Научная статья на тему 'Covid-19 в арабской популярной культуре'

Covid-19 в арабской популярной культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
148
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
COVID-19 / КОРОНАВИРУС / АРАБСКИЙ ЯЗЫК / ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / АНТРОПОЛОГИЯ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / CORONAVIRUS / ARABIC / POPULAR CULTURE / INTERNET / SOCIAL NETWORK / SELF-ISOLATION / ANTHROPOLOGY / MIDDLE EAST

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сухоруков Алексей Николаевич, Марашли Иман Халед

Данная статья ставит перед собой цель изучение темы COVID-19 в арабской популярной культуре. Авторами выдвигается гипотеза о том, что арабская популярная культура играет важную социальную роль, она отображает и формирует новые социальные и политические реалии. Для подтверждения данной гипотезы проводится качественный и количественный анализ арабской популярной культуры о коронавирусе. В работе применяется описательный метод. Методология исследования соответствует принципам системности, комплексности, восхождения от абстрактного к конкретному. В первой части исследования детерминируется понятие «массовая культура», рассматривается динамика развития арабской популярной культуры и её функции. Для подтверждения гипотезы были отобраны 100 арабских интернет мемов о коронавирусе, а также 20 песен о COVID-19. Результаты нашего исследования позволили выделить основные тематические блоки музыкальной популярной культуры: призыв к гигиене, оплакивание заболевших коронавирусом. Количественный анализ 100 интернет мемов позволил выделить 4 тематических блока: развлечение, критика власти, религия, поднятие социальных проблем. Данная статья будет полезна филологам, антропологам, деятелям СМИ, а также всем тем, кто интересуется современным Ближним Востоком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID-19 ıN ARABıC POPULAR CULTURE

This article aims to explore the topic of COVID-19 in Arab popular culture. The author hypothesizes that the Arab popular culture plays an important social role, it reflects and shapes new social and political realities. To confirm this hypothesis, a qualitative and quantitative analysis is carried out. The paper uses a descriptive method. The research methodology is consistent with the principles of systemicity, complexity, ascent from the abstract to the concrete. In the first part of the study, the concept of “mass culture” is determined, the dynamics of the development of the Arab popular culture and its functions are examined. To confirm the hypothesis, in the second part of the current research paper 100 Arab Internet memes about the coronavirus and 20 songs about COVID-19 were selected and analysed. The results of our study made it possible to underline the main thematic blocks of popular musical culture: a call for hygiene, mourning for patients with coronavirus. A quantitative analysis of 100 Internet memes allowed us to distinguish 4 thematic blocks: entertainment, criticism of power, religion, raising social problems. This article will be useful to philologists, anthropologists, media figures, as well as all those who are interested in the modern Middle East.

Текст научной работы на тему «Covid-19 в арабской популярной культуре»

COVID-19 в арабской популярной культуре

Сухоруков Алексей Николаевич

старший преподаватель кафедры восточной филологии факультета Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, sankafd2004@gmail.com

Марашли Иман Халед

студент Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, manomarash@gmail.com

Данная статья ставит перед собой цель изучение темы COVID-19 в арабской популярной культуре. Авторами выдвигается гипотеза о том, что арабская популярная культура играет важную социальную роль, она отображает и формирует новые социальные и политические реалии. Для подтверждения данной гипотезы проводится качественный и количественный анализ арабской популярной культуры о коро-навирусе. В работе применяется описательный метод. Методология исследования соответствует принципам системности, комплексности, восхождения от абстрактного к конкретному. В первой части исследования детерминируется понятие «массовая культура», рассматривается динамика развития арабской популярной культуры и её функции.

Для подтверждения гипотезы были отобраны 100 арабских интернет мемов о коронавирусе, а также 20 песен о COVID-19. Результаты нашего исследования позволили выделить основные тематические блоки музыкальной популярной культуры: призыв к гигиене, оплакивание заболевших коронавирусом. Количественный анализ 100 интернет мемов позволил выделить 4 тематических блока: развлечение, критика власти, религия, поднятие социальных проблем. Данная статья будет полезна филологам, антропологам, деятелям СМИ, а также всем тем, кто интересуется современным Ближним Востоком.

Ключевые слова: COVID-19, коронавирус, арабский язык, популярная культура, интернет, социальная сеть, самоизоляция, антропология, Ближний Восток.

Введение

Стремительное развитие науки и техники способствовало трансформации общества в постиндустриальное и информационное. Научно-технический прогресс непосредственным образом повлиял на массовую культуру. Теперь популярная культура создаётся не «в верхах», а самим обществом. Такие платформы, как Instagram, Youtube, Twitter и Snapchat помогают передавать желаемый посыл наиболее эффективным и простым способом. Доступность интернета делает его одним из самых эффективных инструментов для передачи информации. Арабская популярная культура отображает политические, культурные, социальные изменения в регионе. Пандемия COVID-19 2020 не является исключением. С начала самоизоляции на интернет-платформах появилось большое количество популярных песен и мемов о коронавирусе. Данная работа - это первая попытка осмысления темы коронавируса в арабской популярной культуре.

Актуальность темы исследования в значительной мере определяется социальными трансформациями, связанными с пандемией коронавируса, охватившей весь мир, и Ближний Восток в частности. В сложившихся условиях исследование массовой культуры как особого социокультурного феномена становится необходимым в связи с увеличением влияния массовой культуры на поведение людей и принятие ими данной ситуации, а также усилением роли массовой культуры в формировании эстетических идеалов общества.

Актуальность данной темы обусловливает цель нашего исследования: изучение в арабской популярной культуры. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1. анализ предыдущих исследований по данной теме;

2. определение объекта и предмета исследования;

3. формирование методологической базы исследования;

4. сбор фактического материала;

5. детерминация понятия «популярная культура» и анализ её особенностей в арабском регионе;

6. выделение основных функциональных особенностей популярной культуры;

7. количественный анализ интернет мемов о коронавирусе в социальных сетях: выделение основных тем;

8. качественный анализ популярных песен о коронавирусе;

9. подведение итогов и определение дальнейших перспектив исследования.

Литературный обзор

В настоящее время проблемой массовой культуры занимаются отечественные и западные учёные. О правильности использования термина «массовая культура» говорили такие отечественные учёные как Е.Н. Карцева, Н.И. Зоркая. Их взгляды оказали большое влияние на детерминацию данного понятия в нашей работе.

Особенно важной представляется исследование Г. А. Ашина. Автор говорит о том, что массовая культура - это не только развлечение или просвещение личности, а помощь в адаптации к социально-политическим ситуациям[1].

Другим ценным исследованием для нашей работы является труд Ф. А. Ефремова, в котором говорится о том, что популярная культура, балансируя на грани психологической нормы, выполняет терапевтическую норму[6]. Именно это, на наш взгляд, является причиной популярности массовой культуры о коронавирусе.

Тем не менее, анализ предыдущих исследований показал, что тема арабской популярной культуры пока не получила должного освещения в отечественной арабистике при том, что в за-

рубежном востоковедении данная проблематика поднималась неоднократно. Так, например, в работе Walid El Hamasy и Mounira Soliman 'Popular Culture in the Middle East and North Africa: A Postcolonial Outlook'[12] рассматривается популярная культура на Ближнем Востоке в XXI веке. Большим преимуществом данного исследования является охват гендерных, расовых и политических тем в массовой культуре на Ближнем Востоке с учётом событий последних десятилетий. Роль массовой культуры в изменении восприятий и стереотипов является главным тезисом данной книги.

Особую ценность представляет также исследование Stone Christopher «Popular Culture and Nationalism in Lebanon: The Fairouz and Rahbani Nation»[11]. Несмотря на то, что работа была написана до «Арабской весны», это не делает данный труд менее актуальным. Проведённый детальный анализ националистической составляющей арабской популярной культуры проливает свет на специфику современной арабской культуры и тенденции её развития. Данная работа помогает установить связь между темой COVID-19 и национализмом в арабской современной популярной культуре.

Популярная культура отображает проблемы между Израилем и Палестиной. Так, McDonald, David в своей работе «My Voice is My Weapon»[14] говорит о парадигмах двойного общества.

Stokes, Martin в работе «The Republic of Love»[15] затрагивает тему турецкой популярной культуры с точки зрения культурной интимности. На этом примере наглядно демонстрируется крушение табуированных тем не только в Турции, но и на всем Ближнем Востоке.

Magdalena Karolak и Nermin Allam в работе «Gulf Cooperation Council Culture and Identities in the New Millennium»[13] исследуют проблемы сектарианизма, регионализма и политической культуры в рассматриваемом регионе.

Стоит отметить, что большое количество источников о популярной культуре Ближнего Востока были написаны до 2014 года. Мы столкнулись с отсутствием исследований популярной арабской культуры за последние 6 лет. На наш взгляд, отсутствие исследований с 2014-2020 препятствует пониманию таких тем как джихадистская популярная культура, военная культура, популярная культура мигрантов и прочее.

Анализ предыдущих исследований показывает, что тематика коронавируса в арабской популярной культуре не является изученной. Это позволяет нам сформулировать арабскую массовую культуру как объект нашего исследования. В то время как, COVID- 19 в арабской популярной культуре является предметом исследования.

Гипотеза исследования. В работе выдвигается и обосновывается гипотеза о том, что арабская популярная культура играет важную социальную роль, она отображает и формирует новые социальные и политические реалии.

Материалы и методы

Методологическая и теоретическая основа исследования. Работа осуществляется в соответствии с принципами системности, комплексности, восхождения от абстрактного к конкретному. В работе применяются метод описания, а также качественный анализ (анализ популярных песен) и количественный анализ (анализ 100 интернет мемов для выделения основных тематических блоков). Кроме того в работе используется классификация функций популярной культуры отечественного социолога В.Ю. Жукова[7].

Научная новизна исследования заключается в практическом осмыслении темы коронавируса в арабской популярной культуре.

Сбор эмпирического материала. Эмпирический материал для количественного анализа был собран с интернет-платформ Facebook, Instagram, Twitter. Что касается фактического ма-

териала для качественного анализа, источником послужили УоиШЬе каналы о? saqr khammash, ь^Ъ^-Bouvardia, - ^ Isawi Vlogs

и прочее).

Результаты

Массовая или популярная культура - сложное социальное явление, возникшее в ХХ веке. Продукты массовой культуры производятся в промышленном порядке и распространяются через средства массовой информации[5, с. 1].

Понятное и доступное производство культурных ценностей способствует тому, что популярная культура получает широкое распространение среди всех социальных слоев населения. Так, очень часто, популярную культуру противопоставляют элитарной или высокой культуре. Стоит отметить, что одни и те же виды искусства могут относиться к высокой и популярной культуре одновременно. Например, в кинематографе, артхаусное кино относится к высокой культуре, а боевик - к массовой. Классическая музыка относится к высокой, в то время как популярная музыка относится к массовой культуре.

Основными факторами, которые способствуют возникновению популярной культуры являются демократизация и демократия культуры, индустриализация, урбанизация, массификация и, в конечном итоге, глобализация.

Рассмотрим каждый из этих факторов более детально. В социологии популярной культуры принято апеллировать двумя такими терминами как демократизация и демократия культуры. В целом, демократизация зиждется на универсализме и противопоставляется индивидуализму. Так, демократизация навязывает единые эстетические нормы. Система коммуникации в демократизации выстраивается горизонтально. Человек в данной системе выступает пассивным получателем культуры, которая «спускается» сверху. Что касается демократии культуры, то она основана на относительности познания

F1

Ц гп::а 1

и поликультурности. Демократия культуры не оказывает влияния на предпочтения и формы потребления искусства. Так, в демократии культуры человек является активным участником культурного процесса[17, с. 167-175].

По нашим наблюдениям, «Арабская весна» активизировала процесс демократизации культуры на Ближнем Востоке. До 2011 года в регионе культурный материал производился, преимущественно, в верхах и спускался в массы. Например, ранее, в период Га-маля Абдель Насера, радио "Голос арабов" создавало культуру с определёнными темами (арабский национализм, социализм), которая распространялась среди всех слоев населения. То бишь, была чётко выстроенная вертикальная модель коммуникаций. В период восстаний на Ближнем Востоке культура перестала рассматриваться как высшая форма созидания, а стала использоваться как средство познания окружающего мира. Так, в последнее время на Ближнем Востоке тренды в культуре задает не элита, а масса. По нашим наблюдениям, крупные медиа-бренды постепенно адаптируются к новым реалиям; теперь вместо того чтобы самим создавать культуру, как некую форму производства, медиа-бренды, в основном, просто "подхватывают" массовые культурные тенденции. Так, производство культуры происходит не сверху вниз, а снизу вверх.

Большое влияние на возникновение популярной культуры оказывают индустриализация и урбанизация. Сосредоточение населения в городах способствует формированию некой единой популярной культуры. Народная культура, свойственная доиндустриальным сообществам, в процессе урбанизации вошла и позднее смешалась с так называемой высокой культурой. Именно урбанизация в некоторой степени нивелировала рамки между высокой (элитарной) культурой и народной культурой. Так, взаимодействие между высокой и народной культурой способствовало её

массификации и возникновению популярной культуры.

Выше мы детерминировали понятие массовой культуры, а также рассмотрели факторы, способствующие её распространению. Массовая культура выполняет ряд различных функций, которые заслуживают более детального изучения. Жуков В.Ю. в своей работе выделяет 15 основных функций культуры^, с. 141]. Рассмотрим некоторые из этих функций более подробно в отношении к массовой культуры Ближнего Востока:

1. Адаптивная функция. Массовая культура обеспечивает приспособление индивида к изменяющейся природной и социальной реальности. Так, в Саудовской Аравии с принятием закона о праве на вождения для женщин, появились видеоклипы, изображающих женщин за рулём. Такие продукты массовой культуры помогают создать новую реальность; женщина за рулём - это обычно, это нормально. Власти Саудовской Аравии используют массовую культуру с народными бедуинскими мотивами, чтобы донести мысль о том, что саудовские войска в Йемене - это залог безопасности в стране, показатель её престижа.

2. Функция манипуляции. Массовая культура управляет сознанием, формируя искусственные потребности и интересы. Так, например, нередко в арабских видеоклипах можно увидеть скрытую рекламу популярных брендов. Атрибуты идеальной жизни, представленные в популярной культуре, призваны стимулировать приобретение того или иного продукта.

3. Информационная, или функция исторической преемственности. Популярная культура формирует социальную память человечества, передаёт традиции между разными поколениями. Так, например, израильская группа Yemen Blues, исполняя песни на йеменском диалекте арабского языка, вносит большой вклад в сохранение не только культуры Мизрахи, но и способствует

межкультурной коммуникации между арабами и евреями.

4. Регулятивная или нормативная функция. Основываясь на традициях, нормах морали и права, популярная культура влияет на общественную и бытовую жизнь людей. Для консервативных монархий Персидского Залива, популярная культура является средством донесения религиозных норм. Например, такие певцы как Ahmed Bukhatir (ОАЭ) и Humood Alkhudher (Кувейт), которые исполняют нашиды или мусульманские песнопения без сопровождения музыкальных инструментов, пользуются большой популярностью в арабских странах.

Анализ большого пласта арабской популярной культуры позволяет нам выделить следующие тематические блоки:

Арабо-израильский конфликт. Большое количество продуктов массовой культуры посвящается арабо-израильскому конфликту. К примеру, египетская комедия 2005 года Sji^ii ^ * Jli^повест-вует о появлении израильского посольства в центре Египта. Не является исключением и массовая музыкальная индустрия. Например, в песне f^Jfl Abd El Rehem «Ц^jmJ *j&» "Bakrah Israel" ('Я ненавижу Израиль') оказывается влияние на формирование египетского патриотизма, который зиждется на любви к Хосни Мубараку. В песне делаются отсылки к войне 1973 года, говорится о всенародном египетском негодовании по поводу поражения в войне и любви к Ясеру Арафату. Такого рода заявления помогают сделать этот продукт интересным не только для египетского потребителя, но и для всего арабского региона. Таким образом, несмотря на поражение арабского национализма в политическом плане, продукты массовой культуры помогают сохранить арабский национализм на социально-бытовом уровне.

Панарабизм и региональный национализм. Безусловно, продукты массовой культуры на такие темы как арабо-израильский конфликт, «Арабская

весна» и ислам делают их универсальными и востребованными во всем арабском мире. Отдельного внимания заслуживает местная популярная культура, которая формирует местный патриотизм. Например, йеменский певец

Ameen Hameem в своей песне V говорит о единстве Йемена, выступает против этнического, регионального, сектарианского разделения.

Гендерные вопросы. Массовая культура затрагивает такие табуированные темы как сексуальность, атеизм, ЛГБТ и прочее. Наиболее остро данная тема раскрывается в современной арабской киноиндустрии. Так, например, в таких фильмах как 'Room for a Man' (Ливан, 2017); 'This Little Father Obsession' (Ливан, 2016); 'The Salvation Army', (Марокко, 2013); 'Only Men Go to the Grave' (ОАЭ, 2016) главными героями являются люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Примечательно то, что их жизнь показана как обычнaя для арабского общества.

Модернизация. Политика, идентичность и сексуальность — это те темы, которые занимают большое место в арабской массовой культуре. Например, алжирский музыкальный стиль «Раи» критиковался исламистами за свое модернистское, раскрепощённое, антиисламское содержание. Неудивительно, что данный музыкальный жанр, соединивший в себе традиционную арабскую, амазонскую и европейскую традиции, получил популярность в 80-е гг. ХХ. века, - в период, когда страна была охвачена гражданской войной, а народ подвергался давлению со стороны исламистов[3, с. 1].

Неоосманизм. В последнее время в арабских странах турецкая популярная культура получает всё большее распространение. Одной из причин растущей популярности, наряду с культурной политикой Турецкой Республики, является принадлежность турок и арабов к исламу. Арабы, считают турецкую культуру мусульманской (т.е. «дозволенной»), но в тоже время и современной. Именно синтез ислама и современности

делает турецкую популярную культуру столь востребованной на Ближнем Востоке.

Так, ранее мы рассмотрели особенности арабской популярной культуры, её функции и цели и можем сделать вывод, что арабская популярная культура является очень динамичной сферой, которая быстро реагирует на любые социальные, политические и общественны изменения в обществе. Ситуация с пандемией COVID-19 является одним из самых ярких тому примеров.

В таких социальных сетях как Instagram, Facebook, Twitter, люди публиковали различные посты с хештегама ^¿А? _ 4^(оставайся дома) и Анализ более 100 интернет-мемов с данными хештегами показал, что мемы с темой коронавируса и самоизоляции можно разделить на следующие основные категории:

1. Ироничные мемы в виде карикатур, используются сцены с фильмов. Высмеивается домашний быт и рутина в период самоизоляции (23 интернет-мема);

2. Мемы с политическим посылом. В данных интернет мемах критикуется власть, которая, по мнению пользователей, делает недостаточно, чтобы улучшить ситуацию, и не оказывает социальную помощь своим гражданам (41 интернет-мем);

3. Сравнение. Большой пласт ин-тернет-мемов сравнивает ситуацию с Covid-19 с другими проблемами на Ближнем Востоке. Так, например, сравнивалась самоизоляция человека с постоянным местом жительства и беженца. Таким образом привлекалось внимание к проблеме с мигрантами. Большое количество интернет-мемов посвящается проблеме переедания во время самоизоляции у людей среднего класса и людей находящихся в сложной социально-экономической ситуации. В качестве примера приводится Йемен, переживающий наибольшую гуманитарную катастрофу в мире. Всего этой тематике посвящён (31 интернет-мем).

4. Религиозная тематика: молитвы и призыв к терпению (5 интернет-мемов).

Таким образом, анализ 100 отобранных нами интернет мемов показал, что данный жанр популярной культуры несёт в себе не только развлекательный посыл, но и привлекает внимание к общественным проблемам.

Отдельного и более детального изучения заслуживает тема песенной популярной культуры на Ближнем Востоке с темой Covid-19. Во времена кризисов и нестабильности популярная культура помогает понять и принять новые реалии. Массовая культура задаёт определённое настроение, создаёт эмпатию и ощущения единства. Особенно роль популярных исполнителей заметна на Ближнем Востоке. Так, во времена революций они поют гимны для мобилизации общественности, а после войны и конфликта увековечивают память павших.

Тема Covid-19 в арабской популярной культуре также нашла своё отражение, в том числе в виде новых музыкальных композиций. Нами было отобрано 20 песен о коронавирусе с популярных Youtube каналов. Анализ отобранного материала показал, что в песнях о коронавирусе доминируют две темы:

1. призыв к тщательной личной гигиене и соблюдению социальной дистанции;

2. оплакивание жертв вируса.

Первоначально тема коронавируса

появилась на государственных медиа-платформах: на различных телевизионных каналах транслировались рекламные ролики с использованием музыки и стихотворных форм, чтобы предупредить общественность об опасностях, исходящих от коронавируса. Лёгкие и простые стихотворные формы, а также синтез современных и традиционных музыкальных мотивов делает данный продукт запоминающимся, а следовательно - эффективным.

Позднее продукты массовой культуры, в которых затрагиваются вопросы

пандемии и коронавируса, стали производиться независимыми музыкантами, профессионалами и просто аматорами. Таким образом, изначально массовая культура с компонентом «коронавирус» была произведена «в верхах» для широких масс, а далее массы сами стали вовлечены в производство данного материала.

Проанализируем несколько популярных песен с темой Covid-19:

Марокканское музыкальное трио выпустило песню под названием ^

^^J ^^ сУ о 4^ (Оставайся дома ради себя и своих любимых). В ней акцентируется внимание на необходимости сохранения безопасности в Марокко, воспеваются национальное единство и солидарность. Традиционные ан-далусские мотивы и изящная рифма делает песню легко запоминающейся.

Особого внимания заслуживает музыкальная композиция другой марокканкой женской группы ^А? (Старейшины нашей страны) « ^^ ^^ (Корона уйдёт и Марокко будет в порядке). В этом популярном продукте используется диалект, что делает песню более понятной и близкой для определённой части марокканского общества. Музыкальный коллектив состоит исключительно из представительниц женского пола, что даёт некоторым основание усматривать некий посыл о свободе слова и права самовыражения женщин. Именно по этой причине комментарии под видео изобилуют сообщениями профеминистиче-ского характера.

Стоит отметить песню «^¿Д? 4к» (Оставайся дома) ливанской исполнительницы Фейруз. Хотя впервые эта песня прозвучала ещё в 1983, однако в условиях вынужденной самоизоляции вновь набрала популярность и стала своеобразным гимном сегодняшней пандемии коронавируса в Ливане.

Песня «1^^» (Корона) исполнителя Saqr МаттаэЬ призывает к ношению масок. Видеоклип изобилует традиционными мотивами: мечети, пу-

стыня, дабка (особый стиль танца). Примечательно, что в песне обвиняется Китай в связи с распространением пандемии.

Большой пласт песен о коронави-русе адресован детской аудитории. Например: песня «Ко-ко-ко-корона»

Популярным песням на арабском языке на тематику, связанную с корона-вирусом, могут быть присущи следующие признаки:

использование классического арабского языка для привлечения широкой арабской аудитории;

возможно использование диалектных форм арабского языка, что способствует охвату дополнительной аудитории. Данные популярные песни также несут посыл: патриотизм, единство нации, безопасность страны;

синтез традиционных и современных музыкальных мотивов, что способствует популяризации песни как среди молодёжи, так и людей старшего поколения;

в отдельных песнях о коронавирусе, которые вышли в марте 2020 года, присутствует синофобия. В последующих популярных песнях антикитайский аспект не наблюдается;

большой пласт песен нацелен на детскую аудиторию.

Заключение

Массовая культура в арабских странах представляет собой динамичную сферу, которая быстро реагирует на социальные изменения. Арабская популярная культура в вопросах о коронави-русе на первом этапе своего развития производилась «в верхах» и спускалась в массы. Но с самоизоляции общество само стало производить популярный продукт о коронавирусе. Анализ 100 ин-тернет-мемов, связанных с коронавиру-сом, позволил выделить в арабских странах 4 основные тематические направления: развлечение, критика власти, привлечение внимания к социальным проблемам, религия. Деталь-

ное изучение 20 популярных песен о ко-ронавирусе на лексическом и антропологическом уровнях показывает, что арабская метрическая система (аруд - традиционные музыкаль-

ные инструменты и словообразовательные возможности языка способствуют популярности и лёгкому запоминанию песен. Тематически песни о коронави-русе можно разделить на две основные группы: призыв к соблюдению правил санитарии и оплакивание жертв вируса.

Вопрос коронавируса продолжает стоять на повестке дня, следовательно, арабская популярная культура и далее будет производить соответствующую продукцию. По этой причине мы не можем назвать данное исследование исчерпывающим, однако оно, несомненно, будет полезно для антропологов, лингвистов и социолингвистов, занимающихся изысканиями в области современных тенденций арабской популярной культуры. Перспективной для дальнейших исследований представляется тема изучения психологического аспекта самоизоляции в арабских странах и её отображение в арабской популярной культуре.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ашин Г.К. Буржуазная массовая культура.- М.: Знание, 1988. 40 с.

2. Ашин Г.К. Вторжение без оружия.- М.: Сов. Россия, 1985. 150 с.

3. Ашин Г.К. Миф об элите и массовом обществе.- М.: Знание, 1966. 90 с.

4. Ашин Г.К. Мидлер А.П.Буржуазная массовая культура и ее новейшие разно-видности:В кн.: Культура и идеологическая борьба. М.: Мысль, 1979. - 290с.

5. Ашин Г.К.,Мидлер А.П. В тисках духовного гнета : Что популяризирует СМК США. М.: Мысль, 1986. - 253 с.

6. Ефремов Ф.А. Юнг и расширение методологической базы гуманитарных наук: Тезисы докладов участников Вторых Бахтинских чтений, 28-30 янв. 1991 года. Изд-во Мордовского ун-та, 1992. - 428 с.

7. Жуков В.Ю. Основы теории культуры: Учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: СПбГАСУ, 2004. - 227 с.

8. Зоркая Н.М. На рубеже столетия: У истоков массового искусства России 1900 1910 годов,- М.: Наука, 1976. - 304 с.

9. Карцева Е.Н. Кич или Торжество пошлости. М.: Наука, 1977.- 205 с.

10. Карцева Е.Н. Массовая культура в США и проблема личности. М.: Наука, 1974. - 192 с.

11. Christopher Stone. Popular Culture and Nationalism in Lebanon: The Fairouz and Rahbani Nation. Routledge Studies in Middle Eastern Literatures. New York: Routledge, 2007.

12. El Hamamsy, Walid and Mounira Soliman, The aesthetics of revolution: popular creativity and the Egyptian spring, in Popular Culture in the Middle East and North Africa: A Postcolonial Outlook, Walid El Hamamsy and Mounira Soliman, eds. London and New York: Routledge: pp. 246-260, 2013

13. Magdalena Karolak, Nermin Allam Gulf Cooperation Council Culture and Identities in the New Millennium, ISBM 978-981-15-1528-6. Palgrave Macmillan, Singapore - 2020.

14. McDonald, David. My Voice is My Weapon. 2013.

15. Stokes, Martin. The Republic of Love. 2010

16. Valassopoulos, Anastasia and Mostafa, Dalia S., Popular Protest Music and the 2011 Egyptian Revolution. Popular Music and Society, 37:5: 638-659, 2014

17. Yevs E. Democratizing Culture or Cultural Democracy. // The Journal of Arts Management, Law and Society / Evrard Yevs. — 1997. — Vol. 27, no. 3. — pp. 167-175

18. Adam Mestyan. Arab Patriotism: The Ideology and Culture of Power in Late Ottoman Egypt(Princeton: Princeton University Press, 2017). Pp. 368. ISBN 9780691172644.

19. Ahmed, S What is Islam? The Importance of Being Islamic. Princeton: Princeton University Press. (2016)

COVID-19 in arabic popular culture Souhoroukov A.N., Marashli I.Kh.

Crimean Federal University V. I. Vernadsky This article aims to explore the topic of COVID-

19 in Arab popular culture. The author

hypothesizes that the Arab popular culture plays an important social role, it reflects and shapes new social and political realities. To confirm this hypothesis, a qualitative and quantitative analysis is carried out. The paper uses a descriptive method. The research methodology is consistent with the principles of systemicity, complexity, ascent from the abstract to the concrete. In the first part of the study, the concept of "mass culture" is determined, the dynamics of the development of the Arab popular culture and its functions are examined.

To confirm the hypothesis, in the second part of the current research paper 100 Arab Internet memes about the coronavirus and 20 songs about COVID-19 were selected and analysed. The results of our study made it possible to underline the main thematic blocks of popular musical culture: a call for hygiene, mourning for patients with coronavirus. A quantitative analysis of 100 Internet memes allowed us to distinguish 4 thematic blocks: entertainment, criticism of power, religion, raising social problems. This article will be useful to philologists, anthropologists, media figures, as well as all those who are interested in the modern Middle East.

Keywords: COVID-19, coronavirus, Arabic, popular culture, Internet, social network, self-isolation, anthropology, Middle East.

References

1. Ashin G.K. Bourgeois mass culture.- M.: Knowledge, 1988.40 p.

2. Ashin G.K. Invasion without weapons.- M.:

Sov. Russia, 1985.150 s.

3. Ashin G.K. The myth of the elite and mass

society.- M .: Knowledge, 1966. 90 p.

4. Ashin G.K. Midler A.P. Bourgeois mass cul-

ture and its latest varieties: In: Culture and ideological struggle. M .: Thought, 1979.-290s.

5. Ashin G.K., Midler A.P. In the grip of spiritual

oppression: What is popularizing the QMS of the USA. M.: Thought, 1986.- 253 p.

6. Efremov F.A. Jung and the expansion of the

methodological base of the humanities: Abstracts of participants in the Second Bakh-tinsky readings, January 28-30. 1991 year. Publishing House of Mordovia University, 1992 .-- 428 p.

7. Zhukov V.Yu. Fundamentals of the theory of

culture: a manual for university students. -SPb .: SPbGASU, 2004 .-- 227 p.

8. Zorkaya N.M. At the turn of the century: At the

origins of Russian mass art of 1900 1910, -M .: Nauka, 1976. - 304 p.

9. Kartseva E.N. Kitsch or The triumph of vulgar-

ity. M .: Nauka, 1977 .-- 205 p.

10. Kartseva E.N. Mass culture in the USA and the problem of personality. M .: Nauka, 1974.- 192 p.

11. Christopher Stone. Popular Culture and Nationalism in Lebanon: The Fairouz and Rahbani Nation. Routledge Studies in Middle Eastern Literatures. New York: Routledge, 2007.

12. El Hamamsy, Walid and Mounira Soliman, The aesthetics of revolution: popular creativity and the Egyptian spring, in Popular Culture in the Middle East and North Africa: A Postcolonial Outlook, Walid El Hamamsy and Mounira Soliman, eds. London and New York: Routledge: pp. 246-260, 2013

13. Magdalena Karolak, Nermin Allam Gulf Cooperation Council Culture and Identities in the New Millennium, ISBM 978-981-151528-6. Palgrave Macmillan, Singapore -2020.

14. McDonald, David. My Voice is My Weapon. 2013.

15. Stokes, Martin. The Republic of Love. 2010

16. Valassopoulos, Anastasia and Mostafa, Dalia S., Popular Protest Music and the 2011 Egyptian Revolution. Popular Music and Society, 37: 5: 638-659, 2014

17. Yevs E. Democratizing Culture or Cultural Democracy. // The Journal of Arts Management, Law and Society / Evrard Yevs. -1997. - Vol. 27, no. 3. - pp. 167-175

18. Adam Mestyan. Arab Patriotism: The Ideology and Culture of Power in Late Ottoman Egypt (Princeton: Princeton University Press, 2017). Pp. 368. ISBN 9780691172644.

19. Ahmed, S What is Islam? The Importance of Being Islamic. Princeton: Princeton University Press. (2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.