Научная статья на тему 'ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ МОЛОДЕЖНОГО ЧТЕНИЯ'

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ МОЛОДЕЖНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
читательская практика / читательские интересы / студенчество / молодежное чтение / популярность чтения / печатные и электронные книги / аудиокниги / литературные жанры / авторы литературных произведений / reading practice / reading interests / students / youth reading / popularity of reading / printed and electronic books / audiobooks / literary genres / authors of literary works Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мурашова Наталья Сергеевна

Статья посвящена такому аспекту читательской практики, как читательские интересы и предпочтения студентов. Ее цель – выявить способы чтения, читательский репертуар и определить место чтения в структуре студенческого досуга. Материалом исследования послужили данные, полученные в ходе анкетирования и бесед со студентами 1–3 курсов направлений подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» и «Социально-культурная деятельность» Новосибирского государственного педагогического университета. Затем эти данные были сопоставлены с опубликованными результатами аналогичных исследований на базе российских вузов за последние 10 лет, что позволило определить тенденции, характерные для читательской практики современного российского студенчества в целом, и выявить некоторые особенности, присущие исследуемой фокус-группе. В контексте общероссийской практики прослеживается тенденция все более активного вовлечения чтения в досуговую практику молодежи. Трансформационные процессы в современном чтении, главным образом, обусловлены распространением электронных форматов чтения. Доминирование массовой литературы и ограниченного числа жанров в последнее 5-летие сменилось выраженным жанровым разнообразием произведений как массовой, так и элитарной литературы. Самыми читаемыми в студенческой среде авторами являются М.А. Булгаков, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Э.М. Ремарк и Дж. Сэлинджер; далее следуют Дж. Роулинг, Дж. Остин, Э. Бронте, Дж. Оруэлл, О. Уайльд, М. Петросян и М.А. Шолохов. Среди студентов НГПУ вниманием также пользуется азиатская литература. Результаты исследования представляют интерес в изучении динамики читательской практики студенчества, отражающей общественные интересы и картину мира современной молодежи. Также они могут быть использованы в разработке программ популяризации чтения, нацеленных на формирование homo legens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мурашова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING INTERESTS OF STUDENTS OF NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF THE ALL-RUSSIAN PRACTICE OF YOUTH READING

The article is devoted to such an aspect of reading practice as reading interests and preferences of students. Its purpose is to identify ways of reading, the reader's repertoire and determine the place of reading in the structure of student leisure. The material of the study was the data obtained during the survey and interviews from students of 1–3 courses of the training areas "Library and Information Activities" and "Social and Cultural Activities" of the Novosibirsk State Pedagogical University. Then these data were compared with the published results of similar studies on the basis of Russian universities over the past 10 years, which made it possible to determine the trends characteristic of the reading practice of modern Russian students in general and to identify some of the features inherent in the focus group under study. In the context of all-Russian practice, there is a tendency to increasingly involve reading in the leisure activities of young people. Transformational processes in modern reading are mainly due to the spread of electronic reading formats. The dominance of mass literature and a limited number of genres in the last 5 years has been replaced by a pronounced genre diversity of works of both mass and elite literature. The most widely read authors among students are M.A. Bulgakov, F.M. Dostoevsky, L.N. Tolstoy, E.M. Remarque and J. Salinger; followed by J. Rowling, J. Austin, E. Bronte, J. Orwell, O. Wilde, M. Petrosyan and M.A. Sholokhov. Asian literature also enjoys attention among NSPU students. The results of the study are of interest in studying the dynamics of student reading practice, which reflects the public interests and worldview of today's youth. They can also be used in the development of reading promotion programs aimed at the formation of homo legens.

Текст научной работы на тему «ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ МОЛОДЕЖНОГО ЧТЕНИЯ»

© Мурашова, Н.С., 2023 УДК 028.5

DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-227-241

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ МОЛОДЕЖНОГО ЧТЕНИЯ

Н.С. Мурашова1

1 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, 630126, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена такому аспекту читательской практики, как читательские интересы и предпочтения студентов. Ее цель - выявить способы чтения, читательский репертуар и определить место чтения в структуре студенческого досуга. Материалом исследования послужили данные, полученные в ходе анкетирования и бесед со студентами 1-3 курсов направлений подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» и «Социально-культурная деятельность» Новосибирского государственного педагогического университета. Затем эти данные были сопоставлены с опубликованными результатами аналогичных исследований на базе российских вузов за последние 10 лет, что позволило определить тенденции, характерные для читательской практики современного российского студенчества в целом, и выявить некоторые особенности, присущие исследуемой фокус-группе. В контексте общероссийской практики прослеживается тенденция все более активного вовлечения чтения в досуговую практику молодежи. Трансформационные процессы в современном чтении, главным образом, обусловлены распространением электронных форматов чтения. Доминирование массовой литературы и ограниченного числа жанров в последнее 5-летие сменилось выраженным жанровым разнообразием произведений как массовой, так и элитарной литературы. Самыми читаемыми в студенческой среде авторами являются М.А. Булгаков, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Э.М. Ремарк и Дж. Сэлинджер; далее следуют Дж. Роулинг, Дж. Остин, Э. Бронте, Дж. Оруэлл, О. Уайльд, М. Петросян и М.А. Шолохов. Среди студентов НГПУ вниманием также пользуется азиатская литература. Результаты исследования представляют интерес в изучении динамики читательской практики студенчества, отражающей общественные интересы и картину мира современной молодежи. Также они могут быть использованы в разработке программ популяризации чтения, нацеленных на формирование homo legens.

Ключевые слова: читательская практика, читательские интересы, студенчество, молодежное чтение, популярность чтения, печатные и электронные книги, аудиокниги, литературные жанры, авторы литературных произведений

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Мурашова Н.С. Читательские интересы студентов Новосибирского государственного педагогического университета в контексте общероссийской практики молодежного чтения // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 227-241. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-227-241.

READING INTERESTS OF STUDENTS OF NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF THE ALL-RUSSIAN PRACTICE OF YOUTH READING

N.S. Murashova1

1 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, 630126, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to such an aspect of reading practice as reading interests and preferences of students. Its purpose is to identify ways of reading, the reader's repertoire and determine the place of reading in the structure of student leisure. The material of the study was the data obtained during the survey and interviews from students of 1-3 courses of the training areas "Library and Information Activities" and "Social and Cultural Activities" of the Novosibirsk State Pedagogical University. Then these data were compared with the published results of similar studies on the basis of Russian universities over the past 10 years, which made it possible to determine the trends characteristic of the reading practice of modern Russian students in general and to identify some of the features inherent in the focus group under study. In the context of all-Russian practice, there is a tendency to increasingly involve reading in the leisure activities of young people. Transformational processes in modern reading are mainly due to the spread of electronic reading formats. The dominance of mass literature and a limited number of genres in the last 5 years has been replaced by a pronounced genre diversity of works of both mass and elite literature. The most widely read authors among students are M.A. Bulgakov, F.M. Dostoevsky, L.N. Tolstoy, E.M. Remarque and J. Salinger; followed by J. Rowling, J. Austin, E. Bronte, J. Orwell, O. Wilde, M. Petrosyan and M.A. Sholokhov. Asian literature also enjoys attention among NSPU students. The results of the study are of interest in studying the dynamics of student reading practice, which reflects the public interests and worldview of today's youth. They can also be used in the development of reading promotion programs aimed at the formation of homo legens.

Keywords: reading practice, reading interests, students, youth reading, popularity of reading, printed and electronic books, audiobooks, literary genres, authors of literary works Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests. For citation: Murashova, N.S. (2023), "Reading interests of students of Novosibirsk State Pedagogical University in the context of the All-Russian practice of youth reading", Journal of Musical Science, vol. 11, no. 3, pp. 227-241. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-227-241.

Внимание к проблемам молодежного чтения обусловлено многими факторами, важнейшими из которых являются следующие. Во-первых, чтение играет заметную роль в формировании культурных ценностей и смыслов, оказывает воспитательное воздействие на молодого человека, определяющего свое место в мире. Оно участвует в развитии эстетических представлений, сопровождает духовно-нравственные искания подрастающего поколения. Во-вторых, чтение выступает важным коммуникационным каналом. С помощью книг устанавливаются связи с прошлым, что способствует укреплению традиционных смыслов, передаче накопленного социального опыта. Общий круг чтения помогает найти единомышленников среди сверстников и представителей других возрастных групп,

тем самым, устанавливается сообщество близких по духу и разделяемым ценностям людей. В-третьих, книга расширяет кругозор, повышает образовательный уровень читателя. Тяга к чтению, как правило, свидетельствует о развитых интеллектуальных запросах. В-четвертых, чтение является одним из способов интересного и познавательного проведения досуга, способствуя восстановлению ментальных и эмоциональных затрат, духовной гармонизации личности.

В то же время книга может выступать в роли не только хранителя, но и разрушителя исторической памяти и культурного наследия, что зависит уже от читательского репертуара и предпочтений читателя. Поэтому важно знать какие авторы привлекательны для молодых людей и соответственно какие идеи оказы-

вают формирующее воздействие на их картину мира.

По справедливому утверждению О.В. Моревой, «чтение является универсальным механизмом формирования духовной культуры личности в течение всей жизни» (2015, с. 273). Но наиболее выраженным формирующим потенциалом книга обладает в отношении подрастающего поколения. Поскольку чтение представляет собой особую социально-культурную практику, в его исследовании необходимо учитывать влияющие на него условия. Для молодых людей таковыми во многом выступают пространственно-средо-вые возможности (термин С.В. Кривых (2010, с. 14) образовательной организации, в которой они проводят большую часть времени. В этой связи в качестве объекта исследования были выбраны читательские интересы студентов - особой социальной группы, «которой свойственны такие черты, как переходность социального положения, освоение новых социальных ролей, связанных с изменением социального статуса» (Пименова О., 2018, с. 178). С помощью книги и чтения происходит адаптация молодых людей к новым пространственно-средовым условиям, интеграция в студенческий социум, субкультурная идентификация.

Обозначенные тенденции актуализируют необходимость изучения читательской практики студенческой молодежи, одним из компонентов которой выступают читательские потребности. Поскольку студенчество неоднородно по своему составу (молодые люди обучаются на разных направлениях подготовки, в различных регионах и т.д.), кар-

тина чтения российского студенчества складывается из совокупности отдельных читательских практик, изучением которых занимаются многие исследователи.

Интересы молодежи настолько быстро меняются, что для выявления их динамики достаточно обращаться к относительно краткосрочным периодам. Проанализировав публикации последнего 10-летия, мы выяснили, что в них затрагиваются весьма разнообразные аспекты студенческого чтения: включенность чтения в систему ценностных ориентаций и жизненных приоритетов молодежи (Епанчинцев Р., 2014; Зыховская Н., 2021; Исакина А., 2019; Каргаполова Е., 2022; Кустова М., 2019; Самохина М., 2012); чтение как особая социально-культурная практика (Гогиберидзе Г., 2019; Каргаполова Е., 2022; Пименова О., 2018); уровень читательской культуры студенчества и проблема качества чтения (Гогиберидзе Г., 2019); читательские интересы и потребности (Галушко Е., 2015; Гогиберидзе Г., 2019; Горячева О., 2022; Епанчинцев Р., 2014; Исакина А., 2019; Кустова М., 2019; Масляная О., 2020; Пушкина А., 2014; Самохина М., 2012; Филаткина Т., 2021; Филина О., 2017); факторы, влияющие на выбор книг для чтения (Зыховская Н., 2021; Пименова О., 2018); трансформации и динамика читательских стратегий (Зыховская Н., 2021; Каргаполова Е., 2022); способы популяризации чтения в студенческой среде (Горячева О., 2022; Пимено-ва О., 2018).

К наиболее востребованным относится проблема изучения читательских потребностей и предпочтений. Как правило, она исследуется по

следующим параметрам: тематика, жанр, период создания прочитанных произведений, их принадлежность определенной национальной литературе и автору. Основными методами выяснения читательских интересов студентов являются включенное наблюдение и опросы в форме беседы и анкетирования, а также анализ библиотечных запросов и страниц в социальных сетях, посвященных чтению, читательских форумов и рейтингов книг, опубликованных на интернет-сайтах (Пименова О., 2018). В тех исследованиях, которые опираются на анкетный сбор данных, выборка представлена достаточно камерным составом опрошенных. Чаще всего она обусловлена дифференцированным подходом, нацеленным на изучение читательских интересов студентов конкретного вуза и направления подготовки, что не исключает возможности дальнейшего сравнения полученных результатов и их сбора в общую мозаику читательских практик российского студенчества.

В продолжение наметившегося подхода целью нашей статьи явился анализ читательских интересов студентов-бакалавров 1-3 курсов двух направлений подготовки укрупненной группы «Культурология и социокультурные практики»: 51.03.03 «Библиотечно-информационная деятельность» и 51.03.06 «Социально-культурная деятельность», обучающихся в Новосибирском государственном педагогическом университете. Выбор именно этих студентов был обусловлен тем, что они сдавали ЕГЭ по литературе соответственно можно предположить их неравнодушие к книге. В настоящее время их объединяет образо-

вательное пространство структурного подразделения вуза (Института культуры и молодежной политики Новосибирского государственного педагогического университета), оказывающее определенное формирующее влияние через ряд общих учебных занятий и совместные вне-учебные события и мероприятия.

Кроме того, будущие библиотекари и организаторы досуга в дальнейшей профессиональной деятельности должны принимать участие в культурно-просветительных мероприятиях, развивать потребность в расширении читательского кругозора различных категорий населения, разрабатывать сценарии культурно-досуговых программ разного тематического содержания. Для успешного осуществления своих трудовых функций им необходимо уметь работать с книгой, разбираться в литературе и предлагать услуги и продукты, базирующиеся на качественной литературной основе.

Для определения приоритетов чтения использовались анкетирование и беседы со студентами. В исследовании приняли участие 64 обучающихся. Респондентам предлагалось ответить на 3 ключевых вопроса: читают ли они книги или слушают аудиокниги; какой вид книги (печатный, электронный или аудио) предпочитают, и какие 2-3 последние книги они прочли либо прослушали. Во время беседы задавались дополнительные вопросы, позволившие уточнить и расширить полученные вследствие анкетирования ответы. По итогам опросов удалось определить место чтения в жизни студентов, выяснить наиболее приемлемые способы чтения и самое главное читательский репертуар.

Прежде всего следует отметить, что опрошенные входят в группу Homo legens («человек читающий»). Из 64 респондентов только трое дали отрицательный ответ на вопрос «Читают ли они книги». Наиболее предпочтительными являются книги печатные (85 %). При этом выделяется группа читающих только печатные экземпляры (67 % от общего числа опрошенных и соответственно 78 % среди пользователей печатной продукцией); группа читателей, совмещающих печатный формат с электронным, составляет 0,04 % ; печатный с аудио - 0,07 %, наконец, универсалов, пользующихся всеми тремя форматами, среди респондентов оказалось также 0,07 %. Поклонниками электронных книг, не проявляющими интерес к другим форматам, являются 15 % опрошенных. Наименее востребованы аудио-книги: 15 % студентов совмещают прослушивание книг с чтением печатных и электронных текстов.

Приоритет печатной продукции в большой мере объясняется желанием вырваться из «цифрового плена». Гаджеты связаны с ежедневными бытовыми, учебными делами, а печатная книга переносит читателя из рутинных ситуаций в особую рекреационную среду досуга, отдыха от каждодневных проблем и восстановления духовных сил. Обращает внимание тот факт, что многие предпочитают не брать книги в библиотеке во временное пользование, а покупать их в магазинах, дающих возможность «потеряться» среди книжных полок, забыв о делах, погрузившись в особую атмосферу литературного мира. Собственные книги позволяют делать на их полях пометки, выделять от-

дельные фрагменты, оставлять на нужных страницах закладки. Кроме того, понравившимися книгами можно обмениваться с друзьями, а те книги, которые уже не нужны, могут быть оставлены в местах бук-кроссинга.

Наиболее интересны сведения о репертуаре чтения молодых людей, так как он отражает вкусы, духовные запросы, смысловые ценности поколения. Безусловным лидером является переводная англоязычная литература, среди которой на первом месте находится американская проза второй половины XX в. и первых десятилетий XXI в. Круг авторов чрезвычайно разнообразен. Здесь и ставшие уже классиками Р. Брэдбери, Дж. Сэлинджер, Д. Киз, Х. Ли и представители нового поколения Дж. Грин, Э. Сиболд, Дж. С. Фоер, Дж. Дэшнер, Э. Хар-мон, К. Сэйерс, Х. Блэк, В. Шваб, Ч. Паланик, Р. Липпинкотт. Самыми популярными американскими писателями являются Р. Брэдбери (в опросе упомянуты его повесть «Вино из одуванчиков», сборники рассказов «Лекарство от меланхолии» и «К западу от октября»), Д. Киз («Цветы для Элджернона» и «Таинственная история Билли Миллигана»). Несколько человек назвали недавно прочитанные романы Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и Дж.С. Фоера «Жутко громко и запредельно близко».

Читаемая студентами американская проза включает молодежную литературу, любовные романы, в том числе, о подростковых отношениях, научно-фантастические произведения, фэнтези, триллеры, романы-биографии, трансгрессивные тексты. В лидерах такие

жанры, как научная фантастика (Р. Брэдбери, Д. Филип, Ф. Герберт, Дж. Дэшнер) и фэнтези (Х. Блэк, Дж. Бром).

Желание прочитать американские романы нередко обусловлено выходом кинофильмов или сериалов по их мотивам. Как правило, они читаются уже после знакомства молодого человека с произведением кино- или телеиндустрии из желания сравнить сюжетные версии, трактовки поступков героев, уточнить отдельные содержательные моменты, наконец, продлить общение с персонажами за пределами экрана в иных коммуникационных обстоятельствах.

Не обойдены вниманием и произведения американских писателей 1920-х гг.: романы «Великий Гэтс-би» Ф.С. Фицджеральда, «Мартин Иден» Дж. Лондона и сочинения Г.Ф. Лавкрафта - весьма популярный у студентов рассказ-хоррор «Зов Ктухлу» и статья «Сверхъестественный ужас в литературе», посвященная эволюции данного жанра.

Ненамного отстает от американской британская литература. Из произведений рубежа Х1Х-ХХ вв. студенты чаще всего читают «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, также были названы пьеса Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и фантастическое произведение У.Х. Ходжсона «Ночная земля».

Современная британская проза второй половины ХХ-ХХ1 вв. в большей степени определяет читательские предпочтения студенческой молодежи в сравнении с литературой предшествующего периода. Это триллеры А. Хейли, Б. Пэрис, А. Михаэлидиса; фантастические истории, созданные Т. Прат-

четт, Н. Гейманом, Дж. Толкином и Дж. Роулинг. Помимо не теряющего популярности «Гарри Потте-ра» в поле зрения студентов попал криминальный роман Дж. Роулинг, изданный под псевдонимом Роберта Гэлберта «Зов кукушки». Отмечены вниманием читателей и романы-антиутопии: «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса и особенно «1984» Дж. Оруэлла, прочитанный несколькими нашими респондентами.

Среди других европейских авторов вызывают интерес немецкие писатели. Главным фаворитом немецкой литературы стал Э.М. Ремарк. Чаще всего студенты читают его романы «Время жить и время умирать», «На западном фронте без перемен». Были упомянуты и такие авторы Германии, как П. Зюскинд, К. Хенн и 30-летняя писательница из Гамбурга М. Кастен, успешно работающая в жанре молодежной прозы.

Из французской литературы опрашиваемые читатели проявили внимание к философской прозе Ж.П. Сартра (роман «Тошнота») и к триллеру «Лес мертвецов» Ж.-К. Гранже. В завершении представления современных европейских книг в репертуаре читающих студентов укажем шведского мастера детектива Ф. Бакмана, польских писателей-фантастов С. Лема и А. Сапковского.

Многие молодые читатели обращаются к классическому европейскому наследию. Самым востребованным произведением этой группы стала пьеса «Гамлет» У. Шекспира. Далее по популярности следуют романтические романы Дж. Остин «Гордость и предубеждение» и Э. Бронте «Грозовой перевал». Ну и, наконец, в круг чтения

попали романы В. Гюго «Собор парижской Богоматери» и «Превращение» Ф. Кафки.

Большим признанием у молодежи пользуется современная азиатская литература, репрезентированная японскими и чуть в меньшей степени китайскими авторами. Среди представителей Японии лидирует Юкио Мисима произведениями ЛГБТ-тематики «Исповедь маски» и «Запретные цвета». Популярными оказались японские манги, рассчитанные на юношескую аудиторию: «Три дня счастья» Сугару Миаки, «Последнее путешествие девочек» Цукумидзу, «Реинкарнация безработного» Рифудзина на Магонотэ.

Из китайской литературы студенческой молодежи нравятся произведения в жанре сянься - национального фэнтези на основе традиционной китайской культуры. В качестве примера можно указать «Благословение небожителей» Мосян Тунсю, заинтересовавшего нескольких респондентов. В круг чтения вошла еще одна китайская манга - БЬ-новелла «Хаски и его учитель белый кот», изданная под псевдонимом Жоубау Бучи Жоу.

Азиатская литература привлекает молодых читателей своей самобытностью и оригинальностью. В круг чтения не включены произведения авторов, ориентированных на европейскую культуру. Вызывают интерес сюжеты, связанные с национальными мифами и легендами, героями из мира боевых искусств. Еще одна область, представленная японскими и китайскими авторами, -это гей-литература.

Завершают список иностранных произведений, вошедших в круг чтения студентов, романы бразиль-

ского автора П. Коэльо «Алхимик» и австралийской писательницы К. Маккалоу «Поющие в терновнике».

Даже беглый обзор зарубежной литературы, прочитанной студентами за последнее время, впечатляет разнообразием авторов и жанров. Очевидны предпочтения современных книг, заметно влияние кино-и телеиндустрии на формирование читательского репертуара. Интересуют молодых людей проблемы социального устройства общества, взаимодействия человека с социумом, взросления подрастающей личности, любовных перипетий. Востребован фантастический жанр в самом разном своем проявлении: сказочно-мифологическом (фэнтези), футу-рологическом (об «умирающей земле»), социальном (антиутопии).

Русская литература по количеству прочитанных произведений явно уступает и американской, и европейской. Но она также не обойдена вниманием читателей-студентов, будучи представлена произведениями отечественной, в том числе советской классики, а также современной российской и русскоязычной прозой.

В читательской практике студентов заметен интерес к произведениям Ф.М. Достоевского (в ответах назывались его романы «Униженные и оскорбленные», «Братья Карамазовы», «Бесы»), Л.Н. Толстого (из недавно прочитанных респонденты отметили «Войну и мир», «Анну Каренину», «Детство. Отрочество. Юность»), Н.В. Гоголя (были упомянуты такие его произведения, как «Тарас Бульба» и «Мертвые души»), И.С. Тургенева как автора повести «Первая любовь». Среди фаворитов

оказались М.А. Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита», а также рассказ «Морфий», и М.А. Шолохов, автор романа «Тихий Дон».

Востребованными у читающих студентов стали фантастическая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» и эмигрантский роман Э. Лимонова «Это я, Эдич-ка». Современная российская литература представлена рассказами Макса Фрая, оказавшимся, точнее оказавшейся самым читаемым автором. В список также включены В. Пелевин и его третий роман «Чапаев и пустота», А. Иванов и его так называемый роман воспитания «Географ глобус пропил», интерес к которому был подогрет одноименным фильмом, автор молодежных романов Ника Светлая, работающая в жанре фэнтези М. Семенова, создатель произведений ЛГБТ-темати-ки Микита Франко. Наконец, одним из лидеров чтения студентов стал роман пишущей на русском языке армянской писательницы из Еревана М. Петросян «Дом, в котором».

Следует заметить, что респонденты в своих ответах не упомянули ни одного поэтического произведения. Из художественной прозы в основном читаются романы, малые формы хоть и встречаются, но достаточно редко.

Наряду с художественной литературой в круг чтения довольно активно включены книги по популярной психологии. В основном они представлены американскими авторами: Э. Берном, М. Маком, Р. Чал-дини, Дж. Рапсоном, К. Инглишем, К. Хорни, Дж. Греем, Д. Бернсом, Л. Готтлиб, Х. Фишер, Х. Анделин, Р. Холлис, Дж. Синсеро. Также в читательский обиход вошли книги

японского автора Тацунари Иоты, австралийских авторов Аллана и Барбары Пиз и российского психолога М.А. Лабковского. Обзор востребованных из этой группы книг позволяет определить в качестве наиболее привлекательных для молодых людей темы: отношения между мужчиной и женщиной, выстраивание коммуникаций в различных жизненных обстоятельствах, природа конфликтов, саморазвитие и самомотивация, достижение успеха и уверенности в себе, пути обретения счастья и т.п.

В завершении представления читательского репертуара упомянем те книги, которые пользуются наиболее активным спросом, поскольку их указали в своих ответах несколько респондентов. Произведения-фавориты имеются в самых разных жанрах и национальных литературных традициях.

Среди книг из серии «Популярная психология» лидируют два издания: М. Мэнсон «Тонкое искусство пофигизма» и О. Примаченко «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя». В число бестселлеров попало и научно-популярное издание израильского автора Ю.Н. Харари «Sapiens: Краткая история человечества». Самыми читаемыми произведениями русской литературы являются романы «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, расска-зы-фэнтези Макса Фрая, а также книга М. Петросян «Дом, в котором». Из английской литературы наиболее востребованные произведения - пьеса «Гамлет» У. Шекспира, романы «Гордость и предубеждение» Дж. Остин, «Грозовой пере-

вал» Э. Бронте, «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, антиутопия «1984» Дж. Оруэлла. Популярные произведения американской литературы -это рассказ-хоррор «Зов Ктулху» Г.Ф. Лавкрафта, романы «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера и «Жутко громко и запредельно близко» Дж.С. Фоера. В число часто читаемых попал роман «Время жить и время умирать» немецкого писателя Э.М. Ремарка, китайская сянься Мосян Тунсю «Благословение небожителей».

Выявив приоритеты в чтении наших студентов на основе данных конца 2022 и начала 2023 гг., мы решили сопоставить их с аналогичными сведениями, полученными от студентов других вузов и специальностей / направлений подготовки за период 2012-2022 гг. Сравнение осуществлено на основе следующих показателей:

- популярность чтения в студенческой среде;

- преобладающие форматы книги (печатная, электронная, аудио);

- востребованность литературных жанров;

- круг авторов.

По поводу популярности чтения в студенческой среде. В исследованиях 8-10-летней давности констатировалось «снижение позиций чтения в рейтинге досуговых форм» (Самохина М., 2012), низкий процент читающих (Галушко Е., 2015). Результаты последнего 5-летия свидетельствуют об обратных процессах. Так, О.И. Пименова и В.А. Хакимова на основе социологических опросов 130 студентов разных специальностей и направлений подготовки Уральского федераль-

ного университета пришли к выводу об ошибочности представлений о снижении уровня чтения и читательской культуры среди студентов, справедливо заметив, что «чтение как социокультурный процесс потребления информации в результате давления объективных факторов трансформируется, то есть приобретает новые формы» (Пименова О., 2018, с. 188).

Схожее мнение высказывает и Г.М. Гогиберидзе, опираясь на данные, полученные в результате исследования читательской практики московских старшеклассников и студентов: «Ныне правомерно говорить не об углублении кризиса читательской культуры, а о формировании качественно новых тенденций в развитии читательских интересов и предпочтений российской молодежи <...> В современной России появился молодой читатель с разнообразными потребностями и предпочтениями <...> Этот процесс, протекавший долгое время в латентной форме, в последние годы стал более очевидным» (2019, с. 66).

Е.В. Каргаполова, Ю.А. Давыдова, В.В. Дьякова и М.А. Симонен-ко, основываясь на результатах изучения чтения студентов Москвы, Астрахани и Волгограда, обращают внимание на следующее обстоятельство: «частота читательских практик снижается по мере уменьшения численности жителей населенного пункта - больше всего читают в Москве, реже в провинции» (2022, с. 259). В подтверждение данного наблюдения приведем мнение О.Н. Горячевой и Г.М. Полькиной, которые на основе исследования, проведенного в прошлом году в Набережных Челнах, отмечают сниже-

ние интереса к чтению и читательской активности (2022), в то время как в больших городах наблюдаются обратные процессы.

Конечно, результаты отличаются в зависимости от региона, вуза, специальности и направления подготовки. В целом же прослеживается тенденция все более активного вовлечения чтения в досуговую практику молодежи, что находит подтверждение и в данных Всероссийского центра изучения общественного мнения, согласно которым «молодежь читает больше других возрастных групп несмотря на то, что количество прочитанных книг существенно меньше, чем несколько десятилетий назад» (Каргаполова Е., 2022, с. 261). Однако в сравнении с поколением своих родителей молодые люди стали читать больше.

Когда исследователи отмечают трансформационные процессы в современном чтении, в первую очередь, они имеют в виду распространение «электронных читательских ресурсов и электронных книг» (Пименова О., 2018, с. 188). Если обратиться к данным последнего 10-летия о преобладающих форматах книг, используемых во время чтения, то результаты оказываются неоднозначными. Одни авторы (Горячева О., 2022; Самохина М., 2012; Филаткина Т., 2021) отмечают приоритеты электронных текстов. Другие (Галушко Е., 2015; Каргаполо-ва Е., 2022) указывают явное предпочтение бумажной книге перед электронной. Данные нашего исследования соответствуют последнему утверждению.

О.Н. Пименова и В.А. Хакимо-ва считают, что приоритет в выборе формата книг зависит от специ-

ализации обучающихся: «Студенты технических, естественно-научных специальностей чаще, чем студенты гуманитарного направления, предпочитают электронную книгу печатной» (2018, с. 185). В дальнейшем, по их мнению, «чтение с электронных носителей все же займет лидирующие позиции... в студенческой среде» (Пименова О., 2018, с. 186). На наш взгляд, такие выводы спорны, многие исследования пока не позволяют делать подобные прогнозы и свидетельствуют скорее об обратных тенденциях.

Неоднозначными являются утверждения и в отношении аудиокниг. Данные исследований О.Н. Пиме-новой и В.А. Хакимовой (2018), а также результаты нашего опроса свидетельствуют о том, что аудио-книги относятся к наименее востребованным форматам. В то же время Т.М. Филаткина констатирует преимущественное внимание студентов 1-2 курсов из Мордовии к онлайн-и аудиокнигам (2021). Но приведенные ее результаты скорее являются исключением на общем фоне.

Среди востребованных литературных жанров у студентов различных вузов можно выделить как общие приоритеты, так и специфические предпочтения. В качестве жанров-фаворитов отмечаются фэнтези, фантастика, детективы; к числу достаточно распространенных также относятся любовные, приключенческие, исторические романы (Исаки-на А., 2019; Каргаполова Е., 2022; Кустова М., 2019; Масляная О., 2020; Самохина М., 2012; Филина О., 2017). Исследования 8-10-летней давности в качестве выраженной тенденции постулируют доминирование массовой литературы и ограничен-

ный состав жанров (Самохина М., 2012). Данные более поздних изысканий, напротив, указывают на жанровое разнообразие и наличие в читательских практиках студентов произведений как массовой, так и элитарной литературы. При этом, конечно, следует подчеркнуть, что подобные выводы чаще всего приводятся в отношении студентов-филологов (Масляная О., 2020; Самохина М., 2012) и, добавим от себя, распространяются они на обучающихся культуроведческих направлений.

Большинство исследователей констатируют отсутствие внимания студентов к чтению поэтических произведений, что также соответствует нашим данным. Исключением выглядят только сведения М.В. Кустовой о студентах Челябинского института культуры, среди которых замечено увлечение поэзией (2019).

Т.М. Филаткина отмечает «интерес молодежи к литературе психологического, психоаналитического, мотивационного содержания», а также к изданиям, «по мотивам которых сняты кинофильмы» (2021). Результаты нашего исследования в полной мере подтверждают эти тенденции.

В прошлом осталось внимание к иллюстрированным журналам, о чем свидетельствовали наблюдения 10-летней давности (Самохина М., 2012).

И, наконец, рассмотрим круг авторов, привлекательных для современного студенчества. Отметим, в первую очередь, тех из них, которые вызывают наибольший интерес у представителей разных студенческих сообществ, включая обучаю-

щихся Новосибирского педагогического университета. Для начала мы выявили самых упоминаемых литераторов в различных исследованиях, затем сравнили полученные данные между собой и сопоставили их с итогами собственного мониторинга. В результате абсолютными фаворитами являются следующие писатели: М.А. Булгаков, Ф.М. Достоевский и Э.М. Ремарк (каждый упомянут, помимо нашего, еще в 8 исследованиях (Гогиберидзе Г., 2019; Епанчинцев Р., 2014; Исакина А., 2019; Каргаполова Е., 2022; Кустова М., 2019; Масляная О., 2020; Пушкина А., 2014; Филаткина Т., 2021), Л.Н. Толстой (в 6 исследованиях: (Гогиберидзе Г., 2019; Епанчинцев Р., 2014; Исакина А., 2019; Каргаполова Е., 2022; Кустова М., 2019; Пушкина А., 2014)), Дж. Сэлинджер (в 5 исследованиях: Галушко Е., 2015; Гогиберидзе Г., 2019; Кустова М., 2019; Пушкина А., 2014; Филаткина Т., 2021)). Далее следуют отмеченные в 4 исследованиях Дж. Роулинг (Гогибе-ридзе Г., 2019; Исакина А., 2019; Кустова М., 2019; Филаткина Т., 2021) и Дж. Остин (Гогиберидзе Г., 2019; Каргаполова Е., 2022; Кусто-ва М., 2019; Филаткина Т., 2021). Фигурируют как популярные в 3 исследованиях Э. Бронте (Исакина А., 2019; Каргаполова Е., 2022; Кустова М., 2019), Дж. Оруэлл (Гогиберидзе Г., 2019; Епанчинцев Р., 2014; Кустова М., 2019), М. Петросян (Гогиберидзе Г., 2019; Исаки-на А., 2019; Филаткина Т., 2021), О. Уайльд (Исакина А., 2019; Кар-гаполова Е., 2022; Филаткина Т., 2021), М. Шолохов (Гогиберидзе Г., 2019; Епанчинцев Р., 2014; Исаки-на А., 2019).

Конечно, названные имена не исчерпывают весь перечень любимых писателей. Нам важно было определить, насколько приоритеты наших студентов совпадают с читательскими предпочтениями российского студенчества из других регионов, а также учесть особенности и интересы обучающихся НГПУ для выстраивания дальнейшей стратегии развития культуры чтения, являющейся значимой составляющей в формировании универсальных и профессиональных компетенций будущих специалистов библиотечной и социально-культурной сфер.

Изложенные в статье данные могут быть использованы в изучении динамики читательской практики студенчества как особой категории читателей, отличающейся наибольшей мобильностью, активностью, увлеченностью модными тенденциями. И в этой связи обращает внимание не только интерес молодежи к современным произведениям, но и приверженность классическим авторам, а также жанровое и национальное разнообразие читаемой литературы.

Необходимо подчеркнуть, что в результате исследования получены представления о читательской практике студентов как популярном способе их рекреационно-досугового времяпрепровождения, переоценить потенциал которого едва ли возможно. Именно в часы досуга происходят значимые с точки зрения духовно-нравственного развития события, оказывающие формирующее влияние на молодого человека. Наполнение свободного времени чтением, конечно, важно. Но не менее важно содержание чтения. Оно является процессом, который подвер-

гается трансформациям. Поэтому читательские интересы студенчества необходимо мониторировать на постоянной основе, чтобы выявлять тенденции и отслеживать динамику их изменений. В этой связи, надеемся, приведенные сведения смогут заинтересовать исследователей, занимающихся изучением общественных интересов, картины мира современной молодежи, диагностированием духовного состояния общества, прогнозированием дальнейших векторов культурного развития нашей страны.

Желательно, чтобы собранные таким образом данные использовались в разработке программ популяризации чтения и повышения его качества, нацеленных на формирование человека читающего, в составлении которых должны принимать совместное участие библиотекари, книгоиздатели, преподаватели высшей школы, сотрудники молодежных центров. Их совместные усилия будут способствовать формированию культурной среды, развивающей интеллектуальные запросы молодежи, расширяющей кругозор, воспитывающей духовно-нравственные ценности через продвижение высокохудожественной литературы и популяризацию чтения.

Особенно хотелось бы выделить роль вузовских библиотек в этом процессе. В последнее время их основной задачей является кни-гообеспечение учебного процесса, представляющее очень важное направление деятельности. Но, помимо этого, библиотека образовательной организации должна принимать более активное участие в развитии читательской культуры и включать в свою практику мероприятия, на-

целенные на популяризацию художественной литературы, предлагая при этом интересные современные форматы продвижения книги.

Исследовать читательские практики необходимо разными методами: анализировать читательские запросы в библиотеках, монитори-ровать интернет-ресурсы, наряду с большими социологическими исследованиями обязательно проводить опросы фокус-групп, причем не только путем стандартизирован-

ЛИТЕРАТУРА

Галушко Е.Ф. Штрихи к портрету современного читателя // Поволжский педагогический поиск. 2015. № 4. С. 30-33.

Гогиберидзе Г.М. Исследование динамики читательской культуры современной российской молодежи // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2019. №. 3. С. 65-72.

Горячева О.Н., Полькина Г.М. Кризис читательских интересов молодежи // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 2. С. 210-213.

Епанчинцев Р.В. Читательские интересы студентов филологического факультета СВГУ // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2014. № 21. С. 24-29.

Зыховская Н.Л. Культура чтения в цифровой коммуникации // Исторические трансформации культуры: Концепты, смыслы, практики: Материалы Междунар. науч. конф. (XVI Колосницынские чтения). Екатеринбург, 2021. С. 378-382.

Исакина А.Г. Читательская культура современных студентов-филологов: Интересы, приоритеты, проекты // Магистр - науке и образованию: Актуальные проблемы современного литературного образования: Материалы V Всерос. науч. видеоконф. с меж-дунар. участием. М., 2019. С. 19-25.

Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А., Дьякова В.В., Симоненко М.А. Динамика читательских практик современного российского студенчества: Социологический анализ // Экономические и социальные перемены: Факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15, № 1. С. 258-275.

ного анкетирования, но и в виде бесед, неформальный характер которых позволит получить ответы на многие «почему» и, тем самым, лучше понять читательские интересы и особенности читательской практики студентов. Именно совокупность ответов из разных источников позволит получить общее представление о состоянии читательской культуры российского студенчества в определенный период времени.

REFERENCES

Epanchintsev, R.V. (2014), "Reading interests of students of the Faculty of Philology of the Northeastern State University", Vestnik Severo-Vostochnogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Northeastern State University], no. 21, pp. 24-29. (in Russ.)

Filatkina, T.M. (2021), "Reading interests of modern youth of Mordovia", Ogarev-Online [Ogarev-Online], no. 11, Available at https:// cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-interesy-sovremennoy-molodezhi-mordovii/ viewer (Accessed 29 April 2023). (in Russ.)

Filina, O.L. (2017), "Design as a means of forming a student reading environment", Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technologies and society], vol. 20, no. 3, pp. 422-429. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Galushko, E.F. (2015), "Touches to the portrait of a modern reader", Povolzhskii pedagogicheskii poisk [Volga Pedagogical Search], no. 4, pp. 30-33. (in Russ.)

Gogiberidze, G.M. (2019), "The study of the dynamics of the reading culture of modern Russian youth", Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Philosophical Sciences], no. 3, pp. 65-72. (in Russ.)

Goryacheva, O.N., Pol'kina, G.M. (2022), "The crisis of young people's reading interests", Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Right], no. № 2, pp. 210-213. (in Russ.)

Isakina, A.G. (2019), "The reading culture of modern students of philology: interests, priorities, projects", Magistr -

Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 2-1. С. 14-18.

Кустова М.В. Картина чтения современного студента: По результатам социологического исследования чтения студентов факультета документальных коммуникаций и туризма Челябинского государственного института культуры // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (30 окт. 2019 г.). Краснодар, 2019. С. 25-32.

Масляная О.В., Скворцова А.Б. Состояние и закономерности читательских интересов студентов филологического факультета // Педагогика и психология современного образования: Теория и практика: Материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского» (5-6 марта 2020 г.). Ярославль, 2020. Ч. 2. С. 211-217.

Морева О.В. Читательские интересы уральской молодежи в 1910-х гг. // Человек в условиях модернизации XVIII-XX вв.: Сб. науч. ст. Екатеринбург, 2015. С. 272279.

Пименова О.И., Хакимова В.А. Читательские практики студенческой молодежи г. Екатеринбурга //Дискурс. Социологические науки. 2018.№ 5. С. 176-190.

Пушкина А.В. Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи // Социальная психология и общество. 2014. № 2. С. 152-157.

Самохина М.М. Молодой пользователь в библиотеке: По результатам межрегионального социологического исследования // Социолог и психолог в библиотеке. М., 2012. Вып. 8. С. 32-33.

Филаткина Т.М. Читательские интересы современной молодежи Мордовии // Огарёв-Online. 2021. № 11. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-interesy-sovremennoy-molodezhi-mordovii/ viewer (дата обращения: 29.04.2023).

Филина О.Л. Проектирование как средство формирования читательской среды студентов // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20, № 3. С. 422-429.

nauke i obrazovaniyu: Aktual'nye problemy sovremennogo literaturnogo obrazovaniya [Master's Degree in Science and Education: actual problems of modern literary education], Moscow, pp. 19-25. (in Russ.)

Kargapolova, E.V., Davydova, Yu.A., D'ya-kova, V.V., Simonenko, M.A. (2022), "Dynamics of reading practices of modern Russian students: a sociological analysis", Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: Fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], vol. 15, no.1, pp. 258-275. (in Russ.)

Krivykh, S.V. (2010), "Correlation of the concepts of «environment» and «space» in socio-cultural and educational aspects", Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Altai State University], no. 2-1, pp. 14-18. (in Russ.)

Kustova, M.V. (2019), "The reading picture of a modern student: according to the results of a sociological study of the reading of students of the Faculty of Documentary Communications and Tourism of the Chelyabinsk State Institute of Culture", Innovatsionnye protsessy v informatsionno-kommunikatsionnoi sfere [Innovative processes in the information and communication sphere], Krasnodar, pp. 2532. (in Russ.)

Maslyanaya, O.V., Skvortsova, A.B. (2020), "The state and patterns of reading interests of students of the Faculty of Philology", Pedagogika i psikhologiya sovremennogo obrazovaniya: teoriya i praktika [Pedagogy and psychology of modern education: theory and practice], Yaroslavl, pp. 211-217. (in Russ.)

Moreva, O.V. (2015), "The reading interests of the Ural youth in the 1910s", Chelovek v usloviyakh modernizatsii XVIII-XX vv. [Man in the conditions of modernization of the XVIII-XX centuries], Ekaterinburg, pp. 272279. (in Russ.)

Pimenova, O.I., Khakimova, V.A. (2018), "Reading practices of students of Yekaterinburg", Diskurs. Sotsiologicheskie nauki [Discourse. Sociological sciences], no. 5, pp. 176-190. (in Russ.)

Pushkina, A.V. (2014), "The influence of fiction on the formation of the ideals of modern Russian youth", Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social psychology and society], no. 2, pp. 152-157. (in Russ.)

Samokhina, M.M. (2012), "A young user in the library: based on the results of an interregional sociological study", Sotsiolog

i psikholog v biblioteke [Sociologist and psychologist in the library], Issue 8, Moscow, pp. 32-33. (in Russ.)

Zykhovskaya, N.L. (2021), "Reading culture in digital communication", Istoricheskie transformatsii kul'tury: kontsepty, smysly, praktiki [Historical transformations of culture: concepts, meanings, practices], Ekaterinburg, pp. 378-382. (in Russ.)

Сведения об авторе

Мурашова Наталья Сергеевна, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой социально-культурной и библиотечной деятельности Новосибирского государственного педагогического университета E-mail: [email protected]

Author Information

Natalya S. Murashova, D. Sc. (Cultural studies), Cand. Sc. (Art Criticism), Docent, Head of the Department of Socio-cultural and Library Activities at the Novosibirsk State Pedagogical University

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 08.06.2023 После доработки 16.08.2023 Принята к публикации 24.08.2023

Received 08.06.2023 Revised 16.08.2023 Accepted for publication 24.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.