Научная статья на тему 'Что изменилось в правах и обязанностях участников образовательного процесса'

Что изменилось в правах и обязанностях участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО РОДИТЕЛЕЙ НА ПОСЕЩЕНИЕ УРОКОВ / PARENTS' RIGHT TO ATTEND THE LESSONS / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И НАГРУЗКА УЧИТЕЛЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА / QUALIFICATION DEVELOPMENT AND RETRAINING / АТТЕСТАЦИЯ / CERTIFICATION / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / CONFLICT OF INTERESTS / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / EFFECTIVE CONTRACT / WAGES AND LOAD OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соложнин Анатолий Валентинович

Сравнительный анализ норм закона. Сопоставление прежней и новой редакций основного правового акта в образовании. Оценка ключевых прав педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что изменилось в правах и обязанностях участников образовательного процесса»

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПРАВАХ и обязанностях участников образовательного процесса

Анатолий Валентинович Соложнин,

кандидат педагогических наук, г. Нижний Тагил

Наиболее активные и вполне дееспособные участники образовательных отношений — родители и педагоги. Дети, конечно, в силу возраста не могут в полной мере заявлять о своих правах и отвечать за свои поступки. Поэтому в новом Законе об образовании, как и в прежнем, основные права, обязанности и ответственность за образование несовершеннолетних возлагается на взрослых. Автор рассматривает основные положения закона.

• право родителей на посещение уроков • заработная плата и нагрузка учителя • повышение квалификации и переподготовка • аттестация

• конфликт интересов • эффективный контракт

Права, обязанности и ответственность родителей

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (статья 44). Органы власти и школа «оказывают помощь родителям» в воспитании, в развитии способностей, охране здоровья, коррекции нарушений развития. По сути, меняется расстановка сил на поле образования: главные — родители, все остальные — их помощники. С трудом верится в такую формулу, однако закон обязывает и государство и школу заниматься помощью, поэтому придётся постепенно к такой роли привыкать всем, от учителя, до директора

школы. По мере осознания новой роли школе действительно придётся переосмыслить свои формы работы. Примером может послужить выбор учеником и родителями содержания образования. Ведь, чего греха таить, учебный план с предметами по выбору в подавляющем большинстве строится, исходя из интересов учителей и их нагрузки. Остаются случаи навязывания иностранно го языка или факультативов, которые не хотят изучать дети. Объяснение простое — «учителя надо догрузить». В новых условиях и в самом деле преподаватели могут остаться без нагрузки, если не сумеют показать преимущество своего предмета и собственной персоны.

Право на посещение уроков

Такой статьи в законе нет, но логика подсказывает, что возможность посещения уроков родителями вполне реальна. Например, родители имеют право знакомиться с используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями. Ну, а как можно познакомиться с методами и технологиями без посещения уроков? Поэтому достаточно в устной форме объявить о своём желании реализовать своё право, и директор будет обязан предоставить такую возможность.

Об обязанностях родителей

Первейшая обязанность родителей — обеспечить получение детьми общего образования. Для этого в их распоряжении система образования, услуги частных предпринимателей и собственные силы семьи. Очевидно, что подавляющее большинство выбирают муниципальную школу и становятся её партнёрами. При этом родители должны взять на себя ряд обязательств: соблюдать правила внутреннего распорядка, порядок регламентации отношений между школой и детьми, уважать честь и достоинство как детей, так и работников школы.

Несколько необычно в новом законе выглядит статья о защите прав учащихся и родителей (статья 45). С фискальным душком статья. Суть её — в обеспечении права родителей обращаться в органы управления школой с предложениями о применении к работникам школы дисциплинарных взысканий. Вот так, не больше и не меньше — «о применении... взысканий». Если родитель посчитал, что к его ребёнку несправедливо отнёсся учитель, то попросить объявить ему замечание или выговор будет выглядеть вполне законно. Может быть, эта мера и соответствует европейским стандартам, но для нашей страны она в новинку. Новизна статьи усиливается ещё одним органом — комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Такая комиссия создаётся из работников образовательной ор-

ганизации, родителей и совершеннолетних учащихся, в неё может обратиться любой участник образовательных отношений (ученик, родитель, работник школы). Обязанность нового общественного органа — вынести решение. Только вот непонятно, как эти решения будут реализоваться. Директор, который может и не быть членом этого специального органа, возьмёт да и не выполнит решение, сославшись на тот же закон или на педагогическую нецелесообразность. Ведь комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений даже не является органом общественного самоуправления. Ясных разъяснений по этому поводу пока не встречалось. Будем надеяться на мудрость и дипломатичность тех, кто создаст сей новый орган и на сохранение уважительных отношений между участниками образовательного процесса.

Права, обязанности и нагрузка учителей

Новый закон провозглашает академические права и свободы: преподавания, выражения своего мнения, свободы от вмешательства в профессиональную деятельность. Педагогические работники имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов. Одним словом, законодатель позаботился о том, чтобы учителя имели достаточно прав для выполнения взятых на себя обязательств. В новом законе учителя поневоле стали ещё и публичными людьми: хотят они того или нет, но будущий или настоящий родитель должен иметь доступ к информации о школе и преподавателях. В части 2 статьи 29 говорится, что школа обеспечивает открытость и доступность информации: «з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы». Здесь возникает коллизия. С одной стороны, учитель вправе воспрепятствовать такой публикации, ведь это его персональные данные, с другой стороны — есть такая обязанность школы. Ну что тут скажешь?

Право заниматься педагогической деятельностью (статья 46)

Заниматься педагогической деятельностью могут лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям или профессиональным стандартам. Обратим внимание, что педагогической деятельностью могут заниматься лица без педагогического образования. Странно было бы обнаружить допуск, например, к медицинской практике лиц без медицинского образования. Мы догадываемся, что квалификационные требования или профессиональный стандарт потребуют от соискателей диплома о педагогическом образовании. А может и не потребуют, ведь эти документы будут утверждаться правительством страны. Так же планируется утверждать список, который будет называться номенклатура должностей. Цитируем: «Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации».

На сегодня нет документа о номенклатуре, поэтому неясно, кто будет иметь, а кто не будет иметь статус педагогического работника. За этим последуют зарплата, пенсии, льготы. При изменении экономической ситуации может измениться и номенклатура. Вспомним историю с названиями центров образования, учебно-воспитательными комплексами и другими экспериментальными названиями образовательных учреждений в 90-х годах прошлого столетия. В те времена некоторые педагоги-сподвижники новаций потеряли право на получение досрочной пенсии (по выслуге лет) всего лишь из-за названия учреждения. Так что не стоит «покупаться» на новые названия должностей, лучше придерживаться традиционных наименований, во всяком случае, до окончательного утверждения профессиональных стандартов.

Академические права и свободы педагогических работников (статья 47)

Очень красиво и авторитетно заявлены права и свободы — «академические». В самом деле, приятно видеть и слышать. Разберёмся в сути. Пункт 1 части 3 статьи провозглашает: «Сво-

бода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность». Таким образом, никто, и даже директор, не имеет права вмешиваться, корректировать деятельность учителя. Читаем далее: пункт 2 части 3 статьи 47: «свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания». Вопрос: кто конкретно будет определять границы «педагогической обоснованности» и как определить границы дозволенного? Догадываемся, что это дело педагогического совета. Очень важно в положении о педагогическом совете прописать право проводить оценку обоснованности применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания, в противном случае «нет компетентного органа — некому проводить оценку обоснованности». Можно, конечно, отнести это к компетенции Управляющего совета, но у него несколько иные функции.

О повышении квалификации и переподготовке

Статья 47 предоставляет педагогу право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Обратим внимание, что в понятие «дополнительное профессиональное образование» входит и повышение квалификации и профессиональная переподготовка. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 4990). Создавать же условия и организовывать дополнительное профессиональное образование работников должна школа (пункт 5 части 3 статьи 28). Таким образом, администрация школы не реже, чем один раз в три года должна предложить педагогическому

работнику реализовать своё право на дополнительное профессиональное образование, расходы на которое должны предусматриваться школой. Какая конкретно сумма будет предусмотрена в бюджете школы на повышение квалификации, зависит от возможностей директора и финансовых органов, планирующих расходы на очередной финансовый год.

Заработная плата и нагрузки

В части 6 статьи 47 говорится о рабочем времени педагога и его функциях. Из текста закона следует, что соотношение видов работ и режим работы регулируются локальным нормативным актом школы, трудовыми договорами и должностными инструкциями. Школа в данном случае напоминает маленькое государство со своим бюджетом, со своими гражданами, работниками и правителями. В результате в двух соседних школах у педагогов может быть разное соотношение часов за преподавательскую и другую работу; более того, за одну и ту же нагрузку может быть разная заработная плата. Уходит в прошлое стандарт ставки в 18 часов. Стандарт, конечно, можно оставить, но это не означает, что за 18 часов всем будет положена одинаковая заработная плата. Отчётность в Минобрнауки и президенту страны по зарплате уходит «в среднем» на одного работника.

Отправной точкой (точнее, частью статьи) здесь является следующее (часть 6 статьи 47): «В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с учащимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспита-

тельных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и других мероприятий, проводимых с учащимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учётом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника». Таким образом, каждая школа должна разработать свой локальный нормативный акт, в котором будут отражены перечисленные вопросы нормирования нагрузки и, соответственно, заработной платы.

Обязанности и ответственность педагогических работников

Основные обязанности и ответственность учителей изложены в сорок восьмой статье. Мы говорим именно об основных обязанностях, ибо в других документах правительства, в должностных инструкциях могут встретиться те, что не изложены в рассматриваемом законе. Итак, педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утверждённой рабочей программой.

Обратим внимание на понятие «рабочая программа». Понятие устоялось, хотя чёткого определения в законе нет. Рабочие программы составляются на учебный предмет, курс, дисциплину (см. определение «образовательной программы» в статье 2). Они входят в состав большой образовательной программы. Таким образом, на каждый предмет и класс

такая программа должна утверждаться и выполняться;

2) соблюдать правовые, нравственные

и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные

и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами

с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень.

Пункты 2—7 можно отнести к категории профессионально-этических, они общеизвестны, неоднократно обсуждались при подготовке законопроекта и не вызывали возражений среди профессионалов. Возникает лишь вопрос об ответственности учителя за их неисполнение.

Об ответственности говорится в части 4 статьи 48: если коротко, то «в соответствии с федеральными законами». Опытные руководители перечисленные выше пункты дублируют в уставах школ и в должностных инструкциях педагогических работников. Только при этом условии за нарушение обязанностей может наступить дисциплинарная ответственность в виде замечания или выговора. Помимо закона об образовании в отношении педагогических работников действует статья 336 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает увольне-

ние с работы за «повторное в течение одного года грубое нарушение устава...» школы. Здесь имеется в виду неисполнение конкретных пунктов Устава — просто за неисполнение пункта закона уволить учителя нельзя. По этой же статье возможно увольнение учителя за «применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, воспитанника». Таким образом, элементарное нарушение профессиональной этики, сопряжённое с расстройствами ребёнка (ребёнок переживает, плачет, не спит ночью, ...), может послужить основанием для квалификации действий учителя как «психическое насилие». Разумеется, здесь потребуется медицинская экспертиза и установление причинно-следственной связи. Пожелаем нашим коллегам, чтобы эти предупреждения остались только на бумаге и чтобы педагоги не давали почвы для их реального воплощения.

Помимо обязанностей и ответственности в отношении педагогических работников новый закон содержит ряд запретов (статья 48).

Процитируем: «Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги учащимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника».

Тема эта обсуждалась ранее и попала в Закон с обременением «если это приводит к конфликту интересов.». Последнее обстоятельство теоретически даёт право учителю оказывать своим ученикам платные услуги, если платные услуги никак не связаны с успеваемостью подопечных. К примеру, учитель физики, работающий в 10-м классе, оказывает платные услуги по изучению

иностранного языка учащимся пятых классов. Пожалуй, проверяющим трудно будет доказать наличие конфликта интересов. Однако, хорошо зная систему жалоб и реагирований в правоохранительном и образовательном сообществах, мы рекомендуем не заниматься без особой нужды платными услугами в собственном образовательном учреждении.

И ещё один запрет, предусмотренный частью 3 статьи 48: «Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения учащихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения учащимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции РФ». Рекомендуем не просто принять к сведению этот запрет, но и формировать сознание вышестоящих над учителем руководителей об этих ограничениях. Особенно внимательными придётся быть во время предвыборных кампаний, обсуждений деликатных вопросов, связанных с национальными отношениями, при изложении религиозных и исторических фактов. При этом каждый педагог помнит, что имеет право на собственное мнение.

Аттестация

Аттестация учителей становится обязательной (статьи 48—49). Существует два вида аттестации:

Первый вид: «.в целях подтверждения соответствия. занимаемым должностям».

Такая аттестация проводится один раз в пять лет (пункт 2 статьи 49) и обязательна. Для того, чтобы занять должность, учитель должен пройти аттестацию на подтверждение соответствия. Пример: учителю физики даются часы математики, следовательно, необходимо пройти аттестацию и на физику и на математику. Для учителей сельских школ это может стать катастрофой, ведь некоторые ведут по пять предметов. И так каждые пять лет и на каждый предмет. Собственно аттестацию проводит комиссия, созданная самой школой. Будем надеяться на разумность организаторов аттестационных процессов и хорошее знание ими специфики работы сельских школ. Практика показала, что этот вид аттестации самый простой и не требует от педагогов больших затрат.

Второй вид аттестации проводится в целях установления квалификационной категории и является делом добровольным. Здесь потребуется обязательно публичное представление своей деятельности за межаттестационный период, отчёт о достижениях и прочее, что было до принятия нового закона.

Порядок проведения аттестации устанавливается федеральным органом исполнительной власти и постоянно меняется. Разница в зарплатах между первой и высшей категориями в регионах невысокая, равно как и между первой категорией и «соответствием». Опыт показывает, что большинство учителей проходят эту аттестацию «для престижа», «для бренда». И в самом деле, как это в гимназии не будет учителей высшей категории? Лучше, чтобы все были с высшей. По слухам от региональных министерств: «высшая категория должна стать труднодосягаемой». Может, они и правы, но как бы вновь не вернуться к квотированию, как в прежние времена: Заслуженных — 2; с высшей — 10 и т.д. Тем, кто много лет проработал в системе управления образованием, хорошо известен «закон маятника». Нет, это не из физики, разве

что заимствован оттуда. Суть следующая: «для каждого исторического периода характерен свой размах в ту или иную сторону». И это раскачивание не прекращается с годами. Будем же разумны и возьмём из ситуации наиболее ценное: аттестовывать по-совести и во благо детей.

В завершение ответим на вопрос, который часто задают на встречах с учителями.

Что такое «эффективный контракт» и обязателен ли он?

Эффективный контракт не предусмотрен действующим законодательством об образовании. Об обязательствах работодателей по их заключению говорится в отдельном правительственном документе под названием «дорожная карта». Точное название — Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (далее — план)».

Это уточнённые трудовые контракты с перечнем обязанностей и условий денежного стимулирования. Обязательные пункты эффективных контрактов: должностные обязанности; условия оплаты труда; показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат; меры социальной поддержки. Ввести их повсеместно планируется до декабря 2015 года.

С точки зрения закона и защиты прав работников, заключению новых договоров между администрацией и педагогами должно предшествовать намерение с каждой стороны. Если

такого намерения нет хотя бы с одной стороны, то нет и оснований подписывать новый договор. Наверное, к 2015 году будут проведены широкие кампании по усовершенствованию трудовых отношений с предложениями что-то улучшить, а что-то и уточнить. В этой ситуации можно лишь порекомендовать педагогическим работникам не только изучить предложения по нагрузке и новым должностным обязанностям, но и принять участие в формировании новых отношений с работодателем, при этом помнить, что любой договор — это документ равных сторон: каждая сторона имеет право вносить в проект любые дополнения и может его подписать, когда согласится с каждым его пунктом.

* * *

Имея достаточный опыт работы в сфере образования, позволим себе сделать общий вывод о готовности педагогов к освоению нового главного документа. Учителя не должны особенно беспокоиться о невыполнении чего-либо. Во-первых, закон не открывает ничего абсолютно нового, он лишь приводит в единый порядок наработанные традиции и нормативы, которыми мы ранее руководствовались. Во-вторых, нет в нём совершенно неожиданных «поворотов», к которым не было бы готово российское учительство. И закончим третьим аргументом: обучающий человек всегда готов к обучению себя, к философскому восприятию нового, которое где-то уже встречалось, было. и через века ещё будет. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.