Научная статья на тему 'Contemporary theories of religion: a critical Companion'

Contemporary theories of religion: a critical Companion Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Contemporary theories of religion: a critical Companion»

няется понятием «психика»: «мозг является инструментом души, психики, орудием ее проявления» (с. 178).

В-третьих, конечно, можно указать на католический опыт, где учение св. Фомы Аквинского и неотомизм составляют основу внутрицерковных наук, но в православном богословии нет такой универсальной разработанной философской системы. Более того, Л.Ф Шеховцова, Б.С. Братусь, Ю.М. Зенько и другие авторы, продвигающие «православную психологию», по сути, незнакомы с серьезной традицией психологии религии в католической и протестантской церковной науке. Это приводит к тому, что происходит «изобретение велосипеда», самоизоляция от достижений западной науки и изменение методологических и предметных акцентов. Если у зарубежных коллег в основе исследований лежат достижения «светской» психологии, а непосредственно предмет изучения связан с религией, то у отечественных авторов «православной психологии» или «христиански ориентированной психологии» (термин Б.С. Братуся) превалирует апология веры от «позитивизма и естественно научной методологии» (с. 11).

Несомненно, «психология» может (должна?) быть в корпусе церковных наук, как вспомогательная и/или специальная дисциплина, но ее «конфессиональность» пусть тогда выражается не поиском религиозных оснований, а исследованием предметов в религиозной среде. Тогда, «психология миссионерской работы», «психология монашествующих» будет обоснована и не вызовет, в отличие от «православной психологии», никаких нареканий.

Т.А. Фолиева

Рецензия на: Contemporary theories of religion: a critical companion /

Ed. by Michael Stausberg. — Routledge, 2009. 309 p.

Есть очень востребованный жанр в научной литературе — условно его можно обозначить как «путеводитель по новейшим теориям и книгам». Во многих случаях нам служит таким путеводителем или компасом, источником первичной библиографии и авторитетом «Энциклопедия религии». Но она не всегда помогает — все-таки издание 2005 года не слишком полно освещает дискуссии в религиоведении 1990-х — 2000-х годов.

Одним из таких путеводителей является рассматриваемая нами книга. Критический обзор современных теорий религии, подготовленный коллективом авторов под общей редакцией Майкла Стаусберга — библиографически ориентированная работа. Она построена как ряд выстроенных в хронологическом порядке эссе, посвященных наиболее влиятельным, с точки зрении редактора, работам по теории религии за последние двадцать лет.

Выбор книг и авторов, представленных в этой книге, определяется ее заголовком. Что такое современная религиоведческая теория? Майкл Стаусберг отвечает на этот вопрос следующим образом: «Теории религии должны отвечать на четыре взаимосвязанных вопроса: в чем состоят

специфика религии, происхождение религии, функции религии, структура религии» (p. 3-6). Количество литературы, посвященной этим вопросам, разумеется, невозможно охватить в рамках одной книги. С точки зрения редактора, большинство выдвинутых идей или подходов к интерпретации религии не развились в теорию, не оказали того влияния, которое мы наблюдаем, например, когда рассматриваем религиоведческие теории первой половины ХХ века.

Таким критериям, с точки зрения Стаусберга, отвечает около двадцати работ. Большинство из них представлены в рецензируемой книге, некоторые — по соображениям редактора или каким-то иным причинам — в финальную версию не попали. Каждая глава этой книги, посвященная отдельной работе или какому-то исследователю, представляет собой не столько обзор их содержательной стороны, сколько попытку проникнуть в дискуссии вокруг этой теории, оценить ее влияние и устойчивость против критики.

Среди авторов, поучаствовавших в оставлении этого сборника, такие известные религиоведы как Грегори Аллес, Густаво Бенавидес, Питер Байер, Йеппе Синдинг Йенсен, Дональд Вибе, Армин Гирц. Но, конечно, гораздо интереснее то, какие книги оказались отрецензированы.

Оглавление этой книги вполне может использоваться в качестве викторины «Что вы знаете о современном религиоведении?». Возможно, однажды все эти фамилии и названия будут известны нашим соотечественникам. Пока же многие остаются темными лошадками. Итак, в книгу вошли эссе о работах: «Rethinking religion» Томаса Лоусона и Роберта Макколи (1990), «Faces in the clouds» Стюарта Гатри (1993), «Creation of the sacred» Уолтера Бёркерта (1996), «Ritual and religion in the making of humanity» Роя Раппа-порта (1999), «Acts of faith» Родни Старка и Роджера Финка (2000), «The religion of the society» Никласа Лумана (2000), «Why God won't go away» Эндрю Ньюберга, Юджина Д'Акили и Винса Рауса (2001), «Religion Explained» Паскаля Буайе (2001), «How religion works» Илкки Пюсиайнена (2003), «In gods we trust» Скотта Атрана (2002), «Darwin's cathedral» Дэвида Слоана Уилсона (2002), «Inside the Neolithic mind» Дэвида Льюиса-Уильямса и Дэвида Пирса (2005), «Crossing and dwelling» Томаса Твида (2006), «Religion is not about God» Лоял Рю (2005), «Breaking the spell» Дэниэла Деннетта (2006), «Бог как иллюзия» Ричарда Докинза (2006), «Cultus und Heilsversprechen» Мартина Ризебродта (2007). Такое перечисление может показаться бессмысленным, но с нашей точки зрения, оно полезно, поскольку позволяет оценить выбор, проделанный составителями сборника.

Бросается в глаза практически полное отсутствие книг не на английском языке. На русский язык переведена только работа Ричарда Докин-за, весьма далекая от религиоведения, но, безусловно, влиятельная. Еще одной тенденцией является широкая представленность в этом списке когнитивных исследований. Эта тенденция уже неоднократно отмечалась исследователями.

Знакомство с подобными обзорами, безусловно, не заменяет прочтения всех этих книг. Но, несмотря на это, книгу можно порекомендовать всем неравнодушным к теории религии и современному религиоведению читателям. Содержательно она незаменима для ориентации в новейшей

религиоведческой литературе. Формально — это прекрасный пример критического осмысления текстов, который так необходим как студентам-религиоведам, так и изучающим другие науки.

К.А. Колкунова

Рецензия на: Grom B. Psychologia wychowania religijnego. Krakow: WAM, 2011. 400 s.

Религиозная педагогика и образование лишь в последнее время стали привлекать российских авторов как предмет исследования. Впрочем, работы Т.В. Скляровой, Ф.Н. Козырева, В.Г. Безрогова и ряда других авторов лишь закладывают современную отечественную традицию исследования в этой сфере и отстают от работ западных коллег. Это понимают и сами религиозные педагоги. Так, одной из основных задач Института религиозной педагогики РХГА является «освоение отечественной педагогической наукой зарубежного педагогического опыта и теоретических достижений в области религиозной педагогики, имевших место в период с 1960-х годов ХХ века»1. В связи с этим в этой рецензии нам бы хотелось рассказать читателю о книге Бернарда Грома «Психология религиозного воспитания» (Grom B. Psychologia wychowania religijnego. — Krakow: WAM, 2011. — 400 s.) Это издание — польский перевод монографии автора, которая вышла в 90-хх гг. прошлого столетия и несколько раз переиздавалась в Германии (хотя она не столь популярна, как его же книга «Психология религии» выдержавшая многочисленные переиздания в Германии, Франции, Англии, Польше и других странах).

Бернард Гром / Bernhard Grom (1936 г.р.) — иезуит, немецкий профессор религиозной педагогики и психологии религии в Мюнхенской школе философии, редактор журнала «Stimmen der Zeit»2. Изучал философию и теологию в городе Пуллах-им-Изарталь (Верхняя Бавария), продолжал образование в Лионе, Брюсселе и Риме. В 1966 году был рукоположен в священники (в ордене с 1955 г.), в 1970 защитил диссертацию, в 1972 получил хабилитацию. Автор более 46 книг по психологии религии, религиозной педагогике, спиритизму и т.д.3

Акцентируем внимание читателей, на то, что Бернард Гром является монахом «Общества Иисуса». Этот орден и до своего закрытия был известен образовательными программами, а после восстановления в 1814 году сосредоточил свою деятельность в создании научно-образовательных центров в сфере гуманитарных и социальных наук. В одном из таких центров работает Б. Гром. Неудивительно и то, что книги автора востребованы в

1 Институт религиозной педагогики // http://www.rchgi.spb.ru/science/ihrp/ (последнее обращение 28.08.12).

2 http://www.stimmen-der-zeit.de

3 Библиографию автора можно посмотреть в Национальной немецкой библиотеке: https:// portal.dnb.de/opac.htm?query=Woe%3D121844544&method=simpleSearch

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.