Научная статья на тему 'ЧИРЛИДИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ДВГМУ, Г. ХАБАРОВСК)'

ЧИРЛИДИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ДВГМУ, Г. ХАБАРОВСК) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
чирлдинг / студенты / уверенность / самопрезентация / влияние / cheerleading / students / confidence / self-presentation / influence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Постникова Л. М., Давыденко В. А.

В статье рассматривается чирлидинг как эффективный инструмент повышения уровня самопрезентации и уверенности в себе у студентов Дальневосточного государственного медицинского университета (ДВГМУ) в Хабаровске. Исследование основано на практическом опыте университета, где чирлидинг внедрён в образовательный процесс как дополнительная форма физической активности и самовыражения. В статье представлены результаты опросов и интервью с участниками, которые подтверждают положительное влияние чирлидинга на уверенность в себе и навыки самопрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHEERLEADING AS TOOL TO INCREASE LEVEL OF SELF-PRESENTATION AND SELF-ESTEEM OF STUDENTS (USING EXAMPLE OF FAR EASTERN STATE MEDICAL UNIVERSITY, KHABAROVSK)

The article considers cheerleading as an effective tool to increase the level of self-presentation and self-confidence among students of the Far Eastern State Medical University (Far Eastern State Medical University) in Khabarovsk. The research is based on the practical experience of the university, where cheerleading is introduced into the educational process as an additional form of physical activity and self-expression. The article presents the results of surveys and interviews with participants, which confirm the positive impact of cheerleading on self-confidence and self-presentation skills.

Текст научной работы на тему «ЧИРЛИДИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ДВГМУ, Г. ХАБАРОВСК)»

УДК 378 Постникова Л.М., Давыденко В.А.

Постникова Л.М.

магистрант, Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)

Научный руководитель: Давыденко В.А.

к.п.н., доцент, руководитель высшей школы Педагогики и Истории, Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)

ЧИРЛИДИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ДВГМУ, Г. ХАБАРОВСК)

Аннотация: в статье рассматривается чирлидинг как эффективный инструмент повышения уровня самопрезентации и уверенности в себе у студентов Дальневосточного государственного медицинского университета (ДВГМУ) в Хабаровске. Исследование основано на практическом опыте университета, где чирлидинг внедрён в образовательный процесс как дополнительная форма физической активности и самовыражения. В статье представлены результаты опросов и интервью с участниками, которые подтверждают положительное влияние чирлидинга на уверенность в себе и навыки самопрезентации.

Ключевые слова: чирлдинг, студенты, уверенность, самопрезентация, влияние.

В современном мире, где конкуренция высока, а успех во многом зависит от умения себя представить, самопрезентация становится ключевым навыком. Уверенность в себе и способность эффективно коммуницировать являются неотъемлемой частью успешной личности. Чирлидинг, как вид спортивной деятельности, основанный на активном взаимодействии в команде и ярких

выступлениях, может играть значительную роль в формировании этих важных качеств у студентов.

Исследователь Жилин С.В. считает спорт особой моделью жизни, лучшей школой развития личностных свойств: волевых, нравственных, эмоциональных и когнитивных. Данное утверждение справедливо и для самооценки и мотивации достижения спортсмена.

В своих эмпирических исследованиях Жилин С.В. выявил характерные черты самооценки подростков, занимающихся спортом. Он отмечает, что в целом самооценка юных спортсменов имеет высокие показатели, однако она не является однородной и отличается средней степенью вариативности. В отличие от этого, самооценка детей, не вовлеченных в спортивные занятия, характеризуется средними значениями. По сравнению с самооценкой спортсменов, у них наблюдается более низкая выраженность большинства показателей, а также высокая степень неоднородности и вариативности. Это указывает на то, что самооценка не занимающихся спортом людей более разнообразна и подвержена влиянию различных, зачастую случайных, факторов, в то время как самооценка спортсменов в значительной степени определяется главным фактором - спортом [1].

Такая же позиция у исследователя Лозовой Г.В., которая отмечает, что несмотря на динамику самооценки, спортсмены имеют в среднем более высокую самооценку чем, люди, не занимающиеся спортом [2].

В работе Сохликовой В.А. «Психологические модели успешности выступления высококвалифицированных спортсменов на основе самооценки и уровня притязания как инструмент оптимизации процесса спортивной деятельности» дана следующая взаимосвязь самооценки и занятий спортом: «Когда человек достигает спортивных целей и добивается успеха, это может значительно повысить его самоуважение и уверенность в себе. Успех в спорте требует не только физических усилий, но и целеустремленности, а также самодисциплины [3]. Эти качества, развиваемые в процессе занятий спортом,

могут быть успешно применены в различных сферах жизни, включая профессиональную деятельность, учебу и личные отношения» [4].

Чирлидинг, как форма физической активности и командной работы, может значительно способствовать повышению уровня самопрезентации и самооценки студентов в следующих аспектах:

чирлидинг требует от участников уверенности в себе и способности выступать перед аудиторией. Это помогает студентам развивать навыки публичных выступлений и самопрезентации, что может быть полезно в учебной и профессиональной среде,

участие в чирлидинге способствует формированию чувства принадлежности к команде, что положительно сказывается на самооценке. Студенты, занимающиеся чирлидингом, часто отмечают улучшение своего восприятия себя и своих способностей,

занятия чирлидингом способствуют улучшению физической формы, что может положительно сказаться на общем самочувствии и восприятии себя,

чирлидинг включает элементы танца, гимнастики и театра, что позволяет студентам проявлять свою креативность и индивидуальность, что также способствует повышению самооценки,

участие в соревнованиях и показательных выступлениях дает возможность студентам ставить и достигать цели, что укрепляет их уверенность в себе и способствует положительному восприятию собственных достижений.

Базой для исследования стал Дальневосточный государственный медицинский университет (г. Хабаровск), где в 2022 году благодаря поддержке администрации ВУЗа была создана секция по чирлидингу. В настоящее время секция становится все более популярной: все большее количество студентов становится заинтересованными к занятиям чир - спортом, студентки чирлидерши выступают на различных соревнованиях и поддерживают спортивные команды университета.

Для того чтобы определить, влияют ли занятия чирлидногом на повышение самооценки автором было проведено исследование среди студентов

медицинского университета. Исследование проходило в период с февраля 2024 года по сентябрь 2024 года. Исследовательской группой стали студентки в возрасте 19 - 22 лет, которые в феврале 2024 года только начали заниматься чир - спортом в университете. Перед началом занятий в секции чирлидинга, студенты отвечали на вопросы анкеты с целью определения их уровня самооценки. В опросе приняло участие 15 человек. Для диагностики уровня самооценки нами была выбрана методика С.В. Ковалева. Опросник состоит из 32 суждений, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.

Критерии оценки:

«0-25 баллов»: высокий уровень самооценки,

«26-45 баллов»: средний уровень самооценки,

«46-128 баллов»: низкий уровень самооценки.

На рисунке 1 представлены результаты первичной диагностики.

Результаты уровня самооценки при первичной диагностике

7

- 5

3

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

■ низкий уровень ■ средний уровень ■ высокий уровень

Рисунок 1. Результаты уровня самооценки при первичной диагностике.

По итогам первичной диагностики у 20% студентов наблюдался высокий уровень самооценки, у 47% студентов средний уровень, у 33% низкий уровень

самооценки. Таким образом, высокий уровень наблюдается только у пятой части студентов.

Автор исследования наблюдал за личностным ростом студентов-спортсменов, занимающихся чирлидингом. Он заметил, что регулярные тренировки и выступления в составе команды способствовали формированию у них уверенной и грамотной речи, умения вступать в диалог с незнакомыми людьми, проявления инициативы и уверенности в себе. Студенты учились доверять своим способностям, полагаться на свои силы и решать сложные задачи без постоянного сомнения в себе. Девушки стали более уверенными в своей внешности, манерах и способностях, что отразилось в их поведении и общении. Студенты стали менее склонными к самокритике и переживаниям по поводу своих недостатков, они концентрировались на своих сильных сторонах и достижениях.

В сентябре 2024 года автором была проведена повторная диагностика по методике С.В. Ковалева. Результаты представлены на рисунке 2.

Результаты уровня самоценки при повторной диагностике

6 6

3

ПОВТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

■ низкий уровень ■ средний уровень ■ высокий уровень

Рисунок 2. Результаты уровня самооценки при повторной диагностике.

Таким образом, результаты значительным образом изменились. Высокий уровень самооценки уже показали 40% студентов, средний уровень также составил 40% и низкий уровень самооценки наблюдался у 20% опрошенных. Динамика изменения уровня самооценки представлена на рисунке 3.

Динамика уровня самооценки студентов

3 3

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ПОВТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

■ низкий уровень ■ средний уровень ■ высокий уровень

Рисунок 3. Динамика уровня самооценки студентов.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о положительном влиянии занятий чирлидингом на самооценку студентов. Девушки стали более уверенными в себе, в своем поведении и выражении себя.

Таким образом, научная статья подтверждает положительное влияние занятий чирлидингом на повышение самооценки студентов. Регулярные тренировки, совместная работа в команде и достижение поставленных целей способствуют развитию уверенности в себе и повышению самооценки у участников. Данные исследования могут быть полезны для практиков и психологов, работающих с молодежью, а также для образовательных учреждений, стремящихся создать благоприятные условия для развития позитивной самоконцепции у студентов.

7

6

6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жилин С.В. Особенности Я-Концепции спортсменов // Физкультура и спорт. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2021. 100с;

2. Лозовая Г.В. Изучение мотивов занятий спортом// Вестник практической психологии образования 2019. №1. С.14-20;

3. Сохликова В.А. Психологические модели успешности выступления высококвалифицированных спортсменов на основе самооценки и уровня притязания как инструмент оптимизации процесса спортивной деятельности // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации -2019. №1. С. 218-220;

4. Сохликова В.А. Анализ самооценки спортсменов по параметру адекватности (на примере разных видов спорта) // Рудиковские чтения-2018: XIV Международная научно-практическая конференция спортивных психологов и специалистов в области физической культуры и спорта, 30-31 мая 2018 г. М. -2018. №1. С. 94-98

Postnikova L.M., Davydenko V.A.

Postnikova L.M.

Pacific State University (Khabarovsk, Russia)

Scientific advisor: Davydenko V.A.

Pacific State University (Khabarovsk, Russia)

CHEERLEADING AS TOOL TO INCREASE LEVEL OF SELF-PRESENTATION AND SELF-ESTEEM OF STUDENTS (USING EXAMPLE OF FAR EASTERN STATE MEDICAL UNIVERSITY, KHABAROVSK)

Abstract: the article considers cheerleading as an effective tool to increase the level of self-presentation and self-confidence among students of the Far Eastern State Medical University (Far Eastern State Medical University) in Khabarovsk. The research is based on the practical experience of the university, where cheerleading is introduced into the educational process as an additionalform of physical activity and self-expression. The article presents the results of surveys and interviews with participants, which confirm the positive impact of cheerleading on self-confidence and self-presentation skills.

Keywords: cheerleading, students, confidence, self-presentation, influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.