Научная статья на тему 'CОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНОЕ НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО'

CОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНОЕ НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ / CIVIL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / RIGHT OF OWNERSHIP / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / БЕСХОЗЯЙНОЕ НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / OWNERLESS IMMOVABLE PROPERTY / MUNICIPAL PROPERTY / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL AUTHORITIES / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Басырова Э.Р.

Статья посвящена современным проблемам приобретения права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. Автором сделан вывод, что приобретение права собственности на бесхозяйную недвижимость возможно как в частную собственность, так и в муниципальную, при этом приоритета какому-либо виду собственности не отдается. Что касается сложного порядка признания недвижимости, то, по его мнению, наилучший вариант следующий. Орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, следит за потенциально бесхозяйной недвижимостью, ставит ее на свой учет. Определить, есть у имущества собственник или нет можно по выпискам из ЕГРП. Возможно опубликование списка спорных объектов для ознакомления населения. По истечении года этот орган обращается в суд за признанием за муниципалитетом права собственности на это имущество, если к ним не обратились собственники спорных объектов или иные лица, претендующие на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF ACQUIRING THE RIGHT OF OWNERSHIP TO OWNERLESS REAL ESTATE

The article is devoted to contemporary problems of acquiring the right of ownership to ownerless immovable property. The author concluded that the acquisition of the right of ownership to ownerless property under private ownership, and municipal, with priority to any type of property is not given. As for the complicated procedure for the recognition of property, then, in his opinion, the next best option. The body authorized to manage the municipal property, monitors potentially ownerless property, puts it on his account. To determine the property owner or not it is possible to extract from the unified state register. May the publication of the list of controversial sites to see the population. After one year, this authority applies to the court for the recognition of the municipality of ownership of that property, if they have not contacted the owners of the disputed objects or other persons claiming for them.

Текст научной работы на тему «CОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНОЕ НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО»

Э.Р. БАСЫРОВА, студентка юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Научный руководитель: Е.А. СВИРИДОВА, кандидат юридических наук, доцент

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНОЕ НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

Статья посвящена современным проблемам приобретения права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. Автором сделан вывод, что приобретение права собственности на бесхозяйную недвижимость возможно как в частную собственность, так и в муниципальную, при этом приоритета какому-либо виду собственности не отдается. Что касается сложного порядка признания недвижимости, то, по его мнению, наилучший вариант следующий. Орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, следит за потенциально бесхозяйной недвижимостью, ставит ее на свой учет. Определить, есть у имущества собственник или нет можно по выпискам из ЕГРП. Возможно опубликование списка спорных объектов для ознакомления населения. По исте-

E.R. BASYROVA, the student of law faculty Financial Academy at the Government of the Russian Federation

MODERN PROBLEMS OF ACQUIRING THE RIGHT OF OWNERSHIP TO OWNERLESS REAL ESTATE

The article is devoted to contemporary problems of acquiring the right of ownership to ownerless immovable property. The author concluded that the acquisition of the right of ownership to ownerless property under private ownership, and municipal, with priority to any type of property is not given. As for the complicated procedure for the recognition of property, then, in his opinion, the next best option. The body authorized to manage the municipal property, monitors potentially ownerless property, puts it on his account. To determine the property owner or not it is possible to extract from the unified state register. May the publication of the list of controversial sites to see the population. After one year, this authority applies to the court for the recognition of the municipality of ownership of that property, if they have not contacted the owners of the disputed objects or other persons claiming for them.

чении года этот орган обращается в суд за признанием за муниципалитетом права собственности на это имущество, если к ним не обратились собственники спорных объектов или иные лица, претендующие на них.

Ключевые слова: Гражданский кодекс РФ, право собственности, бесхозяйное недвижимое имущество, муниципальная собственность, органы местного самоуправления, население.

Key words: Civil Code of the Russian Federation, the right of ownership, ownerless immovable property, municipal property, local authorities, population.

Проблема вовлечения бесхозяйной недвижимости в гражданский оборот стоит сегодня наиболее остро. В первую очередь это объясняется тем, что необходимо обеспечивать нормальную и безопасную техническую эксплуатацию имущества. Ведь не только брошенные дома, пустующие здания относятся к бесхозяйной недвижимости. Газовые и отопительные сети, высотные постройки, нормальное состояние которых не обеспечивается, подрывают безопасность нахождения в той или иной местности. Кроме того, например, как было указано советом депутатов городского поселения Пушкино Пушкинского муниципального района, одной из главных задач выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества является надлежащее содержание территории города Пушкино1.

Нормативное понятие «бесхозяйная вещь» закреплено в ст. 225 ГК РФ. Необходимо отметить, что в новой редакции, которая еще не вступила в законную силу, законодатель не внес изменений в данную статью. Что касается учета бесхозяйных недвижимых вещей (ст. 245 ГК РФ - в ред. законопроекта), то проект продолжает неудачный курс, начатый ГК РФ в существующей редакции: недвижимое имущество должно быть признано бесхозяйным трижды: органом муниципалитета,

1 См.: Решение Совета депутатов го-

родского поселения Пушкино Пушкинского муниципального района МО от 10

февраля 2011 г. № 149/17/ // Маяк. 2011.

4 марта.

органом регистрации прав и судом. При этом органы местного самоуправления должны за свой счет провести описание недвижимости, права на которое у муниципалитета еще не возникли, что является нарушением бюджетной дисциплины. Остаются нерешенными и такие вопросы: руководствуясь какими принципами и когда органы местного самоуправления должны принять меры к обращению имущества в муниципальную собственность?2 Так же законодательно не регулируется, на основании каких доказательств и с учетом каких обстоятельств орган регистрации прав должен осуществлять учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Указанная статья обращает наше внимание на две поверхностно связанные проблемы. Первая -введение в гражданское право понятия бесхозяйной вещи. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, не имеющая собственника; собственник которой неизвестен; от права собственности на которую собственник отказался. Парадоксальными, на первый взгляд, примерами бесхозяйных недвижимых вещей являются наследственное имущество (на протяжении срока, проходящего между открытием наследства и моментом его принятия наследниками) и вновь созданное недвижимое имущество (право собственности на него возникает с момента государствен-

2 См.: Бочаров М.В. Проект Гражданского кодекса: оборот недвижимости в опасности // Юрист. 2012. № 10. С. 31 -40.

ной регистрации). Право собственности на такое имущество еще не возникло, соответственно, и нет лица, являющегося субъектом данного права, хотя не все цивилисты разделяют эту точку зрения. Указанный пробел вносит некоторую нестабильность в гражданско-правовое регулирование обширного круга важнейших имущественных отношений.

Второй проблемой, которой посвящена ст. 225 ГК РФ, - гражданско-процессуальный характер. В абз. 2 п. 3 указан орган, который имеет право на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно - о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности. Это право возможно реализовать при наличии следующих условий: недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления; она должна стоять на учете в качестве бесхозяйной вещи того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости; со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен пройти один год. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен в постановлении Правительства РФ3. А в ГПК РФ установлен

3 См.: постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580 (в ред. от 12 ноября 2004 г.) «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» // Росс. газ. 2003. 25 сент.

порядок особого производства при рассмотрении дел о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.

Так, например, 21 ноября 2013 г. районный суд города Новосиль Орловской области признал право муниципальной собственности муниципального образования Новосильский район на нежилое здание, которое долгое время не использовалось по назначению и пришло в негодность, приобрело неприглядный вид4. Права собственности на данный объект никто не оформлял, что подтверждается выписками из реестров Федерального и областного имущества. В течение года со дня постановки на учёт бесхозяйного здания никто не заявлял о своих правах на него. Примечательно, что данное здание будет использовано для размещения детского сада.

Интересным является тот факт, что так называемое «право на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности» не совсем является правом, а скорее обязанностью. Об этом можно судить, исходя из судебной практики.

Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администра-

4 См.: Новосильский районный суд Орловской области. Дело № 2-149/2013 // http://novosilsky.orl.sudrf.ru/modules. php?name=sud_delo&srv_ пит=1&пате_ op=doc&number=18491572&delo_id = 1540005&пе-^= &text number=1

ции Мошковского сельсовета Беков-ского района о признании незаконным бездействия и понуждении к постановке на учет бесхозяйной вещи. Дело в том, что на территории названного муниципального образования имелся надземный газопровод, который являлся бесхозяйным, регламентные работы по его содержанию не проводились, что создавало угрозу для жизни и здоровья населения. Администрация Мошковского сельсовета Бековского района не осуществляла даже первичных действий по обеспечению безопасности газовых сетей. В связи с этим прокурор просил признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйных газовых сетей, и обязать её принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода. Данное заявление было удовлетворено судом. Похожее дело рассматривалось в районном суде Липецкой области в 2008 г. В данном случае незаконным было признано бездействие администрации сельского поселения Пружинского сельского совета Липецкого муниципального района, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, расположенного в границах данного сельского поселения. Подобных дел весьма много на сегодняшний день.

Однако есть и исключения. Например, из «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года»5 следует, что муниципальному образованию не может вменяться в обязанность владение местами захоронения биологических отходов, расположенных на его территории.

Если же суд решит, что бесхозяйная недвижимая вещь не должна поступать в муниципальную собственность, то она может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретатель-ной давности. Разрешая споры, связанные с применением правил при-обретательной давности, Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ пришли к выводу, что нет необходимости в постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором и в последующем отказе судом в признании права собственности на эту недвижимость, для того чтобы было возможно приобретение имущества в частную собственность6.

Одним из оснований в отказе от признания права собственности му-

5 См.: Бюллетень ВС РФ. 2010. № 12.

6 См.: постановление Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Росс. газ. 2010. 21 мая.

ниципального образования является наличие прав других лиц на спорное имущество. Например, если это имущество находится в открытом и непрерывном владении лица; если лицо обращается в регистрационный орган с заявлением о государственной регистрации права собственности. Кроме того, как указал Президиум ВАС РФ своим Постановлением от 2 июля 2013 г. № 1150/ 13 по делу № А76-24747/20117, отсутствие государственной регистрации права собственности лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что приобретение права собственности на бесхозяйную недвижимость возможно как в частную собственность, так и в муниципальную, при этом приоритета какому-либо виду собственности не отдается. Что касается сложного порядка признания недвижимости, то, по нашему мнению, наилучший вариант следующий. Орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, сле-

дит за потенциально бесхозяйной недвижимостью, ставит ее на свой учет. Определить, есть у имущества собственник или нет можно по выпискам из ЕГРП. Возможно опубликование списка спорных объектов для ознакомления населения. По истечении года этот орган обращается в суд за признанием за муниципалитетом права собственности на это имущество, если к ним не обратились собственники спорных объектов или иные лица, претендующие на них.

Библиографический список:

1. Бочаров М.В. Проект Гражданского кодекса: оборот недвижимости в опасности // Юрист. 2012. № 10. С. 31 - 40.

2. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года // Бюллетень ВС РФ. 2010. № 12.

References (transliteration):

1. Bocharov M.V. Proekt Grazhdan-skogo kodeksa: oborot nedvizhimosti v opasnosti // Jurist. 2012. № 10. S. 31 - 40.

2. Obzor zakonodatel'stva i sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii za vtoroj kvartal 2010 goda // Bjulleten' VS RF. 2010. № 12.

7 См.: Вестник ВАС РФ. 2013. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.