Научная статья на тему 'ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ В ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА В КРАСНОДАРЕ, 1943 ГОД)'

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ В ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА В КРАСНОДАРЕ, 1943 ГОД) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Чрезвычайная государственная комиссия / Великая Отечественная война / военные преступления / пособники / государство / общество / закон / Extraordinary State Commission / the Great Patriotic War / war crimes / accomplices / state / society / law

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — И В. Упоров, В А. Лысов

Рассматривается статус Чрезвычайной Государственной Комиссии (ЧГК) по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба в годы Великой Отечественной войны с точки зрения правового механизма привлечения виновных в совершении военных преступлений. Отмечается, что собранные ЧГК материалы являлись основанием для передачи их в прокуратуру для возбуждения уголовных дел конкретных лиц и последующего предания суду. Действие такого механизма показывается на примере судебного процесса в Краснодаре в июле 1943 г. В работе использованы некоторые материалы более ранних авторских работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — И В. Упоров, В А. Лысов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCY STATE COMMISSION IN THE LEGAL MECHANISM OF INVOLVEMENT OF WAR CRIMINALS (ON THE EXAMPLE OF THE JUDICIAL PROCESS IN KRASNODAR, 1943)

The status of the Extraordinary State Commission (CHC) for the establishment and investigation of the atrocities of the Nazi invaders and their accomplices and the damage caused by them during the Great Patriotic War is considered from the point of view of the legal mechanism for attracting those guilty of committing war crimes. It is noted that the materials collected by the ChGK were the basis for transferring them to the prosecutor's office for initiating criminal cases of specific individuals and subsequent bringing them to trial. The operation of such a mechanism is shown on the example of the trial in Krasnodar in July 1943. The work uses some materials from earlier works of authorship.

Текст научной работы на тему «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ В ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА В КРАСНОДАРЕ, 1943 ГОД)»

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ В ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА В КРАСНОДАРЕ,

1943 ГОД)

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор В.А. Лысов, канд. юрид. наук Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-4-185-189

Аннотация. Рассматривается статус Чрезвычайной Государственной Комиссии (ЧГК) по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба в годы Великой Отечественной войны с точки зрения правового механизма привлечения виновных в совершении военных преступлений. Отмечается, что собранные ЧГК материалы являлись основанием для передачи их в прокуратуру для возбуждения уголовных дел конкретных лиц и последующего предания суду. Действие такого механизма показывается на примере судебного процесса в Краснодаре в июле 1943 г. В работе использованы некоторые материалы более ранних авторских работ.

Ключевые слова: Чрезвычайная государственная комиссия, Великая Отечественная война, военные преступления, пособники, государство, общество, закон.

В середине 1943 г. в Краснодаре было положено начала судебным процессам, где рассматривались дела о преступлениях немецко-фашистских захватчиков и их пособников, совершенных в период временно оккупированной территории Кубани. Правовым основанием для данного судебного процесса являлось Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии (ЧГК) [6], направленное в союзную Прокуратуру вместе с множеством актов, удостоверяющих факты совершения преступлений. Указанная ЧГК представляла собой особый и временный орган по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба, образованный специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. [9], когда еще шли ожесточенные бои на всех фронтах и полной ясности в исходе войны не было. В этой связи нужно заметить, что само по себе учреждение ЧГК имело большое морально-политическое значение, поскольку показывало, что Советский Союз не сомневается в победе над Гитлеровской Германией, и эта уверенность не могла не передаваться всему

населению и военнослужащим. Создание ЧГК вытекало также из того факта, что советская страна вела освободительную борьбу, отражая нападение агрессора, который должен был понести наказание за тягчайшие преступления, совершенные на территории СССР.

В Указе ПВС СССР об учреждении указывалось, в частности, что ЧГК создается «для полного учета злодейских преступлений немцев и их пособников и причиненного ими ущерба в соответствии со справедливым требованием советского народа; для установления во всех случаях, где это представится возможным, личностей немецко-фашистских преступников, виновных в организации или в совершении злодеяний на оккупированной советской территории, с целью предания этих преступников суду и их сурового наказания» [9]. Соответственно требовалось собирать необходимые сведения документального характера, проверять и перепроверять их, учитывая военную обстановку, в которой осуществлялись эти мероприятия - с тем, чтобы были убедительные свидетельства в отношении виновных в совершении тягчайших преступлений из числа немецко-

фашистских захватчиков их пособников из числа граждан СССР. Исходя из этого, ЧГК наделялась полномочиями делегировать компетентным органам (военная прокуратура, органы НКВД, военным комендантам и т.д.) полномочия по опросу потерпевших лиц, сбору показаний свидетелей, фотосъемки местностей, где совершались эти преступления, могилы, тела погибших от фашистских палачей, и иные сведения, «относящиеся к насилиям, зверствам, грабежам, разрушениям и другим преступным действиям гитлеровских оккупантов и их сообщников» [9].

Как видно, такого рода полномочия носили чрезвычайный характер - отсюда и название самого этого органа. Председателем ЧГК стал Н.М. Шверник - секретарь ВЦСПС. В состав комиссии вошли также А.А. Жданов - видный партийный деятель ВКП (б), А.Н. Толстой - известный русский советский писатель, Е.В. Тарле -ученый-историк, Н.Н. Бурденко - ученый-нейрохирург, Б.Е. Веденеев - академик, специалист в сфере гидроэнергетики, Т.Д. Лысенко - также академик в сфере сельского хозяйства, И.П. Трайнин - ученый-правовед, В.С. Гризодубова - Герой Советского Союза, летчик, Митрополит Киевский и Галицкий Николай. Несколько позже работа ЧГК стала предметом обсуждения на Политбюро ЦК ВКП(б), а 16 марта 1943 г. правительственным решением был утвержден очень важный с правовой точки зрения документ - Положение о Чрезвычайной государственной комиссии [4]. В этом акте указывалось, в частности, что ЧГК «собирает документальные данные, проверяет их и по мере необходимости публикует материалы о нацистских преступлениях и материальном ущербе, издает распоряжения и инструкции по вопросам, входящим в компетенцию комиссии» [4]. Положением определялось, что ЧГК может иметь своих уполномоченных в союзных республиках. Затем, уже в апреле 1943 г. был сформирован штат работников по обеспечению деятельности ЧГК (было предусмотрено 116 должностей), на местах, там, где прошел «каток» войны. Помимо этого, создавались многочисленные местные комиссии по непосредствен-

ному осуществлению расследования совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками преступлений; эти комиссии осуществляли свою деятельность под руководством ЧГК. Наконец, 7 мая 1943 г. СНК СССР одобрил инструкции по учету ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками [3]. Тем самым был созданы необходимые организационно-правовые условия для практической работы ЧГК.

Следует заметить, что документы ЧГК предусматривали довольно строгие требования по установлению фактов военных преступлений. В частности, речь шла о таких доказательств, как заявления граждан, протоколы опроса потерпевших, допросов свидетелей, соответствующих врачебных и иных экспертиз, протоколы осмотра места совершения преступлений и другие документы, которые формируются при расследований преступлений. При этом необходимо было выявлять роль виновных в совершении преступлений (кто являлся организатором, кто подстрекателем, кто исполнителем, кто пособником и т.д.), одновременно следовало уточнять фамилии, имена и отчества обвиняемых, наименования воинских частей, предприятий и разного рода организаций, имевших отношения к преступлениям. Согласно Инструкции «акты должны были содержать как можно более точное описание совершенных преступлений» [3]. Члены ЧГК и местных комиссий при необходимости производили обследование могил и трупов, допрашивали пленных солдат и офицеров, изучали вражеские документы, фотоснимки и другие улики чудовищных преступлений. В общей сложности ЧГК рассмотрела и изучила 54 тыс. актов, подтверждающих совершение злодеяний, и свыше 250 тыс. разного рода приложенных к ним документов (помимо этого было рассмотрено огромное количество документов об характере и размерах того ущерба, который был причинен немецко-фашистскими захватчиками). Проведенная подразделениями ЧГК работа дала возможность уже с 1943 г. начать процессы над военными преступниками в разных городах Союза ССР - сначала в Харькове

и Краснодаре, а затем (1945-1946 гг.) и в других городах - Ленинграде, Киеве, Минске, Брянске, Риге, Смоленске, Великих Луках и др. [10, с. 18-22].

Первый из этих процессов был проведён в 14-17 июля 1943 г. в Краснодаре Военным трибуналом Северо-Кавказского фронта. К ответственности были привлечены 11 сообщников гитлеровцев из числа советских граждан, которые во время временной оккупации части территории Краснодарского края (с 12 августа 1942 г. до 12 февраля 1943 г.) оказывали содействие фашистам в совершении военных преступлений. После изгнания оккупантов была создана краевая комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков во главе с первым секретарем крайкома ВКП(б) П. И. Селезневым.

В результате были установлены многочисленные факты преступной деятельности фашистов и их пособников, которые нашли отражение в отмеченном выше Сообщении ЧГК, где, среди прочего, отмечалось, что в период оккупации города Краснодара и Краснодарского края германское командование и гестаповцы (в лице командующего 17 немецко-фашистской армии генерал-полковника Руоф, начальника карательных органов в городе Краснодаре полковника Кристмана и др.) совместно с предателями Тищенко В. П., Пушкарёвым Н. С., Речкаловым И. А., Мисан Г. Н. и Ластовиным М. П., зверски истребили посредством отравляющих газов - окиси углерода - свыше 6 700 человек советских граждан, в том числе женщин, стариков и детей, находившихся на излечении в больницах, диспансерах Краснодара, а также арестованных, содержавшихся в тюрьме гестапо [6]. Так, было установлено, что на окраине города Краснодара, в районе завода измерительных приборов, в большом противотанковом рву было закопано несколько тысяч трупов советских граждан, отравленных газами и сброшенных туда гестаповцами. Многие тела были опознаны родственниками - местными жителями города. Медицинской экспертизой установлено, что все эти граждане немецко-фашистскими пала-

чами были умерщвлены посредством отравления окисью углерода [6].

После того, как ЧГК все поступившие к ней материалы о чудовищных зверствах немецко-фашистских захватчиков в городе Краснодаре и Краснодарском крае направила в союзную Прокуратуру, было возбуждено уголовное дело против советских граждан, совершивших преступные деяния, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. [8] (пособничество в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев), а также ст. 58-1а (измена Родине, т.е. действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР) и 58-1б (те же преступления, совершенные военнослужащими) Уголовного кодекса РСФСР [2].

Дело было передано в суд, и, как отмечалось выше, его принял к своему производству Военный трибунал СевероКавказского фронта под председательством полковника юстиции Н.Я. Майорова. Полномочия государственного обвинителя осуществлял генерал-майор юстиции Л.И. Яченин. Обвиняемых защищали по назначению от суда адвокаты А.И. Наза-ревский, В.И. Якуненко и С.К. Казначеев. По этому делу обвинялись В.П. Тищенко (1914 г.р., уроженец хутора Бичевая Балка, Павловского района, Краснодарского края), И.А. Речкалов (1911 г.р., уроженец деревни Пичевки, Юргамышского района, Челябинской области, дважды судим за хищение и осуждён каждый раз к пяти годам лишения свободы, наказания отбыл) и еще девять граждан СССР [7, с. 12].

Трибунал приговорил Тищенко Василия Петровича, Речкалова Ивана Анисимовича, Ластовину Михаила Павловича, Пуш-карева Николая Семеновича, Мисана Григория Никитовича, Напцока Юнуса Мицу-ховича, Котомцева Ивана Федоровича, Кладова Игнатия Федоровича - к смертной казни через повешение. Тучкова Григория Петровича, Павлова Василия Степановича и Парамонова Ивана Ивановича - как менее активных пособников, уличенных в оказании содействия немецко-фашистских злодеям, совершавшим зверские расправы с советским гражданским населением и

пленными красноармейцами,- к ссылке в собниками гитлеровских разбойников, каторжные работы сроком на двадцать лет свою позорную смерть злодеи закончили каждого. Приговор был окончательным и позорной смертью» [5]. обжалованию не подлежал [7, с. 44]. Этот судебный процесс показал, что к

Приговор к смертной казни был испол- середине 1943 г. советское государство нен 18 июля 1943 г. в г. Краснодаре на достаточно уверенно вело боевые действия площади сельхозрынка при скоплении на фронтах и вполне контролировало си-огромного числа горожан. Непосредствен- туацию внутри страны. Не будем забы-но перед повешением публично был огла- вать, что процесс проходил, когда война шен приговор [1, с. 213]. Можно предста- еще не была закончена, вскоре после осво-вить себе тяжесть и мучительность пребы- бождения Краснодарского края, практиче-вания советских жителей под оккупацией, ски на прифронтовой полосе. И тем не ме-если вид умирающих преступников на ви- нее основные судебные процедуры были селицах как свершенный акт возмездия соблюдены. Власть не побоялась также был встречен аплодисментами. Газета сделать процесс открытым, и в этом смыс-«Правда» писала в связи с этим событием, ле его итоги имели не только юридиче-что был приведен в исполнение приговор ское, но и значительное политико-над восемью «иудами-предателями, по- пропагандистское значение.

Библиографический список

1. Майоров Н. Краснодарский процесс // Неотвратимое возмездие. По материалам судебных процессов над изменниками Родины, фашистскими палачами и агентами империалистических разведок. М.: Воениздат, 1973. С.200-214.

2. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 г. «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. 1926 года» (вместе с Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р., в ред. от 20.05. 1938 г.) // СУ РСФСР. № 80. Ст. 600; № 11. Ст.141.

3. Постановление СНК СССР от 07.05.1943 N 493 «Об инструкциях по учету ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками государственным, кооперативным и общественным предприятиям, учреждениям и организациям и колхозам» // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 31.05.2021 г.).

4. Постановление СНК СССР от 16.03.1943 г. «О работе Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков» (с приложением Положения о Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР) // ГАРФ. Ф. Р-5446. )п.1. Д. 212. Л. 139142.

5. Смерть гитлеровским палачам и их гнусным пособникам // Правда. 1943. 19 июля.

6. Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР «О злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в городе Краснодаре и Краснодарском крае» // Судебный процесс по делу о зверствах немецко-фашистских захватчиков и их пособников на территории гор. Краснодара и Краснодарского края в период их временной оккупации. М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1943. С. 43-44.

7. Судебный процесс по делу о зверствах немецко-фашистских захватчиков и их пособников на территории гор. Краснодара и Краснодарского края в период их временной оккупации. М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1943. 46 с.

8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19. 04. 1943 г. «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и их пособников» от 19. 04. 1943 г. // Судебная власть в России. Исто-

рия. Документы. В 6 т. / Сост. О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин. Т. 5. Советское государство. М.: Мысль, 2003. С. 493-494.

9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 02.11.1942 г. «Об образовании Чрезвычайной государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1942. № 40.

10. Утевский Б.С. Судебные процессы о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории СССР / Под ред. М.Н. Рычкова. М: Юриздат, 1946. 60 с.

EMERGENCY STATE COMMISSION IN THE LEGAL MECHANISM OF INVOLVEMENT OF WAR CRIMINALS (ON THE EXAMPLE OF THE JUDICIAL

PROCESS IN KRASNODAR, 1943)

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor V.A. Lysov, Candidate of Legal Sciences

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. The status of the Extraordinary State Commission (CHC) for the establishment and investigation of the atrocities of the Nazi invaders and their accomplices and the damage caused by them during the Great Patriotic War is considered from the point of view of the legal mechanism for attracting those guilty of committing war crimes. It is noted that the materials collected by the ChGK were the basis for transferring them to the prosecutor's office for initiating criminal cases of specific individuals and subsequent bringing them to trial. The operation of such a mechanism is shown on the example of the trial in Krasnodar in July 1943. The work uses some materials from earlier works of authorship.

Keywords: Extraordinary State Commission, the Great Patriotic War, war crimes, accomplices, state, society, law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.