удк 244
Ризатдинова Дария Фанильевна
Российский государственный социальный университет
Студентка
129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика д. 4 стр. 1
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ СПРОС И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ИЗДАНИЙ
Аннотация: статья посвящена вопросам текущего состояния православной прессы на примере изданий новосибирской митрополии, а также повышения престижности и влияния православных сми и проблемам на пути такого повышения. выводы и рекомендации сделаны на материале опроса как мирян, так и священнослужителей.
Ключевые слова: Церковь, проповедь, средства массовой информации, миссия, катехизация.
Rizatdinova Daria Fanilyevna
Russian State Social University Student
129226, Moscow, Wilhelm Peak str., 4, building 1 READERS' REQUEST AND PROBLEMS OF MODERN ORTHODOX PRESS
Abstract: The article deals with problems of current state of the Orthodox church press as reflected by the Novosibirsk Metropoly mass-media, as well as with boosting of prestige and influence of the Orthodox press and with hindrances in the way of such boosting. The the conclusions and recommendations are made on the basis of a survey among both laymen and clergy.
Key words: Church, sermon, mass media, mission, catechesis.
значение православных СМИ
Православная журналистика является одной из самых интересных разделов журналистики. Путь развития церковной печати был сложным и долгим. Изначально православная печать ставила перед собой духовно-просветительские и информационные задачи.
Одним из первых православных журналов стали «Епархиальные ведомости», издававшиеся с 1860 г. во всех регионах страны.
Во второй половине XIX века начали издаваться журналы, созданные по инициативе духовенства и паствы, целью которых было донесение позиции Церкви до читателей.
В 1913г. был создан издательский совет при Священном Синоде.
После 1917 г. российская православная журналистика силами эмигрантов продолжала свое развитие за границей и становилась средством их единения.
В 1980-1990 годах в России среди читателей происходит постепенное возрождение интереса к духовным ценностям. В конце XX столетия с распространением Интернета появляется необходимость в поддержании печатных источников информации в данной области и создании электронных, классифицирующихся по характеру учредителей: церковные, светско-церковные и светские СМИ. Журналы стали уделять внимание миссионерской деятельности, катехизации читателей и борьбе с противоречащей мнению Церкви идеологией.
Развитие православной журналистики происходит на территории всей Российской Федерации: каждая епархия стремится внести вклад в обеспечение информацией верующих и светских лиц, стремящихся к познанию основ православного вероучения. Отмечается, что «...в современный период можно наблюдать значительное отличие сознания воцерковленных людей от светских (об этом свидетельствуют различия в использовании лексики, репрезентирующей духовно-нравственные концепты в религиозном (православном) и светском (политическом) дискурсах»1, однако язык журнальных публикаций должен быть понятен всем группам читателей.
православные сми как способ катехизации на приходе
Православные издания несут воспитательную функцию, помогая читателю повышать свой духовно-культурный уровень, т.к Церковь— один из ведущих социальных регуляторов морально-нравственного состояния общества.
По мнению опрошенных респондентов, православные издания призваны:
• «Донести до современного читателя мнение Церкви, христианские истины; рассказать о возможном решении жизненных проблем, следуя Библии и Евангелию; дать ответы на вопросы, касающиеся православия: догматики, истории, житий святых, смысла годичного и суточного богослужений; ответы на вопросы, касающиеся церковных таинств» (респондент «Ольга-врач»).
• «Помочь ориентироваться в информационном потоке с учетом знаний духовных законов, позволяют сохранить душевное равновесие и, несмотря на бушующие страсти мира, идти по пути духовного совершенства, искать Царствие Небесное уже в этой жизни» (респондент «Наталья Николаевна»).
• «Это позволяет настроить читателей на правильные, христианские мысли, подвигнуть к делам милосердия: к примеру, современные психологи говорят о том, что дети ничего не должны своим родителям, т.к. те занимались воспитанием своих чад потому что это был их выбор и их обязанности. Однако «Почитай отца твоего и мать. Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Втор. 5:6) гласит пятая заповедь. «Каждый кто оскорбит отца или мать, будет предан смерти» (Лев. 10:9) а также «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1); «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4), — говорит апостол Павел.
• Особенно важны печатные издания для старшего поколения, которое не всегда умеет и может пользоваться интернетом» (респондент «Светлана Даниелова»).
православные журналы новосибирской епархии
В Новосибирской епархии издаются православные журналы:
1. «Вестник Новосибирской митрополии» издается в печатной версии. Некоторые выпуски публикуются в формате PDF. На сайте можно найти выпуски от 2009-2020 годы. Плата за газету — на усмотрение настоятеля, но в большинстве храмов газета раздается бесплатно.
1 Гостева И. В. Динамика лингвокультурного поля «духовность» в русской языковой картине мира (1981-2008 гг.) : дис. ... канд. филол. наук / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2009.
«наглядная иллюстрация с цветными фотографиями о архиерейских службах позволяет нам вновь увидеть благолепие нашего священства, оценить их труд во славу Божию для дела нашего спасения, красоту наших храмов, проповеди архипастырей и пастырей — как манна для каждой христианской души. газета отражает важность связи воспитания подрастающего поколения в семьях, в обществе с религиозным воспитанием. насыщена информацией о крестных ходах, днях трезвости и здоровья, освящении крестопоклонных крестов; статьями с призывами преодолеть пагубную зависимость при помощи Церкви. «вестнику» есть чем привлечь внимание читающих и принести пользу многим людям» (респондент «мон. серафима»).
2. журнал «живоносный источник». журнал Мскитимской епархии новосибирской митрополии русской православной Церкви. издается по благословению преосвященнейшего луки, епископа Мски-тимского и черепановского. в журнале публикуются новости епархии и научные статьи православных исследователей обложка журнала цветная (но в плохом качестве), иллюстрации черно-белые. журнал доступен для скачивания в формате PDF.
3. Журнал «Православная семья», издание Воскресной школы Сергиево-Казанского храма п. Красно-обск новосибирской епархии русской православной Церкви. главная цель журнала — это миссионерство, сплочение и объединение прихожан. каждый номер посвящен какой- либо отдельной теме. дата основания — апрель 2006 года. периодичность — 4 раза в год: рождественский (специальный), весенний, летний, осенний. Формат — А4, объем — 36 полос, цветной. Регион распространения — Новосибирская митрополия. журнал имеет интеграцию с соц. сетями. журнал «православная семья» издается на пожертвования прихожан. на сайте сергиево-казанского храма есть форма для пожертвования на издательство. тексты статей уникальны, пишутся редакторами журнала из числа прихожан храма.
4. газета «православный миссионер»газета призвана помочь осознать необходимость православной миссии, имеющей целью наставить людей на путь, ведущий к спасению через Церковь, объединить православных верующих в служении Богу и ближнему2. в газете публикуются различные статьи исторические и новостные, а также поучающие статьи, мнения священников на актуальные для мирян темы. Почти все материалы представлены в формате лонгридов (научные статьи занимают 3 и более страниц). на последних страницах газеты публикуются объявления о проведении богослужений в соборе св. блгв. кн. Александра невского, работе воскресной школы и других миссионерских благотворительных организаций. Газета черно-белая. Листы формата А4 по 30-50 листов. Газету можно скачать в формате PDF на сайте собора Алекандра невского в г. новосибирске. при необходимости газету можно распечатать самостоятельно. «статьи этой газеты — как подсказки о решении многих жизненных проблем ситуаций, например, о выборе спутника жизни. они подробно рассказывают о возможностях миссионерского служения для православного христианина, о полезных фильмах, конференциях, днях трезвости, миссионерской деятельности полезных мероприятиях в исправительных колониях» (респондент «мон. серафима»).
5. журнал «душа — встреча с господом» — черно-белый журнал с цветной обложкой. распространяется бесплатно. представляет собой сборник православных статей из различных интернет-источников, где большинство статей являются частными мнениями авторов. «на днях видела в своём храме номера журнала «душа», небольшого, не слишком толстого. оказалось, издаётся в новосибирске уже 16 лет. показался интересным», — говорит респондент «соня фогман». «позиция журнала «душа» в большинстве статей совпадает с моей жизненной позицией. некоторые не понравились, какие, не помню. где кого-то критиковали, наверное» («ольга-врач»).
6. в карасукской епархии издаётся газета «наша епархия». газета имеет цветную обложку и иллюстрации ( фотографии в журнале имеют плохое качество, отсутствует обработка в фоторедакторах. в основном проблема баланса светов и теней). в газете публикуются новости митрополии и епархии, интервью с духовенством и информация о православных праздниках и фотоальбомы епархии. издается за счет средств добровольных пожертвований прихожан и карасукской епархии.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ИЗДАНИЙ
современные российские православные сми находятся в кризисной ситуации. и кризис этот, скорее, интеллектуальный, нежели ресурсный или производственный.
темы, обсуждаемые в православных изданиях, оказываются недостаточно раскрытыми/ раскрытыми не в том ракурсе, слишком примитивными и неинтересными или изложены непонятным для обывателя
2 «православный миссионер» [электронный ресурс] // собор во имя святого благоверного князя Александра невского [сайт ]. URL: https:// ansobor.ru/library.php?book=16 (Время обращения 01.01.2023).
языком. И, таким образом, не раскрывают в достаточно мере полноту православия.
К тому же требуется достаточная степень воцерковленности для понимания многих тем, затрагиваемых в данных изданиях.
Для некоторых читателей статьи, публикуемые в православных изданиях, оказываются сложными для понимания или могут вызывать несогласие с точкой зрения автора.
По мнению священника, несогласные и спорливые были и будут всегда, «.главное издавать православные издания, а там Господь усмотрит, кого привести к Себе» (респондент «Отец Михаил К.»).
Бывает, что темы статей могут повторяться и казаться надоевшими, что создает впечатление недостаточности информации и инфоповодов в православной среде.
Современному читателю уже неинтересно слышать про открытия новых храмов и крестные ходы, а конфликты и драки прочие подобные вещи освещать не стоит — отсюда возникает пустота. «Не хватает современных острых публикаций на злобу дня» («Отец Михаил К.»).
однако, по словам священника, в православии всегда есть о чем проповедовать. Информации всегда хватает, чтобы об этом говорить. Поэтому нужно отметить, что существует не столько проблема нехватки информации, сколько проблема неумения её преподнести.
Отсутствует кодекс профессиональной этики православного журналиста и Союза православных журналистов: у начинающих православных СМИ существует проблема с содержанием разного рода публикаций.
Важна и техническая составляющая, так как медийные форматы каждый год обновляются и способы произведения контента тоже изменяются.
Современные читатели отдают большее предпочтение интернет-изданиям, чем их печатным версиям. на данный момент остаётся актуальной проблема некачественной организации сайтов православных изданий.
Основной причиной низкого качества православных изданий является недостаточный бюджет (в основном это добровольные пожертвования читателей), непрофессионализм сотрудников и некомпетентность редакций в духовных вопросах.
Также проблемой большинства православных изданий является оформление. Т.к. православная этика не допускает использовать яркие гламурные образы, от издательств требуются дополнительные усилия для поиска подходящих визуальных решений.
К проблемам иллюстраций относится и специфика фотографий в храме. Как правило, это недостаточная освещённость, из-за которой фотокамера теряет фокус (требуется специальная фото и видео техника, но это уже вопрос технического и финансового обеспечения издания), ограниченность движений и поиска ракурса, если речь идет о съемках богослужений.
По мнению одного из священников, для человека, живущего духовной жизнью, внешний вид издания не должен иметь значения, потому что первые православные издания были крайне непривлекательного вида, но при этом имели ценность для православных читателей. По мнению же другого священника, недостатки православных изданий могут оттолкнуть от православия, показав его примитивным и отстающим от современных реалий (респондент «Отец Михаил П.»).
«Также можно оттолкнуть людей от православия, если читатели заподозрят нечестность, лживость, грубость в политике издания, если увидят двойные стандарты редакторов и авторов публикаций», — (респондент «наталья николаевна»). «Или призывы к антиправительственным акциям и митингам», — (респондент «Соня Фогман»).
В настоящее время имеется множество возможностей для реализации разнообразных дизайнов оформления изданий. Существуют как профессиональные, так и любительские программы верстки, способные помочь разработать стиль любого оформления газеты или журнала. Поэтому плохо оформленные издания — это скорее небрежение в работе, чем проблемы технического обеспечения. И неуважительное отношение к читателю, что сказывается на читательском спросе издания.
каким должен быть внешний вид издания, по мнению читателей?
Издания должны быть удобными для читателя.
По мнению священника, наиболее удобным для читателей мог бы быть журнал формата А4, отпечатанный на атласной бумаге (респондент «Отец Михаил П.»).
«Я не задумывалась о дизайне. Но глянцевым и дорогим точно не должен быть», — (респондент «Ольга-врач»).
«Спокойным и тихим, как проповедь старца», — (респондент «Павел Лялин»).
«Дизайн должен отличаться от светских изданий. Но быть современным и ярким, чтобы визуально привлекать читателя», — (респондент «Наталья Николаевна»).
«Дизайн православного издания должен соответствовать нормам православной культуры. Но он не должен быть серым, унылым и скучным. Православие — это не про унылость и безвкусие. Свежесть, креативность и оригинальность без пошлости и вульгаризмов — то, что вполне возможно совместить при наличии современных технологий и развитии дизайнерских направлений», — (респондент «Светлана Даниелова»).
«Религиозная журналистика могла бы быть острой, социальной, дискуссионной, интересной широкому кругу читателей. Для этого необходимо создать подходящие условия для работы журналистов. Этому может в большой степени поспособствовать создание профессионального союза православных журналистов, а также привлечение православных блогеров, использование всех современных методов коммуникации, включая обратную связь, публикацию острых материалов на духовно-нравственные темы и рассмотрение светских тем через призму веры», — (респондент «Отец Михаил К.»).
«Чаще «выходить в народ», — (респондент «Отец Михаил П.»).
На данный момент православные издания значительно уступают по тиражу светским газетам и журналам. К примеру, средний ежемесячный тираж Vogue (журнал о моде) 100-150 тысяч экземпляров»; тираж газеты «Коммерсант» 61 000 экземпляров; тираж газеты «Комсомольская правда» 165 тыс. экз. (ежедневный выпуск); Тираж журнала «Фома» 25 тыс. экземпляров; тираж журнала «Душа» 40 тыс. экземпляров (бесплатное издание); тираж журнала « Славянка» 20 тыс. экземпляров.
По мнению одного из священников, это в большей степени связано с недостаточной воцерковлен-ностью населения в целом и с тем, что вопросам веры в нашем мире всегда уделяется меньше внимания (респондент «Отец Михаил К.»).
Среди православных нередко встречается мнение что современные технические средства, такие, как компьютер, интернет, телефон, пагубно влияют на духовную жизнь. Православные родители могут ограничивать своих детей в использовании данных средств. В то время, как блогерство распространено среди молодежи, православная сфера в этом направлении отстает.
часто оказывается, что православная молодежь имеет затруднения при использовании различных технических средств, и это тоже может быть причиной значительного отставания православной журналистики от светской и распространения православия в соцсетях.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Гостева И. В. Динамика лингвокультурного поля «духовность» в русской языковой картине мира (1981-2008 гг.) : дис. ... канд. филол. наук / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2009. 238 с.
2. Солганик Г. Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики. — М., 2005. — С. 14-29. «Православный миссионер» [Электронный ресурс] // Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского [Сайт ]. URL: https://ansobor. ru/library.php?book=16 (Время обращения 01.01.2023).
Библия книга «Исход» ст 21:17К Ефесянам послание ап. Павла, Глава 6 ст 1, 4
REFERENCES
1. Gosteva I. V. Dinamika lingvokul'tarnogo polia «dukhovnost'» v russkoi iazykovoi kartine mira (19812008 gg.) : dis. ... kand. filol. nauk / CHeliab. gos. ped. un-t. CHeliabinsk, 2009. 238 p.
2. «Pravoslavnyi missioner» [Elektronnyi resurs] // Sobor vo imia sviatogo blagovernogo kniazia Aleksandra Nevskogo [Sait ]. URL: https://ansobor.ru/library.php?book=16 (Vremia obrashcheniia 01.01.2023).