Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНЧЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНЧЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная психология / социология молодежи / студенчество / читательские предпочтения / книжный рынок / система социальных установок. / Social psychology / sociology of youth / students / reading preferences / book market / system of social attitudes.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Домырева П. С.

Автор статьи обращается к анализу социально-психологических детерминант формирования читательских интересов современной студенческой молодежи. В статье представлены характеристики современного книжного рынка и его возможные изменения в будущем. Особое внимание автор обращает на отношение студентов к электронному чтению, их установки по выбору книжной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Домырева П. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF THE FORMATION OF STUDENT READING PREFERENCES: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The author of the article turns to the analysis of socio-psychological determinants of the formation of the readers' interests of modern student youth. The article presents the characteristics of the modern book market and its possible changes in the future. The author pays special attention to the attitude of students to electronic reading, their attitudes towards the choice of book products.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНЧЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 316.7

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНЧЕСТВА:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

© 2021 П. С. Домырева

социолог е-mail: domapolly@,gmail. com

ООО «ПроЛайф»

Автор статьи обращается к анализу социально -психологических детерминант формирования читательских интересов современной студенческой молодежи. В статье представлены характеристики современного книжного рынка и его возможные изменения в будущем. Особое внимание автор обращает на отношение студентов к электронному чтению, их установки по выбору книжной продукции.

Ключевые слова: социальная психология, социология молодежи, студенчество, читательские предпочтения, книжный рынок, система социальных установок.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF THE FORMATION OF STUDENT READING PREFERENCES: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

© 2021 P. S. Domyreva

Sociologist of LLC "ProLife " е-mail: domapolly@,gmail.com

LLC "ProLife"

The author of the article turns to the analysis of socio-psychological determinants of the formation of the readers' interests of modern student youth. The article presents the characteristics of the modern book market and its possible changes in the future. The author pays special attention to the attitude of students to electronic reading, their attitudes towards the choice of book products.

Keywords: social psychology, sociology of youth, students, reading preferences, book market, system of social attitudes.

Для большинства участников современного российского книжного рынка понятно, что наступивший кризис по масштабам превзойдет все, которые когда -либо происходили в новейшей истории: пандемия коронавируса, девальвация рубля и беспрецедентное ограничение экономической активности населения. Каким станет новое будущее печатных СМИ, предугадать трудно, но ясно одно - рынок печатной периодики кардинально меняется и теперь уже никогда не будет прежним, а сама данная индустрия, чтобы выжить, вынуждена будет больше, чем приходилось ей делать до этого, адаптироваться под вызовы времени.

Опыт последних лет показывает, что большие изменения претерпевает книга, она трансформируется, становится электронной или даже интерактивной. Для того чтобы иметь возможность спрогнозировать течение потребительского спроса, нужно

погрузиться в изучение читательских запросов и практик молодых людей, в частности студентов.

Молодежь представляет собой социально-демографическую группу, анализ интересов и привычек которой способствует составлению прогноза состояния книжного рынка в будущем. Социологические исследования данного рынка являются одним из важнейших инструментов повышения эффективности книжного дела, направленного на изучение мотивов выбора книг, формирование портрета потребителя, анализ основных запросов покупателей книжных магазинов. Социология чтения и книги в различных ее аспектах активно исследуется М.П. Ельниковым, М.А. Левиной, К.М. Сухоруковым, Г.Н. Швецовой-Водка, Н.В. Черновой. Специфика чтения среди молодежи представлена в исследованиях Б.В. Бирюкова, И.А. Бутенко, А.И. Шендрика и др. В последние годы просматривается тенденция к снижению читательской активности молодежи, место чтения занимают телевидение и интернет-ресурсы. Серьезной проблемой является понимание прочитанного, способность читателей к анализу литературных произведений [Гнедых 2 020; Переславцева 2016; 2019; 2021; Сухоруков 2019].

Во время пандемии увеличилась активность читателей в интернете, при этом онлайн-продажи бумажных книг возросли на 30-40% по сравнению с прошлым годом. Магазины, издательства и библиотеки продолжают испытывать жесткое конкурентное давление со стороны онлайн-библиотек и электронных девайсов для чтения. При широкой доступности вариантов процесс приобретения книги в оффлайн-магазине оказывается одним из самых долгих и энергозатратных.

В 2019 г. объем продаж интернет-магазинов составил 14,1 млрд руб. Это на 18,9% больше, чем в 2018 г., и на 76,9% больше, чем в 2015 г. [Отраслевой доклад 2020].

Рис. 1. Объем продаж книжных интернет-магазинов, млрд руб.

По мнению экспертов, онлайн-канал продаж не заменит традиционные книжные магазины, поскольку за прошедший период книга так и не стала значимой частью жизни россиян, товаром первой культурной необходимости. В марте и апреле доходы книжных магазинов сократились на 95% и составили лишь 0.17 млрд руб., или 5%.

В 2019 г. объем рынка электронных книг в России составляет 8,4% от оборота печатной книги в России.

8,о

6,о

4,0

2,о

о,о

3,1 3,6 4,8

2,3

6,5

2015

2016

2017

2018

2019

Рис. 2. Объем рынка электронных книг в России, млрд руб.

Д. Климишин отметил, что хотя учебная литература - часть книжной индустрии, для развития ее рынка характерны другие тенденции. «Мы все увидели, что основным трендом станет сочетание дистанционного и очного формата - смешанное обучение. Физическое присутствие учеников в школе будет дополняться цифровыми инструментами, не заменяя очное образование, а расширяя возможности взаимодействия учителей и учеников. Поэтому в ближайшем будущем необходимо сосредоточиться на создании и развитии образовательных ресурсов - дополнительных цифровых и интерактивных материалов - в дополнение к уже традиционным продуктам» [Климишин 2020].

В связи с упомянутыми выше тенденциями книжный рынок может претерпевать стабильный отток потребительского спроса. Именно поэтому большое значение приобретает информация о том, какие именно книги приобретает молодежь: по какому принципу выбирает издание, какому жанру отдает приоритет, сколько денег готова потратить на покупку.

2015 2016 2017 2018 2019 2020 Рис 3. Количество печатных изданий, выпущенных за год, распределение по жанрам

Наибольшую долю в обороте в 2019 г. составили детская (28,3%), учебная (24,3%) и художественная (22,6%) литература.

Среди выпущенных наименований в 2020 г. больше всего (37%) - учебной литературы.

Художественная литература О Детская литература

# Учебная литература

# Научная литература

# Другое ^^^^^^^^^

Рис. 4. Распределение выпущенных печатных изданий в 2020 г.

Л.Ф. Борусяк, характеризуя читающую молодежь, отмечает, что меняется время, меняются реалии жизни, ценности и представления общества. Соответственно, и читатели, особенно молодые, знакомятся с новыми современными произведениями, чтобы лучше понять, что происходит с миром, страной, человеком. Однако сегодня молодёжь очень плохо знает и мало читает современную отечественную литературу. Более того, современные российские писатели не вызывают у неё особого интереса и желания познакомиться с литературным процессом XXI в. Это показывает, анализ 630 тысяч карточек молодых (в возрасте от 17 до 23 лет) участников социальной сети «ВКонтакте», которые указали на личных страницах свои литературные предпочтения [Борусяк 2015].

Среди любимых авторов лишь 3% приходится на современную литературу, в основном это авторы произведений в жанре фэнтези и фантастики, то есть создатели других, необычных миров, не касающиеся современной жизни.

В то же время современная зарубежная литература лидирует по числу упоминаний - 15,3%. Этот показатель исключительно устойчив и колеблется от 15% в городах с населением менее 250 тысяч жителей до 16% в Москве. Здесь особой популярностью пользуются два автора - Пауло Коэльо и Чак Паланик.

Далее следуют русская классическая литература, зарубежные фэнтези и фантастика, русская литература ХХ в. (главный вклад здесь вносит Михаил Булгаков), зарубежная литература ХХ в., на долю которых приходится по 11-12% упоминаний. Только в Москве чуть-чуть другая структура литературных предпочтений: там очень любят зарубежную литературу ХХ в. (более 15% упоминаний), но меньше, чем в других городах, увлекаются комиксами, а также отечественными и переводными фэнтези и фантастикой.

Что касается современной русской литературы, то, если не принимать во внимание фэнтези и фантастику, в первой сотне авторов по числу упоминаний мы видим лишь Виктора Пелевина, занимающего высокую 37-ю позицию, Бориса

Акунина, который находится на следующей позиции, а также Сергея Минаева (64 -я) и Павла Санаева (93-я). Гораздо реже называют таких известных писателей, как Людмила Улицкая (195-я позиция), Владимир Сорокин (295-я), Татьяна Толстая (300-я), Дина Рубина (370-я), Эдуард Лимонов (435-я). Доля современной русской литературы в Москве чуть выше средней за счёт того, что более популярны Виктор Пелевин (29-я позиция) и особенно Сергей Минаев (41 -я). Фактически только Пелевина можно назвать популярным среди современных молодых россиян писателем нашего времени. О современных поэтах речь не идёт: читатели о них ничего не знают и никогда не называют в своих личных карточках [Борусяк 2016].

Большинство респондентов говорят, что они современных отечественных авторов не читают или читают очень редко, причём гендерные различия в данном показателе отсутствуют. При этом многие из тех, кто указал, что иногда или регулярно читают этих авторов, затруднились назвать фамилии. В особенности это относится к девушкам, абсолютное большинство которых не смогли назвать ни одного автора. У них лидируют Стругацкие, которых назвали 6 раз, далее с тремя упоминаниями идут Дарья Донцова и Павел Санаев, дважды были упомянуты Захар Прилепин, Сергей Белянин, Сергей Лукьяненко, Мариам Петросян и Макс Фрай.

Юноши были более активны, хотя большинство из них тоже не назвали фамилий современных российских авторов, которых они читали. Среди них абсолютный лидер Дмитрий Глуховский, которого назвали 14 раз. По пять раз были упомянуты Виктор Пелевин и Андрей Белянин, по три раза Стругацкие, Борис Акунин, Андрей Левицкий, дважды - Сергей Минаев, Захар Прилепин, Кир Булычев, Василий Головачёв и Сергей Лукьяненко.

Более 2/3 ответов на вопрос о том, нужно ли читать современную отечественную литературу, отрицательные. Это считают либо ненужным, либо необязательным. Чаще всего респонденты пишут, что не видят в этом смысла. Тем не менее некоторые юноши и девушки думают, что читать эту литературу всё -таки надо. Интересно, что такие позитивные ответы никак не связаны с тем, читают они её или нет. Среди указавших, что читать надо, большинство составляют те, кто её никогда не читал.

Мы провели исследование читательских предпочтений современного студенчества, проживающего в г. Курске. Результаты показывают, что большинство студентов предпочитает художественную литературу - об этом сообщили 56% респондентов. 18% представителей студенчества читают нехудожественную литературу, включая в данную категорию прежде всего учебную литературу. Почти треть респондентов (26%) ответили, что доля художественной/нехудожественной литературы приблизительно равна. При этом речь шла о необходимости читать учебную литературу, научные публикации, а художественную литературу - по собственному желанию.

Среди респондентов наиболее популярны следующие жанры: классическая литература (45%), книги по психологии (43,7%), любовные романы (44,6%) и фантастика/фэнтези (40,1%) (см. рис. 5). Респонденты также отмечали, что первые две категории жанров необходимо читать в связи с обучением, что в большей мере и характерно для студенческой молодежи, тогда как остальные жанры являются личным приоритетом студентов.

Проанализировав ответы студентов на предмет качественного выбора книг, можно отметить преобладание классической русской и зарубежной литературы. Большинство респондентов сообщили, что их любимой книгой является «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Также активно упоминались такие авторы, как Э. М. Ремарк, Т. Драйзер, Р. Брэдбери и Ф. М. Достоевский. Данный выбор во многом может быть объяснен преобладанием данной литературы в среднем общем образовании.

Несколько человек выделили роман «Унесенные ветром» М. Митчелл, серию романов о Гарри Поттере, написанную Дж. К. Роулинг, серию произведений о Шерлоке Холмсе А. Конан-Дойла, романы А. Кристи. Жанровое предпочтение детективов и приключений было представлено в меньшей мере (32,4% и 32,9% соответственно).

Рис. 5. Распределение предпочтений в жанрах литературы

В контексте современных изменяющихся тенденций развития книжного рынка в мире и в России, обусловленного периодом пандемии, в который проводился опрос студентов, особый интерес представлял вопрос о выборе электронных/бумажных носителей при чтении (Рис.6).

Бумажные 65%

Электронные 6%

И бумажные, и электронные одинаково удобны 30%

Рис. 6. Распределение предпочтений в выборе электронных/бумажных носителей

При этом подавляющее большинство (65%) выбирает бумажные книги, поклонниками электронного формата являются только 5,5% опрошенных. Однако 30% современных студентов пользуются одновременно и электронными, и бумажными носителями, подчеркивая, что выбор зависит от возможностей и необходимости быстрого получения необходимого текста. Большинство студентов не видят разницы в носителях, считая, что на содержании прочитанного не отражается форма предъявления текста.

Таким образом, можно констатировать в результатах опроса студенчества, проживающего в г. Курске, наличие современных тенденций изменяющегося книжного рынка. Основным трендом становится сочетание дистанционного и очного формата

чтения, в связи со смешанным обучением в том числе. Современная молодёжь плохо знает и мало читает современную отечественную литературу, считая, что классическое не может устареть, вся классика всегда актуальна.

Библиографический список

Борусяк Л.Ф. Современная молодежь - современная литература: проблема взаимодействия // Социолог и психолог в библиотеке: сб. ст. и материалов. Вып. Х / Рос. гос. б-ка для молодёжи; ред.-сост. М. М. Самохина. М., 2016. С. 14-20

Борусяк Л.Ф. Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодёжь (по данным анализа сети ВКонтакте) // Вестник общественного мнения. 2015. № 1 (119). С. 90-105.

Гнедых Д.С., Сухоруков И.С. О связи индивидуальных стратегий понимания студентами учебных текстов с качеством их понимания // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2020. № 6. С. 2856.

КлимишинД.А. Год трансформаций: с какими результатами учебное книгоиздание подошло к 1 сентября 2020 г. // Отраслевая конференция «Книжный рынок - 2020», ХХХШ Московская международная книжная ярмарка. URL:

www.bookunion.ru/news/ezhegodnaya_otraslevaya_konferentsiya_knizhnyy_rynok_2020/ (дата обращения: 15.06.2021)

Отраслевой доклад «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития», 2020 / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. URL: http: / / www.unkniga.ru/news/ 12512-opubli kovan-otrasl evoy-doklad-o-sostoyanii-knizhnogo-rynka-v-2020.html (дата обращения: 15.06.2021)

Переславцева Л.И. Образовательная среда вуза в системе факторов профессионально-личностного развития будущих специалистов сферы культуры и искусства: диалектика внешнего и внутреннего // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. ст. Минск: БГУ, 2019. С. 55-62.

Переславцева Л.И. Развитие информационной культуры будущих специалистов в условиях глобализации культуры: диалектика социального и индивидуального // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016. № 1 (28). С. 190-196.

Переславцева Л.И. Электронная информационно-образовательная среда как элемент пространственно-предметного компонента образовательной среды вуза // Инновации и качество профессионального образования: материалы 15-ой Международной научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 129-133.

Сухоруков И.С., Голубченко А.И. Успешность обучения у студентов, использующих электронные образовательные ресурсы // Психология - наука будущего: поиск молодых ученых: сб. ст. Курск: Курский государственный университет. 2019. С. 91-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.