Научная статья на тему 'Communicative competence of a political technologist as a social-psychological phenomenon'

Communicative competence of a political technologist as a social-psychological phenomenon Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
242
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Koval N. A., Zvyaginzev V. I.

Competence as a basic indicator of a high level of training for the professional activity presents itself a structure of visibly appreciated fields of successful activity of the specialists. Competence is looked upon as an integrative personal resource, competences being the component of it. The professionalism of specialists is evaluated according to them, and the success of the professional activity depends fully on the competences. Communicative competence is included as a component into the integrative competence of many of the professionals, including the political technologist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Communicative competence of a political technologist as a social-psychological phenomenon»

прилагательного компетентный. Компе-

тентный: 1) обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий; 2) обладающий компетенцией, правомочный. Компетенция: 1) область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; 2) круг полномочий какого-либо учреждения, лица или круг дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению» [4].

Из сделанного анализа на основе словарей видно, что компетентность предстает как интегральное личностное свойство, позволяющее индивиду выполнять должностные полномочия, поставленные задачи на необходимом уровне.

Анализ научной литературы показал, что в настоящее время среди исследователей данной проблемы нет единого подхода к определению понятия «компетентность». Так,

О.А. Полищук отмечает, что компетентность выступает, с одной стороны, как круг полномочий, который определяет ответственность в решении практических задач должностного лица, с другой - знание, опыт, умение самого должностного лица, то есть способность и реализация конкретным лицом этого круга полномочий [5]. А.К. Маркова определяет компетентность как сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно; как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции [6]. Т.Е. Егорова в своей разработанной модели компетентности акцент делает на качествах личности, позволяющих направлять активность человека на самопознание, адекватную самооценку, самоконтроль и самоуправление [7]. И.В. Кулькова в качестве базового компонента компетентности выделяет наблюдательность, а В.Г. Зазыкин - проницательность и наблюдательность, П. Вейлл исследует компетентность как способность к интеграции знаний и навыков, к их использованию в условиях быстроменяющихся требований внешней среды. Некоторые зарубежные современные исследователи рассматривают компетентность через успешность в тех или иных областях профессиональной деятельность (Б. КМшап, К.Б. Кгуег, М.Н. Ьадег и др.).

Также анализ научной литературы показывает, что компетентность предстает как интегральный личностный ресурс, имеющий

свою характерную и достаточно сложную структуру, компонентами которой являются частные компетенции, как те аспекты профессиональной деятельности, от которых непосредственно зависит конечный результат и по которым судят о компетентности специалиста в целом.

Компетенции как внешние видимые области успеха различаются в структуре тех или иных видов профессиональной компетентности специалистов. Так, по мнению Н.В. Кузьминой, профессионально-педагогическая компетентность как сложное образование включает в себя такие основные компетенции:

• специальную компетенцию в области преподавания учебной дисциплины;

• методическую компетенцию в области способов формирования ЗУН у учащихся;

• коммуникативную компетенцию;

• дифференциально-психологическую компетенцию в области мотивов, способностей, направленности личности учащихся;

• аутопсихологическую компетенцию в области осознания достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [8].

Н.Н. Ершова в структуру профессиональной компетентности, помимо знаний, умений и навыков, включает направленность субъекта труда, профессиональную Я-кон-цепцию, а также интеллект, волю, эмпатию, наблюдательность, доброжелательность. Интересный подход к выделению компонентов профессиональной компетентности предложен И.Е. Елиной. Автором прежде всего исследуется ее психологическая основа, представляющая собой единство трех компонентов: мотивационного, операционального и рефлексивного. Рефлексивный компонент выполняет функции обратной связи в оценке результата деятельности и самоконтроля субъекта труда [9].

Помимо вышеперечисленных видов компетентности с их компонентами, т. е. компетенциями, в современной научной литературе исследуются и анализируются также и другие виды.

Остановимся кратко на их характеристике. Так, в рамках социальной психологии достаточно широко изучается социальнопсихологическая компетентность. Это - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в сис-

теме межличностных отношений. Социально-психологическая компетентность содержит: умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия [10].

Отдельно выделяется [11] как вид психологическая компетентность. Она представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия. Психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем (по Н.В. Кузьминой):

- социально-перцептивной компетентности (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность);

- социально-психологической (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу);

- аутопсихологической (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективностью);

- коммуникативной компетентности (знания о различных методах и стратегиях эффективного общения);

- психолого-педагогической компетентности (знания методов осуществления влияния).

Социально-перцептивная компетент-

ность рассматривается как система эмоционально-чувственного и интеллектуального восприятия, понимания и оценки социальных субъектов в деятельности и общении [12].

Коммуникативная компетентность трактуется различными авторами с несколько разных точек зрения [13]. Так, коммуникативная компетентность определяется как конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, обучения и воспитания. При этом акцентируется стихийный характер развития коммуникативной компетентности (КК) в зависимости от социальной среды. Так же коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного дейст-

вия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Она включает в себя адекватность установок, понимание субъектом своей предметной и межличностной позиции, знание закономерностей различных форм общения и правил поведения в разнообразных ситуациях, умение сформулировать тактический план и реализовать его на основе имеющихся социальных навыков. Таким образом, «эффект коммуникации зависит от развитости стратегической, тактической и технической составляющих коммуникативной компетентности» [14]. Коммуникативная компетентность развивается в общении.

Всего в литературе представлено более 30 видов компетентности, среди них различные виды профессиональной компетентности, обеспечивающие профессиональную деятельность. Профессиональная компетентность в рамках акмеологии определяется как главный когнитивный компонент подсистемы профессионализма деятельности, сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность, круг решаемых проблем или вопросов с высокой продуктивностью.

Рассмотренные нами виды компетентности исследовались отдельно в научных работах.

Но очевидно, что социально-психологическая компетентность, формируемая в ходе освоения индивидом системы общения и выполнения совместной деятельности, включает в себя коммуникативную компетентность, необходимую для построения эффективного коммуникативного действия. Коммуникативная компетентность включает в себя социально-перцептивную компетентность как обеспечивающую ориентировочную часть коммуникативного действия и аутопсихологическую компетентность, необходимую субъекту для самоконтроля и самоуправления при осуществлении операционального состава коммуникативного действия.

В социально-перцептивную компетентность входит аутопсихологическая компетентность, позволяющая субъекту производить адекватную самооценку в ориентировочной части коммуникативного действия, адекватно понимать свою предметную и межличностную позицию.

В структуру психологической компетентности, являющейся необходимой для осуществления совместной и индивидуальной деятельности, входят все вышеперечисленные виды.

Профессиональная компетентность, обеспечивающая выполнение профессиональной деятельности, включает в себя психологическую компетентность. Это является характерным для типа профессий «человек -человек» [15]. А.К. Маркова выделяет следующие виды профессиональной компетентности (основаниями служат - «стороны труда»). Специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие. Социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда. Личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности. Индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии; готовность к профессиональному росту; способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающем эффектом.

А.К. Маркова выделяет так же некоторые общие виды профессиональной компетентности, необходимые для человека независимо от вида профессии. Это «ядерные профессионально важные качества и типы профессионального поведения, являющиеся основой широкого круга профессий и не теряющие своего значения при изменениях в производстве, в социальной практике» [16]. По названию это описанные выше виды профессиональной компетентности, но включают они в себя общие межпрофессиональные компоненты.

На наш взгляд, общие виды профессиональной компетентности, представленные А.К. Марковой, являются по сути акмеоло-гическими инвариантами профессионализма, то есть качествами и умениями профессионала, обеспечивающими высокую стабильную эффективность деятельности, независимо от ее содержания и специфики.

В зависимости от вида профессиональной деятельности выделяют различные виды профессиональной компетентности. Для конкретных типов профессий авторы, занимающиеся проблемой компетентности, включают в содержание этого понятия культурологические, социальные, автобиографические и другие характеристики.

Рядом авторов в коммуникативной компетентности как в одном из видов профессиональной компетентности выделяются такие успешные компоненты, как: необходимые знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологического воздействия, особенностей их применения, стилей общения и др. (А.А. Бодалев, А.А. Ершов, Ю.М. Жуков, В.Г. Зазы-кин и др.).

В психологии общения проблему развития и совершенствования коммуникативной компетентности на методическом, теоретическом и эмпирическом уровнях начали рассматривать только в последние два десятилетия. Т. Гордон определил коммуникативную компетентность как умение выйти их любой ситуации, не потеряв «внутренней свободы» и, в то же время, не дав потерять ее партнеру по общению. Таким образом, критерием компетентности является партнерская позиция в общении «на равных» в отличие от «пристройки сверху» или «пристройки снизу» [17].

Л.Д. Столяренко предлагает следующее определение: «Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания

партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует решению проблем, обеспечивает достижение целей оптимальным расходом ресурсов)» [18]. Под коммуникативной компетентностью понимается ориентированность в различных ситуациях общения, основанное

на знаниях и чувственном опыте индивида, способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [19].

В словаре Е.С. Семенова [20] отмечается, что формированию коммуникативной компетентности способствует наличие особой, имеющей элементарную природу, чувствительности к психологическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Коммуникативную компетентность нельзя считать итоговой характеристикой и представлять как замкнутый социальный опыт. Коммуникативная компетентность возрастает по мере освоения индивидом культурных, идейно-нравственных правил и закономерностей общественной жизни в ее диалектическом развитии и постоянном видоизменении.

Л. А. Петровская под коммуникативной компетентностью понимает также способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности она включает некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Автор рассматривает коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [21].

Ю.Н. Емельянов определяет коммуникативную компетентность как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, а меру коммуникативной компетентности - как степень успешности задуманных актов влияния и использования средств, чтобы произвести впечатление на других. «Коммуникативную компетентность можно определить как такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе. Из этого определения следует, что коммуникативная компетентность зависит не только от присущих индивиду свойств, но также от изменений, происходящих в обществе, и связанной с этим социальной мобиль-

ностью самого индивида. На каждом новом витке развития общества будет меняться нормативное представление о коммуникативной компетентности его членов. Отсюда коммуникативную компетентность нельзя считать итоговой характеристикой индивида или понимать ее как замкнутый межличностный опыт отдельного человека» [22].

В отечественной психологической науке явления, относящиеся к «способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений», до середины 80-х годов обозначались как «социально-психологическая компетентность». Впоследствии ряд авторов и, в первую очередь, Л.А. Петровская и Ю.Н. Емельянов как синонимы использовали понятия «коммуникативная компетентность» и «компетентность в общении».

С середины 60-х и до начала девяностых годов изданы обобщенные работы, монографии, освещающие различные составляющие проблемы социально-психологической компетентности и коммуникативной компетентности. Наиболее значимыми стали публикации В.В. Девятко, Ю.Н. Емельянова,

Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской. Педагогическая наука проявила интерес к проблеме -были проведены исследования компетентности учителей и учащихся (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик).

В конце 90-х годов, в связи с изучением более широкого явления - социальной компетентности, понятия «социально-психологическая компетентность» и «коммуникативная компетентность» разведены В.Н. Куницыной и Е.В. Коблянской и обозначены как структурные элементы социальной компетентности. Считаем, что понятие «социальнопсихологическая компетентность» охватывает более широкий спектр явлений, нежели «коммуникативная компетентность».

В зарубежной психологии традиционно оперируют более широким понятием «социально-психологическая компетентность»

(social competency). Зарубежные исследовательские школы можно разделить на две большие группы: представители первой сводят общение только к его операциональнотехнической, поведенческой стороне и понимают коммуникативную компетентность как единство техники общения и эмпатиче-ских способностей (необихевиоризм: А. Бан-

дура, Э. Берн, Д. Доллард, И. Миллер, Д. Ти-бо, Д. Хоманс; ситуационный анализ: М. Ар-гайл; неофрейдизм: В. Байон, В. Штуц).

Вторая группа представлена работами гуманистических психологов (С. Джурард, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), теоретиков тренинговых групп (В. Беннис, Г. Шеппард и др.) и создателя психодрамы Я.Л. Морено. Они делают акцент на субъект-субъектных формах общения и различают компетентность, необходимую для воспроизведения ситуации и для творческого ее изменения.

В целом коммуникативная компетентность в зарубежной науке трактуется как некоторая сумма умений, дополненная эмпати-ческими и рефлексивными способностями. Большинство авторов предлагают развивать коммуникативную компетентность в ходе специальных тренинговых занятий, начав с осознания непродуктивности имевшихся у индивида стратегий поведения в общении.

Итак, понятие коммуникативной компетентности определяется авторами весьма различно. Это - «знание процедуры общения», «владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения, эмпатия, личностные характеристики (адекватная самооценка, социальная направленность) самого субъекта общения», «способность к ориентации» или «ориентированность в различных ситуациях общения», «система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном кругу ситуаций межличностного взаимодействия», «сложное, многомерное образование в самом широком смысле этого слова, компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии», а также «коммуникативная гибкость».

Мы разделяем позицию Ю.Н. Емельянова, подчеркивающего, что коммуникативная компетентность есть уровень сформирован-ности межличностного опыта, т. е. обученности взаимодействию с окружающими, которая требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе (тождественно воспитанности). При этом «уровень обученности взаимодействию» (межличностный опыт) - это обязательно

развивающаяся, в значительной мере осознаваемая, а не итоговая характеристика.

Как уже отмечалось, спектр дефиниций понятия «коммуникативная компетентность» широк и разнообразен. Однако попытки выделить типы и виды явления весьма малочисленны. Так, Л.А. Петровская [21] в соответствии с выделенными ею субъект-объектной и субъект-субъектной схемами общения (подробнее рассмотрены ниже) анализирует репродуктивный и продуктивный типы коммуникативной компетентности. Оба типа необходимы в различных ситуациях общения и фрагментах.

Правомерно также разделение компетентности по видам: общая коммуникативная компетентность и профессиональная коммуникативная компетентность. Автор такого деления - Ю.Н. Емельянов считает, что профессиональная коммуникативная компетентность становится все более значимой и необходимой для индивида, поэтому в результате она оказывается более совершенной и накладывает отпечаток на общую коммуникативную компетентность. «Со временем сила этого влияния - профессионально-должностная шаблонизация, становится причиной профессиональной деформации. Развитие коммуникативной компетентности должно помогать осознанию людьми границ общей и профессиональной коммуникативной компетентности с целью их гармонизации».

Однако психологически важно подчеркнуть, что внешняя наблюдаемая успешность деятельности недостаточна для того, чтобы сделать вывод о компетентности специалиста. Так, по результатам исследований, общая социальная успешность человека, выражающаяся в его общественном признании, карьерном росте, эффективном общении не может исчерпывающе отражать такое явление как социальная компетентность. Большое значение имеет учет интересов других людей, исповедуемые моральные нормы и индивидуальное нравственное сознание.

Данная особенность имеет прямое отношение к деятельности политтехнолога, где все более отчетливо осознается необходимость не только оценки результатов электоральной деятельности, не только правовая оценка соответствия предпринятых действий закону, но и нравственная оценка профес-

сиональных инициатив, способов их реализации и социальных последствий.

В исследовании концепции компетентности как интегративного личностного ресурса наблюдается некоторое смешение понятий «компетентность» и «компетенции». Так, например, в работе В. В. Козлова и А.А. Козловой «Профессиональная компетентность кадров государственной службы в деловом общении» (2004) используется термин компетентность по отношению к целостной профессиональной готовности кадров госслужбы в деловом общении. Деловое общение, по сути, является если не всеобъемлющим, то, по крайней мере, достаточно широким кругом дел и обязанностей государственного служащего. Использование термина «компетентность» в данном случае представляется оправданным, поскольку деловое общение рассматривается как компонент общей профессиональной компетентности государственного служащего.

Вместе с тем, в ряде случаев наблюдается, на наш взгляд, использование термина «компетентность» по отношению к коммуникативной деятельности излишне расширенным. Дело в том, что коммуникативная деятельность является, как правило, важным, но не единственным компонентом профессиональной деятельности. По А.А. Леонтьеву, язык всегда «обслуживает» ту или иную деятельность, а речевая деятельность, как правило, входит в продуктивную деятельность человека, включая творческое самовыражение для достижения поставленной цели. Как показывают исследования И.А. Зимней, речевая деятельность имеет свой самостоятельный статус и может быть признана «деятельностью в полном смысле этого слова».

Вместе с тем, осуществление продуктивной деятельности и весь процесс целедости-жения с необходимостью интегрируют коммуникативный процесс в общий целостный конструкт. Именно успешность достижения конечной цели, обусловленная как коммуникациями, так и иными процессами, позволяет говорить о компетентности как интегративном личностном ресурсе.

Применительно к коммуникативным процессам термин «компетенция», то есть составляющая часть компетентности, представляется более адекватным. В этой связи использование термина «компетентность»

может рассматриваться как не вполне оправданный перенос роли и значения коммуникативных процессов на всю профессиональную деятельность личности (Е.В. Прозорова).

А.К. Маркова, разводя понятия «компетенция» и «компетентность», отмечает, что компетенция - это определенная сфера, круг вопросов, который человек уполномочен решать. «Иногда можно услышать: это в области моей компетентности (я умею, могу это решать), но не в моей компетенции (меня не уполномочили это решать); или, что реже: это в моей компетенции (я имею право это решать), но я чувствую, что у меня не достает компетентности для этого» [23].

Процессы профессиональной деятельности в качестве важного компонента включают коммуникативную деятельность, успешность которой зависит от уровня коммуникативной компетенции специалиста.

Коммуникативная компетенция в науке рассматривается как готовность индивида к осуществлению реально наблюдаемой успешной деятельности с помощью средств коммуникации. В наиболее обобщенном виде коммуникативная компетенция есть проявление, с одной стороны, знания языка, что само по себе важно, но недостаточно для достижения цели, а с другой - это наличие знания о том, как использовать языковые средства в конкретных жизненных обстоятельствах.

Жизненные обстоятельства есть фактически тот объект воздействия, на который распространяется влияние политтехнолога коммуникативными средствами. В этом смысле жизненные обстоятельства отличаются от схожего понятия «окружающая среда». Если среда является данностью и объектом психического отражения, то обстоятельства можно рассматривать как объект активного воздействия и итогом трансформации окружающей среды в требуемом направлении. Важнейшими показателями успешной трансформации окружающей среды и создание благоприятных обстоятельств деятельности политтехнолога является формирование информационного пространства, взаимопонимания участников информационного процесса, эффективное двустороннее общение, четкая репрезентация интересов целевой аудитории, гармонизация взглядов, обеспечение доброжелательного взаимодействия,

бесконфликтное эмпатийное общение, активное воздействие на общественное мнение.

Решение задач в деятельности политтех-нолога коммуникативными средствами требует высокого уровня сформированности всех компонентов коммуникативной компетенции. Рассмотрим их подробнее.

Исходным является лингвистический компонент коммуникативной компетенции политтехнолога. Лингвистический компонент оказывает свое влияние на успешную реализацию политических технологий, поскольку эффективность коммуникативного воздействия зависит от запаса слов, включая специальные термины и владение способами грамматически правильного развертывания речи. В лингвистический компонент входит так называемая невербальная коммуникация, включая жесты, мимику, интонацию, взгляд, социальную дистанцию и т. п. Психологически важно отметить, что именно невербальное общение есть самый прямой способ воздействия на аудиторию, причем содержание данного компонента связи может вступать в противоречие с вербальной информацией.

Лингвистическая компетенция существенно дополняется так называемой дискурсивной компетенцией. Данный компонент представляет собой готовность к развертыванию смысла в более или менее сложнопо-строенный текст на пути к достижению коммуникативной цели. Наиболее существенными свойствами дискурсивной компетенции являются когезия, когерентность и контекстность обращенного высказывания.

Когезийность высказывания означает его формируемую организацию, включая использование связующих слов, ключевых терминов, анафорических приемов и других способов механической организации процесса и продукта коммуникации. Когерентность коммуникативной деятельности представляет собой такую организацию процесса передачи информации, когда все передаваемое содержание подчинено одной центральной идее и благодаря этому весь процесс и продукт коммуникативной деятельности приобретает постоянную и ничем не нарушаемую целостность. Когерентность обращенной речи есть важный признак компетентности по-литтехнолога, поскольку целостная единая идея в этих условиях приобретает четкость, завершенность и убедительность.

В исследованиях подчеркивается важность контекстности как признака дискурсивной компетенции. Компетентный коммуникант строит свои речевые взаимоотношения с аудиторией с учетом свойств конкретной среды, что позволяет активно влиять на нее и преобразовывать окружающие обстоятельства в нужном направлении. Данные особенности контекстности могут включать соответствующий культурный уровень аудитории, особенности информированности участников общения, опыт политических предпочтений, ожидания, иллюзии и мнения, уровень общественной активности. Готовность организовывать общение «на одной волне» с учетом коммуникативного процесса есть важнейший показатель уровня сформи-рованности дискурсивной компетентности политтехнолога.

Коммуникативная деятельность полит-технолога помимо своей безусловной значимости с учетом специфики профессиональной деятельности имеет речевую особенность, которая делает коммуникативную компетенцию специфическим образованием и выделяет ее в ряд особо коммуникативных явлений. Причина заключается в том, что деятельность политтехнолога относится к типу так называемой непрямой, а точнее опосредованной коммуникации. Политтех-нолог вступает во взаимодействие с целевой аудиторией не непосредственно, а опосредованно через политического кандидата. Тем самым обусловлена особая сложность коммуникативной деятельности, которая заключается не просто в том, чтобы эффектно передать требуемую информацию, но и разработать идею, воплотить ее в конструкте, продумать форму речевой экспрессии, осуществить мониторинг общения кандидата с аудиторией, внести необходимые коррективы и направить дальнейшее общение в наиболее продуктивном направлении. Поэтому коммуникативную деятельность политтехнолога можно назвать двуплановой, поскольку одним планом общения является речевое взаимодействие политтехнолога с кандидатом, а другим планом выступает коммуникативное взаимодействие содержательных идей, разрабатываемых политтехнологом и электоратом.

Дискурсивность сама по себе является важным условием коммуникативной компетенции политтехнолога, однако эффективная

коммуникативная деятельность и действенность дискурсивного компонента во многом усиливается за счет прагматического компонента.

Прагматика коммуникативной деятельности есть соотношение и совпадение передаваемого и получаемого коммуникативного содержания. В условиях деятельности полит-технолога это означает, что формулируемые идея или смысл приобретают подлинную силу и действенность лишь при условии, что передаваемое коммуникативное содержание адекватно распознается, воспринимается, интерпретируется и усваивается аудиторией, которая является предметом деятельности политтехнолога. В этой связи особенно важно рассмотреть так называемый регистр коммуникативной деятельности, а именно выбор соответствующего лексико-грамматического оформления высказывания.

Прагматический компонент нередко ассоциируется с распространенным лозунгом «Говорить на понятном языке с народом». Однако научный аппарат прагматического анализа позволяет структурно представить прагматику высказывания.

Помимо регистра, прагматика включает четкое осознание функции, которую выполняет в каждый конкретный момент коммуникативная деятельность. Это может быть функция передачи общего содержания, функция передачи скрытых значений и подтекстов, а также осуществление манипулирующего воздействия на аудиторию с целью создания предпочтений, побуждения к отказу от ранее сделанного политического выбора и с целью общей трансформации позиции электоральной группы.

Важным аспектом прагматики является стиль высказываний, который в наиболее общем виде может быть описан как официальный и неофициальный. В стиле, по мнению Е.В. Руденского, проявляются индивидуально-типологические особенности взаимодействия, векторами которых, в первую очередь, являются: особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или аудиториями. Знание аудитории позволяет политтехнологу принять оптимальное решение о том, какой стиль наиболее полно соответствует ситуации и позволяет донести до аудитории целевое содержание

с минимальным количеством помех и искажений. Прагматический компонент коммуникативной компетенции, таким образом, есть важная составляющая успешной коммуникативной деятельности политтехнолога.

Владение коммуникативной прагматикой позволяет политтехнологу обнаружить возможные «коммуникативные сбои» и вовремя их скорректировать в нужном направлении. Подобные действия, усиливающие эффект коммуникативных процессов, предупреждающие коммуникативные неудачи и отражающие коммуникативные решения, называются стратегическим компонентом коммуникативной компетенции политтехнолога.

Стратегия коммуникации обычно заключается в том, чтобы принять наиболее верное решение в условиях осложненного общения. Источником сложностей могут быть затруднения лексико-грамматического характера, сопротивление аудитории, непредвиденная интерпретация политической позиции кандидата. Наиболее часто используемыми стратегиями, как показывают исследования, являются перефразирование, уточненное определение, расшифровка термина, привлечение авторитетов, ссылки на объективные данные, четкое самопозиционирование, переключение внимания и юмор. Рассмотрим подробнее данные стратегии.

Перефразирование как стратегия используется в тех случаях, когда выбранный регистр высказываний не полностью соответствует лингвистическим характеристикам целевой аудитории. Без перефразирования остаются непонятными как значения отдельных слов, так и содержание политических лозунгов, а также политической платформы в целом.

В ходе коммуникативной деятельности нередко формулируются определения тех или иных явлений общественной жизни, например, довольно часто трактуются понятия «демократия», «свобода», «независимость», «гражданское общество», «общественный

порядок» и т. д. Формулируемые определения в ряде случаев вызывают не только реакцию непонимания и несогласия, но и полное отвергание всей совокупности политических взглядов кандидата. Именно в этих случаях требуется своевременная и корректная стратегия переформулирования ранее сделанных определений.

В коммуникативной деятельности большое значение имеет расшифровка термина, малопонятного отдельной части аудитории, например, плюрализм, антагонизм, оффшорные зоны. В ряде случаев малопонятные термины, нераспространенные идеи, иннова-торские предложения скептически воспринимаются аудиторией. При этом одной из эффективных стратегий является ссылка на должностной, политический или научный авторитет. Например, в 90-е гг. XX в. эффективной стратегией была ссылка на идеи и труды академиков Д.С. Лихачева, А.Д. Сахарова, чьи высказывания символизировали «совесть эпохи».

Высказывание становится более убедительным, если используются ссылки на объективные данные, статистику, наглядные примеры, цитирование авторитетных отечественных и зарубежных историков.

Особое значение имеет стратегический прием четкое самопозиционирование. Данная стратегия нередко оказывается очень успешной, поскольку целевая аудитория, как показывают исследования, ценит открытость позиции выше, чем ее сущностное содержание, то есть открытое и честное провозглашение непопулярных взглядов может при благоприятном стечении обстоятельств принести победу, в то время как популистские лозунги в стратегическом плане вызывают у электората «информационное пресыщение».

В случае конфликтного взаимодействия успешно срабатывают стратегии переключения внимания на известные аудитории болевые точки, а также разрядка напряжения с помощью юмора и иронического выпада.

Интересным явлением считается рационально-иррациональная реакция электората на политические лозунги, обещания и перспективы. Парадоксальность данной ситуации заключается в том, что в предвыборной ситуации рациональные идеи, несмотря на четкость и глубокую проработанность, могут оставить население равнодушным, в то время как сложившиеся позитивные / негативные установки, не имеющие под собой никакого реального содержания, вызывают согласие, поддержку и энтузиазм. Например, привычные отношения к хорошо известным деятелям политики, экономики и хозяйства оказываются более важными для политического выбора, чем реальное знание положения дел.

Общее негативное отношение к таким фигурам объясняется приемлемым для электората принципом: «найти и наказать виновного в наших проблемах». Доводы типа объективности и сложности проблем оказываются безрезультатными. Эта особенность может эффективно использоваться в стратегии переключения внимания, поскольку позволяет уйти от обвинительных выпадов в адрес кандидата и направить протест в адрес конкурента.

Использование стратегий демонстрирует уровень коммуникативной компетенции по-литтехнолога. Однако для полной реализации политтехнологического замысла важно учитывать социокультурный контекст, в котором ведется общение. Рассмотрим социокультурный компонент коммуникативной компетенции политтехнолога.

Коммуникативная деятельность полит-технолога зависит от определенной социокультурной среды со своими ценностями, стереотипами и нормами, регулирующими социальные процессы. В сложившейся ситуации социальные ценности, оказывающие большое влияние на коммуникативную деятельность политтехнолога, имеют свою специфику, соответствующую как традициям, так и современным условиям, а также представлениям о «потребном будущем». Приведем несколько примеров.

Заметной стала в политической жизни дискуссия о так называемых «грязных технологиях». Это явление стало возможным именно потому, что в силу определенной морали «грязные технологии» оказались не только возможными, но даже эффективными для обеспечения победы. Общее осознание их опасности было, вероятно, вызвано не столько нравственной оценкой используемых приемов, сколько опасением, что электоральный процесс может становиться все менее управляемым и все более криминогенным, включая подлог, очернение и даже организованное вытеснение кандидата с политической арены.

Внешний характер предпринятых мер по оздоровлению ситуации доказывается, например, тем, что одни технологии, обеспечивающие победу манипулятивным путем, сменялись другими, в частности, так называемыми досрочными выборами, которые приобрели массовый характер, не отражая

мнения большинства населения, но принося желаемый результат. Возникает ситуация, когда процесс выборов ориентируется на запланированное избрание нужных кандидатов, а не на выявление и учет электоральных предпочтений населения. В этой связи не просто игнорируется, а становится излишней любая коммуникативная деятельность по-литтехнолога и также его коммуникативная компетенция. Можно сделать заключение о том, что социокультурная ситуация не только влияет на коммуникативный процесс, но и определяет его значимость. Знание социокультурных норм необходимо политтехноло-гу, поскольку такая информация является ориентировочной основой его профессиональных действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенным условием социокультурной компетенции является знание стереотипов общественного сознания. Укрепившиеся массовые ментальности, стереотипы являются той социальной точкой, на которой лучше «растут» выдвигаемые политические идеи и лозунги. Например, в современных условиях, как показывают социологические исследования, довольно частым политическим лозунгом является призыв к патриотизму. При общей популярности и эффективности этого лозунга отметим, что разновидностью патриотического стереотипа является подчеркивание особой судьбы, роли и предназначения славянских народов вместе с негативным отношением к «инородцам». Этот стереотип в современных условиях находит поддержку в некоторых и пока ограниченных социальных группах, например, в отдельных видах молодежного движения. Не вдаваясь в подробности социологического анализа, психологически важным является учет социальной среды, готовой принять / отвергнуть выдвигаемые идеи на основе разделяемых стереотипов. За сравнительно короткий период социальной трансформации России можно проследить динамику подобных стереотипов и соответственно изменения коммуницирован-ных лозунгов. Если в начале перестроечного периода наблюдалось романтичность и идеализированное видение жизни на Западе, то постепенно такая идеализация сменилась настороженностью, разочарованием, протестом и, наконец, потребностью в социальном самоутверждении. В этой связи лозунги о значимости России как мировой державы, кото-

рые в начале формулировались лишь отдельными лидерами демократического движения, не просто стали всеобщими, но обусловили зарождение и укрепление некоторых политических движений и партий.

В данных условиях меняется ценностное содержание общественного сознания. Разделяемые ценности как признаки социальной культуры могут рассматриваться в виде ориентиров, с одной стороны, и идеологических целей, с другой. Активный и утверждающий характер деятельности политтехнолога заключается в том, чтобы предлагать и утверждать социально-значимые ценности, распространяя политические идеалы конкретных партий и кандидата на общество. Такая роль политтехнолога предполагает противопоставление взглядов и политическую дискуссию, без которой эффективная коммуникативная деятельность в условиях борьбы за электорат оказывается нереальной. Например, острыми противоречиями в коммуникативном процессе на политической арене были столкновения взглядов за продолжение или прекращение войны в Чечне, а до этого за вывод войск из Афганистана или продолжение военных действий. По-прежнему актуальными являются противоречия между признанием или аннулированием результатов приватизации госпредприятий, о национализации или денационализации природных богатств, о свободных или ограниченных инвестициях зарубежных компаний в Россию и т. д.

В целом, социокультурная среда представляет собой сложное многоплановое явление, знание которой необходимо для успешной коммуникативной деятельности по-литтехнолога, что составляет содержание его социокультурной компетенции.

Итак, компетентность как основной показатель достижения высокого уровня готовности к профессиональной деятельности представляет собой структуру наглядно демонстрируемых областей успешной деятельности специалистов. Компетентность рассматривается как интегральный личностный ресурс, компонентом которой являются компетенции, и по ним судят о профессионализме специалистов, и от компетенции зависит успешность тех или иных выполняемых аспектов профессиональной деятельности. Коммуникативная компетенция входит в ви-

де составного компонента в интегральную компетентность многих профессионалов, включая политтехнолога. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного процесса в достижении цели межличностного взаимодействия. В свою очередь коммуникативная компетенция включает такие важные составляющие успеха, как владение предметными знаниями, формами межличностного общения, методами воздействия на аудиторию, использование адекватных стилей, регистров общения и т. д.

В исследованиях подчеркивается, что коммуникативная компетенция проявляется в более широком контексте продуктивной деятельности и обслуживает ее. Существенными компонентами коммуникативной компетентности, определяющими готовность к коммуникации, являются лингвистическая, дискурсивная, прагматическая, стратегическая и социокультурная компетенции.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.10. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 294.

2. Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 295.

3. Большой энциклопедический словарь. М., 1981.

4. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1975. С. 385.

5. Полищук О.А. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы: дис. ... канд. псих. наук. М., 1995.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

7. Егорова Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки: дис. ... канд. псих. наук / Волго-Вят. академ. гос. службы. М., 1997.

8. Кузьмина Н.В, Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.; Рыбинск, 1993.

9. Елина И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 1999.

10. Кох А. // Педагогическая квалификация. 1981. № 4. С. 17-21.

11. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в ак-меологию. Калуга, 2001.

12. Вегерчук И.Э. Оптимизация системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 1999.

13. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяни-ков П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1991.

14. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1998.

15. Каверина Р.Д. // Вопр. психологии. 1978. № 4. С. 64-73.

16. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 35.

17. Gordon Th. Teacher Effectiveness Training. N. Y., 1975.

18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1997. С. 196.

19. Современная западная социальная психология. Тексты / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М., 1984.

20. Коммуникативная компетентность // Коллектив. Личность. Общение. Словарь социальнопсихологических понятий / под ред. Е.С. Семенова. Л., 1987.

21. Петровская Л.А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы: Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.

22. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991.

23. Маркова А.К. // Сов. педагогика. 1990. № 8. С. 34.

Поступила в редакцию 18.10.2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.