Научная статья на тему 'Clark E. S. A luminous brotherhood: Afro-Creole Spiritualism in Nineteenth-Century new Orleans'

Clark E. S. A luminous brotherhood: Afro-Creole Spiritualism in Nineteenth-Century new Orleans Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Clark E. S. A luminous brotherhood: Afro-Creole Spiritualism in Nineteenth-Century new Orleans»

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на: Clark E. S. A Luminous Brotherhood: Afro-Creole Spiritualism in Nineteenth-Century New Orleans.

The University of North Carolina Press, 2016. 280p.

Книга Эмилии Сьюзан Кларк (Emily Suzanne Clark) посвящена идеологии и деятельности «Кружка гармонии» («Cercle Harmonique»), объединения спиритуалистов, существовавшего в Новом Орлеане с 1858 по 1877 годы. Автор исследует расовую идентичность участников кружка, в первую очередь, в ее отношении к спиритуалистической доктрине, чтобы продемонстрировать, как спиритическая идеология, формировавшаяся в контексте противостояния Севера и Юга США, выражала социально-политические требования афро-креолов.

В первой главе «Создание Кружка гармонии» представлены биографические сведения о лидерах кружка и описаны социальные и теологические воззрения его участников. Свои взгляды члены кружка называли словом «Идея» и противопоставляли их «материализму». В сообщениях кружка была представлена «альтернативная и эгалитарная политическая модель устройства Соединенных Штатов после Гражданской войны» (с. 16). Согласно мнению участников кружка, их представления о желательном социально-политическом устройстве общества совпадали с идеалами деятелей радикального французского Просвещения. На сеансах кружка регулярно проявлялся дух Максимилиана Робеспьера (1758-1794), учившего, что «республика — это когда люди идут по пути Прогресса; Монархия — это Церковь, Сила, желающая обмануть Людей, сбить их с толку, возглавить, замедлить их движение, не давая им света» (с. 104). Э.С. Кларк считает, что христианский социализм (например, идеи Фелисите Робера де Ламенне (1782-1854) являлся одним из истоков социально-политических взглядов членов кружка.

Религиоведческие исследования. 2 (18). 2018. doi:10.23761/rrs2018-18.204-210

Во второй главе «Дисгармония жизни Нового Орлеана» деятельность кружка рассмотрена в локальном контексте и продемонстрирована зависимость содержания сообщений духов от событий местной социально-политической истории. Несмотря на то, что ход борьбы за равноправие складывался не в пользу его сторонников, умершие борцы за свободу, равенство и братство постоянно призывали участников кружка следовать республиканскому курсу. Эти духи также осуждали общество Нового Орлеана за «материализм», чья сущность определялась ими как стремление жителей города к личной выгоде; кроме того, они критиковали местные социальные институты, например, институт пласажа.

Третья глава, «Спиритуализм и католичество», посвящена анализу католического аспекта религиозной идеологии спиритуалистов Нового Орлеана. Автор показывает отношение местного католического духовенства к расовому вопросу, и, анализируя содержание сообщений духов, демонстрирует критическое отношение спиритуалистов к католичеству, которое было распространено среди афро-креолов, поскольку им импонировали «дух и риторика универсализма католической традиции» (с. 85), однако, реальная католическая практика вступала в противоречие с католическими идеалами, например, иезуиты, несмотря на утверждение идеи равенства людей, «владели рабами и таким образом были причастны к стратификации расовой и социальной иерархии города» (с. 85). Духи критиковали католические институты, прежде всего, монастыри как места праздного уединения. Из теологических положений критика сосредотачивалась на идее ада как месте для вечного мучения души. Духи указывали на иезуитов как главных проповедников материалистической идеологии (с. 88) и связывали «католический материализм» с политической поддержкой Конфедерации католиками. Духи также подчеркивали эксплуататорскую природу ка-

толицизма (с. 102), утверждая, что все его институты, практики и идеи, в конечном счете, направлены на сохранение социально-политического «status quo». Э. С. Кларк отмечает, что получение сообщений от «католических» духов является специфической чертой кружка в Новом Орлеане, в то время как большинство групп спиритуалистов в США по их генезису восходят к разным деноминациям протестантизма (с. 90). В связи c этим особое внимание автор уделяет католической терминологии в сообщениях кружка, в частности, некоторые духи называли собрания спиритуалистов «евхаристией» (с. 94), так, например, дух Константина Франсуа Вольнея (1757-1820) говорил о «слове духа» как о «ежедневном хлебе души».

В четвертой главе «Спиритуалистический республиканизм и американская судьба» автор показывает, как спиритуалисты Нового Орлеана теологически переосмысляли республиканский нарратив времен Гражданской войны в США. Духи критиковали институт рабства и связанную с ним расовую политику, утверждая, например, что в духовном бестелесном мире все духи имеют одинаковую «светящуюся» оболочку (с. 133). Поскольку такова была природа духов, постольку люди должны были отказаться от любого рода социальной сегрегации на основе различия расовых признаков. Указывая в этой связи на поддержку Конфедерации некоторыми свободными афроамериканцами, Э. С. Кларк говорит, что, в конечном счете, расовый вопрос сводился к борьбе за социальные привилегии между разными сегментами общества и, таким образом, постановка вопроса о цвете кожи как составляющей идентичности имела социальную природу.

На сеансах кружка собеседниками участников становились духи «любителей свободы», которые отстаивали свои идеалы в разные времена и эпохи, среди них — «Моисей, Лютер, Кальвин, Сведенборг, Дидро и Вольней» (с. 138). Фигура Ии-

суса в интерпретации членов кружка наделялась статусом мученика, отдавшего свою жизнь в борьбе за свободу. Спиритуалисты «Кружка гармонии» создавали свой исторический нарратив, рассматривая всемирную историю как историю борьбы за свободу и справедливость. Э. С. Кларк заключает, что идеология «Кружка гармонии» имела миллениальный характер (с. 146): его участники ожидали исполнения пророчеств духов о возникновении в недалеком будущем нового государства, построенного на началах социальной справедливости.

В пятой главе «Спиритуалистическая республика в атлантический век революций» Э. С. Кларк рассматривает спиритический кружок в трансатлантическом контексте, показывая, как, благодаря французской культурной традиции, спиритуалисты Нового Орлеана, заимствовали и переосмысляли идеи просветителей. Автор указывает на значимость для понимания идеологии кружка «ближних» революций в Карибском бассейне, прежде всего, революции на Гаити (1791-1804) и деятельности Франсуа Доминика Туссена-Лувертюра (17431803). Э. С. Кларк показывает, как республиканские идеалы времен Французской революции соотносятся с содержанием сообщений, которые кружок получал от представителей французской интеллектуальной культуры.

В заключении автор указывает на корреляцию периода наибольшей активности кружка (1871-1874, под руководством Генри Луи Рея (Henry Louis Rey, 1831-1894) и момента прекращения его работы с событиями в социально-политической сфере: в первом случае — со временем усиления позиций республиканцев в Новом Орлеане, а во втором — с окончанием Реконструкции Юга в 1887 году, за которым последовало восстановление довоенных порядков. Таким образом, спиритуализм для участников «Кружка гармонии» служил «средством выражения... политических, социальных, духовных и расовых целей» (с. 190).

Говоря о новизне исследования, автор пишет, что оно «впервые сосредотачивает внимание на том, как расовая идентичность и локальное сообщество влияли на властные отношения и повседневную практику спиритуализма XIX столетия» (с. 11). Хотя в исследовании Э. С. Кларк задействовано большое количество ранее не исследованных источников, хранящихся в Grandjean Collection (Университет Нового Орлеана), ее утверждение об абсолютной новизне работы представляется слишком сильным. К примеру, судя по библиографическому списку, автору известна магистерская диссертация Мелиссы Даджет, «Генри Луи Рей, спиритуализм и креолы в Орлеане XIX столетия» (2009)1. Говоря о спиритуализме в Новом Орлеане, следует упомянуть и появившуюся в конце 2016 года книгу М. Даджет, впрочем, автор вряд ли мог сослаться на нее при подготовке своего труда2.

Переходя к недостаткам исследования, следует заметить, что монография автора иллюстрирует закономерность, согласно которой, чем основательнее проработаны источники, тем менее оригинальны теоретические выводы. В своих утверждениях о природе спиритуализма автор обращается к двум исследовательским концептам — «метафизическая религиозность» (К. Албанезе)3 и «спиритуалистический республиканизм» (Б. Кэррол)4, рассматривая их скорее догматически, а не критически. Работа переполнена утверждениями разных духов об актуальных политических и социальных событиях, однако, поскольку духи придерживались одина-

1 Daggett M. Henry Louis Rey, Spiritualism, and Creoles of Color in Nineteenth-Century New Orleans. University of New Orleans Theses and Dissertations. 2009. P. 994.

2 Daggett M. Spiritualism in Nineteenth-Century New Orleans: The Life and Times of Henry Louis Rey. University Press of Mississippi, 2016.

3 Albanese C. A Republic of Mind and Spirit: A Cultural History of American Metaphysical Religion. New Haven: Yale University Press, 2007.

4 Carroll B. E. Spiritualism in Antebellum America. Bloomington: Indiana University Press, 1995.

ковых воззрений, они постоянно обсуждаются в разных главах книги. Такие повторы свидетельствуют о недостаточной проработке ее содержания, которое можно было бы изложить не в соответствии с географическим (от локального сообщества к трансатлантическому контексту), а в соответствии с идеологическим принципом.

Работа сосредотачивает внимание читателя на содержательных моментах идеологии спиритического кружка в интересующем автора аспекте, однако, читателю приходится прикладывать усилия для того, чтобы собрать биографические сведения о главных действующих лицах. Учитывая, что монография посвящена деятельности конкретного кружка, было бы правильно предоставить читателю больше информации о жизни его руководителей и рядовых участников. Кроме того, несмотря на декларируемое автором внимание к религиозной идеологии, мы узнаем немного о космологических, антропологических и собственно теологических воззрениях спиритуалистов Нового Орлеана: содержание большей части сообщений духов наполнено риторикой «свободы, равенства и братства» эпохи Французской революции. В этом отношении историк религии, судя по исследованию Э. С. Кларк, вряд ли сможет найти для себя что-нибудь интересное в работе «Кружка Гармонии».

Вызывает недоумение библиографический список «опубликованных источников», в который включены, например, сочинения А. Дж. Дэвиса и исследования современных авторов. Если бы Э. С. Кларк разделила библиографический список на источники и литературу, читателям было бы легче составить представление о количестве использованных ею основных источников. Вызывает досаду отсутствие параграфа, в котором был бы представлен хотя бы самый общий обзор имеющихся исследований, затрагивающих историю спиритуализма в Новом Орлеане. Упомянуты труды Робер-

та Кокса (2003)1 и Кэрин Бэлл (1997)2, однако, вряд ли можно утверждать, что «Кружок гармонии представляет собой слепое пятно в исследованиях американского спиритуализма, афро-американских религий и, шире, американской религиозной истории» (с. 17).

Несмотря на отмеченные выше недостатки, работа Э. С. Кларк представляет значимое источниковедческое исследование конкретной религиозной группы и в этом заключается ее ценность для историков спиритуализма. Специально следует отметить приложенный к исследованию оригинальный и небесполезный для историка спиритуализма указатель духов, с которыми общались спиритуалисты Нового Орлеана.

В. С. Раздъяконов

Рецензия на: The new age of Russia: Occult and esoteric dimensions. B. Menzel, M. Hagemeister, B. G. Rosenthal, eds. Berlin: Verlag Otto Sagner, 2012. 448 p.

Том под названием «Новый век России. Оккультные и эзотерические измерения», вышедший в 2012 году, уже стал образцовым исследованием альтернативной, отчасти даже подпольной стороны религиозности.

Книга вышла в серии «Исследования языка и культуры в Центральной и Восточной Европе», что придает специфику исследовательской перспективе. В ее основе — конференция 2007 года, организованная Биргит Менцель, ставшей редактором номера и определившая общее направление исследования. Книга посвящена «нонконформистским духовным искателям, индивидуальному поиску вне догм политических и религиозных сил, правивших Россией в ходе ее истории, в особенности XX века» (p.11). Постоянно возвращающиеся

1 Cox R. Body and Soul: a Sympathetic History of American Spiritualism. Charlottesville: University of Virginia Press, 2003.

2 Bell C. C. Revolution, Romanticism and the Afro-Creole Protest Tradition in Louisiana, 1718-1868. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1997.

Религиоведческие исследования. 2 (18). 2018. doi:10.23761/rrs2018-18.210-217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.