Научная статья на тему 'Что есть выражение Святая Троица с лингвистической точки зрения: число или слово?'

Что есть выражение Святая Троица с лингвистической точки зрения: число или слово? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3860
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТАЯ ТРОИЦА / ИСКУССТВО КАТОЛИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / АНАЛОГИЯ / СИМВОЛ / ЧИСЛО / СЛОВО / ТЕОЛИНГВИСТИКА / HOLY TRINITY / CATHOLIC ART OF THE MIDDLE AGES / ANALOGY / SYMBOL / NUMBER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степаненко Валентина Анатольевна

Предпринята попытка ответить на вопрос, что есть выражение Святая Троица с лингвистической точки зрения: число или слово? Правильный ответ находим благодаря синтезу лингвистики и теологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT IS THE EXPRESSION THE HOLY TRINITY FROM THE LINGUISTIC PERSPECTIVE: A NUMBER OR A WORD?

The paper attempts to understand what the expression of The Holy Trinity is from a linguistic perspective – a number or a word? A synthesis of linguistics and theology helps us to find the right answer.

Текст научной работы на тему «Что есть выражение Святая Троица с лингвистической точки зрения: число или слово?»

УДК 81-119

В. А. Степаненко

Иркутский государственный лингвистический университет ул. Ленина, 8, Иркутск, 664025, Россия

E-mail: valentina.angara@gmail.com

ЧТО ЕСТЬ ВЫРАЖЕНИЕ СВЯТАЯ ТРОИЦА С ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ: ЧИСЛО ИЛИ СЛОВО?

Предпринята попытка ответить на вопрос, что есть выражение Святая Троица с лингвистической точки зрения: число или слово? Правильный ответ находим благодаря синтезу лингвистики и теологии.

Ключевые слова: Святая Троица, искусство католического Средневековья, аналогия, символ, число, слово, теолингвистика.

В предисловии к книге «Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура», посвященной Н. Д. Арутюновой, было справедливо отмечено, что «Нина Давидовна делает очень много для того, чтобы "сокровенные смыслы" законов языка стали для нас яснее, а его свобода осталась неприкосновенной» [Сокровенные смыслы, 2004. С. 10]. О сокровенном, сакральном значении Троицы написано множество работ по богословию и изобразительному искусству. Однако что есть Троица с лингвистической точки зрения: число или слово? В статье предпринимается попытка ответить на этот вопрос. Материалом исследования послужили произведения искусства католического Средневековья, основной темой которых является изображение Святой Троицы, а также комментарии к ним современных носителей немецкого языка, в которых встречаются различные Ее именования.

Homo rationalis vs homo sanctus

в постижении Святой Троицы

Христианский догмат о Пресвятой Троице является самым таинственным и до сих пор непостижимым для рассудка. «Человек рассудочный», homo rationalis, бессилен понять такое противоречивое утверждение, как: «Бог одинаково и Единица и Троица»

(св. Максим Исповедник). Категория числа в обычном для него понимании неприложи-ма к Богу: «троичный догмат есть крест для человеческой мысли» (о. Павел Флоренский). И только homo sanctus, «человек святой», достигший обожения, мог опытно приблизится к созерцанию этой великой тайны: «Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя. Не успел разделить Трех, как возношусь к Единому» (Григорий Богослов).

Христианство является миссионерской религией. Оно пытается сделать все от него зависящее, чтобы человек понял «христианского» Бога. А чтобы убедить, надо использовать такие аргументы и приводить такие примеры, которые были бы понятны собеседнику. Для постижения непостижимости Святой Троицы богословы на протяжении веков пользовались таким приемом познания, как аналогия, т. е. перенос свойств с одного объекта на другой. Видимый мир и сам человек, сотворенный по образу Божию, а значит по образу Святой Троицы, явились для них источником различных аналогий.

Аналогии Святой Троицы в мире

Для объяснения сущности Троицы отцы Церкви использовали «искусно и премудро распоряжаемым в мире» (Григорий Нис-

ISSN 1818-7935

Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. Том 11, выпуск 1 © В. А. Степаненко, 2013

ский), не забывая, однако, при этом о несовершенстве земных образов. Так, Тертулли-ан прибегал к образу дерева (корни, ствол и ветви) и воды, которая превращается из источника в ручей и, наконец, в реку. Кроме этого, он сравнивал три агрегатных состояния воды: лед, вода и пар. Святитель Василий Великий в письме своему младшему брату Григорию Нисскому, рассуждая о Троице, проводит аналогию с радугой. Другой аналогией Троице является солнце и исходящие от него лучи и свет, или солнце с его светом и энергией. У отцов Церкви находим также сравнение с пламенем, образованным при соединении трех свечей или факелов.

Поиском аргументов в пользу существования Бога в образе Святой Троицы занимался и homo cognoscens, «человек познающий». В первую очередь к ним относились поэты и художники. И те, и другие выступали в роли демиурга, своеобразного посредника, преобразующего божественное в человеческое и возводящего человеческое на уровень божественного. Однако если основным инструментом первых было слово, то вторые для постижения Идеального использовали природные материалы (глину, камень, дерево) и тот же прием познания -аналогию. Следует, однако, заметить, что аналогия в данном случае является лишь формой в постижении Святой Троицы. Содержанием же будет символ, который рассматривался в Средневековье как явление тайны.

Христианство раннего Средневековья придерживалось первоначально ветхозаветного догмата о том, что Бог-Творец невидим и неизобразим. Поэтому в этот период Троицы использовались аналогии с предметами видимого мира и символика числа «3». По мнению М. В. Артеева, абстрактные черты в изобразительном искусстве пришли в Европу с кельтами 1.

Кельтские и древнегерманские корни

в изображении Троицы

Triquetra, или triqueta: dreieckig, Knoten der Dreisamkeit, Dreieck. Слово трикветр, или трикветра, происходит от двух латинских слов - tri- (три) и quetrus (угольный) и

является обозначением одного из древнейших сакральных символов народов Центральной и Северной Европы. Первоначально в бронзовом веке трикветра символизировала движение Солнца, его основные положения - на восходе, в зените и на закате. Затем знак стал популярен среди кельтов, фризов и скандинавов, наполнившись новым символическим смыслом: у кельтов трикветра стала символом морского бога Мананнана, у скандинавов и тевтонцев - бога бури и дождя Тора. Знак присутствует на кельтских крестах, рунных камнях и древних германских монетах.

Триада была обычным символом в кельтской мифологии, что явилось одной из причин легкой адаптации христианства среди кельтов. Triqueta стала идеальным христианским символом, репрезентирующим идею «три в одном» [Triquetra]. Кроме того, она явилась своеобразным прототипическим символом для других известных христианских символов, таких, например, как узел защиты и трехдужник.

Узел защиты: Trudenkreuz. Во многих языческих религиях, в частности у кельтов и древних германцев, считалось, что завязанное в узел может смутить и отпугнуть злых духов. Таким «узлом защиты» служил издревле так называемый Trudenkreuz (крест против домового). Он состоит из равнобедренных вложенных друг в друга треуголь-2

ников .

Труд (Trud) является прообразом славянской мары. Это - злое существо женского пола: старая, страшная, волосатая, с плоскими ступнями и растопыренными пальцами на ногах. По ночам она садилась на грудь спящего на спине человека и давила до тех пор, пока он не задыхался или не просыпался в холодном поту от испуга [Oberösterreichisches Sagenbuch, 1932. S. 226227]. Этих существ называли также Alb / Alp. Данное имя происходит от слова Alben (или Alven, Elben - эльфы), обобщенного понятия для различных духов. Защититься от ночной гостьи можно было с помощью своеобразного креста. Как же выглядел «крест против домового» и какова его история? Он представляет собой три переплетенных друг с другом треугольника. Первоначально треугольник острием вниз

1 Артеев М. В. Кто такие кельты? URL: http://

www.bogoslov.ru/text/2771978.html

2 Trudenkreuz. URL: http://www.1001-amulette.de/ trudenkreuz.html

символизировал «женский лобковый треугольник» или падающую сверху воду. Треугольник вершиной вверх символизировал огонь. Кроме этого, треугольник завуалированно представляет собой трилистник (клевер с тремя листочками). В эпоху раннего христианства (в III в.) манихейцы наполнили треугольник новым символическим содержанием, старый символ был вытеснен новым - символом Троицы.

Трехдужник: Dreifaltigkeitsknoten. С VI в. в христианской Ирландии широкое распространение получает изображение тройного узла, или трехдужника, так называемого «кельтского узла», который впоследствии в немецком языке, наряду со словом Keltenknoten, стал называться Dreifaltigkeitsknoten (узлом Троицы). Трехдужник часто встречается на кельтских крестах, символизируя непрерывностью своей линии вечность, единство женской и мужской энергий и связь всех живых существ [Шейнина, 2007. С. 9]. Он состоит из трех равных, неразделенных, вложенных друг в друга дуг или петель, обычно в виде треугольника (иногда изображается в круге). В раннем Средневековье трехдужник символизировал Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, трех разных, но равных и нераздельных Лиц Единого Бога 3. Однако трехдужник как символ Святой Троицы не получил широкого распространения в христианстве. В настоящее время он, в первую очередь, ассоциируется с культурой древних кельтов. Стилизованный вариант трикветры-трех-дужника встречается в зооморфной аналогии в изображении Троицы.

Зооморфная аналогия

в изображении Троицы

Три рыбы, поглощающие друг друга: drei ineinander verschlungene Fische, drei Fische mit einem gemeinsamen Kopf. Изображение трех сплетенных рыб (или трех рыб с одной головой) - символ Троицы [Тресиддер, 1999. С. 317]. Однако его прототипом является так называемая vesica pisces (лат. рыбий пузырь, или рыбьи икринки). Форма vesica piscis возникает при пересечении двух окружностей и символизирует пересечение мира духа и мира материи, а также начало

3 Dreifaltigkeitsknoten. URL: http://www. dreifaltig-keit-altdorf.de/dreifalt.htm

творения. Многогранность этого символа восходит к Новому Завету, где вспоминается «о чудесной ловле рыбы, в которой принимал участие Иисус; сам Иисус проводит аналогию между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру; рассказывается о кормлении пяти тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами; новообращенных крестят водой. Крещение на латинском языке называется piscina (садок для рыбы), а новообращенные - pisciculi (рыбки)» [Там же. С. 316].

Позднее, с развитием учения о Троице появляется сложная фигура, образованная пересечением трех vesica piscis (иногда с добавлением окружности внутри или снаружи фигуры, чтобы подчеркнуть аспект триединства), которая так напоминает кельтскую трикветру. Стилизованная три-кветра постепенно наполняется новым содержанием, при этом изменяя свою форму. Прежде всего, это изображение трех рыб, поглощающих друг друга 4. Символом Троицы в средневековом искусстве становится и так называемая тринакрия (trinakria), легендарная рыба с тремя телами и одной общей головой. Она запечатлена на трех витражах середины XIV в. церкви св. Иоанна немецкого городка Герфорд. На этих витражах трижды изображен герб бургомистра Генрикуса Штура (Henricus Stur), на котором и увековечена тринакрия, символизирующая Троицу Единосущную 5.

Три зайца, преследующих друг друга в круге: Dreihasenbild; drei springende Hasen, die in Kreisform angeordnet sind; drei Hasen mit Ohren, die ein Dreieck bilden. Символ «трех зайцев» известен издревле и присутствует практически во всех мировых культурах. Первоначальный смысл символа неизвестен, поэтому это дает право некоторым исследователям рассматривать его как архетип. Мы полагаем, что архетипом в данном случае будет не этот символ, а все та же triquetra, поскольку она, как это было показано выше, служит своеобразным формально-смысловым каркасом для некоторых символов, в том числе и для «трех зайцев, преследующих друг друга в круге».

4 Triqueta. URL: http://de.wikipedia.org/wiki/Triqueta

5 Polster Mathias. Die mittelalterlichen Glasfenster der Jahanniskirche. URL: http://www. stadtfuehrung-herford.de/downloads/schreiber_johannis.pdf

Что касается западного христианства, то образ «трех зайцев» стал излюбленным символом Троицы и нашел свое воплощение в архитектуре ряда средневековых европейских церквей. Ярким примером является так называемое «окно трех зайцев» (начало XVI в.) собора г. Падерборн (XII в.), Германия 6. Характерной особенностью символа является необычная композиция в его изображении: помещенные в окружности (символ вечности), три бегущих друг за другом зайца своими телами создают внешний треугольник, а переплетенными ушами образуют в центре внутренний треугольник (символ Троицы). Такой прием создает оптическую иллюзию, поскольку, если смотреть на изображение целиком, то в общей сложности у всех зайцев - три уха, если же рассматривать их по отдельности, то у каждого зайца их два, что является символом соединения в Иисусе Христе двух природ -божественной и человеческой (мнение о. Владимира (Алексеева), высказанное им в частной беседе). Благодаря зрительной иллюзии, с одной стороны, создается эффект движения (символ духовного развития), с другой - эффект тайны, загадки. Не случайно в немецком фольклоре мы находим такую загадку «о трех зайцах»: «Der Hasen und der Löffel drei, und doch hat jeder Hase zwei» - «У трех зайцев всего три уха, но все-таки у каждого их два».

Если в символе «трех зайцев, преследующих друг друга в круге», достигается эффект неразличения трех Ипостасей Святой Троицы, то в гравюре Альбрехта Дюрера «Святое семейство и три зайца» (1497) они угадываются сразу 7. Так, заяц слева, направляющийся к норе, - Бог Сын, два зайца справа символизируют Бога Отца и Бога Святого Духа. Дыра, или нора, в искусстве Средневековья является символом «входа в физическую жизнь при рождении и в духовную жизнь после смерти» [Тресид-дер, 1999. С. 89]. В данном случае имеется в виду первое, а именно: рождение Иисуса младенца. Проникновение небесного в земное показано с помощью двух планов бытия. Однако на гравюре Дюрера они меняются местами: земные события происходят

6 Dreihasenfenster. URL: http://de.wikipedia.org/ w/ index.php?title=Datei:Paderborner_Dom_

7 Die Heilige Familie mit den drei Hasen (Dürer, Alb-

recht). URL: http://www.zeno.org/Kunstwerke/

на верхнем уровне, а небесные - на нижнем. С рождением Спасителя бинарная оппозиция «верх-низ» меняет свое семантическое значение. На верхнем уровне разыгрывается начало земного пути Бога Сына, на нижнем - предвидение Его крестного пути. Об этом свидетельствуют скорбные позы двух зайцев справа. В облике Первого видна отеческая обеспокоенность: утешая Оставшегося, он кладет одну лапу ему на плечо, а второй указывает на Покидающего их. Когда наверху происходит трагедия, Небеса опускаются на землю: происходит онтологический разрыв Единства. Поэтому на картине Дюрера нет ни круга, ни треугольника, которые бы связывали эти три персонажа воедино.

Антропоморфная аналогия

в изображении Троицы

Всевидящее Око: das Auge der Vorsehung / Allsehendes Auge / Auge Gottes / Christliches Auge der Vorsehung. Для постижения Троицы художниками Средневековья использовалась также антропоморфная аналогия, поскольку человек сотворен по образу Божию, а значит по образу Святой Троицы. Так, человеческий глаз стал прообразом Всевидящего Ока. Для первых христиан Всевидящее Око было символом Бога-Отца. Догматическим основанием такого изображения являются слова из Псалтыри: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс. 31: 8).

На западе, а позднее и на востоке образ Всевидящего Ока распространяется в виде глаза, вписанного в направленный одной стороной вверх треугольник и символизирующего уже саму Троицу в единении и равенстве трех ее ипостасей. Лучи вокруг треугольника означают сияние божественной славы. Примером этого служит «Всевидящее Око» на воротах Ахенского, или Имперского, собора (ок. 800 г.) 8. Если в Ветхом Завете Всевидящее Око является символом божественной вездесущности, а иногда и угрозы (ср.: «Око Господне над боящимися Его» (Пс. 32: 18; 33: 16), то христианская версия этого символа имеет уже другое семантическое наполнение, а имен-

8 Allsehendes Auge am Tor des Aachener Dom. URL: http://en.wikipedia.Org/wiki/File:Allsehendes_

но: «для христиан Всевидящее Око - символ надежды, а не угрозы. <...> это утешительное осознание того, что Бог направляет и оберегает их» [Энциклопедия символов, 2005. С. 471]. В символе «Всевидящее Око» наблюдается соединение языческих и библейских мотивов: в формальном плане это глаз Вотана / Одина из германской мифологии и кельтский треугольник; в содержательном - библейский Бог, открывшийся в Ветхом Завете как Яхве, а в Новом Завете -как Отец, Сын и Дух Святой.

Трое рядом сидящих похожих друг на друга мужей (с Х в.): Dreifaltigkeit, die Trinität als drei gleichaltrig-bärtige Männer nebeneinander. Самое раннее изображение Святой Троицы в виде трех мужей находится на Большом Латеранском саркофаге конца IV в. в Риме: Бог Отец восседает на троне; слева от Него - Сын Божий, создающий Еву из ребра Адама; чуть позади - Святой Дух. Бог Отец благословляет только что сотворенную пару двоеперстным сложением, произнося известные библейские слова о

9

размножении человеческого рода .

Однако принцип «нераздельности и не-слиянности» в изображении Троицы все еще не давался многим художникам, поэтому при создании своих произведений они использовали «языческую» стилистику. Понимая, что неправильно выбранная форма влечет за собой появление ложного содержания, Тридентский собор (1545-1563 гг.) запретил подобные изображения Святой Троицы. Один из пунктов постановлений собора гласил: «Не должно быть ни одного изображения, которое поддерживало бы ложную доктрину или могло бы дать повод для опасных заблуждений тем, кто мало сведущ» 10. Запреты повторялись в 1628 и 1745 г.

Несмотря на запреты изображать Святую Троицу в виде трех совершенно одинаковых фигур с ликом Иисуса Христа, художники все же продолжали свои изыскания. Они пытались художественными средствами выразить единство Отца, Сына и Святого Духа. Об этом свидетельствует картина XVII в. в церкви общины Фалькенштайн (Нижняя

9 Dogmatic Sarcophagus. URL: http://en.wikipedia. org/ wiki/Dogmatic_Sarcophagus

10 Реформация и контрреформация. URL: http:// www.obiskysstve.ru/catalog/16/reformaciya.html

Австрия), на которой изображены трое внешне абсолютно одинаковых мужчин 11.

Бог-Отец и Сын, а между ними Святой Дух в образе женщины. В XI в. было запрещено изображать Святой Дух в образе человека [Аверинцев, 1998. С. 527-528]. Однако художники, рискуя быть отлученными от церкви, продолжали свои поиски в этом направлении. Неожиданным не только для зрителя XX в., но необычным также и для зрителя Средневековья стало изображение Святой Троицы на фреске XIV в. из церкви св. Иакова в местечке Уршаллинг, Верхняя Бавария (Kirche St. Jakobus, Urschalling, Oberbayern). Скрытая примерно в 1550 г. под слоем штукатурки фреска случайно была обнаружена лишь в 1923 г. На ней в образе Святого Духа предстает молодая женщина, на что указывают ее миловидное личико, округлые женские формы тела и покрой ее платья 12. В бородатом седовласом старце, справа от нее, угадывается Бог Отец; слева в образе молодого мужчины с вьющимися темными волосами изображен Бог Сын. Все три фигуры облачены в темно-красные одежды, которые соединяются внизу в одну общую складку. Таким образом три тела сливаются в одно, создавая при этом эффект «одного тела с тремя головами». Накинутый поверх белый плащ также способствует объединению трех фигур. «Логика» Триединого Бога на фреске создается и наличием двух (а не шести) рук, но разных рук (правая - большая мужская и левая - меньшая по размеру, нежная, женская), что, в свою очередь, свидетельствует об отличительных особенностях Ипостасей.

Голову каждой Ипостаси венчает нимб. По наблюдению Вальбурги Рюттенауер-Рест, если наложить один нимб на другой, то в результате получится так называемый «крещатый нимб» 13. Он представляет собой круглый диск с равноконечным (греческим) крестом внутри него, причем нижний конец скрывается за головой, оставшиеся три символизируют Святую Троицу. Таким обра-

11 Hartmann H. Frühbarockes Aufsatzbild auf dem Hochaltar der Pfarrkirche von Falkenstein. URL: http:// www.sagen.at/fotos/showphoto.php/photo/ /9656/size/big/cat/

12 Die Dreifaltigkeit: Der Heilige Geist als Frau. URL: http://www.celtoslavica.de/imago/_Urschalling.ht

13 Rüttenauer-Rest Walburga. Annäherungen an das Geheimnis Gottes - Dreifaltigkeitssonntag B. URL: http:// www.kath-frauenpredigten.de/?p=1263

зом, Единство достигается в изображении единого тела с двумя руками, одетое в единое облачение одного цвета и покрытое одним белым плащом. Троичность выражена в разделенном на три главы крещатом нимбе, в различных трех ликах и верхнего изображения трех облачений. Благодаря принципу нераздельности и неслиянности средневековому мастеру художественными средствами удалось воплотить идею Триединства (ТриЕдинства): когда в единстве заключена множественность, а во множественности -единство.

В статьях и блогах, посвященных описанию рассматриваемой нами фрески, для именования увиденного на ней Святого Духа употребляются словосочетания, в которых запечатлены формальный и содержательный подходы. Формальный подход выражается в употреблении артикля (die) и суффикса (-in) женского рода, ср.: die Heilige Geistin. Иногда словосочетание или артикль мужского рода (der) употребляются в кавычках, ср.: Die «Heilige Geistin», «der» Heilige Geist. Иногда артикль «der» остается без изменения, но слово Heilig (Святой) заменяется на weiblich (женский), ср.: der weibliche Geist (Дух женского рода); иногда происходит замена слова мужского рода Geist на сложное слово женского рода Geistkraft, ср.: die heilige Geistkraft. При этом теряется «святость» всего словосочетания, так как слово начинает писаться с маленькой буквы. При содержательном подходе происходит идентификация Святого Духа с женщиной (Die Dreifaltigkeit: Der Heilige Geist als Frau) или подчеркивается Его женственность (in der Mitte ganz frauenhaft der Heilige Geist). Некоторые угадывают в образе ур-шаллингского Святого Духа ветхозаветную Руах (дух, дыхание) - Ruah (Geistwehen), Софию (Божественную Премудрость) - Sophia (Weisheit), Каритас (Божественную Любовь) - Caritas (Göttliche Liebe) и даже Марию (мать Иисуса) - Maria.

Фигура с тремя одинаковыми головами / лицами (с XIII в.): Trivultus, Deus trivultus, Trifacies, Dreigesicht, Monster, Katholischer Zerber, monstrum horrendae. В позднем Средневековье (XIV-XVI вв.) для достижения нераздельности и неслиянности в изображении Троицы некоторые художники вновь обратились к языческим прототипам, а именно к божественным триадам. Троица стала изображаться либо как тело с тремя

головами 14, либо в виде головы с переходящими друг в друга ликами, так называемое trivultus (лат. tria - три, vultus - лицо) 15 или trifacies (лат. tria - три и facies - лицо / поэт. красивое лицо) 16. Четыре (а не шесть) глаза, три носа, три рта образуют голову с тремя ликами. В немецком языке для этих двух латинских слов обычно используется сложное слово Dreigesicht - трехликий. Такое изображение Троицы подвергалось резкой критике особенно со стороны лютеранской церкви. Не стесняясь в выражениях, протестанты называли его «монстром» или «католическим Цербером» [Schäfer, 2003. S. 2]. В 1628 г. изображение трехликого Бога было запрещено Папой Римским Урбаном VIII и объявлено как еретическое, как monstrum horrendae, но в XVIII-XIX вв. этот мотив переживает второе рождение, примером чего является картина Флориана Кур-рингера «Святая Троица» (1839) 17.

Комбинация из отдельных символов

Дальнейшее развитие в изображении Святой Троицы пошло в сторону комбинаций из отдельных символов. Для Бога-отца - рука, перст Божий; для Христа -хризма, или хрисмон (Хи-Ро), агнец, терновый венец; для Святого Духа - голубь или языки пламени. «Престол Благодати» (Gnadenstuhl), «Колонна Троицы» (Dreifaltigkeitssäule), «Чумной столб / Чумная колонна» (Pestsäule) и «Щит веры» (Schild-Dreieinheit-Scutum-Fidei) также стали впоследствии воплощением тринитарного символа.

Заключение

Как видно из примеров, названия Троицы в комментариях современных носителей немецкого языка к произведениям искусства католического Средневековья различны как по форме (слово, сложное слово и словосочетание), так и по содержанию. Что касается содержания, то все названия Троицы можно

14 Das Dreigesicht - ein ungewöhnliches Fresko in Armeno. URL: http://www.elisalon.at/

15 Trivultus. URL: http://www.panoramio.com/ photo/72184729

16 Trifacies. URL: http://www.sagen.at/fotos/ /show-photo.php/photo/26884

17 Hl. Dreieinigkeit von Florian Kurringer. URL: http://www. myheimat. de/ichenhausen/kultur/

расположить между двумя полярными словами - Dreieinigkeit и Dreifaltigkeit (свн. valt «Mal» - раз). В первом слове подчеркивается единство Ипостасей, во втором - их различие.

Несмотря на то, что современного homo cognoscens со средневековым художником разделяет несколько столетий, объединяет их одно стремление, одно вопрошание: что есть Бог? Библия говорит: «Бог есть Дух» (Ин. 4: 20-24; 2 Кор. 3: 17) и познать Его можно через Его Откровения о Себе - книгу природы и Книгу Священного Писания. Неслучайно поэтому художники Средневековья для создания произведений, посвященных Троице, использовали Библию и аналогии, взятые из окружающего мира. В свою очередь современный зритель пытается приблизиться к тайне Божественного Триединства через картины старых мастеров и библейские тексты. Но и те и другие в конце концов доходят до определенной границы, где, казалось бы, уже стирается различие между числами «3» и «1». Но изображение Абсолютного Единства нельзя достичь ни художественными, ни языковыми средствами, поскольку «между земным и Богом нет равенства» (св. Илларий).

Однако благодаря этим произведениям и этим словам в культуру возвращается сакральное. Маленькие незаметные вещи и слова, за которыми стоит другая, непостижимая, но все же до определенного предела постигаемая реальность. Благодаря этим крупицам священное растворяется в про-фанном, а профанное стремится стать священным. Они являются не только источником познания, познания своей и чужой культуры, но и тем лекарством, которого нужно только каплю, чтобы начался процесс духовного выздоровления современного человека.

Что же касается вопроса «Что есть Троица с лингвистической точки зрения: число или слово?», то на него, по-моему, можно ответить следующим образом: Троица с точки зрения теолингвистики является словом, если только это то Слово, которое «было в начале» [Ин. 1: 1; Постовалова, 2012; Алексеев, 2012]. Однако Троица не есть число, она - Абсолютное Единое, которое порождает числа.

Список литературы

Аверинцев С. С. Троица // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: БРЭ, 1998. Т. 2: К-Я. С. 527-528.

Алексеев В. И. Homo loquens и религиозная картина мира // Вестн. Иркут. гос. лингв. ун-та. Сер. Филология. 2012. № 2 (18). С. 2632.

Постовалова В. И. Теолингвистика в современном гуманитарном познании: истоки, основные идеи и направления // «Magister Dixit» - науч. пед. журнал Восточной Сибири. 2012. № 4 (12). URL: http://md.islu.ru/

Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура: Сб. ст. (в честь чл.-корр. РАН Н. Д. Арутюновой) / Отв. ред. Ю. Д. Апресян и др. М.: Языки славянской культуры, 2004. 880 с.

Тресиддер Д. Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 448 с.

Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2007. 591 с.

Энциклопедия символов / Сост. В. М. Рошаль. М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. 1007 с.

Oberösterreichisches Sagenbuch / Hg. von A. Depiny. Linz: R. Pirngruber, 1932. 481 S.

Schäfer W. Auf ein Wort // Gemeindebrief der evangelischen Gemeinden in Straubing. Ausgabe Sommer, 2003. S. 2-3.

Материал поступил в редколлегию 26. 02 2013

V. A. Stepanenko

WHAT IS THE EXPRESSION THE HOLY TRINITY FROM THE LINGUISTIC PERSPECTIVE: A NUMBER OR A WORD?

The paper attempts to understand what the expression of The Holy Trinity is from a linguistic perspective - a number or a word? A synthesis of linguistics and theology helps us to find the right answer. Keywords: Holy Trinity, Catholic art of the Middle Ages, analogy, symbol, number.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.