Научная статья на тему 'Что сулит новый гражданский кодекс системе образования?'

Что сулит новый гражданский кодекс системе образования? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / НОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА / ПРАВОВОЙ СТАТУС / УЧРЕДИТЕЛЬ / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ / АВТОНОМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / LEGAL SYSTEM / CIVIL LAW NORMS / LEGAL STATUS / FOUNDER / OPERATIVE MANAGING BY PROPERTY / AUTONOMOUS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бердашкевич Анатолий Петрович

Изменения законодательства, регулирующего правовой статус школ. Управление имуществом в условиях введения новых правовых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что сулит новый гражданский кодекс системе образования?»

что

СУЛИТ новый

Гражданский кодекс системе образования?

Анатолий Петрович Бердашкевич,

государственный советник Российской Федерации 1 класса, помощник председателя Комитета Государственной Думы по образованию, кандидат юридических наук

В первом полугодии 2012 года в Государственную Думу был внесён проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект был подготовлен Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в соответствии с поручением Президента России от 17 октября 2011 г. № Пр-3110. Содержание и объём предусмотренных законопроектом изменений и дополнений позволяют говорить о существенной модернизации основных норм гражданского права.

• правовая система • нормы гражданского права • правовой статус

• учредитель • оперативное управление имуществом • автономное управление

Правовой статус школ

К наиболее значимым для школ изменениям можно отнести те, которые касаются их правового статуса. Законопроект предполагает существенно пересмотреть часть первую действующего ГК РФ. Изменениям подверглось практически каждое положение гражданского права в этой части ГК РФ. В статье 1 ГК РФ предлагается закрепить принцип добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей. Законодательное закрепление этого принципа позволит не только установить важнейшие ориентиры поведения субъектов гражданского права, но и шире применять меры гражданско-правовой защиты. Законопроект уточняет круг отношений, регулируемых гражданским законодательством, предусматривает упорядочение орга-

низационно-правовых форм юридических лиц, особенно некоммерческих организаций: предусмотрено закрепление в рамках ГК РФ исчерпывающего перечня организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц.

Юридические лица, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), отнесены к корпоративным организациям (корпорациям). Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, отнесены к унитарным организациям.

К некоммерческим унитарным организациям отнесены:

• общественные, благотворительные и других фонды, в том числе автономные некоммерческие организации;

• государственные (в том числе государственные академии наук), муниципальные

и частные (в том числе общественные) учреждения;

• религиозные организации.

В уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. В уставе некоммерческой организации, осуществляющей приносящую доход деятельность, должны быть определены виды такой деятельности, соответствующие целям её создания и её основной деятельности.

По сложившейся практике почти все общеобразовательные учебные заведения являются учреждениями по организационно-правовой форме. Поэтому приведённые ниже цитаты и заимствования из текста законопроекта относительно учреждений имеют непосредственное отношение к правовому регулированию государственных и муниципальных учебных заведений России.

В соответствии с терминологией обсуждаемого законопроекта «учреждением признаётся унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера».

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закреплённое собственником за учреждением или приобретённое учреждением, учреждение имеет право оперативного управления.

Учреждение может быть создано гражданином либо юридическим лицом (частное учреждение), а также Российской Федерацией либо субъектом РФ (государственное учреждение). Муниципальные образования вправе создавать муниципальные учреждения.

Законопроект не допускает соучредительства нескольких лиц при создании учреждения. К основным характеристикам правового ста-

туса учреждений, вводимым законопроектом, можно отнести перечисленные ниже.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несёт собственник соответствующего имущества.

Учредитель учреждения назначает его руководителя; в случаях и в порядке, предусмотренных законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении может быть создан коллегиальный орган (совет), подотчётный учредителю. Компетенция коллегиального органа учреждения, порядок его создания и принятия им решений определяются законом и уставом учреждения.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, особенности правового положения отдельных видов государственных и муниципальных учреждений определяются законом.

Оперативное управление имуществом

Государственные или муниципальные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Имущество считается принадлежащим учреждению, если оно закреплено за ним собственником, приобретено за счёт средств, выделенных собственником для его приобретения, а также получено

за счет разрешенной ему приносящей доходы деятельности либо по иным основаниям, не противоречащим закону или уставу учреждения. Доходы, полученные учреждением за счёт разрешённой ему приносящей доходы деятельности, должны учитываться на отдельном балансе.

Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с законом решает вопросы создания учреждения, определения предмета и целей его деятельности, реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего учреждению имущества, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом или уставом учреждения.

Законопроект ужесточает контроль собственника (учредителя) над имуществом, переданным в оперативное управление, над доходами и иными ресурсами учреждения. Собственник имущества учреждений, за исключением казённых, вправе устанавливать порядок распределения их доходов, полученных за счёт разрешённой им приносящей доходы деятельности. Собственник имущества вправе изъять неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за учреждением, не являющимся автономным, а также приобретённое учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Собственник имущества, установив, что учреждение не использует или использует не по назначению имущество, должен предупредить учреждение о возможности изъятия этого имущества и предоставить разумный срок для устранения нарушения. Изъятие имущества у учреждения допускается по решению собственника при условии, что учреждение не устранило недостатки, послужившие основанием для соответствующего предупреждения.

Учреждение не вправе продавать принадлежащее ему на праве оперативного управления недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Казённое учреждение вправе отчуждать или иным способом распоряжаться движимым имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретённым за счёт средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, лишь с согласия собственника этого имущества. Казённые учреждения без согласия собственника реализуют производимые ими товары, работы и услуги при предпринимательской или иной приносящей доходы деятельности, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Для материального обеспечения основной (уставной) деятельности некоммерческие организации могут осуществлять иную, приносящую им доход деятельность, виды которой определены в их уставах и соответствуют целям их создания и их основной деятельности. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрена приносящая доходы деятельность, должна иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по её обязательствам, в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Автономное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, относящимся к недвижимому или особо ценному движимому имуществу, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счёт выделенных собственником средств. Остальным имуществом, в том числе приобретённым за счёт разрешённой ему приносящей доходы деятельности либо полученным в качестве пожертвования от граждан или юридических лиц, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Право оперативного управления движимым имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента

передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право оперативного управления недвижимым имуществом возникает с момента государственной регистрации.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретённое учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у казённого учреждения по решению собственника.

Законопроект устанавливает, что образовательные организации (если отсутствует цель извлечь прибыль) вправе без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъёмных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из других правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) и предоставлять их учащимся и преподавателям для экзаменов, аудиторных занятий и домашней подготовки в необходимых для этого количествах.

Ранее такое право было предоставлено только библиотекам: школы могли привлечь к ответственности за нарушение авторских прав, если на уроке детям читали выдержки из художественных или публицистических произведений.

Защита прав

Следуя общеевропейским тенденциям развития законодательства о статусе юридических лиц, законопроект усиливает традиционные положения об имущественной ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени соответствующего юридического лица (т.е. физических лиц, являющихся его руководителями), а также членов его коллегиальных органов (наблюдательных советов, правлений и т.п.) и лиц, фактически определяющих (контролирующих) его действия. Все эти лица должны возмещать убытки, причинённые ими юридическому лицу, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

Актуальны и востребованы нововведения, направленные на защиту прав владельцев имущества, возмещение реального ущерба, причинённого, в том числе, правомерными действиями органов государственной власти или местного самоуправления.

Законопроект устанавливает, что федеральный закон вступит в силу по истечении некоторого переходного периода. Перерегистрации ранее созданных юридических лиц и переоформления прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, не требуется. При регистрации вносимых в связи с принятием федерального закона изменений в учредительные документы юридических лиц не будет

взиматься государственная пошлина. * * *

Федеральный закон не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета, не приведёт к уменьшению доходов федерального бюджета, а также к каким-либо иным изменениям финансовых обязательств Российской Федерации.

Новую редакцию главы 4 Гражданского кодекса РФ применяют со дня вступления в силу к некоммерческим организациям, включая потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), фонды, учреждения, религиозные организации. Перерегистрации ранее созданных названных юридических лиц в связи с вступлением в силу закона не требуется. При регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц, в связи с приведением их в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса РФ в новой редакции, государственную пошлину не взимают.

Положения Гражданского кодекса РФ в новой редакции при установлении субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного или автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, применяют к соответствующим правоотношениям, возникшим, в том числе, после 1 января 2011 года.

Нормы Гражданского кодекса РФ в новой редакции об обособленном имуществе некоммерческих организаций, уставами которых предусмотрена приносящая доходы деятельность, применяют в отношении некоммерческих организаций, созданных до дня официального опубликования настоящего Федерального зако-

на, с 1 июля 2013 года. Со дня официального опубликования закона некоммерческие организации могут создаваться только с соблюдением требования об обособленном имуществе некоммерческих организаций.

Новая версия Гражданского кодекса РФ определяет ответственность лиц, принимающих решение, за неправильные и неэффективные действия и за нерентабельное использование имущества и других ресурсов системы образования. Это относится к лицам, которые вправе представлять учебные заведения, а также выступать от органов управления учебными заведениями или органов муниципальной и государственной власти. Вводится дополнительная дифференциация в правовой статус казённых, бюджетных, автономных и частных учреждений, в частности, учредители и собственники имущества должны усилить контроль над целевым использованием переданной недвижимости и других ресурсов школ.

Новая версия Гражданского кодекса РФ расширяет возможности школ при использовании объектов интеллектуальной собственности в учебном процессе. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.