Научная статья на тему 'Чжу Дэ: реабилитация маршала в современном Китае'

Чжу Дэ: реабилитация маршала в современном Китае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
464
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ (КПК) / ИСТОРИЯ ПАРТИИ / МАО ЦЗЭДУН / НОАК / МАРШАЛ ЧЖУ ДЭ / ПОЛКОВОДЕЦ / ГЛАВКОМ / ПАРТИЙНАЯ МЫСЛЬ И ПРАКТИКА / КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗМА / COMMUNIST PARTY OF CHINA (CPC) / THE HISTORY OF THE PARTY / MAO ZEDONG / THE PLA / MARSHAL ZHU DE / COMMANDER / PRINCIPAL COMPONENTS / THE PARTY THOUGHT AND PRACTICE / THE CHINESE MODEL OF SOCIALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пожилов Игорь Евгеньевич

Статья посвящена активно обсуждаемой в историографии Китайской народной республики и обществе проблеме восстановления подлинного статусного портрета Чжу Дэ и оценки его реального вклада в победу революции и дело созидания в Новом Китае. Автор, опираясь на исторические источники и оригинальную научную литературу китайских авторов, включая академическую периодику и работы историков «неформальной школы», постарался показать, что в последнее время признание Чжу Дэ вышло далеко за рамки его военных и политических заслуг. Особое внимание уделено представлениям маршала о китайской модели социализма. Как в целом, так и в частностях разработанную маршалом концепцию социалистического строительства сегодня в Китае принято считать первой в руководстве КПК попыткой отыскать собственную, «китайскую форму» общественно-экономической системы, отличную от советского образца, равно как и казарменного коммунизма, насаждавшегося в стране Мао Цзэдуном. Сформулированная Чжу Дэ задача «строить социализм китайской формы» служит основным ориентиром политики «реформ и открытости» в стране на текущем этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chu De : "rehabilitation" of Marshal in modern China

This article is devoted to actively discussed in the historiography of Chinese People's Republic problem of the status of a portrait of Chu De and assessment of its real contribution to the victory of the revolution and the cause of building a new China. The author, basing on original historical sources and scientific literature of the Chinese authors, including academic periodicals and historians of the "informal schools" have tried to show that the recent recognition of Chu went far beyond its military and political achievements. Particular attention is paid to the views of Marshal of the Chinese model of socialism. As a whole, and in particular, the concept of socialist construction developed by the marshal in China today is considered to be the first in the leadership of the CPC trying to find their own, "the Chinese form of" socio-economic system that is different from the Soviet model, as well as the barrack-like of communism, fostered in Country Mao Zedong. Formulate Chu task to "build socialism shape of the Chinese" is a basic guide the policy of "reform and openness of" in the country at the current stage.

Текст научной работы на тему «Чжу Дэ: реабилитация маршала в современном Китае»

Пожилов И.Е.

ЧЖУ ДЭ: “РЕАБИЛИТАЦИЯ” МАРШАЛА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Имя Чжу Дэ, одного из основателей Китайской Народной Республики (КНР) и бессменного главкома Народно-освободительной армии Китая (НОАК), не в пример многим его соратникам из первого поколения руководителей Коммунистической партии Китая (КПК), знакомо в сегодняшнем Китае, пожалуй, каждому. Однако о его заслугах в революции и строительстве новой государственности мало кто имеет четкое представление. Отметим, что и полвека назад, как ни парадоксально, китайское общество обладало о нем недостаточной информацией.

Известно, что, получив сталинский мандат на официальное лидерство в КПК, Мао Цзэдун с конца 1930-х гг. озаботился выполнением задачи первейшей необходимости, на его взгляд, заключавшейся в том, чтобы переписать заново, а точнее, перелицевать историю партии. К этому времени значительная, пусть и не самая сложная, часть работы была выполнена: подвергнуты разгромной критике и фактически ушли в политическое небытие проводники «левого уклона», «догматики» и «оппортунисты» Цин Бансянь, Чжан Готао, Чжан Вэньтянь и др. Дело оставалось за «малым» - вымарать из сознания партийных кадров и командиров китайской Красной армии понятие «Чжу-Мао» как символ неделимости революционных заслуг и почитания массами двух «великих вождей китайского народа» - Чжу Дэ и Мао Цзэдуна. Навешиванием убогих ярлыков здесь было не обойтись: по популярности главком значительно опережал руководителя КПК.

Параллельно требовалось вмонтировать в теоретический комплекс «упорядоченной» КПК замешанные на цзинганшаньской мифологии «военные идеи» новоиспеченного председателя (таковыми прежде располагал только Чжу Дэ) в качестве важнейшей опоры собственного авторитета и культового образа, без чего в условиях вооруженной борьбы ему, как и лидеру любой другой мало-мальски влиятельной группировки в Китае, путь к безраздельному господству в

перманентно воюющей партии был заказан при всех своих неоспоримо выдающихся организационных дарованиях.

Процесс забвения Чжу Дэ затянулся более чем на десятилетие. Блестящий полководческий и политический талант главкома раз за разом оказывался востребованным на переломах истории государства и КПК. В войне против Японии именно ему принадлежало авторство в разработке доктрины «затяжной войны» (задним числом приписанной Мао Цзэдуну) и курса на общенациональную консолидацию для отпора агрессору (в противовес «классовым» намерениям председателя отсидеться в опорных базах, пока армия Национального правительства истекала кровью на полях сражений), по сути своей не только сохранивших лицо партии, но и позволивших ей в 1945 г. уже по праву претендовать на власть в стране. Война за освобождение убедительно показала: выдвинутый Чжу Дэ замысел стратегической перегруппировки НОАК с перенацеливанием военнополитических усилий КПК на Дунбэй (при изначальном стремлении большинства в партийном руководстве «развиваться на юг») стал во всех отношениях ре-тттаютттим, по крайней мере, в военном разгроме Гоминьдана.

После провозглашения КНР дело пошло намного быстрее, и к 1951 г. от легендарного тандема осталась лишь его вторая половина, следом исчезла сама институция «главное командование НОАК», а вместо «отца Красной Армии»1 появилось сразу... десять2; замалчивались или меняли автора поистине новаторские и опережавшие время взгляды Чжу Дэ (уже полностью вытесненного из военной сферы), связанные с социально-экономическим строительством, коренным обновлением правящей партии и переносом ее усилий с истерики идеологических кампаний на удовлетворение элементарных потребностей людей, выводом из-под контроля КПК и переподчинением вооруженных сил государственной власти, внесением радикальных перемен во внешнюю политику и т.д. Одновременно подтягивались к «нужному», т.е. не выше второго, уровню прежде никогда не игравшие заглавных ролей (и в общем-то не способные к тому) умелые и эластичные функционеры, «профессиональные редакторы» резолюций ЦК.

Нелишним будет подчеркнуть, что нарочитое, в ущерб Чжу Дэ, выпячивание роли других членов высшего руководства КПК и военачальников НОАК ста-

1 Перевод цитируемых в тексте фрагментов и списка литературы авторский. - И.П.

2 В 1954 г. в КНР образовано министерство обороны во главе с Пэн Дэхуаем, годом позже видным полководцам НОАК по формальному признаку членства в Военном совете ЦК КПК было присвоено звание «маршал КНР». - И.П.

ло, пожалуй, наиболее эффективным и беспроигрышным средством выдавливания маршала из современного общественно-исторического дискурса. В особенности это касается Лю Шаоци, которого вплоть до последнего времени упорно «перенаграждают» авторством целого ряда идей, принадлежавших Дун Биу, Дэн Цзыхуэю, Жэнь Биши и тому же Чжу Дэ1.

По-братски разделив с безвестным Мао титул вождя в конце двадцатых, главком не только никогда более не претендовал на верховенство, но и избегал самой возможности оказаться чуть ближе к властному Олимпу, как, например, в случае с его исчезновением с фотографии исторического акта провозглашения КНР или выборами председателя КНР в 1959 г., когда он спешно снял свою кандидатуру в пользу Лю Шаоци .

«Двух светил на небе не бывает», - следуя этому древнему изречению, маршал, тем не менее, оказался не в силах лишить себя естественного почитания в массах, которое долгое время оставалось вполне сопоставимым с искусственно раздуваемым авторитетом председателя; не удавалось ему и постоянно хранить молчание, когда вскоре после победы революции Мао Цзэдун повел страну тем самым «извилистым путем», который обернулся трагическим тупиком «культурной революции».

В постмаоистский период официальная историография КНР, разумеется, значительно продвинулась вперед в восстановлении подлинной персональной истории КПК, но принципиальный шаг на этом пути еще не сделан - роль и ме-

1 Возвеличивание «второго лица в партии» сопровождается замалчиванием, мягко говоря, неблаговидных сторон его деятельности (первенство в раздувании культа личности Мао, инициировании враждебной Гоминьдану и делу национального сопротивления политики КПК в Антияпонской войне, горячая поддержка расстрельных репрессий в отношении «контрреволюционеров», т.е. всех несогласных с диктатурой КПК в 1950-1951 гг. и пр. - И.П.

Выход Чжу Дэ из кадра может трактоваться как случайность, однако же символического смысла в нем неизмеримо больше, имея в виду желание главкома освободить вождя от необходимости наперед делить величие с кем бы то ни было еще. Не менее важно и другое: буквально накануне торжеств портрет Чжу Дэ был снят с ворот Тяньаньмэнь, где он с апреля 1949 г. соседствовал с изображением Мао Цзэдуна. К началу 1950-х гг. из продукции агитпропа было убрано все, что прославляло Чжу Дэ (в равной, кстати, с Председателем степени) или просто вызывало ассоциации с его именем. - И.П.

Чжу Дэ в это время занимал пост заместителя председателя КНР и поскольку изменений в процедуру замещения вакантной должности главы государства не предусматривалось, а Мао Цзэдун не пожелал высказаться по вопросу о преемнике, его фамилия автоматически вносилась в список кандидатов под номером один. - И.П.

сто Чжу Дэ в революционной борьбе и созидательной деятельности партии так и не подверглись пересмотру по существу1.

В значительной мере воспроизводству лубочного образа полководца способствуют художественно-публицистическая литература, печатные СМИ, телевидение и кино. Бдительно следят за чистотой канона «старые» и «новые» левые, сходу предавая анафеме попытки исследователей прописать хоть в чем-то иное, помимо устоявшегося, видение его и Мао заслуг.

В предназначенной для широкого круга читателей периодике дело обстоит гораздо хуже. Тому свидетельством служит недавняя попытка ветеранов вооруженных сил попросту напомнить в одном из либеральных пекинских журналов о том, каким образом на самом деле создавалась и крепла Красная армия, одерживались победы над врагом и какой след оставил в этой беспримерной эпопее главнокомандующий и, следовательно, Мао Цзэдун как его политкомис-сар [4]. Статья вызвала бурю возмущения охранителей, потребовавших призвать «лжецов» к ответу, а издание прикрыть.

В результате, если ныне и недоминирующим, то до конца далеко не искорененным в освещении Чжу Дэ остается подход, характеризуемый в своем максимуме отношением к нему как к ближайшему соратнику председателя, видному партийцу и военачальнику с колебаниями по минимуму от толкового «подручного» Чжоу Эньлая либо Лю Шаоци - до совсем уж деревенского недотепы, способного разве что таскать на собственном горбу мешки с просом для пропитания непонятно чем занятых бойцов.

Самым же порочным стереотипом восприятия Чжу Дэ в массовом сознании китайцев является его имидж улыбчивого увальня, которому (некогда привычно называемому «красным Бонапартом») странным образом не свойственны ни твердость, ни решимость, ни жестокость (без чего он не дослужился бы и до комвзвода исполненной ненависти к эксплуататорам рабоче-крестьянской армии). Но, главное - прежде удостоенному почетнейшего титула «воин-ученый» не присущи чувство собственного достоинства и привычка самостоятельно мыслить. Такая, надо заметить, весьма изощренная подача исторической личности

1 В отечественной научной литературе картина не может рассматриваться иначе, как близкая к полной аберрации представлений об одной из ключевых фигур в новейшей истории Китая. Большинство историков, очевидно, стремясь к еще большей научной «объективности», чем их китайские коллеги, зачастую вообще не считают нужным упоминать о Чжу Дэ в связи даже с теми событиями и явлениями в истории КПК, в которых ему принадлежала исключительная или решающая роль. - И.П.

сама по себе не оставляет ей ни малейшего шанса претендовать на что-то большее, нежели чем умиление обывателя.

И все же повторим: закостенелые догмы и табу, касающиеся личности Чжу Дэ, постепенно исчезают со страниц серьезных исторических изданий КНР, а заслуживающие внимания работы, посвященные анализу идей и политической деятельности маршала, сегодня составляют отнюдь не меньшинство. К качественно новым выводам и оценкам объективно подталкивает исследователей постоянно пополняющийся массив касающихся Чжу Дэ опубликованных документальных и мемуарных источников, серьезных аналитических работ1.

Общественный и исследовательский интерес в Китае к фигуре Чжу Дэ на протяжении последних десятилетий был постоянен. В 1978-2000 гг. количество публикаций его сочинений, биографических исследований и статей в исторической периодике составляло более четырехсот (сопоставимо, к сожалению, всего лишь с «показателями» Чэнь Юня). Последнее десятилетие, уступая предыдущему по общему числу посвященных маршалу материалов, на порядок возвышается над ним по уровню фундирования и полноты научного аппарата (в недалеком прошлом работы даже в солидных журналах нередко вообще не имели такового). В целом сдвиг в исследованиях от порожней риторики к вескому аргументу просматривается вполне определенно; не в пример прошлому, реже и не так прямолинейно навязываются крайне неуместные отсылки к «гению» председателя.

Видится примечательным и наметившийся поворот в исследованиях историков КНР к тем аспектам практики и мысли Чжу Дэ, которые ранее практически не затрагивались, например, его роли в процессе партийногосударственного, социально-экономического и культурного строительства КПК после 1949 г. Особое место в их ряду занимают вопросы, имеющие отношение к активному участию главкома в разработке «отвечающих особенностям Китая» и «имеющих важнейшим критерием улучшение жизни народа» средств и методов продвижения к социализму - «социализму китайской формы».

1 См., например: [Избранные военные произведения Чжу Дэ]. ^ЬЖ: ШЖЩ^Ш±±,

1997; [Автобиографические записки Чжу Дэ]._^Ж: ЩШЩ^^№Ш±±, 2003; -

[Поговорим о Чжу Дэ: интервью с посвященными]. ^Ж: Ф^^КЖШ±, 2000;

(±ФТ) [Биографическая хроника Чжу Дэ: В 3 т.]. ^Ж: Ф^^КЖШ±, 2006;

[То Пин. Чжу Дэ и важнейшие события в истории КПК]. ^Ж:

Ф*£КЖМ±, 2001; Щ.

В этой связи необходимо подчеркнуть одно важное обстоятельство (характерное, правда, далеко не для всех публикаций и совершенно немыслимое ранее), которое сводится к обоснованию, хотя и довольно робкому, тезиса о формальном и репутационно-меритарном праве, которым обладал Чжу Дэ, обращаться к партии и выходить к народу не только с некими «дополняющими», «в развитие идей Мао Цзэдуна», призывами и сентенциями, но самостоятельно формулировать установки программного значения. Такой подход имеет самое прямое отношение к сказанному выше, а именно пересмотру функциональной роли маршала в партийной истории, сводившейся, по мнению Цзян Тайжаня (на сегодняшний день, пожалуй, ведущего эксперта в исследованиях взглядов и деятельности Чжу Дэ), к «нейтрализаторской, стабилизирующей» миссии маршала, латентно смягчавшего проявления крайностей «правого» и левого толка и сводившего разногласия в партийных верхах в пользу компромисса [3, с. 32]. Уни кальная статусная позиция Чжу Дэ, считает Цзян Тайжань, подкрепляя тезис вы сказываниями одного из «бессмертных» Бо Ибо, обусловливалась двумя факто рами:—«высочайшим, уступавшим только Мао Цзэдуну»—авторитетом и, что не менее примечательно (в отличие от вождя, Лю Шаоци, Чжоу Эньлая, Дэн Сяо пина и др.),—«идентичностью позитивного—восприятия» его всем мыслящим большинством в КПК' [3, с. 32].

Так или иначе, отмечают китайские авторы, резонанс высказываемых им идей (собственных или подхваченных) имел максимально возможную амплитуду в индоктринации соратников здравым смыслом и побуждением к раскрепоще нию сознания. К суждениям Чжу Дэ прислушивались, а это уже общепринятый тезис, благодаря его колоссальному опыту и знанию ситуации в стране (по числу и продолжительности инспекционных поездок на места он не имел конкурентов в Политбюро). Равнозначной «реалистическому стилю» определяется рядом исследователей и его незаурядная способность к теоретическим обобщениям и прогнозированию перспектив: в высшем эшелоне КПК, как аккуратно подчеркивается в их статьях, главком едва ли не в единственном числе имел сколько-нибудь систематическое экономическое образование и признавался «наиболее читающим руководителем» - знатоком Маркса, Ленина, Бухарина и др.[2].

Проблема «реабилитации» маршала в исторической памяти китайского народа вновь напомнила о себе в прошлом году, когда в Сянгане вышла из печати монография шанхайского историка Гу Цзэсюя, посвятившего четверть века написанию биографии Чжу Дэ, свободной от влияния политических манипуляций

Мао и его наследников. Название двухтомника говорит само за себя - «Другая биография Чжу Дэ» [1]. Издание вызвало широкий резонанс среди читающей публики в Китае. Представленный «независимым исследователем», как он себя называет, облик маршала в качестве едва ли не равновеликой и альтернативной Мао Цзэдуну фигуры, стал для нее откровением. Книга - по причине известных неудобств в общении с бывшей британской колонией и весьма приличной по китайским меркам ценой - разошлась в стране преимущественно в пиратских электронных копиях. Кажется, это и есть проявление подлинного интереса грамотной части общества к своей, неискаженной истории и, что не менее важно, будущему. Ведь Гу Цзэсюй, скрупулезно обращаясь со свидетельствами прошлого, сумел, несмотря на некоторые сомнительные умозаключения, преодолеть неизбежную для биографа зашоренность и подняться до осмысления целостной парадигмы развития партийной мысли и практики КПК, заключающейся, на его взгляд, в противоборстве двух тенденций - демократии и диктатуры, созидания и разрушения, прагматики и экстремизма. Чжу Дэ и Мао Цзэдун, по мнению автора бестселлера, были самыми яркими и последовательными носителями этих антагонистических начал.

* * *

1. Ш Ш Ш. (±Т) [Гу Цзэсюй. Другая биография Чжу Дэ:

с признательностью и ненавистью к Мао Цзэдуну: В 2 т.]. ^^: 2010.

2. Ш>Ь^. [Ляо Синьвэнь. Чжу Дэ в деле обследования и изучения] // ^Ж. 2007. 3 Ш. 46-53 Ж.

3. ^Х^^. [Цзян Тайжань. Чжу Дэ и складывание коллективного руководства КПК первого поколения] // 2004. 4 Ш. 29-34 Ж.

4. МТ¥. ^Ш: [Чжао Юйпин. Чжу Дэ: незаменимый главком] // ^ШШК.

2009. 7 Ш. 1-7 Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.