Научная статья на тему 'Cоциальная адаптация трудовых мигрантов и проблемы толерантности в регионе'

Cоциальная адаптация трудовых мигрантов и проблемы толерантности в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
778
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Громыко В. А.

Показаны основные характеристики социальной адаптации трудовых мигрантов. излагаются основные виды трудовых миграции. Мсполъзуется новое понятие. анклавный рынок труда. рассматривается характер отношении толерантности во взаимодействии трудовых мигрантов и местного населения в Красноярском крае. Раскрываются этнические принципы негативных сторон трудовой миграции. Предлагаются меры государственного регулирования социальной адаптации мигрантов в принимающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTION OF LABOUR MIGRANTS AND PROBLEMS OF TOLERANCE IN REGION

The main features of labour migrants social adaptation and main types of labour migrations are shown. The new notion ({enclave labour market}) are used. The character of tolerance relations between labors migrants and local population of Krasnoyarsk region are studied. Ethnic principles of labour migration negative sides are revealed and government regulation ways of migrants social adaptation in receiving ambience are offered.

Текст научной работы на тему «Cоциальная адаптация трудовых мигрантов и проблемы толерантности в регионе»

УДК 331.556.4:364-785.14

В. А. Громыко

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ И ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РЕГИОНЕ

Показаны основные характеристики социальной адаптации трудовых мигрантов. Излагаются основные виды трудовых миграций. Используется новое понятие: анклавный рынок труда. Рассматривается характер отношений толерантности во взаимодействии трудовых мигрантов и местного населения в Красноярском крае. Раскрываются этнические принципы негативных сторон трудовой миграции. Предлагаются меры государственного регулирования социальной адаптации мигрантов в принимающей среде.

Современная ситуация на рынке труда делает актуальным рассмотрение социальной адаптации этнических трудовых мигрантов, оказавшихся в иной, «чуждой» им этнокультурной среде. Социальная адаптация - это процесс активного приспособления различных этнических групп иммигрантов к условиям другой социальной среды.

Социальная адаптация включает в себя важную характеристику адекватного поведения мигрантов: психологическую реакцию на изменение условий их жизни. Принимающая страна (страна вселения) диктует иммигрантам требования и ставит условия, создает определенные трудности вхождения в свою культурную среду. Адаптируемые мигранты должны выбрать для себя определенный стереотип социальной активности.

Этническая среда вселения (адаптивная среда) вынуждена определенным образом воздействовать на представителей других этнических сообществ и выбирать для себя тактику поведения: от массового неприятия, отторжения «пришлых» людей до толерантного к ним отношения, участия в межкультурном общении.

Влиятельность и степень защищенности мигрантов во многом определяются уровнем самоорганизации, который находит выражение в создании национально-культурных объединений.

Доминирующим фактором трудовой миграции является рынок труда. Он определяет мотивацию решения эмигрировать в тот или иной регион с целью получения рабочего места, которое позволит обеспечить некоторый удовлетворительный уровень жизни.

Начальный период адаптации трудовых мигрантов в большинстве своем связан с преодолением неблагоприятных моментов, связанных с вхождением на рынок труда того региона, где мигрант собирается трудиться (трудности с переездом на новое место жительства, качество жизненных услуг в регионе вселения и др.). Внешние трудовые мигранты, так называемые «гастарбайтеры», добровольно вступают на путь адаптации принимающей среды, вынужденные переселенцы и беженцы должны адаптироваться к чужой этнокультурной среде. Существенно различается адаптация у переселенцев (иммигрантов), навсегда оставивших родину, и временных визитеров (предпринимателей, студентов, наемных специалистов-контрактни-ков и др.), длительное время живущих в чужой культуре. В связи с этим ряд исследователей разделяет социальную адаптацию на кратковременную (считается, что она длится до двух лет и предполагает сохранение мигрантами своей этнокультурной идентичности и параллельное овладение новым языком, обретение первичных социальных свя-

зей в иной культуре) и долговременную (требующую, после двух лет проживания, заметно большей вовлеченности и социальной активности субъектов адаптации) [1]. Опыт, приобретенный в ходе исследований по социальной адаптации показывает, что действия по приспособлению мигрантов должны осуществляться в установленной последовательности. Социальная адаптация у мигрантов проходит ряд последовательно сменяющих друг друга стадий, для каждой из которых определены свои задачи и действия. Первой является стадия приподнятости и оптимизма, затем наступает период дезориентации и депрессии, потом и достигается социальное благополучие и комфорт в новой этнической среде [2].

Приток трудовых мигрантов, на первый взгляд, не нарушает межэтнический баланс в субъектах Российской Федерации, так как мигранты не являются гражданами России, временно пребывают на ее территории и уже в силу этого не в состоянии изменить демографическую структуру. Однако деликатность ситуации в том, что массовый, периодически повторяющийся приток и достаточно длительное пребывание групп, сменяющих друг друга по своеобразному «скользящему графику», может создавать и фактически создает временное нарушение межэтнического баланса на рынке труда и нарушение баланса привычного для местного населения межэтнического повседневного общения.

Современная трудовая миграция в Россию - это неоднородный процесс, который включает такие ее виды, как выезд на работу по контракту, коммерческая миграция (в основном из стран СНГ, Китая и Вьетнама), сезонная миграция, миграция приграничных рабочих. Трудовые мигранты составляют значительную часть самозанятого населения. К этой группе прежде всего относятся лица, занятые торгово-посреднической деятельностью, в сфере услуг, а также помогающие члены семьи, безвозмездно работающие на семейном подряде. Торговая деятельность трудовых мигрантов осуществляется в сетевых (анклавных) рынках труда, возникающих прежде всего в иммиграционном анклаве, а также на других территориях, где располагаются торговые и сервисные предприятия, собственниками (или арендаторами) которых являются иммигранты, которые, в свою очередь, нанимают иностранных рабочих (в том числе и нелегальных), прежде всего из числа соотечественников [3].

В Восточной Сибири функционируют несколько разновидностей сетевых (анклавных) рынков труда, в их развитии отчетливо просматриваются три основные позиции. Первая позиция приводит к формированию феде-

ральных сетей анклавных рынков и региональных (местных) территориальных сетей. Типичным примером федеральных сетей служат рынки, контролируемые мигрантами из Азербайджана, региональных - мигрантами Китая и Таджикистана. Вторая позиция означает этническое разделение этой сферы между мигрантами - выходцами из одной страны, но связанными между собой родственными, клановыми, земляческими признаками. Третья позиция состоит в появлении конкуренции между этническими группами мигрантов за право контроля наиболее доходных сетевых рынков.

Сетевой (анклавный) рынок труда является наиболее эффективным способом адаптации этнической группы мигрантов к новой для них среде, так как основан на покровительстве влиятельной группы местной элиты, взамен получающей от мигрантов различные формы компенсации (часть прибыли, всевозможные услуги, защиту от «рэкета» и т. д.). Мигранты, используя этот ресурс, создают и дополнительные механизмы, выстраиваемые в гибкую систему основанных преимущественно на этническом принципе институциальных и неинституциальных организаций. Эти организации, в свою очередь, нацелены, во-первых, на сервисное обслуживание коммерческой деятельности мигрантов; во-вторых, на представительство, защиту их интересов и предотвращение конфликтов; в-третьих, на сохранение этнокультурной самобытности. Крупные потоки мигрантов, имеющих длительные связи с тем или иным регионом и проживающими в нем этническими соотечественниками из числа граждан России, рано или поздно создают подобные организации. Немногочисленные же группы чаще всего их не создают, используя различные договорные стратегии. Наибольшая концентрация подобных организаций - в крупных областных и краевых центрах Сибири и Дальнего Востока.

Система мер по приему, интеграции и натурализации мигрантов должна включать экономическую, социальную, политическую и культурную составляющие. Неотъемлемой частью такой политики являются с одной стороны, меры по обеспечению соблюдения интересов местного населения, и с другой стороны - по развитию толерантности к мигрантам, формированию в российском обществе установок подобного к ним отношения в таких важнейших сферах, обеспечивающих их жизнедеятельность, как управление, занятость, услуги образования и здравоохранения [4].

Рассмотрим характер отношений толерантности-ин-толерантности, возникающих в ситуациях контактов и социального самочувствия трудовых мигрантов и принимающего общества в Красноярском крае. Исходя из статистических данных о населении Красноярского края, выделены две группы населения:

- местные, то есть живущие здесь постоянно более 10 лет;

- прибывшие мигранты.

Толерантность (лат. Метапйа - терпение) - терпимость к чужим взглядам, мнениям, традициям, иной культуре. Это качество особенно важно для переселенцев, по разным причинам оторвавшимся от «своих» и вынужденных осваиваться в новой социальной среде. Естественно, проблема толерантности встает и перед «средой» - мес-

тными жителями, которые, хотят они того или нет, должны устанавливать и разразвивать контакты с мигрантами. Толерантность может быть разной. В обстановке, когда крайне опасно открыто выражать интолерантное отношение без негативных последствий для себя, толерантность может формироваться по типу смирения, покорности обстоятельствам. Такого рода толерантность предполагает тупое, бессмысленное соглашательство или насилие над собой, а интолерантность существует в виде латентного напряжения, глухого недовольства от неизбежности признания того, что на самом деле отвергается в душе, или же бурных аффектов неприятия в межличностных и межгрупповых отношениях. Существующая в подобном виде толерантность имеет пассивный или даже негативный характер. Задача заключается в том, чтобы превратить ее потенциал и возможности в мощный ресурс активного, осмысленного, рационального отношения к действительности, несущего в себе продуктивное начало, конструктивные социальные цели [5].

Как показало исследование, проводимое Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2005 г., терпимость населения по отношению к мигрантам в Красноярском крае невысока. Проблема отношений местных жителей и приезжих не одинаково остра в городах и сельской местности. Руководители общественных переселенческих организаций утверждали, что мигрантофобия заметно острее в селе, так как здесь люди больше сталкиваются друг с другом, сложнее затеряться, все на виду. Опрос подтвердил, что чем выше статус населенного пункта, тем ниже острота проблемы. В крупных городах края (Красноярск, Ачинск, Канск, Норильск) трудовые мигранты редко упоминали негативизм к ним со стороны местных жителей.

В подавляющем большинстве трудовые мигранты -это мужчины от 30 до 50 лет, семейные, многие с высшим и средним специальным образованием. Выездная работа чаще всего индивидуальная, т. е. без семьи. Но уже 20 % семей работают при участии главы семьи и взрослых детей. Основные причины, заставившие жителей стран СНГ заняться работой на выезде - экономические («уволили - сократили», «очень низкая зарплата», «нерегулярные выплаты зарплаты»). Среди занятий мигрантов на выезде основные: закупка/реализация товаров (коммерческая миграция); работа по найму в государственном и частном секторе; строительство дач, домов, оказание услуг частным лицам (ремонт квартир). Трудовыми мигрантами осваивается север Красноярского края на Ванкорском нефтегазоносном месторождении вновь стала популярна работа вахтовым методом [6]. Строители на дальние расстояния не ездят, предпочитая крупные близлежащие города.

В последние годы в трудовой миграции усилились этнические принципы. В миграционных потоках преобладают лица с общей национальной идентичностью, которые постепенно отдаляются от своей страны-«донора», переезжая в страну-«реципиент», ощущают угрозу своей этнической безопасности, вынуждены перемещаться транзитно из одного государства в другое, чтобы избежать этой угрозы.

Миграция, как правило, порождает негативные тенденции в развитии межнациональных отношений, когда

этнические общности неизбежно начинают конкурировать между собой в областях занятости, проживания и общения. На фоне неблагополучных экономических условий, сокращения возможностей в удовлетворении элементарных потребностей мигранты сталкиваются с потерей своих прошлых статусных характеристик. В любом случае у большинства переехавших на новое место формируется по отношению к новой среде негативное, а иногда и враждебное отношение.

Географическая концентрация иммигрантов и этнических меньшинств в определенных городских районах является основной чертой современной миграционной ситуации в Красноярске. Формирование этнических поселений, или анклавов, и создание на их основе социальных сетей может быть объяснено через ряд факторов: стремление защититься от дискриминации и обеспечить психическую безопасность в группе «своих», получением доступа к культурному и религиозному капиталу; отказом от экономического взаимодействия с представителями других сообществ в пользу семейного и этнического бизнеса; использованием специфического языка; результатом действия цепи иммиграции (chain-immigration -иммиграции с помощью родственников) и предпочтения пространственной сегрегации среди родственников.

В то же время можно утверждать, что этнические меньшинства принуждаются к поселению в особых районах через систему информационных барьеров, касающихся, прежде всего информации об экономических возможностях, а также через дискриминацию на рынках жилья и труда. Так, мигранты не могут приобрести дорогостоящее жилье в городе и скупают дешевое жилье на его окраинах. Отсутствие российского диплома и допуска к системе переобучения и повышения квалификации превращает мигрантов в чернорабочих, что консервирует их пребывание на периферии городского ландшафта.

Зависимость между типом построения социальных сетей и стилями экономического поведения дает возможность говорить о существовании двух групп социальных сетей и соответствующих тактиках экономического поведения.

Первая группа социальных сетей строится на основе горизонтальных связей, свойственных семейной организации. Эти связи сформированы общественными и религиозными организациями, и направлены на поиск жилья и работы.

Кроме того, есть связи, которые строятся на контактах с местными органами власти. Это выражается прежде всего в стремлении начать свое дело и повысить квалификацию - это вторая группа социальных сетей - вертикальные связи.

Горизонтальные связи. Построение социальных сетей на повседневном уровне связано с «традиционным» способом их формирования - включением в круг внутрисемейной и межсемейной коммуникации. Доля семейных связей при построении сетей для азербайджанцев выше, чем для других групп в силу того, что в основе формирования социальных взаимодействий лежит традиционалистская ориентация. Разветвленная сеть, направленная на поддержание и сохранение обычаев, языка, традиционной культуры, а также противостояние асси-

миляционным процессам, приводит к созданию так называемых кланов.

Клан - это организация нескольких семей, направленная на сохранение этнического своеобразия группы путем формирования этнического поведения и поиска брачного партнера из среды «своих». Совместное проживание создало условия для поддержания устойчивых внутрисемейных связей, которые в настоящее время рассматриваются как семейный капитал. Поиск новой работы или второй работы, реализующийся через систему семейных связей, обусловлен в первую очередь информационными потоками внутри сети. Сетевой капитал является ресурсом на рынке труда.

Горизонтальные социальные связи в диаспорах Красноярска задействованы при поиске рабочих мест для вновь прибывших членов.

Вертикальные связи. Уровень деловой активности при построении социальных сетей является вторым по значимости после семейного капитала. Существенная разница в способах построения деловых связей для иммигрантов и коренных жителей наблюдается среди иммигрантов из стран Закавказья: значение этого фактора с 2005 по 2007 гг. у них увеличивается с 37,1 % до 46,7 %, для русских расхождение не столь велико - 37,7 % и 38,7 %, а для выходцев из стран Средней Азии оно практически не изменилось -19,2 % и 21,2%. Причинами такого расхождения могут быть разного рода ограничения и наличие ситуации выбора, что определяет стилевое своеобразие при построении сетей у иммигрантов различных этнических групп. Выбор зависит, прежде всего, от сложившихся ограничений на рынке, определяющих, в частности, возможности этнических общин в условиях постоянного притока в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства..

Незаконная миграция приобрела характер долговременного фактора, негативно влияющего на социальноэкономическую обстановку в регионах. Такая ситуация создает реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Неблагоприятными последствиями незаконной миграции являются расширение теневого сектора экономики, деформация внутреннего рынка труда, образование мононациональных анклавов, тормозящих интеграцию мигрантов в российское общество, недополучение налогов и отток капитала из страны. Прибывая в Россию из постсоветских государств, мигранты в массе своей транслируют расколотые символы веры, тенденциозные картины-образы минувшей и современной истории и через их призму воспринимают российскую действительность, выстраивают стратегии поведения. В российском социуме они взаимодействуют с еще более контрастной маргинальной средой.

Переплетение всех этих факторов создает конфликтную обстановку, в которой сводятся к минимуму возможности успешного взаимодействия мигрантов и принимающего общества и в которой заинтересовано немало влиятельных фигур из разных групп элит в России и странах происхождения мигрантов. Наиболее остро конфликты протекают в анклавных рынках труда, создающих возможности быстрого накопления капитала и являющихся высококриминализированными социальными пространствами.

Мигранты пытаются отстаивать свои права, вступают в споры и конфликты с работодателями по поводу условий труда, оплаты за выполненную работу, продолжительности рабочего дня, гарантий социальной защиты и т. д. Конфликты проявляются в различных формах (индивидуальных, коллективных, открытых, закрытых) и имеют определенную специфику, зависящую от правового статуса участников (легального, нелегального). Предварительный анализ позволяет выделить ряд тенденций в развитии конфликтов. Во-первых, наблюдается тенденция к их криминализации и силовому разрешению со стороны работодателей. Во-вторых, отмечается стремление работодателей либо их представителей-посредников выстраивать с работающими у них по найму мигрантами патерналистские отношения, создающие иллюзию общей заинтересованности в деле. В-третьих, развивается тенденция возрастания роли этнических общин (диаспор) в регулировании конфликтов мигрантов с представителями административных органов (чаще всего правоохранительных) и с криминальными группами. Обусловлена эта тенденция тем, что часть влиятельных фигур этнических общин в разных формах участвует в коммерческой деятельности мигрантов (предоставляет денежные средства, решает организационные вопросы и т. д.) и имеет свою долю в доходах мигрантов. Эффективность такой посреднической роли высока, так как лидеры общин имеют, как правило, связи в региональных органах власти и органах местного самоуправления и умело сочетают открытые, легальные стратегии с «теневыми» технологиями разрешения конфликтов, методами этнической мобилизации и формирования неадекватных представлений у местной и деловой элиты по поводу возможных для них последствий.

На российском рынке труда существует, с одной стороны, высокий уровень безработицы, а с другой - недостаток рабочих рук [3].

Во многих районах Красноярского края недостаток рабочих тормозит экономическое развитие. Мигранты же, являясь относительно дешевой рабочей силой, не платят налогов, профсоюзных взносов, не претендуют на какие-либо социальные привилегии, составляют серьезную конкуренцию местным жителям, которая вкупе с технологическим прогрессом воздействует на рынок рабочей силы: под угрозой оказываются выплаты денежных пособий по больничным и на детей, защита от необоснованного увольнения, пятидневная рабочая неделя, отпуск и многое другое, что входит в социальную составляющую экономики России. Возрождается система труда поденщиков. В 90-е г. многие коренные жители пополнили ряды безработных или вынуждены были занять низкооплачиваемые места в сфере услуг. Россия уже тогда стала «люмпенизироваться»: количество бездомных и безработных достигло миллионов; мужчины трудоспособного возраста, потерявшие работу, не хотят трудоустраиваться, не обучаются новым профессиям, то есть живут, не имея официального источника существования. Они страдают алкоголизмом и наркоманией, агрессивны, ищут виновных в своем положении, которыми, на их взгляд, являются «экономические» конкуренты, приехавшие из других регионов [5]. В то же время в некоторых районах городов появились дома, где большинство квар-

тир закуплено диаспорами и заселено этническими мигрантами. Возникновение привилегированных иммиграционных групп, их отчуждение от остальных жителей также является особенностью процесса поляризации на территории нашей страны [7].

Итак, исследование социальных сетей иммигрантов в сибирском регионе позволило сделать следующие выводы:

1. Существуют ограничения и барьеры для желающих «войти» в сеть; есть возможность выбора стилей построения сетей в зависимости от типов связей.

2. Этническое предпринимательство не является формой экономической мобилизации этнических общин. Община не обеспечивает значительной экономической выгоды входящим в нее этническим меньшинствам, наоборот, порой она служит средством эксплуатации наиболее бедных мигрантов богатыми.

3. Этничность является востребованной лишь на начальном этапе экономической деятельности, впоследствии же она рассматривается как форма дополнительного социального капитала. Этнические деловые сети в большей степени служат для минимизации рисков. Для получения дополнительной прибыли предприниматели стремятся установить связи с местными органами власти.

4. Успешная деятельность предпринимателей на рынке зависит не столько от этнической культуры, сколько от доступа к информационным ресурсам хозяйствующих субъектов.

5. Вместе с тем этническая идентичность играет заметную роль на рынке труда при неформальной занятости. Это может привести к созданию сетей, использующих «структурные дыры», то есть противоречия в законодательстве, для накопления теневого капитала и создания неформальных организаций.

На основании выводов можно рекомендовать власти усилить вертикальные связи мигрантов и принимающего общества в противовес горизонтальным за счет:

- переобучения мигрантов с учетом потребностей регионального рынка труда, введения программ повышения квалификации мигрантов;

- информационного обеспечения мигрантов по вопросам их прав и обязанностей на территории России и обучения мигрантов пользованиием информационными ресурсами края;

- в целях устранения латентных функций национально-культурных обществ диаспор ввести различные формы обязательного государственного страхования трудовых мигрантов.

Можно констатировать, что в социальной общности изучаемого нами региона имеются определенные этнические конфликты. Это подтверждает необходимость научно-экспериментального анализа степени толерантности отношений между этническими мигрантами и принимающей стороной, дающего возможность на основе его результатов разрабатывать положения и меры региональной социальной политики целевого и адресного характера по отношению к конкретным группам этнических мигрантов, диагностировать ситуации межличностного взаимодействия мигрантов с населением и представителями властей, прогнозировать обстановку в локальных местах проживания мигрантов; вести мониторинг

социальной адаптации мигрантов и восприятия их в принимающей среде; оказывать оперативное, конкретное и предметное содействие в принятии индивидуальных поведенческих и управленческих решений на различных уровнях социальной организации.

Библиографический список

1. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения / Л. Л. Ры-баковский ; Ин-т. соц.-пол. исслед. М., 2003.

2. Зайончковская, Ж. А. Миграция населения СССР и России в XX веке: эволюция сквозь катаклизмы / Ж. А. Зайончковская // Проблемы прогнозирования. 2000. № 4. С. 3-15.

3. Дмитриев, А. В. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект / А. В. Дмитриев // Социол. исслед. 2004. № 10. С. 10-14.

4. Малолеткова, И. С. Миграционные процессы и национальные отношения в современной Сибири (по материалам Красноярского края) / И. С. Малолеткова // Вестн. КГУ. Сер. «Гуманит. науки». 2006. № 6. С. 60-63.

5. Петров, В. Н. Этнические мигранты и политэтни-ческая принимающая среда. Проблемы толерантности / В. Н. Петров // Социол. исслед. 2003. № 7. С. 84-91.

6. О согласовании проекта программы Красноярского края по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом : распоряжение правительства Рос... Федерации от 10 мая 2007 г. № 579-р // Рос. газ. 2007. № 100. 15 мая. С. 6.

7. Ульмасов, Р. Проблемы регулирования внешней трудовой миграции / Р. Ульмасов // Власть. 2007. № 9. С. 61-66.

Y. A. Gromyko

SOCIAL ADAPTION OF LABOUR MIGRANTS AND PROBLEMS OF TOLERANCE IN REGION

The main features of labour migrants’ social adaptation and main types of labour migrations are shown. The new notion «enclave labour market» are used. The character of tolerance relations between labors migrants and local population of Krasnoyarsk region are studied. Ethnic principles of labour migration negative sides are revealed and government regulation ways of migrants’ social adaptation in receiving ambience are offered.

УДК 338.24

Д. П. Полегошко

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В РАМКАХ ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Рассматривается создание модели управления муниципальной системой образования на примере города Ачинска. Проводится анализ функционирования данной структуры, формулируется проблема, приводится вариант ее решения с определением миссии Управления образования и построением логистической системы.

Современное российское образование находится в стадии модернизации структуры и содержания. Сфера образования является самой массовой формой организации гражданского общества. В последние годы центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещался сначала на региональный, а затем на муниципальный уровень. Это обусловлено тем, что местное самоуправление является одним из важнейших условий становления гражданского общества. Многие проблемы, в том числе проблемы образования, гораздо эффективнее решаются на уровне местного самоуправления, чем на федеральном и региональном, так как именно на муниципальном уровне осуществляется обеспечение и организация образовательного процесса.

Потребность в подходе к муниципальному управлению развитием образования как к системе приводит к необходимости установки новых целевых ориентиров, связанных с обеспечением социальной функции образования.

Во-первых, это цели формирования единого образовательного пространства, обеспечивающие высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения.

Во-вторых, это цели формирования практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры.

В-третьих, это цели превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие местных общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами.

Выделение этих групп целей и соответствующей им программы деятельности на местах означает, что сама система муниципального управления образованием предполагает свою особую структурно-функциональную организацию, действующую в рамках единой стратегии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.