УДК 371.134 :371.315.2
Н. М. Полетаева, Е. А. Борисова
Презентационная компетентность: сущность, структура и значимость в профессиональной деятельности
В статье раскрывается актуальность наличия презентационной компетентности у современного специалиста, которая обеспечивает его конкурентоспособность и создает условия для достижения профессиональной зрелости. Раскрыта сущность понятия, представлено понимание структуры и значения для успешной профессиональной деятельности.
The article reveals the relevance of the presentation competence for a modern specialist, which ensures his or her competitiveness and creates conditions for achieving professional maturity. The concept essence is revealed. The structure of the notion is presented and its significance for successful professional activity is proven.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, презентационная компетентность, виды профессиональной деятельности.
Key words: competence, professional competence, presentation competence, types of professional activity.
Современный рынок труда выдвигает новые требования к специалисту. Чтобы быть востребованным и конкурентоспособным современному выпускнику вуза необходимо иметь высокий уровень профессиональной компетентности.
Исследователи выделяют в профессиональной компетентности не только теоретические знания, но и социальные, личностные навыки. Согласно Ховову О.В. профессиональная компетентность включает «не только представление о квалификации (профессиональные навыки, как опыт деятельности, умения и знания), но также освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности» [8]. Е.В. Бурцева определяет профессиональную компетентность как «комплекс специальных знаний, умений, навыков, личностных качеств, отвечающих требованиям профессии, направленный на получение общественно полезного результата, достижение которого происходит вследствие личностного самоуправления» [2]. И.Е. Барышникова дает следующее определение: «профессиональная компетентность - это интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками, и индивидуально-психологическое образование, включающее опыт и психологическую готовность» [1].
© Полетаева Н. М., Борисова Е. А., 2017
А.К. Маркова выделяет следующие виды профессиональных компе-тентностей:
- специальная - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальная - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
- личностная - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению [4].
А.А. Деркач обосновал следующие характеристики профессиональной компетентности:
• гностическая или когнитивная (наличие необходимых профессиональных знаний);
• регулятивная (использование имеющихся профессиональных знаний для решения профессиональных задач, умение прогнозировать и принимать эффективные решения);
• рефлексивно-статусная (право действовать определенным образом за счет признания авторитетности);
• нормативная (круг полномочий, сфера профессионального ведения);
• коммуникативная (знание различных форм межличностного общения для осуществления профессиональной деятельности) [3].
Анализируя классификации профессиональных компетентностей, стандарты вПо, а также выдвигаемые работодателями требования к современному специалисту, предлагаем следующие составляющие профессиональной компетентности:
- теоретическая - владение фундаментальным теоретическим знанием в профессиональной области;
- социальная - способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с людьми, умение работать в команде,
- личностная - способность к самоорганизации и самореализации, самообразованию, рефлексии, инициативность в профессиональной деятельности;
- коммуникативная - способность вести эффективную коммуникацию, как в письменной, так и в устной форме, выбирать адекватный способ делового общения в соответствии с конкретной ситуацией;
- презентационная - способность успешно представлять результаты своей и коллективной профессиональной деятельности;
- информационная - способность искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи современных информационных технологий.
Применение термина «презентационная компетентность» в педагогических исследованиях впервые встречается в работе М.И. Малетовой, которая соотносит данную компетентность с наличием способностей к планированию, формулированию, прогнозированию и моделированию предстоящей деятельности и ее успешной публичной презентации на основе использования средств вербальной и невербальной коммуникации [5]. Можно разделить презентационную компетентность по целевой направленности на профессиональную и личностную. Первая связана с решением задач профессионального развития личности или профессионального коллектива, отрасли. Вторая направлена на решение сугубо личностных задач, не связанных с профессиональной деятельностью, например, на вечеринке человек старается произнести красивый тост, рассказать веселый анекдот или девушка хочет показать себя красивой и воспитанной, соответствовать предполагаемым ожиданиям окружающих. Эти люди занимаются самопрезентацией, созданием наилучшего впечатления о себе, но эта задача не связана с профессиональной деятельностью. Профессиональная презентационная компетентность тесно связана с профессиональной деятельностью и выполняет функции привлечения к себе внимания как к профессионалу или к профессиональному коллективу с целью получения одобрения результатов профессиональной деятельности, получения наград, финансирования и т. д. Профессионал может:
- презентовать результаты своей профессиональной деятельности;
- представлять планы и программы предполагаемой профессиональной деятельности с целью получения финансирования;
- делать отчет о проделанной работе;
- показывать перспективы развития предприятия или структурного подразделения;
- отстаивать значимость своих инновационных идей и продуктов;
- описывать опыт своей успешной профессиональной деятельности в статьях, методических пособиях, монографиях.
Главной задачей устной и письменной презентации является побуждение к желаемой деятельности: к одобрению результатов и идей, к финансированию или внедрению в свою профессиональную деятельность. Мы рассматриваем презентационную компетентность как обязательное условие успешной профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием как компонент профессиональной зрелости и условие ее становления. Презентационную компетентность профессионала предлагаем рассматривать как способность успешно представлять идеи и результаты своей, а также коллективной профессиональной деятельности в устной или письменной формах на русском и иностранном языках. К важнейшим критериям эффективности презентации можно отнести позитивное восприятие аудиторией предлагаемой информации, одобрение в профессиональном сообществе результатов и идей профессиональной деятельности, получение желаемых наград и ресурсов для дальнейшей профессиональной деятельности и формирование позитивного отношения к себе как к профессионалу у автора презентации.
На основании деятельностного подхода к структуре презентации можно выделить следующие важные ее составляющие. Для успешной презентации своих результатов и идей в профессиональной сфере специалист прежде всего должен уметь и хотеть это делать, осознавать значимость данного вида профессиональной деятельности для обеспечения качества и для личностно-профессионального развития, владеть приемами позитивного самонастроя на презентацию (мотивационный компонент). Необходимо уметь определять цель и задачи устной и письменной презентации, выстраивать логику изложения, планировать ход презентации, учитывать специфику предполагаемой аудитории, прогнозировать варианты развития событий (целевой компонент). Операционно-со-держательный компонент презентационной компетентности предполагает владение излагаемым материалом, использование примеров, связей с другими науками и отраслями, знание закономерностей развития сложных систем и тенденций развития отрасли, оперирование статистическими данными, убедительную аргументацию и логику изложения, доступность изложения. Результативно-оценочный компонент презентационной компетентности включает внешнюю и внутреннюю оценку, где анализируется степень совпадения с ожидаемыми результатами. Анализу можно подвергать итоговый результат презентации, например, решение о финансировании или принятии отчета, и можно анализировать в случае устной презентации ее ход, восприятие аудиторией, ее удовлетворенность содержанием и процессом презентации. По мере накопления опыта презентационной деятельности профессионал совершенствует свои навыки, учитывает положительные моменты и ошибки, развивает недостающие для успешной презентации навыки (коррекционный компонент). Письменная презентационная профессиональная компетентность связана с умением изложить свой профессиональный опыт или свои идеи совершенствования профессиональной деятельности в доступной для читателей форме, выстраивая логику изложения в соответствии с жанром и с учетом достижений современной науки и практики. Письменная презентационная компетентность базируется на методологической и информационной компетентности работника, на умении работать с источниками, обобщать, анализировать, прогнозировать, моделировать профессиональные процессы, сравнивать и делать аргументированные выводы, опирающиеся на методы математической статистики и представления о качестве профессиональной деятельности. Устная или публичная презентационная компетентность связана не только с когнитивными умениями, определяющими качество цели, содержания и логики изложения материала, но и с коммуникативно-организационными умениями. В структуре организационно-коммуникативных умений, необходимых для эффективной презентации, можно выделить следующие группы:
- владение своим телом (физический компонент),
- владение своим голосом и речью (лингвистический компонент),
- владение своими эмоциями (эмоциональный компонент),
- владение аудиторией (организационно-управленческий компонент).
Физический компонент презентационной компетенции определяется способностью одеваться в зависимости от мероприятия, двигаться, жестикулировать, следить за выражением своего лица, регулировать позы и поведение. Лингвистический компонент презентационной компетентности связан с владением литературной речью, речевым этикетом и литературным языком (русским или иностранным), с умением держать тихую паузу, с отсутствием в речи слов паразитов и сложных для аудитории терминов, с владением голосом, интонацией, темпом речи. Эмоциональный компонент презентационной компетентности предполагает наличие эмоциональной саморегуляции, соблюдения общего позитивного настроя, увлеченность материалом презентации, демонстрацию заинтересованности в развитии отрасли или предприятия, чувство юмора и устойчивость к негативным проявлениям аудитории. Организационно-управленческий компонент связан с умением осуществлять постоянную вербальную и невербальную обратную связь, вести диалог и полилог, отвечать на вопросы. Выступающий должен уметь обращать негативную реакцию в позитивное взаимодействие, уметь объяснять и заражать своей увлеченностью аудиторию, учитывать отведенное для презентации время, импровизировать, адаптироваться к аудитории, не позволять существенных отклонений от задуманной логики и цели выступления. Главная задача выступающего, спикера - побудить аудиторию к желаемым действиям, которые будут направлены на совершенствование профессиональной деятельности.
В настоящее время невозможно представить сферу профессиональной деятельности, в которой не нужны презентационные навыки. Необходимость готовить эффективную презентацию возникает еще на этапе профессиональной подготовки: защита лабораторных и курсовых работ, защита проекта, защита выпускной квалификационной работы, выступление на семинаре и конференции. Формирование презентационной компетентности в процессе профессиональной подготовки должно быть направлено на формирование всех компонентов презентационной компетентности и учитывать типичные ошибки в этом виде деятельности, которые допускают работающие специалисты.
Анализируя будущую профессиональную деятельность специалиста теории автоматического управления, можно выделить следующие задачи, решение которых зависит от сформированности презентационной компетентности:
в научно-исследовательской деятельности - устное и письменное представление материалов собственных исследований (выступление с научными докладами на всероссийских и международных конференциях, конгрессах, симпозиумах, публикации в российских и зарубежных журналах, труды по итогам конференции, тезисы, заявки на конкурсы грантов, отчеты о проделанной научно-исследовательской работе, подготовка автореферата, защита диссертационных работ);
в проектно-конструкторской деятельности - выступление с проектами опытно-конструкторских работ, участие в «питч-сессиях», презентация выполненной работы заказчику, подготовка технико-экономического обоснования проектов создания систем и средств автоматизации и управления;
в производственно-технологической деятельности - представление вариантов организации технологической цепочки в производстве;
в монтажно-наладочной деятельности - проведение инструктажа по установке и настройке технических систем,
в сервисно-эксплуатационной деятельности - проведение инструктажа по эксплуатации и обслуживанию технических систем;
в организационно-управленческой деятельности - проведение заседаний, совещаний, переговоров, представление планов развития, достигнутых показателей, ежегодных и ежеквартальных отчетов;
в инновационной деятельности - представление новых технологий, полученных в результате научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, с целью их внедрения, использования и коммерциализации.
В таблице представлены виды профессиональной деятельности специалиста в области теории автоматического управления и составляющие профессиональной компетентности. Знаком «+» отмечена степень важности каждой составляющей в конкретных видах деятельности («+» - желательно, «++» - обязательно, «+++» - крайне важно).
Таблица
Анализ значимости составляющих профессиональной компетентности специалиста теории автоматического управления в зависимости от видов профессиональной деятельности
Профессиональная компетентность
Виды профессиональной деятельности Теоретическая Социальная Личностная Коммуникативная Информационная Презентационная
Научно-исследовательская +++ ++ ++ ++ ++ +++
Проектно-конструкторская ++ + + + ++ ++
Производственно-технологическая ++ + + + + +
Монтажно-наладочная + + + + + +
Сервисно-эксплуатационная + + + + ++ ++
Организационно-управленческая + +++ +++ +++ + +++
Инновационная ++ +++ +++ ++ + +++
Наличие у будущих выпускников сформированной презентационной компетентности будет гарантией успешной реализации профессиональных задач. Множество отечественных и зарубежных исследований доказывают необходимость владения презентационными навыками, но по-прежнему большинство российских вузов не уделяет достаточного внимания их формированию, фокусируясь на развитии специальных навыков, в то время как одной из главных задач университета является воспитание всесторонне развитой личности, способной учиться всю жизнь и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Необходимо разрабатывать новые дисциплины или модули, направленные на формирование профессиональной презентационной компетентности выпускника современного вуза.
Список литературы
1. Барышникова И. Е. Профессиональная компетентность: методология вопроса: науч. тр. СЗИУ РАНХиГС. Т. 3. - Вып. 3 (7). - С. 27-40.
2. Бурцева Е. В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности сотрудников ОВД средствами развития самоуправления: дис. ... канд. пед. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2002.
3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. - 312 с.
5. Малетова М.И. Технология развития презентационных компетенций будущих экономистов (на материале занятий по англ. языку): автореф. ... канд. пед. наук. -Ижевск, 2011. - 24 с.
6. Образовательный стандарт высшего образования НИУ ИТМО. Направление подготовки 27.03.04 Управление в технических системах. [Электронный ресурс]. - URL: http://edu.ifmo.ru/file/pages/104/27.03.04.pdf.
7. Хаматнурова Е. Н., Дмитриева С. В. Формирование профессиональной компетентности будущего техника по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» на основе системы практико-ориентированных аудиторных занятий // Науковедение: интернет-журнал - Вып. 2, март - апрель. - 2014. [Электронный ресурс]. -URL: https://naukovedenie.ru/PDF/151PVN214.pdf.
8. Энциклопедия профессионального образования / под ред. С.Я. Батышева. (Электронный вариант). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.anovikov.ru/dict/epo.pdf.