Научная статья на тему 'Что такое "православная психология" и зачем она нужна?'

Что такое "православная психология" и зачем она нужна? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ДУХОВНАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕРКОВЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что такое "православная психология" и зачем она нужна?»

А. В. Корякова

что такое «православная психология» и зачем она нужна?

В 1999 г. решением Священного Синода предмет «Психология» был введен в перечень учебных дисциплин, изучаемых в духовных школах Русской Православной церкви и, следовательно, была восстановлена более чем столетняя традиция преподавания психологии в рамках цикла философских дисциплин в дореволюционной России. За почти 90 лет, прошедших с момента прекращения преподавания психологии в духовных школах, эта наука успела, отделившись от философии в конце XIX в., пережить бурный рост и стать самостоятельной разветвленной областью знания и практики. Психология, как в нашей стране, так и за ее пределами развивалась преимущественно вне церковной традиции, как секулярная наука, исключившая из своего рассмотрения духовный уровень организации человека, представления о невидимом духовном мире и, в значительной степени, проблемы морально-этических принципов и ограничений в познании человека.

Введение преподавания психологии в программы духовных школ в современной Российской Федерации требует, с одной стороны, изучения современного уровня развития психологии, но, с другой, необходимы анализ и оценка принципов и современных достижений этой науки с точки зрения богословия. Данный процесс анализа и духовной экспертизы научных и научно-практических психологических знаний происходит в настоящее время в среде верующих психологов.

Святоотеческая психология, то, что оставили нам выдающиеся церковные мыслители- о природе человека, о душе, о страстях, о борьбе со страстями. Но мы не можем отнести свои труды к святоотеческой психологии, так как мы обычные православные психологи, занимающиеся православной психологией, опираясь на психологию святоотеческую.

Тем не менее, в научной и практической психологии, развивавшихся в светской традиции, накоплена значительная ценная информация и полезные психолого-педагогических приложения, которые нуждаются в критическом осмыслении и освоении, тем более что современная общественная жизнь неразрывно связана с научной и псевдонаучной психологической информацией и психологическими воздействиями.

В основе православной психологии находится православное мировоззрение, она исходит из позиции христианской антропологии понимания человека как Образа и Подобия Божия как единства тела, души и духа. Таким образом, глубинный смысл человеческой жизни заключается в одухотворении и богоуподоблении, что осуществляется в

результате развития добродетелей и преодоления страстей. Он (смысл) изначально нам уже задан Творцом. Все другие ситуативные смыслы имеют значение в том случае, когда они подчиняются или хотя бы не идут в разрез с этим смыслом.

К основополагающим принципам православной психологии следует отнести:

- используемые разнообразные психологические методики преломляются через православное мировоззрение;

- понимание человека в контексте единства тела, души и духа — чёткой связи между ними, нарушение которой ведёт к болезням;

- смысл человеческой жизни в развитии добродетелей и преодолении страстей;

- смерть как переход души в иное состояние;

- признание воздействия на человеческую душу со стороны ангелов и падших духов;

- истинное исцеление не может происходить без процесса богопознания.

Полагается, что причиной внутреннего или межличностного конфликта является состояние, когда человек забывает, что он духовное существо, созданное Творцом.

Основными методами православной психологии являются самонаблюдение (интроспекция) и диалог. Под самонаблюдением понимается осознанность, самопознание, понимание мотивов своих поступков. Результатом познания своего внутреннего мира является понимание его приоритетной важности при разрешении проблемных состояний, осознание, что источник проблем внутри человека, а не вовне, аксиома: «познай себя - познаешь Бога». Значимая роль в православной психологии отводится понятиям греха и страсти, и православный должен ежедневно, ежечасно бороться со своими греховными привычкам, проявлениями страстей, так как первоначально человек грешит ради удовольствия, но затем он становится рабом греха (как, например, наркоманы и алкоголики). Выделяют восемь страстей, каждая из которых включает различные грехи: чревоугодие, прелюбодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

Очевидна, последовательная связь между страстями, когда «излишество предыдущей даёт начало последующей». Так, упорство в чревоугодии приводит к прелюбодеянию и т.д. и, чтобы одержать победу над этой страстью, необходимо сосредоточиться на борьбе с предыдущей в иерархии. Например, излечение от печали происходит через подавление гнева.

Как православный психолог, работающий в семинарии, автор оказывает помощь семинаристам в разрешении проблем в межличностных отношениях, внутриличностных и ценностных конфликтах, нейтрализации

последствий психологических травм и содействии в воцерковлении, так как без обретения духовной полноты человек не может быть счастлив по-настоящему.

Злость, ненависть, обиды, раздражительность, претензии присутствуют возникают в отношениях между людьми и вызывают напряжение и беспокойство. Стрессы возникают снова и снова, даже когда в жизни человека нет серьёзных поводов для переживаний. Защитные системы организма не выдерживают перегрузок, человек начинает болеть и страдать духовно и телесно. В результате появляются подавленное состояние духа, слабость, депрессия.

Учащимся семинарии, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, необходима профессиональная помощь психолога. Основной задачей при проведении консультации является оказание помощи и поддержки в преодолении трудностей, встречающихся на жизненном пути, возможность выработки адекватной оценки себя и окружающего мира, способность самостоятельно принимать решения. Психологическое консультирование способствует лучшему пониманию жизненных и профессиональных проблем и принятию соответствующих решений. Консультативная психология помогает человеку, обратившемуся за помощью, найти новые пути и средства выхода из трудной кризисной ситуации.

Важно научить человека не погружаться в свои проблемы, а уметь отстраниться от них. Наблюдение со стороны часто дает возможность более адекватно оценить ситуацию и найти выход из создавшегося положения. Необходимо «переключить» внимание на что-то светлое, радостное, духовное, помолиться Богу и попросить у Него помощи в решении проблемы.

Уместно вспомнить притчу «Чему можно научиться у стакана с водой». Учитель начал урок с того, что взял стакан, в котором было немного воды и показал его ученикам на вытянутой руке, спросив: «Как вы думаете, сколько это стакан весит?» Посыпались различные версии ответов: 50 грамм! 100 грамм! 125 грамм!

Учитель ответил: «Я не знаю, сколько он весит, я не взвешивал. Но скажите, что случится, если я продержу его так несколько минут?» Ученики - «Ничего». Учитель: «Что будет, если я буду держать его в течение часа?». Один из учеников: «У вас заболит рука».

«Верно, а что будет, если я простою со стаканом в руке на протяжении всего дня?»

«Рука онемеет и будет совершенно обессилена от мышечного перенапряжения, и наверняка придется обратиться за медицинской помощью»

«Отлично, - подтвердил учитель, - но изменится ли в течение дня вес стакана?»

«Нет»

«Тогда чем же вызваны такие последствия?»

Ученики молчали в замешательстве.

«Хорошо, что я должен сделать, чтобы исправить положение?» -спросил учитель. Несколько голосов ответило: «Поставить стакан на стол»

«Точно. Так вот, так же следует поступать и с жизненными трудностями. Если вы будете думать о них десять минут, все будет нормально. Если вы продолжите держать их в своей голове, вы почувствуете себя хуже. Думайте о них день напролет - и они обессилят и парализуют вас. Вы не сможете ничего сделать. Очень важно думать о сложностях и проблемах вашей жизни. Но еще важнее вовремя «ставить их на стол». Каждый день перед сном отложите ваши трудности в сторону. Тогда вы каждый день будете просыпаться полными сил и готовыми преодолеть любые препятствия, которые подсунет вам судьба».

Семинаристы изучают курс общей психологии, включающий лекции и практические занятия. Цель практических занятий - научить самостоятельной работе с основными источниками; решать задачи психологического анализа и конструировать разного рода ситуации в качестве средств управления интеллектуальным и личностным развитием. Кроме того, на занятиях по психологии учащиеся рассматривают индивидуальные особенности человека: характер, темпераменты и др., учатся оформлять свои идеи и знания в виде докладов или сообщений, а затем обсуждать их. Другой формой обучения являются индивидуальные беседы, анкетирование, применение методик «Адаптивность», личностных тестов («Дом-дерево- человек», «Несуществующее животное» и др.) с целью выявления нервно-психической устойчивости, коммуникативных навыков, моральных норм, тревожности, суицидального риска.

Практика показала, что семинаристы, имеющие хорошую психологическую устойчивость, адаптируются к учебной деятельности без особых проблем. Трудности адаптационного периода и учебной нагрузки испытывают те, у кого нарушены нервно-психическая устойчивость, моральные нормы, высокий уровень суицидального риска.

Будущий священник должен изучать психологию так же, как он изучает философию. Она отнюдь не христианская (хотя существует и религиозная философия), ее изучают для того, чтобы познакомиться с культурным и научным философским багажом. Точно также необходимо изучать психологию, причем и философию, и психологию нужно преподавать в богословской рефлексии.

Выпускники семинарии в перспективе могут быть преподавателями не только в воскресных школах, но и школах светских, им необходимо знать возрастные особенности детей, применять различные развивающие игровые методы, знать основы методики преподавания, методы и методики общения с ребенком.

Опыт педагогической работы автора (около 20 лет) свидетельствует о важности искренности преподавателя и его преданности своему делу. Каждое занятие должно быть основано, прежде всего, на доверии и взаимопонимании, духовном единении преподавателя и студентов.

Таким образом, для будущего священника, православного педагога, ведущего научную и педагогическую деятельность, работающего с людьми, важно умение правильного общения, понимание значимости слов и поступков, владение практической психологией общения и основами теоретических психологических знаний. В случае возникновения сложной, не решаемой сиюминутно проблемы следует обратиться к опытному православному психологу, который квалифицировано подскажет, как разобраться с трудной задачей и найти оптимальные пути решения.

Очевидно, что окружающий мир является отражением наших мыслей и то, как мы мыслим, определяет обстоятельства вокруг нас.

В настоящей действительности многие ищут истину и, стремясь к чистоте, свету и духовности, приходят в храмы. Люди стали понимать, что во-многом источником являются они сами, проживая бездуховную жизнь.

Давайте будем любить Бога, себя и ближнего, и тогда этот мир откликнется на нашу любовь.

Литература

Бухтиярова Т.Н. Общая психология: учеб.метод. комплекс. М.: ПСТГУ, 2011. 55 с.

Рязанова Т.Е. Психология: учеб.метод. пособие. М.:ПСТГУ, 2010. 80 с.

«Горе не мешает человеку быть счастливым». [Электронный ресурс] http:// www.sinergia-lib.ru/index.php?page=+lorgus_andrey&view=prin

«Православная психология и психотерапия». [Электронный ресурс]. http:// samopoznanie.ru schools/ pravoslavnaya_psihologiya_i_psihoterapiya/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.