№ 6-1. - 2016
Филологические науки
УДК 808.5
ЧТО ЗАПОМИНАЮТ СТУДЕНТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И
КУЛЬТУРЕ РЕЧИ?24
М.Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия),
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о том, что запоминают студенты трех факультетов Дагестанского государственного университета на занятиях по русскому языку и культуре речи. А это связано со спецификой получаемой профессии, с содержанием излагаемого материала или выполняемого задания, с тем, каким образом обучались студенты в средней школе.
Ключевые слова: дагестанские студенты, занятия, русский язык и культура речи, содержание, тема, запоминание, знания, профессия.
В настоящих материалах, возможно, прослеживается субъективное мнение. При этом психологические аспекты долгосрочной и краткосрочной памяти не являются объектами нашего исследования. Указанные же в статье результаты запоминания материала по русскому языку и культуре речи (РЯ и КР) нами собраны на трех факультетах Дагестанского государственного университета (ДГУ): на социальном, экологии и психологии.
Прежде всего отметим, что студенты запоминают использованные на занятиях и связанные с предметом различные игры, тосты, притчи, анекдоты, поучительные истории, а также новые примеры, о которых вчерашние школьники даже понятия не имели. Как ни странно, в памяти многих студентов остается содержание ряда рефератов, если их темы до сих пор юношам и девушкам были неизвестны и материал излагают интересно, акцентируя внимание на конкретных проблемах, связанных с современными требованиями молодежи.
Студентов очень занимают задания, имеющие отношение к Интернету, построенные на основе англицизмов, жаргонизмов или других разновидностей нелитературного языка и разработанные на основе традиционных обычаев, где налицо отражение реальной действительности. Использование в заданиях элементов национального колорита никого из студентов не оставляет равнодушным. По ходу занятия при выполнении таких заданий у студентов возникает огромное количество разнообразных вопросов, которые также могут способствовать запоминанию материала.
Часто студенты факультетов социального и психологии запоминают содержание текстов на социально-психологические темы, а экологи - на экологические. При этом фактически все студенты не могут определить, на чем строится связь между будущей профессией и указанной дисциплиной.
24 Обновлённая и расширенная версия публикации: Ваджибов М.Д. Что запоминают студенты на занятиях по русскому языку и культуре речи? // Повышение культуры русской речи в поликультурной среде. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. - С. 15-20.
Очень трудно усваивают студенты темы по нормам современного русского литературного языка. Те ошибки, которые допускались вчерашними школьниками, допускаются и сегодняшними студентами.
Удивительным является то, что свои ошибки студенты не воспринимают как отклонения от норм. Им кажется, что преподаватель неправильно употребляет то или иное слово. При этом о необходимости использования нормативных словарей русского языка прежде всего в речевой практике студенты даже не догадываются. Поэтому очень сложно убедить студентов в том, что «они в речи неправильно употребляют ту или иную форму». Укоренившаяся твердая позиция вчерашних школьников связана с тем, что окружающая среда (семья, двор, школа и др.) таким образом (т.е. с ошибками) употребляет в речи слова.
Иначе обстоят дела у студентов данных выше факультетов, если речь идет об орфографии и пунктуации. Некоторые студенты, подробно изучавшие в школе указанные разделы русского языка, знают и понимают, что они могут объективно получить высокие оценки и никто не может оспорить результаты их письменного опроса или устной работы, так как хорошо знают не только теорию, но и практику, причем материал в основном усваивали по школьным учебникам и учебным пособиям. Даже исключения бывшие школьники не забывают. Главный аргумент таких студентов - это их остаточные знания, приобретенные в школе. Часто можно услышать выражение: «Мы достаточно хорошо подготовились еще в школе!». Возникает мысль о том, что студенты запоминают надолго то, что изучали в школе. А это значит, что школьный учитель использовал приемы и методы, которые способствовали продуктивному запоминанию материала. К сожалению, мы пока не выработали таких приемов и методов.
Абсолютное же большинство студентов, к сожалению, очень плохо знают и орфографию, и пунктуацию. Иногда, проводя задания под названием «По следам изученного в школе», приходилось проверять и остаточные знания студентов. Только несколько студентов на указанных факультетах могут ответить на вопросы по школьному курсу на отлично, 5-10% - на хорошо, 12-15 % - на удовлетворительно. Остальные студенты могут быть оценены только на «неудовлетворительно». Приблизительно такие же результаты мы получаем и после повторения уже в университете указанных выше разделов: 1 % студентов отвечает на отлично, 7-12 % - на хорошо, 13-16 % - на удовлетворительно, остальные - на неудовлетворительно.
Здесь уместным является то, что тестирование типа «Вставлять пропущенные буквы или знаки» студентам ничего не дает, даже если они заранее подготовились. Вероятно случайное подчеркивание, зачеркивание или вставление знака, буквы и т.д. Это мы отмечаем на том основании, что знания студентов приходилось перепроверять. К примеру, при тестировании студент набрал 40 баллов, через два дня он набирает 25 баллов. При этом в обоих случаях молодой человек работал с одним и тем же текстом и допускал разные ошибки. Если же даны задания типа «Выбрать один из четырех вариантов», то студенты над ними работают подольше. Обдуманные ответы часто бывают правильными. И такие задания, естественно, могут заинтересовать студентов, и они надолго запоминают то, что «познается в сравнении».
Интересно проходят занятия по ораторскому искусству, однако студенты через определенное время забывают почти весь материал. Так, проверка усвоения теоретического материала показала, что тему после заучивания наизусть запоминают 5-10
% студентов. Использование же на практике полученных знаний дает основание говорить о 2-3 % успеваемости, так как студенты не приучены составлению речей на различные темы. К сожалению, вынуждены констатировать, что отсутствие необходимого количества времени не дает нам возможности поработать над устранением отмеченного недостатка.
Лучше положение при усвоении подтемы ораторского искусства «Средства речевой выразительности». Студенты запоминают, что такое тропы и фигуры, однако в основном не замечают разницы между этими понятиями, хотя в школе по литературе изучали некоторые темы. Приблизительно 35-40% студентов заучивают наизусть определения и запоминают их в течение 7-10 дней. Объяснять же своими словами, что такое, например, эпитет или перифраз, могут 15-20 % студентов. С заданием типа «Найти в тексте тропы и фигуры» справляются 10-12 %. При этом 7-9 % точно могут определить, как называется данный троп или данная фигура.
Темы по «Функциональным стилям современного русского литературного языка» запоминает минимальное количество студентов, хотя определенные знания о стилях литературного языка студенты получали еще в школе. Интерес для студентов представляет занятие, посвященное официально-деловому стилю. При этом студенты с энтузиазмом работают над деловыми бумагами. Все им знакомо со школьной скамьи. Возможно, поэтому сразу замечают все новое в оформлении документов. И если теоретический материал по данной теме студенты вовсе не запоминают, то оформление деловых бумаг они усваивают очень легко. Тренировочные задания закрепляют изученное на практике, и это сохраняется в памяти студентов надолго.
Кажется, что продуктивно проходит и работа над жанрами публицистического стиля. Студенты сочиняют заметки в местные газеты, используя примитивные предложения. При этом никак не могут усвоить элементарные правила оформления творческих работ.
Дефиниции (причем основные) студенты обычно забывают через 2-3 недели, если преподаватель специально не подчеркнул новизны темы, не использовал какой-нибудь интересный прием или алгоритм.
Заданный материал лучше запоминают психологи (до 35 %). Что касается факультетов социального и экологии, то в процентном соотношении экологи (15 %) уступают будущим социальным работникам (28 %). Это, возможно, связано с тем, что экология ближе к точным наукам, а социальная работа и психология являются гуманитарными специальностями, для которых нами уже подготовлены специальные минимумы [1]. А опыт шестилетней работы помог нам уже давно определить, что уровень общей школьной подготовки по гуманитарным дисциплинам у студентов указанных факультетов различен.
Мы обратились к студентам с вопросом «Каковы причины незапоминания изученного материала?» и получили предсказуемые, на наш взгляд, ответы. Некоторые из них в нашей редакции звучат следующим образом:
1) очень много задают;
2) все забывается очень быстро;
3) высшее образование стало доступным большинству;
4) тестирование является слишком облегченной формой при поступлении в вуз;
5) нет желания у студентов учить данный предмет, т.к. его достаточно долго изучали в школе;
6) обычно студенты изучают досконально тот предмет, по которому сдают экзамен;
7) студенты не научились самостоятельно мыслить и анализировать заученное;
8) нет возможности пользоваться новыми информационными технологиями на занятиях;
9) налицо субъективное отношение к преподавателю и дисциплине, основанное прежде всего на том, что РЯ и КР является непрофилирующим предметом, и он не пригодится на практике, хотя всю жизнь и психологи, и экологи, и социальные работники силой слова будут и должны помогать человеку, ради защиты интересов которого и получают высшее профессиональное образование.
Отчасти соглашаясь со студентами, отметим также собственное мнение по поводу незапоминания ими материала. РЯ и КР в ДГУ студенты обычно изучают в течение одного семестра - в первом или во втором. За один семестр (от 2 до 4 часов в неделю) фактически ничего невозможно усвоить, так как объем материала достаточно большой, а время его изучения очень короткое. В основном по окончании обучения курсу студенты сдают зачет, для сдачи которого достаточно «поверхностного» изучения ряда тем или же подготовки реферата по определенной теме [2, сс. 16, 18, 20 и др.]. При этом отметим, что на реферирование по учебным планам часы не выделяют. И в связи с этим многие специалисты считают, что студентам рефераты не следует задавать. А это означает, что преподаватель самостоятельно не может определять содержание занятия: он должен поступать согласно инструкциям или указаниям сверху. Опросить студентов по программе и в соответствии с требованиями Госстандарта в ДГУ очень трудно, ибо распространено ошибочное мнение о том, что «данный предмет, хотя включен в Федеральный компонент, не является профилирующим, и его углубленное изучение необязательно». Кроме того, доскональный опрос студента по изученной теме может отрицательно повлиять на рейтинг преподавателя и в связи с дагестанской ментальностью часто приводит к неприятным ситуациям. Что-то трафаретное, шаблонное, штамповое, лишенное творческого начала, студенты, естественно, не запомнят, хотя многие из них уже давно привыкли к заданиям такого типа еще в школе. Что-то новое воспринимается очень болезненно, и в новизне студенты видят нарушение личных прав. Возможно, главной причиной забывчивости сегодняшнего первокурсника является его недостаточная базовая подготовка к восприятию изложенного материала. А это, возможно, связано с нестабильной обстановкой в обществе в последние 15-20 лет, которая постепенно приводит к разрушению «советской системы образования».
Может быть, «секреты» успешного усвоения и запоминания материала студентами будут «раскрыты» после окончательной реформы высшей школы, которая давно началась и плачевные результаты которой уже налицо. Даст ли эта реформа что-то полезное студентам, покажет время. Мы в свою очередь отметим, что национальные проекты в области образования в настоящее время могут быть доступны только избранным «единицам». Эти «единицы», возможно, далеко не гении!
В конце подчеркнем, что данные настоящих материалов, естественно, приблизительны, и они могут быть уточнены только с помощью объективных результатов. При этом мы не исключаем, что, возможно, студенты других факультетов и вузов в процентном соотношении запоминают изученное в большем или меньшем объеме.
Литература
1. Ваджибов М.Д. Орфоэпический, лексический и грамматический минимумы. Краткий словарь по русскому языку и культуре речи для студентов первых курсов социального факультета и факультета психологии. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 200б.
2. Ваджибов М.Д. Русский язык и культура речи: Лабораторные занятия для студентов первого курса социального факультета. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004.
rf Vadzhibov M.D. Chto zapominajut studenty na zanjatijah po russkomu jazyku i v kul"ture rechi? II Nauka. Mysl'. - 2016. - №6-1.
© М.Д. Ваджибов, 2016. © «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. The article examines the question of what students of the three faculties of the Dagestan State University remember on the Russian language and culture of speech classes. This is due to the specifics of the studied profession, the contents of the material or processing task, with the way in which students are taught in high school.
Keywords: Dagestani students, classes, Russian language and culture of speech,
content, subject, memorising, knowledge, profession.
— • —
Сведения об авторе
Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).
— • —
Подписано в печать 01.05.2016.
© Наука. Мысль, 2016.