кандидата, как Джон Маккейн, и повысит шансы демократов. Если, наоборот, в Ираке появятся признаки улучшения, то Маккейн будет «на коне».
Вопрос: Представьте, что сегодня - 4 ноября 2008 г., день президентских выборов. Что в этот день происходит в Ираке, Иране и на Ближнем Востоке в целом?
Ответ: В Ираке остаются по крайней мере 75 тыс. американских солдат. У Ирана еще нет атомной бомбы, военные действия против него не начаты, но давление возрастает. Из-за неуступчивости Тегерана позиции России, Китая, европейских стран и США сблизились. Израилю и Палестине не удается разрешить конфликт, территория последней по-прежнему блокирована. В Ливане - более сильное правительство, хотя «Хезболлах» продолжает «раскачивать лодку».
Вопрос: Вы говорите о возможном сближении позиций США и России по Ирану. Вы видите какие-либо обнадеживающие сигналы? И не помешают ли этому холодные ветры, которые подули из двух столиц?
Ответ: Я вижу готовность Москвы к постепенному ужесточению позиции по Ирану. И виноват в этом сам Тегеран. А в холодную войну, о которой так много говорят по обе стороны Атлантики, я не верю. У Америки и России слишком много общих интересов, которые они должны отстаивать сообща.
«Известия», М., 12 марта 2007 г., № 41.
ЧТО ЖДЕТ ИРАК: ДИКТАТУРА ИЛИ ДЕМОКРАТИЯ?
Четыре года назад США нанесли первые удары по Ираку. За время, прошедшее после свержения Саддама Хусейна, в стране погибли сотни тысяч человек, 3 млн. остались без крова, более 1,5 млн. бежали за границу; едва ли не каждый день в Ираке происходят теракты. Можно ли остановить кровопролитие? Что произойдет с Ираком, когда, рано или поздно, американцы уйдут? «Известия» постарались ответить на эти вопросы.
«Положение в Ираке крайне напряженное, - говорится в докладе спецслужб, представленном Джорджу Бушу. - Ситуация близка к гражданской войне». По мнению разведчиков, вывод американских войск из страны может привести к «региональному конфликту с катастрофическими последствиями»: лояльное
Вашингтону правительство мгновенно свергнут, в конфликт вмешаются соседи, в Ираке начнется хаос. Авторы доклада предлагают три сценария развития событий, все - неутешительные: первый - Ирак распадается на части в результате гражданской войны, второй - в стране на непредсказуемый период воцаряется анархия и, наконец, откуда-то появляется сильный лидер (читай - диктатор), который способен взять ситуацию под контроль. В последнем случае оговоримся: спецслужбисты не «прописали» возможность экспорта подобного лидера в Ирак - как было, к примеру, с Хамидом Карзаем в Афганистане. Впрочем, вполне возможно, что этот вариант разрабатывается, но не оглашается для широкой публики. «С точки зрения стратегических интересов Америки нам все равно, будет один Ирак или три Ирака. Главное, чтобы после ухода наших военных из страны она не стала убежищем для террористов», -заявил бывший представитель США при ООН Джон Болтон. Именно он в начале 2003 г. убеждал членов организации в необходимости начать войну против Саддама.
Многие иракцы и сами не прочь разделить страну - многие, но не все. Курды, живущие на богатом нефтью Севере, мечтают о суверенитете уже не первое десятилетие. Однако против раскола решительно выступают сунниты - в центральных провинциях, где они живут, мало полезных ископаемых. Да и правительство граничащей с Ираком Турции в случае образования независимого Курдистана вполне может ответить на это силовым вмешательством. Потому что в самой Турции наготове сидят 12 млн. курдов, среди которых сильны сепаратистские настроения. Но большинство населения Ирака составляют не курды и не сунниты, а шииты. И многие из них тоже не прочь разделить страну. В этом случае на территории девяти южных провинций будет создан «суверенный Шии-стан». Тоже, кстати, богатый нефтью. Попятно, что суннитов это никак не устраивает, хотя их голоса услышат в последнюю очередь. При Саддаме именно суннитское меньшинство обладало правом решающего голоса, вершило судьбы страны. Сейчас все иначе. Сунниты обижены, озлоблены. Если Ирак распадается на три части, их государство наверняка станет самым радикальным, самым непримиримым, самым антиамериканским. Прямой кандидат на включение в «ось зла». Можно не сомневаться: иракские сунниты с распростертыми объятиями примут эмиссаров «Аль-Каиды». А то и самого Усаму бен Ладена, если он еще жив. В Ираке сунниты правили более 1300 лет. Американцы у них отняли все. Распустили
их армию, запретили их партию - начав кампанию по «дебаасифи-кации». Сунниты будут мстить - безжалостно и беспощадно. И не только США, но и всем их союзникам. На севере и на юге Ирака, в курдских и шиитских районах, умиротворение тоже вряд ли скоро наступит. За нефтяные месторождения, расположенные в окрестностях северного города Киркук, ведут ожесточенную борьбу туркмены, курды и арабы. Юг же неустанно делят между собой враждующие шиитские группировки.
«При благоприятном развитии событий американские войска начнут покидать Ирак уже во второй половине 2007 г., - предсказывает глава Пентагона Роберт Гейтс. - Произойдет это в том случае, если местному правительству удастся сбить волну насилия в стране и принять законодательство, нацеленное на достижение национального примирения». Однако в американской администрации, похоже, уже давно поняли: выполнить первое из условий почти невозможно. Оборонные расходы неумолимо растут, в первую очередь из-за Ирака. Таких сумм на военные нужды Америка не тратила с 1946 г. Но деньги не решают всех проблем. Нужна продуманная стратегия. Новый план действий в Ираке президент Буш представил 10 января. Его суть в том, что в страну будет направлено подкрепление - 21 500 человек. Демократы, контролирующие обе палаты конгресса, против этого решения. Администрация упорно стоит на своем. Вывести Белый дом из иракского тупика пытается независимая комиссия Бейкера-Гамильтона, выпустившая доклад с руководством к действию. «Сейчас американцы должны в первую очередь тренировать местных полицейских и военнослужащих, - вкратце изложил свой план “Известиям” член комиссии Леон Панетта. - Мы ожидаем, что к концу этого года в боевой готовности будут находиться 138 тыс. военных и 188 тыс. полицейских». По словам Панетты, «если иракское правительство не будет стремиться стать более самостоятельным, США должны урезать экономическую, политическую и военную помощь». Белый дом на доклад пока никак не отреагировал. Следовать советам Бейкера, Гамильтона и их коллег администрация Джорджа Буша не спешит.
А если американцам сделать ставку на сильного лидера? Кто мог бы стать таким человеком? Среди претендентов эксперты называют главу Курдской демократической партии Масуда Барзани, лидера Исламской партии Мохсена Абдель Хамида и шиитского проповедника Муктаду ас-Садра. Наибольшее влияние среди них
имеет последний. Противники 33-летнего муллы считают его самым опасным человеком в Ираке. Ас-Садр ненавидит суннитов -его отец и братья были убиты по приказу Саддама. Группировка ас-Садра «Армия Махди» насчитывает более 2 млн. сторонников. В 2004 г. мулла вроде бы согласился сотрудничать с правительством. Однако потом отношения с властями у него испортились. Даже самые отчаянные оптимисты с трудом представляют союз радикала-шиита с американскими «оккупантами». В крайнем случае, он может заключить с ними перемирие на время вывода войск. Но стратегический альянс - вряд ли. Верным союзником Вашингтона вполне может стать Барзани. Но его поддерживают только курды, да и то не все. Ни шииты, ни сунниты к мнению курдского лидера прислушиваться не станут.
Судьба Ирака - в руках шиитов. Они составляют, по разным данным, от 60 до 70% населения. При Саддаме шиитов притесняли, так что американцы в какой-то мере стали их освободителями. Но особой благодарности Вашингтон не дождался. Хуже того - шиитские боевики повернули против них оружие. Правда, есть и лояльные шииты. Они сформировали костяк нового иракского правительства, из них набирают армию и полицию. Но лояльность этих людей весьма условна. Шииты, пришедшие к власти, не хотят, чтобы и дальше ими руководили американцы. Они хотят «рулить» и хозяйничать сами. Например, делить по своему усмотрению доходы от нефти. По их представлениям, шиитское большинство способно обеспечить себе лидерство в стране. И вот здесь-то кроется едва ли не самая опасная для Вашингтона ловушка. Как только американские войска покинут страну, управляемый шиитами Ирак неизбежно попадет в орбиту влияния Ирана - главной шиитской державы. Получается, что, свергнув прочно сидевшего в Ираке, державшего страну под контролем и давившего в зародыше террористов Саддама, Джордж Буш тем самым оказал неоценимую услугу смертельному врагу - иранскому режиму.
И это называется «продуманная геополитическая стратегия» США? В чем ошиблись американцы? Почему их иракская стратегия потерпела крах? Ответ скорее всего следует искать в особых отношениях США с Израилем. «Палестинский вопрос» с 60-х годов поставил Америку в оппозицию к арабскому миру. Экономические отношения и политические «развязки» вроде Кэмп-Дэвида не играли решающей роли и не стали фактором сближения. Дошло до того, что США, обучая военные кадры для многих арабских стран,
не приобрели там ни широкой агентуры, ни серьезных аналитиков, ни «национальных кадров», которые сегодня могли бы помочь принимать правильные тактические решения. Пример: когда террористы обрушили башни-близнецы, выяснилось - в самой Америке можно по пальцам пересчитать людей, которые сведущи в том, что происходит в арабской диаспоре внутри США. Еще более критическая ситуация сложилась вокруг Ирака. Что там творилось при Саддаме - американцы не знали. Да и сейчас из примерно тысячи сотрудников посольства США в Багдаде лишь 33 понимают по-арабски, свободно же языком владеют только шестеро. Итог - непростительные просчеты. Это в штате Техас, на родине Бушей, можно казнить приговоренного как заблагорассудится властям. Но исполнение приговора Саддаму за несколько минут до начала священного для мусульман праздника Ид аль-Адха - что это, как не глупость и не оскорбление верующих? Как будто кто-то специально хотел сделать из диктатора мученика, а из Америки - врага...
«Известия», М., 13 марта 2007 г., № 42.
И. Мохова АЛЖИРСКИЕ ЗАРИСОВКИ
Алжир на протяжении веков был страной корсаров и разбойников. Сейчас это государство арабов и берберов, революционеров и исламистов, модернизаторов и традиционалистов. Во времена великих арабских завоеваний, уже в VII в., Алжир стал частью захваченной территории и вплоть до начала XVI в. входил последовательно в состав арабо-берберских государств: Фатимидов, Аль-моравидов, Альмохадов. Как и много столетий назад, столицей государства Алжир является одноименный город, основанный в 935 г. фатимидским эмиром Заиром на месте небольшого римского порта Икозиум. Алжир - город контрастов. Благодаря истории и географическому положению он впитал в себя самые разные традиции. Переплетение арабо-мусульманских, берберских и европейских черт и красок является неотъемлемой частью палитры современной столицы. Яркий пейзаж, состоящий из моря и зелени пальм, темно-песочного цвета исторического центра столицы -Касба, с ее узкими и извилистыми улочками, которые повторяют особенности местности: то взбираясь высоко в гору, то резко опускаясь по направлению к морю, огибая плотно примыкающие друг к