Научная статья на тему '«Что на речке на Волге»: об одной свадебной песне Пооредежья'

«Что на речке на Волге»: об одной свадебной песне Пооредежья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
180
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Что на речке на Волге»: об одной свадебной песне Пооредежья»

Т. С. Молчанова

«Что на речке на Волге»: об одной свадебной песне Пооредежья

Что на речке на Волге на прикрутом бережке Тут стояла баенка, печка муравлена, Печка муравлена, столобок серебряной, Столобок серебряной, шаечки дубовые, Шаечки дубовые, полочки хрустальные. Тут княгиня парилась Марья Михайловна...

Этот удивительно красивый, почти сказочный текст свадебной песни завораживает с первых слов. Он развертывается перед нами как волшебное шитое браное полотно, вырастает как волшебное царство на серебряном блюдечке. В нем за поэтическими образами стоят глубокие мифологические представления: девушка-невеста оборачивается княгиней, баенка - богатыми хоромами, а родная речка - Волгой.

Казалось бы, такую песню можно услышать только за тридевять земель, где-нибудь в глухой деревне. А на самом деле песня «Что на речке на Волге» была записана всего в сотне километров к югу от Петербурга - в д. Озерешно, расположенной на реке Оредеж471.

Еще четверть века назад старожилы деревни хорошо помнили песни своей молодости, помнили, как играли традиционную крестьянскую свадьбу. Тогда было записано более 40 свадебных песен472. В соседних деревнях также удалось собрать много песен, но песня «Что на речке на Волге» больше не встретилась.

Деревня Озерешно существует более пяти веков. Она впервые упомянута в новгородских писцовых книгах в 1500 г., относилась к Климентовскому Тесовскому погосту Водской Пятины Великого Новгорода. Водская пятина занимала огромную территорию между реками Волховом, Невой, Лугой и Финским заливом. Земли Климентовского погоста располагались вдоль среднего течения реки Оредеж, самого крупного притока Луги.

Эти земли рано и плотно были освоены славянами, которые продвигались от Ильменя через Верхнюю Лугу. Через погост проходила Иван-

471 Сейчас фонограммы хранятся в архиве ЛОУМЦКиИ, запись 12.05.1981 и 05.08.1981 А. Н. Захарова, д. Озерешно Новинковского с/с Гатчинского р-на Ленинградской области, пл. № 37/2, 38/11. Исп.: Волкова Е. А. (1913), Шилова В. Н. (1902), Морозова А. М. (1905), Михайлова М. М. (1907), Степанова А. Ф. (1908).

472 На фоне истончения традиционной культуры Ленинградской области такие цельные, полные записи свадебного песенного фольклора редкость.

городская дорога, сухопутный торговый тракт, соединяющий Великий Новгород со странами Европы. В Смутное время край пришел в частичное запустение. После установления Столбовского мира между Климентовским и Суйдетским погостами легла часть государственной границы со Швецией. Таким образом, почти на сто лет, до окончания Северной войны деревня Озерешно оказалась на приграничной территории. По писцовым книгам XVII века многие деревни погоста числились нежилыми. В это же время, по одной из версий историков, на земли погоста переселялось ижорское население.

С появлением новой столицы, Санкт-Петербурга, жизнь края вошла в спокойное русло. Заброшенные деревни вновь заселялись. Развитие со второй половины XVIII века отхожих промыслов приводит к активному внутреннему движению населения между городом и деревней. Становящаяся новая городская культура по-своему усваивается крестьянской традицией. Наименьшее воздействие она оказывает на обрядовые формы фольклора, обладающие консервативными свойствами, - прежде всего традиционную свадьбу. Но, к сожалению, постепенное разрушение всего крестьянского уклада жизни вокруг Петербурга на протяжении ХХ века привело к исчезновению всего обряда, с его песнями, приговорками, особенными действиями.

Вышесказанное заставляет по-особенному вглядеться в нашу песню. Оценить ее своеобразие невозможно без уяснения ее места внутри свадебного обряда. Для этого сначала напомним ключевые характеристики свадебной игры. Свадьба - это единое музыкально-драматургическое целое с внутренними связями, контрастами и взаимодействием всех его составляющих - пространства, предметов, героев, поведения и жестов, текстов вербальных и музыкальных. Стержнем музыкальной драматургии является особым образом организованная система напевов. Напевы-формулы неоднократно (с разными текстами) звучат на протяжении обряда. Они бывают соотнесены с родами жениха и невесты (шире с оппозицией мужского и женского). Наряду с напевами-формулами (НФ) есть напевы, за которыми закреплен один текст и которые маркируют особые обрядовые моменты (отдание воли, переход невесты из своего рода в род жениха). Обособляются и величальные песни и припевки, которые поются в основном за свадебным столом. Кроме песен в свадебном цикле особую группу составляют причиты - сольные и групповые.

Озерешенский свадебный цикл реализует все уровни песенной драматургии. Всего в д. Озерешно было записано 44 свадебных текста, среди них 22 обрядовых и 14 величальных песен, 4 групповых и 4 сольных причитания. Песни составляют систему напевов-формул. Наличие этих формульных напевов и их музыкально-стилистическое единство в По-оредежье позволяет говорить об Оредежской свадебной традиции. Кратко охарактеризуем напевы-формулы д. Озерешно:

Тип Условное название напева Слоговая норма Форма тз Кол-во песен

А «Соколы» с рефреном «Играйте веселее» 7-сложник ав си е ав ав Я 12

В «Летело стадо» 4+4+5 А В аав аав 4

С «Красота» 8-сложник аа1 ав 2

э Групповое голошение «Зоренька» 5+5+5 авс аав 4

Первый напев-формула «Соколы» пронизывает и объединяет всю свадебную игру от бани до величания молодых и гостей во время пира. С этим напевом соединяются двенадцать текстов: во время традиционной бани невесты (накануне свадьбы) пели «Что на речке на Волге» и «Положила красоту»; при сборах жениха перед венцом - «Что на дворе коней понаставлено» и «По сеням сеничкам». Этим напевом отмечены моменты и встречи дружек, и проводов к венцу, и встречи от венца. Однако, именно песня «Что на речке» была первым песенным знаком свадебной игры, маркировала начало перехода невесты в замужнюю жизнь, символически выражаемое через прощание невесты с вольной волюшкой.

Опишем последовательно структуру мелострофы, особенности стиха, ритмического и ладо-мелодического строения (см. Приложение).

Форма поэтического текста - ававЯ. Дважды пропетые, но не повторенные мелодически стихи завершаются развернутым рефреном. Слоговая норма 7-сложная. Однако жизнь песни не исчерпывается этими схематическими чертами, она всегда больше и богаче. Текст раскрывается нашему пониманию, когда мы выходим за его пределы. Особенно интересен рефрен, с которого мы и начнем рассуждения.

На Оредеже он записан в вариантах «Играйте веселее» (дд. Озереш-но, Нестерково и др. Гатчинского р-на) и «Играйте да горазно» (дд. Гве-рездно, Долговка и Хомировичи Лужского р-на). Заметим, что свадебные песни с рефреном достаточно распространены в русской традиции. Тексты рефренов всегда загадочны, они несут еще один уровень смысла, например «Лешеньки-лели», «Душель мой», «Диво леле, рано мое». Рефрен связан с глубинным пониманием свадебной игры473: игра вместе с рядом родственных аутентичных терминов «веселье - гульба - ж1ра -забава» имела очень широкий смысл; всегда символизировала молодых/молодость и обозначала образ «жизни и формы поведения молоде-

473 Бернштам Т. А.: 1) Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -нач. XX вв.: половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988. 278 с.; 2) Феномен игры // Малые города России. М.; СПб., 1994. С. 115-118; 3) Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2000. 400 с. (Ethnographica Рей-ороШапа, V).

жи практически во всех бытовых и сакральных ситуациях»474. Словами игра/играть описывались действия, имевшие непосредственное отношение к молодежи, но выполнявшиеся взрослыми с целью контролирования моментов, ответственных для социума (в том числе свадьбы). Таким образом, в рефрене рассматриваемого НФ в песенно-поэтической форме отражено и понятие «играть свадьбу», и понимание особого звукового поведения, необходимого для переходного обряда, и статус молодости, и особое, сакральное состояние веселья, гульбы.

Аналогичный рефрен встречается в традициях Заонежья и Мезени -«Играйте гораже/гораздно»475. Однако есть существенные отличия: в этих более северных районах тексты с рефреном не входят в систему свадебных напевов-формул; имеют другой слоговой состав (6-сложник); принципиально иным является и слогоритмическое воплощение рефрена, противопоставленного смысловой части строфы.

Можно только догадываться о возможных исторических и культурных процессах, которые привели к закреплению такого рефрена в свадебных песнях на Оредеже и отдельных его осколках в разных северно -русских традициях.

Строение стиха. Слоговой нормой для всего корпуса НФ «Соколы» является 7 слогов. Гораздо в меньшем количестве встречаются стихи шести или восьмисложные. Наряду с симметричными 7-сложными построениями, образуются неравные (6+7, 8+7 и др.):

1. Что на речке на Волге на прикрутом бережке 7+7 Что на речке на Волге на прикрутом бережке

Играйте веселея!

2. Тут стояла баенка, печка муравлена 7+6 Тут стояла баенка, печка муравлена

3. Печка муравлена, сто лобок серебряной 2 6+7

474 Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни... С. 11.

475 1) Еще с терема на терем Танюшка шла, зап. 1972 г., г. Пудож, № 134 // Песни Карельского края / сост. и вступ. ст. Т. Краснопольской. Петрозаводск: Карелия, 1977; 2) Еще с терема на терем Любушка шла. Зап. в 1977 г. с. Палтега, № 43; С терема на терем княгиня шла. Зап. 1926 г. с. Космозеро, № 44. С терема на терем Марья шла. д. Волоковое. № 45. См.: Агренева-Славянская, ч. 2, № 15 // Песни Заонежья в записях 1880-1980 годов / сост., пред. и прим. Т. В. Краснопольской, ред. Е. Гиппиуса. Л., 1987; 3) Аще с терема на терем Марья шла. пос. Ламбасручей, № 100 // Кузнецова В. П., Логинов К. К. Русская свадьба Заонежья: конец XIX - нач. ХХ в. Петрозаводск, изд-во ПетрГУ, 2001; 4) Что не соболь по улице дыблется. Зап. в г. Мезень. 1958 г. № 177 // Песенный фольклор Мезени / изд. подг. Н. П. Колпакова, Б. М. Добровольский, В. В. Митрофанова, В. В. Коргузалов. Л., 1967.

4. Сто лобок серебряной, шаечки дубовые 2

7+7

5. Шаечки дубовые, полочки хрустальные 2

7+7

6. Тут девица (вар-т княгиня) парилась Марья Михайловна 2 7+6

7. Парила, упаривала свою красну красоту Парила, упарьвала свою красную красоту

8+7 7+8

8. Свою красну красоту, девичью волюшку Свою красную красоту, девичью волюшку

7+6 8+6

Сильными стиховыми позициями чаще отмечены 3-й и 5-й слоги, образуются симметричные 3-х сложные построения в анакрузе и клаузуле. В том случае, если возникает иной слоговой состав (6-сложник), ударения приходятся на 1-й или 2-й слоги в начале, но всегда на 5-й - в

клаузуле.

Рефрен стоит особняком - в нем выделяются 2-й и 6-й слоги. Подобное обособление рефрена (и не только по стиховым характеристикам, но и по музыкальным) весьма характерно для обрядовых песен в целом. И. И. Земцовский в «Мелодике календарных песен» указывает, что рефрен представляет наиболее старые и устойчивые формулы в составе текста: «Они оказались исторически наиболее древним и устойчивым элементом календарной песни. Не говоря уже об отложившихся в них и отстоявшихся до формульности чертах былой функциональности, былых заклинательных возгласов, былой манеры коллективного интонирования и т. п., они ценны как средоточие мелодической специфичности календарно-обрядовых песен. Именно в припевах находим особо устойчивые РФ и ЛФ, и тем самым наибольшее число международных схождений (по истокам они, как правило, донацио-нальны)»476. Эти слова можно вполне применить и к данному свадебному тексту.

Ниже в слогоритмических схемах на примере отдельных стихов показано, как координируются ритм и слоговой состав. Для 6-сложников характерно суммирование первых двух долей, для 8-сложников - дробление самой протяженной длительности (пример 1, приводим строки из разных текстов напева-формулы «Соколы»):

476 Земцовский И. И. Мелодика календарных песен. Л., 1975. С. 51.

е. х е е J . J е 7 сл. J е е J . J е 6 сл.

Что на ре-чке на Во-лге

е е е е е J . е 7 сл.

Сто-ло-бок се-ре-бря-ной

е е J . е J е е 7 сл.

Тут сто-я-ла ба-е-нка

е е J . е J е J 7 сл.

Пе-чка му-ра-вле-на

J е е е J . е 6 сл.

Де - ви-чью во-лю-шку

J J . е J е е 6 сл.

Хо-дю-чи бу-ди-ла

J J . е J е J 6 сл.

е. х е е J . е е е 8 сл.

Па-ри-ла у-па-ри-ва-ла

е е е е е J е е 8 сл.

Сво-е-во ча-да ми-ло-ва

е е J е е J е е 8 сл.

Сво-ю кра-сную кра-со-ту

е е J е е J е J 8 сл.

Ша-е-чки ду-бо-вы-е

Встань мо-е ми-ло-я

А дру-гу-ю се-ре-бря-ну

Слогоритмическое строение основной 7-сложной строфы изощренно и прихотливо. В основной 7-сложной модели строфы каждый из 4-х стихов и рефрен представляют собой самостоятельные построения: повторяющиеся стихи всегда обновляются ритмически и мелодически. Но в строфе есть и стабилизирующие элементы, уравновешивающие варьирование. Одним из них является рефрен. Он разграничивает строфы, а ритм его окончания создает эффект торможения.

Кроме того, есть элементы повторности, «подхватывания» ритмической ячейки в 3 и 4 стихах, которые отчетливо видны в ином графическом расположении слогоритмической схемы (пример 2):

Пример 2

е . х е е J . J е 10 е 7 сл.

е е е е е J . е 9 е 7 сл.

е е J . е J е е 10 е 7 сл.

е е J . е J е J 11 е 7 сл.

е J J е . х J . J . 13 е 7 сл.

Равновесие достигается временной сбалансированностью строфы: если 1-2 фразы равны 10+9 = 19 X, т. е. усечены, то 3 и 4 фразы увеличены - 10+11= 21 е, но в целом составляют всего 40 X. Таким образом,

временной объем всей строфы с повторенными стихами совершенен, а внутри нее происходит некий сдвиг, временная неравность.

«Неправильность», неуравновешенность, прихотливость ритмического строения дополняется еще двумя существенными чертами. Первая - наличие элементов так называемой Ь-квантитативной ритмики. Так, долготой в 1 фразе выделен, помимо 5-го ударного, есть 6-й безударный слог, во 2 фразе - только 6-й безударный, в 4-й фразе, помимо 3-го и 5-го, обычно ударного, 7-й безударный слог. Вторая черта - смена на протяжении стиха и строфы единицы метрической пульсации с четверти на восьмую и обратно и, следовательно, возникающее чередование двойного и тройного метра. Исключением является 3-й стих, в котором к тому же нет и Ь-квантитативного ритма (см. выше схему строфы). Сочетание в напеве разных элементов работы с долготой слогов дает ощущение изощренной ритмической игры, сжатия и расширения текста, особенной его пульсации.

Если мы выйдем за пределы Озерешенского цикла, то увидим, что в Оредежской традиции зафиксировано несколько локальных вариантов данной формулы, в которых наряду с местными чертами четко соблюдаются основные стилистические элементы. Это наличие рефрена, принципы смены метрической пульсации и черты в-квантитативной ритми-ки477 (пример 3):

Пример 3

д. Хомировичи:

е. х е е J J е е е е е е е е е J . е е. х J J

Играйте да горазно!

Играйте да гораздно!

д. Долговка: д. Усадище: д. Черемно:

е. х е е 1 J е е е е е J. J е е е е е J. J е

е е е е е. х е е е е е е J е е е е е е J е

е J. е е е 1 J е 1 е е е J J е е е е J е е

Играйте да гораздно! Играйте веселее! е е J е J е J

е J. е е е J е

Уникальность оредежского напева-формулы «Соколы» становится тем более заметна, что обнаруживаются аналогичные принципы слого-ритмического строения как минимум в двух родственных новгородских традициях - на Гдовщине и в междуречье Мсты и Мологи (пример 4):

477 Архив ЛОУМЦКиИ: д. Долговка Лужского р-на Ленингр. обл. (пл. 43, копия записей ЛГК 1981 г., Мехнецов А. М.), д. Усадище Лужского р-на Ленингр. обл. (пл. 83, 1983 г., зап. Захаров А. Н.), д. Черемно Лужского р-на Ленингр. обл. (пл. 82,1983 г., зап. Захаров А. Н.). Архив СПбГУКИ: д. Хомировичи Лужского р-на Ленингр. обл. (пл. 68, 1972 г., зап. Лукьянова Т. П.).

д. Монастырек Сланцев-ского р-на Ленинградской обл478. д. Ерзовка Хвойнинского р-на Новг. обл. д. Суворовское-Кончаковское Борович-ского р-на Новг. обл. С. Мошенское Мошен-ского р-на Новг. обл479.

е ] ] е иш Бласлови-тка го-спо-ди е ] ] е ] J ] Свадебку за - и-грывать е ] ] ] ] ] . ] Бласлови-тка го-спо-ди е ] ] ] е ] . J Свадебку за-и-грывать е е е е ] . ] е На го-ры на гли-льни-чке е. х е е е ] е Во свя-той ча-со-ве-нке е. х е е е ] е Как у на-шей Тро-и-цы е е е е J е е Как у на-шей Тро-и-цы (пример обратной последовательности строк) е. х е е ] . ] е Тут гу-лял ра-згу-ли-вал е. х е. х е ] е У-дал до-брый мо-ло-дец

В первом примере из Гдовской свадьбы основным ритмическим импульсом является в-квантитативная ритмика, сменяются единицы метрической пульсации, чередуются двойные и тройные ритмические группы. Совпадает принцип ритмического сжатия в конце первого стиха (в примере подчеркнуто). Новгородские варианты по слогоритмическому рисунку почти идентичны оредежским. Наличие рефрена и форма строфы в данном случае оказываются несущественными чертами сходства или различия. На первый план выходят выше указанные ритмические особенности.

Таким образом, стилистические элементы, присущие строению оре-дежских «Соколов», находят аналогии, с одной стороны, в традициях Заонежья и Мезени, а с другой стороны - Гдовщины и Новгородчины.

Изощренности и одновременно стройности ритмической организации напева не уступает и его мелодическое строение. Напев располагается в объеме заполненной б.6 ре-си с главной опорой соль и субквартовым тоном ре в качестве одной из побочных. Ладо-мелодическое развитие складывается аналогично ритмическому строению строфы, в основе которого лежит принцип контраста и тождества. Напев как бы играет несколькими ладовыми ячейками. На их сталкивании или взаимодействии основан динамический импульс музыкального развития строфы. Первая ячейка - большетерцовая на опоре соль (назовем ее терц.), вторая - квинтовая на субквартовой опоре ре (84), третья - на субтерцовой опоре ми (83) в виде м. 3 ми-соль или трихорда ми-соль-ля. Каждая ячей-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

478 Народные песни Ленинградской области. Старинная свадьба Сланцевско-го района / сост. А. М. Мехнецов, Е. И. Мельник. Л., 1985. 123 с. № 45.

479 Традиционный фольклор Новгородской области / изд. подг. В. И. Жеку-лина, В. В. Коргузалов, М. А. Лобанов, В. В. Митрофанова. Л., 1972. 350 с. (Памятники русского фольклора). № 356, 336, 345.

ка проявляет себя через сильные стиховые или ритмические позиции, через горизонтальное (мелодическое) и вертикальное (фактурное) развитие. Все мелостроки строфы содержат определенную комбинацию ячеек:

Схематическое изложение напева в виде ладовых ячеек позволяет увидеть принципы их соотношения: ритм смены в стихах, полустрофе и строфе в целом. Первая полустрофа (два семисложника) представляет подобие экспозиции с арочной конструкцией, где каждая из ячеек медленно, в мелодическом разворачивании показывает себя (пример 5).

Вторая полустрофа, с повтором поэтического текста, подобна развивающей части. Ячейки 84 и 83 сталкиваются по времени и протяженности, как бы «борясь» за право быть оппозицией главной опоре и терцовой ладовой ячейке. В начале третьего стиха 84 и 83 сменяют друг друга внутри распетого слога, образуя как бы ладовую синкопу. При этом 83 ячейка намечена не в терцовом виде, а в трихордовом, накладываясь одновременно на нижний тон 84 ячейки. Далее их пульсация происходит по четвертям, подчеркивается 84 ячейка. В четвертом стихе 83 ячейка закрепляется в трихордовом виде, а 84 ячейка служит как бы ступенькой к появлению опорного тона и главной терцовой ячейки (пример 6).

В рефрене сопряжение ячеек направлено на достижение торможения. Сначала они сталкиваются на каждый слог, чтобы на последнем ударном слоге остановится на 84 ячейке и разрешиться в опору соль. Интересно, что величина протяженности последней 84 ячейки равна ее протяженности в первом стихе (пять восьмых). Так осуществляется еще одна арка, соединяя начало и завершение строфы (пример 7).

Таким образом, на протяжении строфы происходит экспозиция, а затем столкновение 83 и 84 ячеек. Образуется очень динамичная форма, в которой ритмика и мелодика преодолевают жесткость формы и стиха.

Ладовое строение строфы опосредовано мелодическими линиями голосов в гетерофонной фактуре, расслоение или унисонное сочетание голосов выделяет ту или иную ладовую ячейку. В фактуре песни достаточно четко разделяются линии верхнего, среднего и нижнего голосов. Каждая из певиц ансамбля старается придерживаться своей собственной мелодической ниши, осознавая, по-видимому, вертикальное соотношение всех голосов. Верхний голос запевает, задавая основу ладового строения и очерчивая объем мелодики. Запев - это единственная часть строфы, где в верхнем голосе может появиться субквартовый тон ре. В продолжении строфы верхний голос избегает этот тон, его основными мелодическими ячейками являются терция соль-си и трихорд ми-соль-ля.

а в а в рефрен

терц. 84 83

84 / 84 83 /

83 терц. 83 84 терц. 83 84 83 84 терц.

-|—V V— -V

ё * * * 4—, 1 л

тер ц.

84

83

тер ц.

Пример 6

84 || 83 ||84| 183

83

84 ||4ерц.|

Пример 7

Что на речке на Волге

д. Озерешно ГЛ-1981

I

Что на ре - чке на Во - лге

^ о Ч

ЕЩЗЕЙЕЕ=£

!

Что на ре - чке на Во - лге на прикру - том бе-ре - жке.

И -гра-йте ве - се-ле - я!

Средний голос уплотняет верхнюю линию унисонными и терцовыми дублированиями, заполняет квинтовую рамку крайних голосов. Нижний голос может охватывать весь амбитус напева, но его основное поле -квинтовый объем от субкварты до второй ступени. Именно он секундо-вым перемещением на субтонах ре и ми задает противопоставление 83 и 84 ячеек.

Интересно соотношение голосов по звукорядам. Происходит как бы наложение двух заполненных квинтовых звукорядов секундового соотношения - ми-си и ре-ля. Аналогичный принцип секундового соотношения есть и в напеве группового голошения оредежской «Зореньки».

Насыщенность, сложность песни «Что на речке на Волге» по музыкально-поэтическим характеристикам сродни ее значимости в обряде в целом. Ладово-ритмические ячейки пульсируют в особом возвратно-вращающемся движении, они повторяются и по-разному сопоставляются, связывая границы построений. Эти принципы арочной конструкции, заложенные в песне, реализованы на музыкально-драматургическом уровне всего обряда. Напев маркирует собственно обрядово значимое начало свадьбы - отдание невестой вольной волюшки, в утро свадебного дня связывает в едином сакральном пространстве дома и роды жениха и невесты, а на свадебном пиру «опоясывает» всех основных участников игры. Песенные арки из напевов «Соколов» смыкают время и пространство свадебного обряда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.