Научная статья на тему 'Что такое проверка квалификации и для чего она нужна? Организация и проведение программ проверок квалификации в Республике Беларусь'

Что такое проверка квалификации и для чего она нужна? Организация и проведение программ проверок квалификации в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3903
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВЕРКА КВАЛИФИКАЦИИ / PROFICIENCY TESTING / МЕЖЛАБОРАТОРНЫЕ СЛИЧЕНИЯ / INTERLABORATORY COMPARISON / ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛАБОРАТОРИИ / LABORATORY PERFORMANCE / ПРОВАЙДЕР ПРОВЕРКИ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFICIENCY TESTING PROVIDER

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ефремова Н.Ю., Макаревич В.И., Миранович-Качур С.А., Гайдук М.В.

В статье для широкой аудитории объясняется суть понятия «проверка квалификации» и связанных с ним терминов, описаны преимущества, получаемые лабораториями от участия в программах проверки квалификации, представлены международные требования к организации и участию в программах проверки квалификации. Охарактеризована роль проверок квалификации, валидации методов и сертифицированных стандартных образцов в системе менеджмента современной аккредитованной лаборатории, а также связь между ними. Подробно описаны процедуры планирования и выполнения программ проверок квалификации, реализуемых провайдером Белорусским государственным институтом метрологии, представлен перечень этих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ефремова Н.Ю., Макаревич В.И., Миранович-Качур С.А., Гайдук М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT DOES PROFICIENCY TESTING MEAN AND WHAT IS IT FOR? DESIGN AND OPERATION OF PROFICIENCY TESTING SCHEMES IN REPUBLIC OF BELARUS

In the article the nature of the term of "proficiency testing" and related terms are interpreted to a wider audience, the benefits for laboratories participating in proficiency testing schemes are described, international requirements to the organization and participation in proficiency testing schemes are presented. The role of proficiency testing, methods validation and certified reference materials (SRM) in the modern management system in accredited laboratory, and the relationship between them are characterized. The article details procedures for design and operation of proficiency testing schemes realized by provider Belarusian State Institute of Metrology and presents list of proficiency testing schemes provided by it.

Текст научной работы на тему «Что такое проверка квалификации и для чего она нужна? Организация и проведение программ проверок квалификации в Республике Беларусь»

работы в области аккредитации и межлабораторных сравнительных

испытаний

УДК 006.9:53.089.68:543

ЧТО ТАКОЕ ПРОВЕРКА КВАЛИФИКАЦИИ

И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА? Организация и проведение программ проверок квалификации в Республике

Беларусь

В статье для широкой аудитории объясняется суть понятия «проверка квалификации» и связанных с ним терминов, описаны преимущества, получаемые лабораториями от участия в программах проверки квалификации, представлены международные требования к организации и участию в программах проверки квалификации. Охарактеризована роль проверок квалификации, валидации методов и сертифицированных стандартных образцов в системе менеджмента современной аккредитованной лаборатории, а также связь между ними. Подробно описаны процедуры планирования и выполнения программ проверок квалификации, реализуемых провайдером - Белорусским государственным институтом метрологии, представлен перечень этих программ.

Ключевые слова: проверка квалификации, межлабораторные сличения, характеристика функционирования лаборатории, провайдер проверки квалификации.

Что такое проверка квалификации и ее связь с межлабораторными сличениями

Сегодня проверка квалификации лабораторий является достаточно новой услугой для всех стран постсоветского пространства. Вероятно, по этой причине многих специалистов-метрологов пугает термин «проверка квалификации». В то же время более известным и понятным является термин «межлабораторные сличения».

Сегодня «межлабораторные сличения» являются, по нашему мнению, одним из ключевых понятий современной метрологии. Именно это понятие отражает основную задачу всей метрологии: почему и насколько могут отличаться результаты измерений одной и той же величины, полученные в разных условиях, и как

на основании таких результатов наилучшим образом выразить то, что известно об измеряемой величине. Ведь даже если величина измерена несколько раз одним и тем же способом и в одинаковых условиях в большинстве случаев каждый раз получаются различные измеренные значения величины. А если результаты измерений одной и той же величины получены в различных условиях (например, разными операторами, на разных экземпля^

Ефремова Н. Ю.

Ведущий инженер Белорусского государственного института метрологии 220053, Республика Беларусь, г. Минск, Старовиленский тракт, 93 Тел./факс: (+375-17) 233-58-39 E-mail: n.efremova@tut.by, efremova@belgim.by

Макаревич В. И.

Начальник отдела Белорусского государственного института метрологии 220053, Республика Беларусь, г. Минск, Старовиленский тракт, 93 Тел.: (+375-17) 233-62-70 E-mail: mac@belgim.by

Миранович-Качур C. А.

Начальник сектора Белорусского государственного института метрологии 220053, Республика Беларусь, г. Минск, Старовиленский тракт, 93 Тел./факс: (+375-17) 233-58-39 E-mail: kachur@belgim.by

Гайдук М. В.

Инженер 2-й категории Белорусского государственного института метрологии, магистрант Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники 220013, Республика Беларусь, г. Минск, ул. П. Бровки, 6 Тел./факс: (+375-17) 233-58-39 E-mail: gaiduk_maria@tut.by

рах измерительного оборудования,

в отличающихся даже в пределах допустимых значений условиях окружающей среды), то отличие между измеренными значениями величины может быть настолько существенным, что возникает вопрос о доверии к таким результатам. Согласно современному метрологическому подходу, отраженному в концепции неопределенности [1, 2], невозможно установить, насколько хорошо известно единственное истинное значение, но можно только узнать, насколько велико доверие к тому, что о нем известно.

В соответствии с ISO/IEC 17043 [3] термин «межлабораторные сличения» означает организацию, выполнение и оценивание измерений или испытаний одного и того же параметра нескольких подобных образцов двумя или более лабораториями в соответствии с заранее установленными условиями. Из данного определения понятно, что при межлабораторных сличениях одна и та же величина измеряется в разных условиях, а затем полученные результаты измерений оцениваются соответствующим способом. Способы оценивания полученных при межлабораторных сличениях результатов измерений зависят не от самой процедуры межлабораторных сличений, которая по своей общей сути, содержащейся в приведенном выше определении, всегда остается одной и той же, а только от цели выполнения межлабораторных сличений. В современной метрологии межлабораторные сличения являются универсальным инструментом и могут выполняться с различными целями, такими как:

• сертификация стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов для приписывания им сертифицированных значений [4];

• валидация методов измерений для определения их показателей точности (правильности и/или прецизионности) в соответствии с [5] (межлабораторные сличения, выполняемые с целью установления показателей точности, часто называют «совместным оценочным экспериментом»);

• ключевые сличения национальных эталонов различных государств для определения степеней экви-валентностей результатов измерений, получаемых на этих эталонах;

• проверка квалификации.

Связь двух последних названных понятий становится очевидной из определения, которое содержится в ISO/ IEC 17043 [3]: «проверка квалификации - оценивание характеристики функционирования участника по заранее установленным критериям посредством межлабораторных сличений». Из этого определения становится понятно, что межлабораторные сличения и проверка

квалификации - это совсем не одно и то же. Межлабораторные сличения - это лишь средство, с помощью которого можно реализовать проверку квалификации, причем, исходя из приведенного определения, средство на сегодняшний день пока единственное. Поэтому с некоторым допущением проверку квалификации можно назвать межлабораторными сличениями, но при этом добавляя, что они выполняются с целью оценивания характеристик функционирования участников.

Всю процедуру реализации проверки квалификации можно условно разделить на два этапа:

1) непосредственно проведение межлабораторных сличений, когда образцы испытываемого материала или исследуемого объекта (образцы для проверки квалификации) распределяются между участниками, выполняются необходимые испытания/измерения и заполняются протоколы испытаний/измерений;

2) преобразование результатов измерений участников в статистики функционирования и оценивание на их основании характеристик функционирования участников.

В настоящее время даже для большинства специалистов-метрологов второй этап является достаточно сложным, так как требует определенных знаний в области статистической обработки данных, а также понимания специфического математического аппарата, используемого для оценивания результатов программы проверки квалификации. И тем не менее этот этап является практически главным, так как основной целью проверки квалификации является получение именно характеристик функционирования участников. Постараемся объяснить, что такое характеристики функционирования и как их оценить.

Понятие «характеристика функционирования» является новым в отечественной метрологической практике и непонятным в первую очередь из-за возникшей сложности его перевода на русский язык (англ. performance). В то время как этот термин постоянно используется по всему тексту международного стандарта ISO/IEC 17043 [3], его определение в документе отсутствует, и поэтому однозначно перевести и четко определить это понятие достаточно сложно. В ряде случаев перевод данного понятия на русский язык зависит от соответствующего контекста, в котором оно используется, и поэтому переводится по-разному в разных разделах стандарта. Тем не менее за основной перевод термина «performance» в большинстве случаев в тексте предстандарта Республики Беларусь СТБ П ISO/IEC 17043 [6] принимается словосочетание «характеристика функционирования». Так что же подразумевается под этим понятием?

Характеристика функционирования представляет собой некий комплексный параметр, который характеризует способность лаборатории выполнять то или иное измерение/испытание и получать «качественные» результаты измерений. Результат измерений, который получает лаборатория при выполнении определенной процедуры (методики измерений) и представляет в протоколах, может рассматриваться как продукция, «выпускаемая» лабораторией, и эта продукция, как и любая другая, должна быть качественной. Можно говорить о приемлемом качестве результата измерения, если он отвечает предъявляемым к нему требованиям по точности. Однако качество результата измерения будет зависеть не только от используемого измерительного оборудования и умелого персонала, а также от наличия и успешного функционирования системы менеджмента лаборатории. Поэтому оценивая качество результата измерений, представленного лабораторией в рамках тура проверки квалификации, мы можем дать некоторую комплексную характеристику функционирования лаборатории, охватывающую все аспекты ее работы. Многие программы проверки квалификации разрабатываются специально для проверки понимания полной цепочки выполняемых в лаборатории действий, а не только процессов, непосредственно касающихся выполнения испытаний/измерений. Некоторые программы оценивают выполнение этапов испытаний, которые осуществляются до и после выполнения измерения (например, пробоподготовка, обработка данных, принятие решения на основании полученных данных), а также отдельно сам этап выполнения измерений. В таких программах природа образца для проверки квалификации может значительно отличаться от тех, которые используются в обычных программах проверки квалификации: образец для проверки квалификации может представлять собой анкету или задание по исследованию определенной проблемы, направляемых каждому участнику для получения определенных ответов. Альтернативно информация, необходимая перед выполнением измерения, может сопровождать образец для проверки квалификации, требуя от участников выбрать соответствующий подход для измерений или интерпретации результатов, а не только выполнить измерения.

Характеристика функционирования может быть удовлетворительной, сомнительной и неудовлетворительной. Однако следует обратить внимание на то, что она является точечной, то есть распространяется только на конкретный (проверяемый в рамках тура проверки квалификации) вид испытаний/измерений и ограничена временными рамками тура проверки квали-

фикации. Получение лабораторией удовлетворительной характеристики функционирования в отдельном туре проверки квалификации не означает, что эта оценка может применяться для подтверждения того, что лаборатория получает достоверные данные при любых других обстоятельствах (при выполнении других видов испытаний/измерений и в другой момент времени). Оценивание характеристики функционирования лаборатории при проверке квалификации является аналогом оценивания выполнения контрольного задания учеником в школе. С одной стороны, оценивается только выполнение определенного задания, и полученная оценка не может распространяться на другие задания, но, с другой стороны, эта оценка будет характеризовать некоторую общую подготовку и знания ученика по данному предмету в данный момент времени.

Надеемся, что приведенные выше рассуждения окажутся понятными и доступными для читателей, так как правильное понимание понятий «межлабораторные сличения» и «проверка квалификации» является важным не только для каждого метролога, но и специалистов, выполняющих испытания, руководителей лабораторий, а также специалистов, осуществляющих аккредитацию и сертификацию.

Преимущества от участия в проверках квалификации

Так для чего же лаборатории участвовать в проверках квалификации? А вдруг характеристика функционирования будет оценена как неудовлетворительная? Ведь этого совсем никому не хочется! Большинство учеников в школе панически боятся контрольных работ, боятся получить низкую оценку, боятся, что за это их ждет наказание. Но это свойственно слабым ученикам. Сильные ученики не боятся контрольных, а, напротив, желают продемонстрировать свои знания и посоревноваться в умении хорошо учиться со своими сверстниками. Также обстоит дело и с проверками квалификации. Участвующими лабораториями не должен овладевать страх перед возможным оцениванием характеристик функционирования как неудовлетворительные. Даже очень сильные лаборатории иногда получают неудовлетворительные результаты в проверках квалификации. Но это совершенно нормально, и к этому следует правильно относиться. В настоящее время пока не существует никаких санкций (по крайней мере, на территории Республики Беларусь) в отношении лабораторий, получивших неудовлетворительные характеристики функционирования. Но совсем не поэтому следует участвовать в проверках квалификации. Потенциальным

участникам нужно думать не о том, что оценивается их деятельность, но о преимуществах, которые получают участники проверки квалификации.

1. На сегодняшний день проверка квалификации является единственным средством, с помощью которого участники могут получать внешнюю и независимую оценку качества своих результатов измерений. Даже имея безупречно функционирующую систему менеджмента, дорогостоящее высокоточное оборудование и профессиональных операторов, без внешней оценки, без внешнего «эталона» лаборатории могут работать в течение длительного периода со смещением или значительными случайными вариациями в результатах измерений. И только участвуя в проверке квалификации, лаборатории могут выявить наличие у себя проблем такого рода. Поэтому главная возможность проверки квалификации - это предоставление основы для самоконтроля и самопомощи каждому участнику, так как она является средством определения и инициирования исправления проблем, имеющихся в работе лабораторий. Именно с этой точки зрения следует рассматривать неудовлетворительные характеристики функционирования - в качестве сигнала, указывающего на наличие проблем в лаборатории при получении результатов измерений, а не в качестве причины, вызывающей страх и влекущей за собой некие санкции. Участие в проверках квалификации позволяет идентифицировать слабые стороны функционирования лаборатории, и при успешной реализации предупреждающих и корректирующих действий сделать их более сильными.

2. Образец, являющийся объектом анализа в программе проверки квалификации (так называемый образец для проверки квалификации), попадает в лабораторию таким же путем и подвергается такому же процессу хранения, испытаний/измерений и записи полученных результатов, как и образцы, обычные для повседневной практики лаборатории. Участник проверки квалификации оформляет и направляет свои результаты провайдеру таким же образом, как и клиенту. Правильно проведенная проверка квалификации позволяет проверить, каким образом функционирует весь этот процесс, и в каком месте могут появляться ошибки, то есть не только на стадии выполнения самого измерения. Поэтому, как говорилось ранее, оценка, полученная при участии в проверке квалификации, является комплексной для всего функционирования лаборатории и не должна рассматриваться как относящаяся только к результату измерения.

3. Кроме получения участником оценки характеристики функционирования, проверка квалификации позво-

ляет сравнить эту оценку с оценками других участников проверки квалификации, соблюдая правила конфиденциальности (без их конкретной идентификации), что является для большинства участников самым важным и интересным свойством проверки квалификации. Однако и здесь к участию в проверке квалификации не стоит относиться как к спортивным соревнованиям - главной целью лаборатории является не занять первое место, а занять прочную позицию по отношению к другим аналогичным лабораториям. Возможность убедиться в том, что лаборатория получает результаты, сравнимые с результатами других участников проверки квалификации, имеет, несомненно, мотивирующее влияние на сотрудников и руководство лаборатории. Проверка квалификации позволяет поддерживать на достаточном уровне самооценку и уверенность в осуществляемой деятельности сотрудников лаборатории.

4. Лаборатории, принимающие участие в программах проверки квалификации, систематически получают образцы, характеристики которых будут известны. В сравнении с сертифицированными стандартными образцами цена таких образцов относительна низка, поэтому они могут стать превосходным материалом для тренировки сотрудников лабораторий по выполнению качественных измерений. Образцы, оставшиеся после тура проверки квалификации, в случае их достаточного количества могут стать ценными стандартными образцами для лаборатории. По окончании тура проверки квалификации каждый участник получает отчет, в котором находятся результаты, характеризующие образец - приписанные значения характеристик образца. Если лаборатория располагает частью образца, оставшейся после выполнения измерений в рамках тура проверки квалификации, и имеет информацию, касающуюся стабильности характеристик этого образца, то она может использовать этот образец в качестве стандартного образца. Несмотря на то что отчет по проверке квалификации не является сертификатом, приведенная в нем информация может пригодиться для многих применений.

5. Участие в проверке квалификации может быть полезным для подтверждения результатов валидации/ верификации новой методики измерений при ее внедрении в лаборатории. Основная цель, стоящая перед лабораторией при внедрении новой методики измерений, заключается в приведении объективных доказательств того, что получаемые в соответствии с этой методикой результаты измерений достоверны. Наилучшим способом осуществления такого доказательства является анализ сертифицированных стандартных образцов, однако

СетАеН 1№епсе Магепак № 2, 2013

во многих случаях такие образцы бывают недоступны. Тогда альтернативным решением является участие в выбранной соответствующим образом программе проверки квалификации, позволяющее подтвердить удовлетворительное функционирование лаборатории в соответствии с новой методикой измерений.

6. На основании данных проверок квалификации могут рассчитываться или подтверждаться оценки неопределенности измерений в соответствии с рекомендациями [7], показатели повторяемости и воспроизводимости для отдельных методов измерений в соответствии с международными стандартами ISO 5725 [5]. Применение различных методик выполнения измерений, различного оборудования, а также привлечение разных операторов при участии лаборатории в проверке квалификации дает возможность сопоставить точность выполнения определенного вида измерений/испытаний при изменении перечисленных факторов.

7. Проведение проверок квалификации способствует совершенствованию технических нормативно-правовых актов, стандартов, документов, содержащих требования к методам измерений, отработанности их содержания, устранению неоднозначности толкования представленных в них требований и положений, а также скорейшему их внедрению в практическую деятельность.

8. Самое важное, на наш взгляд, преимущество, которое предоставляет проверка квалификации, заключается в том, что результаты, полученные в проверке квалификации, являются очень важным аргументом для клиентов лаборатории и внешних контролирующих организаций, в том числе органов по аккредитации и органов государственного надзора. Представление аудиторам или оценщикам результатов участия в проверке квалификации - это обязанность лаборатории, аккредитованной на соответствие стандарту ISO/IEC 17025 [8], а возможность предоставления таких результатов клиентам - отличный способ доказать качество своей работы независимо от того, аккредитована лаборатория или нет.

Все названные выше преимущества, получаемые от участия в проверках квалификации, наилучшим способом ощущаются только в случае постоянного периодического участия и выполнения участником так называемой работы над ошибками. Появление тенденций в результатах измерений в течение длительного времени - это проблема, которая может остаться незамеченной сотрудниками лаборатории. И только систематическое участие в проверках квалификации позволяет своевременно обнаружить тенденции в сериях результатов измерений лаборатории, проявляемые со временем. Постоянное систематическое оценивание

функционирования с помощью проверок квалификации позволяет определить области для обучения и улучшения и может также оказать содействие в процессе аудита. Лаборатория, в которой функционирует система менеджмента и которая достигла удовлетворительных результатов в нескольких турах проверки квалификации определенной программы, может иметь право использовать эти результаты для подтверждения того, что она способна получать последовательно достоверные данные в проверенной области измерений/испытаний.

Вопрос частоты участия лаборатории в программах проверки квалификации является достаточно сложным и в настоящее время для ее установления следует пользоваться рекомендациями, приведенными в ЕА-4/18 [9]. Например, для аналитических химических лабораторий в международной практике частота участия в турах конкретной программы проверки квалификации варьируется от одного раза в две недели до одного раза в четыре месяца. При этом считается, что для повседневной аналитической работы практическую ценность будет приносить только участие лаборатории в конкретной программе проверки квалификации не менее двух раз в год.

Роль проверок квалификации в обеспечении качества функционирования лаборатории

Согласно пункту 5.9 стандарта ^0/1ЕС 17025 [8]: «Лаборатория должна иметь процедуры контроля качества для осуществления текущего контроля (мониторинга) корректности выполняемых испытаний и калибровок. Результирующие данные должны регистрироваться таким образом, чтобы можно было обнаружить тенденции их изменения, и, где осуществимо, должны применяться статистические методы для анализа результатов. Должен быть составлен план этого текущего контроля (мониторинга), проводиться его анализ, и в него можно включить следующие мероприятия, но не ограничиваться только ими: а) регулярное применение стандартных образцов и (или) внутреннего контроля качества с помощью вторичных образцовых веществ; Ь) участие в межлабораторных сличениях или проверках квалификации; с) повторные испытания или калибровки с применением одного и того же или разных методов; d) повторное испытание или повторная калибровка хранимых образцов; е) корреляция результатов для различных характеристик образца». Таким образом, в соответствии с ^0/1ЕС 17025 [8] проверка квалификации является одним из нескольких способов контроля качества результатов измерений, получаемых при испытаниях и калибровках в аккредитованных лабораториях.

Сегодня в современных аккредитованных лабораториях всесторонняя программа обеспечения качества результатов измерений с технической точки зрения, как правило, включает следующие элементы (рис. 1):

• валидация методов измерений/испытаний;

• применение сертифицированных стандартных образцов (CRM), если есть такая возможность, в том числе и для постоянного внутреннего контроля качества (IQC);

• систематическое участие в проверках квалификации.

Рис. 1. Обеспечение качества функционирования лаборатории

Традиционно для валидированного метода предполагается, что его показатели точности (правильность, прецизионность при различных условиях), линейность калибровки (калибровочная зависимость) и т. п. являются полностью известными. В других современных терминах это означает, что мы имеем оцененную для метода неопределенность измерений в единичной операции при приемлемых условиях использования и находим ее потенциально соответствующей цели. В идеальном случае валидация метода включает среди прочего использование соответствующих по матрице CRM, если они существуют, для калибровки или для проверки существующих калибровок, если имеет место эффект влияния матрицы. Когда CRM не доступны, должны использоваться другие способы.

Внутрилабораторный контроль качества должен проводиться постоянно и включать в себя один или более контрольных материалов. Эта комбинированная, с использованием контрольных карт процедура гаранти-

рует, что факторы, определяющие величину неопределенности измерений, существенно не изменяются с тех пор, как было продемонстрировано соответствие цели при валидации метода. Другими словами, демонстрируется (внутри пределов статистической изменчивости), что оцененная на основании полученных при валидации показателей точности метода неопределенность измерения может применяться к каждой отдельной индивидуальной серии результатов измерений, выполненной позднее. Подготовка контрольного материала также в идеале включает использование CRM, чтобы установить метрологическую прослеживаемость значений, приписываемых контрольному материалу.

В принципе валидация метода и внутренний контроль качества сами по себе достаточны для обеспечения точности результатов измерений. Но на практике они часто менее совершенны: при валидации метода неизвестные влияющие факторы могут вносить помехи в процесс измерений, а CRM во многих областях измерений являются и вовсе недоступными. При таких условиях метрологическую прослеживаемость трудно установить, и неизвестные источники ошибок могут присутствовать в процессе измерений. И вот именно здесь проверка квалификации будет выступать средством гарантии того, что эти две внутрилабораторные процедуры работают успешно. Таким образом, если лаборатория правильно использует валидированные методы измерений, внутренний контроль качества и даже CRM, ей все равно не обойтись без проверки квалификации. И наоборот, одними проверками квалификации также не обойтись для обеспечения качества измерений в лаборатории, так как они служат скорее для контроля качества измерений, которое обеспечивается в лаборатории перечисленными выше процедурами.

Кроме того что лаборатория должна добиваться качественных результатов измерений и использовать для этого соответствующие процедуры системы менеджмента, в настоящее время требуется демонстрировать потенциальным заказчикам лаборатории и экспертам (оценщикам) по аккредитации точность и сравнимость результатов измерений с помощью внешних проверок. Такая демонстрация лабораторной компетентности известна как внешняя оценка качества. И существует два способа, с помощью которых лаборатория может ее получить и которые по сути являются не альтернативными, а скорее взаимодополняющими. Первый способ - непосредственно проверка того, соответствует ли система менеджмента лаборатории признанным стандартам. Другими словами, это оценка третьей стороной, или аккредитация. Второй способ - оценка

профессиональных (квалификационных) способностей лаборатории посредством межлабораторных сличений, то есть проверка квалификации. Любая лаборатория, которая хочет продемонстрировать качество своих результатов измерений, должна принимать участие в программах проверки квалификации, потому что качество результатов измерений имеет непосредственную связь с качеством продукции, репутацией на рынке и, наконец, с качеством бренда. В настоящее время в Европейском регионе многие контролирующие организации (регулирующие государственные органы) как в пищевой, клинической, фармацевтической отраслях, так и в секторе мониторинга окружающей среды считают программы проверки квалификации необходимой частью контроля качества: результаты, полученные в программах проверки квалификации, часто включают в процесс обеспечения качества как ключевые показатели квалификации лаборатории.

Международные требования к участию в проверках квалификации

В настоящее время требования органов по аккредитации к участию лабораторий в проверках квалификации является не голословным и основывается не только на положениях ISO/IEC 17025 [8]. Международная организация по аккредитации лабораторий ILAC, а также Европейская ассоциация по аккредитации EA предъявляют свои требования к участию в программах проверки квалификации и использованию результатов участия на практике, в первую очередь при аккредитации. Основные требования и рекомендации, касающиеся проверок квалификации, участию в них лабораторий, а также применения результатов участия в проверках квалификации органами по аккредитации, представлены в документах [9, 10, 11].

В документе ILAC-P9:11 [11] представлена политика, которая устанавливает руководство по применению проверок квалификации органами по аккредитации в процессе аккредитации лабораторий, а также способствует согласованному установлению и применению политики в области проверок квалификации органами по аккредитации. В соответствии с этой политикой:

1. Органы по аккредитации, желающие подписать соглашение ILAC MRA (Multilateral Recognition Arrangement), должны продемонстрировать техническую компетентность своих аккредитованных испытательных и калибровочных лабораторий. И одним из способов, которым лаборатории могут продемонстрировать техническую компетентность, является успешное участие в проверках квалификации.

2. Минимальным участием лаборатории в проверках квалификации в соответствии с областью аккредитации является: а) успешное участие до получения статуса аккредитации в случае наличия соответствующих программ; Ь) дальнейшее постоянное участие в проверках квалификации в соответствии с областью аккредитации и планом участия в проверках квалификации.

3. Лаборатории должны разрабатывать план участия в проверках квалификации, что позволяет им анализировать свои потребности и выбрать соответствующий уровень и частоту участия в проверках квалификации. Следует отметить, что составление аккредитованной лабораторией планов по участию в проверках квалификации является новым требованием для аккредитованных лабораторий, которое не содержится в 1ЭО/1ЕС 17025 [8], но в настоящее время предъявляется многими органами по аккредитации. Планы по участию в проверках квалификации должны анализироваться органом по аккредитации относительно их приемлемости к области аккредитации лаборатории. Органы по аккредитации могут помогать лабораториям в определении конкретных нужд по участию в проверках квалификации и составлении планов посредством предоставления соответствующей информации.

4. Органы по аккредитации должны иметь документированную политику по использованию проверок квалификации в процессе оценки при аккредитации лабораторий, которая включает: а) требования, касающиеся минимального уровня и частоты участия в проверках квалификации аккредитованными или только желающими аккредитоваться лабораториями; Ь) требования, касающиеся составления лабораториями плана по участию в проверках квалификации; с) информацию, касающуюся того, как результаты участия в проверках квалификации будут использоваться в процессе оценивания лабораторий при предоставлении им статуса аккредитации; d) требования, касающиеся ожидаемых от лаборатории действий в случае получения неудовлетворительных оценок функционирования при участии в проверке квалификации, то есть лаборатория должна уметь и даже, возможно, иметь документированную процедуру, позволяющую ей правильно реагировать на неудовлетворительные результаты участия в проверке квалификации, разрабатывать и выполнять соответствующие предупреждающие и/или корректирующие мероприятия.

Вопросам, касающимся конкретного и эффективного использования на практике проверок квалификации органами по аккредитации, посвящен документ [10]. Документ [12] посвящен вопросам аккредитации

провайдеров и использованию для этой цели международного стандарта 130/1БС 17011 [13].

Таким образом, на основании представленной выше информации можно с уверенностью сказать, что в международной лабораторной практике и в особенности в практике аккредитованных лабораторий необходимость обязательного участия лабораторий в проверках аккредитации уже давно не подвергается сомнению. Проверки квалификации уже приобрели гораздо больший статус, чем обычные процедуры обеспечения качества результатов измерений, требуемые 1Э0/1ЕС 17025 [8], и используются органами по аккредитации и другими регулирующими органами наравне с внешними оценками экспертов при оценивании деятельности и аккредитации лабораторий. Не полностью решенными остаются лишь вопросы, связанные с регламентацией частоты участия, а также с разработкой мероприятий, реализуемых в связи с получением неудовлетворительных характеристик функционирования, как лабораториями, так и соответствующими органами (по аккредитации или надзорными).

Как проводятся проверки квалификации: современные требования к организации и обработке данных

В настоящее время основополагающим документом в области проверки квалификации является международный стандарт 1ЭО/1ЕС 17043 [3]. В соответствии с этим стандартом деятельность по реализации проверок квалификации должны осуществлять так называемые провайдеры. Провайдером проверки квалификации называется организация, которая несет ответственность за все задачи по разработке и выполнению программы проверки квалификации. Проверка квалификации планируется и разрабатывается провайдером через программы проверки квалификации, которые затем реализуются за один или несколько туров в определенной области испытаний, измерений или контроля. Тур проверки квалификации представляет собой завершенную последовательность действий по распределению образцов для проверки квалификации, оценки результатов и предоставлению отчета о результатах проверки квалификации участникам.

IЭ 0/1Е С 17043 [3] по сути регламентирует только деятельность провайдеров проверок квалификации, а также требования к разработке и реализации программ проверки квалификации. Регламентация деятельности провайдеров проверки квалификации осуществляется посредством создания и внедрения системы менеджмента, требования к которой сохранили многое из

требований системы менеджмента ISO/IEC 17025 [8], но лишь с некоторыми изменениями, отражающими последние изменения в ISO 9001 [14], а также изменениями формулировок для ясности изложения, касающегося проверки квалификации.

Технические требования, предъявляемые к деятельности провайдеров, направлены в первую очередь на качественное создание программ проверки квалификации и их реализацию. Такие требования можно рассматривать скорее не как требования к деятельности провайдеров, а как требования, которым должны отвечать любые современные проверки квалификации.

Следует отметить, что технические требования, предъявляемые ISO/IEC 17043 [6], не являются абсолютно новыми в метрологической практике и основаны на положениях документа ILAC-G13:07 [15], но содержат несколько основных изменений. Наиболее значительным является то, что от провайдеров проверок квалификации в области калибровки требуется использовать приписанные значения с метрологической прослеживаемостью, а провайдеры в других областях должны, по крайней мере, рассмотреть возможность использования неопределенности измерений и метрологической прослеживаемости для гарантирования приемлемой точности используемых приписанных значений. Использование приписанных значений, полученных как согласованные значения от участников, также допускается, но провайдеры должны продемонстрировать пригодность таких значений. Вторым значительным изменением является то, что провайдеры не могут привлекать субподрядные организации для выполнения работ по разработке программ проверки квалификации, оцениванию характеристик функционирования и утверждению окончательного отчета. Данное требование гарантирует профессиональные качества провайдера. Другие изменения включают необходимость сообщать участникам неопределенности измерений приписанных значений и предоставлять больше информации в окончательном отчете, в том числе итоговые статистики для различных методов, используемых участниками, и основные технические комментарии по выполнению лабораториями испытаний/измерений. Провайдерам следует рассматривать результаты от всех методов испытаний/измерений и используемого оборудования и анализировать, почему могут возникнуть ошибки и что участникам необходимо сделать для лучшей согласованности с приписанным значением. При этом от провайдеров ожидается, что они сделают эту информацию доступной для всех участников.

До выхода ISO/IEC 17043 [6] провайдеры проверок квалификации были аккредитованы и выполняли про-

верки квалификации в соответствии с ILAC-G13:07 [15]. В настоящее время ILAC-G13:07 [15] уже отменен, и все работы по аккредитации провайдеров должны выполняться только в соответствии с ISO/IEC 17043 [6].

Вопросам установления приписанных значений и их неопределенностей, статистического анализа данных, получаемых при проверках квалификации, а также проверке на однородность и стабильность характеристик образцов для проверки квалификации посвящен международный стандарт ISO 13528 [16]. Вопросам выполнения проверок квалификации и особенностям статистического анализа данных в области аналитической химии посвящен признанный на международном уровне и широко используемый наряду с ISO 13528 Международный гармонизированный протокол IUPAC [17].

В настоящее время на территории Республики Беларусь международный стандарт ISO/IEC 17043 [6] введен в качестве предварительного СТБ П ISO/IEC 17043 [18], а стандарт ISO 13528 [16] - в качестве государственного стандарта СТБ ISO 13528 [19]. На территории Российской Федерации утвержден и действует ГОСТ Р ИСО 13528 [20]. На межгосударственном уровне в настоящее время ведутся работы по разработке межгосударственного стандарта ГОСТ на основании ISO/IEC 17043 [6].

Проверки квалификации, организуемые провайдером Белорусского государственного института метрологии (БелгИМ)

БелГИМ имеет большой накопленный опыт осуществления работ по организации и проведению межлабораторных сличений, начиная с момента создания в 1993 г. Национальной системы аккредитации. С 2011 г. БелГИМ начал осуществлять сличения с целью проверки квалификации в соответствии с СТБ П ISO\IEC 17043 [18] и получил статус провайдера проверки квалификации по поручению Госстандарта Республики Беларусь.

БелГИМ является единственным провайдером на территории СНГ, который реализует проверки квалификации в области поверки и калибровки средств измерений и испытательного оборудования.

В сфере испытаний БелГИМ специализируется на выполнении проверок квалификации в области аналитического и радиационного контроля пищевой и сельскохозяйственной продукции, воды и почвы и постоянно расширяет свою область деятельности для удовлетворения основных потребностей лабораторий в проверках квалификации. Основные программы проверки квалификации, реализуемые провайдером БелГИМ в области испытаний, представлены в таблице в конце статьи.

Для осуществления качественной деятельности по проведению проверок квалификации БелГИМ разработал и внедрил систему менеджмента в соответствии с требованиями СТБ П ^0\1ЕС 17043 [18].

Процесс создания программы проверки квалификации и реализации ее через туры, выполняемый провайдером БелГИМ, состоит из следующих этапов:

- анализ информации о потребностях в разработке и проведении программы проверки квалификации (на основании информации, полученной от лабораторий, органа по аккредитации и других заинтересованных сторон или органов государственного управления);

- разработка программы проверки квалификации;

- информирование потенциальных участников о разработанной программе проверки квалификации (посредством Интернета, средств массовой информации или письменных почтовых уведомлений);

- сбор и анализ заявок на участие в туре программы проверки квалификации;

- тур проверки квалификации, его реализация представлены на рис. 2.

Для обеспечения высокого технического уровня проведения проверок квалификации провайдер БелГИМ привлекает в качестве технических экспертов ведущих специалистов БелГИМ, а также лучших специалистов предприятий-изготовителей продукции и сотрудников научно-технических организаций и научно-исследовательских институтов Республики Беларусь.

По результатам участия в туре проверке квалификации участникам выдается сертификат участника и выписка из отчета о реализации тура проверки квалификации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Провайдер проверки квалификации не имеет права распространять информацию, полученную от участников, а также результаты и заключения, полученные участниками после выполнения тура проверки квалификации, без их разрешения. В целях обеспечения конфиденциальности информации, полученной от участников при реализации тура проверки квалификации, а также выводов, полученных по результатам проверки квалификации, каждому из участников присваивается буквенный шифр. При получении выписки из отчета о туре проверки квалификации каждый участник информируется только о присвоенном ему шифре. Все выводы по характеристикам функционирования участников, а также индивидуальные комментарии и рекомендации излагаются с привязкой к принятым буквенным шифрам участников. Ответственность за нарушение конфиденциальности несет координатор программы проверки квалификации и технический эксперт в соответствии с принятыми внутренними процедурами провайдера БелГИМ.

Анализ тура Внесение изменений в программу проверки квалификации при необходимости

Подготовка образцов для ПК: закупка/

изготовление, разделение на части, проверка стабильности и однородности, упаковка и маркировка

Рассылка уведомлений об участии в туре. Выдача инструкций по выполнению измерений и распределение образцов участникам

Выполнение участниками

испытаний/измерений. Представление результатов в установленный срок провайдеру

Статистический анализ результатов. Оценивание характеристик функционирования

I

Составление и рассылка участникам

отчета по результатам участия в проверке квалификации. Выдача сертификатов об участии

6-12 недель до начала тура проверки квалификации

1-2-я неделя тура проверки квалификации

3-4-я неделя тура проверки квалификации

5-8-я неделя тура проверки квалификации

9-10-я неделя тура проверки квалификации

Рис. 2. Процесс подготовки к туру проверки квалификации и его реализация у провайдера БелГИМ

В качестве образцов для проверки квалификации провайдером БелГИМ используются:

• средства измерений и эталоны различного уровня точности (мультиметр, манометр, расходомер воды, термопреобразователь сопротивления, скоростемер локомотивный, весы, уровень строительный и т.п.);

• меры (длины, массы, электрической емкости и т.п.);

• импортные CRM и отечественные государственные стандартные образцы (ГСО) состава и свойств веществ и материалов (ГСО удельной активности радионуклидов цезия-137, калия-40 и стронция-90, ГСО состава молока, ГСО состава природного газа и т.п.);

• специально изготовленные для проверок квалификации образцы (алкогольной продукции, рыбы,

древесины, дизельного топлива, цемента, песка, лекарственных средств и т.п.).

Процедурам выбора, приобретения, изготовления, подготовки, обращения, хранения и распределения участникам образцов для проверки квалификации провайдер БелГИМ придает очень большое значение, так как успешное выполнение проверки квалификации практически на 50 % зависит от правильно выбранных и качественно подготовленных образцов для проверки квалификации. Правильно выбранные для проверки квалификации образцы означают, что матрицы, измеряемые величины и уровни концентраций образцов для проверки квалификации максимально соответствуют тем, с которыми участники работают при повседневных испытаниях и калибровках. Понятие «качественные

образцы» подразумевает однородность и стабильность измеряемых величин на протяжении всего времени выполнения проверки квалификации (от момента упаковки образцов до момента предоставления отчета о результатах проверки квалификации участникам).

Проверке однородности и стабильности образцов для проверки квалификации провайдером БелГИМ уделяется большое количество материальных средств и времени. Процедуры для оценки однородности и стабильности выполняются перед каждым туром проверки квалификации и строго в соответствии с требованиями СТБ ISO 13528 [19] (приложение В), после чего документируются в виде отдельных отчетов по оценке однородности и стабильности. Испытания с целью проверки однородности и стабильности образцов для проверки квалификации могут проводиться как силами испытательных и калибровочных лабораторий БелГИМ, так и ведущими в конкретных областях измерений испытательными лабораториями предприятий и научно-исследовательских институтов Республики Беларусь. Стоимость выполнения таких испытаний иногда составляет больше половины стоимости всей реализации тура проверки квалификации. Тем не менее именно процедуры по проверке однородности и стабильности образцов для проверки квалификации гарантируют правильность выполнения всей проверки квалификации и доверие к ее результатам.

Оставшиеся 50 % успешного выполнения проверки квалификации, по нашему мнению, зависят от статистического анализа результатов измерений/испытаний, полученных от участников. Именно от правильной статистической обработки зависят значения статистик функционирования, а следовательно, и выводы, получаемые на основании этих значений о характеристике функционирования лаборатории при выполнении определенных видов измерений/испытаний в данном туре проверки квалификации.

Статистическим анализом данных проверки квалификации у провайдера БелГИМ занимаются квалифицированные эксперты по статистике, прошедшие обучение за рубежом и имеющие квалификацию, признанную на международном уровне (технический руководитель провайдера является авторизированным преподавателем программы Европейского союза «TrainMIC» (метрология в химии)) и многолетний опыт по обработке статистических данных, а также по оцениванию неопределенности измерений.

Статистический анализ выполняется в соответствии с рекомендациями СТБ ISO 13528 [19] и в общем состоит из следующих основных этапов:

1) определение приписанного значения и его неопределенности;

2) определение стандартного отклонения для проверки квалификации;

3) расчет статистик функционирования.

Для программ проверки квалификации в области калибровки и поверки приписанное значение определяется в калибровочных лабораториях БелГИМ, которые рассматриваются в качестве эталонных, так как точность выполняемых в них измерений значительно превышает точность измерений участников. В связи с тем что БелГИМ подтверждает свои калибровочные и измерительные возможности через реализацию договоренности CIPM MRA, в программах проверки квалификации в области калибровки и поверки изначально закладывается доказательная и прослеживаемая основа, позволяющая оценить состояние единства измерений в соответствующей области измерений и проверить надежность передачи размеров единиц величин средствам измерений и испытательному оборудованию при их поверке и калибровке.

Для программ проверки квалификации в области радиационного контроля приписанные значения определяются как аттестованные значения ГСО, изготавливаемые непосредственно в исследовательском отделе радиационной метрологии БелГИМ. Стандартные образцы удельной активности радионуклидов создаются на основе природных матриц. В БелГИМ были разработаны, изготовлены и исследованы 5 типов ГСО удельной активности радионуклидов цезия-137, калия-40 и стронция-90 в сухом молоке, рапсе, пшенице, а также ГСО удельной активности естественных радионуклидов калия-40, радия-226 и тория-232 в керамзите (рис. 3).

В программах проверки квалификации в области испытаний пищевой продукции, химического состава питьевой и сточной воды, определения содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны и промышленных выбросов приписанные значения и их неопределенности определяются по процедуре приготовления.

Перечисленные способы установления приписанного значения являются самыми лучшими с точки зрения достоверности и точности. Только в исключительных случаях, когда в данной области измерений отсутствуют стандартные образцы и нет возможности приготовить специальным образом образцы для проверки квалификации, приписанные значения определяются на основании результатов участников. Такой способ имеет свои недостатки, но, тем не менее, при использовании современных статистических способов и он может оказаться достаточно надежным.

Установление стандартного отклонения для проверки квалификации является очень важным элементом

а

Рис. 3а, б.

а - ГСО, изготавливаемые в исследовательском

отделе радиационной метрологии БелГИМ; б - начальник отдела радиационной метрологии БелГИМ В. И. Макаревич

статистического анализа данных проверки квалификации. Именно от правильно установленного значения стандартного отклонения для проверки квалификации зависят статистики функционирования даже в большей степени, чем от корректности установления приписанного значения. Стандартное отклонение для проверки квалификации характеризует точность, соответствующую уровню функционирования, который должны или способны достичь лаборатории в данной области измерений/испытаний при использовании соответствующих методов измерений/испытаний. По сути стандартное отклонение для проверки квалификации является мерой возможного отклонения результата измерения участника от приписанного значения, то есть в единицах стандартного отклонения оно показывает, насколько может отклониться результат участника от приписанного значения, чтобы характеристика функционирования участника была признана удовлетворительной. Поэтому значение стандартного отклонения для проверки квалификации является величиной не статистической, а скорее метрологической, и его установлением занимаются технические эксперты в данной области измерений совместно с экспертами по статистике.

Непосредственно выводы о характеристиках функционирования участников делаются исходя из значений статистик функционирования, которые рассчитываются на основании результатов участников, приписанного значения и стандартного отклонения для проверки квалификации. Из всего многообразия статистик, предлагаемых СТБ ISO 13528 [19], провайдером БелГИМ используется,

как правило, только количественный показатель z, вследствие простоты его расчета и наилучшего понимания как участниками, так и контролирующими органами. Значение показателя z показывает, насколько именно в терминах установленного стандартного отклонения для проверки квалификации отклонился результат участника от приписанного значения. Затем на основании полученного значения показателя z делается вывод о допустимости этого отклонения для признания характеристики функционирования участника удовлетворительной. Интерпретация значений показателей z основана на нормальном распределении, в соответствии с которым 95 % значений показателя будут лежать в интервале между -2 и +2, и показатели z в этом интервале объявляются приемлемыми, или удовлетворительными. Показатели в диапазонах от -(+)2 до -(+)3 ожидаются примерно в одном случае из двадцати, и показатели z в этом интервале объявляются сомнительными. Показатели вне диапазона от -3 до +3 должны попадаться крайне редко, и показатели z в этом интервале объявляются неудовлетворительными, а причина такого попадания обязательно должна быть исследована.

При указании результатов измерений от участников провайдером БелГИМ требуется указывать в протоколах значения неопределенностей измерений, которые хоть и непосредственно не используются экспертами по статистике провайдера БелГИМ при проведении статистического анализа данных, но графически изображаются вместе с результатами измерений и позволяют сравнить свою неопределенность с неопределенностями, представлен-

ными другими участниками, а также с предельно допускаемыми для метода измерений значениями точности. Значения и формы представления неопределенностей измерений, представленных участниками, анализируются экспертами по статистике, и выводы по ним представляются в отчете по туру проверки квалификации в виде замечаний и предложений при необходимости.

При анализе данных проверок квалификации важным является не только статистический расчет, но и графическое представление данных, которое позволяет быстро, наглядно и даже без специальных знаний в области проверки квалификации и не углубляясь в статистические расчеты определить отклонение участника от приписанного значения и свое место среди других участников. Примеры графического представления данных проверок квалификации в отчетах провайдера БелГИМ показаны на рис. 4.

На рис. 4 ромбиками обозначены результаты измерений и вертикальными интервалами вокруг них - расширенные неопределенности, представленные участниками, сплошной горизонтальной линией - приписанное значение, пунктирными линиями - интервал охвата для вероятности 95 % для приписанного значения, построенный на основании расширенной неопределенности измерений приписанного значения, значения количественных показателей z возле результатов измерений, которые привели к неудовлетворительным и сомнительным оценкам характеристик функционирования.

Очень наглядным способом графического представления данных проверки квалификации является построение диаграмм количественных показателей z

с нанесением контрольных ^ = 3, z = -3) и предупреждающих ^ = 2, z = -2) границ. При этом на диаграммы количественных показателей z одновременно наносятся значения показателей z для нескольких измеряемых в туре проверки квалификации величин, что позволяет легко сравнить их между собой, а также с другими участниками. Пример диаграммы количественных показателей z представлен на рис. 5.

БелГИМ непрерывно совершенствует работы по организации и проведению проверок квалификации лабораторий. Одним из способов выбора направлений такого совершенствования является получение данных о качестве осуществляемых проверок квалификации посредством обратной связи с участниками с помощью специально разработанных анкет и опросных листов.

Для обсуждения результатов проверок квалификации проводятся открытые семинары с участием технических экспертов и экспертов по статистике, краткосрочные стажировки по соответствующим видам испытаний, калибровки и поверки.

В программах проверки квалификации, организуемых провайдером БелГИМ, кроме лабораторий Республики Беларусь периодически принимают участие лаборатории России, Украины, Литвы, Латвии, а в дальнейшем планируется расширение географии стран-участников.

Для участия в проверках квалификации, организуемых провайдером БелГИМ, желающие должны выбрать подходящую им проверку квалификации и подать заявку, заполнив и выслав соответствующую форму. С формой заявки, перечнем, описанием, стоимостью и сроками проведения проверок квалификации можно ознакомиться

0.22

: 0.21

! 0.20-I

! 0.19

| 0.18-

\ 0.17-

| 0.16

! 0.15-с

| 0.14! 0.13-

I

! 0.120.11-

т i

т 1-

-i

1 и ¡4

I

2 = -5 2

О Е О N В К М I Р А Я Н I. С в С| шифр лаборатории

Рис. 4. Графическое представление результатов измерений, полученных при реализации программы проверки квалификации «ВеЮ1М-РТ-Т-15-2012 Определение содержания химических веществ в рыбе и рыбопродукции»

I онкость помола цемента —пПредел прочности цементного раствора при пропаривании при изгибе |=]Предел прочности цементного раствора при пропаривании при сжатии —Контрольная граница, г - +/-3 Предупреждающая граница, г=2

Н I Л К I М N 0 Р С шифр участника

Рис. 5. Диаграмма количественных показателей ^ построенная по результатам измерений, полученных при реализации программы проверки квалификации «ВеЮ1М-РТ-Т-19-2012 Определение качественных параметров строительных материалов»

на сайте БелГИМ (www.belgim.by). Уточнить необходимую информацию можно по телефону: (+375-17) 233-58-39.

Заключение

Надеемся, что приведенные в статье информация и рассуждения, касающиеся проверок квалификации, их связи с межлабораторными сличениями, преимуществ от участия в проверках квалификации, их роли

в обеспечении качества функционирования лабораторий, современных международных требований к реализации проверок квалификации и особенностей выполнения программ проверок квалификации, организуемых провайдером БелГИМ, окажутся полезными для широкого круга читателей, помогут им разобраться в вопросах, связанных с проверками квалификации и решить, стоит ли в них участвовать и для чего.

Идентификация и наименование программы проверки квалификации Образец для проверки квалификации Измеряемые величины (показатели, характеристики)

ВеЮ1М-РТ-Т-1-2011 Определение общей альфа- и бета-активности питьевой и минеральной воды Искусственно приготовленные водные растворы Общая альфа-активность, общая бета-активность

ВеЮ1М-РТ-Т-2-2011 Определение массовой доли белка и жира в молоке Государственные стандартные образцы молока (сырого) Массовая доля белка, массовая доля жира, количество соматических клеток

ВеЮ!М-РТ-Т-5-2011 Определение активности радионуклидов в пищевом и сельскохозяйственном сырье и продукции Образцы молока сухого, грибы в соляном растворе, тритикале, люпин, зерно, соя Удельная активность радионуклида цезий-137, удельная активность стронций-40

ВеЮ!М-РТ-Т-6-2011 Определение массовой доли кадмия в семенах подсолнечника Реальные пробы семян подсолнечника Массовая концентрация кадмия

ВеЮ!М-РТ-Т-7-2012 Определение активности радионуклидов в строительных материалах, почве и других объектах окружающей среды Реальные образцы гранита, лист брусничный сухой Удельная активность радионуклида цезий-137, удельная эффективная активность естественных радионуклидов

ВеЮ!М-РТ-Т-9-2011 Определение показателей лекарственных средств и медпрепаратов Образцы лекарственного препарата Массовая концентрация действующих веществ, водородный показатель рН, сопутствующие примеси

ВеЮ!М-РТ-Т-10-2011 Определение содержания токсичных элементов в продуктах питания Образцы рыбы, образцы какао (порошок), высушенная морская капуста Массовая доля свинца, кадмия, ртути, мышьяка, железа

ВеЮ!М-РТ-Т-11-2011 Определение количества и качества клейковины и влажности в зерновых и зернобобовых культурах Специально изготовленные образцы зерна Количество клейковины, качество клейковины, влажность

ВеЮ1М-РТ-Т-12-2011 Определение параметров пожаровзрывобезопасности веществ и материалов Реальные образцы дизельного топлива, образец пенообразователя Температура вспышки, температура воспламенения, кратность пены

Термопластичный материал изоляционный материал нагревостойкость, стойкость к аномальному нагреву, огню

Таблица

Некоторые программы проверки квалификации, реализуемые провайдером БелГИМ, в области испытаний

Продолжение таблицы

Идентификация и наименование программы проверки квалификации Образец для проверки квалификации Измеряемые величины (показатели, характеристики)

ВеЮ!М-РТ-Т-13-2011 Определение качественных показателей нефтепродуктов Специально изготовленные образцы дизельного топлива Массовая доля серы, температура вспышки в закрытом тигле, определение предельного значения температуры фильтруемости, фракционный состав, смазывающая способность дизельного топлива

Образцы бензина Октановое число бензина, плотность бензина, массовая доля серы, фракционный состав, объемная доля бензола, ароматических углеводородов, олефи-новых углеводородов

ВеЮ!М-РТ-Т-14-2011 Определение химического состава питьевой воды Специально приготовленные водные растворы Массовая концентрация общего железа; массовая концентрация хлорид-иона; массовая концентрация сульфат-иона

ВеЮ1М-РТ-Т-15-2012 Определение содержания химических веществ в рыбе и рыбопродукции Рыбные консервы, пресервы Массовая доля хлористого натрия, бензоата натрия и сорбата калия, кислотность

ВеЮ1М-РТ-Т-16-2012 Определение химических показателей парфюмерно-косметических изделий Парфюмерно-косметические изделия Водородный показатель pH, массовая доля хлоридов, массовая доля сухого вещества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВеЮ1М-РТ-Т-17-2012 Определение качественных показателей газа Государственный стандартный образец природного газа Молярная доля метана, диоксида углерода, азота, кислорода, объемная низшая теплота сгорания

ВеЮ1М-РТ-Т-18-2012 Измерение показателей белизны бумаги Образцы бумаги, содержащие и не содержащие флуоресцентные оптические отбеливатели Индекс белизны по МКО D65/10°, яркость по ISO

ВеЮ1М-РТ-Т-19-2012 Определение качественных параметров строительных материалов Портландцемент, стандартный монофракционный песок, стандартный полифракционный песок Тонкость помола, предел прочности цементного раствора при пропарива-нии (при изгибе и при сжатии), предел прочности цементного раствора в раннем возрасте (при изгибе и при сжатии), предел стандартной прочности цементного раствора (при изгибе и при сжатии)

Пилопродукция и древесные детали Влажность

Материалы и изделия строительные теплоизоляционные Плотность, водопоглощение, прочность

Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон Средняя плотность, истинная плотность, остаточная пористость, предел прочности при сжатии

ВеЮ1М-РТ-Т-20-2012 Определение содержания действующих веществ в химических средствах защиты растений Водный раствор гербицида ТОРНАДО 500, микроэмульсия инсектицида ШАРПЕЙ Массовая концентрация глифосата кислоты, массовая концентрация циперметрина

ВеЮ1М-РТ-Т-21-2012 Измерение толщины ультразвуковым методом Образцы из комплекта образцов ультразвуковой толщины КУСОТ Толщина

Продолжение таблицы

Идентификация и наименование программы проверки квалификации Образец для проверки квалификации Измеряемые величины (показатели, характеристики)

ВеЮ1М-РТ-Т-22-2012 Измерение силы света источников излучения Лампы накаливания автомобильные Сила света излучения лампы

ВеЮ1М-РТ-Т-23-2012 Определение физико-химических показателей алкогольной продукции Вино крепленое Массовая концентрация сахаров, железа

Коньяк Массовая концентрация приведенного экстракта, дубильных веществ

ВеЮ1М-РТ-Т-24-2012 Определение содержания химических веществ в сточной воде Сточная вода Массовая концентрация общего железа, хлорид-иона

ВеЮ1М-РТ-Т-25-2012 Определение концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны Модельные растворы: «диоксид азота в растворе йодистого калия» Концентрация диоксида азота

«аммиак в растворе серной кислоты» Концентрация аммиака

ВеЮ1М-РТ-Т-26-2013 Определение параметров безопасности электрических устройств и установок Заземляющее устройство комплектной трансформаторной подстанции, глубинный заземлитель Сопротивление заземляющего устройства, удельное сопротивление грунта

ВеЮ1М-РТ-Т-27-2013 Определение концентраций вредных веществ в воздухе промышленных выбросов Модельные растворы, имитирующие поглотительные растворы Массовая концентрация формальдегида, массовая концентрация водорода хлористого

ВеЮ1М-РТ-Т-28-2013 Определение химического состава металлов и сплавов Образцы стали Массовая доля углерода, серы, фосфора, марганца, хрома, молибдена, висмута, меди железа

Образцы из золота и серебра Массовая доля золота и серебра

ВеЮ1М-РТ-Т-30-2013 Определение физико-химических показателей соков Сок фруктовый (осветленный яблочный) Массовая доля растворимых сухих веществ, титруемых кислот, оксиметил-фурфурола

ВеЮ1М-РТ-Т-31-2013 Определение качества зернопродуктов Пшеничная мука Белизна, число падения, влажность

ВеЮ1М-РТ-Т-32-2013 Определение содержания показателей безопасности в кормах Комбикорм Массовая доля сырого протеина и клетчатки в сухом веществе, содержание хлорорганических пестицидов

ВеЮ1М-РТ-Т-33-2013 Измерение уровней физических факторов на рабочих местах Специально подготовленное рабочее место Уровень шума, освещенность

ВеЮ1М-РТ-Т-34-2013 Определение показателей твердого топлива Торф топливный Доля влаги, зольность, высшая теплота сгорания

ВеЮ1М-РТ-Т-36-2013 Аэродинамические испытания вентиляционных систем Специальная аэродинамическая установка Расход воздуха в клапане дымоуда-ления, полное давление вентилятора, расход воздуха в воздухоотводе

ВеЮ1М-РТ-Т-39-2013 Определение плотности потока бета-частиц с поверхности Керамическая или гранитная плитка Плотность потока бета-частиц

Окончание таблицы

Идентификация и наименование программы проверки квалификации Образец для проверки квалификации Измеряемые величины (показатели, характеристики)

ВеЮ!М-РТ-Т-40-2013 Определение содержания белка в зерне Ячмень пивоваренный Массовая доля белка

ВеЮ!М-РТ-Т-41-2013 Определение содержания пищевых добавок Безалкогольные напитки Содержание сорбата, бензоата, кофеина

литература

1. ISO/IEC Guide 98-1:2008 Uncertainty of measurement - Part 3: Guide to the expression of uncertainty in measurement (GUM:1995).

2. ISO/IEC Guide 98-3:2009 Uncertainty of measurement - Part 1: Introduction to the expression of uncertainty in measurement.

3. ISO/IEC 17043:2010 Conformity assessment - General requirements for proficiency testing.

4. ISO Guide 35:2006 Reference materials - General and statistical principles for certification

5. ИСО 5725 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Части 1-6.

6. СТБ П ISO/IEC 17043-2011 Оценка соответствия. Основные требования к проведению проверки квалификации.

7. Качур С. А. Альтернативные подходы по оцениванию неопределенности измерения (на основании технического отчета EURILAB, № 1/2007): метод. пособие. Минск: БелГИМ, 2011.

8. ISO/IEC 17025:2005 General requirements for the competence of testing and calibration laboratories.

9. EA-4/18 TA:2010 Guidance on the level and frequency of proficiency testing participation.

10. ILAC-G22:2004 Use of proficiency testing as a tool for accreditation in testing.

11. ILAC-P9:11/2011 ILAC policy for participation in proficiency testing activities.

12. ILAC-P13:10/2010 Application of ISO/IEC 17011 for the accreditation of proficiency testing providers.

13. ISO/IEC 17011:2004 Conformity assessment — General requirements for accreditation bodies accrediting conformity assessment bodies.

14. ISO 9001:2008 Quality management systems - Requirements.

15. ILAC-G13:07/2007 ILAC guidelines for the requirements for the competence of providers of proficiency testing schemes.

16. ISO 13528:2005 Statistical methods for use in proficiency testing by interlaboratory comparisons.

17. Thompson M., Ellison S.L.R., Wood R. The International Harmonized Protocol for the proficiency testing of analytical chemistry laboratories (IUPAC Technical Report), in Pure and Applied Chemistry, Vol. 78, No. 1, pp. 145-196, 2006.

18. СТБ П ISO/IEC 17043-2010/2011 Оценка соответствия. Основные требования к проведению проверки квалификации.

19. СТБ ISO 13528-2011 Статистические методы, применяемые при проверке квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений.

20. ГОСТ Р ИСО 13528-2010 Статистические методы. Применение при экспериментальной проверке компетентности посредством межлабораторных сравнительных испытаний.

WHAT DOES PROFICIENCY TESTING MEAN AND WHAT IS IT FOR? Design and operation of proficiency testing schemes in Republic of Belarus

N. Y. Efremova, V. I. Makarevich, S. A. Miranovich-Kachur, M. V. Gaiduk

In the article the nature of the term of "proficiency testing" and related terms are interpreted to a wider audience, the benefits for laboratories participating in proficiency testing schemes are described, international requirements to the organization and participation in proficiency testing schemes are presented. The role of proficiency testing, methods validation and certified reference materials (SRM) in the modern management system in accredited laboratory, and the relationship between them are characterized. The article details procedures for design and operation of proficiency testing schemes realized by provider Belarusian State Institute of Metrology and presents list of proficiency testing schemes provided by it.

Key words: proficiency testing, interlaboratory comparison, laboratory performance, proficiency testing provider.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.