ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2017 История Выпуск 3 (38)
УДК 329.1(410)"20"
doi: 10.17072/2219-3111-2017-3-138-147
ЗАКАТ «НОВОГО ЛЕЙБОРИЗМА» И ВОЗРОЖДЕНИЕ КОНСЕРВАТОРОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
И. Г. Ковалев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20
Рассматривается проблема смены тренда политического развития в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии в конце первого десятилетия XXI века. Оценивается роль мирового финансового кризиса 2008-2010 гг. как фактора, оказавшего существенное воздействие на обострение межпартийного противостояния и модернизацию организационных структур ведущих политических сил в стране. Анализируются причины очевидного кризиса идей «нового лейборизма» и возрождения привлекательности консерватизма в условиях мирового финансового кризиса 2008-2010 гг. Детально исследуются процессы переосмысления партией тори своих прежних программных установок и создания концепций «нового сострадательного консерватизма» и «великого общества». Изучается стремление совместить базисные основы тэтчеризма в экономической сфере с необходимостью решения актуальных проблем в социальном развитии. Определяется роль ведущих британских мозговых центров и экспертов в разработке новых проектов социально-экономической политики. Прослеживаются попытки консерваторов, поставив в качестве приоритетов вопросы и проблемы, важные для абсолютного большинства британцев, предложить свои варианты их решения, улучшить имидж тори, перехватить инициативу у своих политических оппонентов и вернуться к власти. На основе официальных партийных документов, официальных публичных выступлений лидеров тори анализируются процессы формирования и продвижения новой программы, призванной скорректировать модель социально-экономического развития Соединенного Королевства, преодолеть текущие острые проблемы в развитии и обеспечить устойчивый рост в посткризисный период. Прослеживается взаимосвязь политических баталий конца нулевых годов XXI в. с ключевыми тенденциями современной партийно-политической борьбы в Великобритании.
Ключевые слова: Великобритания, консервативная партия, лейбористская партия, Дэвид Кэмерон, всеобщие выборы, социально-экономическая модель.
Специфика функционирования британской двухпартийной политической системы, чередование ведущих партий у руля государственного управления давно привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей. Особый интерес у специалистов вызывают ситуации, когда заканчивается этап относительно продолжительного доминирования одной из политических сил. Последний такой случай имел место в 2010 г., когда завершился тринадцатилетний период нахождения у власти лейбористской партии. В этой связи представляется важным всесторонний анализ причин утраты привлекательности идей «нового лейборизма», реформаторских новаций рубежа веков и постепенного возрождения привлекательности консервативной альтернативы социально-экономического и политического развития страны. Тори, пусть и при поддержке либеральных демократов, в 2010 г. смогли нанести поражение «новым лейбористам» и попытались предложить британцам новые подходы к решению актуальных проблем внутренней и внешней политики. Стратегия выхода из экономической рецессии, определение контуров посткризисного развития, политические и конституционные реформы, совершенствование демократических механизмов, дальнейшая деволюция и, наконец, Брекзит стали основными задачами консерваторов в текущем десятилетии. В этой связи выявление истоков политики, которая привела к столь значительным переменам в Великобритании, представляет несомненный интерес. Кризис как катализатор межпартийной борьбы
Центральным в политической повестке дня в начале XXI в. был поиск путей выхода из мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 г. Особенностью этой рецессии в Соединенном Королевстве было то, что антикризисная программа правительства Г. Брауна реализовывалась в условиях резкого обострения общественно-политической борьбы и фактически развернувшейся пред-
© Ковалев И. Г., 2017
выборной кампании. Многие политические события, в частности, выборы в местные органы власти и Европейский парламент, состоявшиеся в июне 2009 г., а также опросы общественного мнения на протяжении 2008-2009 гг. демонстрировали очевидное снижение степени популярности лейбористов и личного рейтинга премьер-министра. Сам отказ лейбористского Кабинета от проведения досрочных выборов и оттягивание формирования нового состава палаты общин многие политологи считали отчаянной попыткой хоть как-то исправить негативную для Г. Брауна ситуацию, дождаться окончания спада в экономике и набрать дополнительные очки за счет реализуемых мер антикризисного регулирования. В этих условиях особый интерес как с точки зрения преодоления текущих негативных явлений в экономике, так и в связи с выбором вектора посткризисного развития представляла позиция их главных оппонентов - консерваторов.
К этому времени партия тори сумела разрешить многие из тех проблем, возникновение которых были причиной падения ее популярности среди электората в середине 1990-х гг. За годы пребывания в оппозиции консервативным руководством была проведена серьёзная работа по реформированию организационной структуры партии. Удалось укрепить организационное единство, провести децентрализацию в пользу местных ассоциаций, модернизировать процедуры принятия предвыборного манифеста и избрания лидера партии, добиться привлечения новых сторонников с помощью создания национальной системы партийного членства и т.д. В 2005 г. лидером консерваторов был избран молодой и амбициозный политик Дэвид Кэмерон, занимавший центристские позиции и стремившийся сплотить различные внутрипартийные фракции. Способствовало усилению позиций тори и само лейбористское правительство. После того как правящий Кабинет фактически снял с повестки дня вопрос о присоединении страны к еврозоне, резко снизилась опасность раскола консерваторов по линии евроскептики - еврооптимисты.
Важным представляется и то обстоятельство, что тори продемонстрировали способность отойти от догм, принять новые работающие идеи, признать успехи и достижения своих оппонентов. Так, выступая на партийном съезде в Манчестере в октябре 2009 г., Д. Кэмерон отметил такие достижения лейбористского правительства, как расширение автономии Шотландии и Уэльса, введение минимальной заработной платы и улучшение финансирования Национальной службы здравоохранения (Cameron, Putting..., 2009). Абсурдным было бы и отрицание успехов британской экономики в период докризисного развития. В 1997-2007 гг. рост ВВП составлял в среднем около 3% в год, неуклонно повышалось благосостояние населения. Как следствие, в начале нынешнего века экономические концепции основных политических партий Великобритании основывались на схожих базовых принципах: регулируемая рыночная экономика, опора на доминирующий в обществе средний класс, развитие общественных служб, финансируемых за счет налогов, и улучшение условий жизни для наименее обеспеченных слоев.
Разработка новых стратегических ориентиров
Констатируя определенный сдвиг влево социально-экономических ориентиров консерватизма по сравнению с периодом «тэтчеризма», было бы ошибочным считать, что тори целиком восприняли идеи «нового лейборизма» и на предстоящих всеобщих парламентских выборах надеялись только доказать избирателям, что способны лучше реализовать их на практике, чем Кабинет Г. Брауна. Новое консервативное руководство с середины первого десятилетия XXI в. активно работало над формированием собственной комплексной стратегии развития Великобритании. Речь идет о попытках создания так называемого «нового консерватизма», представляющего собой попытку эффективного соединения лучших идей «тэтчеризма» с наиболее удачными находками последних лейбористских правительств.
Общее руководство этой деятельностью осуществлял Д. Кэмерон, не только получивший блестящее образование (в Оксфордском университете он изучал философию, экономику и политику), но и обладавший большим опытом работы в коммерческих структурах, а также в исследовательском отделе консервативной партии и министерстве финансов. Кроме того, в свое время он участвовал в разработке экономической стратегии премьер-министра Дж. Мэйджора, писал для него проекты публичных выступлений.
Следует также отметить, что по сложившейся еще в 1970-х гг. практике активную роль в разработке социально-экономической политики основных политических партий играли так называемые «мозговые тресты» - специально организованные группы высококвалифицированных экспертов и исследователей. Консервативному руководству существенную помощь в создании новой
стратегии оказывал правоцентристский интеллектуальный фонд «Полиси Эхсчендж» (Policy Exchange), опубликовавший серию аналитических материалов о возможных вариантах трансформации и перспективах развития британской экономики, о мерах, необходимых для восстановления финансовой стабильности, реформирования системы государственных расходов, совершенствования налоговой системы и социальных программ. В 2006 г. этот фонд, который, по словам политического обозревателя газеты «Лондон ивнинг стандарт» Джо Мерфи, «является интеллектуальным тренировочным лагерем торийских модернизаторов», стал победителем специального конкурса «Мозговой трест года», проводимого с 2001 г. журналом «Проспект» [Хассан, 2008].
Активное участие в разработке новой экономической программы тори приняли такие известные ученые, как сэр Алан Питер Бадд - бывший член Комитета по монетарной политике Банка Англии и ректор Куинс колледжа в Оксфорде, а также Кеннет Рогоф - бывший член совета управляющих ФРС США, директор исследовательского департамента МВФ и профессор экономики Гарвардского университета. Примечательно, что консерваторам удалось привлечь на свою сторону и некоторых видных экономистов, которые до этого сотрудничали с лейбористской партией (это подтверждает тезис об отсутствии принципиальных расхождений между ведущими политическими партиями страны по базисным вопросам экономического развития в конце прошлого - начале нынешнего века). Так, исследование проблем развития экономики страны в условиях современного изменения климата возглавил профессор Лондонской школы экономики барон Стерн (Николас Герберт Стерн), который в 2003-2007 гг. сотрудничал с лейбористскими правительствами Т. Блэра и Г. Брауна и исполнял обязанности второго постоянного секретаря Казначейства.
Важной особенностью формирования новой социально-экономической стратегии консерваторов стало то, что в условиях рецессии возникла необходимость сочетания конкретных антикризисных шагов с разработкой перспективного альтернативного пути развития. В этой связи привычную критику решений и шагов оппонентов из лейбористской партии нужно было сочетать с тщательной проработкой собственной программы действий, которая была бы понятна избирателям и которую пришлось бы реализовывать после вероятной смены власти. Сложность решения такой задачи стала причиной некоторой непоследовательности действий и заявлений консервативных лидеров.
Первоначально критика Д. Кэмероном социально-экономической политики лейбористского правительства опиралась на личную популярность нового лидера тори. По результатам опросов общественного мнения в 2006 - начале 2007 г. он стабильно опережал всех своих оппонентов [Cameron attacks.]. В июне 2007 г. после запланированной отставки Т. Блэра и замены его в качестве лидера лейбористской партии и премьер-министра на Г. Брауна ситуация изменилась. За счет эффекта новизны и ожидания возможной смены курса рейтинги лейбористов стали расти, а выступления оппозиции хотя и продолжались, но стали более сдержанными и взвешенными. Но уже в октябре 2007 г. Д. Кэмерон вновь стал самым популярным британским политиком, а поддержка его партии со стороны избирателей достигла наивысшего показателя за последние 14 лет [Majendie, 2007].
На руку консерваторам в этот период сыграли очевидные ошибки и просчеты, допущенные правительством Г. Брауна. Прежде всего, среди них следует отметить отказ от низшей, десятипроцентной, ставки подоходного налога. Эту меру Г. Браун запланировал, еще находясь в должности министра финансов при формировании бюджета 2007-2008 гг. Однако ее воплощение в практику в условиях начавшегося спада вызвало протест беднейших слоев населения, которые начиная с апреля 2008 г. фактически должны были оплачивать сокращение базовой ставки подоходного налога с 22 до 20%. Критика этого решения правительства была настолько мощной, что новый канцлер Казначейства А. Дарлинг в середине мая 2008 г. был вынужден объявить о займе в размере 2,7 млрд ф. ст. с целью компенсации низкооплачиваемым гражданам возросших налоговых выплат [Ананьева, 2008, c. 20-21]. Тем самым Кабинет фактически признал ошибочность своего решения.
Кроме того, многие эксперты в условиях набиравшего обороты финансового кризиса обвиняли лично Г. Брауна в неспособности организовать эффективную систему банковского надзора и мер по купированию проблем на кредитном рынке. Эти и некоторые другие просчеты породили сомнения в компетентности нового премьер-министра. Как следствие, рейтинги лейбористов обрушились, а консерваторы вновь перешли в наступление. В июле 2008 г. Д. Кэмерон публично заявил о неэффективности экономической политики правящего Кабинета, а также высказался за ско-
рейшее проведение досрочных парламентских выборов (Cameron, Spoiling..., 2008).
Вместе с тем консерваторы в условиях ухудшения экономической ситуации не стали чинить препятствий лейбористскому Кабинету, когда он принимал осенью 2008 г. экстренные антикризисные меры. Они фактически согласились с временной национализацией ряда ведущих финансовых компаний страны, принятием мер по поддержке владельцев недвижимости, решением о субсидировании накоплений малоимущих граждан, ужесточением иммиграционного законодательства. Критика действующего правительства со стороны лидеров оппозиции в этот период сводилась к обвинениям в принятии только экстренных, «пожарных» мер противодействия негативным тенденциям в социально-экономическом развитии страны и констатации отсутствия долгосрочной стратегии действий. В частности, Д. Кэмерон в одном из своих выступлений заявил, что Г. Браун допустил непоправимую ошибку, «не подготовив экономику Великобритании к кризису в период процветания», и подчеркнул, что именно политика лейбористской партии, а не США стала истинной причиной возникновения финансовых проблем. Кроме этого, он утверждал, что некоторые из реализуемых антикризисных мер первыми предложили именно тори, а их согласие с действиями лейбористов не является абсолютным. «Многие считают, что принятое нами решение о поддержке частичной национализации банков означает, что мы сегодня поддерживаем проводимую в последние годы экономическую политику правительства, - отмечал лидер консерваторов. - Всем должно быть ясно, что это не так. Этот кризис показал, насколько ошибочным был экономический курс правительства лейбористов» (Cameron, David Cameron's.)
Фактически это выступление Д. Кэмерона свидетельствовало о прекращении неофициального перемирия с кабинетом Г. Брауна и стало сигналом для завершения работы над собственной антикризисной стратегией. Уже 28 сентября 2008 г. теневой канцлер Казначейства Дж. Осборн презентовал программный документ консервативной партии «Реконструкция. План построения сильной экономики», соавтором предисловия к которому выступил Д. Кэмерон. В качестве приоритетов деятельности будущего консервативного правительства в нем было определено пять направлений.
Первоочередной задачей была объявлена минимизация социальных последствий кризиса: оказание помощи семьям, поддержка работодателей и лиц, ищущих работу, обеспечение стабильности на рынке жилья и т.д. (Reconstruction, 2008, p. 2). Кроме того, тори заявили о своем намерении провести реформу бюджетной политики и обеспечить повышение финансовой ответственности, предложили отменить дискредитировавшие себя в условиях кризиса прежние фискальные правила, разработать долгосрочную программу по сокращению национального долга и дефицита бюджета, реформировать систему государственной службы, снизить расходы органов центральной администрации. Тори также высказались за формирование нового независимого Агентства по бюджетному надзору, которое было бы наделено правом аудита государственного долга, могло самостоятельно оценивать устойчивость финансов страны, а также контролировать правительственные счета (Ibid., p. 3).
Третьим направлением деятельности была модернизация финансового сектора и формирование новой монетарной политики. Консерваторы заявляли о необходимости пересмотра системы регулирования финансового рынка, включавшей триумвират в лице Казначейства, Банка Англии и Управления по финансовому регулированию и надзору. С их точки зрения, полномочия центрального банка, прежде всего в сфере контроля над финансовыми институтами, подлежали существенному расширению. Тори также предложили реформировать действующую систему гарантирования вкладов и ввести норму, согласно которой первые 50 тыс. фунтов стерлингов сбережений должны были выплачиваться клиентам банков в течение одной недели после обращения (Ibid., p. 4). Большое внимание в новой стратегии консерваторов было уделено налоговой реформе, предполагавшей снижение налоговой нагрузки как для домохозяйств, так и для бизнеса, а также создание более простой и прозрачной налоговой системы. Наконец, пятой приоритетной задачей было объявлено формирование более сбалансированной экономики, способной противостоять современным вызовам, обеспечивать процветание и благосостояние в любом регионе страны (Ibid, p. 4-5). Важным кажется то обстоятельство, что, представляя свою новую социально-экономическую стратегию, лидеры тори специально подчеркнули, что их инициативы «не только помогут Британии преодолеть текущий экономический кризис, но и обеспечат необходимые изменения и лучше подготовят страну к возможным будущим шокам мировой экономики» (Ibid., p. 1).
Таким образом, к лету 2009 г. в арсенале консерваторов уже была достаточно серьезная стра-
тегия развития страны в новых исторических условиях, сочетавшая как меры текущего антикризисного регулирования, так и перспективные планы действий в пострецессионный период. С учетом уже упоминавшихся сокрушительного поражения лейбористов на местных выборах и неудачи правящей партии на выборах в Европейский парламент в мае 2009 г. сложились благоприятные предпосылки перехода консервативной партии в наступление по всем направлениям в рамках подготовки к предстоящему переизбранию депутатов Палаты общин.
Тори вступают в борьбу за власть
В условиях проявления негативных тенденций в экономическом развитии страны лидеры консерваторов вполне логично решили начать с разработки программы преобразования ключевого для британского хозяйства сектора - финансового. В июле 2009 г. теневой канцлер Казначейства Дж. Осборн представил программный документ «От кризиса к уверенности: План оздоровления банковской системы», в котором были очерчены контуры комплексной реформы финансовых надзорных органов. Основные предложения оппозиции в этой области сводились к следующему:
- упразднить Управление по финансовому регулированию и надзору и расширить полномочия центрального банка страны в области обеспечения финансовой стабильности;
- создать влиятельное Агентство по защите прав потребителей, предоставив ему полномочия, разделенные прежде между Управлением по финансовому регулированию и надзору и Агентством по обеспечению справедливой торговли;
- ввести норму, обязывающую банки увеличить долю собственных средств при осуществлении рискованного кредитования;
- наделить канцлера Казначейства специальными полномочиями в отстаивании британских финансовых интересов на уровне ЕС;
- обратить особое внимание Агентства по обеспечению справедливой торговли и Комиссии по конкуренции на масштабы последствия консолидации в розничном банковском секторе (From Crisis., 2009, p. 2-3).
Планы реформирования финансовой системы страны в этот период разрабатывались не только лидерами оппозиции. Председатель Банка Англии Мервин Кинг в октябре 2009 г. предложил Правительству Г. Брауна провести четкую границу между инвестиционными функциями коммерческих банков и оказанием ими классических депозитарных услуг. Примечательно, что лейбористский министр финансов категорически отверг эту идею, в то время как его коллега в теневом правительстве, Дж. Осборн, заявил, что «разделяет критическое отношение господина Кинга к банковскому регулированию» [Banks face....]. Впрочем, поддержав в этом вопросе главу центрального банка страны, консерваторы испортили отношения с влиятельным лобби крупнейших коммерческих банков, которое решительно противодействовало любым попыткам раздела функций финансовых институтов.
Другой центральной темой антикризисных политических заявлений консерваторов осенью 2009 г. стал беспрецедентный рост государственных расходов, инициированный Кабинетом Г. Брауна с целью преодоления последствий разрешения финансовых и экономических проблем. С точки зрения тори, масштабные заимствования правительства на внутреннем и внешнем рынках могли привести к дефолту. В частности, Д. Кэмерон назвал такую политику «позорной и безответственной», а также особо подчеркнул, что рост государственной задолженности «может заставить зарубежных инвесторов отказаться от приобретения казначейских облигаций Великобритании», а также нанести непоправимый ущерб имиджу Соединенного Королевства как одного из ведущих финансовых центров мира (David Cameron warns, 2009.)
Важным этапом в начавшемся решительном наступлении тори на позиции «новых лейбористов» стала ежегодная партийная конференция консервативной партии, которая состоялась 5-8 октября в Манчестере. На этом, по сути, предвыборном смотре сил они просто были обязаны представить стране четкий и подробный план действий, который собирались реализовать в случае их возвращения к руководству государством. Как следствие, и Д. Кэмерон, и Дж. Осборн в своих выступлениях на этом форуме уделили вопросам экономического и социального развития особое внимание, а также постарались предельно точно определить вектор политики консерваторов.
Приоритетной задачей они провозгласили борьбу с бюджетным дефицитом и государственным долгом. Обвинив лейбористское правительство в значительном росте их показателей за последние два года и отметив, что увеличение государственных расходов в условиях рецессии так и
не дало положительного эффекта, лидеры консерваторов сообщили о своем намерении принять жесткие меры с целью сокращения бюджетных расходов. При этом они не стали делать популистских заявлений и честно признали, что собираются сократить заработную плату некоторых категорий бюджетников (врачей, судей, сотрудников аппарата центральных ведомств, парламентариев и министров). Кроме этого, отмечалась необходимость урезания расходов правительства, переноса с 2026 на 2016 г. запланированного увеличения пенсионного возраста для мужчин - с 65 до 66, а для женщин с 60 до 63 лет. Это позволило бы, по их мнению, сэкономить около 13 млрд фунтов стерлингов в год. Консерваторы также планировали сократить размеры пособий на детей, с тем чтобы стимулировать как можно большее число женщин, сидящих дома с ребенком, выйти на работу. Аргументируя такой подход, Д. Кэмерон отмечал: «Если мы сократим правительственные расходы, если мы заставим общество двигаться вперед, если мы восстановим ответственность в разных сферах жизни, Великобритания поднимется с колен» (Cameron, Putting Britain..., 2009).
Одним из приоритетных направлений своей деятельности в условиях кризиса тори провозгласили борьбу с безработицей, которая накануне их партийной конференции достигла 2,5 млн человек, или 7,9% экономически активного населения. На съезде была представлена амбициозная программа «Работающая Британия» (Get Britain Working., 2009), предусматривавшая осуществление комплекса организационно-финансовых мер, направленных на повышение занятости за счет переквалификации безработных и стимулирования работодателей на создание новых рабочих мест. Особое внимание консерваторы обещали уделить проблеме роста уровня безработицы молодежи (Ibid., p. 7).
Законченную форму торийская стратегия развития страны на ближайшую перспективу обрела в начале 2010 г. 2 февраля Дж. Осборн представил фактически предвыборную социально-экономическую программу своей партии «Новая экономическая модель. Восемь критериев для Британии». Название явно указывало на стремление представить на суд британских избирателей альтернативный путь развития страны. В программе были обобщены и систематизированы все предшествующие наработки торийских аналитиков и стратегов, определены приоритеты, наиболее перспективные пути развития. В отличие от лейбористов, чья экономическая политика в начале нынешнего века базировалась на росте государственных расходов, консерваторы считали, что основой для процветания должны стать сбережение средств и стимулирование развития частного бизнеса. Первоочередной задачей они определили обеспечение макроэкономической стабильности. Указав, что в начале 2010 г. Великобритания имела беспрецедентный за всю послевоенную историю (и самый большой среди стран «большой двадцатки») дефицит государственного бюджета, тори наметили ряд экстренных мер по сокращению правительственных расходов. Прежде всего, они пообещали проводить жесткую фискальную и активную кредитно-денежную политику. Для этого планировалось сформировать экстренный бюджет и составить четкий план действий по существенному сокращению структурного дефицита текущего бюджета (A New Economic Model., 2010, p. 7). Кроме этого, в документе были подтверждены прежние инициативы по уменьшению государственных расходов: повышение пенсионного возраста, урезание размеров пособий на детей, понижение заработной платы министрам на 5% и замораживание ее в течение пяти следующих лет, сокращение на 10% жалованья депутатов парламента, создание независимого Агентства по бюджетному надзору и т.д. (Ibid., p. 7).
Не менее важной задачей консерваторы считали формирование более сбалансированной экономики, преодоление таких негативных тенденций, как сокращение доли Великобритании в мировом экспорте, снижение сбережений домохозяйств, отставание от ведущих стран мира по доле инвестиций в ВВП. В этой связи они планировали расширить государственную поддержку британских экспортеров, активизировать внешнеэкономическую политику, добиться превращения Соединенного Королевства в ведущего европейского экспортера высокотехнологичной продукции.
Третьим приоритетом было определено обеспечение занятости населения в Великобритании. Для этого прежде всего консерваторы собирались применить инструменты налогового стимулирования и отказаться от намеченного лейбористами повышения в 2011 г. на 1% отчислений в Фонд социального страхования. Кроме того, они предложили освободить компании, созданные в первые два года работы нового правительства, от отчислений в этот фонд за первых десять нанятых сотрудников (A New Economic Model., 2010, p. 11). Вторым важнейшим инструментом в борьбе с безработицей, по их мнению, должно было стать развитие системы профессионального обучения и
переподготовки. Консерваторы готовы были в течение двух лет финансировать программу по повышению квалификации 200 тыс. молодых людей и планировали создать 10 тыс. дополнительных мест в университетах. Снижению уровня безработицы должны были способствовать и меры стимулирования мелкого и мельчайшего бизнеса, поддержки самозанятости и франчайзинга, создания системы бизнес-наставников и т.д. (Ibid., p. 12).
Развитие предпринимательства и формирование комфортной бизнес-среды, облегчение налогового бремени и ослабление государственного регулирования деятельности компаний в новой стратегии тори были прописаны особенно тщательно. Консерваторы планировали понизить верхнюю ставку корпорационного налога до 25%, а ставку для небольших компаний - до 20%. В дальнейшем предполагалось провести работу по упрощению и обеспечению стабильности всей налоговой системы страны, сформировать пятилетнюю «дорожную карту» изменения корпоративного налога. Также была поставлена задача оптимизации комплекса правил по контролю над деятельностью иностранных фирм в Британии. Мелкому и среднему бизнесу были обещаны государственная поддержка и минимизация административных требований, а всем вновь создаваемым компаниям -сокращение количества регистрационных документов и сроков открытия бизнеса (Ibid., p. 14). Все эти меры в случае успешной реализации должны были способствовать формированию в Великобритании более привлекательной предпринимательской среды, содействовать росту количества отечественных хозяйствующих субъектов и привлечению иностранных инвесторов.
Не оставили без внимания консерваторы и проблему территориальных диспропорций в социально-экономическом развитии Соединенного Королевства, которая, по их мнению, часто была связана с отсутствием энергично развивающегося частного сектора в отдельных регионах, а также с его зависимостью от неэффективных государственных расходов. В «Новой экономической модели» было предложено несколько мер, способных изменить ситуацию. Во-первых, тори обещали создать систему стимулирования частных инвестиций, направляемых на формирование и развитие современной инфраструктуры (скоростных железных дорог, телекоммуникационных сетей, широкополосного высокоскоростного Интернета). Это, по их мнению, должно было сблизить регионы по уровню развития и расширить возможности участия их жителей в современных экономических процессах. Во-вторых, тори намеревались реформировать систему региональной поддержки предпринимательства и повысить ответственность ведущих местных бизнес-партнерств за обеспечение необходимых условий для развития регионов. В-третьих, планировалось открыть 12 высших технических учебных заведений в крупнейших городах Великобритании и сделать их центрами подготовки высококвалифицированных кадров для местной экономики (Ibid., p. 15-16).
Новая социально-экономическая модель предполагала существенное реформирование государственного сектора с целью повышения производительности труда и качества предоставляемых за деньги налогоплательщиков услуг. Для этого необходимо было улучшить финансовую дисциплину и аудит, сократить бюрократический аппарат, обеспечить прозрачность и публичность деятельности всех государственных учреждений. Кроме того, консерваторы выступали за расширение возможностей частных инвесторов и ликвидацию государственной монополии в таких областях, как школьное образование, система социального обеспечения и даже система исполнения наказаний.
Учитывая особую роль финансовой системы в хозяйственном комплексе страны, а также то, что кризис обнажил некоторые существенные проблемы в его функционировании, тори особое внимание в своей стратегии уделили формированию более безопасного и эффективного банковского сектора, отвечающего самым современным потребностям. Они подтвердили желание отменить дискредитировавшую себя систему регулирования финансового рынка, планировали расширить функции пруденциального надзора Банка Англии и намеревались создать новое Агентство защиты потребителей для надлежащего контроля предоставления финансовых услуг. Кроме этого, было заявлено о стремлении принять необходимые меры по обеспечению большей конкуренции в банковском секторе, разработать стратегию продажи доли в контролируемых государством финансовых институтах. В случае победы на выборах новое правительство было намерено сконцентрировать свои усилия на обеспечение гарантий и поддержки разнообразных источников доступного кредитования малого и среднего бизнеса, а также на расширении и упрощении Национальной схемы кредитных гарантий (Ibid., p. 20).
Важным направлением развития британского хозяйства в условиях глобализации, способным
обеспечить ему дополнительные конкурентные преимущества, разработчики новой стратегии считали построение так называемой «зеленой экономики». Обвинив лейбористов в отсутствии прогресса в сокращении выбросов углекислого газа и увеличении доли возобновляемых источников энергии, тори предлагали добиться желаемого результата за счет поощрения частных инвестиций в революционные технологии. Они планировали создание в Великобритании первого «зеленого инвестиционного банка», в котором предполагали аккумулировать государственные и частные средства, необходимые для финансирования новых экологически безопасных технологий.
Консерваторы обещали произвести настоящую «энергетическую революцию» за счет поощрения мелких производителей энергии, развития ветряных и приливных электростанций, наращивания доли атомной энергетики, создания национальной сети станций для подзарядки электромобилей и т.д. Наконец, они считали необходимым изменить введенный лейбористским правительством сбор за изменение климата, чтобы он был более тесно связан с объемов выбросов углерода и обеспечивал необходимые стимулы для инвестиций в низкоуглеродные технологии (Ibid., p. 2-22).
Оценивая предложенную в 2010 г. стратегию, можно отметить явное стремление консерваторов вновь сделать ставку на те механизмы, которые обеспечили хозяйственный подъем в период тэтчеризма. Как бы опровергая пропагандировавшийся в то время тезис о том, что кризис показал нежизнеспособность англо-саксонской экономической модели, они выступали за сокращение государственного вмешательства и регулирования, всемерное поощрение частного предпринимательства (особенно малого), жесткую бюджетную, монетарную и долговую политику, снижение налогового бремени и т.д. Вместе с тем тори не побоялись заявить накануне всеобщих выборов о некоторых непопулярных мерах в области социальной политики (повышение пенсионного возраста, сокращение размеров некоторых видов социальных пособий). В то же время они были готовы самое большое внимание уделить развитию и модернизации системы среднего и высшего образования, совершенствованию национальной системы здравоохранения, что потребовало бы дополнительного роста ассигнований на эти цели. Можно сказать, что, удачно сочетая критику действий лейбористского правительства Г. Брауна, подчеркивая его неудачи и провалы, консерваторы предложили британским избирателям альтернативную стратегию развития страны на ближайшую перспективу.
Таким образом, к началу 2010 г. в Соединенном Королевстве возникли несколько тенденций, свидетельствовавших о начале кризиса идеологии и практики «нового лейборизма» и возрождении консервативных ценностных ориентиров. Концепция «третьего пути», ставшая основой политики Кабинетов Т. Блэра и Г. Брауна и представлявшая собой попытку соединения монетаристской стратегии периода тэтчеризма с социал-демократическими ценностями и масштабными конституционными реформами, не спасла страну от кризиса, самого серьезную после «великой депрессии». Анонсированные модернизационные проекты в области государственного управления и политической системы встречали заметное препятствие. Длительное пребывание у власти лейбористской партии не могло не вызвать психологической усталости у избирателей, а сама она явно пребывала в деморализованном состоянии. Кроме лозунгов «Осторожность прежде всего» и «Коней на переправе не меняют», лейбористы, по сути, больше ничего не могли предложить электорату. Именно неспособность «нового лейборизма» дать адекватные ответы на новые социально-экономические вызовы стала причиной роста популярности среди рядовых членов партии левых идей и, по сути, запустила процесс смены политических элит. В итоге тринадцатилетнее политическое доминирование лейбористов было прервано в 2010 г., а спустя пять лет их лидером стал сторонник радикальных социалистических идей Джереми Корбин, что, по мнению многих аналитиков, серьезно ограничивало перспективы его партии на всеобщих парламентских выборах.
Консерваторы же под руководством молодого, энергичного и амбициозного Д. Кэмерона, напротив, в тот период явно преуспели в преодолении шаблонного имиджа партии крупного бизнеса, в меньшей мере представляющей нужды широких масс населения. Тори в преддверии всеобщих парламентских выборов не только традиционно делали ставку на неспособность своих политических оппонентов вывести страну из серьезной социально-экономической рецессии, но и предложили стратегию противодействия негативным тенденциям в хозяйственном и общественном развитии. Они разработали долгосрочную стратегию посткризисного развития, что позволило им перехватить политическую инициативу и вернуться к рулю государственного управления.
Список источников
A New Economic Model. Eight Benchmarks for Britain. London: TPF Group, 2010. 22 P. Cameron D. Putting Britain Back on Her Feet. URL: http://www.conservatives.com/News/Speeches/ 2009/10/David_Cameron_Putting_Britain_back_on_her_feet.aspx (дата обращения: 03.06.2016). Cameron D. Spoiling for the fight. URL: http://www.economist.com/node/11701791 (дата обращения: 18.06.2016).
From Crisis to Confidence: plan for Sound Banking. London: TPF Group, 2009. 54 P.
Get Britain Working. Conservative Proposals To Tackling Unemployment And Reforming Welfare Get
Britain. London, 2009. 57 P.
Reconstruction: Plan for a Strong Economy. London: TPF Group, 2008. 22 P.
Cameron D. David Cameron's Speech in Full. URL: https://www.theguardian.com/ politics/2008/oct/17/davidcameron-economy (дата обращения: 18.06.2016).
David Cameron warns spending could lead to Britain defaulting on its debt. URL: https://www.theguardian.com/politics/2009/aug/18/cameron-brown-borrowing-government-debt (дата обращения: 18.06.2016).
Библиографический список
Ананьева Е.В. «Момент Мейджора» для Гордона Брауна // Международная жизнь. 2008. №7. C. 17-31.
Изменение глобального экономического ландшафта: проблемы и поиск решений / под ред. И.Г. Ковалева, ЕС. Хесина. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2011. 400 C.
Хассан Дж. Границы революции «мозговых трестов». URL: http://gtmarket.ru/laboratory/ think/2008/1813 (дата обращения: 16.06.2016).
Banks face supertax costing billions as Osborne's sweeping changes hand Bank of England regulatory powers. URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-1287208/Banks-face-supertax-George-Osbornes-changes-hand-Bank-England-power.html (дата обращения: 09.06.2016).
Cameron attacks 'past it' Brown. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/politics/4833440.stm (дата обращения: 22.06.2016).
David Cameron promises to 'put Britain back on its feet' in Tory conference speech. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/politics/david-cameron/6275286/David-Cameron-promises-to-put-Britain-back-on-its-feet-in-Tory-conference-speech.html (дата обращения: 12.06.2016). Majendie P. Resurgent Tories at 15-year poll high. URL: http://www.mirror.co.uk/news/uk-news/2007/ 10/26/tories-hit-15 -year-popularity-high-in-poll-89520-20012621/ (дата обращения: 24.06.2016). Osborne gives Bank of England top regulatory role. URL: http://www.bbc.com/news/10326027 (дата обращения: 14.06.2016).
The Cameron-Clegg Government. Coalition Politics in an Age of Austerity / ed. by S. Lee and M. Beech. London: Palgrave Macmillan, 2011. 291 P.
The Conservative-Liberal Coalition. Examining the Cameron-Clegg Government / ed. by S. Lee and M. Beech. London: Palgrave Macmillan, 2015. 282 P.
The Conservatives under David Cameron. Built to Last? / ed. by S. Lee and M. Beech. London: Palgrave Macmillan, 2009. 260 P.
The Politics of Coalition: How the Conservative-Liberal Democrat Government Works / еd. By R. Hazell, Y. Ben. London: Hart Publishing, 2012. 290 P.
Seldon A., SnowdonP. Cameron at 10: The Inside Stories. London: William Collins, 2015. 624 P.
Дата поступления рукописи в редакцию 07.07.2016
THE FALL OF THE NEW LABOUR AND THE REVIVAL OF THE CONSERVATIVES IN THE UK IN THE EARLY 21st CENTURY
I. G. Kovalev
National Research University "Higher School of Economics", Myasnitskaya str., 20, 101000, Moscow, Russia [email protected]
The article considers the problem of changes in the political development of Great Britain in the late 2000s. The author assesses the role of the 2008-2010 global financial crisis in the exacerbation of inter-party confrontation and the modernization of organizational structures of the leading political forces in the UK. The reasons for the obvious crisis of the ideas of the New Labour and the revival of the attractiveness of conservatism in the context of the crisis are given. The author describes in detail how the Tories revised their previous ideas and formed the concepts of "new compassionate conservatism" and "great society". The author states that David Cameron tried to combine the basics of Thatcherism in the economic sphere with the need to solve urgent problems in social development. The role of the leading British think-tanks and experts in the development of new socio-economic policy projects is analyzed. The author traces the efforts of the conservatives to focus on issues important for most Britons, to offer their solutions, to improve the image of the Tories, and to take away the initiative from their political opponents in order to return to power. Based on official party documents and official public statements of the Tory leaders, the paper analyzes the processes of forming and promoting new programs aimed at adjusting the model of socio-economic development of the UK, overcoming the current acute problems of development, and ensuring sustainable growth in the post-crisis period. The interrelation of political battles of the late 2000s with key trends of contemporary political struggle in the UK is demonstrated.
Key words: Great Britain, Conservative party, Labour party, David Cameron, General election, socio-economic model.
References
A New Economic Model. Eight Benchmarks for Britain (2010), TPF Group, London, UK, 22 p. Ananyeva, E.V. (2008), "Major Moment" for Gordon Brown", Mezhdunarodnaya zhizn, №. 7, pp. 17-31. Banks face supertax costing billions as Osborne's sweeping changes hand Bank of England regulatory powers (2010), available at: http://www.dailymail.co.uk/news/article-1287208/Banks-face-supertax-George-0sbornes-changes-hand-Bank-England-power.html (accessed: 09.06.2016).
Cameron attacks 'past it' Brown (2006), available at: http://news.bbc.co.uk/2Zhi/uk_news/politics/4833440.stm (accessed: 22.06.2016).
Cameron, D. (2008), David Cameron's Speech in Full, available at: https://www.theguardian.com/politics/ 2008/oct/17/davidcameron-economy (accessed: 18.06.2016).
Cameron, D. (2008), Spoiling for the fight, available at: http://www.economist.com/node/11701791 (accessed: 18.06.2016).
Cameron, D. (2009), Putting Britain Back on Her Feet, available at: http://www.conservatives.com/News/ Speeches/2009/10/David_Cameron_Putting_Britain_back_on_her_feet.aspx (accessed: 03.06.2016). David Cameron promises to 'put Britain back on its feet' in Tory conference speech (2009), available at: http://www.telegraph.co.uk/news/politics/david-cameron/6275286/David-Cameron-promises-to-put-Britain-back-on-its-feet-in-Tory-conference-speech. html (accessed: 12.06.2016).
David Cameron warns spending could lead to Britain defaulting on its debt (2009), available at: https://www.theguardian.com/politics/2009/aug/18/cameron-brown-borrowing-government-debt (accessed: 18.06.2016).
From Crisis to Confidence: Plan for Sound Banking (2009), TPF Group, London, UK, 54 p.
Get Britain Working. Conservative Proposals to Tackling Unemployment and Reforming Welfare Get Britain
(2009), Conservative Party, London, UK, 57 p.
Hazell, R., Ben, Y. (eds.) (2012), The Politics of Coalition: How the Conservative-Liberal Democrat Government Works, Hart Publishing, London, UK, 290 p.
Khassan, Dzh. (2008), Granitsy revolyutsii «mozgovykh trestov» [Borders of the revolution of "think-tanks"], available at: http://gtmarket.ru/laboratory/think/2008/1813 (accessed: 16.06.2016).
Kovalev, I.G., Khesin, E.S. (2011), Izmenenie global'nogo ekonomicheskogo landshafta: problemy i poisk resheniy [The Change of Global Economic Landscape: Issues and Solutions], HSE, Moscow, Russia, 400 p. Lee, S., Beech, M. (2009), The Conservatives under David Cameron. Built to Last?, Palgrave Macmillan, London, UK, 260 p.
Lee, S., Beech, M. (2011), The Cameron-Clegg Government. Coalition Politics in an Age of Austerity, Palgrave Macmillan, London, UK, 291 p.
Lee, S., Beech, M. (2015), The Conservative-Liberal Coalition. Examining the Cameron-Clegg Government, Palgrave Macmillan, London, UK, 282 p.
Majendie, P. (2007), Resurgent Tories at 15-year poll high, available at: http://www.mirror.co.uk/news/uk-news/2007/10/26/tories-hit-15-year-popularity-high-in-poll-89520-20012621/ (accessed: 24.06.2016). Osborne gives Bank of England top regulatory role (2010), available at: http://www.bbc.com/news/10326027 (accessed: 14.06.2016).
Reconstruction: Plan for a Strong Economy (2008), TPF Group, London, UK, 22 p.
Seldon, A., Snowdon, P. (2015), Cameron at 10: The Inside Stories, William Collins, London, UK, 624 p.