ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАПИНАЕТСЯ?
Волковская Е.А.
Волковская Екатерина Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 станицы Крыловской муниципального образования Крыловский район, ст. Крыловская
Аннотация: работа с детьми с проблемами в речи начинается с родителей. Каждая семья по-разному относится к такой ситуации. Некоторые родители совершенно не видят никакой проблемы, другие же родители, совсем напротив, много читают, ищут всегда выход из этой ситуации, четко следуя советам специалистов. Некоторые спокойны и вовсе закрывают глаза на эту проблему, в силу непонимания серьезности или в силу своей занятости. Ключевые слова: дети, родители, речь.
Для начала понаблюдайте за своим ребенком, прислушайтесь к тому, как он разговаривает. Если вы заметили, что ваш ребенок запинается, то бейте тревогу и обращайтесь за помощью, но помните, что запинки в речи не всегда означают, что ребенок заикается. Прежде всего, успокойтесь и установите для вашего малыша режим тишины, задавайте ему меньше вопросов и не заставляйте его использовать в речи больших высказываний или пересказов. При таких нарушениях очень полезны занятия вокалом: вы можете попеть с ним песни или стихотворения. Очень важно, чтобы ребенок больше работал руками (рисовал, лепил, конструировал). Также необходимо выполнять дыхательную гимнастику, так как запинки в речи ребёнка очень тесно связаны с его дыханием. Если вы будете выполнять все рекомендации, то чаще всего это способствует исчезновению запинок и предотвращению возникновения заикания. Уважаемые родители, помните, заикание всегда легче предотвратить, чем корректировать! Но, если все, же вы не заметили улучшений после выполненных рекомендаций, то лучше обратиться к специалисту.
При общении с таким ребенком очень важно придерживаться следующих правил:
1. Если ребенок при общении с вами начал запинаться, аккуратно остановите его и попробуйте начать предложение сами, чтобы у него было время сосредоточиться и попробовать сформулировать свою мысль снова и подобрать нужные слова.
2. Следите за своей речью. Очень важно говорить четко, тихим и спокойным голосом.
3. Не повышайте голос и не делайте резких жестов.
4. Никогда не подгоняйте и не перебивайте своего ребенка.
5. Для таких детей очень важно, чтобы их чаще обнимали и хвалили за успехи, особенно в речевой деятельности.
6. Не посещайте, некоторое время развлекательные мероприятия или спортивные секции, избегайте места, где большое скопление людей.
7. Не проявляйте чрезмерное беспокойство и никогда не обсуждайте при нем его проблемы с речью.
8. В этот период важно исключить просмотр телевизора и компьютерные игры.
9. Проводите с ребенком как можно больше времени. Играйте с ним в спокойные игры с водой, с песком, со снегом, рисуйте на мокрой бумаге или руками.
10. Очень полезно в этот период разучивать стихи и петь песенки.
11. Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неправильную речь, не дразните и не исправляйте.
12. Не требуйте от ребенка произнесения «трудных» слов и предложений.
13. Кроме спокойных игр очень важно проводить и двигательные игры
14. Очень важно в этот период нормализовать режим отдыха, сна и питания ребенка.
Список литературы
1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л.З. Арутюнян (Андронова). - М.: Эребус, 1993.
2. Абелева И.Ю. Если ребенок заикается: Пособие для родителей и учителей / И.Ю. Абелева, Н.Ф. Синицына. - Москва: Просвещение, 1969.
3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 1993.
4. Виноградова М.А. Преодоление заикания у дошкольников в разных ситуациях речевого общения: дис.... канд. Пед. наук: 13.00.03 // Виноградова Марина Александровна. - СПб, 1997.