Научная статья на тему 'Д. Кэмерон: социальная политика коалиционного правительства (2010-2013 гг. )'

Д. Кэмерон: социальная политика коалиционного правительства (2010-2013 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ / "БОЛЬШОЕ ОБЩЕСТВО" / ГОСУДАРСТВО "ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ" / Д. КЭМЕРОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерёмина Мария Юрьевна

На исходе первого десятилетия XXI века, вследствие общемировых кризисных явлений в финансовом секторе, в Великобритании сложилась непростая экономическая ситуация. В качестве одной из главных мер по стабилизации финансового положения страны стали вынужденные реформы социального сектора. Существенные изменения в систему социальных гарантий, более чем полвека функционирующую без значимых перемен, внесло коалиционное правительство с участием Консерваторов и Либеральных демократов во главе с лидером Консервативной партии Д. Кэмероном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Д. Кэмерон: социальная политика коалиционного правительства (2010-2013 гг. )»

УДК 364

Мария ЕРЁМИНА

Д. КЭМЕРОН: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КОАЛИЦИОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА (2010-2013 гг.)

В XIX веке в Великобритании поддержка нуждающихся, потерявших работу и оказавшихся в беде граждан осуществлялась по частной инициативе. В следующем столетии активное, а главное системное участие в реализации социальных программ принимало государство. Основы модели "государства всеобщего благосостояния" были заложены в первой половине XX века в годы правления коалиционных кабинетов Д. Ллойд Джорджа и Д. Р. Макдональда. Полностью система социального обеспечения оформилась в первые годы после Второй мировой войны и просуществовала без значимых изменений почти 60 лет. В 1980 -х годах попытки сократить расходы и провести реформу социального обеспечения предприняло консервативное правительство во главе с М. Тэтчер. В 1997 году на смену партии Тори пришла Лейбористская партия, продержавшаяся у власти 13 лет. В основу её социальной политики лёг амбициозный план, направленный на общее повышение роста благосостояния населения, сокращение разницы в уровне доходов жителей страны, модернизацию социальных услуг. По данным исследования Лондонской школы экономики и политических наук [London school of Economics and political science, 2013], в результате траты на социальный сектор увеличились на 60% и составили 47,4% ВВП (вместо 39,5% ВВП в 1997 г.). В условиях начавшегося в 2008 году мирового экономического кризиса подобные траты стали для бюджета страны неприемлемыми.

На исходе первого десятилетия XXI века в Великобритании сложилась непростая экономическая ситуация. В результате роста государственных затрат на под-

© Ерёмина Мария Юрьевна - кандидат исторических наук. ОАО "НТВ-ПЛЮС",

г.Москва, Варшавское шоссе, 125, секция 10. E-mail: m.eremina@yahoo.com Ключевые слова: социальные реформы в Великобритании, "Большое общество", государство "всеобщего благосостояния", Д. Кэмерон. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320145263

держку экономики, снижения налоговых поступлений, сокращения НДС бюджетный дефицит в 2009/2010 финансовом году составил 163 млрд ф. ст. Государственный долг к весне 2010 года оказался равен 890 млрд ф. ст. (62% ВВП). До кризиса, в июле 2007 года, государственный долг страны составил 500 млрд (35,5% ВВП) [UK Public Spending, 2013]. Выводить страну из кризиса выпало на долю сформированного в мае 2010 года коалиционного правительства с участием Консерваторов и Либеральных демократов во главе с лидером Консервативной партии Д. Кэмероном.

Основные направления социальной политики

Реформы социального сектора и сокращение средств на его содержание стали основными необходимыми мерами, предпринятыми правительством для стабилизации финансового положения.

В 2010 году около 1/3 бюджетных средств направлено на содержание системы "государства всеобщего благосостояния": здравоохранение, пенсионный фонд, образование, различные виды пособий. Значительные средства отчислялись на содержание армии, полиции, тюрем, органов местного управления, транспорт и окружающую среду [Taylor-Gooby, 2013; 10-15]. Дополнительную нагрузку на расходную часть бюджета оказывают мигранты. За счёт высокого уровня благосостояния в Великобритании, преданности демократическим традициям и терпимости британцев по отношению к иностранцам число мигрантов растёт с каждым годом. В результате политики Лейбористской партии в 2010 году в Великобритании проживало 6,5 млн мигрантов, что составляло 13% населения страны. Вследствие экономического кризиса с 2008 по 2011 год безработица среди приезжих возросла на 2,3%. В условиях неблагоприятной экономической ситуации иммиграция становится всё более тяжёлым бременем для страны.

Д. Кэмерон заявлял о необходимости проведения реформ в социальной сфере ещё в предвыборных выступлениях. "Роль государства в Великобритании достигла таких масштабов, что оно тормозит, а не способствует преодолению бедности и повышению общего уровня жизни населения, - заявил тогда ещё будущий премьер-министр в ноябре 2009 года. - Необходимо, чтобы сами индивидуумы, семьи и общество брали в свои руки контроль над собственной жизнью" [Conservative party, 2009].

В основу социальных реформ коалиционного правительства легла концепция "Большого общества" (Big society). Объединённые в сетевые партнёрства граждане должны получить равный доступ к процессу принятия решений, а представители общественных групп интегрироваться в независимые профессиональные коллективы и предоставлять услуги, которые ранее оказывали чиновники.

Государству при этом отводилась вспомогательная роль. "Государство будет способствовать созданию модели общества, в которой каждый взрослый гражданин станет частью активного объединения, - говорится в предвыборном манифесте Консервативной партии 2010 года. - Для достижения этого властные полномочия будут перераспределены в пользу индивидуумов, семей и сообществ" [Conservative Party, 2010].

В октябре 2010 года в Бирмингеме состоялась ежегодная конференция Консервативной партии, на которой обсуждались вопросы модернизации систем со-

циального обслуживания, образования, здравоохранения. Д. Кэмерон заявил, что страну ожидают самые крупные изменения в социальной сфере за последние 60 лет. "Мы тратим миллиарды фунтов на нужды социального обеспечения, - подчеркнул Д. Кэмерон. - Часть из них впустую. Поэтому реформы необходимы. Со временем мы сможем сократить затраты на социальный сектор, преодолеть расточительство и мошенничество" [Owen, 2010]. По мнению премьер-министра, новая система позволит сделать государственные услуги более эффективными и доступными. Участники конференции обсуждали, как сократить государственные расходы на социальный сектор. Министр финансов Дж. Осборн заявил о необходимости ограничить максимальный размер пособия на семью суммой 500 ф. ст. в неделю. По подсчётам, в результате нововведения каждая из 50 тыс. безработных семей недосчитается в среднем 93 ф. ст. в неделю, что составит 4,65 млн ф. ст. Министр предложил также прекратить выплату пособий на детей людям с высоким уровнем достатка [Osborne, 2010].

По планам правительства, снижение расходов на социальное обеспечение должно позволить стране в пятилетний срок преодолеть бюджетный дефицит, составивший в 2010 году 11%.

Менее чем через месяц после конференции Дж. Осборн представил обширную программу сокращения государственных расходов на 2011-2015 годы. "Сегодня тот день, когда Великобритания начинает отходить от края финансового обрыва, - заявил Дж. Осборн в Палате общин. - Это непростой путь, но мы сможем его преодолеть". В программе заявлено о снижении финансирования государственного сектора более чем на 100 млрд ф. ст. в течение четырёх лет. Самые масштабные сокращения затрагивали сферу социальных гарантий. За счёт уменьшения количества пособий и реализации других мер социальной поддержки правительство планировало экономить по 7 млрд ф. ст. ежегодно.

Либерал-демократы поддержали своих партнёров по коалиции и признали непопулярные реформы в области социального обеспечения необходимыми. Оппозиционная Лейбористская партия назвала реформы излишне агрессивными. "Расходы действительно необходимо сократить, - прокомментировал программу государственных расходов "теневой" министр финансов А. Джонсон. - Вместе с тем, основные сервисы, которыми пользуется население, должны остаться неизменными. Никто не хочет, чтобы в стране стало меньше учителей, полицейских или врачей. Увеличение числа безработных означает рост очередей за пособиями и сокращение налоговых отчислений в государственный бюджет. Финансовый дефицит необходимо преодолеть за счёт увеличения числа рабочих мест. Именно в этом заключается основное отличие нашей позиции от позиции правительства" [Johnson, 2010].

Результатами реформ должны стать не только сокращения затрат в области финансирования государственного сектора, но и уменьшение числа рабочих мест. По прогнозам Управления по бюджетной ответственности Великобритании, к 2015 году количество трудоустроенных в государственном секторе сократится на 490 тыс. человек. Уменьшение числа вакансий в госсекторе правительство планировало совместить с мерами по стимулированию бизнеса, что должно привести к увеличению числа рабочих мест в частном секторе и, как следствие, предотвращению роста безработицы.

Социальное обеспечение: реформа, побуждающая работать

11 ноября 2010 года Министерство труда и пенсий представило программу реформы системы социальных выплат - "Единое пособие: эффективное социальное обеспечение". В документе излагались основные меры по упрощению системы выплаты пособий, преодолению бедности, безработицы и зависимости населения от государственных пособий. "Миллионы людей живут на пособия, - прокомментировал необходимость проведения реформ министр по делам труда и пенсий И. Д. Смит. - В результате сложились целые поколения, в которых люди не работают годами".

В документе говорится о переводе в единый платеж более чем 30 видов пособий. За основу предлагалось взять пособие по безработице, к которому прилагались дополнительные платежи. Таким образом, соискателю достаточно подать единую заявку. Кроме того, документ предписывал ужесточить систему выплаты пособий. В случае отказа от предложенной центром трудоустройства работы или от подачи заявления о приёме на работу после получения рекомендации со стороны службы занятости, либо неявки на собеседование, соискатель в зависимости от числа предупреждений лишался денежного довольствия сроком от одной недели до трех лет.

Партнёры Консервативной партии по коалиции Либеральные демократы поддержали инициативу правительства. Вместе с тем лидер партии и вице-премьер Н. Клегг выразил обеспокоенность по поводу наличия достаточного числа рабочих мест для тех людей, которые перестанут получать пособия.

Законопроект о реформе системы социального обеспечения внесён в парламент 16 февраля 2011 года. Он предусматривал введение единого пособия (Universal credit), создание более строгой системы начисления платежей и штрафные санкции в отношении людей, которые без объективных причин отказывались от предложенной биржей труда работы. Пособия по инвалидности законопроект предлагал заменить индивидуальными выплатами (Personal independence payment), вводились ограничения по выдаче дотаций на жильё гражданам, жилплощадь которых превышала отведённую государством норму. Срок выплаты пособия по болезни ограничивался 12 месяцами, устанавливался лимит по общей сумме получаемых пособий.

Д. Кэмерон заявил, что реформа за четыре года поможет сэкономить 5 млрд ф. ст. Вместе с тем, по словам премьер-министра, предстоящие изменения - это не только "финансовая выгода и упражнения в арифметике, но и перемены в культуре общества. Работа никогда больше не станет неверным финансовым решением".

9 марта 2011 года прошло второе чтение законопроекта в Палате общин. Основную обеспокоенность парламентариев вызвала часть законодательства, касающаяся выплат инвалидам, одиноким родителям и дотаций на аренду жилья. С июня 2011 по январь 2012 года законопроект обсуждался в Палате лордов, 8 марта 2012 года документ получил одобрение королевы.

Закон вступил в силу в апреле 2013 года. Различные пособия, которые выплачивались людям с низким уровнем дохода или безработным, объединены в единый платёж. Первой по новой программе стала работать биржа труда в Эштоне (графство Ланкашир). В июле к ней присоединилось ещё три центра. Переход на

единый платеж должен завершиться к 2017 году. Упраздняется пособие по инвалидности. Взамен нетрудоспособным выплачивают пособие, состоящее из двух частей: базовой и средств на обеспечение индивидуальной мобильности. Размер выплаты зависит от возможности инвалида обеспечить себя. В год совокупная сумма пособий не должна превышать 26 тыс. ф. ст., что примерно соответствует среднему достатку семьи после вычета налогов и страховых отчислений. В ряде графств постановление действует с апреля 2013 года, а по всей стране начнёт действовать с сентября.

Вводится налог "на лишнюю спальню". Теперь в случае превышения нормы жилплощади, отведённой государством, семья или индивидуум лишаются части пособия на оплату жилья. Дотация уменьшается на 14% в случае наличия одной свободной комнаты. Если в квартире две или больше свободных комнат, пособие сокращается на четверть. Около 660 тыс. семей в среднем ежегодно лишатся по 728 ф. ст., что составляет 480,5 млн ф. ст.

Ещё одно постановление принято в марте 2013 года - закон о размере пособий (Welfare Benefits Up-rating Act). По сведениям портала "Мировая экономика и мировые рынки", начиная с апреля 2014 года большинство пособий, выплачиваемых гражданам трудоспособного возраста, впервые в истории страны будут повышаться не в соответствии с инфляцией, а на 1% в год в течение трёх лет (инфляция в 2010 г. составила 3,3%, в 2011 г. - 4,5%, в 2012 г. - 2,8%).

Профсоюзное движение критически отнеслось к нововведениям. По общему мнению представителей Конгресса профсоюзов, решительные изменения в сфере социального обеспечения не смогут повлиять на неуклонный рост безработицы в стране. "Количество людей, находящихся без работы длительное время, удвоилось вовсе не вследствие внезапного увеличения числа лентяев и попрошаек, -отметил генеральный секретарь Конгресса профсоюзов Великобритании в 20032012 годах Б. Барбер. - Это произошло в результате экономической политики, основанной на бюджетных сокращениях".

В феврале 2011 года Д. Кэмерон заявил о переустройстве системы предоставления социальных услуг. Премьер-министр выступил за упразднение государственной монополии в сфере управления социальным сектором. Суть предложения заключалась в передаче части полномочий по управлению школами, больницами и прочими социальными службами частным компаниям, добровольным обществам и благотворительным организациям. "За последние 10 лет масштабы бюрократии в социальном секторе превзошли все разумные пределы, - подчеркнул премьер-министр. - Поэтому нам необходимо провести серьёзные реформы в этой области". 11 июля 2011 года правительство представило на утверждение Белую книгу "Доступные социальные услуги" (Open Government Services). Как отметил премьер-министр, это стало первым шагом на пути к "лучшей, более справедливой стране, в которой у людей есть выбор, социальные службы с открытым доступом к ним как богатых, так и бедных". "С 1997 по 2000 год расходы на социальный сектор возросли на 57%. При этом качество предоставляемых услуг пропорционально затраченным средствам не улучшилось. В любом случае с этим необходимо что-то делать. Даже если бы у страны не было такого крупного долга", - отметил Д. Кэмерон.

Профсоюзы незамедлительно заявили, что реформы - скрытая попытка правительства приватизировать социальный сектор. Так, по мнению генерального сек-

ретаря крупнейшего профсоюза Великобритании "Юнисон" (Unison). Д. Пренти-са, предложенные правительством меры не что иное, как "дымовая завеса приватизации", и к изменению качества услуг они не приведут. "Мы будем внимательно следить за действиями правительства и пресекать любые неправомерные попытки передачи управления социальным сектором частным компаниям", - заявил Д. Прентис. Б. Барбер также отметил, что идея передачи рынка социальных услуг отдельным компаниям будет фактически означать перевод этого сектора в частные руки, что может негативно сказаться на качестве и количестве предоставляемых услуг [Laughland, 2011]. Во время обсуждения документа в Палате общин парламентарий от Лейбористской партии Г. Джексон сравнила предложения правительства с неудачными попытками М. Тэтчер ограничить полномочия местных властей [Adetunji, 2011].

По данным Ассоциации местных органов власти, правительство в 2012 и 2013 годах представило ещё две редакции Белой книги "Доступные социальные услуги". В них объясняется суть реформ и представлены отчёты по результатам проделанной работы.

Национальная система здравоохранения: освобождение от бюрократов

Одной из самых сложных задач коалиционного правительства стало проведение реформы Национальной системы здравоохранения (НСЗ). Она сформировалась в 1948 году и стала первой в мире государственной организацией, предоставляющей универсальные бесплатные услуги здравоохранения. Её финансирование осуществляется за счёт налоговых отчислений. Значительная часть населения пользуется услугами НСЗ, и любые попытки правительства вмешаться в существующую систему воспринимаются очень болезненно. Принимая это во внимание, Д. Кэмерон заверил, что цель реформ - "сокращение дефицита бюджета, а не услуг НСЗ. Реформа позволит уменьшить расходы на НСЗ не в части обслуживания населения, а в части администрирования системы" [Tory Diary, 2011].

19 января 2011 года законопроект о реформе НСЗ и социального обеспечения был внесён на обсуждение в Палату общин. Документ предусматривал упразднение двух управляющих структур НСЗ - трестов первичного звена (Primary Care Trusts) и стратегических органов здравоохранения (Strategic Health Authorities'1. Их полномочия и бюджет в размере 60-80 млрд ф. ст., что составляет около 65% бюджета НСЗ, планировалось передать врачебным объединениям, состоящим из докторов общей практики. Реформа должна была привести к ликвидации обслуживающего систему НСЗ бюрократического аппарата, высвобождению средств для передачи лечебным заведениям и повышению конкуренции в медицинском секторе.

Представители профсоюзов заявили, что следствием реформ станет значительное сокращение рабочих мест в медицинском секторе. Лидер Лейбористской партии Э. Милибэнд назвал предстоящие реформы "расточительными, непродуманными и бюрократическими". По его мнению, новая система негативно скажется на правах пациентов.

В мае 2011 года партнёр консерваторов по коалиции либерал-демократ Н. Клегг заявил о необходимости существенной доработки законопроекта. "НСЗ слишком важная служба для всей страны чтобы принимать поспешные решения, - подчеркнул вице-премьер. - Поэтому лучше потратить дополнительное время на обсуждение и доработать документ". В июне 2011 года Д. Кэмерон заявил о внесении изменений в законопроект. По словам премьер -министра, "заложенный в новой системе принцип конкуренции будет существовать исключительно для улучшения качества предоставляемых услуг и соблюдения интересов пациентов". В проект внесены изменения в части врачебных объединений. Теперь в их состав могут входить не только практикующие врачи, но и другие работники медицинской отрасли. Премьер-министр также подчеркнул, что новая система будет работать на справедливых основаниям, не нарушая права и интересы пациентов как государственных, так и частных клиник.

27 марта 2012 года законопроект получил одобрение королевы. Закон вступил в силу в апреле 2013 года. 211 врачебных объединений, состоящих из врачей, медсестер и других профессионалов в области медицины, начали контролировать бюджет по закупкам медицинских препаратов. Приобретать лекарства теперь разрешается как у государственных, так и у частных поставщиков. Главное условие -соблюдение установленных НСЗ стандартов и цен. На проведение реформы правительство готово выделить 1,4 млрд ф. ст. в течение следующих двух лет. При этом только за счёт перехода персонала из государственного медицинского сектора в частный в планах правительства сэкономить 5 млрд ф. ст., что добавит в бюджет страны 3,6 млрд ф. ст. после вычета затрат на реализацию реформы.

Основная цель реформы НСЗ - не существенное сокращение расходов, а создание более эффективной и качественной службы здравоохранения. Привлечение частного сектора должно создать конкуренцию в сфере услуг здравоохранения и частично приватизировать государственные обязательства.

Негодование медицинских структур, профсоюзов и оппозиции вызвано не только попытками правительства постепенно перевести службу здравоохранения в частный сектор, но и нерешенностью финансовых проблем. Так, руководитель информационной службы управляющего комитета Национальной службы здравоохранения Великобритании Т. Келси заявил, что к 2020 году бюджетный дефицит медицинского сектора составит 30 млрд ф. ст. Структурные изменения НСЗ потребовали от коалиционного правительства не только времени, сил и терпения, но и финансовых затрат, которые за два года уже составили 3 млрд ф. ст. И это без учёта тех средств, которые правительство намерено потратить дополнительно. "Результатом реформ стали два потерянных года, в течение которых работающие в структуре здравоохранения люди думали не о работе, а о том, как её сохранить или поменять, - так оценивал нововведения "теневой" министр здравоохранения Э. Бернхэм. - Правительство должно понести ответственность за провал и ожидаемый бюджетный дефицит" [Rames, 2013].

В итоге сокращение затрат на социальную сферу не коснулось здравоохранения. В конце июня 2013 года министр финансов Дж. Осборн утвердил план расходов правительства на 2015/2016 финансовый год. На здравоохранение выделено 110 из 745 млрд ф. ст.

Образование — учебный процесс с неограниченной свободой?

Билль об образовании внесён в парламент 26 января 2011 года и осенью того же года стал законом. По заверению министра образования Великобритании М. Гоува, "основная цель реформы - ликвидация излишней бюрократии и предоставление школам и учителям большей свободы в ведении учебного процесса. Сотни учителей ушли из профессии лишь потому, что в школах от них мало что зависело, и они утопали в бумажной работе" [Harrison, 2011]. Кроме того, реформа должна была привести к повышению общего уровня образовательных стандартов. Закон значительно ослаблял контроль местных властей над школами, позволяя новым школам приобретать статус академий и, таким образом, по своему усмотрению составлять расписание занятий и устанавливать собственные правила приёма учеников. Финансирование таких школ осуществляло правительство, что повышало их зависимость от центральной власти. Заместитель крупнейшего в Великобритании профсоюза преподавателей "Национальная ассоциация директоров школ и союз учителей" ' (NASUWT-1' П. Роуч заявил, что "новый закон об образовании - это преступление против человечества, которое приведёт к разобщенности школ и всей системы образования" [Loveys, 2011]. Правительство, в свою очередь, поясняло, что основное преимущество реформы - предоставление большей свободы преподавателям в организации учебного процесса, что поможет повышению уровня школьного образования. Бюджетные сокращения не коснулись финансирования школ. Напротив, начиная с 2010 года правительство ежегодно повышало им отчисления с целью увеличения учебных мест в основном для детей из бедных семей.

Изменения коснулись также системы высшего образования. Самым существенным и болезненным стало решение коалиционного правительства повысить плату за обучение почти в три раза - до 9 тыс. ф. ст. в год. Подобная мера была связана с планами по сокращению бюджетного финансирования университетов на 40%. По заверению авторов реформы, нововведение не должно отразиться на перспективах поступления студентов в высшие учебные заведения. Образовавшийся долг студентам позволено выплачивать после того, как они закончат обучение и будут получать заработную плату не менее 21 тыс. ф. ст. в год [ Shepherd, Vasagar, 2010].

Реакция студентов последовала незамедлительно. По стране прокатилась демонстрации, которые стали крупнейшими с 1998 года, когда лейбористское правительство принимало закон о высшем образовании. 10 ноября 2010 года студенты нанесли серьёзный ущерб штаб-квартире Консервативной партии. В их шествии приняли участие около 50 тыс. человек. В результате столкновений 32 человека арестованы, 14 получили ранения [Harrison, 2010]. 30 ноября студенты вновь вышли на улицы Лондона. Студенческие демонстрации прошли также в Бирмингеме, Лидсе, Шеффилде, Ливерпуле, Манчестере.

Несмотря на массовое недовольство, нововведения вступили в силу в сентябре 2012 года. Одним из результатов этого стало сокращение числа учащихся. Количество заявок на поступление в высшие учебные заведения к началу июля 2013 года понизилось на 51,7 тыс. человек, или на 7,7% по сравнению с 2011 годом

[Garner, 2012]. Студенты стали проявлять меньший интерес к гуманитарным наукам, а число заявок на технические специальности увеличилось. Учащиеся показали себя и более разборчивыми в выборе курсов. Студенты, которым не удалось записаться на желаемый курс, намного реже выбирают занятия, которые их интересуют в меньшей степени.

В отличие от школьного основной целью реформ высшего образования стало сокращение государственных затрат за счёт повышения платы за обучения.

В общей сложности бюджетные отчисления на содержание министерства образования в 2015/2016 годах составят 53 млрд ф. ст. [Garner, 2012], что на 1% меньше бюджета 2014/2015 годов [HM Treasury, 2010].

Пенсионная реформа: работать дольше - получать больше

Существенные изменения произошли в системе пенсионных выплат служащим бюджетной сферы. В марте 2010 года независимая комиссия во главе с лордом Хаттоном подготовила доклад по пенсионной реформе. Комиссия на протяжении девяти месяцев рассматривала существующие схемы выплаты пенсий учителям, университетским преподавателям, сотрудникам полиции, пожарным и другим госслужащим. Комиссия рекомендовала начислять пенсии исходя не из размера заработной платы на последнем месте работы, как было принято, а из расчёта средней зарплаты. На основании отчёта комиссии, правительство предложило изменить схему выплаты пенсий, в трёхлетний срок (с 2012 по 2014 гг.) повысить размер пенсионных отчислений в среднем на 3,2% и увеличить пенсионный возраст к 2020 году с нынешних 65 лет для мужчин и до 66 лет для женщин (в перспективе - до 68 лет).

Профсоюзы высказались против таких планов. По мнению большинства активистов пенсионного движения, реформа - лишь один из способов сокращения государственных расходов и стремление правительства решить проблему дефицита в стране за счёт рядовых работников.

30 июня 2011 года состоялась общенациональная забастовка государственных служащих. На улицы вышли более 750 тыс. учителей школ, преподавателей университетов, сотрудников миграционной службы и работников других сфер государственного сектора [Parsons, 2011].

Спустя 5 месяцев прошла ещё одна общенациональная забастовка с участием уже более чем 2 млн человек, состоящих в 30 британских профсоюзах. Б. Барбер на стадионе в Бирмингеме заявил о решительном настрое профсоюзного движения, выступающего за справедливое отношение правительства к госуд арственным служащим.

Д. Камерон назвал акцию протеста "безответственной и вредоносной". В дискуссии с лидером Лейбористской партии Э. Милибэндом премьер-министр подчеркнул, что, несмотря на все акции протеста, считает реформы необходимыми.

С апреля 2012 года началось постепенное повышение отчислений госслужащих в пенсионный фонд. Размер взносов увеличился в зависимости от ежегодного дохода работника, но до конца 2014 года не должен превысить 6% от его годового дохода [Civil Service, 2013].

Первые итоги реформ

Новые законы, большая часть которых вступила в силу 1 апреля 2013 года, значительно изменили существующую в стране систему социального обеспечения. По задумке правительства она должна стать более справедливой, эффективной и гибкой. Шаги, которые она предприняла, мотивировались тем, что в условиях затянувшегося экономического кризиса сложно оплачивать нужды "государства всеобщего благосостояния" в прежних объёмах. Поэтому за три года пребывания у власти коалиционное правительство составило программу реформ, подготовило законодательную базу и приступило к её реализации. И основными мерами программы стали сокращение расходов, активное привлечение населения и частных компаний, побуждение граждан к поиску работы, эффективный механизм выдачи пособий. В результате реформ произошло изменение структуры, частичная приватизация и разделение услуг государственного сектора. Но такая политика несёт в себе экономические и социальные риски. Неудачи могут мгновенно сказаться на симпатиях избирателей, которые очень чутко реагируют на уменьшение социальных льгот.

Наиболее значимые сокращения затронули услуги для населения с невысоким уровнем дохода. В меньшей мере это коснулось финансирования систем здравоохранения, школьного образования и пенсионной программы. Правительству все труднее соответствовать стандартам качества массовых услуг. Это связано с увеличением продолжительности жизни населения, повышением заработной платы и высокими ожиданиями. Д. Кэмерон пытается соблюдать баланс, который позволит его партии сохранить симпатии большинства избирателей и одновременно сократить бюджетные расходы.

В конце мая 2013 года комиссия по контролю за работой государственных структур подготовила отчёт по итогам реформ. Из 191 проекта правительства 32 признаны неэффективными, либо малоэффективными. В список попали некоторые инициативы министерства обороны, министерства юстиции, инициативы по введению единого пособия и ограничению размера выплат. Руководитель Комитета по государственному бюджету М. Ходж заявила, что обратится в Национальное бюро аудита с просьбой проверить деятельность некоторых организаций. "К сожалению, работа в ряде структур ведётся не должным образом, - подчеркнула М. Ходж. - Очень жаль, что в их число попали важнейшие для страны департаменты" [Hope, 2013].

В середине июля газета "Гардиан" опубликовала результаты опроса общественного мнения. Впервые с марта 2012 года Консервативная партия сравнялась по числу симпатизирующих им британцев с Лейбористской партией. На протяжении более года тори отставали от своих оппонентов в среднем на 5%. Конечно, окончательные выводы о результатах реформ делать преждевременно, равно как и оценивать их эффективность.

Сегодня можно с уверенностью говорить лишь о первой, предварительной победе коалиционного правительства. Сам факт начала проведения масштабных реформ в столь важной для британцев и неприкосновенной долгие годы сфере социальных гарантий означает успех Д. Кэмерона. Вполне возможно, изменения не

приведут к мгновенному сокращению бюджетных трат на социальные нужды, однако в перспективе нескольких ближайших лет это, вероятнее всего, произойдёт.

•к •к •к

В дальнейшем многое будет зависеть от жёсткости и политической мудрости Д. Кэмерона. Перевод некоторых социальных обязанностей государства в частный сектор, с одной стороны, означает существенное облегчение для аппарата страны. С другой стороны, это может стать причиной потери контроля государства над важнейшими отраслями и сферами влияния. Частные компании, инвестирующие собственный капитал, далеко не всегда готовы открыто сотрудничать с правительством и действовать совместно, соблюдая не только частные, корпоративные, но и государственные интересы. Учитывая эти особенности, к лету 2014 года, спустя год после вступления большинства изменений в социальной сфере в силу, будет определён общий вектор построения взаимоотношений государства с бизнесом в части социальных обязательств перед населением, и, что не менее важно, - настроение и отношение общества к реформам и политическому курсу Д. Кэмерона.

Список литературы/References

Adetunji, J. (2011) Reactions to open public services reform white paper, [Online], available at: http://www.guardian.co.uk/public-leaders-network/2011/jul/11/reactions-public-service-reform-white-paper (Accessed 4 June 2013).

Civil Service (2013), "How will pension contribution increases affect me?", available at: http://www.civilservice.gov.uk/pensions/reform/contribution-increases (Accessed 23 July 2013).

Conservative party (2009), "David Cameron's Speech - The Big Society", available at: http://www.conservatives.com/News/Speeches/2009/11/David_Cameron_The_Big_ Society.aspx (Accessed 25 May 2013).

Conservative party (2010), "Invitation to join the Government of Britain", available at: http://media.conservatives.s3.amazonaws.com/manifesto/cpmanifesto2010_lowres.pdf (Accessed 25 May 2013).

Garner, R. (2012) University challenge: Has the new tuition-fees regime affected students' degree choices?, [Online], available at: http://www.independent.co.uk/news/education/higher/university-challenge-has-the-new-tuitionfees-regime-affected-students-degree-choices-8130995.html (Accessed 6 July 2013).

Harrison, A. (2011) Education Bill outlines shake-up for England's schools, [Online], available at: http://www.bbc.co.uk/news/education-12287022 (Accessed 12 June 2013).

Harrison, A. (2010) Violence at Tory HQ overshadows student fees protest, [Online], available at: http://www.bbc.co.uk/news/education-11726822 (Accessed 12 June 2013).

Hope, C. (2013) Major Coalition projects like aircraft carriers, welfare reforms and broadband rollout questioned by official Whitehall report, [Online], available at: http://www.telegraph.co.uk/news/politics/10079716/Major-Coalition-projects-like-aircraft-carriers-welfare-reforms-and-broadband-roll-out-questioned-by-official-Whitehall-report.html (Accessed 24 July 2013).

HM Treasury (2010), "Spending Review 2010", available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/203826/Spending_review_2 010.pdf (Accessed 4 July 2013).

Johnson, A. (2010) Tory spending review is a recipe for unemployment, [Online], available at: http://www.mirror.co.uk/news/uk-news/alan-johnson-writes-tory-spending-255382 (Accessed 1 June 2013).

Laughland, O. (2011) Open public services: Privatisation or innovation?, [Online], available at: http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2011/jul/15/the-conversation-open-public-services (Accessed 1 June 2013).

Loveys, K. (2011) Education reforms are a crime against humanity, says teachers' union chief, [Online], available at: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2064055/Teachers-strikes-Education-reforms-crime-humanity-says-Patrick-Roach.html (Accessed 7 July 2013).

London school of Economics and political science (2013), "Labour's Social Policy Record: Policy, Spending, and Outcomes 1997-2010", available at: http://sticerd.lse.ac.uk/dps/case/spcc/rr01.pdf (Accessed 8 July 2013).

Osborne, G. (2010) George Osborne's speech to the Conservative party conference in full, [Online], available at: http://www.guardian.co.uk/politics/2010/oct/04/george-osborne-speech-conservative-conference (Accessed 31 May 2013).

Owen, P. (2010) David Cameron claims welfare reform will save in the long run, [Online], available at: http://www.guardian.co.uk/politics/2010/oct/03/david-cameron-welfare-reform (Accessed 31 May 2013).

Parsons, P. (2011), Public sector strikes won't defuse Britain's demographic timebomb, [Online], available at: http://www.telegraph.co.uk/news/politics/8607874/Public-sector-strikes-wont-defuse-Britains-demographic-timebomb.html (Accessed 4 July 2013).

Rames, R. (2013) NHS will face £30bn funding gap by 2020, official warns, [Online], available at: http://www.guardian.co.uk/society/2013/jul/05/nhs-face-funding-gap-2020 (Accessed 3 June 2013).

Shepherd, J. and Vasagar, J. (2010) Willetts announces student fees of up to £9,000, [Online], available at: http://www.guardian.co.uk/education/2010/nov/03/willetts-announces-fees-of-9000 (Accessed 4 July 2013).

Taylor-Gooby, P. (2013), The Double Crisis of the Welfare State and What We Can Do About It, Basingstoke, Palgrave Macmillan, London, UK.

Tory Diary (2011), "Tory will cut the deficit not the NHS"?, available at: http://conservativehome.blogs.com/thetorydiary/2010/01/tories-will-cut-the-deficit-not-the-nhs.html (Accessed 4 June 2013).

D. Cameron: Coalition Government's Social Policy (2010 -2013).

Author. Maria Eremina, PhD in history, MSU. OJSC "NTV-PLUS", Moscow, Warshavskoe ave, 125, section 10. E-mail: dolgova maria@yahoo.com

Abstract. As a result of world financial crisis, by the end of the first decade of the XXI century Great Britain faced with difficult economical situation. Social reforms and cuts in social sector became one of the key necessary measures to overcome the crisis. Conservative and Liberal Democrats coalition government led by conservative prime-minister David Cameron made considerable changes in the fields of welfare, health, education, which were not seriously reformed for more than 50 years.

Key words: social reforms in Great Britain, "Big society", welfare state, D. Cameron.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.