Научная статья на тему 'ЧИСТКИ КАДРОВОГО СОСТАВА СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ СИБИРИ В 1920-Е - НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ.*'

ЧИСТКИ КАДРОВОГО СОСТАВА СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ СИБИРИ В 1920-Е - НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ.* Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ / СЛУЖАЩИЕ / EMPLOYEES / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL MOBILITY / СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ / SOCIAL LIFTS / ЧИСТКА КАДРОВ / A PURGE OF THE STAFF / СИБИРЬ / SIBERIA / JUDICIAL BODIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаев В.И.

В статье на примере чисток судебных органов Сибири рассматривается экстраординарная форма контроля кадрового состава и качества работы государственного аппарата. Периодические чистки аппарата, которые проходили в СССР в 1920-е - 1930-е гг., выступали в роли социального лифта в направлении нисходящей мобильности для значительной части советских служащих. Исследование данной темы позволяет с новых позиций показать социальную политику советского государства, ее влияние на состав и уровень профессионализма социальной группы служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PURGES OF THE JUDICIAL BODIES’ STAFF OF SIBERIA IN THE 1920S - THE BEGINNING OF 1930S

In the article on the example of the purges of the judicially bodies of Siberia is studied an extraordinary form of control over the staff and quality of work of the state apparatus. It is shown, that periodic purges of the apparatus, which took place in the USSR in 1920 - 1930, played the role of a social lift in the direction of downward mobility for a large part of Soviet officials. The study of this topic lets to show from a new position the social policy of the Soviet state and its influence on the composition and level of professionalism of the social group of employees.

Текст научной работы на тему «ЧИСТКИ КАДРОВОГО СОСТАВА СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ СИБИРИ В 1920-Е - НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ.*»

УДК 351.746.1 «1920/1930»

В.И.Исаев*

ЧИСТКИ КАДРОВОГО СОСТАВА СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ СИБИРИ В 1920-Е - НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ.**

Аннотация. В статье на примере чисток судебных органов Сибири рассматривается экстраординарная форма контроля кадрового состава и качества работы государственного аппарата. Периодические чистки аппарата, которые проходили в СССР в 1920-е - 1930-е гг., выступали в роли социального лифта в направлении нисходящей мобильности для значительной части советских служащих. Исследование данной темы позволяет с новых позиций показать социальную политику советского государства, ее влияние на состав и уровень профессионализма социальной группы служащих.

Ключевые слова: судебные органы, служащие, социальная мобильность, социальные лифты, чистка кадров, Сибирь.

Послереволюционный период в России отличался кардинальной перестройкой социальной структуры общества и соответственно повышенной социальной мобильностью населения. Однако в связи с политико-экономическими и идеологическими особенностями советского государства процессы социальной мобильности в советском обществе в значительной мере стали определяться не личными способностями людей, а политическими установками правившей партии большевиков.

В статье на примере чистки судебных органов Сибири рассматривается механизм организации и действия общественно-политических кампаний по чистке служащих в аппарате советского государства. Источниками изучения темы являются опубликованные материалы исследуемого периода, а также архивные фонды партийных, советских и правоохранительных органов сибирского региона, которые позволяют проследить процессы социальной мобильности и критерии подбора сотрудников судебных органов.

В российском обществе занятие какой-либо должности в органах государственного аппарата традиционно считалось серьезным повышением социального статуса. Контроль со стороны государства за процессом замещения таких мест всегда был достаточно плотным, а в советском обществе такой контроль стал еще более жестким. Место и роль судейского корпуса в обществе определяли повышенное внимание как к подбору кандидатов на должность судьи, так и к работе судей. Новой формой контроля за составом и качеством работы сотрудников советской судебной системы стала их периодическая «чистка», в ходе которой осуществлялась

* Исаев Виктор Иванович, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник института истории СО РАН, e-mail: history49@mail.ru

** Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-01725).

тщательная проверка, в первую очередь, на лояльность существующей власти, а во вторую - на соответствие профессиональным требованиям. Стоит отметить, что периодическую чистку госаппарата партийно-государственное руководство СССР ввело в практику в начале двадцатых годов по образцу чисток партии, часто чистки партии и советского аппарата и проводились параллельно.

Уже в начальный период становления советской судебной системы стали организовываться массовые чистки ее кадрового состава. Масштабная кампания по проверке кадров судебно-следственного аппарата развернулась в стране в конце 1922 г. В соответствии с циркуляром Наркомата юстиции РСФСР № 174/с от 13 ноября 1922 г. намечалось провести чистку органов юстиции от «белогвардейских и других негодных элементов», а также от сотрудников, неспособных работать в новых нэповских условиях1.

Атмосфера гражданской войны во многом продолжала определять отношение к людям, поэтому любые сведения о «чуждом» непролетарском происхождении, об участии в политических партиях, (разумеется, кроме партии большевиков), службе в белой армии и других подобных «прегрешениях» влекли за собой увольнение с должности судьи. По результатам чистки судебных учреждений Сибири, прошедшей в 1923 г., значительная часть судейского корпуса была отстранена от работы. В Иркутской губернии было «вычищено» около 11% от общей численности сотрудников судебных органов, а в Томской губернии доля «вычищенных» достигала 35%.2

Обобщив результаты проделанной работы, Наркомат юстиции РСФСР предписал всем подведомственным органам сделать подобные чистки постоянной формой контроля за кадрами. В направленных на места директивах НКЮ указал, что «чистка должна стать непрестанной задачей и на основе этой работы должен строиться учет и распределение сил работников»3.

Выработанные в ходе масштабной чистки методы проверки личного состава судебно-следственного аппарата были вновь использованы и дополнены в 1924 г. В марте 1924 г. состоялся V Всероссийский съезд работников советской юстиции. Съезд рекомендовал судебным органам «пересмотреть наличный состав народных судей с целью отозвания тех из них, которые по своему общеполитическому и судебному уровню не удовлетворяют минимальным необходимым требованиям»4.

15 апреля 1924 г. НКЮ РСФСР издал циркуляр, в котором губернским судам ставилась задача составить подробные характеристики на всех народных судей и отобрать кандидатов на увольнение. От работы должны

1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.А-393. Оп.46. Д.101.Л.113.

2 ГАРФ. Ф.А-393. Оп.46. Д.101.Л.114-115.

"3

Еженедельник Советской Юстиции (ЕСЮ). 1923. № 17. С 396;

4 ЕСЮ. 1924. № 12/13. С. 304.

были отстраняться сотрудники, которые не соответствовали социально -политическим критериям, предъявляемым советским государством к служащим госаппарата. Таким образом, чистка кадров стала приобретать характер регулярной работы: в учреждениях были созданы специальные комиссии по аттестации, на каждого сотрудника заведены бланки прохождения аттестации, составлены графики проведения мероприятий. В ходе проверки, прежде всего, «вычищались» судьи, которые оказались неспособны проводить «правильную классовую политику». В целом из судебных органов РСФСР в результате чистки кадров аттестационные комиссии уволили 1446 человек, что составило примерно 16 % от общей численности судебного корпуса1.

В Сибири в 1924 г. развернулась кампания по чистке кадрового состава судебных органов. На основании циркуляра НКЮ РСФСР были созданы аттестационные комиссии, которые проводили тщательную проверку сотрудников судебных органов. В Томской губернии, например, жесткой чистке подвергся аппарат губернского суда: 28 работников были уволены, при этом 14 сотрудников были преданы суду за неправильное ведение дел, волокиту и другие злоупотребления. В Енисейском губернском суде в течение 1924 г. сменилось четыре председателя, пять заместителей председателя и семь членов губсуда. В целом по Сибири аттестационные комиссии вычистили из судебно-следственного аппарата более десятой части личного состава2. В последующие годы работа по очищению кадрового состава судебных органов стала проводиться на постоянной основе.

Наиболее масштабные чистки судебных органов, как и других звеньев партийно-государственного аппарата, развернулись в начале первой пятилетки, когда происходил переход от политики нэпа к форсированному строительству социализма. 2 июня 1928 г. ЦК ВКП(б) принял Обращение ко всем членам партии, ко всем рабочим «О развертывании самокритики», в котором была поставлена задача «самого решительного, самого последовательного вовлечения масс в дело социалистического строительства, проверки и контроля со стороны этих миллионных масс всего аппарата, его очищения от негодных элементов»3.

XVI конференция ВКП(б) (апрель 1929 г.), отметив широкое распространение бюрократических извращений в работе госаппарата, потребовала «самого решительного изгнания из аппарата чиновников, сращивающихся с капиталистическими и кулацкими элементами или не способных давать отпор попыткам кулацко-нэпманского наступления на пролетариат и извращающих классовую линию»4. В решениях конференции было намечено развернуть в стране масштабную общественно-политическую

1ЕСЮ. 1924. № 16. С. 387-388.

Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф.Р-20. Оп.1. Д.41. Л.225; Д. 46.Л. 14.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9. Т. 4. М., 1984. С.339.

4 КПСС в резолюциях .., изд.9. т.4. С.469.

кампанию по чистке советского аппарата. Чистка должна была освободить аппарат от работников, извращавших советские законы, мешавших бороться с волокитой, от растратчиков, взяточников, вредителей1.

В соответствии с партийными решениями 1 июня 1929 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О чистке аппарата государственных органов, кооперативных и общественных организаций»2. Организация и проведение кампании по чистке кадров возлагались на органы рабоче-крестьянской инспекции, которые должны были действовать совместно с профсоюзами. Обязательный для тех лет классовый подход превалировал в работе с кадрами: к проведению чистки служащих предполагалось привлечь широкие массы рабочих и крестьян. Созданные повсеместно комиссии по чистке должны были выявлять и увольнять тех служащих, пребывание которых в органах советского государства «безусловно вредит интересам рабочего класса».

Чтобы сосредоточиться на важнейших проблемах госаппарата, не распылять силы и внимание, ЦК ВКП(б) потребовал в первую очередь добиваться очищения кадрового состава органов, «непосредственно соприкасавшихся в работе с трудящейся массой» (судебные и земельные органы, органы Наркомата финансов, Наркомата труда)3. Все это означало, что судейскому корпусу предстояло пройти самую пристальную проверку и селекцию.

Сибирская краевая инспекция РКИ совместно с краевой контрольной комиссией Сибкрайкома ВКП(б) летом 1929 г. развернула чистку государственного аппарата: в июне должна была начаться чистка органов Наркомата труда и соцстраха, в июле -чистка личного состава судебных органов, прокуратуры и милиции. На всех предприятиях и в учреждениях были созданы специальные комиссии из представителей профсоюзов, комсомола, трудовых коллективов. На уровне округов и края были образованы комиссии, призванные организовывать и контролировать процесс чистки. В созданную краевую комиссию по чистке были включены и представители Сибирского краевого суда. В свою очередь, из состава краевой комиссии для осуществления работы по проверке судебных органов были выделены ответственные работники4.

В июле 1929 г. согласно принятому плану началась чистка судебных органов. На первом собрании по чистке аппарата краевого суда, где обсуждались цели и задачи проверки, присутствовало 130 человек, на втором собрании, посвященном непосредственно чистке служащих, - 120 человек. Тем не менее, краевая комиссия по чистке констатировала недостаточное привлечение рабочих масс к проверке судебных органов и потребовала в

1 КПСС в резолюциях..., изд. 9. Т. 4. С. 473 - 476

2 СЗ СССР. 1929. № 35. Ст. 313.

Большевик. Политико-экономический двухнедельник ЦК ВКП(б). 1929. №21. С.40.

4 ГАНО. Ф.Р-288. Оп.4. Д.5. Л.2.

более широких масштабах развернуть информационную кампанию в сибирской прессе и в стенгазетах на предприятиях.

Поначалу кампания проводилась преимущественно кабинетными методами: созданные в судебных органах комиссии по чистке проводили проверку анкетных данных работников, пытались оценить качество выполнения должностных обязанностей. На заседании краевой комиссии по чистке, состоявшемся 27 июля 1929 г., было отмечено, что в результате недостаточной мобилизации проверку судебных органов не удалось провести в намеченные сроки1.

По заключению краевой комиссии серьезным недостатком в организации чистки стало слабое участие рабочих с производства в оценке качества работы и общественно-политической активности проверяемых служащих. Для исправления этого недостатка местные комиссии по чистке совместно с партийными и профсоюзными организациями развернули большую работу по привлечению широких масс к проводимым мероприятиям. Постепенно в кампанию включались трудовые коллективы промышленных предприятий, на заседаниях комиссий по чистке все больше стало присутствовать представителей от беспартийных рабочих. Если летом 1929 г. в состав комиссий по проверке советского аппарата входило только около 200 чел. от общественности, то уже в первой половине 1930 г. это число удалось увеличить более чем в десять раз, до 2147 чел. На массовых собраниях, посвященных подготовке к чистке и непосредственно процессу чистки, присутствовало свыше 21 тыс. чел. По тематике кампании было заслушано 605 докладов, в сибирской прессе было помещено 1132 публикации, кроме того, было выпущено большое количество листовок РКИ, посвященных чистке аппарата2.

В состав комиссий по чистке судебных органов были включены представители от рабочих масс, профсоюзов и комсомола. Причем, число «чистильщиков» со стороны, не работавших в данном коллективе и соответственно не знавших досконально ситуацию в нем, как правило, превышало количество сотрудников проверяемого учреждения, работавших в комиссии. Так, в комиссии по чистке Сибирского краевого суда работали 14 человек от трудовых коллективов Новосибирска, 9 человек - от комсомола, и только 10 человек являлись сотрудниками краевого суда3.

Вместе с тем, так называемый классовый подход и привлечение к проверке рабочих от станка на практике приводили к необъективной оценке деятельности служащих, а, следовательно, не к улучшению, а к ухудшению работы государственного аппарата. При проверке служащих практически всех специальностей, в том числе, и судейского корпуса, требовалось обладать хотя бы минимальным объемом знаний в данной области, что для

1 ГАНО. Ф.Р-288. Оп.4. Д.5. Л.23.

Отчет о работе Сибирской Краевой контрольной комиссии ВКП(б) к V краевой конференции ВКП(б) (апрель 1929 г. - май 1930 г.) Новосибирск, 1930. С.66.

3 ГАНО. Ф.Р-288.Оп.4. Д.5. Л.24.

большинства вовлеченных в комиссии по чистке рабочих было просто невозможно. Поэтому в большинстве случаев рабочие обращали внимание на социальное происхождение, общественно-политическую активность и на такие аспекты деятельности служащих, которые были им более понятны. Или же оценивали профессиональные проблемы, исходя из политических установок, внедренных в их сознание пропагандой. В результате «вычищались» далеко не самые худшие работники, а зачастую как раз наиболее квалифицированные.

Так, в ходе чистки служащих Новосибирского окружного суда в январе-феврале 1930 г. комиссией по чистке было просмотрено около 70 судебных дел по статье 61 УК РСФСР, представленных из народных судов в окружной суд на кассацию. По этой статье было осуждено значительное количество крестьян, обвиненных в отказе сдавать хлеб государству, прежде всего, так называемые кулаки. Анализ архивных документов показывает, что выводы комиссии, сделанные при проверке судебных дел, основывались совсем не на правовых нормах законодательства, а на политической установке о борьбе с кулачеством. Поэтому случаи вынесения по кассации оправдательных приговоров, пересмотра приговоров в сторону смягчения, которые с точки зрения членов окружного суда были необходимы и основаны на требованиях закона, рассматривались членами комиссии как «искривление классовой линии». Большинство членов окружного суда получило в ходе чистки выговоры, а некоторые из них, в том числе и сам председатель окружного суда А.А. Питтель, были уволены с запретом занимать должность судьи в течение двух лет.

Примечательны выводы, сделанные комиссией по итогам проверки судебных дел, например, очень показательна следующая формулировка: «Кассационная комиссия окружного суда, принимая решение об изменении приговора народного суда, следовала формальному подходу вместо того, чтобы решительно обрезать крылья кулаку». Ясно, что правовые оценки в таком случае уступали место политическим установкам, стремлению любой ценой «прижать» кулаков1.

Судьи, следовавшие правовым нормам, обвинялись в формализме, бюрократизме и прочих прегрешениях и отстранялись от работы, причем не по профессиональным, а по политическим мотивам. Если в 1928 г. увольнения по политическим мотивам из судебной системы еще старались прикрывать основанными на законе обоснованиями, то в условиях чистки неугодных властям судей стали изгонять по таким формулировкам: «недопонимание классовых задач суда» или «искривление классовой линии» и т.п. Например, по таким основаниям, отсутствующим в КЗоТ и явно незаконным, во второй половине 1929 г. были уволены шесть народных судей в Ачинском округе .

1 ГАНО. Ф.Р-288.Оп.4. Д.38. Л.77-83

Государственный архив Красноярского края (ГАКК) (Ачинский филиал). Ф. 290. Оп. 1. Д. 525.Л. 2.

Под угрозой чистки судьи были вынуждены послушно следовать указаниям местного партийного и советского начальства. Партийное руководство Ачинского округа в отчетном докладе за 1929 г. с удовлетворением отмечало, что во второй половине 1929 г. после увольнения строптивых судей судебные органы активно включились в хлебозаготовительную кампанию, применяя разнообразные методы нажима на крестьянство. По оценке авторов отчета «работа судорганов округа с этого момента как бы выпрыгнула из узких рамок и вплотную придвинулась к окружающей действительности»1.

«Искривление классовой линии» было наиболее распространенным обвинением при увольнении судей, которые в своих решениях пытались ориентироваться на следование закону. В этом случае под увольнение попадали даже те судьи, которые не принадлежали к «чуждым» элементам. Так, член кассационной коллегии Новосибирского окружного суда В.Ф.Кулак, бывший рабочий завода «Труд», являвшийся выдвиженцем и проработавший в должности судьи чуть более года, был «вычищен» по второй категории за вынесение оправдательных приговоров по статье 61 УК РСФСР. Другой член коллегии Д.Я.Эльснер был уволен по второй категории по той же причине. При этом Эльснер, бывший подданный Австро-Венгерской империи, представлял довольно уважаемую в то время категорию интернационалистов, пришедших на службу советской власти из солдат, оказавшихся в русском плену во время первой мировой войны и поддержавших большевиков в годы революции и гражданской войны. Он являлся членом ВКП(б), перешел на службу в судебные органы после профсоюзной работы. Тем не менее, комиссия по чистке не прониклась сочувствием к его сложной судьбе и уволила Д.Я.Эльснера, запретив ему занимать должности в судебных органах в течение двух лет.

Согласно инструкции, разработанной Наркоматом рабоче-крестьянской инспекции, вычищенные служащие делились на три категории: увольнение по первой категории означало абсолютный запрет на занятие в будущем любой должности в госаппарате, кроме того, зачастую материалы на уволенных по первой категории передавались в суд; по второй - отстранение от работы в данном учреждении и запрет на работу в госаппарате в течение определенного срока (два-три года); по третьей - отстранение от работы на руководящих и ответственных должностях, но с возможностью использования в качестве технического специалиста2.

По данным на 1 мая 1930 г. в Сибирском крае в составе «вычищенных» из правоохранительных, земельных, финансовых органов и органов труда 612 служащих, уволенных по первой категории оказалось 143 чел. (23, 3 %), по второй категории - 321 чел. (52, 5 %), по третьей - 148 чел. (24, 2 %). Несколько иной расклад наблюдался среди уволенных из судебных учреждений: по первой категории было уволено 26, 7 %, по второй

1 ГАКК (Ачинский филиал). Ф. 290. Оп. 1. Д. 525. Л. 3.

2 Инструкция НК РКИ СССР по проверке и чистке советского аппарата. М., 1929. С. 7

- 57, 8 %, по третьей - 15, 5 %1. Эти показатели свидетельствуют о более жестком подходе к сотрудникам судебных органов.

Чистка стала для нечистоплотных людей удобным способом сведения счетов со своими оппонентами или конкурентами. Краевой комиссией по чистке отмечалось, что наблюдаются случаи увольнения служащих по голословным и непроверенным заявлениям, поступившим от их коллег2. Причем сами эти заявления часто не даже оглашались. Таки образом, практика анонимных доносов, получившая свое наивысшее распространение в ходе массовых политических репрессий 1937-1938 гг., складывалась и становилась привычной уже в процессе чисток государственного аппарата.

Уволенные в ходе чистки служащие, считавшие такое решение несправедливым, подавали апелляции в комиссии более высокого уровня. В более спокойной обстановке такие комиссии могли смягчить решение низовой комиссии или вовсе его отменить. Правда, для этого служащий должен был представить реабилитирующие его документы. Так, члену коллегии Новосибирского окружного суда Д.Я.Эльснеру крупно повезло: его дело в конце 1930 г. было рассмотрено краевой комиссией по чистке, которая отменила принятое решение об увольнении его по второй категории и рекомендовала восстановить его на работе3.

Как и намечалось, кампания по чистке кадров захватила в первую очередь те органы государственного аппарата в Сибирском крае, которые в своей работе наиболее тесно соприкасались с народными массами. В это число попали и судебные органы в Сибири, которые подверглись даже более жесткой чистке по сравнению с другими звеньями госаппарата, доля «вычищенных» из них работников оказалась одной из самых высоких. (См., табл. 1). Чаще увольняли только работников финансовых органов, примерно в той же пропорции - работников земельных органов и органов труда. Табл.1. Результаты чистки служащих в госорганах Сибирского края (по неполным

сведениям на апрель 1930 г.) *

Органы

милиц прокура суд труда фина земельн всего

ии туры нсов ые

Кол-во провер- 3540 251 397 208 1219 1068 6683

х работников

Всего уволено 230 17 45 24 171 125 612

% к числу 6,5 6,7 11,9 11,9 14 11,7 9,2

проверенных

* Отчёт о работе Сибирской Краевой контрольной комиссии ВКП(б) к V краевой

конференции ВКП(б). (Апрель 1929 - май 1930 г.) Новосибирск, 1930. С.67.

1 Отчёт о работе Сибирской Краевой контрольной комиссии ВКП(б) к V краевой конференции ВКП(б). (Апрель 1929 г. - май 1930 г.) С.67.

2 ГАНО. Ф.Р-288.Оп.4. Д.5. Л.21

3 ГАНО. Ф.Р-288.Оп.4. Д.72. Л.258.

В целом по СССР доля вычищенных из госаппарата работников колебалась около 10%, по отдельным наркоматам этот показатель достигал П-12%1. В Сибири эти показатели в основном совпадали с общесоюзными. Так, газета «Советская Сибирь» сообщала, что по данным на 1 июня 1930 г. из сибирских органов госаппарата было «вычищено» 10,4% от общей численности проверенных работников2. По другим сведениям на 1 сентября 1930 г. в Сибирском крае 12,5% из числа проверенных служащих лишились прежнего места работы3.

Основаниями для увольнения сотрудников судебных органов становились серьезные проступки, упущения в работе, нарушения трудовой дисциплины и т.п. Но самым важным основанием, как показывают архивные материалы, являлось так называемое «чуждое происхождение» или участие в сопротивлении большевикам в годы гражданской войны, в этом случае все другие прегрешения обнаруживались как бы сами собой. Краевая комиссия по чистке, проанализировав процесс организации и проведения работы по чистке в округах Сибирского края, обратила внимание, что большинство созданных на местах комиссий по чистке подходило к оценке служащих с точки зрения прямолинейно понятого классового подхода. Увольнение служащих, как правило, определялось их социальным происхождением, принадлежностью к бывшим эксплуататорским классам, зажиточностью семьи. Также маркерами принадлежности к «чуждым» элементам служили факты службы в какой-либо должности в дореволюционное время, а тем более, при правлении Колчака. Так как большинство служащих среднего и пожилого возраста работали до революции и при Колчаке, они огульно рассматривались как «прислужники старого режима, настроенные враждебно по отношению к советской власти». При вынесении решений об увольнении комиссии выдвигали в качестве главной причины именно такие обстоятельства, обвинения же в бюрократизме, нерадивом отношении к делу и т.п. в этом случае дописывались уже автоматически, как правило, не приводилось конкретных фактов или других обоснований4.

Например, из аппарата Краевого суда «вычистили» по второй категории А.С. Шеметова, служившего в царской и белой армии и дослужившегося до чина генерал-майора. Бывшего военного такого уровня комиссия по чистке не рискнула оставить на работе в советском суде. Но не прощалось и менее высокое положение в обществе, достигнутое самим служащим или даже его родственниками. Н.А.Чердынцева уволили с работы в краевом суде по второй категории со следующей формулировкой: «формальный подход к работе, нежелание участвовать в улучшении работы аппарата и как поддерживающего связь с отцом - торговцем, лишенным

1 Большевик. Политико-экономический двухнедельник ЦК ВКП(б). 1929. №21. С.46.

2 Советская Сибирь. 1930. 14 июня.

Голиков Ю.И. Генеральная «чистка» советского аппарата Сибири в конце 20-начале 30-х гг. // Дискриминация интеллигенции в послереволюционной Сибири (1920 - 30-е гг.). Новосибирск, 1994. С.184.

4 ГАНО. Ф.Р-288.Оп.4. Д.5. Л.21.

избирательных прав»1. При этом конкретных примеров двух первых прегрешений (формального подхода и нежелания участвовать в улучшении работы) не приводилось. Очевидно, что главной причиной увольнения стал социальный статус отца как «лишенца».

В соответствии с решениями XVI партконференции чистка должна была проводиться, исходя из двух главных критериев. В первую очередь должно было оцениваться качество работы, а только во вторую - классовое происхождение. Но в действительности упор был сделан на выявление и увольнение сотрудников по признакам их социального происхождения. Об этом же говорит и анализ состава уволенных в Сибирском крае служащих. Если среди «вычищенных» из органов советского аппарата Сибирского края происходившие из рабочих и крестьян занимали относительно небольшую долю (8,2% и 19,3% соответственно), то остальные так называемые «непролетарские элементы» (включая всех принадлежавших к социальной группе служащих) составили 72,5%. Среди последних особо выделялись «чуждые элементы»: бывшие белые офицеры (11,4%), домовладельцы и торговцы (3,1%), бывшие помещики и фабриканты (1,6%). Важным дифференцирующим признаком при отборе кандидатов на увольнение выступала принадлежность к правившей партии: среди «вычищенных» работников беспартийных оказалось 89%, комсомольцев - 4 %, членов партии - 7 %.2

Разжигаемая в ходе чистки подозрительность и даже враждебность к людям непролетарского происхождения приводила к тому, что отношение к «вычищенным» служащим было пренебрежительное. Краевая комиссия по чистке отмечала, что увольняемым служащим зачастую не сообщаются причины их увольнения, апелляции на решения комиссий по чистке рассматриваются с большими задержками по времени, а результаты апелляций не сообщаются заявителям3.

На место уволенных из судебных органов работников приходили выдвиженцы из рабочих и крестьян, как правило, не имевшие профессиональных знаний и навыков, но зато соответствовавшие политическим критериям. В 1929 г. в Сибирском крае 93 выдвиженца стали народными судьями, что составило 32 % всего корпуса судей. В результате перетряски кадров и выдвиженчества по данным на 1 января 1930 г. 52 % народных судей в Сибирском крае являлись начинающими сотрудниками со стажем до года4. В связи с этим наблюдалась крайняя слабость и необоснованность судебных решений по гражданским делам и приговоров по уголовным. Так, отмена решений народных судов Сибирского края кассационными инстанциями в

1 ГАНО. Ф.Р-288.Оп.4. Д.5. Л.41.

2 ГАНО. Ф.П-2.Оп.7. Д.588. Л.68-69.

3 ГАНО. Ф.Р-288.Оп.4. Д.5. Л.21.

4 Работа органов юстиции Сибкрая. Краткий отчет крайсуда и крайпрокуратуры за время: сентябрь 1929 - май 1930 г. Новосибирск, 1930. С. 6-7; ГАНО. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 3574. Л. 273.

конце 1920-х - начале 1930-х гг. достигала около 60-70%1.

Кампания по чистке судебных органов, как и других звеньев государственного аппарата, получив наибольший размах в ходе «генеральной чистки» 1929-1930 гг., постепенно стала затухать; в 1932 г. была ликвидирована Центральная комиссия по чистке, основную часть деятельности продолжавших работу краевых комиссий по чистке в Западно -Сибирском и Восточно-Сибирском краях занимал разбор апелляций, который продолжался вплоть до 1934 г.2 Однако отработанный механизм выявления и удаления «нежелательных элементов» периодически использовался советским государством. Так, масштабная чистка судебных органов была проведена в период развертывания массовых репрессий 1937 - 1938 гг.3

Подводя итоги рассмотрения темы, можно сделать вывод, что чистки кадрового состава судебных органов Сибири способствовали скорее снижению, а не повышению профессионального уровня судейского корпуса, так как ориентация на удаление «чуждых непролетарских элементов» приводила к увольнению наиболее квалифицированных служащих. Чистки сыграли роль своеобразного лифта в направлении нисходящей социальной мобильности для значительной части служащих и в направлении восходящей мобильности для рабочих и крестьян, занимавших должность судьи в порядке выдвижения.

Рассматривая процесс социальной мобильности, находившийся в исследуемый период под воздействием целенаправленного вмешательства государства, следует отметить, что в результате так называемого классового подхода нормальное течение процесса существенно искажалось. В частности, отбор среди участников процесса, являвшихся потенциальными кандидатами как на продвижение по социальной лестнице, так и на снижение социального статуса, в значительной мере определялся уже не их личными качествами, а заданными властью политическими установками. В результате вмешательства правившей партии и государства в процессы социальной мобильности формировавшаяся в СССР социальная иерархия отличалась тем, что на верхних ступенях социальной лестницы оказывались не всегда самые лучшие и достойные. В свою очередь, людям, обладавшим образованием и профессиональными знаниями, но не отвечавшим политическим критериям советской власти, приходилось довольствоваться местами в ее нижней части.

1 ГАНО. Ф. Р-1027. Оп. 7. Д. 48. Л. 37.

Голиков Ю.И. Генеральная «чистка» советского аппарата Сибири в конце 20-начале 30-х гг. // Дискриминация интеллигенции в послереволюционной Сибири (1920 - 30-е гг.). С. 185.

Исаев В.И., Михеев Д.Ю., Угроватов А.П. Между политикой и правом: суды Сибири в 1920-е - 1930-е гг. Новосибирск, 2014. С.244-245.

Библиографический список

1. Голиков Ю.И. Генеральная «чистка» советского аппарата Сибири в конце 20-начале 30-х гг. // Дискриминация интеллигенции в послереволюционной Сибири (1920 -30-е гг.) Новосибирск,1994. С.181 - 210.

2. Инструкция НК РКИ СССР по проверке и чистке советского аппарата. М., 1929. -21 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Исаев В.И., Михеев Д.Ю., Угроватов А.П. Между политикой и правом: суды Сибири в 1920-е - 1930-е гг. Новосибирск, Параллель. 2014. - 281 с.

4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9. Т.

4. М., 1984. - 575 с.

5. Отчёт о работе Сибирской Краевой контрольной комиссии ВКП(б) к V краевой конференции ВКП(б). (Апрель 1929 г. - май 1930 г.) Новосибирск, 1930. - 121 с.

6. Работа органов юстиции Сибкрая. Краткий отчет крайсуда и крайпрокуратуры за время: сентябрь 1929 - май 1930 г. Новосибирск, 1930. - 17 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.