МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Д.Н. Назаров, Л.В. Щеглова
МАССОВОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ*
Феномен массовой культуры определяется разными исследователями неоднозначно, отмечают авторы реферируемой статьи. Хосе Ортега-и-Гассет полагал, что масса есть совокупность лиц, не выделенных ничем. Масса - это средний человек. Масса - всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, "как и все", и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью» (цит. по: с. 44).
Основным носителем массовой культуры является так называемый «средний класс». Процесс формирования массового общества, по мнению авторов реферируемой статьи, происходил в несколько этапов. Первый этап: с конца XIX в. до Первой мировой войны; второй этап: 20-е годы - конец XX в.; третий этап определяется «стремительным развитием цифровых технологий, повсеместным внедрением компьютеров, созданием глобальных информационных сетей, средств массовой коммуникации» (с. 45).
Массовая культура выполняет несколько важнейших социальных функций. Она является «индустрией развлечений», одной из самых прибыльных отраслей экономики. Массовая культура -это рычаг манипулирования политическим сознанием. Она также «выполняет функцию подавления инакомыслия и социального недовольства» (с. 46).
* Назаров Д.Н., Щеглова Л.В. Массовое и индивидуальное в современной культуре // Социокультурные исследования. - Волгоград, 2007. - Вып.13. - С. 44-52. 120
Массовое и индивидуальное в современной культуре
Массовый человек в современном обществе «отчужден от подлинного бытия, от людей и в конечном итоге от себя самого», пишут авторы реферируемой статьи (с. 47). Как полагал Ж.-П. Сартр, в таком обществе индивидуальность стандартизирована, отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта. Массовая культура ориентирована на чувство собственности, причем предметом потребления становятся не только товары, но идеи, убеждения и ценности. Все многообразие человеческих отношений и эмоций массовая культура выражает через ограниченный набор стандартных реакций, что является источником интеллектуальной деградации, ибо «сознание, привыкшее к упрощенному миропониманию, становится чуждым творческому мышлению» (с. 48).
Большинство исследователей называют в качестве антипода массовой культуры элитарную культуру. Однако авторы реферируемой статьи согласны с Ортегой-и-Гассетом в том, что любая культура в массовом обществе является массовой (с. 50). С исторической точки зрения, полагают Д.Н. Назаров и Л.В. Щеглова, «омас-совление - закономерный и логичный процесс, и в этом смысле бороться с ним бессмысленно. Мы находимся на рубеже эпох, и возможно, массовое общество и массовая культура - это только эмбрион некой новой цивилизации, судить о которой сейчас мы не в силах» (с. 51). Однако личность, считают авторы статьи, «может противостоять омассовлению себя» (там же).
И. Л. Галинская