Научная статья на тему 'Что есть принудительная реорганизация акционерных обществ в российском праве?'

Что есть принудительная реорганизация акционерных обществ в российском праве? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
883
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ДОБРОВОЛЬНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / РЕШЕНИЕ О РЕОРГАНИЗАЦИИ / РАЗДЕЛЕНИЕ / ВЫДЕЛЕНИЕ / JUDICIAL RESTRUCTURING / VOLUNTARY RESTRUCTURING / JOINT-STOCK COMPANY / DECISION ON RESTRUCTURING / DIVISION / SEPARATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рихтерман Вера Яковлевна

В статье рассмотрены основные признаки принудительной реорганизации акционерных обществ, приведена классификация видов принудительной реорганизации, проанализирована хозяйственно-правовая и экономическая сущность принудительной реорганизации, а также дано определение правовому понятию принудительная реорганизация акционерных обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What is joint-stock companies judicial restructuring in Russian law?

In the article the main features of joint-stock companies judicial restructuring are considered, the classification of judicial restructuring is proposed, business-law and economic essence of the judicial reorganization is studied, as well as the definition of the new term joint-stock company judicial restructuring is given.

Текст научной работы на тему «Что есть принудительная реорганизация акционерных обществ в российском праве?»

ЧТО ЕСТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ?

Рихтерман Вера Яковлевна, аспирантка кафедры гражданского права Всероссийской государственной налоговой академия Министерства финансов Российской Федерации.

Аннотация. В статье рассмотрены основные признаки принудительной реорганизации акционерных обществ, приведена классификация видов принудительной реорганизации, проанализирована хозяйственно-правовая и экономическая сущность принудительной реорганизации, а также дано определение правовому понятию - принудительная реорганизация акционерных обществ.

Ключевые слова: принудительная реорганизация; добровольная реорганизация; акционерное общество; решение о реорганизации; разделение; выделение.

WHAT IS JOINT-STOCK COMPANIES JUDICIAL RESTRUCTURING IN RUSSIAN LAW?

Rikhterman Vera Yakovlevna, postgraduate student of All-Russia State Tax Academy of the Ministry of Finance, Department of Civil Law

Annotation. In the article the main features of joint-stock companies judicial restructuring are considered, the classification of judicial restructuring is proposed, business-law and economic essence of the judicial reorganization is studied, as well as the definition of the new term - joint-stock company judicial restructuring - is given.

Keywords: judicial restructuring, voluntary restructuring, joint-stock company, decision on restructuring, division, separation.

Принудительная реорганизация представляет собой один из видов реорганизации юридического лица, которая инициируется независимо от решения высшего органа управления организации на основании акта государственного органа, принятого в установленном законом порядке, и осуществляется в форме выделения или разделения.

Прежде всего, необходимо определить в чем заключается признак принудительности реорганизации и чем принудительная реорганизация отличается от реорганизации добровольной.

Реорганизация инициируется либо по решению уполномоченного органа управления юридического лица либо по решению органа государственной власти. Соответствующие положения предусмотрены в п. 2 ст. 57 ГК РФ: в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.1

1 Поскольку решение о принудительной реорганизации может быть принято только государственным судом, который также яв-

Содержание рассматриваемой нормы уточняется в следующем абзаце п. 2 ст. 57 ГК РФ, из которой следует, что в случае, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. Такой внешний управляющий осуществляет полномочия по управлению делами юридического лица.

Следовательно, при осуществлении принудительной реорганизации возможны два варианта: самостоятельное исполнение уполномоченными лицами решения о принудительной реорганизации, вынесенного компетентным государственным органом (1), либо принудительное исполнение решения о принудительной реорганизации путем осуществления соответствующей процедуры внешним управляющим, заменяющим органы управления юридического лица (2).

Возникает вопрос: является ли реорганизация, осуществляемая по первому варианту, добровольной или принудительной? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться, в чем же заключается характер принуждения в этом случае.

Представляется, что само принуждение в случае реорганизации заключается как минимум в двух аспектах. Во-первых, это ограничение права собственности юридического лица на свободное распоряжение своим имуществом. Как уже было отмечено ключевым в понятии реорганизации является элемент правопреемства, то есть передачи имущества. Принудительная реорганизация, также как и добровольная, направлена прежде всего, на изменение имущественного положения реорганизуемого юридического лица, которое ограничивается как собственник или обладатель имущественного права в том, что не имеет больше возможности свободно распорядиться своей собственностью, но обязывается передать её другому лицу. Во-вторых, принуждение к реорганизации также ограничивает права участников (акционеров) реорганизуемого юридического лица на участие в управлении обществом: они утрачивают возможность самостоятельно определять судьбу реорганизуемого общества в силу обязательного для них решения о принудительной реорганизации.

Тот факт, что решение о реорганизации обязательно для общества, не вызывает никаких сомнений, однако возникают определенные трудности с распространением его обязательности на акционеров.

Решение о реорганизации, как это следует из пункта 2 статьи 57 ГК РФ, должно приниматься в обычном порядке, но в то же время у акционеров нет обязанности голосовать определенным образом или принимать какие-либо решения, направленные на его исполнение. Отсутствие разрешения этого вопроса в законодательстве обуславливает ряд противоречий.

Представляется, что такие противоречия в нормативной модели вызваны стремлением законодателя, с одной стороны, защитить права и охраняемые законом интересы реорганизуемого общества и его акционеров от произвола исполнительной власти (то есть, реше-

ляется государственным органом, в настоящей статье используется только более общее понятие государственного органа.

Рихтерман В.Я. ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

ние о реорганизации не автоматически начинает процедуру, но только после «инкорпорирования» его действующими органами управления юридического лица -получается нечто вроде «добровольного исполнения»); а с другой - обеспечить обязательность решений органов государственной власти даже в сфере частноправовых отношений (поэтому если общество окажется не в состоянии реорганизоваться «принудительно-добровольно», то его реорганизует внешний управляющий, назначенный судом). Исходя из общепринятой для отечественного правопорядка логики последним гарантом гражданских прав частного лица выступает суд, которому в случае уклонения общества от реорганизации предоставлено полномочие по назначению внешнего управляющего.

Подобная «двухэтапная» процедура реорганизации обусловлена еще и тем, что помимо собственно принципиального решения осуществить реорганизацию, должны быть также определены и порядок, и иные параметры её проведения. В данном случае они определяются самим обществом в рамках принятого государственным органом решения. Исходя из формулировки п. 2 ст. 57 ГК РФ, государственный орган исполнительной власти не вправе вмешиваться в сам ход реорганизации и определять её условия - это предоставлено сделать самому обществу или суду. С этой точки зрения излишне указание на судебные органы в абзаце первом п. 2 ст. 57 ГК РФ, поскольку суд имеет право не только принять решение о реорганизации, но и сразу определить порядок её осуществления.

Осуществляемую таким образом реорганизацию следует признать принудительной, поскольку существо принуждения заключается в ограничении субъективных гражданских прав реорганизуемого хозяйственного общества и его членов (участников), которое имеет место при принятии решения о реорганизации уполномоченным государственным органом, даже до начала его исполнения.

Для наиболее полного понимания сущности принудительной реорганизации, представляется целесообразным привести возможные варианты классификации. Классификация видов принудительной реорганизации акционерных обществ может быть произведена по различным основаниям:

- по форме принудительная реорганизация осуществляется в формах разделения или выделения (а в отношении кредитных организаций - слияния и поглощения);

- по способу инициирования принудительная реорганизация может осуществляться по решению уполномоченного органа исполнительной власти или по решению суда;

- по субъектному составу различают общие виды принудительной реорганизации и специальные, которые могут применяться только к определенным хозяйствующим субъектам (например, кредитным организациям);

- по юридическим основаниям реорганизация может осуществляться на основании общих положений гражданского законодательства (если определены случаи и критерии возможности принятия решения о принудительной реорганизации) либо на основании отраслевого законодательного акта;

- по сфере имущественного оборота - в соответствии с действующим законодательством принудительная реорганизация применяется в сфере защиты кон-

куренции, в сфере электроэнергетики,2 в сфере банковской деятельности и в сфере инвестирования в строительство капитальных объектов жилого назначе-ния3.

В юридической литературе высказана точка зрения, согласно которой «принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, лишь с согласия уполномоченных государственных органов или суда»4. Такое утверждение прямо противоречит содержанию статьи 57 ГК РФ, поэтому согласиться с ним невозможно: в случае с принудительной реорганизацией инициатива исходит не от самого юридического лица, которое «должно обратиться за согласием», а от уполномоченного государственного органа.

Важно подчеркнуть, что решение о принудительной реорганизации может быть принято только в случаях, предусмотренных законом, что соответствует общей конституционной формуле о возможности ограничения гражданских прав: согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, осуществление принудительной реорганизации, как и любое ограничение гражданских прав, может осуществляться только в социальных или государственных целях. Характерное выражение эта идея получила в законодательстве Аргентины, где для рассмотрения дел о принудительных мерах в отношении хозяйствующих субъектов используется понятие «общего экономического интереса», отражающее интересы экономического благосостояния общества, выгоду получаемую потребителем и производителем, и совокупную выгоду5.

С этой точки зрения принудительная реорганизация представляет собой один из случаев ограничения субъективных гражданских прав в общественных интересах - в данном случае ограничения прав акционеров на участие в управлении обществом и ограничения права собственности юридического лица (правомочия по распоряжению). Таким образом, законодательное закрепление механизма принудительной реорганизации является выражением доктрины социального назначения собственности.

Хозяйственно-правовая характеристика сущности принудительной реорганизации оставалась бы неполной без краткого описания её экономической сущности.

Если юридической целью разделения или выделения, осуществляемых по решению государственного

2 См. Федеральный закон от 26.03.2003 № З6-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации».

3 См. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах».

4 Тебряев А.А. Некоторые вопросы правопреемства при реорганизации юридического лица. С. 3.

5 Подробнее об этом см.: Беликова К.М. Злоупотребление доминирующим положением в законодательстве, доктрине и правоприменительной практике Европейского Союза и стран Южноамериканского общего рынка - Аргентины, Бразилии и Перу // Право и политика. 2008. № 7.

органа, является изменение юридического статуса и структуры реорганизуемого общества, то экономической целью такой реорганизации является децентрализация капитала в определенном секторе имущественного оборота за счет увеличения количества хозяйствующих субъектов или разделения видов деятельности между организационно независимыми субъектами. По мнению М.И. Кулагина реорганизация представляет собой одну из правовых форм, в которую облекается процесс централизации и децентрализации производства, капитала в экономике.6

Как отмечает К.Ю. Тотьев, принудительная реорганизация позволяет, с одной стороны, провести демо-нополизационные меры в жизнь, а с другой стороны обеспечить реальную возможность существования самостоятельных предприятий, способных осуществлять полноценную хозяйственную деятельность, работать на конкретном товарном рынке.7

Например, в деле Standard Oil администрация США потребовала разделения компании, находясь перед выбором: привлекать ли компанию, практикующую недобросовестную конкуренцию, к ответственности в каждом конкретном случае, в каждой сфере его деятельности, либо принудить компанию разделиться (breakup) на организационно независимые структуры, хотя и остающиеся в какой-то степени подконтрольными своему учредителю.

Для компании в существующих рыночных условиях выгоднее было продолжать вести деятельность именно в качестве монополиста, поскольку это приносило наивысшие прибыли и позволяло вытеснять конкурентов. Поэтому даже после разделения владельцы стали предпринимать попытки вновь обрести контроль над рынком, в некоторых случаях скупив акции вновь образованных обществ. В результате доля компании на рынке с 1911 по 1920 гг. снизилась с 64% до 50%, что оценивается как незначительная потеря для бизнеса в целом.8

Итак, принудительная природа реорганизации заключается в том, что её осуществление противоречит экономическим интересам и самого хозяйствующего субъекта, и его кредиторов, и акционеров (участников). Поэтому принудительная реорганизация не может осуществляться по заявлению и в интересах определенного лица (например, конкурирующей компании, определенного кредитора, акционера и т.п.), а только в интересах государства и общества в целом.

РЕЦЕНЗИЯ

В случаях установленных законодательством реорганизация может проводиться по решению уполномоченного органа. Между тем вопросы принудительной реорганизации практически не разрабатывался в рамках научных исследований, и имеет достаточно много пробелов в законодательном регулировании.

В данной статье автор рассматривает вопросы понятия и основных черт принудительной реорганизации акционерных обществ.

В частности, автор выделяет и раскрывает существенные признаки принудительной реорганизации акционерных обществ, которыми принудительная реорганизация отличается от добровольной.

6 Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997. С. 131.

7 Тотьев Ю.К. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования. М., 1996. С. 139.

8 Richard A. Epstein. Antitrust Consent Decrees in Theory and Practice: Why Less Is more. Washington, D.C. 2007. P. 19, 20.

Помимо этого, автор рассматривает варианты проведения принудительной реорганизации, а также дает собственное определение правовому понятию - принудительная реорганизация акционерных обществ.

Автор приводит классификацию видов принудительной реорганизации акционерных обществ.

При хозяйственно-правовой характеристики автор уделяет внимание характеристики принудительной природы реорганизации, проводимой по решению уполномоченных органов, а также экономической сущности принудительной реорганизации акционерных обществ.

Поскольку законодательство не содержит формально-юридического понятия принудительной реорганизации юридического лица, представляется, что вопросы, раскрытые автором в указанной статье, являются актуальными.

д.ю.н., проф.

Ручкина Г.Ф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.