесла поддерживались царским домом, что влияло на их развитие.
При Михаиле Фёдоровиче - первом царе династии в 1640 году при Оружейной палате создается иконописная мастерская, а при Алексее Михайловиче она достигает расцвета. Оружейная палата в целом становится крупнейшим художественным центром Русского государства, в иконописной мастерской собираются лучшие живописцы. В работах мастеров, которых называли «изографами», появляются светские черты. Н.К. Рерих рассказывает о русских иконописцах этого времени в очерке «Государев иконный терем» (1899). При Петре I при Оружейной палате в 1683 году открывается живописная мастерская. Для обучения местных мастеров приглашает иностранных художников, а русских живописцев, «петровских пенсионеров», отправляет учиться в Западную Европу. При общем обращении к светскому искусству русская традиция оказывается забытой.
Значительную роль в художественном образовании сыграли издания, посвященные произведениям древнерусского искусства, вышедшие по инициативе Романовых. Например, «Древности Российского государства» с иллюстрациями Ф.Г. Солнцева (1849-1853), «Musee de Tzarskoe Selo ou
collection d'armes de sa Majeste l'Empereur de toutes les Russies» (1835-1853), опубликованные по высочайшему повелению Николая I. Именно при этом императоре, сделавшем государственной доктриной единство православия, самодержавия и народности, в архитектуре и декоративно-прикладных произведениях возрождается художественный язык древнерусского искусства. К возрождению художественного языка русской иконы и форм древнерусского декоративно-прикладного искусства стремились многие художественные объединения второй половины XIX - начала ХХ.
Александр II организовал археологические исследования и реставрацию учреждением в 1859 году Императорской археологической комиссии как «особого установления Императорского Двора». Александр III в 1889 году даровал Комиссии исключительное право производить раскопки, при этом «ценные и особо важные в научном отношении предметы должны быть присылаемы в Археологическую Комиссию для представления на высочайшее воззрение» [4, с. 10]. Комиссия совместно с Императорской Академией художеств заведовала и реставрацией «монументальных памятников древности». Издания комиссии рассматривали широкий круг вопросов, связанных с археологией.
Особое внимание в конце XIX - начале XX веков уделяется изучению богатого орнамента, украшавшего рукописи и произведения народного искусства. В 1887 году с высочайшего соизволения императора Александра II В.В. Стасов, художественный критик, архивист и общественный деятель, опубликовал труд «Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени». Это издание, охватывающее обширный материал, повлияло на развитие русского прикладного искусства. Хорошо его знал и Н.К. Рерих, применяя орнаментальные формы в своем творчестве. Обращение к традиции мы видим в юбилейном издании «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» 1913 года.
На рубеже XIX - XX веков многие художники обращаются к русским традициям. Тема Древней Руси нашла отражение в творчестве Н.К. Рериха и И.Я. Билибина. Эти мастера были также тесно связаны с Рисовальной школой Императорского общества поощрения художников: Н.К. Рерих с 1906 года возглавлял ее, а И.Я. Билибин преподавал графику и композицию.
В начале XX века важным вопросом становится возрождение иконописных традиций. Начиная с середины XIX века, появляются труды, посвященные иконографии и истории иконописных школ, но решительные меры предпринимаются только в XX веке. Большую роль в возрождении художественного языка русской иконы сыграл Комитет попечительства о русской иконописи, учрежденный указом Николая II в 1901 году.
По инициативе Комитета открываются иконописные мастерские в учебных заведениях и при монастырях (на первом заседании Комитета постановили обратиться с этой целью к настоятелям Соловецкого, Новоафонского монастыря, в Александро-Невскую и Киево-Печерскую Лавру), исследуется художественный язык русской иконы [2, с. 6]. Под эгидой
Комитета попечительства о русской иконописи были проведены масштабные исследования иконографии на материале русской и византийской иконы и западноевропейского искусства, в первую очередь живописи Проторенессанса и раннего Возрождения, включая древнерусское искусство в общеевропейский исторический процесс.
Для пропаганды и сохранения русского искусства огромную роль сыграло также создание исторических и художественных музеев. Александр II в 1872 году принял решение об учреждении Исторического музея в Москве, Александр III в 1889 году планирует организовать национальный художественный музей в Санкт-Петербурге. Наиболее активно музейная деятельность развернулась при Николае II, в 1895 году он учреждает «Русский Музей Императора Александра III», осуществляя тем самым замысел своего отца. В состав музея входили этнографический, художественно -промышленный и художественный отделы, собравшие произведения национального искусства, начиная от иконописи. С момента своего основания музей находился в ведении Министерства императорского двора. Николай II назначил Управляющим музеем Великого князя Георгия Михайловича, поскольку должность предназначалась члену императорской фамилии. Собрание музея состояло из коллекций императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Академия передала и Музей христианских древностей, учрежденный в 1858 году.
Для патриотического воспитания огромное значение имело создание военно-исторических музеев. Николай II продолжает дело своих предшественников, поддерживая Государственный исторический и Артиллерийский музеи, а в 1904 году в Санкт-Петербурге открывается музей А.В. Суворова. Архитектурное решение здания, возведенного по проекту А.И. фон Гогена, напоминает о русских крепостях и национальной истории.
Однако наиболее целостный и последовательный характер возрождение художественных традиций русского искусства приобретает в деятельности «Общества возрождения художественной Руси». Общество, созданное в 1915 году по частной инициативе князя А.А. Ширинского-Шихматова, было поддержано императором Николаем II. Оно стремилось содействовать «распространению в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшему его развитию в применении к современным условиям» [3, с. 122]. В числе учредителей были известные русские мастера: И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, К.Е. Маковский, П.И. Нерадовский, М.В. Нестеров, И.С. Остроухов, Н.К. Рерих, С.Ю. Судейкин, архитекторы С.С. Кричинский, В.А. Покровский, В.Ф. Свиньин, А.В. Щусев, историки искусства Д.В. Айналов, А.В. Прахов и др.
Члены общества в своем творчестве стремились возродить традиции русского искусства с их выразительным художественным языком и богатой орнаментикой. Они планировали экспедиции с целью изучения памятников русской старины, ставили задачи «обличать подделки и бороться с
искажениями», содействовать собирательству произведений древнерусского искусства и их популяризации.
Общество ставило перед задачи исследования художественных памятников русской старины, содействия имеющимся хранилищам русских древностей, а также создания в Петербурге отдельного хранилища произведений древнего русского творчества. Планировалось разработать учебные программы для рисовальных школ, ремесленных и кустарных мастерских. С.С. Кричинский подготовил записку в Министерство путей сообщения об использовании древнерусских традиций в строительстве станционных зданий, а Н.К. Рерих ввел в учебный процесс Рисовальной школы древнерусские образцы, Д.Н. Ломан разработал маршруты экскурсий по древнерусским городам. К деятельности общества привлекли историка, коллекционера и исследователя византийского искусства Н.П. Лихачева. Выпускали открытые письма с изображением памятников древнерусского зодчества. Была провозглашена борьба за очищение русского языка от иностранных слов.
Особую роль в деятельности Общества сыграло строительство Феодоровского городка в Царском Селе. Задуманный изначально как дом для причта и служащих Феодоровского Государева собора, комплекс построек в стиле русской архитектуры XVII века стал зримым выразителем идей Общества. Для деятельности Общества возрождения художественной Руси предназначалась Трапезная палата. Организационную деятельность взял на себя Д.Н. Ломан.
Во время строительства городка членами Общества возрождения художественной Руси Н.К. Рерихом, В.М. Васнецовым и И.Е. Репиным было выдвинуто предложение открыть в одном из зданий Музей древнерусского искусства и зодчества. В Городке было решено создать уникальную коллекцию древнерусских орнаментов XVI и XVII веков: коллекции парчи, оружия, икон и церковной утвари. Собрание быстро пополнялось, и в итоге образовался значительный фонд русского искусства.
Николай II при посещении Феодоровского городка оставил запись в книге посещений: «12 февраля 1917 г. осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Гос. соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог на помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай» [3, с. 55].
Строительные работы начались в 1913 году и продолжались вплоть до 1917 года, при этом комплекс остался незавершенным. Общество Возрождения художественной Руси просуществовало всего три года, но в содружестве единомышленников были созданы произведения, воскрешающие художественный язык национального искусства в современных формах.
Юбилей династии Романовых вновь поднимает вопрос национальных традиций и обращает нас к неорусскому стилю не только как к выразительному художественному явлению, но и как к единой пластической
системе. Она опирается на общекультурные тенденции и патриотическую идею и складывается благодаря усилиям частных исследователей и художников при государственной поддержке.
Литература
1. Боровская Е.А. Рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств. - СПб.: Астерион, 2012. - 238 с.
2. Известия высочайше учреждённого Комитета попечительства о русской иконописи. - СПб.: Типография Министерства Внутренних Дел, 1902. - 130 с.
3. Королёв Н.Н., Шабарова Ю.В. Русский городок в Царском Селе - Китеж ХХ века. - СПб.: Издание Общества русской традиционной культуры, 2011. -190 с.
4. Мусин А.Е. Императорская Археологическая Комиссия (1859-1917) -СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. - 1312 с.
5. Письмо Н.К. Рериха из Петербурга от 22 декабря 1907 г. Н.Н. Сухотину // Архив ВИМАИВиВС. Ф.52. Оп. 110. Д. 1. Л. 136-137.