тельственные войска преследовали отдельные отряды ополченцев, те сумели овладеть инициативой во всем районе и в конечном итоге одержали верх.
Нынешнее положение американских войск в афгано-пакистанском приграничье незавидно. Бомбардировки способствуют появлению новых боевиков, настроенных еще более антиамерикански, чем прежде. Вряд ли подобные удары с воздуха как-то существенно ограничат перемещение экстремистов через границу или скуют их действия. Разве что боевики станут несколько более осторожными. Передвижение боевиков «Талибана» и «Аль-Каиды» из Афганистана в Пакистан и обратно продолжается. В апреле-мае 2009 г. пакистанские силы безопасности под нажимом США провели крупную боевую операцию против талибов в СЗПП и долине р. Сват. Американцы опасаются, что продвижение талибов к Исламабаду приведет к тому, что Пакистан окончательно скатится к хаосу, а ДТ получит доступ к ядерному оружию. Как заявила госсекретарь США Х. Клинтон, «мы не можем даже думать об этом. Мы не можем... позволить, чтобы это так продолжалось. Вот почему мы так жестко подталкиваем пакистанцев к тому, чтобы они объединились вокруг стратегии, которая даст возможность вернуть контроль над страной». Однако решение проблемы проникновения афганских экстремистов с территории Пакистана остается задачей со многими неизвестными.
«Азия и Африка сегодня», М., 2009, №6, с. 21-24
В. Михин,
кандидат исторических наук ИРАК: ЧТО ДАЛЬШЕ?
Решение президента США Б. Обамы о поэтапном выводе американских войск из Ирака к концу 2011 г. существенно повышает роль внутриполитических факторов развития страны. Очевидно, важнейшую, если не решающую, роль в дальнейшей судьбе Ирака могут сыграть национально-религиозный состав иракского общества в его историческом преломлении, цели и задачи различных национально-религиозных групп в борьбе за власть в новом государстве. Как известно, администрация Дж. Буша-сына для вторжения в Ирак выдвинула следующие предлоги: разработка ядерного и наличие химического оружия, сотрудничество
С. Хусейна с исламистской террористической организацией «Аль-Каида» и возможное причастие иракских спецслужб к терактам 11 сентября 2001 г. в Америке. На самом деле США в эту страну привлекли: огромные запасы нефти и низкая стоимость ее добычи, а также важное стратегическое положение страны, откуда можно и противостоять Ирану, и укрепить контроль над другими нефтедобывающими государствами Персидского региона, прежде всего Саудовской Аравией; возможность развертывания американской военной инфраструктуры, в частности размещение баз, с помощью которых можно контролировать, а в случае необходимости быстро перебрасывать войска в «горячие точки» Ближнего Востока; использование иракской войны как полигона для испытаний новых современнейших видов оружия, стратегии и тактики боевых операций. Сегодня судьбу крупнейшего в мире нефтеносного региона (за исключением Ирана) по сути определяют американцы. Вашингтон также значительно укрепил свои позиции в районе, простирающемся от Египта до Индии.
Ирак - молодая страна, искусственно созданная Великобританией из трех провинций - Мосульского, Багдадского и Бассор-ского вилайетов - после распада Османской империи в результате Первой мировой войны. Официально образованное в 1921 г. на подмандатной Англии территории Королевство Ирак изначально несло в себе зародыш будущих конфликтов. Ирак не был консолидирован как единое целое, а был механически собран из не связанных друг с другом этнических, племенных, религиозных и локальных групп. Известная формула трехчленной структуры страны, включающая суннитский центр, шиитский Юг и курдский Север, не отражает всей сложности картины. Эти три группы разделены внутри себя не менее сложными и глубокими границами. Попытки британских властей использовать традиционные основы общества для консолидации и консервативной модернизации страны потер -пели крах, прежде всего потому, что иракское общество не было готово к этому. После революции 1958 г. наряду со старой политической элитой Ирака стала создаваться новая - Партия арабского социалистического возрождения, Баас. Молодые основатели партии проповедовали панарабское единство, идеалы равенства и свободы, стремились разорвать с традицией, покончить с обособленностью отдельных групп населения и монополией на власть традиционной элиты, куда входили признанные благородные семейства Багдада и «старые» националисты. На деле идеологиче-
ская размытость и преследование личных карьерных целей руководством партии Баас привели к тому, что внутренние группировки стали формироваться на земляческой или религиозно-племенной основе, как, например, выходцы из города Тикрита. Внутри партии воспроизводилась традиционная структура общества. После прихода к власти С. Хусейна Баас превратилась из элитарной группы в массовую политическую организацию с очень жесткой структурой и иерархией «активных членов». Но одновременно в партии наметилась тенденция вытеснения шиитов суннитами. Характерными чертами новых баасистов стали преобладание армейских офицеров, особенно выходцев из Тикрита, и баасизация армии и аппарата спецслужб.
Социальная опора режима с самого начала была очень узкой. Помимо недовольства шиитов и курдов, режим столкнулся с вызовом со стороны идеологически сходных политических сил (таких, как коммунисты) и довольно враждебным внешним окружением -Сирией, мощным шиитским Ираном, Турцией, входящей в НАТО, богатыми странами Персидского залива, недовольными правлением Баас в Ираке. Последовали заговоры, шпионские скандалы, массовые казни. В то же время багдадский режим сделал многое для удовлетворения элементарных нужд населения. Национализация нефтяной промышленности и установление тотального государственного контроля над всей крупной промышленностью дали правящей элите мощные ресурсы для повышения уровня жизни населения, была проведена аграрная реформа. Благодаря росту нефтяных доходов существенно выросло благосостояние служащих, чиновников и особенно военных и сотрудников спецслужб. Вот почему в условиях оккупации именно сунниты, большинство которых составляют члены Баас, возглавили борьбу как против американских войск, так и против курдов и шиитов, стараясь вновь занять главенствующие позиции в новом государстве.
Шииты составляют 55-60% всего населения Ирака, большинство живет на юго-востоке страны, вокруг города Басра. Багдадский режим подвергал репрессиям шиитские оппозиционные группировки, которые искали поддержки у Ирана, в конце 1970-х годов тысячи шиитов были изгнаны из страны по обвинению в связях с «персами». Поддерживаемый Ираном шиитский Высший исламский совет Ирака (ВИСИ) - влиятельнейшая политическая сила. Под началом этой организации находятся от пяти до десяти тысяч бойцов, известных как «Бригады Бадра». Нередко
шиитские отряды вступают в бои с суннитскими подразделениями. В 1991 г. после войны в Персидском заливе тогдашний президент США Джордж Буш-отец призывал иракцев восстать против своего лидера. Оппозиция, в том числе и курды на севере страны, расценила эти призывы как знак того, что США поддержат ее. «Бригады Бадра» пересекли границу и вошли в Южный Ирак. Они подняли восстания в городах, населенных преимущественно шиитами, в частности в святых для шиитов городах Наджаф и Кербела. Однако эти выступления были жестоко подавлены. Позднее проводить карательные операции против шиитов, как и против курдов, режиму С. Хусейна мешали британские и американские военные самолеты, патрулировавшие зоны на севере и юге страны, запретные для полетов иракской авиации. Сейчас шииты, по их собственным словам, пытаются взять реванш в Ираке за многовековое притеснение.
Такими же, если не хуже, угнетаемыми и обделенными всеми благами были курды, населяющие юго-восток Турции, северо-запад Ирана, север Ирака и некоторые районы Сирии. Иракские курды составляют около 15-20% населения Ирака. В 1970 г. между курдами и иракским правительством было заключено соглашение о создании Курдского автономного региона. Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. курдские партизаны с помощью Ирана вели борьбу с режимом Саддама Хусейна. В ответ Багдад провел семимесячную кампанию против одной из основных курдских партий, применив химическое оружие, от которого пострадали тысячи жителей. Систематическое преследование курдов объяснялось стремлением Багдада удержать под своим контролем богатые нефтью районы на севере Ирака. Однако, воспользовавшись поражением саддамовского режима в войне в Персидском заливе в 1991 г., курдам удалось образовать де-факто собственное государство. Курдский анклав контролируют Демократическая партия Курдистана (ДИК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК). Иракское отделение ДИК было создано в 1946 г. Мустафой Барзани. Еще тогда одним из важнейших пунктов разногласий с Багдадом стало требование Барзани включить в состав Курдского автономного района Киркук и его окрестности, где тогда добывалась большая часть иракской нефти. Сейчас эту партию возглавляет Масуд Барзани. В 1975 г. среди курдов начались внутренние распри, в результате которых был создан ПСК, контролирующий северо-восток страны. Эту партию возглавляет Джаляль Талабани,
ставший с подачи американцев нынешним президентом Ирака. Курды выступают за образование двух федеральных регионов -один на курдском Севере, другой - на арабском Юге, где живут так называемые болотные арабы. А это вызывает протест соседней Турции, имеющей более 12 млн. курдского населения и очень настороженно относящейся к любым попыткам курдов обрести независимость.
До войны в Персидском заливе в 1991 г. в Ираке насчитывалось около миллиона христиан, из которых ныне осталось 600 тыс. После войны 1991 г., введения экономических санкций и американской оккупации 2003 г. те, у которых были родственники на Западе, покинули Ирак. Ассирийцы и католики-халдеи, признающие верховную власть папы Римского, - крупнейшие в Ираке христианские общины, их предки жили в Древней Месопотамии. Среди других христианских общин - православные сирийцы, сирийские католики, греческие католики и последователи Армянской апостольской церкви. Туркоманы (туркмены) - это этническая группа Ирака (составляет около 2% населения), проживающая на севере страны. Она имеет тесные этнокультурные и лингвистические связи с жителями турецкой Анатолии. После свержения Саддама Хусейна Киркук оказался в центре борьбы между курдами и туркоманами. Из двух основных политических партий, созданных туркоманами, одна сотрудничает с курдскими властями, другая, ориентируясь на Турцию, выступает против создания курдского государства на территории Северного Ирака и особенно - против того, чтобы столицей такого государства стал Киркук. Кроме того, на севере проживают ассирийцы. Интересы этой группы представляет Ассирийское демократическое движение, выступающее за признание Багдадом национальных прав ассирийцев.
Наиболее угнетаемые и обделенные в экономическом плане крупные этнорелигиозные общности - курды и шииты - ныне стремятся взять реванш и выйти на передовые позиции в государстве. Шииты, имея многовековой опыт противостояния суннитам и все возрастающую поддержку со стороны Ирана, претендуют на главенствующие роли во вновь создаваемом государстве. На курдской территории с войны 1991 г. существует независимый анклав, имеющий государственные органы, свою конституцию, армию. Однако самостоятельное государство Курдистан не входит в планы Вашингтона, да и сами курды вряд ли осмелятся на такой рис-
кованный шаг ввиду позиции соседней Турции. Сунниты отчаянно пытаются сохранить свое привилегированное положение, рассчитывая, что в дальнейшем это поможет им восстановить свои позиции, тем более что баасистский аппарат имеет большой опыт подпольной борьбы. Другие этноконфессиональные меньшинства -болотные арабы, христиане, туркоманы, айсоры - пока особой роли ни в противостоянии американским войскам, ни в попытках «переформатирования» иракского государства не играют.
Вашингтону, благодаря подкупу племенных шейхов и созданию небольшого «лояльного» суннитского ополчения, удалось снизить активность отрядов «Аль-Каиды» в Багдаде и провинции Анбар. Но широко разрекламированное наступление на севере страны провалилось. Очевидно, племенную знать перекупили боевики. «Аль-Каида», получила ряд тяжелых ударов, в том числе потеряла ряд командиров. Ставя во главу угла антишиитскую направленность своих операций, главарь каидовцев в Ираке аз-Заркауи просчитался и был уничтожен. Каидовцы просто не учли особенностей Ирака, особенно тот факт, что на протяжении 40 лет во главе страны стояла Баас, которая за этот период воспитала поколение иракцев, впитавших в себя многие националистические и «социалистические» идеи, не имеющие ничего общего с духом «Аль-Каиды». В настоящее время создание антишиитского фронта в ближайшее время занимает одно из ключевых мест в стратегии «Аль-Каиды». Причем эта тенденция будет усиливаться по мере вывода американских войск. Зарубежные эксперты оценивают потенциал «Аль-Каиды» в 10-12 тыс. человек. Боевики «Аль-Каиды» в Ираке изменили свою тактику. Теперь каждой их группе в зоне ее ответственности (Ирак разделен «Аль-Каидой» на округа) предоставлено право самостоятельно выбирать себе союзников и планировать операции. Новые руководители округов будут избираться, а значит - пользоваться влиянием в своем округе. Идея создания «Исламского государства Ирак» начинает затухать, натолкнувшись на неприятие местной суннитской элиты. Видимо, усилятся центростремительные тенденции в суннитском движении сопротивления, поиски путей налаживания сотрудничества с еще одной очень мощной суннитской группировкой - «Исламской армией Ирака» (ИАИ), которая ранее позиционировала себя в качестве «единственной силы, способной представлять иракский народ», и даже имела ряд вооруженных стычек с «Аль-Каидой». Ее численный состав оценивается в 8-10 тыс. человек, причем в нее входят
как сунниты, так и шииты и даже курды. ИАИ была создана в 2003 г., а в 2007 г. учредила Политический совет иракского сопротивления. По мнению экспертов, организация имеет финансовую поддержку «Братьев-мусульман» и придерживается хоть и исламистской, но умеренной идеологии. Тем не менее, на счету организации похищения и убийства итальянского журналиста и сотрудника американской администрации в Ираке, а также ряд успешных военных операций против коалиционных сил и иракской армии. Зона действия - Багдад и «суннитский треугольник».
Состоявшиеся 31 января 2009 г. выборы депутатов советов в 14 из 18 провинций страны (за исключением четырех провинций Иракского Курдистана) показали современную расстановку политических сил в Ираке, а их главным итогом стали значительные изменения в составе депутатского корпуса местных законодательных органов. Результаты голосования также в очередной раз отчетливо продемонстрировали наличие глубокого раскола среди иракских политиков и иракского общества в целом по этноконфес-сиональным признакам: в шиитских регионах избиратели отдали голоса шиитским кандидатам, в суннитских - суннитам, а в курдских - курдам. Серьезное поражение на юге Ирака потерпели шиитские партии, выступавшие за большую автономию от центральной власти. Прежде всего, речь идет о партии «Аль-Фадыля», добивавшейся автономии для Басры, но завоевавшей лишь одно место в местном совете. Не добились успеха и большинство других региональных политических партий и группировок. Наибольшего успеха достигла «Коалиция государство и закон», объединившая в своих рядах сторонников премьер-министра Н. аль-Малики (главным образом шиитов, умеренных исламистов) и выступавшая под лозунгом усиления центральной власти в стране и единения всех иракцев. Она завоевала 126 из 440 мест в советах 12 провинций (кроме северной провинции Найнава (Ниневии) и западной - Анбар). Приверженцы главы правительства смогли получить абсолютное большинство (20 из 35 мест) в провинции Басра и были близки к этому в Багдаде (28 из 57). Кроме того, коалиция набрала наибольшее число голосов в советах еще пяти провинций и в двух провинциях разделила первое место с другими партиями. Успех «Коалиции государство и закон» достигнут в значительной степени за счет активного использования административного ресурса. Так, в большинстве иракских провинций были созданы «Советы поддержки центральной власти», в состав которых вошли
вожди и представители племен. Премьер-министр считает, что «Советы поддержки» помогают укреплять власть правительства и действуют в интересах упрочения единства Ирака.
На втором месте находятся сторонники шиитского ВИСИ, выступавшие за широкую автономию иракского Юга. В итоге ВИСИ получил 55 депутатских кресел в советах 11 провинциях: Майсан - 8 из 27, Наджаф - 7 из 28. Третью позицию (41-е место в советах десяти провинций) занимают сторонники радикального шиитского лидера Муктады ас-Садра. В северных и западных провинциях большинство мест в советах завоевали суннитские партии и организации. Причем в провинции Анбар они получили все места в законодательном органе. Крупного успеха сунниты добились в провинции Найнава (Ниневия): 19 из 37, оттеснив на второе место курдов (12 мест). Кроме того, курды получили шесть из 29 мест в совете Дияла. В Багдаде депутаты от суннитских партий имеют 11 мест. Уверенно выступил «Иракский национальный список», возглавляемый бывшим премьер-министром страны А. Алауи (29 депутатских кресел в восьми провинциях, в том числе пять в Багдаде). Сложность ситуации, сложившейся после выборов, заключается в том, что в подавляющем большинстве провинций (исключение составляют Басра и Найнава) ни одна из партий и организаций не смогла получить большинство депутатских кресел в местных законодательных органах, что потребует создания коалиций. Выборы в парламент курдской автономии состоялись в мае 2009 г. Курдские парламентарии переименовали Национальную ассамблею в Законодательное собрание Иракского Курдистана. Независимо от политической принадлежности и внутренних распрей курды рассматривают присутствие американских войск в Ираке как гарантию безопасности и стабильности Курдистана. Они утверждают, что развитие демократии в Курдистане и во всем Ираке по американскому образцу обеспечивает защиту прав человека. Курдские политики считают, что в результате ухода американцев из Ирака их место может занять Иран, который поддерживает выступающих «агентами иранского влияния» иракских шиитов, а в иракском правительстве окажутся «проиранские» депутаты. Присутствие американской армии в Иракском Курдистане способствует поддержанию стабильности в этом регионе и нейтрализации перерастания внутренних противоречий в вооруженные конфликты. Пока американцы осуществляют политический контроль над Ираком, курды остаются влиятельной
фракцией в иракском парламенте, хотя проблемы нефтяных контрактов, вопрос о бюджетных отчислениях Курдистану и проблема статуса пешмерга вызывают трения между курдской администрацией и иракским парламентом. Часть курдской элиты считает, что курды не смогут защитить себя, поскольку антиамериканские силы попытаются рассчитаться с ними за их сотрудничество с американцами.
На внутреннюю обстановку большое влияние оказало решение Б. Обамы о выводе большей части американских войск из Ирака к сентябрю 2010 г. План предусматривает вывод из Ирака боевых частей Вооруженных сил США к 31 августа 2010 г., после чего в этой стране должны остаться от 35 до 50 тыс. американских военнослужащих, которые продолжат обучение иракских сил безопасности и будут оказывать им поддержку при проведении боевых операций. Полный вывод войск США намечено завершить до конца 2011 г., как это и предусмотрено американо-иракским соглашением, подписанным в ноябре 2008 г. Решение Вашингтона вывести основную часть войск в 2010 г. было положительно встречено многими иракскими политиками. Вместе с тем, многие иракские политики надеются, что темпы вывода американских войск будут соизмеряться с положением дел в Ираке. О неустойчивости ситуации в стране говорят и многие высокопоставленные военные, непосредственно вовлеченные в иракские дела. По мнению главы Центрального командования ВС США генерала Д. Петрэуса, ситуация в Ираке, «несмотря на достигнутый прогресс, все еще остается хрупкой и обратимой». Уже в апреле 2009 г. ситуация заметно ухудшилась: в Багдаде и некоторых других районах страны был совершен ряд крупных терактов. Премьер-министр Ирака аль-Малики признал, что, несмотря на успехи в деле обеспечения безопасности, делать это становится все труднее, а «террористические ячейки продолжают действовать, получая помощь внутри страны и из-за рубежа». По мнению многих экспертов, предстоящий вывод американских войск из Ирака, скорее всего, обострит политическую борьбу в стране, прежде всего за обладание природными ресурсами, контроль над армией и другими силовыми структурами, за расширение прав регионов. Имеются реальные опасения того, что нарастающее противоборство из стен парламента может перейти к схватке на поле боя.
Американские эксперты признают, что уровень подготовки вооруженных сил и правоохранительных органов Ирака остается
невысоким, иракские силы безопасности на текущем этапе не могут действовать без посторонней поддержки и пока не в состоянии проводить крупные операции без участия американцев, на долгосрочной основе и в нескольких районах. По состоянию на 1 июня 2009 г., в силовых структурах Ирака числилось около 615 тыс. человек в вооруженных силах и в различных подразделениях МВД. Имеются также «части охраны инфраструктуры», насчитывающие свыше 110 тыс. человек и подчиняющиеся различным министерствам и ведомствам. Однако уровень подготовки личного состава ВС Ирака и их техническое оснащение все еще остается недостаточными. В целом, иракская армия и силы безопасности МВД по-прежнему не в состоянии самостоятельно проводить сложные антитеррористические и боевые операции, зависят от поддержки со стороны ВС США в вопросах тылового и материально-технического обеспечения, авиационной поддержки. Крайне слабы национальные ВВС и ВМС.
После оглашения плана Б. Обамы вновь, уже в который раз, стали возникать острые противоречия между арабами и курдами, которые являются одним из наиболее опасных источников напряженности в Ираке. Не исключены возможность их перерастания в прямое вооруженное противостояние и усиление настроений у курдов против сосуществования с арабами в едином государстве. Среди курдских политиков распространено мнение, что постоянные отсрочки в решении спорных вопросов могут «заставить курдов в какой-то момент прибегнуть к силе». Видные курдские политики усилили нападки на премьер-министра страны аль-Малики, обвиняя его в стремлении возродить в Ираке централизованное государство. Так, глава правительства курдской автономии Барза-ни считает, что если «существующие территориальные проблемы не будут урегулированы до эвакуации американцев, в Ираке начнется война между арабами и курдами». Беспокоят курдов и заявления премьера о том, что курдская автономия «получила в соответствии с Конституцией 2005 г. больше того, в чем она нуждается». В решении проблем в отношениях с арабами курды рассчитывают на американцев. Но представители американского командования, уже настроенные на уход из Ирака, заявляют, что у американских войск «иная функция» и они не намерены вмешиваться во внутренние дела страны. Иракскому государству и его целостности предстоят серьезные испытания.
«Азия и Африка сегодня», М., 2009, № 8, 2009, с. 2-8.