Научная статья на тему 'ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРАЖЕНИЕ «ДӘҮЛӘТ КОШЫ» (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПТИЦА) В ДАСТАНЕ «ИДЕГЕЙ»?'

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРАЖЕНИЕ «ДӘҮЛӘТ КОШЫ» (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПТИЦА) В ДАСТАНЕ «ИДЕГЕЙ»? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сульдэ (онгон) / кыйат / золотая корона / золотой трон / символы клана / ике баш кара кош / ак шонкар

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исхаков Дамир Мавлявеевич

Несмотря на длительное изучение дастана «Идегей» фольклористами, далеко не все аспекты сюжетов и понятий, присутствующих в этом эпическом произведении, на сегодня получили полноценное объяснение. Одним из таких не проясненных моментов эпоса является присутствующее в дастане «Идегей» выражение «дэулэт кошы», имеющее определенные характеристики. Исследование данного вопроса показало, что понятие «государственная птица» должно рассматриваться в ряду общего «птичьего» сюжета, имеющего прямое отношение к охотничьей птице хана Тохатмыша, маркированного в дастане как «кара лачын» или «твкле аяк». В результате было выяснено, что за выражением «дэулэт кошы» в дастане скрывается древний тотемический символ рода Чингисхана, а именно, птица клана кыйат, являвшийся сульдэ (онгоном) этого племени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРАЖЕНИЕ «ДӘҮЛӘТ КОШЫ» (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПТИЦА) В ДАСТАНЕ «ИДЕГЕЙ»?»

Занкиевские чтения

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА, ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СИБИРСКИХ ТАТАР

Б01: 10.24412/с1-37095-2024-1-208-212

Исхаков Д. М.

старший научный сотрудник,

Тобольская комплексная научная станция УрО РАН, г. Казань

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРАЖЕНИЕ «ДЭYЛЭТ КОШЫ» (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПТИЦА) В ДАСТАНЕ «ИДЕГЕЙ»?

Ключевые слова: сульдэ (онгон), кыйат, золотая корона, золотой трон, символы клана, ике баш кара кош, ак шонкар.

Аннотация. Несмотря на длительное изучение дастана «Идегей» фольклористами, далеко не все аспекты сюжетов и понятий, присутствующих в этом эпическом произведении, на сегодня получили полноценное объяснение. Одним из таких не проясненных моментов эпоса является присутствующее в дастане «Идегей» выражение «дэулэт кошы», имеющее определенные характеристики. Исследование данного вопроса показало, что понятие «государственная птица» должно рассматриваться в ряду общего «птичьего» сюжета, имеющего прямое отношение к охотничьей птице хана Тохатмыша, маркированного в дастане как «кара лачын» или «твкле аяк». В результате было выяснено, что за выражением «дэулэт кошы» в дастане скрывается древний тотемический символ рода Чингисхана, а именно, птица клана кыйат, являвшийся сульдэ (онгоном) этого племени.

В дастане «Идегей» фигурируют два ряда птиц - знаменитая охотничья птица хана Тохатамыша «кара лачын» по прозвищу «Твкле аяк» и другое птичье создание, появляющееся в эпосе в самом конце драматического рассказа о том, как сокольничий хана по имени Котлы-Кыя бий (отец Идегея) втайне от Тохта-

мыша переправил яйца этой знаменитой птицы врагу - «бырласу» Аксак-Ти-муру, то есть эмиру Тимуру из племени барлас. Вот как изображается в рассматриваемом произведении этот эпизод, когда установивший предательство своего сокольничего хан констатировал его переход на сторону врага (Тимура) и в пылу гнева заявил:

Первод:

Куш канатлы алтын таж;, ky3 урынында raYhap каш, Чьщгыздан калган дэYлэт кош Бу башымда тугелме? С аламазными бровями вместо глаз, С двукрылой птицей Золотой венец - Идущая от Чингиза государственная птица Разве не на моей голове? (перевод наш)

Таким образом, в дастане прежняя охотничья птица хана, играющая важную роль в завязке дастана, внезапно замещается иной, идущей еще от Чингисхана, «государственной птицей», прикрепленной к тому же к золотой короне. Понятно, что в данном случае мы имеем дело с каким-то символическим образом, сопряженным с таким значимым символом власти, как «алтын тащ/золо-тая корона». Но судя по всему реальная и символическая птицы из дастана имели внутреннюю связь, что вытекает из содержания эпического произведения. В частности, в пылу взаимных претензий хана Тохтамыша и его сокольничего Котлы-Кыя бия, последний бросает своему государю в лицо следующее:

Перевод:

Иорттан йортым кучкэне Бездэн ырыс киткэне, Куштан кошныц кучкэне -Сездэн дэулэт киткэне. Лишил ты мой народ земли, У него, значит, счастья нет. К врагу твои птенцы перешли -у тебя, значит, власти нет! (перевод С. Липкина)

Итак, по мнению Котлыкыя бия, переход «юрта», в данном случае, кланового владения мангытов, из одного места обитания в другое, можно было приравнять к лишению счастья, благодати (ырыс), а вот перенос птицы с одного гнезда (куш) в другое вообще равнозначно к уплыванию из рук хана государства.

Ясно, что тут «птица» хана таинственным образом увязывается с благополучием государства, во главе которого стоял хан Тохтамыш. И тут возникает некая связь «государственной птицы», прикрепленной к «золотой короне», с реальной охотничьей птицей золотоордынского правителя хана Тохтамыша.

Для раскрытия этой связи нам надо привлечь к анализу еще одно эпическое произведение - татарско-башкирский дастан «Туляк и Сусылу», изученный нами ранее [1]. Дело в том, что там также фигурирует птица, названная «мицезлик кош». Показательно, что она летает над легендарной горой - «Балкан тау», к которой был прикреплен другой символ власти - «алтын тэхет» (золотой трон) (о «золотом троне», см.: [2]). Было выяснено, что выражение «мицезлик кош» в говоре пермских татар означает «монетную птицу; птицу, отчеканенную на монете», что делает и ее «государственной птицей». Однако, тут важнее другое - в данном дастане указанная птица оказалась внутренне восходящей к сульдэ (он-гону) знатного монгольского клана кыйат, именовавшимся «ак шоцкар». А ведь «Золотой род» Чингисхана вышел именно из этого племени, точнее, из его ответвления кыйат-борджигин.

При обсуждении вопроса о «государственной/денежной птице», следует остановиться и на татарском источнике «Дефтер-и Чингис-наме» (конец XVII в.), содержащем рассказ о наделении Чингисханом своих беков владениями и клановыми атрибутами (уран, дерево, птица, тамга). Согласно этому источнику, клан кыйат получил: уран - аруйан, дерево - карагай, птицу - шоцкар, тамгу - ашамай. А вот самому Чингисхану достались отдельные от этого клана атрибуты (это свидетельствует о занятии «Золотого рода» надкланового положения как правителей Великой Монгольской империи): уран - йан каба, дерево -чинар, птица - ике баш каракош, тамгу - кош баш [7, рр. 56, 59]. Обратим внимание на название «птицы» Чингисхана, означающего на деле «двуглавого орла» (каракош, как это явствует из Махмуда Кашгари, орёл [4, с. 322]). Как видим, охотничья птица хана Тохтамыша частично совпадает - по окрасу (кара - черный) - с «птицей» Чингисхана. Есть и другой нюанс проблемы - древний «ак шоцкар» клана кыйат и «лачын, кара лачын» оба относились к соколиным, то есть они являлись «родственными» птицами [6].

При таком положении может статься так, что в дастане «Идегей» наблюдается некий синтез тюркской и монгольской традиций именования сульдэ (он-гонов), тогда результатом такого синтеза и представляется имперский символ «двуглавый орёл/ике баш каракош», как известно, широко представленный на золотоордынских монетах первой половины XIV в. [5; 6]. В таком случае за «птицей» хана Тохтамыша в конечном счете может скрываться сульдэ (онгон) рода Чингисхана, ставшее на определенном этапе «государственной птицей» как символическое выражение принадлежности к старому монгольскому клану кыйат.

Особый характер «птицы» хана Тохтамыша вытекает и из ее прозвища -«Твкле Аяк». На первый взгляд кажется, что это выражение надо перевести как «Мохнатая ножка». Но скорее всего оно имеет иной смысл. Дело в том, что в татарском языке есть выражение «текле аягыц белэн кер (бас)» - «заходи с ноги, приносящей благополучие, счастье». Если учесть такую трактовку понятия «твкле/текле», то окажется - «птица» хана Тохтамыша, даже будучи охотничьей, считалась приносящей благополучие, счастье. А вот именно такой смысл прозвища «птицы» хана Тохтамыша показывает, как думается, ее невидимую сопряженность со старым монгольским сульдэ (онгоном) царственного рода и его исходного племени.

Исходя из сказанного становится понятно, что Котлы-Кыя бий, отправивший врагам Золотой Орды яйца славной птицы хана, в конечном счете предал дух «Золотого рода» Чингисидов, то есть совершил двойную измену, государству и его правящему клану.

Список источников и литературы

1. Исхаков Д. М. Об отражении некоторых золотоордынских реалий в татарско-башкирском дастане «Туляк и Сусылу» // Золотоордынская цивилизация. Сб. статей. Вып. 4. Казань: ООО «Фолиант», Институт истории АН РТ, 2011. С. 119-127.

2. Исхаков Д. М. Золотоордынская этнология татар: Эпический и исторический «золотой трон» («алтын тэхет») // Золотоордынское обозрение. Golden Horde Review. 2014. № 3(5). С. 175-190.

3. Исхаков Д. М. В поисках истоков и смысла изображения двуглавых птиц (орлов) на золотоордынских монетах // Нумизматика Золотой Орды. Golden Horde Numismatics. 2013. № 3. С. 120-127.

Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» —211 —

Занкиевские чтения

4. Кашгарй Махмуд. Диван Лугат ат Турк/Перевод, предисловие и комментарии З.-А. Ауэзовой. Индексы сост. Р. Эмерсом. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. - 1288 с.

5. Оберлендер-Тырновяну Э. Byzantino-Tatarica - Монетная чеканка в зоне устьев Дуная конца XIII - начала XIV века // Нумизматика Золотой Орды. Выпуск 2. - Казань: Изд-во «ЯЗ», 2012. С. 38-53.

6. Орлы. Ястребы. Соколы. Мини энциклопедия. Вильнюс: ИАВ «Bestiary», 2012. - 63 с.

7. Ivanics Maria, Usmanov M.A. Das Buch der Dschingis - Legende (Däftär-i Cingiz-nämä). I. Studia Uralo-Altaica 44. Szeged, 2002. - 324 рр.

DOI: 10.24412/cl-37095-2024-1-212-217

Казымова Н. С.

учитель английского автономного общеобразовательного учреждения «Прииртышская средняя общеобразовательная школа» -«Абалакская средняя общеобразовательная школа», г. Тобольск

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД СИБИРСКИХ ТАТАР В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Ключевые слова: свадебный обряд, ритуалы, традиция, сибирский татары, Тюменская область.

Аннотация. В статье поднимается вопрос сохранения традиций, семейных ценностей и самобытных обычаев сибирских татар. В качестве материала исследования привлекаются уникальные записи из уст старожилов татарских населенных пунктов Тюменской области.

Актуальность нашего исследования продиктована тем, что 2024 год объявлен Годом семьи в нашей стране. Основная цель Года семьи - возрождение авторитета семьи, укрепление семейных ценностей и традиций. Именно в семье, прежде всего закладывается духовно-нравственные качества человека, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.