Научная статья на тему 'Исламский компонент в преподавании риторики студентам-гуманитариям (из опыта работы на социальном факультете ДГУ)'

Исламский компонент в преподавании риторики студентам-гуманитариям (из опыта работы на социальном факультете ДГУ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
666
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / РЕЛИГИЯ / ИСЛАМ / СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / СТУДЕНТЫ-ГУМАНИТАРИИ / RHETORIC / RELIGION / ISLAM / SPECIFICS OF TEACHING / STUDENTS-HUMANISTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ваджибов М.Д.

В настоящей статье представлены различные случаи употребления студентами-гуманитариями элементов из мусульманской религии на занятиях по риторике в ДГУ. Исламский компонент, использование которого носит рекомендательный характер, нами также применяется в ряде практических заданий к курсу ораторского искусства. При этом в публикации мы обосновываем необходимость обращения к теологическим положениям в дагестанской студенческой аудитории, учитывая нравственные позиции исламоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islamic component in rhetoric teaching of students-humanists

In this article the author shows the different cases of using the elements of the Muslim religion by students at the classes of rhetoric in DSU (Dagestan State University). The Islamic component, which is non-regulatory, is also applied in the set of practical exercises for the course of rhetoric. In addition, the authors prove the necessity of reference to theological statements in Dagestan student audience, considering the moral positions of the Islamic Studies.

Текст научной работы на тему «Исламский компонент в преподавании риторики студентам-гуманитариям (из опыта работы на социальном факультете ДГУ)»

Филологические науки

УДК 82.085

ИСЛАМСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ РИТОРИКИ СТУДЕНТАМ-ГУМАНИТАРИЯМ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА СОЦИАЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ДГУ)2

М.Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия),

E-mail: malikvad@yandex.ru

Аннотация. В настоящей статье представлены различные случаи употребления студентами-гуманитариями элементов из мусульманской религии на занятиях по риторике в ДГУ. Исламский компонент, использование которого носит рекомендательный характер, нами также применяется в ряде практических заданий к курсу ораторского искусства. При этом в публикации мы обосновываем необходимость обращения к теологическим положениям в дагестанской студенческой аудитории, учитывая нравственные позиции исламоведения.

Ключевые слова: риторика, религия, Ислам, специфика преподавания, студенты-гуманитарии.

В Дагестанском государственном университете в новых политико-социально-экономических условиях риторику изучают более 15 лет. На социальном же факультете преподавание красноречия началось в 2007-2008 учебном году. А настоящая статья посвящена вопросу об использовании Исламского компонента на занятиях по риторике на указанном факультете. Сам курс читается на русском языке, функция которого неоценима в такой межкультурной коммуникации, как дагестанское студенческое поликультурное общество.

Рассматриваемый аспект до сих пор не стал объектом специальных научных исследований. И наша работа является первой попыткой опубликовать те обнаруженные нами наблюдения и положения и предварительные результаты, к которым мы пришли во время преподавания студентам-гуманитариям названной выше дисциплины. И такая тема, бесспорно, является актуальной в период отсутствия у большинства из молодых людей определенных нравственных ценностей и конкретных целей и идей из-за нового миропорядка и появления вакуума после смены политического курса вследствие отсутствия у подрастающего поколения устойчивых поведенческих позиций. Данный вакуум в социуме наполняется исламским инструментарием. Поэтому мы посчитали, что необходимо выразить свою точку зрения по поводу исследуемого концепта.

Обычно студенты риторику проходят на первом курсе. И юноши, и девушки, изучая в основном новый для них предмет, оказываются в другой социальной обстановке -школьный период поменялся студенческим. К такой среде, на наш взгляд, молодому человеку нелегко адаптироваться. Поэтому преподавание той или иной дисциплины наряду с учебной установкой прежде всего должно преследовать воспитательную цель, которая помогала бы бывшему школьнику привыкать к новому коллективу, стать его полноправным членом. И те теоретические положения и иллюстрации к ним, которые предлагают студенту на занятиях в новых условиях, должны содействовать дальнейшему

2 Обновлённая и расширенная версия публикации: Ваджибов М.Д. Исламский компонент в преподавании риторики студентам-гуманитариям (Из опыта работы на социальном факультете ДГУ) // Христианство и славянское культурное наследие: Сборник научных статей. В 2 частях. - Кемерово: КемГУКИ, 2013. - Ч. 1. - С. 230-243.

формированию мировоззрения, идеологии молодого человека. Таким материалом, с нашей точки зрения, нас снабжает религиозная тематика. Она является тем образцом, как необходимо воспитывать юношу или девушку; прививать подрастающему поколению любовь к родным и близким, коллегам и друзьям; проявлять уважение к старшим по возрасту, ровесникам и детям, знакомым и незнакомым; помогать вырабатывать активную гражданскую позицию и чувство патриотизма; оберегать все живое и неживое - все богатства, окружающие нас; интересоваться историей и традициями разных народов; ориентироваться в различных ситуациях и в перспективе находить правильный путь; гуманно относиться к инакомыслящим; развивать и умножать полученные гуманитарные и естественные знания и т.д.

В преподавательской деятельности, по нашему мнению, всегда надо учитывать использование в работе национальных и региональных особенностей. Дагестанский многоязыковой менталитет тесно связан с Исламом. Применение данного религиозного субстрата в обучении ораторскому искусству в любом вузе нашей республики улучшит качество работы, потому что теология действительно является первоосновой всех наших обычаев и традиционных верований. При этом подчеркиваем, что, несомненно, именно морально-этическая сторона вопроса выходит на первый план. В наше время, в век глобализации, обращение к корням только обогащает речь. Не случайно место и значение Ислама в дагестанской речевой культуре мы освещали в ряде статей [2, с. 89; 4, с. 18-19 и

др.].

В электронном ресурсе читаем мысль о том, что Исламский мир разрабатывал красноречие по греческим образцам главным образом как гомилетику и как логико-философские трактаты [13]. Это важно знать, потому что гомилетику рассматривают как христианскую богословскую риторику: «В первом столетии н.э. появляется гомилетика -христианская проповедь и искусство проповеди» [14, с. 37]. Отмечено, что глава Евангелия от Матфея является основой гомилетики [14, с. 39]. Мы склонны считать, что в настоящее время любую религиозную речь следует называть гомилетикой, не деля ее на католическую, православную, протестантскую, суннитскую, шиитскую, иудейскую, буддийскую и т.д. Возможно, данное высказывание мы предлагаем Международной риторической ассоциации в качестве предложения для разработки и проведения мероприятий по развитию гомилетики и определению общего и различного между разновидностями рассматриваемого рода риторики. Или это является очередной гипотезой в прикладной науке?

Богословское ораторское искусство в лингвистической и риторической литературе называют не только гомилетикой, но и духовным, церковно-богословским или духовно-нравственным красноречием. Последний термин, вероятно, больше подходит для светского образовательного учреждения, хотя кажется тавтологическим, т.к. то, что дается в религиозных книгах, всегда является нравственно чистым и должно стать руководством, как обязан поступать в повседневной жизни каждый интеллигентный, воспитанный человек независимо от того, является ли он верующим или атеистом.

Занятие, посвященное теологической риторике, мы называем духовным красноречием. Целями такого занятия являются изучение истории религиозной ораторики и умение различать богословские речи. При этом важным является вопрос о том, каким материалом следует пользоваться на занятии, если приходится обращаться к Исламу и его канонам. В первую очередь это, естественно, суры Корана и источники, в которых

отражаются аспекты религиозного просвещения. В Интернете достаточно много такой информации, учет аксиологической стороны которой должен быть главнейшим инструментом при выборе материала. Повторим, что к религии мы прежде всего обращаемся при нравственных побуждениях. Именно благодаря вере в Аллаха (в Бога) мы становимся духовно богатыми, морально чистыми, если, на наш взгляд, мы в чем-то согрешили.

Поскольку большего внимания в нашей аудитории приходится уделять именно Исламу, господствующей религии на территории Республики Дагестан, и в мусульманской теологии давно разработана научная терминология, в план учебного занятия, как специфический элемент региона, мы включаем и рекомендуем включать пункт об особенностях Ислама, что отражено в подготовленном нами перечне вопросов и заданий для фронтального опроса, ср.:

1. Что такое духовное красноречие?

2. Каковы его особенности?

3. Расскажите историю духовного красноречия.

4. Что такое гомилетика?

5. Какие следы оставила в истории средневековая гомилетика?

6. Что такое проповедь?

7. Что такое официальная религиозная речь?

8. Как проводят миссионерскую деятельность?

9. Как изучается религия в Вашем регионе?

10. Почему Ислам называют мировой религией?

11. Каковы особенности молитв в исламе?

12. Очищается ли мусульманин, совершивший проступок, после посещения мечети?

13. Какую роль играет риторика в жизни молодых дагестанцев при формировании исламских взглядов?

14. Опишите речевой портрет современного дагестанского бакалавра и др.

Такой опросник уместен в дагестанской студенческой аудитории.

Студентам можно предлагать разрабатывать тренировочные мини-лекции о религиозном красноречии по конкретным источникам, используя знания Ислама, и это мы практикуем в преподавании, ср.:

1. Духовно-нравственное слово (по книге М.Р. Львова «Риторика. Культура речи») -1-3 мин. [10, с. 51-54];

2. О религиозной тематике на занятиях по русскому языку и культуре речи в Дагестанском государственном университете (К постановке проблемы) (по статье М.Д. Ваджибова) - 2-4 мин. [3, с. 47-52];

3. Роль телевидения как средства формирования духовно-нравственных ценностей молодежи (по статье С.А. Магомедовой и С.Д. Мусаевой) - 3-5 мин [11, с. 104-109] и др.

Помимо данных выше двух заданий, ряду студентов поручаем подготовить мини-сообщения о мусульманской религии, используя любые источники, в том числе и справочную, духовную и художественную литературу, и Интернет, и наблюдения за религиозными обрядами, и т.д., ср.:

1. Ислам как мировая религия;

2. Мухаммад (Магомед) - основоположник Ислама;

3. Течения в Исламе;

4. Ислам на Северном Кавказе;

5. Современный Ислам;

6. Распространение Ислама;

7. Нравственные ценности Ислама;

8. Исламские законы;

9. Отражение Ислама в современной художественной литературе;

10. Новая мусульманская литература;

11. Конструктивные Исламские сайты и др.

Интерес представляют и такие удачные названия сообщений, которые мы нашли в Интернете, - «Музыкальная риторика Корана» [8], «Особенности использования тропов и фигур риторики в исламской традиции, основанной на образах и метафорах Корана» [12], «В России создадут единое исламское высшее образование» [6] и др.

Само занятие по духовному красноречию является практическим с элементами семинара, но по ходу нарушается регламент, и занятие превращается в семинар, т.к. желающих словесно выразить свое отношение к религии бывает предостаточно. Часто в такой ситуации мы стараемся проводить дополнительное внеурочное мероприятие, посвященное Исламу. Этому прежде всего отводим 1 час КСР (контроля самостоятельной работы).

Аспекты религии мы, возможно, вправе и обязаны представлять не только с воспитательной целью. Одним из разделов курса «Риторика» является часть «Типология красноречий», или «Роды и виды красноречия». И при ее рассмотрении приходится излагать тему «Духовное красноречие как род и его разновидности». Поэтому религиозная тематика тесно связана с учебной целью, которая звучит следующим образом: дать новые или углубить полученные в школе знания, если предмет изучался в школе. Вообще основной целью красноречия в вузе является обучение студента успешному, эффективному общению. Без религиозного воспитания невозможно достичь поставленной цели, где приоритетными становятся убеждения, которые были предметом риторического исследования с древнейших времен. Не случайно в специальной литературе читаем: «Греческая трактовка определяет риторику как искусство убеждения» [7, с. 9].

Мусульманскому красноречию можно было посвящать отдельное занятие, однако из-за минимального количества выделяемых часов на раздел «Роды и виды красноречия» мы не можем подробно изучать данный вопрос. Согласно рабочей программе УМК на аудиторные занятия по указанной части мы отводим 17 часов - 4 часа на лекцию, 12 часов на практические или семинарские занятия и один час на КСР. Отдельно вопрос об Исламской риторике мы никак не можем рассматривать и потому, что на преподавание самой дисциплины предусмотрено мало часов (до 54 ч.) в соответствии с ФГОС ВПО РФ. При этом необходимо учитывать и то, что Дагестанский государственный университет является светским образовательным учреждением, в котором не следует часто использовать элементы теологии и религиозной терминологии. Кроме того, на некоторых гуманитарных факультетах бакалавры и магистранты специально изучают историю религий, религиоведение и религиозный экстремизм.

Считаем целесообразным применение религиозных терминов, преданий, притч о богословских деятелях на риторических занятиях по необходимости, хотя нам самим не всегда удается выполнять данную рекомендацию. Можно давать студентам задания,

содержание которых так или иначе связано с религией. Это такие виды, как письменное описание святынь региона, творческая и этимологическая работы с Исламскими терминами, выразительное чтение религиозного текста по книге или наизусть, работа с афоризмами о религии, устное описание похожих понятий в различных религиях, беседа об Исламе и др. При этом особенно продуктивны задания, в которых использованы религиозные заповеди, проповеди мусульманских деятелей и истории из жизни пророков , местных устазов и ученых алимов.

На риторических занятиях могут быть востребованы следующие словесные единицы, ср.: Коран, мусульманин, магометанин, салам алейкум, сабур, сура, хадис, аят, азан, имам, иман, намаз, закат, астафирулла, женнет, минарет, мечеть, шариат и др. При этом некоторые из указанных выше слов не могут быть восприняты как Исламские термины. Это зависит от восприятия молодым человеком того или иного слова, от интеллектуальной «подготовленности», эрудированности слушающего или читающего. Поскольку дагестанский менталитет имеет свои характерные особенности, часто на занятиях можно пользоваться текстами, в которых подчеркнуто выражается местный национальный колорит и в которых наличествуют регионализмы и экзотизмы, непосредственно связанные с мусульманской религией, ср.: садака, ураза, курбан, байрам, адат, халал, харам и др. Кстати, такие слова, как проповедь, прихожанин, правоверный, духовенство, молитва, ритуал, обряд, праздник, инакомыслие, веротерпимость, толерантность и др., по происхождению в основном являются исконно русскими и употребляются при изложении вопросов, касающихся и православия, и ислама. Указанные термины рекомендуем применять в заданиях, в которых речь идет о любой религии. Отметим, что в современную общепринятую форму реализации русской речи дагестанцами часто в положительном смысле «вклинивается» и исламская терминология, использование которой во многом определяется идеологией и степенью воспитанности носителя языка, являющегося в основном билингвом. В сугубо дагестанском или восточном стиле речи билингва часто превалируют такие слова и религиозные термины, как Аллах, Коран, Ислам, салам, сура, иман, азан, дюаь, намаз, сабур, мечеть, женнет, иншалла, астафирулла и др.

Религия, имеющая богатейшую историю, является неисчерпаемым источником для проведения лекционных и практических занятий о нравственных истоках развития человечества со студентами-гуманитариями (с будущими социальными работниками, психологами, философами, историками и т.д.). И использование примеров или упражнений, в которых говорится о теологии, не только положительно влияет на воспитание студентов, но и способствует развитию речи, которой должен быть вооружен специалист гуманитарного направления. При этом очень продуктивным считаем такой вид самостоятельной работы, как домашнее задание написать сочинение о религиозном празднике и чтение данной творческой работы в аудитории. Естественно, благодаря текстам богословского содержания речь становится богаче, ярче, выразительнее, а автор такого задания устраняет письменные или устные отклонения от нормативной речи, если таковые имеются, или оттачивает свое вербальное мастерство. Это существенно, потому что текстами религиозного содержания мы рекомендуем пользоваться при работе над дикцией. Читая теологические тексты вслух хором или индивидуально, можно корректировать произношение. Выразительное заучивание наизусть богословского текста, который написан высоким книжным стилем, только помогает правильной постановке

голоса, что очень важно в деятельности педагога (будущего учителя или преподавателя). Отмечаем, что при толковании какого-нибудь Исламского термина, при пересказе текста религиозного содержания студенты стараются применять слова из научного стиля, из нейтральной или высокой лексики. Сама вера в чистые помыслы традиционной религии не дает студентам права пользоваться вульгарной лексикой, помогает молодым людям стать сдержанными, корректными при общении. Естественно, позитивную роль играет религиозная тематика и при изучении на занятии отдельного вопроса о речевом этикете в сравнительном плане, т.к. нравственные взгляды интеллигентного человека и моральные установки в богословии всегда совпадают. Украсит такие виды работ и приглашенный на занятие известный богослов, который прекрасно владеет нормами современного русского литературного языка. Правда, этого мы в своей преподавательской деятельности еще не практикуем, но в перспективе обязательно реализуем задуманное. Мы являемся свидетелями, как проходят такие занятия с участием проповедника - часто приходится смотреть по телевизору захватывающие духовно-просветительские передачи типа «Уроки Ислама».

Большинство студентов в дагестанской поликультурной среде вовлекаются в аудиторную работу по теме «Духовное красноречие» и в связи с тем, что сама тема религии им импонирует и знакома еще с детства. Особый интерес может вызвать тот эпизод (или «кусочек» занятия), который посвящен Исламу, т.к. наша современная студенческая молодежь компетентна в данном вопросе. Активная позиция конкретного студента и его непосредственное желание объяснять какой-нибудь религиозный термин и разъяснять определенные теологические положения во время занятия также способствуют получению студентами знаний и их дальнейшему углублению. Такое занятие действительно достигнет цели и пройдет продуктивно, живо при условии, что один студент подготовит на 8-10 минут доклад или реферат об Исламе и прочитает его, а остальные -примут участие в обсуждении выступления. Предлагаем проводить тренинг, который определит, насколько хорошо владеют учащиеся правилами Ислама. А это, разумеется, будет развивать логическое мышление каждого студента. Естественно, при анализе занятия в «Дневнике ритора», который заполняют желающие бакалавры [1, с. 86-94], мы обнаружим и обнаруживаем массу достоинств, положительных моментов проведенной пары.

При озвучении вопроса «Какие афористические высказывания об Исламе вы знаете?» студенты в качестве примеров часто приводят слова, которые даются в статусах сайта «Одноклассники», ср.: Веришь в Аллаха, выполняй все столпы Ислама!; Учись Исламу, служи Аллаху, живи своим трудом!; Хадисы, которые должны знать все мусульмане; Огонь Ада не коснется того раба, чья обувь покрывалась пылью на пути к познанию Аллаха и др. Иногда статусы, в которых упоминается Аллах, оформляют по-своему, красочно, ср.: «СпРаВеДлИвОсТь - ПуТь Мой, ПрЕдАНнОсТь - СиМвОл Мой, ДоБрОтА - СиЛа МоЯ, УвАжЕнИе - ГеРб Мой, ЧеСтНоСтЬ - ГоРдОсТь МоЯ, МоЛиТвА -СпАсЕнИе МоЁ, ДаГеСтАн - ОтЧиЗнА МоЯ, АлЛаХ - БоГ Мой» или «Мой бог - АЛЛАХ, мой пророк - MUHAMMАD, мой талисман - Ю^К моя религия - ИСЛАМ!!!» и др. [17]. Здесь уместно отметить, что если речь идет о силе слова, то такое свойство в первую очередь характерно для религиозной речи, влияние которой на человека огромно. Чтобы убедиться в вышесказанном, достаточно обратить внимание на комментарии к указанным статусам:

похвала верующим в Аллаха, хула в адрес неверных, но при этом фактически ничего лишнего, ничего оскорбительного.

Важным является и то, что студенты при изложении материала на любых занятиях часто возвращаются к Исламу и его традициям, потому что религиозный образ жизни и мышления дает разнообразие примеров в качестве иллюстрации к любому высказыванию. Так, к 99 именам Аллаха [18], среди которых много художественных определений-метафор, молодые люди прибегают при выполнении одного из заданий по теме «Эпитеты», которое звучит следующим образом: «Подготовьте список из 100 положительных эпитетов, которые вы часто употребляете в речи» [5, с. 70]. При этом обычно студентами приводятся такие эпитеты Всевышнего, как Милостивый, Милосердный, Превосходный, Великий, Снисходительный, Святой, Справедливейший и др. О Пророке Мухаммеде некоторые студенты пишут сочинение при получении творческого задания «Мой риторический идеал», начиная работу словами «Во имя Аллаха милостивого и милосердного!», как и все суры священного Корана [9, с. 5], и иногда прибегая в самостоятельных творениях к арабской письменности. При этом не исключаем, что на занятиях по риторике при освещении Ислама можно пользоваться современными технологиями, электронными средствами, в том числе Интернетом. Следует рекомендовать студентам и политинформацию, если по времени близки или отмечаются Исламские праздники или в мусульманских странах происходят политико-экономические преобразования путем реформ или же через цветные революции. Кроме этого, желательно проводить мероприятие под названием «Круглый стол» по теме «Традиции и новации в Исламе» или урок-презентацию «Что означают 99 имен Аллаха?». Такие виды работ должны быть и обязательно будут эффективными в аудитории дагестанских студентов-гуманитариев. В этом мы убедились сравнительно недавно: на «Круглом столе», посвященном социально-политическому красноречию, при обсуждении содержания афоризма К. Пруткова «Что имеем - не храним, потерявши - плачем» студентам самим было предложено подобрать четыре темы, к которым в качестве эпиграфа можно было давать данные слова. По мнению бакалавров, одной из актуальных проблем современного дагестанского общества является теологическое воспитание. При этом важнейшими вопросами считаются мониторинг исламского образования и анализ религиозных тенденций в обществе. Поэтому вышеназванный афоризм можно удачно применять при изложении аспектов Исламского красноречия.

К мусульманским традициям студенты, естественно, обращаются и тогда, когда начинают изучать социально-бытовое красноречие. Студентам нравится содержание религиозных притч: прежде всего молодых людей увлекает назидание в многочисленных рассказах-притчах о великих Пророках. И такое регулярное использование богословских примеров способствует искоренению из дагестанской студенческой речи жаргонизмов, сленговых, табуированных и обсценных слов и выражений, слов-паразитов, что следует рассматривать как положительное явление и распространять среди тех, кто злоупотребляет нелитературной лексикой.

Теологическое образование студентов полезно для подражания, потому что воспитанный по религиозным законам молодой человек воспринимает грубое слово как нечто вредное, опасное, чужеродное. Для такого юноши (или девушки) характерно дискурсивное мышление, которое предполагает, что рассуждение должно быть связным, логически верным процессом. Возможно, поэтому даже спонтанная речь верующего

отличается своеобразной спокойной (средней) тональностью, отсутствием высокой экспрессивности при случайной встрече с самыми близкими людьми, которых давно не видел. Поэтому в Исламском просвещении через риторику прежде всего нуждается тот, кто запутался, заблудился в поиске истинного пути.

Необходимо освещать в статье и аспект, связанный с тем, что примеры для выступления оратор должен черпать из той области, в которой он компетентен и которая интересна студенческой аудитории. Ислам - удивительная, увлекательная, назидательная тема для дагестанских студентов, потому что многие из них действуют по принципу: «А те, которые уверовали и творили благое, те - обитатели рая, они в нем вечно пребывают» [9, с. 13]. Благое для ведущего занятий в дагестанском вузе - это не только риторическая грамотность, но и знание мусульманских традиций и умение уместно использовать аяты из Корана, зная, что «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Кстати, отмечая национальную специфику аудитории, И.А. Стернин пишет: «В мусульманской аудитории большой убедительной силой обладает цитата из Корана, мнение мудрецов, апелляция к мнению стариков» [16, с. 245]. С такой точкой зрения мы, естественно, призываем соглашаться. Поэтому предварять занятие по религиозному красноречию желательно записью на доске (обычной или интерактивной) какого-нибудь высказывания из Корана или слов известного религиозного учителя, т.к. теологическая афористика очень выразительна и объемна по содержанию и всегда «обречена» на успех. Это нам известно из собственного опыта работы, потому что на занятиях мы часто пользуемся рядом высказываний религиозного содержания. Мы же к теме «Духовное красноречие» предлагаем эпиграф, который придумали сами и содержание которого следует толковать, выполняя задание «Что означают следующие слова?»: «Религия -это та неиссякаемая «кладезь», откуда черпал, черпает и будет черпать мысли человек, в которых он нуждался, нуждается и будет нуждаться» [3, с. 47].

Завершать занятие по гомилетике следует пожеланиями, которыми изобилует священная Книга - Коран, и выводами, которые подразумевают анализ всего изложенного, или рефлексию. В современной риторике, называемой неориторикой, рефлексия (или посткоммуникативный этап) является важнейшим этапом работы над речью. При этом мы не ожидаем сиюминутных успехов. Это придет со временем, чему поможет медитативная речь после проведения занятия и участия в нем или после присутствия на таком занятии с его последующим обсуждением.

Применение примеров и терминов из Исламской религии, цитат из Корана на занятиях по риторике служит основанием констатировать наличие межпредметных связей в учебном процессе. Это может способствовать качественному усвоению студентами на старших курсах прежде всего тех дисциплин, которые разработаны на основе религий. Здесь же считаем уместным поднимать вопрос о необходимости возможного тесного сотрудничества преподавателей по разным дисциплинам с целью обмена опытом работы, разработки отдельных тем практических занятий, некоторых лекций, вопросов для самостоятельной подготовки студентов, спецкурсов, программ, научных диспутов, проведения совместных внеаудиторных мероприятий, студенческих конференций и т.п. Это важно в свете перехода на двухуровневую систему высшего образования - на бакалавриат и магистратуру.

Исламская терминология как часть речи дагестанцев стоит особняком в силу того, что она не привносит в язык того негативного, что характерно, к примеру, для арготизмов,

обсценизмов или же вульгаризмов. Это краеугольный камень в строительстве дома речевого поведения в дагестанском многоязыковом поле, в характеристике современного мусульманского риторического идеала. Данный теологический концепт регулярно применяется в автологических и металогических речах и текстах, используемых в студенческом общении, что подтверждается нашими наблюдениями за вербальным и невербальным поведением студентов при проведении риторических тренингов в течение последних пяти лет. А это приводит нас к мысли о том, что число молодых людей, пользователей чистой речью благодаря Исламу, в Республике Дагестан из года в год увеличивается.

Интересным является и тот неопровержимый факт, как студенческая религиозная молодежь проявляет свою ментальность в различных форс-мажорных обстоятельствах. В первую очередь это умение вести себя сдержанно, тактично, отсутствие интолерантности в высказываниях, стремление к спокойствию, уважительное отношение к собеседнику, который настроен агрессивно, и пр. Стереотипное мнение о том, что речь всего дагестанского студенчества не нормативна, является ошибочным. Именно дискурсивное поведение человека в возрасте 18-19 лет, получающего высшее образование, показывает, насколько правильно общается на русском и родных языках учащаяся горская молодежь.

В специальной литературе отмечено, что одним из недостатков современного речевого общения является его агрессивность [15, с. 468], которая характерна для брани на русском языке. Это свойственно и жаргонной речи большинства дагестанской студенческой молодежи. Искоренению такого сленга по неписаным законам и согласно горским «адатам» призвана речь тех молодых людей, которые опираются на мусульманские традиции. Это, очевидно, не дань моде, не преклонение перед религией в Республике Дагестан, а объективная реальность, к которой должны были прийти после издевательского отношения к общественным устоям. В такой ситуации речь преданных вере студентов нельзя называть маргинальной. Именно дискурсу религиозно воспитанной части населения свойственны соблюдение языковых норм и эвфемизация речи, что можно считать одним из приемов уместной, правильной, культурной и этически верной реализации мысли. И это является важнейшим из существенных критериев получения риторического образования.

Речевое поведение верующих студентов мы рассматриваем как попытку сохранения в Дагестане русского и родных языков в относительно чистом виде. Оно выступает в качестве способа сопротивления глобализации, которая как раз «помогает» оскудению, уничтожению самого русского литературного языка как языка межнационального общения и открывает возможности для развития и распространения языковых «сорняков». В определенной степени религиозных пользователей языками в нашей республике мы можем называть пуристами, потому что они прежде всего противостоят экспансии англицизмов, которые часто используются некорректно и неуместно и вносят в язык негативные оттенки значений, в том числе пейоративные и нецензурные. Пусть наш местный (с особенным колоритом) дискурс, который осуществляется на разных языках, будет «засорен» арабизмами, но не сквернословием интернационального характера!

Констатируем, что дискурсивное поведение дагестанской студенческой молодежи в последнее время прогрессирует в сторону позитивного использования исламских элементов в вербальном языке, в котором имеет место стремление к истокам - к традиционному укладу жизнедеятельности. Главная роль при этом действительно

принадлежит религии. Поэтому не случайно в дагестанский студенческий русский язык проникают мусульманские термины, которые давно нашли отражение в родных языках и которые, повторим, способствуют очищению речи от нелитературных форм. Рассматриваемая тенденция продолжает укрепляться и расширяться в связи с переломным этапом развития нашего общества, который длится не один десяток лет. И данное явление как бы возвращается к жизни в новых геополитических условиях, когда Дагестан стал приграничным субъектом, а использование Исламской терминологии в поликультурном обществе не является проявлением девиантного поведения. Это в какой-то степени применение в речи креативности, избавление от клише, стандарта, шаблона, стереотипного мышления, что также приветствуют в риторике.

Таким образом, изложенные выше в основном предварительные положения об Исламском компоненте в преподавании риторики, имеющие прикладное значение в речевом развитии бакалавров-гуманитариев, могут воспитывать человека, делать его культурным и способствовать достижению студентом основной цели изучения дисциплины «Риторика» - корректного убеждения собеседника с помощью силы слова! Возможно, наши идеи со временем найдут широкое применение, т.к. такая работа должна эффективно повлиять на выработку определенных критериев для риторического образования дагестанской студенческой молодежи, что важно при формировании в обществе устойчивых морально-нравственных позиций и ценностных ориентаций для подрастающего поколения, которые отвечают современным требованиям сосуществования различных культур и конфессий. Возможно, рассматриваемый в статье вопрос, носящий рекомендательный характер, получит соответствующее отражение в отечественной науке и в методике преподавания риторики, поскольку является востребованным в связи с частыми (причем непредсказуемыми!) изменениями, происходящими в социуме в последние десятилетия.

Литература

1. Ваджибов М.Д. «Дневник ритора» для дагестанской студенческой аудитории (из опыта работы в Дагестанском государственном университете) // Материалы XVII Международной научной конференции «Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике» (30 января - 1 февраля 2013 г.). - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2013.

2. Ваджибов М.Д. О некоторых способах устранения инвективы из русской речи дагестанской студенческой молодежи // Прагмалингвистика и практика речевого общения: Материалы III Международной научно-практической конференции (27-28 ноября 2009 г.). -Вып. 3. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.

3. Ваджибов М.Д. О религиозной тематике на занятиях по русскому языку и культуре речи в Дагестанском государственном университете (К постановке проблемы) // Формирование мировоззрения учащейся молодежи в многоконфессиональном регионе: задачи, опыт, проблемы и пути их решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 29-30 ноября 2006 г. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006.

4. Ваджибов М.Д. О русском студенческом сленге в Республике Дагестан // Диалог языков и культур: теоретический и прикладной аспекты. Сборник научных статей. Выпуск 4

/ Сост. и отв. ред. Т.С. Нифанова; Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский университет, 2010.

5. Ваджибов М.Д. Риторика: учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2012.

6. В России создадут единое исламское высшее образование / Электронный ресурс // http://news.rambler.ru/17884512.

7. Далецкий Ч.Б. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2004.

8. Имамутдинова З. Музыкальная риторика Корана / Электронный ресурс // http://www.miu.su/archives/2383.

9. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. - Изд. 2-е. - М.: Наука, 1986.

10. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: уч. пособие для студентов гуманитарных ф-тов вузов. - М.: Academia, 2002.

11. Магомедова С.А., Мусаева С.Д. Роль телевидения как средства формирования духовно-нравственных ценностей молодежи // Духовное воспитание и здоровье человека: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Мухаммадвакиля-Хаджи Султанмагомедова. Махачкала, ДГУ, 29-31 октября 2010 г. -Махачкала: ИП Овчинников (АЛЕФ), 2010.

12. Панов М.И. Введение в риторику / Электронный ресурс // http://philosophy.ru/edu/cur/ritor_pan.html.

13. Риторика как наука. Предмет, структура и функции / Электронный ресурс // http://xreferat.ru/31/931-1-ritorika-kak-nauka-predmet-struktura-i-funkcii.html.

14. Рождественский Ю.В. Теория риторики: учебное пособие / под ред. В.И. Аннушкина. - 3-е изд. - М.: Флинта; Наука, 2004.

15. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. - М.: Высшая школа; С.-Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

16. Стернин И.А. Практическая риторика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003.

17. Статусы в одноклассниках (Поделился) / Электронный ресурс // http://www.odnoklassniki.ru/?ffsputnik=1.

18. 99 имен Аллаха / Электронный ресурс // http://dum-spb.ru/99_imen_allaha.

^ Vadzhibov M.D. Islamskij komponent v prepodavanii ritoriki studentam-

gumanitarijam (iz opyta raboty na social'nom fakul'tete DGU) II Nauka. Mysl'. - 2016. - №61.

© М.Д. Ваджибов, 2016.

© «Наука. Мысль», 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— • —

Abstract. In this article the author shows the different cases of using the elements of the Muslim religion by students at the classes of rhetoric in DSU (Dagestan State University). The Islamic component, which is non-regulatory, is also applied in the set of practical exercises for the

course of rhetoric. In addition, the authors prove the necessity of reference to theological statements in Dagestan student audience, considering the moral positions of the Islamic Studies.

Keywords: rhetoric, religion, Islam, specifics of teaching, students-humanists.

— • —

Сведения об авторе

Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).

— • —

Подписано в печать 01.05.2016.

© Наука. Мысль, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.