Научная статья на тему 'Психология духовности человека'

Психология духовности человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2449
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология духовности человека»

Гуманитарная психология

психология духовности человека

В. П. Андронов, доктор психологических наук

В настоящее время в психологическую на- обоснование идеи включения духовно-религи-

уку начинает проникать духовно-нравственная проблематика. В этой связи в обширном мае-

О

сиве материала, еще не освоенного наукой, выделяется особая тема историко-психологиче-

озного опыта в систему научного познания в качестве ее полноправного объекта [2; 3; 4; 6; 9; 10; 11; 12]. Указанные тенденции свидетельствуют о необходимости поиска новой па-

и

и

ских исследовании

традиция в отечественной психологии. Ее разработка предполагает изучение особенностей

духовно-нравственная радигмы психологическои науки, выходящей за

границы естественно-научного подхода, что в свою очередь предполагает обращение к исто-

и

о

религиозного сознания, закономерностей нравственного совершенствования личности, мно-

О

о

говековои аскетической практики православного подвижничества в достижении святости. Опыт, накопленный на протяжении двух тысячелетий существования христианской культуры, содержит тонкие и интересные наблюдения и обобщения, отражающие глубинные структуры психической жизни человека. Его освоение становится особенно важным в связи с теми процессами, которые происходят в современном российском обществе. Оно потеряло смыслообразующие ценности, растратило

и

духовный опыт прошлых поколении, ориентировано все в большей степени на материальный успех, а не на нравственное воспитание человека, его духовное совершенствование.

И если учитывать, что христианский путь к святости означает прежде всего развитие в человеке добродетелей, имеющих ярко выраженную социальную ценность (таких, как любовь к людям, терпение, милосердие, сострадание, справедливость, взаимопомощь и т. д.), становится очевидным, сколь значим этот опыт для нашего времени. Этим объясняется растущий интерес к данной проблематике,

кам нашей культуры, расширение категориального аппарата и источниковой базы психологии. В частности, изучение святоотеческой религиозной традиции в этом плане имеет важнейшее значение для решения проблем духовного развития личности.

Согласно религиозной (христианской) антропологии человеческая природа складывает-

ся из единства его телесной, душевной и духовной форм жизни.

Назначение тела — самосохранение и продолжение рода. Телесная жизнь включает в себя питание, действие, воспроизведение человеческого рода. Душа включает в себя мысли (ум), чувства (эмоции) — «раздражительные силы», желания (мотивы) и волю — «вожделе-вательные силы». Назначение души летворение потребности ума в

чувств

в переживаниях, желаний

удов-знании, в их

исполнении.

Назначение духа — стремление к соблюдению человеком законов духовного мира, раскрытых в христианских нравственных заповедях. Как подчеркивается в христианской литературе, дух проявляется во внутренней жизни как: а) «страх божий» (трепет перед величием

© В. П. Андронов, 2007

Бога, беспредельностью Вселенной, неотвратимостью наказания за совершенные грехи и др.); б) совесть (интуитивное ощущение того, что есть благо, а что — вред, что есть добро, а что — зло); в) «жажда Бога» (неудовлетворенность земными благами и поиск высшего смысла бытия, соединения с Богом, «обоже-ния»).

Дух, по мнению известного русского философа И. А. Ильина, — «самое главное в человеке... Дух есть живое чувство ответственности, воля к совершенству; умение распознавать и принимать совершенное; способность к бескорыстной любви и самоотверженному смирению... Это — «потребность священного», радость осознания себя нашедшим свое призва-

его производные перестали быть центром внимания. Это обстоятельство в свое время было прокомментировано Л. С. Выготским: «Человека забыли».

Такой подход в изучении человеческой психологии ориентирован на выявление общих закономерностей и законов, построение типов и классификаций психических феноменов (функций, явлений, состояний). Основной ценностью при этом является объективность и новизна психологического знания как результата исследования. Психологическое знание строилось на основе наблюдения и экспериментирования, а истинным считались такие результаты исследования, которые могли быть проверяемы и воспроизводимы. Есте-

ние, дар молитвы, «сила поющего сердца», «жи- ственно-научное познание человека часто не

лище совести», место рождения искусства и источник правосознания, основа патриотизма,

отличается от исследования природных явлений. Человек рассматривается как объект, от-

О

и

здоровой государственности и великои культуры» [8].

Согласно христианской антропологии, дух есть то, что должно стоять на вершине иерархии психической жизни человека. Когда же иерархия нарушается и главенствующее место в ней занимают низшие составляющие психической жизни и человеческого бытия, говорить о полноценной, совершенной и гармоничной личности неправомерно.

Как западная, так и отечественная психология до недавнего времени исключала из научного рассмотрения духовное бытие человека. Духовность человека интересовала

идеалистическую философию, религию, художественное творчество и т. д. Это обстоятельство в конце концов привело к возникновению кризиса в психологии.

Кризис психологии, сравнимый, может быть, с кризисом физики в конце XIX и начале XX в., обусловлен необходимостью фундамен-

страненныи от исследователя, изучающего его беспристрастно, с внешней позиции. Такой объективистский подход к внутреннему миру человека не позволяет понять человеческую субъективность как некоторую целостность. Психология в русле данной парадигмы исследует специфические стороны человеческой психологии, ее отдельные функции, процессы, состояния и т. д. Она не дает целостного, системного представления о человеке как индивидуальной и уникальной личности. Целостность личности не может быть построена из

О

суммы ее элементов, вместе с тем каждый элемент не может быть понят вне целого, посколь-

О

и

ку в каждой части действует данное целое. Вместе с тем в конце этого века наблюда-

ется возникновение новой, гуманитарной парадигмы в науках о человеке и обществе. Гуманистическая ветвь психологии возродила интерес к внутриличностному содержанию психического через идею самоактуализации и активное использование категории «Я» (А. Г. Асмолов, У Джеймс, Ч. Кули, Д. Мид, Ф. Перлз, К. Роджерс, Г. Салливан, К. Юнг и др.). Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека. Под этим понятием, согласно данной парадигме, имеется в виду прежде всего его нравственный строй, способность руковод-психологии понятие «душа» и, соответственно, ствоваться в своем поведении высшими цен-

тальнои смены парадигмы.

Психология как наука возникает в последней четверти XIX в. благодаря заимствованию из естествознания строго научных методов исследования, прежде всего эксперимента. С того времени естественно-научная парадигма, в основе которой лежит система мышления естествоиспытателя И. Ньютона и философа Р. Декарта, становится ведущей в психологии.

В рамках естественно-научной парадигмы

Гуманитарная п}°г и я

ностями социальной, общественной жизни.

Гуманитарная парадигма в психологии предполагает раскрытие, понимание душевной жизни человека как органической целостности, а не суммы его отдельных структурных элементов. Здесь на смену естественно-научному объяснению в терминах причинно-следственных зависимостей приходит гуманитарное понимание самоценности, многомерности, уникальности субъективного мира человека. Такое понимание связано не только с разумом, мышлением, но и с иррациональным переживанием, пристрастностью, сопереживанием, сочувствием, соучастием. Следует особо подчеркнуть, что гуманитарный подход не отрицает ценности естественно-научного психологического знания и методов его получения. Старая парадигма не является сама по себе плохой, пока применяется только к тем психологическим явлениям, которые может объяснить адекватно. В этом плане можно привести следующую интересную параллель из истории революционных перемен в физике. Ньютоно-декартовская модель Вселенной, созданная в XVII в., была адекватной и весьма успешной до тех пор, пока физики исследовали явления в мире повседневного опыта человека или в зоне средних измерений. Как только они стали проникать за пределы обыденного восприятия в макромир астрофизики и микромир субатомных процессов, сразу обнаружилась непригодность старой, традиционной парадигмы, возникла необходимость в ее смене. Вместе с тем старая парадигма не исчезает, а становится особым случаем новой. Например, ньютоновская механика может рассматриваться как специальный случай эйнштейновской теории относительности, для которой существует определенный диапазон ее применимости.

Аналогично этому объективные методы и приемы исследования в психологии, заимствованные из арсеналов естественных наук, применимы лишь в границах изучения человека как природного существа и непригодны для понимания и постижения духовной жизни человека, его личностных ценностей и смысла жизни. Поэтому гуманитарная психология предлагает свои методы понимания и толкования явлений душевной жизни. В качестве таких методов выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог,

биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика [11]. Вместе с тем следует подчеркнуть, что гуманитарная парадигма, как и естественно-научная, имеет свои границы применения. Ограниченность гуманистического подхода обнаруживается прежде всего в понимании духовных феноменов.

Последние, как правило, редуцируются, низводятся до уровня психологических, эмоциональных жизненных переживаний, которые возникают на основе психологических механизмов чувствования-идентификации и эмпа-тии исходя из гуманистической системы ценностей, осознаваемых как индивидуальный вывод из сознания. Гуманистическое сознание, редуцируя духовную жизнь личности к ее психическим состояниям и анализируя последние как автономные категории, рассматривает духовную жизнь как нечто статичное и неизменное, не усматривая динамику ее развития. Гуманистическое сознание проявляется как антропоцентризм: мир центрируется вокруг независимого, самоценного и творчески самоутверждающегося «Я». Гуманистическая личность видит мир из замкнутого круга своего сознания.

Таким образом, чтобы понять духовную сущность человека, требуется новая, духовная парадигма. Эта парадигма позволит создать духовную психологию человека, определенные предпосылки которой в настоящее время уже имеются. К ним можно отнести наследие мировой и отечественной религиозной философии, духовный опыт исповедников и подвижников веры, учение Отцов Церкви и многовековую аскетическую практику православного подвижничества в достижении святости и др.

Важно иметь в виду, что познание может осуществляться на разных уровнях существования психологического знания — обыденного, научно-академического, искусства, духовно-религиозного опыта. В этой связи в работах современных отечественных психологов — Б. С. Братуся, В. П. Зинченко, Б. В. Ничипо-рова, Ф. Е. Василюка и других — делаются попытки осмысления возможности и необходимости изучения святоотеческой религиозной традиции и создания основ подлинно духовной психологии, ориентированной на изучение нравственно-духовного потенциала человека [2; 3; 6; 9; 10]. Изучение уникального

опыта конкретной личности в ее стремлении к духовности — один из адекватных методов психологического подхода к этой сложной проблеме.

указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы. Ведь «жить стоит только теми, верить стоит в

Основным определением духовности явля- то, за что стоит бороться и умереть, ибо

ется независимость человека от всего органического (телесного), влечений, пристрастий, прельщений. Дух есть освобождение от телесного и душевного, выход за их пределы. Это и есть подлинная внутренняя, духовная свобода, т. е. свобода именно духа, который «веет, где хочет», а не души и не тела.

Религиозной философ И. А. Ильин писал: «Тело человека несвободно. Оно находится в пространстве и во времени, среди множества других тел и вещей... Все это делает тело человека несвободным в движении, смертным... всегда подчиненным всем законам и причинам вещественной природы... Он может не знать о них или забыть об их действии, но освободиться от них он не может.

Несвободна и душа человека. Прежде всего, она связана таинственным образом с телом и обусловлена его здоровой жизнью. Далее, она связана законами времени и последовательности... Она связана своим внутренним устройством, которого она сама не создает и нарушить не может: законами сознания и бессознательного, силою инстинкта и влечений, законами мышления, воображения, чувства и воли... Душа не творит сама этих законов, а подчиняется им и не может изменять их по произволению. Но духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода. Ибо дух есть сила самоопределения к лучшему» [8, с. 95].

Духовное бытие, таким образом, существует там, где начинается освобождение человека от

смерть есть истинныи и высшии критерии для всех жизненных содержаний» [8, с. 52]. А то, что не стоит смерти, с духовной точки зрения не стоит и жизни. Именно поэтому духовность человека обнаруживает себя в наивысшей степени и становится способом его жизни, когда для человека открываются его личные отношения с Богом — поистине высшей Основой бытия всего сущего.

Отсутствие индивидуального духа снижает уровень внешнетелесного существования (вплоть до органических заболеваний), снижает качество всей жизни (труда, творчества, нравственности). Именно с культивированием индивидуального, личного духа связано творение и возрастание качества жизни.

Духовность субъекта, индивидуальный дух представляют собой естественное принятие и следование высшим образцам человеческой культуры, переживание нравственных норм общежития, принятие высших ценностей бытия человека как своих собственных. Можно сказать, что человек духовен в той мере, в какой объективный и абсолютный дух стали его субъективным (индивидуальным) духом.

Наряду с добродетелями и личностными совершенствами у человека может возникать состояние, называемое православной антропо-

и

логиеи грехопадением.

В психологическом плане это деформация, нарушение человеком в себе иерархии составляющих его структуру: на первое место выхо-

его плотское

чужой и, главное, своей собственной «само- дит низшая часть человека сти». Свобода есть сила, энергия порыва к начало, подчиняющее себе и «душу» и «дух», лучшему и высшему. Дух есть любовь к каче- которые становятся слугами тела и пытаются ству и воля к совершенству во всех областях жизни. И потому само духовное бытие определимо и описываемо лишь в его значении для нас и в его действии на нас, но не в том или ином содержании человеческой культуры самой по себе.

реализовать свои устремления лишь в различных формах организации «телесно-физической» жизни. Преподобный Максим Исповедник прямо описывает это как переворот внутренней структуры на 180 градусов. Он отмечает, что до грехопадения дух человека находил пищу в Боге, душа питалась духом, а тело жило душою. Человек был направлен ти и чувству долга; к праву, правосознанию и вверх — к Богу. После грехопадения эта на-государственности; к искусству и художе- правленность изменилась: дух стал жить за

Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает человеку путь к любви, совес-

ственной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии. Только духовность может

за счет тела, а тело

за

счет души, душа счет поглощения бездушной материи, в кото-

Гуманитарная пгихокния

рой и обретает себе смерть. Вечная бессмертная часть нашего существа оказалась подчинена временной и смертной. Это случилось тогда, когда человеком была нарушена заповедь о воздержании и необходимости контролировать свои низшие проявления высшими [7].

Для психологической науки очевидна мысль о том, что нельзя высшее, духовное подчинять низшему, бессознательному, что, собственно, и составляет суть «перевернутого человека». Павел Флоренский говорит, что грех — это момент разлада, распада духовной жизни. Чувственность, освобожденная от контроля и управления духом и разумом, все более и более вступает в антагонизм с духовной сущностью человека: «низшие душевные и физиологические потребности человека, получив в нем преобладание, вследствие ослабления духа, не сдерживаемые, не управляемые и не объединяемые каким-либо принципом и силою, разбрелись в разные стороны, увеличились в своей численности и усилились в своей интенсивности, получив характер безмерности» [13, с. 232]. Отсюда одностороннее развитие в человеке одних способностей и сил за счет других, что находит свое наиболее полное выражение в понятии «страсти».

Страсти, связанные с телесно-потребност-ной сферой, становятся центром психического мира человека. В христианской антропологии страсть понимается как несвободное состояние сил человека, отражающее единичный интерес, чрезмерно разросшийся в ущерб другим и подчиняющий себе волю человека. Примером этого является алкоголизм, когда человек полностью порабощен одной страстью — стремлением к выпивке, а все остальные устремления задавлены этой страстью.

Православное учение сводит все многообразие страстей к восьми главным, которые разделяются на телесные и душевные — «чревоугодие», «блуд», «сребролюбие», «гнев», «печаль», «уныние», «тщеславие», «гордость». Страсти опираются, по словам Максима Исповедника, на неправильное употребление вещей, т. е. не пища является злом, а чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие, «а если так, то нет в природе зла, кроме злоупотребления, которое случается от невнимания ума к действиям естественным». Он подчеркивает, что «пища создана для двух потребностей — для питания и врачевания»,

поэтому «принимающие ее не с этими намерениями, употребляют во зло данное Богом на пользу, осуждаются как сластолюбцы. И во всех вещах неправильное употребление есть грех» [7, с. 240 — 241]. Источник греха — в поврежденности духовной стороны человека.

Страсти являются духовной болезнью личности или, на языке психологической науки, — психопатологией. Прельщенный страстью человек теряет возможность управления своей психикой, не способен адекватно восприни-

мать окружающую действительность.

В классификации психических расстройств в психиатрии описана такая форма личностной психопатии, как нарциссизм. Содержание понятия нарциссизм фактически совпадает с содержанием понятий гордости и прелести. Нарциссизм является формой «прелестного состояния».

Описательно-диагностическими характеристиками феномена нарциссизма-прелести являются: 1) преувеличенное самомнение; 2) подверженность фантазиям о неограниченном успехе, власти, красоте, идеальной любви; 3) са-мовостриятие себя как уникальной личности (человек общается только с себе подобными); 4) требование всеобщего поклонения; 5) наивное представление о том, что все ожидания будут оправдываться; 7) требование автоматического согласия; 7) эксплуататорское использование других для достижения собственных целей; 8) нежелание замечать свои недостатки и считаться с потребностями других; 9) за-

%

вистливость и одновременно убежденность в зависти со стороны других; 10) высокомерие в обращении с окружающими [5]. Критерий для постановки диагноза — наличие не менее 5 вышеуказанных показателей.

Утрата духовного компонента у человека неизбежно приводит к технократизации его мышления. Оно становится рассудочным, бездуховным, стремится достигать цели любыми средствами, не утруждая себя размышлениями о соразмерности «целей» и «средств»; руководствуется внешними по отношению к человеку и его ценностям целями, игнорирует категории веры, нравственности, совести, добра, справедливости и правды.

Духовная составляющая мышления человека позволяет ему оценивать ситуацию с точки зрения единства логической, этической и эстетической сторон познания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На духовном уровне развития постигающая способность мышления поднимается на высшую ступень, отражая жизнь в единстве ее логических, психических и моральных аспектов. Конечной единицей содержательного анализа является поступок в единстве его поведенческих, психологических и нравственных составляющих. Содержательный характер планирования реализуется в рассмотрении личностью жизни как динамического процесса духовного становления.

Духовность человека в традициях христианской антропологии рассматривается как единство познавательной (истины), нравственной (добро) и эстетической (красота) ее составляющих. Главный принцип православной психологии — «чистые сердцем Бога узрят». Иными словами, «очищение» личности, ее духовное совершенствование является предпосылкой познания истины.

У религии и науки — разные ориентиры в познании. Наука утверждает рациональный, рассудочный путь познания истины, религия считает, что истина — это «вера в высшей степени ее основательности». Ориентация на рациональное знание на личностном уровне

отношении как условия достижения истинности познания составляет основной стержень

О

соотносится святоотеческой традициеи с понятиями гордости и прелести. Развитие гордости теснейшим образом связано с приобретением новых знаний и «прямо пропорционально» им. «Знание надмевает», — утверждает апостол Павел. Для верующего человека Бог и Истина — одно и то же. Гордость и тщеславие выстраивают барьер между истиной и ее исследователем. Гордый человек не признается в своих ошибках, а, значит, склонен обманывать и себя, и других. Соответственно, для та- нии человечеству через самореализацию, в

всей православной святоотеческой традиции.

Трем составляющим духовного начала соответствуют три сферы духовной деятельности: созидающее научное знание, нравственность, искусство. В свою очередь, в истории выделялись три чистых типа духовных творцов: познающий (мудрец, мыслитель), праведник (святой), художник (поэт, композитор, живописец и т. д.). Духовная жизнь человека связана прежде всего с духовными исканиями, с поиском смысла жизни. Основными сферами духовных исканий являются: добро и зло, любовь и ненависть, истина и заблуждение, мера и гармония, красивое и безобразное, право и государственность, наука и творчество, искусство и религия, и т. д.

Духовные искания человека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности — произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, драматургии. Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, в нем человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение и т. п.

Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. Смысл жизни выводится из мировоззрения как системы взглядов на мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности, к самому себе. Смысл жизни в этом плане личность может найти в стремлении к совершенству, в служе-

кого психолога закрыта возможность адекватного познания психического мира другого человека, ибо не исправен его собственный «познавательный аппарат». Основным принципом познавательной деятельности согласно святоотеческой традиции является принцип неразрывной связи глубины познания и уровня

и

нравственно-духовного развития познающей личности. Только высоконравственная личность способна познать истину; только святому, как утверждает христианское вероучение, она открыта непосредственно, без организации особого исследования и использования специальных процедур.

Идея самосовершенствования в этическом

ориентации на гуманистические ценности.

Виктор Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» пишет о том, что человек всегда стремится обрести смысл, но этот смысл нельзя ему дать, он должен сам его найти [15]. Если стремление к смыслу остается нереализованным, то человек ощущает фрустрацию, экзистенциальный вакуум (отсутствие содержания и цели жизни, апатию, скуку, опустошенность). Смысл можно найти, по мнению В. Франкла, в трех группах ценностей: ценности творчества (созидание), ценности переживания (благоговение перед красотой природы или произведения искусства, духовный экстаз, любовь, наслаждение), ценности отно-

шения (отношения с другими людьми, осмыс- логических рассуждений и теоретического ана ленное отношение к судьбе, боли, вине, смерти). Человек должен занять определенную позицию по отношению к судьбе, которую он не в состоянии изменить (как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест — мужество в страданиях, достоинство приговоренного и обреченного). Человек отвечает за то, что он делает, кого он любит и как страдает.

лиза, а непосредственно в понятии «правда» [14]. «Правда» раскрывается сознанию как достоверность, уверенность в истине, как сущность и тайна подлинного бытия, как абсолютное Добро и Красота. В этом понятии объединяются логическая, этическая и эстетическая стороны познания. Истина, Добро и Красота не выводятся из сознания человека, а яв-

Смысл жизни, выражая жизненные позиции ляются объективными духовными законами, ос-

и устремления человека, зависит от его реальных достижений, от реальной способности выразить себя в формах жизни. «...Смысл жизни, — пишет К. А. Абульханова-Славская, — это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям» [1, с. 73].

Смыслу жизни противостоит отчуждение человека от жизни, когда собственные действия, поведение, жизнь в целом теряют ценность, значимость. Потеря смысла жизни это духовное заболевание человека. Потеря смысла жизни стоит на одном из первых мест среди причин самоубийств.

Если гуманистическое сознание ищет смысл жизни в субъективных ценностях, то духовное — в таких высших ценностях, которые являются благом и в объективном и субъективном отношении. Высшим благом и, тем самым, смыслом является сама жизнь как осмысленная полнота и целостность. Примером такого блага является любовь, которая, преодолевая корыстие и эгоизм личной жизни, противоположность между субъективным и объективным, дает личности полноту подлинной жизни и, тем самым, придает смысл каждому ее мгновению. В духовном со-знании постижение истины осуществляется через осознание своего бытия в истине.

Духовно развитой личности, как считает С. Л. Франк, истина открывается не путем

новой мироздания, высшими смыслообра-зующими ценностями жизни. Поэтому подлинная духовность человека проявляется в его поступках как личная обязанность и потребность делать добро.

В рамках духовной парадигмы личность понимается как целостное единство, носитель

и

и

своей духовной жизни и личностных свойств. Другая личность воспринимается не как «объект познания», а как живое «Ты», отличное от «Я». Любая точка зрения воспринимается исходя из личности высказывающегося человека. Всякое высказывание имеет личностный характер. Вместе с тем и коллектив

людей мыслится как первичное духовное единство, диалектическая единораздельная целостность многих индивидуальных сознаний, которую С. Л. Франк называет соборностью. Соборность может проявляться в форме духовного единства семьи, наций и государства, основанного на общности культуры, веры, обычаев, нравов и т. д. Духовная личность понимает жизнь как динамический процесс духовного становления.

Итак, применение святоотеческого опыта в целях введения духовного бытия человека в качестве полноправного предмета научного анализа позволяет расширить проблемно-предметное поле исследований, уточнить кон-цептуально-терминологический аппарат и методы психологических исследований.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. М., 1991.

2. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура / Б. С. Братусь. М., 1994.

3. Василюк Ф. Е. Молитва и переживание в контексте душеподчинения / Ф. Е. Василюк / / МПЖ.

2003. № 3.

4. Гостев А. А. Образная сфера в познании и переживании духовных смыслов / А. А. Гостев. М., 2001.

5. Гостев А. А. Святоотеческая мысль как источник историко-психологического анализа / А. А. Гостев, В. Н. Елисеев, В. А. Соснин / / Современная психология: состояние и перспективы исследований: сб. науч. трудов. М., 2002.

6. Дворецкая М. А. Святоотеческая психология: программа курса и конспект лекций / М. А. Дворец-кая. СПб.. 2000.

7. Зарин С. М. Аскетизм. По православно-христианскому учению / С. М. Зарин. М., 1996.

8. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. М., 1993.

9. Начала христианской психологии: учебн. пособие для вузов / под ред. Б. С. Братуся. М.,

10. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию / Б. В. Ничипоров. М., 1994.

11. Слободчиков В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 1995.

12. Флоренский П. Столп и утверждение истины / П. Флоренский. М., 1914.

14. Франк С. Л. Реальность и человек / С. Л. Франк. М., 1997.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990.

Поступила 25.04.07.

1995

проблема планирования и прогнозирования на современном этапе развития психологии

В. П. Андронов, доктор психологических наук, М. С. Ионова

Интенсивное развитие на современном эта- рование успешно исследуются на протяжении

пе психологии как науки сопровождается уси-

лением степени ее влияния на социальные и самостоятельной научной дисциплины.

всего периода существования психологии как

Раз-

экономические процессы, что во многом определяет эффективность развития производства, образования и здравоохранения. В связи с этим общество сегодня предъявляет все более высокие требования к профессионализму психолога.

Для того чтобы стать хорошим специалистом, психологу недостаточно овладеть необходимым объемом знаний и сформировать требуемые умения и навыки. Особое значение

личные аспекты прогнозирования исследовали В. Вундт, О. Зельц, Ж. Пиаже, А. Валлон, Дж. Брунер, А. Бандура, X. Хекхаузен, Р. Берне. Среди отечественных психологов хотелось бы выделить работы А. В. Брушлин-ского, Б. М. Теплова, Б. Ф. Ломова и Е. Н. Суркова. Планирование наиболее полно представлено в работах Д. Миллера, Ю. Га-лантера, К. Прибрама, в отечественной психологии — в трудах В. В. Давыдова, Я. А. Поно-

для успешности и эффективности работы пси- марева, С. Н. Архангельского, Д. Н. Завалиши-

холога имеет высокий уровень профессионального мышления, определяемого как некоторая система компонентов различного характера [3]. Выделяя среди них планирование и прогнозирование, мы подчеркиваем их важную роль в решении профессиональных задач внутри профессиональной деятельности психолога. Значимостью данных компонентов

ной и других, внесших неоценимыи вклад в разработку данной проблематики.

Существенный опыт, накопленный за истек-

и

шии период в изучении планирования и прогнозирования, послужил базой для современных психологических исследований в данном направлении.

Сегодня процессы планирования и прогно-

объясняется неугасающий интерес исследова- зирования рассматриваются и как специаль-

телей к этой проблеме.

Целью данной работы является определение степени разработанности проблемы планирования и прогнозирования на современном этапе.

В ходе анализа психологической литературы установлено, что планирование и прогнози-

ныи предмет анализа, и в связи с исследовани-

и

ями мышления, принятия решении, мотивации и ряда других проблем психической жизни

человека.

Прогнозирование в качестве специального предмета исследования выдвигает в своих ра-

© В. П. Андронов, М. С. Ионова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.