Что такое тимбилдинг и как повысить его результативность What is team building and how to improve its effectiveness
Кулявцева Екатерина Викторовна
Студент 4 курса Институт экономики и права РТУ-МИРЭА ул. Стромынка, д. 20 e-mail: [email protected]
Kulyavtseva Ekaterina Viktorovna
Student 4 term Faculty of economics and law RTU-MIREA Stromynka str., 20 e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются теоретические основы тимбилдинга, преимущество его использования для организации и коллектива, определяются наиболее встречающиеся ошибки при организации и проведении тимбилдинга, а также даются рекомендации по повышению эффективности тимбилдинга.
Annotation.
The article discusses the theoretical foundations of team building, the advantage of its use for the organization and the team, identifies the most common errors in the organization and conduct of team building, and provides recommendations for improving the effectiveness of team building.
Ключевые слова: тимбилдинг, командообразование, мероприятия по сплочению коллектива.
Key words: team building, team building events
С момента появления первых крупных компаний и по сей день организации сталкиваются с проблемами в коммуникациях между членами трудового коллектива. Еще в 1924 году, известная американская электротехническая компания «Вестерн Электрикс» столкнулась с проблемой низкой производительности труда. Именно тогда Элтон Мейо, в ходе проведения «Хоторнского эксперимента» определил ведущую роль социальных факторов в непосредственном влиянии на повышение прибыльности организации. В ходе эксперимента было выявлено, что производительность труда работников увеличивалась после улучшения взаимодействия участников трудового процесса друг с другом.
В настоящее время компании также имеют множество проблем, связанных с коммуникациями внутри коллектива и образованием команд: низкий уровень сплоченности, разобщённость которого приводит к недостатку в коммуникациях между сотрудниками, неотлаженному взаимодействию между горизонтальными (типа подчиненный-подчиненный), вертикальными (руководитель-подчиненный) и диагональными (начальник одного отдела-подчиненный другого отдела) типами связей, что, как следствие, влияет на производительность труда. Именно для решения проблем такого типа и существует тимбилдинг.
Тимбилдинг представляет собой процесс сплочения коллектива посредством проведения соответствующих мероприятий, связанных с командообразованием. К таким мероприятиям традиционно относят семинары с ведущими специалистами различных отраслей, творческие мероприятия, исторические сценарии, кинотимбилдинги, творческие тимбилдинги, психологические тимбилдинги, различные варианты квестов и тимбилдингов на открытом воздухе.
Существует несколько удачных форматов, которые представляют собой нестандартные виды командообразования - пограничный тимбилдинг - тимбилдинг, сочетающий в себе возможность как активного участия, так и пассивного времяпрепровождения без обязательной установки на победу, но с понятной целью создать что-то красивое, полезное или интересное. Необычные тимбилдинги - это не способ показать, что какая-то компания круче конкурента, а реальный метод повысить ключевые показатели компании. После удачно проведенных мероприятий на командообразование люди более эффективно взаимодействуют на работе и чувствуют себя в коллективе комфортнее. Если атмосфера на работе хорошая, рентабельность бизнеса возрастает на 20-60%, снижается текучесть кадров, а имидж компании укрепляется. Поэтому тимбилдинг лучше не недооценивать, а проводить [1].
Преимущества проведения мероприятий по командообразованию для организации и деятельности самих работников очевидны:
• коллектив организации становится сплоченным, а каждый сотрудник обретает чувство единства: «мы - команда!»;
• понятие конкуренции сменяется на сотрудничество и наставничество;
• навыки коммуникаций между сотрудниками выходят на новый дружественный и доверительный уровень;
• создание комфортной рабочей атмосферы в коллективе;
• развитие и укрепление авторитета руководителя и обретение им статуса «лидера»;
• психологическая разгрузка и снижение напряженности у сотрудников.
Организация, прибегая к методу тимбилдинга, должна учитывать следующие факторы, непосредственно влияющие на ее эффективность:
• специфика деятельности - должна опираться и лежать в основе построения индивидуальной программы командообразования;
• организационная структура - обозначит границы взаимодействия участников и определит целевую аудиторию проведения тимбилдинга;
• тип организационной культуры - выявит наиболее эффективные методы проведения мероприятий по командообразованию в соответствии с принятыми в коллективе взглядами и ценностями;
• личностные качества и темперамент каждого сотрудника - дифференцирует группы по схожим темпераментам для предотвращения внутригрупповых конфликтов.
Первоначально организация должна провести анализ экономической эффективности и определить, действительно ли она нуждается в мероприятиях такого рода. Если же компания получает положительный ответ на данный вопрос, необходимо провести бюджетирование средств и определить, какую сумму она готова потратить для организации данных мероприятий, а затем обратиться за помощью в реализации к консалтинговым фирмам или в профильные компании, занимающиеся проведением корпоративного тимбилдинга - они разработают индивидуальную программу согласно установленным запросам и требованиям.
При проведении мероприятий по сплочению коллектива, руководители компании, а также организаторы проведения тимбилдинга, должны избегать вероятность возникновения определенных ошибок, самыми распространенными из которых являются:
• включение в процесс тимбилдинга слишком скучных, сложных или долговременных мероприятий - задания могут оказаться непосильными для некоторых сотрудников, вследствие чего они могут
быстро потерять интерес к соревнованию: в нерабочее время сотрудникам не хочется решать усложненные задачи, которых и так хватает в процессе их трудовой деятельности;
• перегрузка мероприятия дифференцированными задачами - при проведении корпоративного тимбилдинга необходимо учитывать средний возраст участников и не перегружать их большим количеством разнопрофильных упражнений, которые смогут перегрузить сотрудников как физически, так и морально.
• не взятие в учет базовых потребностей сотрудников - при проведении любых мероприятий, в том числе и по сплочению коллектива, необходимо организовать кофе-брейк: как для удовлетворения потребностей первого уровня пирамиды Маслоу, так и для укрепления неформальных отношений между участниками во время дружеской беседы;
• принуждение сотрудников к участию в тимбилдинге - для проведения мероприятий данного типа необходимо учитывать индивидуальные возможности (как временные, так и личные мотивы сотрудников), и по возможности выбирать наиболее благоприятный для всех временной период;
• игнорирование погодных условий при проведении тимбилдинга - необходимо учитывать и прорабатывать все возможные варианты исхода событий: если гидрометцентр прогнозирует дождь во время запланированного вами мероприятия, то большую эффективность Вам принесет возможная установка шатра, или же смена геолокации проведения выбранного мероприятия;
• неучастие непосредственного руководства - если руководитель отдела, структурного подразделения или фирмы предпочитает воздержаться от участия в тимбилдинге, то сотрудники начинают чувствовать себя «жертвами», а мероприятие обретает формализованный характер и лишается какого-либо смысла.
Если ранее организацией уже были предприняты попытки проведения мероприятий по сплочению коллектива, которые превращались в обычный корпоратив, не вызывали никаких положительных откликов у его участников, да и просто не увенчались успехом, стоит воспользоваться техникой «пяти почему». Данный метод был разработан основателем Тойота - Сакити Тоёда, который применял данный метод для решения производственных проблем в своей компании. Если при возникновении какой-либо проблемы задавать себе пять раз вопрос «почему?», то можно выявить искомый характер проблемы и определить для себя, в каком моменте произошел сбой. Используя данную технику можно выявить определенные недостатки и предотвратить их появление в последующих мероприятиях по сплочению коллектива.
Для того, чтобы сделать мероприятия по командообразованию более эффективными, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
• придание тимбилдингу индивидуальности посредством введения элементов, характерных для конкретной организации, и способным развить у ее участников чувство приверженности к организации;
• придание огласки данному тимбилдингу в социальных сетях (создание группы по мероприятию, проведение конкурсов в Instagram с получением символических призов);
• проработка идеи проведения тимбилдинга, подразумевающая использование концептуального подхода, выводящего сотрудников из обыденной для них обстановки в определенно новую среду с конкретной тематикой (пионерия, диско-вечеринка и др.);
• использование нестандартных методов проведения тимбилдинга - челленджи, тематические зоны, и даже настольные игры - имаджинариум, элиас, активити и другие.
Уровень развития команды может быть оценен, исходя из нескольких основных критериев: особенности руководства группой; особенности обратной связи; особенности взаимодействия; взаимоотношения группы с
окружающей средой; способы принятия решений; отношение к конфликтам и способы их преодоления. После завершения тренинга обсуждаются его результаты. Здесь важно понимать, кто какие роли играл и каковы особенности поведения каждого сотрудника. Анализ результатов тренинга помогает участникам осознать собственную позицию в группе, увидеть себя со стороны и создать общее коммуникативное поле. Спустя некоторое время полезно провести посттренинговую диагностику - проследить, что изменилось в коллективе, показать состояние группы до и после тренинга, выработать рекомендации организационных изменений или моти- вационных факторов. Иногда бывает необходимо провести дополнительное обучение [2].
Следование данным рекомендациям поможет избежать банальных ошибок, связанных с организацией мероприятий по командообразованию, а также внести свой вклад в развитие данного направления в определенных компаниях.
Список используемой литературы:
1. Родина О.Н. Значение командообразования в современной бизнес-системе // Современные проблемы управления персоналом: сборник. 2018. №5. С. 432-438
2. Технология одной команды [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/tehnologiva-odnov-komandy