Научная статья на тему 'CVP-анализ в системе финансового и операционного менеджмента'

CVP-анализ в системе финансового и операционного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕМЕННЫЙ / ПОСТОЯННЫЙ / ЗАТРАТЫ / ДОХОД / ПРИБЫЛЬ / БЕЗУБЫТОЧНЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабиров Г.А., Хабиров А.Г., Ситдикова Г.З.

В статье уточнены сущность и содержание понятий «маржа», «маржинальная прибыль», «затраты на производство», «доходы». Рассмотрена структура доходов как источников возмещения переменных и постоянных издержек производства, изложены варианты диверсификации производства с учетом заданных параметров финансовых результатов деятельности коммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «CVP-анализ в системе финансового и операционного менеджмента»

17 (59) - 2011

Финансовый менеджмент

УДК 658:330.101.542+336

CVP-АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО И ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Г. А. ХАБИРОв,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и анализа, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан E-mail: zavduh@bsau. ru Башкирский государственный аграрный университет

А. Г. ХАБИРОв,

кандидат экономических наук, заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан Тел.: 8-3472-29-71-10

г. з. ситдикова,

старший преподаватель кафедры экономики аграрного производства E-mail: guz448@yandex.ru Башкирский государственный аграрный университет

В статье уточнены сущность и содержание понятий «маржа», «маржинальная прибыль», «затраты на производство», «доходы». Рассмотрена структура доходов как источников возмещения переменных и постоянных издержек производства, изложены варианты диверсификации производства сучетом заданных параметров финансовых результатов деятельности коммерческих организаций.

Ключевые слова: переменный, постоянный, затраты, доход, прибыль, безубыточный объем продаж.

Вопросы применения маржинального анализа в системе финансового и операционного менеджмента все активнее обсуждаются в отечественной экономической литературе. Его методика базируется на изучении соотношения между группами

важнейших экономических показателей — издержками, объемом производства (продажи) продукции и прибылью, а также на прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. При этом производственные и сбытовые затраты в зависимости от изменения объема деятельности организации подразделяются на переменные и постоянные.

В то же время среди ученых-экономистов еще нет единства мнений относительно понятий, связанных с указанным методом анализа. Так, применяются обычно дефиниции «маржинальная прибыль», «валовая маржа», «маржа покрытия», которые определяются как разность выручки и переменных издержек и включают в себя посто-

17 (59) - 2011

Финансовый менеджмент

янные затраты и прибыль. Чем больше величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности [4, с. 288; 3, с. 39].

В другом случае понятие «маржинальный доход» рассматривается как превышение выручки от продаж над совокупными издержками, относящимися к определенному уровню продаж, а «маржа прибыли» — как относительная прибыль, исчисленная в процентах к реализованной продукции или к капиталу. Определение «маржа прибыли» приравнивается к понятию «рентабельность» [2, с. 376].

Маржа (от фр. таще — поле (страницы), край — термин, применяемый в банковской, биржевой, торговой, страховой практике для обозначения разницы между процентными ставками, курсами ценных бумаг, ценами товаров и другими показателями [1, с. 490].

Методологической основой уточнения сущности указанных понятий является разграничение издержек производства и его результатов.

Общие (валовые) издержки на произведенное количество товара — это все издержки на данный момент, необходимые для производства того или иного товара и подразделяемые в учетно-экономи-ческой системе на постоянные и переменные.

Постоянные издержки предприятие должно нести в любом случае, они в определенной степени мало зависят от объема производства. Речь идет о зданиях, освещении, оплате труда управленческого и административного аппарата и т. п.

Переменные издержки связаны с затратами на покупку сырья, рабочей силы, и они непосредственно сказываются на объеме производимого (чем больше объем используемого сырья, тем больше продукции) [6, с. 244].

Результатом производственно-хозяйственной деятельности является сумма полученного дохода — денежных и материальных ресурсов, поступающих юридическим и физическим лицам после завершения производственного цикла. В более широком плане это выручка и другие денежные средства, поступающие предприятию [2, с. 218].

Сопоставление суммы полученного дохода с издержками на производство и продажу продукции позволяет определить финансовый результат. При этом часть дохода возмещает переменные издержки, другая — постоянные издержки, а третья, если это имеет место, составляет прибыль хозяйствующего субъекта.

Отсюда, по мнению авторов, часть дохода, возмещающая постоянные издержки, никак не

может быть отнесена к понятию маржинальной прибыли (валовой маржи), которая сводится к сумме постоянных затрат и прибыли хозяйствующего субъекта.

При этом даже в случае убыточности производства часть дохода, возмещающая постоянные издержки, будет характеризовать сумму маржинальной прибыли (валовой маржи), по которой предлагается ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия при определении уровня рентабельности [4, с. 289].

В зависимости от метода распределения постоянных издержек на долю более трудоемких или материалоемких видов продукции будет находиться сумма расходов по организации производства и управлению, и они окажутся на соответствующих ступенях рангов при оценке эффективности производства, которое может быть убыточным по результатам продаж.

Более того, данный подход не мобилизует товаропроизводителей на снижение постоянных издержек, в составе которых значительная часть приходится на долю расходов по организации производства и управлению.

Без прибыли невозможно выжить в условиях конкуренции. Необходимо учитывать сильную конкуренцию, с которой встречаются фирмы не только на товарном рынке, но и на финансовом, где они получают кредиты. Чем выше прибыль фирмы, тем ей легче удержаться на обоих рынках. Когда существует сильная конкуренция, компания, не максимизирующая своей прибыли, погибает [5, с. 334].

Одним из факторов увеличения прибыли хозяйствующего субъекта является минимизация издержек производства на единицу продукции, которая достигается управлением переменных издержек, а удельные постоянные издержки уменьшатся с увеличением объема производства. Поэтому подразделение совокупных издержек на переменные и постоянные позволяет управлять себестоимостью продукции, которая является одним из определяющих факторов, обеспечивающих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов.

Разница между общей суммой дохода и ее частью, покрывающей переменные издержки, составляет сумму покрытия постоянных издержек и прибыль хозяйствующего субъекта, которые являются самостоятельными понятиями по сущности и содержанию.

Авторы придерживаются позиции ученых-экономистов, разделяющих совокупные издержки производства на переменные и постоянные для при-

Финансовый менеджмент

17 (59) - 2011

нятия управленческих решений по диверсификации производства в коммерческих организациях.

Расчеты, приведенные в таблице, показывают, что убыток, полученный от продажи изделия А, уменьшает сумму прибыли, полученной хозяйствующим субъектом от продажи изделий В и С.

При этом могут быть приняты следующие варианты управленческих решений: а) обеспечение безубыточности, а в последующем и прибыльности продаж изделия А; б) вывод изделия А с рынка.

Обеспечение безубыточности производства может быть достигнуто путем сокращения переменных затрат за счет рационального использования сырья и материалов и снижения прочих прямых затрат. Другим путем решения проблемы является увеличение объема производства при относительно неизменном уровне переменных затрат, что позволит снизить сумму постоянных затрат на единицу изделия.

В случае вывода изделия А с рынка сумма прибыли от продажи изделий В и С составит 45,0 тыс. руб. Но с учетом возмещения постоянных затрат, приходящихся на долю изделия А (40,0 тыс. руб.), сумма прибыли хозяйствующего субъекта составит 5,0 тыс. руб.

Для обеспечения суммы прибыли, достигнутой до диверсификации, необходимо освоить производство нового безубыточного вида изделия или увеличить объемы выпуска изделий В или С, либо увеличить их объемы одновременно.

Анализ доходности производства изделий

Показатель Изделия

А В С

1. Объем продаж О, шт. 800 750 500

2. Выручка от продажи В, тыс. руб. 80,0 90,0 75,0

3. Цена единицы изделия Ц, руб. 100,0 120,0 150,0

4. Полная себестоимость С, тыс. руб. 88,0 67,5 52,5

5. Себестоимость единицы изделия 110,0 90,0 105,0

С , руб. ед' гз

6. Переменные затраты всего Зп, 48,0 56,25 48,75

тыс. руб.

7. Переменные затраты на единицу 60,0 75,0 7,5

изделия Зп. ед, руб.

8. Постоянные затраты З , г пост' 40,0 11,25 3,75

всего, тыс. руб.

9. Постоянные затраты на единицу 50,0 15,0 7,5

изделия З , руб. пост. ед

10. Прибыль П, убыток У —8,0 +22,5 +22,5

(п. 2 — п. 4), тыс. руб.

11.Доля выручки за исключением 0,4 0,375 0,35

суммы, покрывающей переменные

затраты, в общей сумме выручки Д

[(п. 2 — п. 6): п. 2]

Для принятия управленческих решений необходимо определить безубыточные объемы производства Об, которые рассчитываются по следующей формуле:

З

_ пост

°б = Д

Тогда безубыточные объемы производства составят:

— при увеличении объема производства только изделия В (11,25 тыс. + 40,0 тыс.) : 0,375 = 136,6 тыс. руб., или 1 138 шт. (136,6 тыс.: 120);

— при увеличении объема производства только изделия С (3,75 тыс. + 40,0 тыс.) : 0,35 = 125,0 тыс. руб., или 833 шт. (125,0 тыс. : 150).

При сохранении производства изделий В и С в сложившихся соотношениях сумма постоянных затрат, приходящихся на долю изделия А (40,0 тыс. руб.), распределяется между ними в пропорциях 0,75 : 0,25 (11,25 тыс. руб. + 3,75 тыс. руб.), т. е. 30,0 и 10,0 тыс. руб. соответственно.

Тогда безубыточные объемы производства составят:

— изделия В (11,25 тыс. + 30,0 тыс.) : 0,375 = = 110,0 тыс. руб., или 917 шт. (110,0 тыс. : 120).

— изделия С (3,75 тыс. + 10,0 тыс.): 0,35 = = 39,3 тыс. руб., или 262 шт. (39,3 тыс. : 150).

Расчет объемов производства изделий, обеспечивающих сумму прибыли, достигнутой хозяйствующим субъектом до диверсификации производства, проводится по следующей формуле:

о = + П

Источник: [4, с. 291].

Ц - З

"г п.ед

Тогда объемы производства изделий, обеспечивающие сумму прибыли, достигнутой хозяйствующим субъектом до диверсификации производства, составят:

— при увеличении объема производства только изделия В (11,25 тыс. + 40,0 тыс. + 22,5 тыс.) : (120 — 75,0) = 1 638 шт.;

— при увеличении объема производства только изделия С (3,75 тыс. + 40,0 тыс. + 22,5 тыс.) : (150 — 97,5) = 1 262 шт.

При сохранении производства изделий В и С в сложившихся соотношениях:

— изделия В (11,25 тыс. + 30,0 тыс. + 22,5 тыс.) : (120 — 75,0) = 1 416 шт.;

— изделия С (3,75 тыс. + 10,0 тыс. + 22,5 тыс.) : (150 — 97,5) = 690 шт.

Полученные величины показывают, что безубыточные объемы продаж изделий — это их количество, которое нужно произвести и реализовать для покрытия сумм переменных и постоянных

17 (59) - 2011

Финансовый менеджмент

затрат, а превышение этих значении идет на полу- 2. чение соответствующих сумм прибыли.

Изложенные подходы служат основой для обоснования оптимального варианта управленческих ре- 3. шений по диверсификации производства в коммер -ческих организациях и определения безубыточного объема продаж, исчисления необходимого объема продаждля получения заданной величины прибыли 4. по каждому виду продукции и в целом по организации. Это позволяет глубже понять соотношение между затратами и доходами при долгосрочном и 5. краткосрочном планировании деятельности.

Список литературы

1. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 6-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2004. 1376 с.

6.

Борисов А. Б. Большой экономический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2006.860 с.

Проняева Л. И. Анализ эффективности инновационно-инвестиционной деятельности в процессе воспроизводства // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 41 (206). Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 512 с. Хорин А. Н, Керимов В. Э. Стратегический анализ: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЭКСМО, 2009. 480 с.

Экономическая теория (политэкономия): учебник / под общ. ред. В. И. Видянина, Г. П. Журавлевой. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 640 с.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.