Научная статья на тему 'Читая И. А. Бунина (уроки по развитию речи)'

Читая И. А. Бунина (уроки по развитию речи) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
307
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чехонина И. Е.

Предлагаемый материал представляет собой часть пособия, целью которого является обучение чтению художественных текстов с выходом в монологическое высказывание. Пособие предназначено для студентов-нефилологов старших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

While Reading I. Bunin's Pieces

The material is part of a manual which is aimed to practice reading fiction texts with transition into monological speeches.The manual will be intended for students on 3-4 year which are not specialized in philology.

Текст научной работы на тему «Читая И. А. Бунина (уроки по развитию речи)»

ЧИТАЯ И.А. БУНИНА (УРОКИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ)

И.Е. ЧЕХОНИНА

Кафедра русского языка медицинского факультета Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Предлагаемый материал представляет собой часть пособия, целью которого является обучение чтению художественных текстов с выходом в монологическое высказывание. Пособие предназначено для студентов-нефилологов старших курсов.

УРОК 1. ХОЛОДНАЯ ОСЕНЬ

Биографическая справка И.А.БУНИН (1870-1953)

Выдающийся русский писатель Иван Алексеевич Бунин родился в дворянской семье, и это имело большое значение для его мировоззрения. Он не принял Октябрьской революции 1917 года, видя в ней только анархию и разрушение всего, что было создано трудами многих поколений. В 1920 он эмигрировал из России.

Великий наблюдатель жизни, прекрасный стилист, И.А. Бунин оказал большое влияние на многих русских и советских писателей. 29 августа 1916 года

А.М. Горький писал И.А.Бунину: «Вы для меня - первейший мастер в литературе русской, - это не пустое слово, не лесть ...».

В 1943 году Шведская академия присвоила ИЛ.Бунину международную Нобелевскую премию.

В эмиграции И.А.Бунин очень тосковал по родине. Он писал своему старому другу: «Я сед, сух, худ, но ещё ядовит. Очень хочу домой». И.А.Бунин умер восьмидесяти трёх лет в Париже.

Задание 1. А. С помощью словаря переведите данные ниже слова. Определите, к какому грамматическому классу они принадлежат.

Рассеянно, старательно, трогательно, безразлично, опрометчиво.

Б. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова, приведённые в задании 1А.

1) Ему совершенно ... , слушает его кто-то или нет. 2) Она поступила ... , рассказав первому встречному всё о себе. 3) Каждое утро он ... выполняет эти трудные упражнения. 4) В тот вечер он признался ей в любви. Это было очень ... . 5)Девушка шла по улице и ... смотрела по сторонам.

В. Составьте все возможные словосочетания по модели прилаг. + сущ. и объясните их значение.

Существительные: человек, встреча, история, школьник, отношение, поступок, решение, воспоминание.

Прилагательные: трогательный, старательный, безразличный, рассеянный, опрометчивый.

Г. Продолжите ряды слов, образовав однокоренные существительные.

рассеянно - рассеянный - ... старательно - старательный - ... опрометчиво - опрометчивый - ... грустно - грустный - ... безразлично - безразличный - ...

Задание 2. А. С помощью словаря переведите прилагательные прощальный притворный.

Б. Составьте словосочетания и объясните их значение.

прощальный (вечер, встреча, обед ) притворный (грусть, слёзы).

В. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

1) Завтра мой друг уезжает домой, поэтому сегодня у нас будет ... ужин.

2) Ей было неприятно разговаривать с этим человеком, но она улыбалась. Ему не понравилась её ... улыбка.

Задание 3. А. Обратите внимание на сочетаемость глагола переживать / пережить.

Переживать / пережить событие: смерть близкого человека, войну, голод;

чувства: минуты отчаяния, горе, большую радость.

Б. Прочитайте предложения и ответьте на вопрос: «Что пришлось пережить этим людям?»

1) Этот человек недавно вернулся с войны. 2) В этом году эта фигуристка впервые стала чемпионкой олимпийских игр. 3) В эти годы он написал свои лучшие произведения. 4) Эта женщина потеряла близкого человека. 5) Эта девушка опять не сдала экзамен.

Слова для справок: сильное огорчение, большое горе, период расцвета, плен, эмоциональное потрясение.

Задание 4. Обратите внимание на употребление выделенных глаголов. Определите их значение и запомните управление.

1) Она держалась с достоинством, несмотря на оскорбления. 2) Он так устал, что еле держался на ногах. 3) Чтобы не упасть, он держался на спинку стула. 4) Отец крепко держал за руку свою дочь . 5) «Держи себя достойно», -сказала мать сыну. 6) Сын держит в руках портфель. 7) Её муж долго считался пропавшим без вести. 8) Как вы думаете, нужно ли считаться с чужим мнением? 9). Он считался крупным специалистом в этой области. 10) Мы считали его честным человеком. 11) Если не считать некоторых осложнений, операция прошла успешно. 12) Мы считаем, что войны на нашей планете не должно быть.

Задание 6. Прочитайте отрывок из рассказа «Холодная осень».

«Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Всё-таки был. И это всё, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждёт меня - с той же любовью и молодостью, как в тот вечер».

Опираясь на данные ниже слова, предложите свой вариант рассказа о жизненном пути и чувствах этой женщины в разные периоды её жизни.

События: начало - 1) 1914 г., Россия, война с Германией

любовь, расставание, гибель;

2) 1917 г., Россия, Москва, революция;

страдание;

3) 1918-1920гг Кубань - Новороссийск - Константинополь;

эмиграция;

конец - 1944 г., Ницца.

Герои: молодой офицер, жених

девушка из дворянской семьи, невеста.

Задание 7. Прочитайте рассказ И.А.Бунина «Холодная осень».

В июне того года он гостил у нас в имении - всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом нашего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:

- Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!

На Петров день к нам съехалось много народу, - были именины отца, - и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну....

В сентябре он приехал к нам всего на сутки, - проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:

- Удивительно ранняя и холодная осень!

Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой отец сказал и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на чёрном небе ярко и остро сверкали чистые ледяные звёзды. Отец курил , откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом лампу, мама, в очках старательно зашивала под её светом маленький шёлковый мешочек, - мы знали какой, - и это было и трогательно, и жутко. Отец спросил:

- А ты всё-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?

- Да, если позволите, утром, - ответил он. - Очень грустно, но я ещё не совсем распорядился по дому.

Отец легонько вздохнул:

- Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра...

Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к её руке, потом к руке отца. Оставшись одни, мы ещё немного побыли в столовой, - я вздумала раскладывать пасьянс, - он молча ходил из угла в угол, потом спросил:

- Хочешь пройдёмся немного?

На душе у меня делалось всё тяжелее, я безразлично отозвалась :

- Хорошо ...

Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот ...

- Капота нет, - сказала я . - А как дальше?

- Не помню, кажется, так:

Смотри - меж чернеющих сосен

Как будто пожар восстаёт ....

- Какой пожар?

- Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах. «Надень свою шаль и капот ...» Времена наших дедушек и бабушек ... Ах, боже мой, боже мой!

- Что ты?

- Ничего, милый друг. Всё-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя...

Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звёздами. Он, при-остановясь, обернулся к дому:

- Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер....

Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо.

- Как блестят глаза, - сказал он. - Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты всё-таки не сразу забудешь меня?

Я подумала: «А вдруг правда убьют? И неужели я всё-таки забуду его в ка-кой-то срок - ведь всё в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли:

- Не говори так! Я не переживу твоей смерти!

Он, помолчав, медленно выговорил:

- Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне.

Я горько заплакала.

Утром он уехал. Мама надела ему на шею тот роковой мешочек , что зашивала вечером, - в нём был золотой образок, который носили на войне её отец и дед, - и мы все перекрестили его с каким-то порывистым отчаянием. Глядя ему вслед, постояли не крыльце в том отупении, которое всегда бывает, когда проводишь кого-нибудь на долгую разлуку, чувствуя только удивительную несовместность межу нами и окружающим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром. Постояв, вошли в опустевший дом. Я пошла по комнатам, заложив руки за спину, не зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос ...

Убили его - какое странное слово - через месяц, в Галиции. И вот прошло с тех пор целых тридцать лет. И многое, многое пережито было за эти годы, кажущиеся такими долгими, когда внимательно думаешь о них, перебираешь в памяти всё то волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется прошлым. Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери

уже не было в живых, я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая всё издевалась надо мной: «Ну, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства? Я тоже занималась торговлей, продавала как многие продавали тогда, солдатам в папахах и расстёгнутых шинелях кое-что из оставшегося у меня, - то какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник, побитый молью, и вот тут, торгуя на углу Арбата и рынка, встретила человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж и с которым в апреле уехала в Екатеринодар. Ехали мы туда с ним и его племянником, мальчиком лет семнадцати, тоже пробиравшимся к добровольцам, чуть не две недели, - я бабой, в лаптях, он в истёртом казачьем зипуне, с отпущенной черной с проседью бородой, - и пробыли на Дону и на Кубани больше двух лет. Зимой, в ураган, отплыли с несметной толпой прочих беженцев из Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, муж мой умер в тифу. Близких у меня после того на всем свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребёнок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребёнка на моих руках. Там они и пропали без вести. А я ещё долго жила в Константинополе, зарабатывая на себя и на девочку очень тяжелым черным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась я с ней!

Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца ... Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холёными ручками с серебряными ноготками завёртывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками; а я жила и всё ещё живу в Ницце чем бог пошлёт ... Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году -и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет для меня она!

Так я пережила его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу её. Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни. И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Всё-таки был. И это всё, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждёт меня - с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне ...» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.

Задание 8. Прочитайте отрывки из рассказа и ответьте на вопросы.

1. « Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства».

Что же произошло? Кто должен был скрывать свои мысли и чувства?

Почему?

2. « - Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер ...»

Как вы думаете, какими чувствами и мыслями вызваны эти слова молодого человека?

3. « Я тоже занималась торговлей, продавала, как многие продавали тогда, солдатам в папахах и расстёгнутых шинелях кое-что из оставшегося у меня...»

Объясните, какие обстоятельства заставили молодую женщину из богатой семьи продавать свои вещи?

4. «Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне..»

О ком идёт речь?

Задание 9. Ответьте на вопросы:

1. Герои этого рассказа дворяне. Что свидетельствует об этом?

2. Вы обратили внимание на отношение главных героев этого рассказа друг к другу? Каким оно было?

3. Какими нарисовало ваше воображение молодую девушку, её родителей, её жениха?

4. Как бы вы назвали этот рассказ? Объясните, почему?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 10. Расскажите об одном из главных героев рассказа. Выпишите слова и словосочетания, которые помогут вам сделать это.

Задание 11. Расскажите о своём отношении к главным героям этого рассказа.

WHILE READING BUNIN’S PIECES

I.E.CHEKHONINA

The Department of Russian Language of Medical Faculty Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, 117198 Moscow, Russia

The material is part of a manual which is aimed to practice reading fiction texts with transition into monological speeches .The manual will be intended for students on 3-4 year which are not specialized in philology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.