Научная статья на тему 'Особенности регулирования труда педагогических работников'

Особенности регулирования труда педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1240
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования труда педагогических работников»

Всё для бухгалтера

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Особенности регулирования труда педагогических работников определены в части четвертой разд. XII гл. 52 Трудового кодекса РФ (далее - Кодекса). В указанной главе этим вопросам посвящены ст. 331 - 336, а именно:

ст. 331. Право на занятие педагогической деятельностью;

ст. 332. Срок грудового договора с работниками учреждений высшего профессионального образования;

ст. 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников;

ст. 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

ст. 335. Длительный отпуск педагогических работников;

ст. 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником.

Право на занятие педагогической деятельностью

(ст. 331)

В педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ.

К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами.

В качестве примера наиболее распространенного образовательного учреждения приведем отдельные позиции Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (в ред. от 23.12.2002 №919).

В Типовом положении всего 6 разделов и 83 пункта.

Ю.М. ПИСКАРЁВА

Пункт 1 разд. I «Общие положения» регулирует деятельность следующих общеобразовательных учреждений:

а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и можетреали-зовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

Согласно п. 2 на основе настоящего Типового положения общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав. Устав утверждается учредителем. Для негосударственных общеобразовательных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.

Пункт 5 устанавливает, что общеобразовательное учреждение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распо-

ряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением, уставом общеобразовательного учреждения.

В разделе II «Организация деятельности общеобразовательного учреждения» в п. 13 установлено, что образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством РФ. Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом (некоммерческой организацией).

Пункт 14 констатирует, что учредителем государственного общеобразовательного учреждения является федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ. Учредителем муниципального общеобразовательного учреждения является орган местного самоуправления.

В пунктах 23 - 27 данного раздела установлено:

23. Медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.

24. Организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается по согласованию с органами местного самоуправления на общеобразовательное учреждение и организации общественного питания. В общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи.

25. Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

■ 26. Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.

При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения.

27. Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

В разделе III «Образовательный процесс» в п. 32 определено, что общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

первая ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4 года);

вторая ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 — 6 лет);

третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).

В пунктах 33 — 35 приведены задачи каждого уровня образовательного процесса.

Пунктом 36 установлено, что содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

Примечание ред. — По вопросу, касающемуся обязательного минимума содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы, см. письмо Минобразования РФ от 18.07.1997 № 974,14-12.

Пунктом 38 установлено, что общеобразовательное учреждение в соответствии со своим уставом может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих его статус. Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числ' платных, определяются уставом общеобразовательного учреждения.

Примечание ред. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 утверждены Правила оказания платных образовательных услуг.

Пункт 40 определяет, что общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и уставом общеобразовательного учреждения.

Примечание ред. Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 утвержден федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

В разделе IV «Участники образовательного процесса» установлено:

Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся (п. 44).

Порядок приема в общеобразовательное учреждение в части, не урегулированной Законом РФ «Об образовании», определяется учредителем общеобразовательного учреждения и закрепляется в его уставе (п. 45).

Обучающиеся в государственном и муниципальном общеобразовательных учреждениях имеют право:

а) на получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

б) на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются уставом общеобразовательного учреждения и другими предусмотренными уставом локальными актами;

в) на бесплатное пользование библиотечно-ин-формационными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения;

г) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом общеобразовательного учреждения;

е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений (п. 49).

Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).

Принуждение обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, атакже принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются (50).

Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения (п. 54).

Выпускники общеобразовательных учреждений, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью.

Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе, четвертные (триместровые) и годовые отметки «5», награж-

даются похвальным листом «За отличные успехи в учении» (п. 55).

Примечание ред. Приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 № 1076 утверждено Положение о золотой и серебряной медалях «За особые успехи в учении», похвальной грамоте «За особые успехи в изучении отдельных предметов» и похвальном листе «За отличные успехи в учении».

Порядок комплектования общеобразовательного учреждения работниками регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение (п. 62).

Трудовые отношение работника и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не должны противоречить законодательству РФ о труде (п. 63).

Педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право:

а) на самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся;

б) на повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;

в) на аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;

г) на сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 65).

Примечание ред. По вопросу, касающемуся продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений, см. постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724.

Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев

уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).

В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.

Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах (п. 66).

Раздел V «Управление общеобразовательным учреждением» содержит пп. 68 — 72:

68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

69. Основными формами самоуправления в общеобразовательном учреждении являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет.

Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и их компетенция определяются уставом общеобразователыного учреждения.

70. Руководство общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель (директор).

Прием на работу руководителя государственного общеобразовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.

Руководитель муниципального общеобразовательного учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

71. Руководитель общеобразовательного учреждения несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом общеобразовательного учреждения.

72. Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется его уставом.

В раздел VI «Имущество и средства общеобразовательного учреждения» входят пп. 73 — 83:

73. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет за общеобразовательным учреждением в целях обеспечения его уставной деятельности, предусмотренной уставом, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество.

Земельные участки закрепляются за государственным или муниципальным общеобразовательным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование, (в ред. постановления Правительства РФ от 23.12.2002 №919).

Объекты права собственности, закрепленные в установленном порядке за общеобразовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за общеобразовательным учреждением, осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

74. Общеобразовательное учреждение не вправе заключать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение основных фондов общеобразовательного учреждения в пользу третьих лиц.

75. Деятельность общеобразовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.

76. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются:

а) собственные средства учредителя;

б) бюджетные и внебюджетные средства;

в) имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником (уполномоченным им органом);

г) средства, полученные от родителей (законных представителей) за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;

д) доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е) другие источники в соответствии с законодательством РФ.

77. Общеобразовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности ?

общеобразовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель этого учреждения в порядке, определяемом законом.

78. Финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного обучающегося в зависимости от вида общеобразовательного учреждения.

Для малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений при определении норматива финансирования должны учитываться затраты, не зависящие от количества обучающихся.

Привлечение общеобразовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.

79. Общеобразовательное учреждение вправе осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности.

Учредитель вправе устанавливать ограничения на отдельные виды предпринимательской деятельности общеобразовательного учреждения. Общеобразовательное учреждение ведет отдельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

80. Общеобразовательное учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися денежными средствами.

81. Общеобразовательное учреждение:

устанавливает структуру управления деятельностью образовательного учреждения и штатное расписание;

осуществляет подбор, прием на работу работников, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников;

устанавливает ставки заработной платы и должностные оклады работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификаци-онными характеристиками, решениями аттестационных комиссий, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами.

82. При ликвидации или реорганизации общеобразовательного учреждения, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (законными представителями).

При ликвидации общеобразовательного учреждения учитываемые на отдельном балансе доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество за вычетом платежей, связанных с выполнением обязательств, направляются на развитие образования в соответствии с законодательством РФ и уставом об-; щеобразовательного учреждения.

83. Общеобразовательное учреждение вправе в установленном порядке осуществлять прямые связи с зарубежными образовательными учреждениями и организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством РФ.

Срок трудового договора с работниками учреждений высшего профессионального образования (ст. 332)

Замещение всех должностей педагогических работников производится по трудовому договору, заключаемому на срок до 5 лет.

При замещении должностей, за исключением декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Положение о нем утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Во исполнение Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ и в соответствии со ст. 332 Трудового кодекса РФ Минобразование России приказом от 26.11.2002 № 4114 (зарегистрирован Минюстом России от 27.12.2002 № 4084) постановило:

1. Утвердить согласованное с ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ независимо от его ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.

2. Ректорам высших учебных заведений РФ принять Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ к руководству.

3. Считать утратившим силу приказ Минобразования России от 06.08.1999 № 167 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ», зарегистрированный Минюстом России 06.09.1999 № 1887.

4. Не применять на территории РФ в высших учебных заведениях Инструкцию о порядке замещения должностей научных работников научно-исследовательских учреждений, утвержденную постановлением Президиума Академии наук СССР от 14.12.1962 № 982.

Утверждено приказом Министерства образования РФ от 26.11.2Ю02 №4114

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Порядок замещения должностей научно-педагогических работников

1. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников (профессорско-преподавательский состав, научные работники) в высшем учебном заведении РФ (далее - Положение) определяет порядок и условия конкурсного отбора и заключения трудовых договоров между высшим учебным заведением и работником из числа научно-педагогического состава сроком до 5 лет.

Положение в части профессорско-преподавательского состава распространяется на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов (далее - преподаватель) высших учебных заведений Российской Федерации.

Положение в части научного состава распространяется на научных работников (руководитель на-учно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник) научного подразделения, кафедры высшего учебного заведения Российской Федерации.

2. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор претендентов.

3. Конкурсный отбор объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза в периодической печати или других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения.

4. Срок подачи заявления для участия в конкурсном отборе - один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе.

Отказ в приеме заявления должностным лицом вуза, ответственным за организацию и проведение конкурсного отбора, может иметь место в случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по соответствующей должности, установленным действующими нормативными правовыми актами, либо в случае нарушения установленных сроков подачи заявления.

5. Претенденты имеют право ознакомиться с настоящим Положением, квалификационными тре-

бованиями по соответствующей должности, условиями трудового договора, коллективным договором и присутствовать на заседаниях кафедры, научного структурного подразделения и ученого совета, рассматривающих их кандидатуры.

6. Обсуждение и конкурсный отбор претендентов на должности научно-педагогических работников (далее - работники) проводятся на ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала). Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного голосования.

7. Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования наибольшее число голосов членов ученого совета (совета), но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании прк кворуме не менее 2/3 списочного состава ученого совета. При получении равного количества голосов претендентами проводится повторное голосование на том же заседании ученого совета, совета (образец бюллетеня согласно приложению).

8. Если не подано ни одного заявления или ни один из претендентов не получил более 50% голосов членов ученого совета (совета), конкурсный отбор признается несостоявшимся.

9. Конкретные сроки трудового договора устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения ученого совета (совета) вуза (факультета, филиала).

10. По результатам конкурсного отбора и после заключения с работником трудового договора издается приказ ректора (проректора) вуза о приеме на научно-педагогическую должность по соответствую. щей кафедре, научному структурному подразделению.

11. Не позднее окончания учебного года ректор (проректор) объявляет фамилии и должности научно-педагогических работников, у которых истекает срок трудового договора в следующем учебном году. Данная информация помещается на доске объявлений вуза (факультета, филиала).

По указанным должностям ректор (проректор, руководитель филиала) объявляет конкурсный отбор в порядке, определенном п. 3 настоящего Положения, не позднее чем за 2 месяца до окончания срока трудового договора.

12. При наличии вакантной научно-педагоги-ческой должности конкурсный отбор в установленном порядке объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) в период учебного года.

Конкурсный отбор на указанные вакантные должности не объявляется при переводе работника с его согласия на аналогичную или ниже занимаемой им должности на той же кафедре, в научном структурном подразделении или при переводе на другую профильную кафедру, в научное структурное подразделение до окончания срока трудового договора.

13. Истечение срока трудового договора с работником является основанием прекращения трудовых отношений в случаях:

непредставления работником заявления для участия в конкурсном отборе в соответствии с п. 4 настоящего Положения для последующего заключения трудового договора на очередной срок;

если работник не прошел конкурсный отбор ча ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала).

14. Процедура расторжения трудового договора с работником в связи с его недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации, определяется ученым советом вуза.

15. В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 71-ФЗ (ст. 2 п. 3) Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении распространяется на замещение должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры.

16. Споры и разногласия по трудовому договору разрешаются по соглашению сторон, а в случае недостижения соглашения — в порядке, установленном законодательством о труде.

II. Особенности замещения должностей профессорско-преподавательского состава вуза

17. До рассмотрения претендентов на преподавательские должности на заседании ученого совета

(совета) кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит их до сведения ученого совета вуза (ученого совета, совета факультета, филиала) на его заседании (до проведения тайного голосования).

Кафедра вправе предложить претендентам прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия и по их итогам принять рекомендации.

18. С преподавателем, успешно прошедшим конкурсный отбор, заключается трудовой договор. 19. В соответствии с п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)7 Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264, увольнение педагогических работников по инициативе администрации высшего учебного заведения в связи с сокращением штатов допускается только после окончания учебного года.

20. На лиц, привлекаемых к преподавательской де> тельности на условиях почасовой оплаты труда, настоящее Положение не распространяется.

III. Особенности замещения должностей научных работников вузов

22. До рассмотрения претендентов на должности научных работников на заседании ученого совета (совета) кафедра, научное структурное подразделение выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит их до сведения ученого совета на его заседании (до проведения тайного голосования).

Кафедра, научные структурные подразделения вправе предложить претендентам выступить с сообщением по предлагаемой тематике своих научных исследований и но итогам рассмотрения принять рекомендации.

Примечание ред. Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

23. С научным работником, успешно прошедшим конкурсный отбор, заключается трудовой договор.

24. На лиц, привлекаемых к научной деятельности на условиях гражданско-правового договора, настоящее Положение не распространяется.

Приложение к Положению

ОБРАЗЕЦ БЮЛЛЕТЕНЯ

(наименование высшего учебного заведения, филиала вуза)

Бюллетень

для тайного голосования по конкурсному отбору на должность

(наименование должности, кафедры, научного структурного подразделения)

Ученый совет (совет)

(высшего учебного заведения, филиала, факультета)

заседания ученого совета (совета)

(дата и № протокола)

Фамилия (ии), имя, отчество

претендента(ов)_

Примечания: 1. Результаты голосования выражаются оставлением или вычеркиванием фамилии (фамилий). 2. Бюллетень, в котором не вычеркнута ни одна из фамилий, в случае участия в конкурсном отборе двух или более претендентов на одну должность признается недействительным.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений.

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Проректоры принимаются на работу по срочно му трудовому договору. Срок его окончания совпадает со сроком окончания полномочий ректора.

По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель (учредители) вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста 70 лет.

По представлению ученого совета высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, декана факультета, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста 70 лет.

Рекомендуется следующая примерная форма трудового договора с преподавателем высшего учебного заведения.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (КОНТРАКТА) С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ город___200 _ г.

(наименование вуза)

именуемый в дальнейшем «вуз», в лице ректора (проректора)

(фамилия, имя, отчество полностью)

и гражданин_

(фамилия, имя, отчество полностью;

ученая степень и ученое звание)

именуемый в дальнейшем «преподаватель», заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Преподаватель принимается на работу на должность

(наименование должности)

(наименование кафедры и факультета)

для преподавания_

2. Договор является (нужное подчеркнуть):

договором по основной работе; договором по совместительству.

3. Срок действия договора:

начало работы_

окончание работы__

4. Преподаватель обязуется:

4.1. Обеспечить выполнение обязанностей по занимаемой должности с соблюдением установленных законодательством об образовании и уставом вуза требований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.2. Соблюдать Правила внутреннего распорядка и индивидуальный план работы.

4.3. Своевременно оповещать администрацию вуза (факультета, филиала, кафедры) о невозможности по уважительным причинам выполнить обусловленную договором и расписанием учебных занятий работу.

4.4. Иные обязанности_

5. Преподаватель имеет трудовые права, установленные законодательством, а также вправе:

5.1. Выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие его индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса.

5.2. Пользоваться оборудованием, лабораториями и источниками информации в порядке, установленном в вузе.

5.3. Иные права_

6. Вуз обязуется:

6.1. Выполнять условия настоящего договора.

6.2. Информировать преподавателя о всех существенных изменениях в организации учебного процесса и изменениях учебных планов и объемов нагрузки не позже чем за 2 месяца.

6.3. Обеспечить условия оплаты труда и охрану труда, предусмотренные законам' ** иными нормативными правовыми актами РФ и коллективным договором.

7. Заработная плата и условия труда преподавателя.

7.1. Должностной оклад преподавателя устанавливается согласно разряду оплаты по должности Единой тарифной сетки (ETC)_

7.2. Надбавки и доплаты, установленные законодательством РФ

7.3. Районный коэффициент_

7.4. Иные дополнительные (поощрительные) выплаты

7.5. Продолжительность отпуска_

7.6. Время использования отпуска_

7.7. Условия повышения квалификации

7,8. Социально-бытовые льготы

7.9. Условия замены другого преподавателя в случае его длительного (более одного месяца) отсутствия

7.10. Иные условия труда_

Примечание. При условии прекращения договора по уважительным причинам наряду с выплатами, предусмотренными действующим законодательством, преподавателю может быть выплачено единовременное пособие в размере_.

8. Стороны несут ответственность за невыполнение условий настоящего договора в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о труде.

9. Другие условия договора_

Ректор (проректор) Преподаватель

(подпись, расшифровка подписи, дата, печать) (подпись, расшифровка подписи, дата)

Продолжительность рабочего времени педагогических работников (ст. 333)

Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — 36 ч в неделю.

Учебная нагрузка, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ. Кроме того, им разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности.

Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (ст. 334)

Педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной

удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ.

Длительный отпуск (ст. 335)

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия представления которого определяются уч редителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

В целях реализации права педагогических работников образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношении которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, на длительный отпуск сроком до одного года за непрерывную преподавательскую работу в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» Минобразование утвердило согласованное с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ прилагаемое Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года.

Утверждено приказом Минобразования России от 07.12.2000№3570

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА СРОКОМ ДО ОДНОГО ГОДА

1. Настоящее Положение устанавливает порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношении которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя.

2. Педагогические работники образовательных учреждений в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» имеют право на длительный отпуск сроком до одного года (далее — длительный отпуск) не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.

3. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчи-тывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к настоящему Положению.

4. Продолжительность стажа непрерывной преподавательской работы устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов.

Вопросы исчисления стажа непрерывной преподавательской работы рассматриваются администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом.

5. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчи-тывается:

фактически проработанное время;

время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);

время, когда педагогический работник проходил производственную практику на оплачиваемых преподавательских должностях в период обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, аспирантуре и докторантуре;

время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и он получал пособие по государственному социальному страхованию, за исключением времени, когда педагогический работник находился в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

6. Стаж непрерывной преподавательской работы не прерывается в следующих случаях:

при переходе работника в установленном порядке из одного образовательного учреждения в другое, если перерыв в работе не превысил одного месяца;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы по истечении срока трудового договора (контракта) лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если перерыв в работе не превысил двух месяцев;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения из органов управления образованием в связи с реорганизацией или ликвидацией этих органов, сокращением штата, если перерыв в работе не превысил трех месяцев, при условии, что работе в органах управления образованием предшество-вала преподавательская работа;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с военной службы или приравненной к ней службы, если службе непосредственно предшествовала преподавательская работа, а перерыв между днем увольнения с военной службы или приравненной к ней службы и поступлением на работу не превысил трех месяцев;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения в связи с ликвидацией образовательного учреждения, сокращением штата педагогических работников или его численности, если перерыв в работе не превысил трех месяцев;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы по собственному желанию в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность независимо от перерыва в работе;

при поступлении на преподавательскую работу по окончании высшего или среднего педагогического учебного заведения, если учебе в учебном заведе-

НУЬ

нии непосредственно предшествовала преподавательская работа, а перерыв между днем окончания учебного заведения и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

при поступлении на преподавательскую работу после освобождения от работы по специальности в российских образовательных учреждениях за рубежом, если перерыв в работе не превысил двух месяцев;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы в связи с установлением инвалидности, если перерыв в работе не превысил трех месяцев (трехмесячный период в этих случаях исчисляется со дня восстановления трудоспособности);

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья (согласно медицинскому заключению), препятствующему продолжению данной работы, если перерыв в работе не превысил трех месяцев;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.

При переходе с одной преподавательской работы на другую в связи с изменением места жительства перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда.

7. Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательного учреждения.

8. Очередность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность

оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные настоящим Положением, определяются уставом образовательного учреждения.

9. Длительный отпуск предоставляется педагогическому работнику по его заявлению и оформляется приказом образовательного учреждения.

Длительный отпуск ректору, директору, начальнику образовательного учреждения, заведующему образовательным учреждением оформляется приказом Минобразования России.

10. За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность).

За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов).

11. Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения.

12. Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, длительный отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок.

Длительный отпуск не продлевается и не переносится, если педагогический работник в указанный период времени ухаживал за заболевшим членом семьи.

Приложение к Положению о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ В СТАЖ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

1. Перечень должностей, работа в которых зас-читывается в стаж непрерывной преподавательской работы независимо от объема преподавательской работы:

профессор; доцент; ' старший преподаватель; преподаватель; ассистент;

учитель;

учитель-дефектолог; учитель-логопед;

преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки); педагог дополнительного образования; руководитель физического воспитания; мастер производственного обучения; старший тренер-преподаватель;

тренер-преподаватель; концертмейстер; музыкальный руководитель; воспитатель.

2. Перечень должностей, работа в которых зас-читывается в стаж непрерывной преподавательской работы при определенных условиях:

ректор, директор, начальник образовательного учреждения, заведующий образовательным учреждением;

проректор, заместитель директора, заместитель начальника образовательного учреждения, заместитель заведующего образовательным учреждением, деятельность которых связана с образовательным процессом;

директор, начальник филиала образовательного учреждения;

заведующий филиалом образовательного учреждения;

старший мастер;

управляющий учебным хозяйством; декан, заместитель декана факультета; заведующий, заместитель заведующего кафедрой, докторантурой, аспирантурой, отделом, сектором;

заведующий, заместитель заведующего кабинетом, лабораторией, отделением, учебно-консультационным пунктом, логопедическим пунктом, интернатом при общеобразовательном учреждении; ученый секретарь ученого совета; руководитель (заведующий) производственной практикой; методист;

инструктор-методист; старший методист; старший воспитатель; классный воспитатель; социальный педагог: педагог-психолог;

педагог-организатор; старший вожатый; инструктор по труду; инструктор по физической культуре. Время работы на должностях, указанных в п. 2 настоящего Перечня, засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы при условии выполнения педагогическим работником в каждом учебном году на должностях, перечисленных в п. 1, преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в следующем объеме: не менее 150 ч - в учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

не менее 240 ч — в учреждениях начального и среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного образования;

не менее 6 ч в неделю в общеобразовательных и других образовательных учреждениях.

Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником (ст. 336)

Помимо оснований, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником образовательного учреждения являются:

• повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

• применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института) государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста 65 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.