Научная статья на тему 'ЧЖОУ СЯОЯНЬ: У ИСТОКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА КИТАЯ'

ЧЖОУ СЯОЯНЬ: У ИСТОКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ / ВОКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЯ / ЧЖОУ СЯОЯНЬ / VOCAL ART OF CHINA / VOCAL EDUCATION OF CHINA / ZHOU XIAOYAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ян Бо

В статье обоснована значимость известной китайской певицы и педагога Чжоу Сяоянь как ключевой фигуры в становлении профессионального певческого искусства Китая. Представлены вехи ее биографии, дана характеристика вокальных особенностей певицы, сформулирована ее педагогическая позиция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZHOU XIAOYAN: AT THE ORIGINS OF PROFESSIONAL VOCAL ART OF CHINA

The article proves the importance of a well-known Chinese singer and vocal teacher Zhou Xiaoyan as a key figure in the development of the professional vocal art in China. The author of the article presents the milestones of the singer’s biography, gives the characteristic of her vocal art and formulates Zhou Xiaoyan’s pedagogical position.

Текст научной работы на тему «ЧЖОУ СЯОЯНЬ: У ИСТОКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА КИТАЯ»

© Ян Бо, 2016

УДК 78.071.2

ЧЖОУ СЯОЯНЬ: У ИСТОКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА КИТАЯ

В статье обоснована значимость известной китайской певицы и педагога Чжоу Сяоянь как ключевой фигуры в становлении профессионального певческого искусства Китая. Представлены вехи ее биографии, дана характеристика вокальных особенностей певицы, сформулирована ее педагогическая позиция.

Ключевые слова: певческое искусство Китая, вокальное образование Китая, Чжоу Сяоянь

Формирование профессионального певческого искусства в Китае связано с появлением в стране первых специальных музыкальных учреждений и организаций в 1920-1930-е годы. Согласно соответствующей статистике, около 1919 года только в двух городах — Пекине и Шанхае — последовательно появляется более 20 музыкальных учреждений и организаций [3], в том числе факультеты педагогических университетов и институтов искусств. В то время они представляли собой достаточно скромные по масштабу, плохо оборудованные помещения, педагогический штат этих учреждений был немногочисленным.

На начальном этапе развития вокального образования в Китае остро ощущался недостаток высококвалифицированных педагогов. Многие молодые люди, желающие получить специальное образование, ощущали значительное отставание научной, культурной, педагогической мысли в Китае. Поэтому они выезжали за границу по государственным программам или за собственный счет, чтобы специализироваться в области западной музыки и академического пения. После завершения учебы они возвращались и работали в Китае, формируя собственно китайскую вокальную школу. Среди наиболее известных педагогов — Ин Шаннэн, Хуан Юкуй, Юй Ищюань, Чжоу Сяоянь, Лан Юйсю и т. д.

Вернувшись в Китай после получения образования в Европе и Америке, они не только занимались концертно-просветительской деятельностью, исполняя на концертах сочинения китайских и западных авторов в новой европейской манере, но и преподавали вокал, воспитывая новое поколение китайских певцов.

Несмотря на то что среди перечисленных музыкантов основателем китайской вокальной школы принято считать Хуан Юкуй, Чжоу Сяоянь (р. 1918) является не только не менее значительной, но и во многом ключевой фигурой в становлении профессионального вокального исполнительства в Китае. Ее роль пионера в этом направлении обусловлена сочетанием таких качеств, как

выдающиися талант певицы, самоотверженная любовь к музыке и музыкальной педагогике, научный подход к преподаванию вокала, глубокий патриотизм и сила духа. Вплоть до настоящего времени Чжоу Сяоянь активно преподает вокал, ее мастер-классы и уроки вокального мастерства записаны на компакт-диски, по которым и сейчас обучаются многие музыканты в Китае.

Творческий путь певицы складывался в эпоху сложнейших социальных потрясений. Свое музыкальное образование она получила в Русской консерватории им. С. В. Рахманинова в Париже, где в 1938-1947 годах она училась под руководством итальянского баритона Бернарди (Bemadi), а также изучала искусство французского романса под руководством Перуджа (Perugia) и Магнети (Magneti).

В октябре 1947 года певица вернулась на родину, где преподавала сначала в Цин Мугуань-ской государственной консерватории1, а затем в Шанхайском государственном специализированном музыкальном институте. В годы войны с Японией Чжоу Сяоянь работала в качестве командира полка восточного отделения Центральной консерватории, выступала в составе заводских, деревенских массовых хоров.

Период «Культурной революции» был самым тяжелым в ее жизни. В стране, где в течение 10 лет запрещалось и оперное пение, и преподавание, Чжоу Сяоянь настойчиво продолжала свою работу. В период «Культурной революции» она поставила голос известному китайскому певцу Вей Суну, вокальные данные которого, по мнению китайских и зарубежных специалистов, соответствуют мировому уровню.

Все эти испытания выявили глубокий патриотизм и силу духа Чжоу Сяоянь. Певица, которая получила в Европе поэтичное прозвище «Китайский соловей», принципиально остается на родине и самоотверженно работает в сфере вокального искусства на благо своей страны.

Интенсивность и многогранность деятельности Чжоу Сяоянь в исполнительском, препо-

№ 1 [39] 2016

давательском и исследовательском направлениях — свидетельство в пользу определения основополагающей роли певицы в становлении профессионального вокального образования Китая. Подтверждением тому служит интенсивность и продуктивность ее педагогической работы, а также яркий резонанс в мире художественной общественности в стране и за рубежом.

О ее певческом таланте свидетельствует выступление в октябре 1945 года в Национальном театре (Париж) в опере А. Н. Черепнина, которое получило высокую оценку критики. Ясное и чистое колоратурное сопрано Чжоу Сяоянь позволяло ей создавать искренние и эмоциональные образы, а владение европейским и китайским вокальным репертуаром2 свидетельствовало о широте кругозора и владении различными музыкальными стилями. Позднее ею были совершены гастрольные поездки по городам Европы (Берлин, Женева, Прага, Варшава и др.), а также в Индии, Бирме, Северной Корее.

Как педагог Чжоу Сяоянь воспитала целую плеяду выдающихся талантов, за почти семьдесят лет работы в сфере вокального образования у нее обучалось огромное количество студентов.

В числе наиболее известных — Лю Цие, американский тенор китайского происхождения, первый вокальный исполнитель КНР, получивший высокую международную награду, также победитель первой степени (Гран-при) молодых исполнителей телевизионного канала CCTV в 1984 году; Вей Сун, известный лирико-драматический тенор, директор Шанхайского оперного театра; Чжан Цзяньи, один из немногих азиатских оперных теноров, проявлявших активность на международных сценах, он специализируется на исполнении традиционных итальянских и французских лирических партий; Ляо Чаниун, один из известных китайских певцов, выступавший на международных оперных сценах, получил премию первой степени на мировом оперном конкурсе имени Доминго.

В своей педагогической практике Чжоу Сяоянь развивала новые принципы китайского вокального искусства. После образования КНР в сфере вокального образования начались большие споры, связанные с поисками дальнейшего направления его развития. Двумя сторонами этого спора выступили приверженцы традиционного китайского пения и сторонники иностранного метода пения на основе развития традиций бельканто. Этот научный спор продолжался более 30 лет и получил широкий общественный резонанс, поскольку был неразрывно связан с политическими событиями. Сторонники национальных тради-

ций в пении критиковали западную манеру и тех китайцев, кто основывается на традициях бельканто при обучении пению. Они считали, что это раболепство перед Западом, отмечая такие недостатки, как прикрытый способ звукоизвлечения и плохая (с точки зрения норм китайского языка) дикция. Их оппоненты критиковали китайский традиционный народный метод пения за антинаучность, отсутствие системы, вредное влияние на состояние голоса певца.

Позиция Чжоу Сяоянь заключалась в том, что она настаивала на применении бельканто в исполнении китайских песен. По ее мнению, китайский певец должен изучать классический вокал для того, чтобы хорошо исполнять не только европейский, но и родной, китайский репертуар.

Она стремилась к тому, чтобы пению ее учеников были присущи красота и в то же время естественность исполнения, подразумевающие ясное и чистое звукоизвлечение, приятный выразительный тембр. Она ставила перед ними самые высокие эстетические задачи, призывая к достижению совершенного пения. Во многом ее методика ломала сложившиеся стереотипы и рутинные теории, господствовавшие в вокальном образовании.

В восьмидесятые и девяностые годы Чжоу Сяоянь добилась блестящих успехов в преподавании вокала, ее достижения легли в основу новой вокальной школы Китая. Важным достижением стало создание ею вокального центра, на базе которого было подготовлено большое количество талантливых музыкантов. В 1984 году четверо из ее учеников приняли участие в Международном конкурсе вокалистов в Вене. В финале конкурса выступления учеников прославленного педагога заслужили три золотые и одну серебряную медали. В 1989 году по инициативе Центра состоялась премьера оперы «Риголетто», которая прошла в Китае с огромным успехом.

В связи с выдающимся вкладом в вокальное искусство и вокальное преподавание, Чжоу Сяоянь была удостоена высшей награды от Китайской ассоциации музыкантов, была награждена французским правительством Национальной медалью французских офицеров, в 2002 году получила награду от Шанхайского городского правительства за особый вклад в литературу и искусство, и в 2003 году — награду Героя-педагога.

Чжоу Сяоянь сочетала исполнительскую и педагогическую деятельность с исследовательской и просветительской работой. Эта сфера представлена академическими лекциями для студентов и аспирантов, мастер-классами для преподавателей, диссертацией, научными статьями.

В своей монографии «Вокальный диапазон и способы его расширения» («Искусство музыки», 1979. 1-е изд.), а также в диссертации «Современные вокальные тенденции: переосмысление вопросов вокальной педагогики» («Искусство музыки», 1981. 1-е изд.) она рассмотрела общую ситуацию вокального образования в Китае, подвела итог его развития на протяжении трех десятилетий, отметила важность различных аспектов языка в исполнении китайских и иностранных произведений.

Кроме того, тематику ее исследований характеризуют такие научные работы, как «Несколько слов о современном вокальном стиле исполнения» («Гуанмин жибао» от 1981 года 11 марта), «Несколько вопросов о том, на что нужно обратить внимание при обучении вокалу (на примере победителей вокального конкурса в Вене)» («Искусство музыки», 1985. 4-е изд.).

В своих теоретических работах Чжоу Сяо-янь выступает как систематизатор огромного европейского опыта в преподавании вокала, а также как неутомимый просветитель, задача которого — донести сложные и непривычные для культурного сознания соотечественников идеи европейского искусства. Именно этап обобщения, усвоения непривычной методологии характерен для периода становления национальной школы.

Чжоу Сяоянь вложила огромные усилия и энергию в развитие китайского вокала. Сегодня уже более чем девяностолетняя госпожа Чжоу все еще преподает в крупных музыкальных и педагогических университетах, дает мастер-классы и проводит семинары по вокалу. Ее пример послужил импульсом для многих современных изысканий в этой сфере, заложив мощные перспективы

для дальнейшего развития искусства пения в Китае.

Примечания

1 Одно из первых высших специальных учебных заведений в Китае (с пятигодичным сроком обучения). Эта консерватория стала предшественником Центральной музыкальной консерватории. Здесь были сосредоточены самые мощные педагогические ресурсы.

2 В июле 1946 года в Люксембурге состоялся первый сольный концерт певицы, на котором она исполнила произведения таких композиторов, как Шуберт, Шуман, Верди, Лист, Ци Эрпин, Хэ Люйтин, Лю Сюеань и других, в том числе китайскую песню «Баллада Великой китайской стены».

Литература

1. И «

Ф» (Ван Юн. Вокальная жизнь китайского соловья. Интервью у профессора Чжоу // Вокальное искусство. Пекин, 2011. № 3. С. 4-8.)

2. ш «ш^т^жет^а«» (Ли

Цзин. Исследование идей и методов вокального обучения Чжоу Сяоянь: магистерская диссертация. Хэнань, 2009. 30 с.)

3. ш

Ш^-Щ^ШШШ^ШШ» (Чжан Нань. Правда, добра и красота — самый высокий уровень вокального исполнения и обучения // Народная музыка. Пекин, 2006. № 1. С. 21-25.)

4. ^Шй (Ху Чанминь. Слушая Чжоу Сяоянь: воспоминания // История культуры. Ухань, 2001. № 5. С. 16-17.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.