ЧТО ЖЕ СТРЯСЛОСЬ? ПОРЯДОК И ХАОС
От хаоса природного к хаосу организованному
«Если мы хотим создать новый мир, материал для него готов. Первый тоже был создан из хаоса.»
Роберт Куиллен40
«Ведь кошмар и безнадёжность - ещё не самое плохое. Самое ужасное - хаос...»
С. Довлатов «Заповедник»41
- Чай или кофе?
- Чай.
- А вот и не угадали! Кофе.
Чтобы столкнуться с плохим вариантом, надо чтобы вариантов было как минимум два. Если же вариант всего один, то его и сравнить, то не с чем. Он не плохой и не хороший. Он один.
А как вам классическая история с буридановым ослом, умершим от голода у двух одинаковых охапок сена? Затруднение выбора между двумя равными вариантами? Нет, осел, то осел, но и здесь иную возможность нашёл. Ослиный подход, разумеется, - не принимать решения вообще. Упустил инициативу, отдал её судьбе. Судьба и распорядилась строго по Мерфи - летальный исход.
40 Душенко К.В. Универсальный цитатник политика и журналиста: 6000 цитат о политике, правосудии и журналистике. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.
41 Как мне кажется, мысль выражена весьма удачно. Но должен испросить прощения у читателя, что не затрудняю и вас, и себя цитатами из других авторов. Просто в момент написания данных заметок, именно книга Довлатова С. была у меня под рукой.
Вывод? Закон Мерфи не действует в простейших случаях отсутствия выбора. И наоборот, чем богаче выбор, тем полнее действия Закона. Лучше всего он проявляется в условиях Хаоса.
Если опираться на вечные книги, то мир был создан из Хаоса. В связи с этим позвольте напомнить вам анекдот:
«Хирург, архитектор и политик поспорили, чья профессия самая древняя.
- Ева была сделана из ребра Адама, а это хирургическая операция! - сказал хирург.
- Но ведь ещё до того Бог из хаоса сотворил мир! - сказал архитектор.
- Это, естественно, дело архитектора.
- Не забудьте, - прервал их разговор политик, - что кто-то сначала организовал хаос!»
Ну не стоит, право не стоит претендовать на место впереди Творца, но и отрицать доли правоты в словах «политика» также не стоит. Хаос создан и создан, в том числе и политиками. Но это не тот, изначальный, первородный Хаос, а организованный, цивилизованный, рукотворный Хаос - итог нашего с Вами бурного развития.
Что ж такое-этакое произошло? Да ничего особенного. Обычная такая диалектика. Переход, знаете ли, количества в качество. Вспомнили такую диалектическую шутку? А количество чего? Приготовьтесь! Сообщу вам великую тайну. Количество элементов, вовлечённых в нашу жизнь и число связей между ними. «Ерунда» - скажете. Не буду спорить, не стану выуживать из всяких статистических сборников цифры, характеризующие рост информации или чего-то подобного. Загляните в свою записную книжку. Сколько у вас там записей? Может быть, вы вспомните радостный момент в вашей жизни, когда вы переехали в более просторное жилище? И долго ли оно было таким просторным и свободным от всяких шмоток? И неужели ни разу не приходила к вам мысль о том, что вещь (книгу) проще купить, чем отыскать среди имеющихся? А это уже типичный «мерфизм».
Мерфология отрасль знания, но (может быть и пока) не точная наука. Поэтому и представляется простительной апелляция автора к вещам интуитивно очевидным для бытового сознания. В дея-
тельность человека стало вовлекаться одновременно слишком много элементов, в том числе и прямо противоположных, но взаимосвязанных. Абстракции диалектики (единство противоположностей) стали повседневной реальностью. И это вторжение сложности, Хаоса в повседневность отразилось в сплошной «Мерфизации» бытия, и если уж не самого бытия, то его восприятия. Чем дальше в лес, тем больше дров. Наша жизнь и её постоянное усложнение и есть источник «хаоса».
«Хаос во Вселенной бесконечно возрастает»42. Хаос. А это как? И когда же он возникает? Отвечу на «бытовом» уровне. Если число элементов включённых в сферу вашего внимания, влияния превышает число элементов, которое вы можете держать в «поле зрения», возникает хаос. В поле зрения. А это сколько? Сколько нужно для хаоса? Не много. Известно, что семь - девять предметов можно одновременно охватить «взором» (раз, два, много...).
Закон Мерфи по сути выражает неразрешимое противоречие между конечностью порядка и бесконечностью необозримого бытия, которое и воспринимается нами как Хаос. Нужно прожить сократовскую жизнь мудреца, чтобы осознать ограниченность своих возможностей перед безграничием мира и заявить: «Я знаю, что ничего не знаю». Способ сделать что-нибудь «не так» может быть и один (что вряд ли), но возможностей прийти к этому способу бесконечно много. А вот возможностей сделать нормально, увы, не много:
«Число разумных объяснений бесконечно. Число разумных действий ограничено. Как правило, одним единственным.»43
Отсюда и обречённость. Ну, если хотите, можем сравнить это со страхом смерти. Её неизбежность (если об этом думать постоянно или не найти опору в вере или в забытьи) подавляет. С законом Мерфи тож. Куда ни кинь, всё клин.
Сложность возникает из-за большого числа элементов. Даже упорядоченная система представляется хаотичной, если не знаешь её «логики». Но мало иметь логику, она должна бы ещё быть привычной. «Привычка» же проецирует на мир устоявшиеся схемы и
42 Стр. 105 Собрания. А ещё лучше см. учебники по термодинамике.
43 Постулат Персига-Лужкова. Ю.М. Лужков. Российские «Законы Паркинсона», Издательство «Вагриус». М.: 1999.
воспринимает отличные от них, по меньшей мере, как неразумные. Непривычное воспринимается как чуждое, неправильное, а то и просто как балаган, хаос. Нет дыма без огня и всё тут! С ног на голову - выражение характеризует переворот в восприятии, нарушение правильности - голова вверху, ноги внизу, стоять нужно на ногах. А в состоянии невесомости? Где они привычный верх и низ? Так и Хаос - это не только и не столько внешний мир, сколько наше восприятие его. Перефразируя известную мысль профессора Преображенского44 из «Собачьего сердца» можно сказать: «Хаос - он в головах».
Отражение хаоса
Что не проверяется, то и есть правда.
Поскольку источника формулировки, вынесенной в эпиграф, автору вспомнить не удаётся, будем считать источником самого автора45. Но суть мысли, разумеется, не нова. Например:
44 М.А. Булгаков, «Собачье сердце».
«Это - мираж, дым, фикция. - Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заерзали по скатерти. - Что это такое ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? - яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее: - Это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зинаида и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».
45 Впрочем, так ли уж зазорно совпасть с кем-нибудь в своих мыслях? Убедитесь сами, внимательный читатель: «Тому, кто не знает, куда он хочет направиться, не поможет никакой ветер.
Вильгельм Оранский, король Англии, Шотландии и Ирландии, 1650-1702» Цитируется по книге (стр.17) Цильке, Христиан. Типичные ошибки менеджеров/ Христиан Цильке; [пер. с нем. О. Е. Ефимцевой]. - Москва Издательство «Омега-Л», 2006
«Когда я не знаю, на какую гавань мне нужно держать курс, тогда не один ветер не будет для меня попутным». Сенека. Цитируется по книге (стр.9) Кноблаух, Йорг. Управление временем / Йорг Кноблаух, Хольгер Вёльте; [пер. с нем. Д.В. Ковалевой]. - 2-е изд., стер. - Москва Издательство «Омега-Л», 2006.
«Если собрано достаточное количество данных, то с помощью статистически методов можно доказать всё, что угодно».46
Не будем в связи с этим зацикливаться на классическом высказывании о трёх видах лжи (ложь, наглая ложь и статистика), а вспомним иное высказывание Марк Твена:47
«Сначала раздобудьте факты, а потом можете искажать, их как вам только заблагорассудится».
Во-первых, Марк Твен был задолго до Мерфи (см о древности этих законов), а во-вторых, великий писатель в очередной раз подчёркивает, что факты это одно, а их отражение, мягко говоря, с фактами связано мало. И это очередной подарок нам с вами от информационного общества. Когда не факты, а их изложение, их «изолжение» в СМИ (средствах массированной интерпретации) и есть истина в последней инстанции. И так мир сам по себе не прост. А уж, будучи многократно отражён и переосмыслен, пережёван и донесён, он не может не казаться ничем иным как хаосом. А если кажется простым, то вспомните старых, добрых римлян, советовавших поинтересоваться, кому это выгодно.
Ну а нам с вами что выгодно?
Да! Всего не учтёшь - отсюда и проблемы, и путаница, и сложности (Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.). Однако, вывод, к которому пытаюсь подтолкнуть читателя, не замысловат и повторяется уже не раз. Наш мир услужливо подсовывает нам постоянно нарастающее множество способов запутаться и даже просто в мыслях своих. .....? Опытный читатель легко догадается, что
за многоточием скрыт извечный русский вопрос.48 Чтобы в очередной раз отвечать на него, чтобы поразобраться с Хаосом, нам с вами, выгодно начать с простого.
Мир прост, но понять эту простоту сложно.
Поэтому в следующем разделе начнём с простеньких моделей.
46 Собрание. Стр. 265. Закон Уильямса И. Холланда.
47 Собрание. Стр. 236. Марк Твен о фактах.
48 Что делать? Из классической триады больных вопросов русской интеллигенции (Кто виноват? Что делать? И какой счёт?)