Научная статья на тему 'Что изменилось в законе? (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)'

Что изменилось в законе? (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1609
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что изменилось в законе? (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)»

ЧЕРКАСОВ

Валерий Николаевич

доктор экономических наук, профессор, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений Саратовского юридического института МВД России

КУРИЛЕНКО

Юлия Александровна

адъюнкт кафедры информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений Саратовского юридического института

МВД России

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ЗАКОНЕ? (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ»)

Процессы информатизации в России достигли в настоящее время стадии активного роста. Научно-технический прогресс сегодня позволяет совершенствовать работу с информацией и делать ее более эффективной с помощью рационального использования новейших достижений - компьютерных средств, информационно-телекоммуникационных систем, средств связи, методов искусственного интеллекта. Вся совокупность методов и средств, используемых в области информатизации общества, относится к понятию новых информационных технологий [1-3].

Возможность использования информации и применения информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности постоянно растет. В связи с этим вопросы правового регулирования информационных процессов требуют постоянного совершенствования, устранения противоречий внутри федерального законодательства, в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, а также противоречий, возникших с подписанием российской стороной некоторых международных соглашений [4]. Одним шагом на пути совершенствования правового поля по регулированию общественных отношений в информационной сфере

является новый Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Данный закон вводит новые термины, которые не были включены в отмененный теперь уже Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Это, в частности: информационные технологии, информационно-телекоммуникационная сеть, обладатель информации, доступ к информации, предоставление информации, распространение информации, электронное сообщение, оператор информационной системы. Более того, новый закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» уточняет основополагающие понятия: информация, документированная информация, информационная система, конфиденциальность информации и исключает термины: информационные процессы, информационные ресурсы, собственник и владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения, а также пользователь информации.

Ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как объект правовых отношений и подразделяет ее на виды в зависимости от порядка предоставления или распространения и категории доступа. Ст. 7 дает понятие общедоступной информации, ст. 8 определяет право на доступ к информации, а ст. 9 - ограничение доступа к информации, что явилось восполнением пробела в рамках существовавшего ранее закона «Об информации, информатизации и защите информации». Кроме того, содержание ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в большей степени соответствует позициям Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и положениям Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Особенно в части, касающейся обеспечения запрета требования предоставления от гражданина (физического лица) информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, а также запрета получения такой информации помимо воли гражданина (физического лица).

Ст. 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» посвящена документированию информации. Как уже отмечалось выше, законодатель в ст. 2 изменил формулировку термина «документированная информация» и определил ее как «зафиксированную на материальном носителе путем документирования информацию с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель». Как и Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», новый закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не дает определения электронного документа (понятия «электронный документ» и «электронная цифровая подпись» определяются Федеральным законом РФ от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»). Но, раскрывая в ст. 2 понятие электронного сообщения, признает его в ст. 11 п. 3 электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, при условии, что электронное со-

общение подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи. Таким образом, закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает допустимость использования электронных документов, созданных с помощью информационных технологий, при соответствии этих документов требованиям законодательства Российской Федерации. В частности, в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, рассматривается как обмен документами (ст. 11 п.4). Фактически данное положение является еще одним шагом на пути к построению правовой основы электронного документооборота. Следует отметить, что в Российской Федерации наряду с федеральными законами, действует ряд положений отраслевого законодательства - законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, которые регламентируют порядок применения электронных документов в различных областях деятельности [5-9]. Несмотря на вышесказанное, необходимость в укреплении законодательной базы по электронному документообороту по-прежнему существует. А поэтому законопроект об электронном документообороте объединил бы и однозначно определил понятия электронного документа, электронной цифровой подписи, электронного сообщения, их подлинников, копий, дубликатов и прочее.

Развитие информационных технологий не смогло остаться без внимания законодателя. Ст. 12 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает государственное регулирование в сфере применения информационных технологий, в частности, развитие информационных систем различного назначения и создание условий для эффективного использования информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Определяя понятие информационной системы как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (ст. 2), законодатель не отмечает, что подразумевается под понятием «база данных». Кроме того, в п.9 ст. 14, определяющей создание и эксплуа-

тацию государственных информационных систем, законодатель говорит о том, что «информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами». Как отмечалось выше, понятие информационного ресурса было исключено из нового Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», что, на наш взгляд, сделано не вполне удачно, поскольку потребность в данном понятии все же существует.

Защите информации посвящена ст. 16 ФЗ, определяющая ее как правовые, организационные и технические меры, направленные на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации. Обязанности по защите информации возлагаются на обладателя информации, определяемые п.4 ст. 16, что существенно отличает данное положение от положений предыдущего закона «Об информации, информатизации и защите информации», в котором определялись обязанности владельца, собственника по защите информации, что имело в этой части некую неоднозначность трактования.

Ст. 17, определяющая ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, как и положения ст. 16, относятся к одним из первоочередных мер по совершенствованию нормативно-правового обеспечения информационной безопасности, определенных Межведомственной комиссией Совета Безопасности РФ по информационной безопасности [6].

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что новый Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» соответствует тенденциям развития в области информационных технологий в настоящее время, является более современным по отношению к прежнему Федеральному закону от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите

информации», но все же требует уточнений понятийного аппарата. Развитие информационного общества побуждает к постоянному совершенствованию законодательной базы в информационной сфере, и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» явился еще одной ступенькой на пути совершенствования правового поля в области информации. * * *

1. Компьютерные технологии в юридической деятельности: учебное и практическое пособие / Под ред. Н. Полевого, В. Крылова. М., 1994. С. 7-14.

2. Вехов В.Б., Голубев В.А. Расследование компьютерных преступлений в странах СНГ / Под ред. проф. Б.П. Смагоринского. Волгоград, 2004. С. 36. - ISBN 5-7899-0315-0.

3. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М., 2002. С. 339-346. - ISBN: 5-88687-089-X.

4. Морозов А.В., Полякова Т.А., Ма-хова О.Ю. Правовые проблемы доступа к информации в Российской Федерации // Сб. тр. XII Междунар. науч. конф. «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов». 20-21 мая 2003 г. М., 2003. С. 10.

5. Гражданский кодекс РФ (п.2. ст. 160, п.2 ст.434). Спб.:«Питер», 2002.

6. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (п.3 ст. 75). М.: Юрайт-Издат, 2003.

7. Гражданский процессуальный кодекс РФ (п. 1 ст.71). М.: Юрист, 2003.

8. Положение ЦБР от 19 июля 2000 г. №116-П «О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России» // Нормативные акты по банковской деятельности. 2000. №7.

9. Приказ МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» // Рос. газ. 2003. 3 апр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.