Научная статья на тему 'ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ РОССИИ'

ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ РОССИИ / НПЗ / САНКЦИИ / ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ НПЗ / ЭКСПОРТНЫЙ РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЕДИНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анашкин О.С.

В статье рассматриваются возможности пересмотра действующей программы модернизации НПЗ с целью изменения стратегии развития нефтеперерабатывающей отрасли России в условиях санкционного режима. Анализируются риски и возможности российской нефтепереработки и предлагается последовательность необходимых шагов для стабилизации её работы в чрезвычайных условиях. Показано, что создание единого координационного центра развития позволит усилить конкурентные позиции нефтяной отрасли России на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT SHOULD BE CHANGED IN THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE RUSSIAN OIL REFINING INDUSTRY

The paper reviews options for revising the current refinery modernization program in order to change the development strategy of the Russian oil refining industry under the sanctions regime. The risks and opportunities of Russian oil refining are analyzed and the sequence of necessary steps to stabilize its work in emergency conditions is proposed. It is demonstrated that the creation of a single coordinating center of industry development will strengthen the competitive position of the Russian oil industry in the world market.

Текст научной работы на тему «ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ РОССИИ»

ЭКО. 2022. № 11 АНАШКИН О.С.

DOI: 10.30680/Em0m-7652-2022-n-158-182

Что нужно изменить в стратегии развития нефтеперерабатывающей отрасли России

О.С. АНАШКИН, кандидат экономических наук. E-mail: oanashkin@mail.ru

Независимый исследователь.

НИУ «Высшая школа экономики», Москва

Аннотация. В статье рассматриваются возможности пересмотра действующей программы модернизации НПЗ с целью изменения стратегии развития нефтеперерабатывающей отрасли России в условиях санкционного режима. Анализируются риски и возможности российской нефтепереработки и предлагается последовательность необходимых шагов для стабилизации её работы в чрезвычайных условиях. Показано, что создание единого координационного центра развития позволит усилить конкурентные позиции нефтяной отрасли России на мировом рынке.

Ключевые слова: нефть; нефтепродукты; нефтеперерабатывающая отрасль России; НПЗ; санкции; программа модернизации НПЗ; экспортный рынок нефтепродуктов; внутренний рынок нефтепродуктов; стратегия развития; единый координационный центр развития

Режим введенных странами Запада экономических санкций предоставил России уникальную возможность переформатировать стратегию развития нефтеперерабатывающей отрасли, которой следует воспользоваться немедленно и в полном объёме. А создание в стране единого координационного центра развития (ЕКЦР) сможет даже усилить и укрепить ее конкурентные позиции на мировом рынке при удачном стечении обстоятельств.

До февраля 2022 г стратегия развития российского нефте-перерабатывающго сектора в целом, и каждого его предприятия в частности, осуществлялась в духе парадигмы развития мировой экономики, куда мы на протяжении 30 лет стремились встроиться. Немного упрощая, можно сказать, что модернизация отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) имела целью увеличение объёма выпуска светлых нефтепродуктов и более дорогой продукции, большая часть которой предназначалась для отправки на экспорт.

Поскольку все это время Европа была для России целевым внешним рынком, российским компаниям приходилось тратить

огромные средства на повышение технологического уровня и производственной гибкости своих заводов, чтобы соответствовать европейским экологическим требованиям.

В этом же направлении происходило развитие отечественного автопарка. Огромную его часть составили импортные или собранные из импортных деталей автомобили, нуждающиеся в качественных нефтепродуктах. Безусловно, в крупных городах просто необходимо внедрение экологичного транспорта, но на остальных просторах нашей огромной страны было бы разумно в основном руководствоваться критерием дешевизны и использовать ремонтно-пригодные автомобили с умеренными требованиями к качеству топлива (например, с многотопливными двигателями1).

Общая обстановка мировой экономики постоянно подбрасывает все новые задачи. К 2021 г в ЕС окончательно возобладала климатическая повестка, одной из целей которой является ограничение потребления нефти и нефтепродуктов для уменьшения выбросов СО2, а активный ввод новых современных перерабатывающих мощностей на Ближнем Востоке и Индии в последнее время усилил конкуренцию за рынки сбыта.

Сегодня у России появилась возможность остановиться, осмотреться и попытаться найти новые пути развития своей нефтепереработки. Собственно, обоснование необходимых изменений в стратегии развития отрасли и является целью данной статьи.

Действующая программа модернизации НПЗ

Модернизация мощностей в российской нефтепереработке шла практически постоянно, но долгое время не взаимосвязанно - каждая компания действовала исходя из собственных соображений. Начиная с 2011 г. процесс охватил все действующие производства в российской нефтеперерабатывающей отрасли. И тогда же в стране появилась четко сформулированная программа модернизации до 2035 г.,2 которая стала активно

1 Двигатель, который работает на всех видах топлива. URL: https://avtika.ru/ dvigatel-kotoryy-rabotaet-na-vseh-vidah-topliva/

2 Текст «программы» зафиксирован четырехсторонними соглашениями, подписанными в 2011 г. нефтяными компаниями, ФАС России, Ростехнадзором и Рос-стандартом, а также целым рядом модернизационных соглашений, заключенных в 2019 г. между Министерством энергетики и компаниями.

реализовываться. Ее подробный анализ, проведенный компанией VYGON Consulting, показал, что большая часть запланированных к вводу мощностей углубляющих процессов направлена на выпуск средних дистиллятов, в основном - дизельного топлива [Тыртов, Демидова, 2021].

Из годовых отчетов нефтяных компаний следует, что фактические объемы инвестиций на модернизацию мощностей за 2011-2019 гг. превысили 1,4 трлн руб., было реализовано 86 проектов из 134, предусмотренных планом3.

В таблице 1 показана динамика выпуска продукции нефтепереработки: факт за 2019-2021 гг. и план до 2035 г по программе модернизации. Ожидаемый к 2035 г. прирост объёма выпуска средних дистиллятов составит 18 млн т (+19% к уровню 2019 г.4), автобензина - 8 млн т, керосина - 3 млн т.

Снижение производства тяжелых фракций должно происходить за счет увеличения глубины переработки. Самое заметное сокращение приходится на мазут - на 41%.

Таблица 1. Объемы нефтепереработки и выпуск нефтепродуктов в 2019-2035 гг., согласно действующей программе модернизации отрасли, млн т

Выпуск нефтепродуктов/ год 2019 2020 2021 2025 2030 2035

Нафта 26,0 25,0 26,0 26,0 27,0 27,0

Автобензин 40,0 38,0 40,8 46,0 48,0 48,0

Керосин 13,0 11,0 12,0 14,0 16,0 16,0

Товарное ДТ и прочие средние дистилляты 96,0 92,0 95,3 106,0 114,0 114,0

Ароматика и прочие светлые 1,3 1,3 1,5 1,3 2,0 2,0

ВГО 14,0 14,0 15,0 14,0 10,0 10,0

Мазут 58,0 51,0 48,0 43,0 34,0 34,0

Гудрон для нефтебитума, битумы 8,0 9,0 9,0 8,0 8,0 8,0

Кокс 3,0 4,0 2,4 6,0 7,0 7,0

Прочие 12,0 10,0 12,0 12,0 13,0 13,0

Переработка нефти, всего 285,0 270,0 280,7 287,0 289,0 289,0

Доля выхода светлых нефтепродуктов, % 62 62 63 67 72 72

Источник. Расчеты автора за 2021 г. и данные компании VYGON Consulting по [Тыртов, Демидова, 2021].

3 Итоги работы Минэнерго России в 2019 г. и основные задачи на 2020 г. // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: https://minenergo.gov.ru/ system/download-pdf/18288/120829

4 Сравнение с 2020 г. будет нерепрезентативным из-за искажений, связанных с пандемией COVID-19.

Для привлечения дополнительных инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей с 2021 г. был внедрен стимулирующий механизм - бюджетная субсидия, выплачиваемая в случае успешного ввода новых установок вторичной нефтепе-реработки5.

Основным итогом программы должно стать увеличение мощностей сложных комплексных заводов, обеспечивающих рост выхода светлых нефтепродуктов, тогда как доля простых НПЗ6 должна быть сведена к минимуму. В 2030-2035 гг. доля выхода светлых нефтепродуктов в среднем по отрасли должна вырасти с текущих 62% до 72%, что приведет отечественную нефтепереработку в соответствие требованиям, предъявляемым к НПЗ в Европе.

В связи с последними геополитическими событиями, введением санкций против России, включая её нефтегазовый сектор, необходима срочная и очень продуманная корректировка действующей программы модернизации отрасли, учитывающая прежде всего национальные интересы, а также внесение необходимых изменений в стратегию её развития на ближайшие годы.

Изменения

на экспортных рынках нефтепродуктов

Исторически сложилось так, что объёмы нефтеперерабатывающих мощностей в России значительно превышают её внутреннее потребление. Основная причина такой ситуации -необходимость удовлетворения потребности в различных марках бензина на внутреннем рынке. Так, например, для обеспечения энергобезопасности страны и удовлетворения объёма её годового спроса на автомобильные бензины в объёме около 40 млн т требуется при используемых на действующих НПЗ технологиях иметь годовую перерабатывающую мощность в размере не менее 267 млн т нефти7.

5 Минэнерго России заключило с НПЗ соглашения о модернизации и строительстве новых мощностей по производству топлива. URL: https://minenergo.gov.ru/node/20517.

6 Простые НПЗ - те, которые не имеют в своем составе установок углубляющих процессов, включают в себя большинство мини-НПЗ.

7 При выходе бензиновых фракций 15%, что соответствует сегодняшним техническим возможностям функционирующих в стране НПЗ.

Учитывая, что оптимальные режимы работы таких заводов обеспечиваются при загрузке мощностей на 90-95%, для обеспечения безопасности по снабжению бензином страна должна располагать мощностями первичной переработки в объёмах от 281 до 297 млн т в год, что мы и наблюдаем. При увеличении спроса на автобензин и/или изменении технологических возможностей заводов эти значения должны корректироваться. Формирование корзины остальных выпускаемых нефтепродуктов происходит на основе маркетинговых запросов и исследований. Практически все они производятся в России с избытком.

Сегодня Россия располагает совокупными мощностями первичной переработки нефти на нефте- и газоперерабатывающих заводах в размере 332,2 млн т (или около 6,7 млн барр./сут.), что обеспечивает выпуск нефтепродуктов в объеме около 5,8 млн барр./сут. По этим показателям мы отстаем только от Китая и США. При этом по потреблению нефтепродуктов (3,3 млн барр./сут.8) Россия занимает лишь шестое место в мире. Фактически она может отправлять на экспорт почти половину производимых нефтепродуктов, что подтверждается статистикой.

Уникальность сложившейся ситуации в том, что Россия является единственным среди 10 крупнейших производителей нефти крупным экспортером одновременно и нефти, и нефтепродуктов. Во всех других странах нефтеперерабатывающий сектор заточен на удовлетворение исключительно внутренних потребностей, а в некоторых из них часть нефтепродуктов вынужденно импортируется.

Конечно, есть и такие страны (Нидерланды, Кувейт, Греция, Беларусь), где объёмы нефтепереработки, как и в РФ, значительно превышают внутренние потребности, а получаемый излишек продукции отправляется на экспорт, однако ни одна из них не является крупным производителем сырой нефти. Особое положение занимают США, которые стали самым крупным нефтедобытчиком и располагают потенциалом экспорта объёмов нефтепродуктов, сопоставимым с Россией. Единственное отличие в том, что США при этом импортируют и сырую нефть, и ряд нефтепродуктов (например, средние дистилляты и мазут). Впрочем, благодаря

8 BP Statistical Review of World Energy 2020. URL: https://www.bp.com/content/ dam/bp/business-sites/en/ global/corporate/xlsx/energy-economics/statistical-review/ bp-stats-review-2020-all-data.xlsx (accessed: 12.06.2021).

наращиванию сланцевой добычи объём импорта нефти в США снизился с 370,6 млн т в 2016 г. до 123,8 млн т в 2020 г

Отечественная нефтеперерабатывающая отрасль сегодня сильно зависит от необходимости реализации избытка нефтепродуктов, поэтому следует обратить особое внимание на обеспечение надежности и стабильности как внешних, так и внутренних рынков сбыта.

Все последние годы, несмотря на обострение внешнеполитической, экономической обстановки, Россия рассчитывала, что Европа еще долго будет оставаться ключевым рынком сбыта её нефтепродуктов. До сих пор на ЕС приходилось около 50% всех объёмов нашего экспорта энергоносителей. Быстро и дешево переориентировать такие объёмы поставок вряд ли кому-то под силу. Вероятнее всего, реализация российских нефтепродуктов в ЕС продолжится и в будущем в рамках различных суррогатных схем, «маскирующих» российское происхождение нефти, делая ее, скажем, «латышской» или «эстонской», как это уже было когда-то с экспортом цветных металлов. Для полного отказа от энергоносителей из России Европе потребуются годы, хотя далеко не все политики на Западе это осознают в полной мере.

В 2015-2017 гг. временный переизбыток запасов нефти и нефтепродуктов и тренд на снижение их потребления привели к соответствующему падению мировых цен, что затормозило процесс инвестирования в развитие добычи. А когда настала пора инвестиций, сокращение спроса из-за пандемии усугубило ситуацию, и они не состоялись в необходимых объёмах.

Сегодня мы можем часто слышать упрощенные и ошибочные утверждения, типа - «одним из последствий пандемии COVID-19 стало сокращение объёма добычи сырой нефти в мире на 6,1%»9.

В мае-июле 2020 г члены ОПЕК+ договорились сократить добычу сырой нефти на 9,7 млн барр./сут. для обеспечения стабилизации и укрепления цены на нефть, в августе эти ограничения уже были смягчены - до 7,7 млн барр./сут.

Для выполнения поставленных задач были задействованы силы практически всех основных игроков, в том числе

9 Потребление нефтепродуктов. URL: https://yearbook.enerdata.ru/crude-oil/ world-production-statistics.html

за пределами ОПЕК. Так, по итогам 2020 г добыча сырой нефти сократилась в Странах Ближнего Востока - на 8,8%, в том числе в Саудовской Аравии - на 7%; в России - на 8,6%; в Нигерии -на 14%; Канаде - на 4,5%, США - на 3,4%. При этом отметим, что произошел рост добычи в Китае на 1,6% и в Бразилии на 7,1%.

Итогом стало сокращение мировой добычи сырой нефти на 9,7 млн барр./сут., что примерно соответствует объёму, добываемому в России. Такое совпадение, очевидно, навело кого-то на мысль об имеющейся возможности беспрецедентного эксперимента - введению ограничений на реализацию российских энергоносителей.

Вслед за снижением мировой добычи в 2020 г на 9% сократились годовые объёмы производства нефтепродуктов. При этом каждая страна руководствовалась ещё и своими соображениями (табл. 2).

Таблица 2. Изменение объёмов производства нефтепродуктов в 2020 г., %

Регион Изменение Причина

США -14 Снижение внутреннего потребления

Страны Европы -13 Проведение мероприятий по сокращению потребления нефтепродуктов и увеличению доли энергии, получаемой из возобновляемых источников*

В том числе:

Франция -28

Италия -16

Страны Ближнего Востока -12 Снижение добычи сырой нефти

В том числе:

Саудовская Аравия -12

Иран -14

Китай + 1,3 Рост нефтеперерабатывающих мощностей

Индия -11

Страны Латинской Америки -4,5 Рост нефтеперерабатывающих мощностей

В том числе:

Венесуэла -12

Мексика -0,9

Бразилия +2,8

Мир -9

Примечание. * Европа за год произвела больше энергии из возобновляемых источников, чем из ископаемого топлива. URL: https://tech.onliner.by/2021/01/26/ evropa-za-god-proizvela-bolshe-energii-iz-vozobnovlyaemyx-istochnikov Источник. Производство нефтепродуктов. URL: https://yearbook.enerdata.ru/ crude-oil/world-production-statistics.html.

Аналогично сокращению производства нефтепродуктов произошло сокращение и мирового спроса на них на 9%, вызванное в том числе проведением карантинных мер, повлекших масштабное снижение экономической активности (табл. 3). Прежде всего это сказалось на транспортной сфере, что моментально отразилось на потреблении нефтепродуктов в мире.

Таблица 3. Изменение спроса на нефтепродукты в 2020 г. относительно 2019 г., %

Регион Изменение Страна Изменение

Страны ОЭСР -11 США* -12

R Япония -8,3

Страны ЕС Италия -14

-11 т Испания -14

о Франция -10

Страны Азии м Индия -10

-2,7 Индонезия -4,4

ч и с л Страны СНГ -3,2

Страны -11 Мексике -17

Латинской Америки Колумбии -17

Страны Африки -11 е

Страны Ближнего Востока -7,2

Мир -9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. * Самый крупный потребитель нефтепродуктов в мире. Источник. Потребление нефтепродуктов. URL: https://yearbook.enerdata.ru/ crude-oil/world-production-statistics.html

Основу российского экспорта нефтепродуктов всегда составляли средние дистилляты (включая дизельное топливо), на долю которых приходилось более трети всех поставок. Российская продукция и сегодня составляет почти половину суммарного импорта средних дистиллятов в Европу. То есть Россия до настоящего времени не просто была ключевым поставщиком моторного топлива в европейские страны, по доле занимаемого рынка она имела здесь значительные преимущества перед США и странами Ближнего Востока.

Между тем во всех самых известных прогнозах развития нефтяного рынка (МЭА - «Сценарий заявленных политик», BP - «Сценарий "Статус-кво"», ОПЕК) прослеживается четкая картина: потребление нефти и нефтепродуктов в Европе будет постепенно снижаться и, по-видимому, уже никогда не вернется

к уровню 2019 г, по сравнению с которым к 2035 г его объёмы должны сократиться на 16%.

Основная причина - изменения в сфере дорожного транспорта за счет роста эффективности двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и увеличения парка электромобилей и автомобилей на газомоторном топливе10. Относительно уровня 2019 г к 2025 г потребление нефтепродуктов сократится на 0,5 млн барр./сут., или 7%; к 2035 г. - на 1,7 млн барр./сут., или 25%.

Активное продвижение экологических инициатив по сокращению выбросов С02 будет способствовать сокращению использования ДВС. Здесь лидерами являются Норвегия, за которой с небольшим отставанием следуют Швеция, Германия, Великобритания, Дания и др., планирующие ввести запрет на регистрацию легковых автомобилей с ДВС11. Согласно целевым показателям Директивы ЕС по возобновляемым источникам энергии, доля передовых видов биотоплива в конечном потреблении этой энергии в транспортном секторе должна составить не менее 3,5% к 2030 г.12

К 2035 г. подобные инициативы по сокращению объёма потребления нефтепродуктов предполагалось внедрить во всех основных производственных сегментах Европы. При этом снижение спроса должно составить в нефтехимии - 11%; морской бункеровке - 13%; электрогенерации - 33%; на ж/д транспорте -50%; во внутренней бункеровке - 50%. Единственный сегмент, где не предвидится снижение спроса на топливо, - авиатранспорт по причине отсутствия коммерчески привлекательных альтернатив авиакеросину.

Отдельная тема в Европе - закрытие неэффективно работающих нефтеперерабатывающих заводов. Помимо низкой рентабельности переработки среди его побудительных причин называют негативное влияние на экологию и ожидаемое снижение

10 Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 г. // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: https://minenergo.gov.ru/ system/download-pdf/1026/119047

11 31 Countries, States, And Cities Have Gas/Diesel Car Bans In Place //Cleantechnica. URL: https://cleantechnica.com/2021/01/02/31-countries-states-and-cities-have-icebans-in-place

12 Directive (eu) 2018/2001 of the European parliament and of the council of 11 December 2018 «On the promotion of the use of energy from renewable sources». URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv: 0J.L_.2018.328.01.0082.01. ENG (accessed: 12.06.2021).

рыночного спроса на нефтепродукты. В частности, рассматривается вопрос о закрытии к 2025 г. двух заводов во Франции и Испании с общим объемом выпуска до 30 млн т в год (около 0,6 млн барр./сут.)13, что составляет почти 4% от действующих мощностей Европы. И, скорее всего, это только начало процесса.

Кроме европейских НПЗ, конкурентами российских производителей на рынке нефтепродуктов ЕС активно выступают компании с Ближнего Востока (Кувейт, Саудовская Аравия и ОАЭ). В частности, они обеспечивают более 65% европейского импорта керосина14. Так, по данным S&P Global, за первые четыре месяца 2022 г в Северо-Западной Европе импорт авиатоплива составлял в среднем 200-300 тыс. барр./сут., половина этого объема пришла с Ближнего Востока, тогда как из России - только 10 тыс. барр./сут.

В ближайшие годы на Ближнем Востоке ожидается ввод дополнительных мощностей нефтепереработки, ориентированных на рынки Европы и Африки. Существенный ввод новых мощностей запланирован и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, в Китае и Индии, из-за их активно растущих внутренних рынков. Увеличение объёмов собственной переработки прогнозируется также в Африке - для снижения зависимости от импорта нефтепродуктов из стран Ближнего Востока и Европы.

Но если региональная структура ввода новых мощностей ещё как-то поддается прогнозированию, то никакие надежные оценки относительно вывода неэффективных мощностей на сегодняшний день не представляются возможными. Ни в одной стране не обнародованы долгосрочные планы по закрытию неэффективных предприятий15.

13 World Oll Outlook 2020. OPEC. URL: https://woo.opec.org/pdf-download/

14 FuelsEurope Statistical Report 2020. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/ main/data/database

15 Примечательно, что в России, унаследовавшей свои основные нефтеперерабатывающие заводы от СССР, не был закрыт ни один НПЗ, хотя, казалось бы, после вхождения в рыночную экономику они не могли оставаться неизменно эффективными. Так, автору приходилось участвовать в оценке Нижегородского НПЗ, который в 2001 г. приобретал ОАО «ЛУКОЙЛ». Все расчеты показывали, что в то время завод был абсолютно бесперспективным и по экономическим характеристикам, и по местоположению, и по ассортименту выпускаемой продукции. Тем не менее он был приобретен, модернизирован и до сих пор функционирует, причем столь же «успешно», как и 20 лет назад, несмотря на огромные инвестиции.

Из-за быстро происходящих трансформаций, оказывающих существенное влияние на экономическое развитие большинства стран, считаем целесообразным временно приостановить рассмотрение подробных планов стратегического развития нефтеперерабатывающей отрасли России, заменив их планами оперативного реагирования на изменение объёмов мировой добычи и переработки на период не далее 2024 г.

Считаем, сегодня бессмысленно рассматривать региональные и мировые прогнозы развития отрасли за пределами 2025 г. Они, как правило, основываются исключительно на оценках баланса спроса и предложения с учетом минимальных загрузок ключевых НПЗ. Предлагаем также не гадать, что будет происходить с мощностями нефтепереработки в далекой перспективе, а ограничиться рассмотрением существующих возможностей и рисков развития нефтепереработки России в ближайшие три года.

Риски и возможности российской нефтепереработки

Первый риск происходит из ненадежности и неполноты информации, на основании которой приходится принимать решения. На практике при подготовке любых аналитических материалов относительно развития нефтеперерабатывающих заводов в России используют два источника данных.

Оценка текущей ситуации на внешнем рынке, опираясь исключительно на информацию и отчеты, подготовленные международными агентствами и/или иными зарубежными организациями, сталкивается с риском как низкой достоверности, так и неполноты, вплоть до искажения истинной картины и/или сознательной фальсификации целого ряда российских показателей.

С проблемами получения первичной информации, её верификации, выбора алгоритма обработки и мониторинга в различных базах данных автор имел дело при анализе экономических результатов деятельности ВИНК в области недропользования и нефтедобычи [Анашкин, 2018]. При подготовке любых аналитических материалов по развитию российских НПЗ возникают аналогичные сложности - информация, исходящая от разных организаций, часто бывает противоречива.

Так, например, согласно прогнозу МЭА в апреле-мае 2022 г. ожидалось снижение российской нефтедобычи под влиянием

сокращения спроса на неё из-за наложенных ЕС санкций, что должно привести к снижению переработки этой нефти на европейских НПЗ. С начала апреля международные сырьевые трейдеры стали заявлять о намерении сократить и даже вовсе отказаться от закупок российской нефти и нефтепродуктов16. Но заранее определить, насколько полным и глобальным будет этот отказ, предсказать практически невозможно, единого решения нет, мнения разделились.

Одновременно с этим эксперты ОПЕК+ сохраняли оценку роста спроса на нефть в 2022 г. Раньше спрос был около 96 млн барр./ сут., теперь он предполагается более 100 млн барр./сут., то есть произойдет изменение в интервале от 0 до 4,2 млн барр./сут. (или до 210 млн т в год), в том числе увеличение предложений со стороны стран, не входящих в ОПЕК, на уровне 3 млн барр./сут. (около 150 млн т в год). Но эти прогнозы в ближайшем времени могут быть пересмотрены, когда прояснятся далеко идущие последствия геополитических проблем, - говорится в отчете технического комитета альянса, текст которого комментирует «Интерфакс»17.

Таким образом, можно констатировать, что здесь мы сталкиваемся с примером задачи, которая формулируется в контексте «теории хаоса»18, поэтому её однозначная оценка пока не представляется возможной.

Отсутствие достоверной информации о текущем состоянии отрасли на внутреннем рынке подтверждается официальным уведомлением Российского энергетического агентства о том, что с 15 апреля 2022 г. Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) прекращает раскрывать информацию по добыче и экспорту нефти, которая может быть использована для давления на российский рынок. Также с этого момента закрываются те данные о добыче нефти

16 Крупные нефтетрейдеры отказываются от закупок нефти в РФ - Новости -НедраДВ (nedradv.ru). URL: https://nedradv.ru/nedradv/ru/page_news?obj = 0a8b7ef8 e482110b22e0685d6c588b32

17 ОПЕК+ сохранил оценки спроса и предложения на нефть, но скоро их пересмотрит (interfax.ru). URL: https://www.interfax.ru/business/832352

18 Теория хаоса гласит, что сложные системы чрезвычайно зависимы от первоначальных условий и небольшие изменения в окружающей среде ведут к непредсказуемым последствиям (эффект Бабочки). URL: https://science.fandom.com/ru/ wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D0%B0% D0%BE%D1%81%D0%B0

с детализацией по производителям, динамике ежемесячного производства, поставках на внутренний и зарубежные рынки и т.д., которые ранее обнародовались с регулярностью раз в месяц.

Это означает, что в ближайшее время прогнозирование на долгосрочный период потеряет всякую достоверность и смысл. Опираться придется только на ранее опубликованные данные и построенные на них прогнозы ведущих аналитиков. Конечно, в нефтяных компаниях имеются собственные эксперты, следящие за рынком, собирающие статистику, позволяющую делать более-менее точные прогнозы развития своих НПЗ. Но общее представление о долгосрочном развитии отрасли стало на какое-то время малодоступным, особенно сторонним аналитикам.

Известно, что в 2021 г. экспорт российской нефти в физическом выражении составил 230 млн т - на 3,8% меньше, чем в 2020 г (табл. 4), при этом таможенная стоимость вывезенной нефти увеличилась на 52,2% и достигла 110,1 млрд долл., что соответствует цене 479 долл./т (табл. 5).

В декабре 2021 г. было экспортировано 19,7 млн т нефти (+ 5,6% к уровню декабря 2020 г. и + 11,4% к уровню ноября 2021 г.). В стоимостном выражении это составило 10,7 млрд долл. (+ 81,9% к декабрю 2020 г. и + 8,2% к ноябрю 2021 г.), что соответствует цене 546,8 долл./т.

Таблица 4. Добыча и экспорт нефти сырой, включая газовый природный конденсат в России в 2020, 2021 гг.

Показатель 2021 Декабрь 2021, млн т Декабрь 2021, % к

млн т % к 2020 декабрю 2020 ноябрю 2021

Добыча 524 102,1 46,2 108,6 103,6

Экспорт* 230 96,2 19,7 105,6 111,4

Доля экспорта в добыче, % 43,9 42,6

Примечание. * Здесь и далее по данным ФТС России, включая сведения о взаимной торговле с государствами-членами ЕАЭС по состоянию на 7 февраля 2022 г. Источник. 1Ж1_: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/27_23-02-2022.html

В общем объёме российского экспорта за 2021 г. удельный вес нефти составил 22,4%, а в экспорте всех топливно-энергетических

товаров - 41,3% (в 2020 г эти значения составляли 21,5% и 43,3% соответственно)19.

Нефтепродуктов в декабре 2021 г. было экспортировано 14,3 млн т (- 3,9% к уровню декабря 2020 г и + 34,1% к уровню ноября 2021 г). Их таможенная стоимость составила 8,2 млрд дол. США (+75,3% к декабрю 2020 г и +31,8% к ноябрю 2021 г., цена 573 долл./т).

Таблица 5. Объёмы и стоимость экспорта нефтепродуктов и нефти из России в 2021 г.

Экспорт из России в 2021 г. Объём Таможенная стоимость Расчет удельного значения, долл. США/т

млн т % к 2020 г. млрд долл. США % к 2020 г.

Дизельное топливо 49,2 92,5 26,2 134,6 536,7

Бензин 4,4 75,5 2,5 115,7 568,5

Прочие 90,7 41,3 455,4

Нефтепродукты, всего 144,3 101,8 70 154,3 485,1

Нефть 230 96,4 110,1 152,2 479

Источник. URL: https://seanews.ru/2022/02/22/ru-neftejeksport-rossii-2021-god-vyrosli-postavki-nefteproduktov/

Анализ удельных значений стоимостей экспортированных нефтепродуктов позволяет сделать вывод о преимуществе экспорта корзины нефтепродуктов, по сравнению с экспортом нефти, а сложившиеся коммерческие условия, когда дисконт на нефть Urals относительно Brent превышает тот, с которым российские нефтепродукты продаются сейчас на экспортных рынках, лишь его подтверждают20. В нашем случае это очень важный момент, который нужно иметь в виду в будущем. Завершение текущего этапа модернизации нефтеперерабатывающей отрасли в России предполагало заметное наращивание выпуска светлых нефтепродуктов, в основном, моторного топлива. А так как на внутреннем рынке они традиционно в профиците, весь их дополнительный объём предназначался к отправке на экспорт.

Объём нефтепереработки в России в 2021 г, по данным ЦДУ ТЭК, вырос на 3,9% относительно 2020 г. и составил 280,7 млн т.

19 Добыча и экспорт нефти сырой, включая газовый конденсат природный. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/27_23-02-2022.html

20 Козлов Д. Нефть нашла точку равновесия // Коммерсантъ. 01.08.2022. №2 137/П. С. 7. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5490923?query = нефть%20нашла%20 точку%20равновесия

Производство бензина увеличилось на 6,2%, до 40,8 млн т, дизельного топлива - на 3,2%, до 80,3 млн т. Рост нефтепереработки был обусловлен постепенным восстановлением спроса после пандемийных ограничений, введенных весной 2020 г.

Отметим, что, по данным Минэнерго, по состоянию на конец 2020 г., на территории России функционировали 74 нефте-и газоперерабатывающих предприятий суммарной мощностью первичной переработки нефти 332,2 млн т в год, из них 32 крупных завода вертикально интегрированных нефтяных компаний. В сфере нефтехимии - 39 предприятий (с учетом всех заводов с производством нефтехимической продукции)21.

Второй риск, пожалуй, самый важный на сегодня, состоит в возможности введения максимальных санкций путём полного отключения России от «мирового рынка» (согласно списку недружественных стран).

Напомним, совокупный экспорт России по нефти и нефтепродуктам составлял в лучшие годы немногим более 8 млн барр./сут. В 2019 г. было экспортировано 269,2 млн т нефти и 143 млн т нефтепродуктов, т.е. около 5,38 и 3 млн барр./сут. соответственно. Итоги последствий пандемии свидетельствуют, что мировому сообществу показалось вполне по силам вывести с рынка подобный объём через коллективное снижение потребления. Это значит, что появился соблазн выключения российского экспорта без существенных потерь для функционирования мирового рынка, чем и пытаются воспользоваться наши конкуренты.

Уникальность ситуации в том, что из теоретической она с большой вероятностью может стать практической, особенно если принять во внимание геополитический фон последних восьми лет борьбы США за энергорынки в рамках их новой энергетической доктрины. Риски введения энергетического эмбарго стали для России чрезвычайно высокими.

Среди специалистов превалирует мнение, что ничего страшного экономике России не грозит. «Отказ европейских стран от российской нефти приведет к изменению исторических логистических цепочек поставок, но не пошатнёт баланс на рынке

21 Как санкции ЕС повлияют на производство бензина в России. URL: https:// www.rbc.ru/busmess/27/02/2022/621a3c919a794729cec516c0

энергоресурсов», - сообщил вице-премьер Александр Новак на форуме «Новые горизонты» 19 мая 2022 г.

На наш взгляд, России все же следует быть готовой к самому тяжелому варианту развития событий - полной блокаде европейских рынков для ее продукции. Это не только позволит США произвести переконфигурацию мирового энергетического рынка в пользу своих компаний, но и нанесет ощутимый удар по нашей экономике, если Россия не сможет принять эффективные меры противодействия.

Вероятность такого сценария существенно повышается из-за того, что санкции решают исключительно политические задачи. США в данной исторической ситуации пытаются разыграть имеющиеся у них козыри.

Возможности

Наличие рисков не означает безнадежность наших перспектив. Очевидно, что требуется разработка взвешенных мероприятий с целью нейтрализации и преодоления вероятных негативных последствий и готовность использовать все существующие возможности.

Как отметил В. В. Путин на совещании с членами правительства и руководителями крупнейших компаний ТЭК 17 мая 2022 г., «понимая, какие шаги будут приниматься в ближайшее время на Западе, мы должны заранее сделать выводы и действовать на опережение, обращать непродуманные хаотичные шаги некоторых наших партнеров себе на пользу, на пользу нашей стране. Конечно, не нужно уповать на то, что они бесконечно будут делать ошибки, просто нужно прагматично исходить из реалий»22.

В таблице 6 представлены те шаги, которые, по нашему мнению, необходимо будет сделать в случае реализации худшего сценария для экономики России - максимального сужения европейского рынка для российской нефти и нефтепродуктов, вплоть до полного отказа от них.

22 Путин предложил обсудить дополнительные меры для защиты интересов РФ в нефтяной отрасли. URL: https://www.interfax-russia.ru/main/putin-predlozhil-obsudit-dopolnitelnye-mery-dlya-zashchity-interesov-rf-v-neftyanoy-otrasli

Таблица 6. Семь шагов в случае реализации худшего сценария для России

№ Основные шаги Ожидаемые последствия

1 Создание в России единого координационного центра развития с самыми широкими и реальными регулятивными полномочиями Координация и регулирование объёмов, направлений и ассортимента экспортных поставок нефти и нефтепродуктов по всем компаниям. Принятиерешения о временном снижении объёмов добычи нефти в стране и контроль за этим процессом. В случае крайней необходимости его полномочия могут быть расширены, вплоть до управления денежными потоками, поступающими от экспорта

2 Максимальное наращивание мощностей переработки нефти. Стимулирование увеличения объемов выпуска нефтепродуктов Обеспечение 100% загрузки всех имеющихся мощностей первичной нефтепереработки - 332,2 млн т в год. Пересмотр программы модернизации НПЗ в плане наращивания объёмов переработки

3 Создание условий для расконсервации закрытых и запуска новых мини-НПЗ. Поддержка развития нефтехимических производств Наращивание дополнительных объёмов нефтепереработки и нефтехимии. Организация в отрасли цепочек добавленной стоимости максимальной протяженности

4 Создание условий для резкого увеличения коммерческого потребления произведенных нефтепродуктов внутри страны. Использование дополнительного дохода от экспорта нефтепродуктов для снижения цен на них на внутреннем рынке Внесение поправок в НК России для поддержания экономики страны и бизнеса путём временного фиксирования поступления нефтегазовых доходов в бюджет на уровне 2021 г. Временное снижение транспортных тарифов и сокращение стоимости «процессинга» до нулевой рентабельности. Существенное снижение цен на АЗС; временный возврат ТЭС на использование мазута; временный отказ от мониторинга эколо-гичности выбросов автомобильными двигателями и воздержание от применения соответствующих штрафов (кроме крупных городов). Стимулирование выпуска ДВС различного назначения (генераторов, моторных лодок, вездеходов, летательных аппаратов, отопительных агрегатов), способных потреблять любые виды топлива, даже не самого высокого качества

5 Временный запрет экспорта нефти, предназначенной для переработки на НПЗ в недружественные страны и конкурентам Максимальное перенаправление экспортных потоков нефти в Китай, Индию и другие дружественные страны

6 Организация скоординированного потока излишков нефтепродуктов и их полуфабрикатов, произведенных в стране, на внешний рынок Для экспорта излишков корзины нефтепродуктов на внешнем рынке должны быть созданы самые благоприятные условия, при условии превышения её стоимости над стоимостью российской нефти, реализуемой на мировом рынке

7 Разработка долгосрочной программы развития отрасли после отмены санкций Выведение экономики отрасли в нормальный режим с постепенным отказом от функционирования в благоприятных условиях и возвращении конкуренции между компаниями

Источник. Оценки автора.

Отдельно остановимся на концепции Единого координационного центра развития (ЕКЦР). Необходимость его создания вызвана чрезвычайностью сложившейся ситуации, где речь идет о выживании страны, а не отдельно взятых компаний. Можно было бы воспользоваться для этой цели конституционным правом о введении Чрезвычайного положения, но, на наш взгляд, это следует оставить на крайний случай, достаточно, чтобы на отраслевом совещании, все компании в «добровольно-принудительном порядке» согласились на время кризиса с таким стилем управления и регулирования. Как и из кого будет сформирован орган управления, можно договориться коллегиально. Но его решения должны быть обязательны для всех нефтяных компаний и их заводов.

Как пример, создание такого ЕКЦР возможно на базе Росре-зерва - некоммерческой организации, которая по роду своей деятельности является подушкой безопасности и может сыграть роль демпфирующего механизма в кризисных условиях23. Финансирование ЕКЦР можно осуществить, скажем, за счет части средств, остающихся в благотворительном фонде АК «Транснефть» в результате реализации «экономии на потерях» от объёмов перекачиваемой нефти.

Цель ЕКЦР - координация работы нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей без ущерба для бюджета страны. На время действия санкций он становится центром принятия решений, выработки единой для всех участников рынка позиции. Центр вырабатывает и устанавливает плановые показатели, связанные с энергобезопасностью страны, наполнением бюджета, обеспечивает условия по их исполнению. Полномочия у него должны быть самые полные, вплоть до национализации активов в случае саботажа или неисполнения требований. Речь идет о выживании страны. Не будет страны, не будет и компаний.

Осуществление перечисленных мер при одновременном снижении объёма добычи на 10% дало бы возможность пережить трудности, создаваемые худшим сценарием. Пример такого сценарного прогноза для нефтеперерабатывающей промышленности России приведен в таблице 7. Рассмотрен случай, когда добыча

23 Подробнее на РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/06/2020/5ed794fe9a79 4783cccb0d2c

нефти в стране сокращается до 470 млн т, а экспорт - почти на 100 млн т (в конце апреля глава Минфина Антон Силуанов сообщил о возможном сокращении объемов добычи нефти в РФ в 2022 г. на 17% из-за отказа ряда западных стран от ее покупки24. В этом случае объём экспорта нефти сократился бы ещё на 35 млн т).

Таблица 7. Объемы нефтепереработки и выпуск нефтепродуктов в 2019-2023 гг. по худшему сценарию, млн т

Выпуск нефтепродуктов/ год 2019 2020 2021 2023

Нафта 26,0 25,0 26,0 30,0

Автобензин 40,0 38,0 40,8 47,6

Керосин 13,0 11,0 12,0 13,8

Товарное ДТ и прочие средние дистилляты 96,0 92,0 95,3 114,7

Ароматика и прочие светлые, нефтепродукты 1,3 1,3 1,5 1,8

ВГО 14,0 14,0 15,0 16,9

Мазут 58,0 51,0 48,0 59,8

Гудрон для нефтебитума, битумы 8,0 9,0 9,0 10,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кокс 3,0 4,0 2,4 2,9

Прочие 12,0 10,0 12,0 14,3

Переработка нефти, всего 285,0 270,0 280,7 335,0

Доля выхода светлых нефтепродуктов, % 62 62 63 62

Источник. Данные компании VYGON СопвиШпд (2019-2020). Расчеты автора за 2021-2023 гг.

Успешный опыт сокращения нефтедобычи Россией был приобретен при реализации сделки ОПЕК+ в 2020 г. Одновременно во всех нефтяных компаниях России и их научном окружении рассматривались возможные подходы и шел поиск наилучшего варианта решения задачи. В частности - каким составом скважин лучше снижать добычу: ограниченным числом высокодебитных либо большим количеством малодебитных. Поэтому можно утверждать, что у нас уже имеются наработанные экономические механизмы реализации корпоративных квот снижения добычи нефти, и они могут быть применены снова [Крайнова, Рохлин, 2021].

24 Reuters сообщил о снижении НДПИ на нефть в России в 1,6 раза. Oil-Эксперт. URL: https://www.oilexp.ru/news/russia/reuters-soobshhil-o-snizhenii-ndpi-na-neft-v-rossii-v-16-raza/265881/

Отметим, однако, что полученные таким образом решения можно рассматривать лишь как временные - предназначенные для срочного достижения желаемого результата. Для повышения эффективности функционирования и развития всего нефтегазового сектора требуется более основательный подход, связанный с изучением всех современных технологических и экономических процессов, опирающийся на анализ причин и следствий кардинального изменения состава источников жидких углеводородов, понимание характера влияния экономических знаний на их состояние и динамику будущей добычи. Только при этом условии возможно формирование энергетической стратегии страны [Крюков, Шафраник, 2016].

При сравнении данных таблиц 1 и 7 видны заметные отличия нового варианта от первоначальных планов модернизации отрасли: возрастает объём переработки, но не её глубина. Начиная с 2022 г. необходимо задействовать все имеющиеся в стране перерабатывающие мощности для наращивания объёмов выпуска нефтепродуктов. Должно произойти резкое сокращение экспортных поставок сырой нефти, вплоть до полного прекращения отгрузок в недружественные страны. При этом излишки нефтепродуктов будут продолжать экспортироваться.

Расчеты проведены исходя из условий реализации 100% излишков нефтепродуктов на внешнем рынке. Удельные показатели получены из статистических наблюдений ФТС и сопоставления стоимости нефтепродуктов при цене нефти 100 долл./барр. Дополнительный доход оценивался с учетом сохранения налоговых поступлений на уровне 2021 г. (когда имел место заметный профицит федерального бюджета) и затрат, связанных с дополнительными объёмами переработки (около 590 млрд руб.). Результаты расчетов приведены в таблице 8.

Мы полагаем, что по итогам 2022 г. следует ожидать результат, промежуточный между 2021 и 2023 гг. Отметим, что в случае успешной реализации представленных мероприятий и при выбранных сценарных условиях (которые предполагают сокращение экспорта сырой нефти почти вдвое) в 2023 г. дополнительная экспортная выручка может достичь 55,7 млрд долл. США (при курсе 70 руб./долл. это составит 3,9 трлн руб.).

Если добыча нефти сократится, так, как предсказал А. Г Си-луанов, дополнительная выручка будет 32,4 млрд долл. США, или 2270 млрд руб.

Таблица 8. Прогноз объёма и стоимости экспорта нефтепродуктов и нефти из России в 2023 г.

Показатель Объём Таможенная стоимость Расчет удельного значения

млн тонн сч * 53 к млрд долл. США % к 2021 долл. США/т

Дизельное топливо 66,7 135,6 54,4 207,6 815,36

Бензин 7,4 168,2 6,8 271,5 917,28

Прочие 120,9 133,3 85,8 207,8 710

Нефтепродукты, всего 195 135,1 147,0 210,0 753,9

Нефть 122 53,0 88,8 80,7 728

Источник. Расчеты автора.

Подчеркнем, что финансовый результат полностью совпадет с итоговыми значениями 2021 г при цене на нефть в 76,35 долл./барр., а любое превышение этой цены даст дополнительный доход.

Для создания благоприятных коммерческих условий реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке целесообразно было бы направить весь дополнительный доход на снижение их цены для российских потребителей. Сегодня внутри страны реализуется около 110 млн т светлых нефтепродуктов, а это значит, что цена каждого килограмма может быть снижена на 24,25 руб. В расчете на 1 л продукции снижение цен может произойти следующим образом: бензин - на 18,2 руб.; керосин - на 19,4 руб.; дизельное топливо -на 20,4 руб. Это стало бы исполнением мечты российских потребителей и оказало бы сильнейшую поддержку всем секторам отечественной экономики.

Кто-то может возразить, что представленный сценарий построен исключительно на дорогих отпускных ценах на нефть и нефтепродукты. Но именно тогда он будет наиболее эффективен, и именно поэтому одним из условий его реализации является отказ от поставок нефти недружественным странам. Зачем

ожидать, когда они подготовятся к этому событию? Следует действовать немедленно, особенно в отношении Европы.

Безусловно, представленный сценарий заставит европейские страны сильно потрудиться, чтобы сохранить спрос на нефтепродукты на прежнем уровне. Политику использования ископаемых топлив в ЕС нужно будет кардинально изменить. Скорее всего о достижении экологических целей, задекларированных в Парижском соглашении, им также придется на какое-то время забыть.

Все прогнозы, разрабатываемые с учетом более активной климатической политики, предполагают падение спроса на нефть и нефтепродукты в Европе, так что наши действия будут только способствовать исполнению этих чаяний. Посмотрим, насколько готовы европейцы нести огромные затраты, связанные с трансформацией своих экономик, как справятся с реальными рисками их реализации. Они декларируют, что обойдутся без России? Да мы просто обязаны предоставить им такую возможность!

Мы же должны подготовиться к тому, что перспективы изменения спроса на европейском рынке могут оказаться хуже текущих прогнозов, но не из-за успешного встраивания Европы в безуглеродную экономику, а из-за её глубокого кризиса и обвала.

Вероятно, часть европейских предприятий может быть переведена на производство биотоплива на основе отработанных масел и жиров. Не исключено, что где-то биотопливо даже начнет вытеснять традиционные нефтепродукты. Но, скорее всего, это будет возможно в локальных, но никак не глобальных масштабах, так как для этого нужны огромные свободные посевные площади, которые есть далеко не везде.

Гораздо большим риском для отечественной нефтеперерабатывающей отрасли в ближайшей перспективе станет неизбежная и жесткая конкуренция на европейском рынке с производителями из стран Ближнего Востока.

Поставка в Европу нефтепродуктов по более дорогой цене заставит местные НПЗ вспомнить то время, когда они покупали дешевый российский мазут для дальнейшей переработки. Теперь

им придётся конкурировать за него с переработчиками из США, поскольку на мировом рынке сохраняется дефицит тяжелой нефти, и многие зарубежные НПЗ из-за американской санкцион-ной политики вынуждены прибегать к блендингу, смешивая для переработки легкую и тяжелую нефть (нефтепродукты).

В 2021 г Россия поставила около 80 млн т сырой нефти в Китай, 5,5 млн т - в Индию, 15 млн т - в Белоруссию, уже очевидно, что по итогам 2022 г. эти показатели будут превышены. Это внушает уверенность, что страна справится с кризисом и найдет возможность отказаться от экспорта нефти в недружественные страны Европы.

Заключение

Стратегия развития нефтеперерабатывающей отрасли России больше не может осуществляться в той парадигме, которая господствует в мировой экономике. Программа модернизации отечественных НПЗ, которая, следуя тенденциям развития мирового рынка, была нацелена на увеличение выпуска светлых нефтепродуктов, реализуемых большей частью на экспорт, должна быть пересмотрена в свете ввода жестких санкций против России.

Несмотря на долгосрочную тенденцию снижения мирового спроса на нефтепродукты, нефть и ее производные ещё долго будут играть важную роль в мировом энергобалансе. Но наименее эффективные игроки будут постепенно вытесняться с рынка, что уже заметно в секторе нефтепереработки Европы.

Отказ от российской нефти может оказать самое негативное влияние на конкурентоспособность большинства европейских НПЗ. Этой ситуацией следует грамотно воспользоваться для минимизации последствий от введения этих санкций и развития собственной нефтепереработки.

Для этого целесообразно создание в России Единого координационного центра развития с реальными полномочиями по организации и внедрению механизма регулирования, обеспечивающего координацию всех объёмов производства, направлений и ассортимента экспортных поставок нефти и нефтепродуктов, по всем компаниям. Кроме того, считаем обоснованными мерами временное снижение объёмов добычи нефти в стране, внесение

изменений в процесс модернизации заводов с целью увеличения объёмов переработки нефти и выпуска широкого ассортимента нефтепродуктов, не только светлых.

Расчеты показывают, что при согласованных действиях в реализации актуализированной стратегии развития нефтеперерабатывающей отрасли, а также при соблюдении определенных условий, как, например, максимальное ограничение поставок в Европу сырой нефти при максимизации экспортных продаж нефтепродуктов, Россия сможет не только выстоять в условиях санкций, но и получить дополнительные преференции в сложившейся ситуации, а поддержка отрасли со стороны предлагаемого Единого координационного центра может даже усилить и укрепить её конкурентные позиции на мировом рынке.

Литература

Анашкин О. С. Мутные зеркала нефтяной экономики // ЭКО. 2018. № 3. С. 141-154. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2018-3-141-154

Крайнова Э.А., Рохлин С.М. Экономический механизм реализации корпоративных квот снижения добычи нефти в условиях сделки ОПЕК // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2021. № 9 (201). Сентябрь. С. 23-31.

Крюков В. А., Шафраник Ю. К. Нефтегазовый сектор России: трудный путь к многообразию. М., 2016. 272 с.

Тыртов Е., Демидова Е. Российская нефтепереработка: выживут сильнейшие // Энергетическая политика. 2021. № 7(161). С. 38-47.

Статья поступила 23.05.2022 Статья принята к публикации 24.08.2022

Для цитирования: Анашкин О. С. Что нужно изменить в стратегии развития нефтеперерабатывающей отрасли России // ЭКО. 2022. № 11. С. 158-182. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2022-11-158-182

Summary

Anashkin, O.S., PhD in Economics. E-mail: oanashkin@mail.ru

National Research University "Higher School of Economics", Moscow

What Should be Changed in the Development Strategy of the Russian Oil Refining Industry

182

AHAWKMH O.C.

Abstract. The paper reviews options for revising the current refinery modernization program in order to change the development strategy of the Russian oil refining industry under the sanctions regime. The risks and opportunities of Russian oil refining are analyzed and the sequence of necessary steps to stabilize its work in emergency conditions is proposed. It is demonstrated that the creation of a single coordinating center of industry development will strengthen the competitive position of the Russian oil industry in the world market.

Keywords: crude oil; oil products; oil refining industry of Russia; refineries; sanctions; refinery modernization program; oil products export market; domestic market of oil products; development strategy; unified coordination center of industry development

References

Anashkin, O.S. (2018). Cloudy Mirrors of the Oil Economy. Em. No. 3. Pp. 141-154. (In Russ).

Krainova, E.A., Rohlin, S.M. (2021). Economic mechanism for the implementation of corporate quotas for reducing oil production in the context of the opec+. problems of economy and management of oil and gas complex. No. 9. Pp. 23-31. (In Russ).

Kryukov, V.A., Shafranik, Yu.K. (2016). Russia's oil and gas sector: a difficult path to variety of ways. Moscow. P. 272. (In Russ).

Tyrtov, E., Demidova E. (2021). Russian Oil Refining: in the Face of Fierce Competition. Energy Policy. No. 7. Pp. 38-47. (In Russ).

For citation: Anashkin, O.S. (2022). What Should be Changed in the Development Strategy of the Russian Oil Refining Industry. ЕСО. No. 11. Pp. 158-182. (In Russ.). DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-11-158-182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.