Научная статья на тему 'Что может стать причиной ухода учителя из школы?'

Что может стать причиной ухода учителя из школы? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что может стать причиной ухода учителя из школы?»

И. А. Лихачев

Что может стать причиной ухода учителя из школы?

Как в научно-познавательном, так к в практическом плане большого внимания заслуживает вопрос о возможных причинах увольнения учителя с работы в школе. Уход коллеги из школы, молодого начинающего или опытного и зрелого учителя - это всегда большая потеря для коллектива. Но вместе с тем это и суммарный результат определенных субъективных оценок и результатов переживаний своего труда учителем, результат, который, к сожалению, не был замечен и не получил адекватной оценки ни со стороны администрации школы, ни со стороны ближайших коллег. Увольнение с работы - это всегда результат неудовлетворенности педагога как процессом труда, так и его результатами.

Определение подобного рода негативных ситуаций в познавательном плане представляет интерес потому, что их выявление позволяет уточнить силу и значимость различных факторов, стимулирующих положительное отношение к труду. Иными словами, отсутствие в реальной трудовой ситуации негативных факторов дает основание считать, что удовлетворенность учителя своим трудом, мотивация трудовой деятельности достаточно сильны, чтобы педагог не помышлял об уходе из школы.

В практическом плане знание негативных ситуаций и факторов, способных подтолкнуть учителя к уходу из школы, дает возможность выработать конкретные рекомендации для органов управления образованием и администрации школы по ослаблению или искоренению подобного рода негативных обстоятельств. Реализация таких рекомендаций в практике управления школой позволит, во-первых, предвидеть возможные конфликтные ситуации, а, во-вторых, укрепить коллектив преподавателей, создать атмосферу творческого заинтересованного труда.

Большой блок вопросов в проведенном нами социологическом исследовании был на-

правлен на изучение субъективных оценок педагогов различных негативных ситуаций, способных подтолкнуть их к уходу из школы. Вопросы анкеты описывают возможные в педагогической деятельности ситуации и являются проективными. Использование подобной формы вопросов позволяют получить достаточно искренние ответы и снизить тревожность рес-, пондентов. Проективные ситуации по своему содержанию отражают возможные негативные моменты во взаимоотношениях с коллегами по работе, администрацией школы и учащимися. При ответах на вопросы учителя использовали следующую шкалу оценок: 1 балл - эта ситуация никак не повлияет на Вас, 2 балла - ситуация немного испортит Вам настроение, 3 балла - ситуация может вызвать у Вас мысль об уходе из школы, 4 балла - ситуация может серьезно Вас обеспокоить и породить мысль об уходе из школы, 5 баллов - ситуация для Вас не переносима, Вы решаете точно уйти из школы. Результаты исследования изложены в таблице.

А. Городские учителя

Анализ результатов показывает, что для всех городских учителей, независимо от возраста, наиболее значимыми оказались негативные ситуации, связанные с неудовлетворенностью содержательными аспектами труда (ситуации расположены в порядке убывания значимости их для педагогов):

- потеря авторитета среди учащихся

- потеря удовлетворения от общения с учащимися

- отсутствие возможности творческой самореализации в школе

- излишний контроль со стороны администрации школы

Выделились также ситуации, которые у большинства педагогов не вызывают мыслей об уходе из школы, они связаны, главным образом, с условиями труда:

- отсутствие среди коллег единомышленников

- наличие у определенной части коллег негативного отношения к учителю

- отсутствие внимания к деятельности педагога со стороны администрации школы

Как видим, городских учителей больше всего может беспокоить отсутствие авторитета среди учащихся, нарушение эмоциональной отдачи от общения с детьми, а также излишний контроль и давление со стороны администра-

Таблица

Возраст Вероятные причины\_ ухода учителей из школвк До 25 лет 26-30 лет 31 -45 лет 46-55 лет Свыше 55 лет Город в целом Село Всего

Средняя оценка Ранг Средняя оценка Ранг Средняя оценка Ранг Средняя оценка Ранг Средняя оценка Ранг Средняя оценка Ранг Средняя оценка Ранг Средняя оценка Ранг

1. Среди коллег по работе сформировалась группа учителей, настроенных против Вас 2.40 11 2.49 7 2.40 8 1.96 11 2.20 9-10 2.29 10 2.3 10 2.3 10-11

2. Администрация школы не замечает Ваших стараний 2.90 8 2.23 9-10 2.23 11 2.15 9 2.20 9-10 2.34 9 2.2 11 2.32 9

3, У Вас возник серьезный конфликт с учениками какого-либо класса 2.47 10 2,38 8 2.33 9-10 2.19 8 2.50 8 2.37 8 2.4 9 2.38 8

4. Администрация выносит Вам выговор, которого, хак Вы считаете, не заслуживаете 3.09 6 2.71 5 2.55 7 2.57 6 2.78 3 2.74 6 2.8 5-6 2.75 6

5. Вы чувствуете, что среди учащихся Вы не имеете авторитета 3.65 3 3.00 2-3 3.37 3 3.29 1 3.07 1 3.28 1 3.5 2 3.3 2

6. Вы считаете, что школьная администрация необъективно Вас оценивает, намеренно принижает Ваши старания и успехи 2.97 7 2.85 4 2,93 5 2,64 5 2.63 5 2.80 5 2.8 5-6 2.8 5

7. Среди коллег у Вас нет близких Вам по духу людей 2.58 9 2.08 П 2.33 9-10 2.07 10 2.08 11 2.23 11 2.5 8 2.3 10- п

Общение с учениками перестало приносить Вам радость, Вы чувствуете, что они Вас раздражают 4.03 1 2.23 9-10 3.64 1 3.23 2 3.04 2 3.23 2 3.7 1 3.4 1

9. Администрация школы жестко контролирует каждое Ваше действие, проводит частые пристрастные проверки результатов обучения 3.26 4 3.00 2-3 3.44 2 2.93 3 2.77 4 3.08 4 3.0 4 3.0 4

10. У Вас произошел серьезный конфликт по работе с несколькими учителями 3.24 5 2.59 6 2.69 6 2.53 7 2.52 7 2.71 7 2.6 7 2.68 7

11. Вы не находите возможность творческой самореализации в школе 3.76 2 3.33 1 3.24 4 2.88 4 2.56 6 3.15 3 3.3 3 3.2 3

Средние оценки 3.11 2.63 2.83 2.56 2.58 2.75 2.83 2.77

ции школы. В то же время учителей не беспокоит отсутствие среди коллег близких по духу людей, негативное к ним отношение со стороны некоторых коллег и то, что администрация не замечает их стараний.

Вероятно, это можно объяснить тем, что для педагогической деятельности базовым, системообразующим является отношение "учитель - ученик" и возможные нарушения в содержании этих отношений наиболее остро переживаются педагогами. Ранее неоднократно отмечалось, что преподавательская деятельность открывает широкие возможности для реализации творческого потенциала личности учителя, и поэтому неудивительно, что отсутствие такой возможности может явиться одной из главных причин ухода учителя из школы. Отношения с коллегами по работе и с администрацией шко-

лы, как ранее отмечалось, относятся к условиям труда педагогов и волнуют учителей несколько меньше, чем содержательные аспекты их деятельности (педагогическое общение и педагогическая деятельность). Тем не менее, эти факторы могут или способствовать или препятствовать реализации профессиональных задач. Поэтому излишний контроль со стороны школьной администрации, мешающий творческой самореализации педагога, воспринимается учителями как негативный момент, способный подтолкнуть их к уходу из школы.

Анализ полученных данных по возрастным категориям городских учителей позволит обрисовать более подробную картину по интересующему вопросу.

Результаты исследования показали, что только у двух категорий учителей некоторые из

представленных в анкете негативных ситуаций могут породить устойчивое желание поменять место работы. Это учителя в возрасте до 25 лет и в возрасте от 31 до 40 лет. При этом имеются существенные различия в восприятии различных ситуаций педагогами этих двух возрастных групп.

Молодые учителя, имеющие небольшой стаж работы в школе, наиболее болезненно воспринимают ситуацию утраты удовлетворения от общения с детьми, появления негативного отношения к ним (средний балл - 4.03), а также ситуацию отсутствия авторитета среди учащихся (средний балл - 3.65). В целом эта категория учителей более чувствительно воспринимает практически все предложенные в анкете ситуации, по сравнению с остальными возрастными группами педагогов. Так, только для молодых учителей представляет определенную значимость ситуация отсутствия среди коллег близких по духу людей, В еще большей степени может вызвать у них мысли об уходе из школы то, что администрация не замечает их стараний. Травмирующей для них может также оказаться ситуация, когда администрация школы выносит, по их мнению, незаслуженный выговор.

Педагоги в возрасте от 31 до 40 лет в целом менее болезненно относятся к негативным ситуациям, касающимся взаимоотношений с учащимися, школьной администрацией, коллегами по работе, чем совсем молодые учителя, но многие негативные ситуации и у них могут породить устойчивое желание уйти из школы. Педагоги этой возрастной группы склонны особенно сильно реагировать на ситуации, связанные с потерей удовлетворения от общения с учащимися (средний балл - 3.64), а также с отсутствием авторитета среди детей (средний балл - 3.37). Очень значима для них (самый высокий показатель среди всех возрастных категорий учителей) и ситуация жесткого контроля за их педагогической деятельностью со стороны администрации школы (средний балл -3.44).

Итак, как показали результаты нашего исследования, в учительской среде наиболее восприимчивы к негативным ситуациям, касающимся взаимоотношений с коллегами по работе, администрацией и учащимися, две группы педагогов: молодые учителя в возрасте до 25 лет и педагоги в возрасте 31-40 лет. Это можно объяснить следующими обстоятельствами. Молодые педагоги особенно сильно переживают различные нарушения в отношениях

с тремя основными категориями субъектов их профессиональной деятельности в силу того, что пока еще недостаточно хорошо адаптировались к работе, к решению конфликтных ситуаций. Кроме того, повышенная восприимчивость к подобным ситуациям, по-видимому, связана с отсутствием у молодых специалистов профессионального мастерства и сложившегося» представления о себе как о профессионале. Отсутствие профессионального опыта и достаточно твердого положения в школе определяет высокую значимость для этих учителей оценки их труда со стороны администрации.

Повышенная восприимчивость к выше обозначенным негативным ситуациям у учителей в возрасте от 31 до 40 лет может быть объяснена особым состоянием критического переосмысления своего профессионального выбора, присущего этой возрастной категории [1]. Именно в данный период учителя подводят предварительные итоги своей педагогической деятельности, оценивают правильность сделанного ими решения посвятить себя работе с детьми. Собственная профессия также рассматривается критически - под углом зрения ее общественной значимости и достойного вознаграждения за труд. В настоящее время, когда зарплата педагогов неоправданно низка, а финансовые затраты на семью именно в этом возрасте достигают своего пика, учителя стоят перед драматическим выбором - либо продолжать дальше работу в школе, либо найти новое место работы. В связи с этим обостряется восприятие и оценка учителями негативных ситуаций, возникающих в их педагогической деятельности, которые способны подтолкнуть учителя к уходу из школы.

В то же время учителя в этом возрасте имеют уже достаточно большой профессиональный опыт и, зачастую, свои оригинальные наработки в методиках преподавания и воспитания. Но проявить в полной мере свои творческие возможности мешают, как правило, узкие рамки требований стандартов образования, а также мелочная опека и контроль со стороны школьной администрации. Неудивительно поэтому, что именно в этом возрасте учителя наиболее чувствительны к чрезмерному давлению и контролю со стороны администрации школы.

Педагоги в возрасте от 26 до 30 лет по своему отношению к большинству негативных ситуаций приближаются к средним показателям. Интересным представляется тот факт, что только у этой категории учителей отсутствие

удовлетворения от общения с детьми не вызывает мыслей об уходе из школы. В целом, спокойное и даже в некоторых случаях равнодушное отношение к различным нарушениям в общении с детьми, коллегами и администрацией можно, по-видимому, объяснить тем, что педагоги в данном возрасте находятся в состоянии выбора - либо продолжать свою профессиональную деятельность в школе, либо сменить место работы. Кроме этого, профессиональная деятельность для людей этого возраста отходит на второй план, поскольку больше заботят мысли об устройстве семейной жизни. Именно в этом возрасте, как показали результаты нашего предыдущего исследования, учителя чаще всего устраивают свою семейную жизнь [2].

Среди всех опрошенных педагогов наименее чувствительны к предложенным негативным ситуациям учителя двух оставшихся возрастных групп - от 41 до 55 лет и свыше 55 лет. Так, например, для них практически никакого значения не имеют такие ситуации, как наличие недружелюбно настроенных коллег, отсутствие к ним внимания со стороны администрации школы, отсутствие среди коллег близких по духу людей. Учителей в возрасте от 41 до 55 лет меньше беспокоят конфликты с учениками, так как они хорошо научились понимать духовный мир и интересы своих подопечных.

Толерантность педагогов со стажем к стрессогенным ситуациям можно объяснить, по-видимому, следующими факторами. Во-первых, учителя в этом возрасте, как правило, имеют богатый профессиональный опыт и уже выработали защитные психологические механизмы в противодействии данным ситуациям. Во-вторых, учителя данной возрастной группы прошли своеобразный естественный отбор: их профессиональные и психологические качества в наибольшей степени соответствуют условиям и содержанию педагогического труда, который необходимым образом включает в себя и негативные моменты во взаимодействии с коллегами по работе, учащимися, администрацией школы. Можно также предположить, что более спокойное отношение к негативным ситуациям у зрелых педагогов обусловлено также сложившейся устойчивой системой ценностных ориентаций, которая, как было выяснено в нашем исследовании ранее, несколько отличается от профессиональных ценностей более молодых учителей именно в плане большей оформ-ленности и устойчивости.

Б. Учителя сельских школ

Наше исследование показало, что восприятие сельскими учителями предложенных негативных ситуаций незначительно отличается от их восприятия городскими педагогами. Для них также наибольшую значимость представляют ситуации, связанные с нарушением общения и взаимопонимания с учениками. Беспокоит сельских педагогов и отсутствие в школе возможности творческой самореализации и наличие жесткого контроля со стороны администрации. Необходимо, вместе с тем, отметить большую выраженность отмеченных показателей; это свидетельствует о том, что сельские педагоги в большей степени переживают влияние данных стрессогенных ситуаций по сравнению со своими городскими коллегами.

Так же, как и городские педагоги, сельские учителя наименее чувствительны к отсутствию внимания к их работе со стороны администрации школы и наличию среди коллег недоброжелательно настроенных учителей. Но для сельских педагогов в отличие от учителей городских школ определенную значимость имеет ситуация отсутствия среди коллег близких по духу людей. Это, по-видимому, можно объяснить тем, что у сельских учителей направленность на сотрудничество и коллективную работу выражена в большей степени, чем у городских педагогов.

Литература

1. Учитель: крупным планом. СПб., 1994.

2. Комаров М.С., Горшков В.Ю. Жизненные ценности учителей школ г. Ярославля // Ярославский педагогический вестник. 1997. №4.

И.Г. Копотюк

Формирование профессионально-познавательной активности студентов педагогического колледжа

Условия рыночной экономики предъявляют новые требования к подготовке специалистов. В связи с этим выпускник профессионального образовательного учреждения должен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.