Научная статья на тему 'Чтоб не вяли цветы жизни'

Чтоб не вяли цветы жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ФАРМАКОТЕРАПИЯ / ПЕДИАТРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федотова Ольга

В Москве прошла научно-практическая конференция «Фармакотерапия в педиатрии», в рамках которой состоялся форум «Дети и лекарства». Конференция была организована Союзом педиатров России при активном участии Минздравсоцразвития РФ и Комитета по охране здоровья Государственной думы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чтоб не вяли цветы жизни»

5/.1 */.1 Ш га Ш ОН 691 891 /.91 991 591 *91 £91 291 191 091 651 851 /.51 951 551 *51 £51 251 151 051 6*1 8*1

66

-§В РОССИИ ТОЛЬКО 27% ДЕТЕЙ ПРИЗНАНЫ ЗДОРОВЫМИ ■ ПРИНЯТА «ХАРТ ЙЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ФАРМАЦЕВТИ-ЧгзСКОЙ ОТРАСЛИ» ■ СТАРТОВАЛ НОВЫЙ «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ СЕЗОН»

2005 июль РЕМЕОииМ

[СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ]

В РАЗДЕЛЕ

Ольга ФЕДОТОВА, «Ремедиум»

Чтоб не вяли цветы жизни

В Москве прошла научно-практическая конференция «Фармакотерапия в педиатрии», в рамках которой состоялся форум «Дети и лекарства». Конференция была организована Союзом педиатров России при активном участии Минздравсоцразвития РФ и Комитета по охране здоровья Государственной думы.

Пожалуй, впервые за последние несколько лет подобное мероприятие было воспринято его участниками как праздник. За месяц до него состоялось выступление Президента РФ, определившее национальные приоритеты государственной политики в области здравоохранения. Инициативы президента в этой сфере направлены на развитие первичной медицинской помощи, усиление профилактической работы в здравоохранении, обеспечение доступности высокотехноло-

гичных видов помощи, а также на существенное повышение оплаты труда медицинских работников. Конкретизирует эти инициативы национальный проект «Здоровье», предусматривающий, прежде всего, совершенствование педиатрической службы. Но реальные перспективы развития медицинской помощи детям открывает Концепция «Охрана здоровья детей в Российской Федерации до 2010 г.», одобренная Правительством РФ буквально накануне конференции, 29 сентября 2005 г.

СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

67

Все это в целом означает, что государственная политика в этой важнейшей сфере наконец-то начала формироваться. Одновременно была поставлена точка в дискуссии о замене участковых педиатров и акушеров-гинекологов врачами общей практики, которая последние полгода будоражила всю педиатрическую общественность. Идея отхода от сложившихся в течение десятилетий принципов первичной медико-санитарной помощи детскому населению поддержки, к счастью, не получила. Статус участкового педиатра не только сохраняется, но, похоже, будет серьезно укреплен.

Принятие Концепции «Охрана здоровья детей в Российской Федерации до 2010 г.», которая готовилась 4 года, организаторы здравоохранения расценивают как чрезвычайно важное событие. Реализация этого всеобъемлющего документа будет способствовать консолидации общества вокруг объединяющей идеи обеспечения прав ребенка на развитие и здоровье; укреплению института семьи; улучшению качества здоровья детей в России, включая снижение материнской, младенческой, детской заболеваемости и смертности; концентрации научных исследований, обеспечивающих рождение и развитие здорового поколения. Впрочем, хорошо понятно, что само по себе принятие концепции есть лишь первый шаг на пути к грядущим позитивным изменениям в детском здравоохранении. Одобренный в целом основополагающий документ требуется дополнить подробной программой по его реализации, подкрепить законодательно и обеспечить финансами.

ПЕДИАТРИЯ В КРИВОМ ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ

На общем демографическом фоне России, показатели которого год от года неуклонно ухудшаются, в последнее время наблюдается единственная положительная тенденция — снижение младенческой и материнской смертности. По данным Минздравсоцразвития РФ, по-

казатель младенческой смертности в 2004 г. составил 11,6 на 1000 родившихся живыми, что на 24,2% ниже, чем в 2000 г. Показатель материнской смертности за последние 5 лет снизился на 41,1% (с 39,7 в 2000 г. до 23,4 в 2004 г. на 100 000 родивших живых детей), а абсолютное число материнских потерь уменьшилось на 151 случай. И хотя, по мнению Ольги Шараповой, директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материн-

ства и детства Минздравсоцразви-тия РФ, эти показатели завышены как минимум на 10%, общая тенденция все равно положительная. На этом «плюсы» официальной статистики заканчиваются — и далее следуют сплошные «минусы». В России всего лишь 27% детей признаны здоровыми (и снова оговорка: показатель сильно завышен, здоровых детей намного меньше). По официальным данным, в стране должен быть 21 млн. детей школьного возраста, но посещают образовательные учреждения всего лишь 17 млн. Остальные 4 млн. никак не удается найти. Не много ли, пусть даже для такой большой страны, как наша? Далее. В России ежегодно погибают от сифилиса около 400 детей — и снова на фоне статистических данных о снижении заболеваемости сифилисом. Растет число ВИЧ-инфицированных детей, а число родов у ВИЧ-инфицированных женщин за последние 5 лет увеличилось в 9,5 раза (с 668 до 6365). Но если даже какому-то ребенку посчастливилось родиться здоровым, то из стен средней школы он, вероятнее всего, выйдет с парой-тройкой хронических заболеваний.

| РШШЦЦМ сентябрь 2005 ІСЧЕГОНДЧАТЬ^^^^^^И

Чтобы задать новый вектор развития системы охраны материнства и детства, начинать, скорее всего, придется с проработки и закладки законодательных основ детского здравоохранения. Законодатели обещают, что на основании Концепции уже в ближайшее время будет разработан и в кратчайшие сроки вынесен на рассмотрение проект Федерального закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации». Одновременно предлагается внести изменения и дополнения в существующее законодательство и убрать из него все нормы, нарушающие права детей. Таких досадных «накладок» в нашем законодательстве более чем достаточно. Один только ФЗ-122, чаще называемый «О монетизации льгот», принятый в августе прошлого года, породил немало проблем, касающихся реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов. Уже подготовлена поправка к нему по обеспечению таких детей изделиями медицинского назначения, средствами самоконтроля и специальным питанием. Активно обсуждаются поправки к Закону «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», предлагающие включить в национальный календарь прививки против гриппа. Особая группа проблем связана с лекарственным обеспечением детей, подлежащих льготному обслуживанию. Нуждаются в дальнейшей корректировке список лекарств, отпускаемых бесплатно, схема их отпуска и механизм финансирования. Но сейчас и депутатов, и врачей больше тревожит другая проблема — массовый отказ родителей от социального пакета и замена его деньгами. Будут ли эти деньги потрачены на лекарства для ребенка — большой вопрос.

ПОМОЖЕТ ЛИ ПЕДИАТРИИ ДЕНЕЖНАЯ ТЕРАПИЯ? |

С финансовым обеспечением отрасли тоже все обстоит пока что не очень понятно. То, что в проекте

68 ЧТОБ НЕ ВЯЛИ ЦВЕТЫ ЖИЗНИ

2005 ноябрь ршшиим

бюджета на 2006 г. доля консолидированных расходов на здравоохранение увеличится и должна составить 3,5% от ВВП — это уже хорошо, хотя эта цифра по-прежнему не дотягивает до рекомендованных ВОЗ 5—6%. Чтобы эта финансовая инъекция действительно послужила оздоровлению отрасли, необходимо тщательное планирование. К сожалению, сегодня никто не может сказать, какую часть реальной потребности покрывают эти средства и сколько денег нужно еще российскому здравоохранению? Сколько из отпущенных миллиардов достанется детям и насколько эффективно они будут использованы? Что нужно сделать, чтобы они дошли буквально до каждого ребенка в стране? Кроме того, принятие закона о межбюджет-ных отношениях и разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами РФ неизбежно порождает вопрос о том, каким образом деньги из федерального бюджета, отпущенные на повышение заработной платы медикам, на централизованную закупку медицинской аппаратуры для первичного звена, дойдут до муниципальных поликлиник?

По сообщению Татьяны Яковлевой, председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, в 2006 г. из бюджета Федерального фонда ОМС предусмотрено направить 6,4 млрд. руб. в виде субсидий регионам на обязательное медицинское страхование детей. Это чуть больше, чем в текущем году, но все же недостаточно. К тому же у депутатов существует опасение, что регионы, получив субсидии, прекратят финансирование обязательного медицинского страхования детей из своих собственных бюджетов. Они также настаивают, чтобы в бюджете ФФОМС деньги, выделенные на охрану материнства и детства, шли отдельной строкой. Уже готовится поправка к законопроекту о федеральном бюджете на 2006 г., предлагающая направить неизрасходованные Росздравом в 2005 г. средства на обеспечение детей дорогостоящими лекарствами.

Повышение роли первичного звена в охране здоровья детского населения неизбежно предполагает усиление профилактической работы. На профилактику заболеваний главным образом направлена подпрограмма «Здоровый ребенок», на реализацию которой в будущем году выделяется 640 млн. руб. Из них 200 млн. пойдет на строительство родильных домов и перинатальных центров, 400 — на оборудование и только 40 млн. на все остальное, включая профилактику, что, конечно же, крайне мало.

БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ — БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ

Многие из нас хорошо помнят те времена, когда у педиатров практически не было выбора препарата для лечения того или иного заболевания у детей. Сейчас ситуация поменялась с точностью до наоборот. В распоряжении врачей огромный арсенал средств, возможности которого используются далеко не в полной мере. И дело тут не только в высокой стоимости современных препаратов. Зачастую врачи просто-напросто не знают о многих лекарственных средствах нового поколения или не имеют возможности оценить их с позиций доказательности. И даже по льготным рецептам по привычке выписывают традиционные и хорошо известные лекарства, что вполне естественно, если учесть, что более половины участковых педиатров имеют пенсионный или предпенсионный возраст. Стоит ли удивляться тому, что средства, отпущенные на льготное лекарственное обеспечение детей в 2005 г., использованы только наполовину?

Ясно, что педиатрия не может быть вырвана из общего контекста здравоохранения, поэтому все проблемы, свойственные лекарственному обеспечению в целом, характерны и для детского сегмента отрасли. Александр Апазов, президент Российской фармацевтической ассоциации, называет три проблемы, связанные с лекарственным обеспечением детей. Во-первых, недостаток финансовых

средств. В федеральную программу ДЛО входят только дети-инвалиды. Лекарственная помощь детям до 3-летнего возраста и больным по 30 нозологиям тоже должна оказываться бесплатно, но уже на региональном уровне. Однако финансирование соответствующих программ, за исключением Москвы и нескольких территорий, в 8—10 раз меньше необходимого. Значительно облегчить ситуацию мог бы перевод всех детей до 3-х лет и детей до 6 лет из многодетных семей в федеральную программу. Соответствующие поправки в закон депутаты готовы представить уже до конца текущего года.

Вторая группа проблем связана с качеством лекарственных средств, а также доступностью лекарственной помощи. Но если в городах с наличием аптек все в порядке, то в сельской местности большинство аптечных пунктов закрыты. Правда, функционирует большое количество точек для обеспечения населения по программе ДЛО, но обслуживают они только те категории населения, которые вошли в программу. Соответственно дети, не являющиеся инвалидами, получить лекарства уже не могут. Наконец, в-третьих, требует усовершенствования ассортимент аптек. В настоящее время в России зарегистрировано более 40 000 лекарственных препаратов различных форм. Из них только 10% являются оригинальными лекарственными средствами. Безусловно, нужно стремиться к тому, чтобы оригинальных препаратов на российском рынке было больше. Как и к тому, чтобы увеличить выпуск детских форм лекарств отечественными производителями.

Давно уже стало понятно, что нужна абсолютно новая система как медицинского, так и лекарственного обеспечения детей, и сегодня для этого есть все — и деньги, и государственная воля. Но только усилиями федерального центра проблему не решить. Необходима кропотливая работа всех участников процесса на всех уровнях власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.