Научная статья на тему '«ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ОБЕДНИЦЫ С ПРИЧАЩЕНИЕМ СВЯТЫХ ТАИН: ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ И ПРИМЕНЕНИЕ»'

«ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ОБЕДНИЦЫ С ПРИЧАЩЕНИЕМ СВЯТЫХ ТАИН: ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ И ПРИМЕНЕНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1244
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ОБЕДНИЦЫ С ПРИЧАЩЕНИЕМ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ / ПРОЛИТУРГИЯ / ЗАПАСНЫЕ ДАРЫ / ПАСТЫРСТВО / ЛИТУРГИКА / БОГОСЛУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попов Алексий Дмитриевич

В настоящей работе автор пытается проследить историю отдельного малоизвестного, но употребляемого до сих пор Чинопоследования Обедницы с причащением Святых Христовых Таин. В тексте прослеживается то, как развивалась служба в течение нескольких веков. Затем показывается то, как сегодня, в большинстве случаев, совершается Чинопоследование. Также обосновывается необходимость данного вида службы. Текст будет полезен каждому, кто интересуется литургикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RITE OF OBEDNITSA WITH THE COMMUNION OF THE HOLY GIFTS: THE HISTORY OF THE RITE AND ITS APPLICATION

In this work, the author tries to trace the history of a separate and little-known, but still used rite of Obednitsa with the communion of the Holy Gifts. The text traces the development of this service over several centuries. Then it shows how today, in most cases, this rite is performed. The necessity of this type of service is also justified. The text will be useful to anyone interested in liturgics.

Текст научной работы на тему ««ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ОБЕДНИЦЫ С ПРИЧАЩЕНИЕМ СВЯТЫХ ТАИН: ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ И ПРИМЕНЕНИЕ»»

ЛИТУРГИКА, ГОМИЛЕТИКА, ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ Диакон Алексий Дмитриевич Попов

«Чинопоследование Обедницы с причащением Святых Таин: история службы и применение»

УДК 264

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ОБЕДНИЦЫ С ПРИЧАЩЕНИЕМ СВЯТЫХ ТАИН: ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ И ПРИМЕНЕНИЕ

Диакон Алексий Дмитриевич Попов,

клирик Преображенского храма мкр. Саввино г.о. Балашиха Балашихинской епархии Московской митрополии

Аннотация. В настоящей работе автор пытается проследить историю отдельного малоизвестного, но употребляемого до сих пор Чинопоследования Обедницы с причащением Святых Христовых Таин. В тексте прослеживается то, как развивалась служба в течение нескольких веков. Затем показывается то, как сегодня, в большинстве случаев, совершается Чинопоследование. Также обосновывается необходимость данного вида службы. Текст будет полезен каждому, кто интересуется литургикой. Ключевые слова: Чинопоследование Обедницы с причащением Святых Христовых Таин, Изобразительны, пролитургия, Запасные Дары, пастырство, литургика, богослужение.

THE RITE OF OBEDNITSA WITH THE COMMUNION OF THE HOLY GIFTS: THE HISTORY OF THE RITE AND ITS APPLICATION

Deacon Alexiy Dmitrievich Popov,

cleric of the Transfiguration Church of Savvino g. Balashikha, Balashikha diocese Moscow Metropolis

Abstract. In this work, the author tries to trace the history of a separate and little-known, but still used rite of Obednitsa with the communion of the Holy Gifts. The text traces the development of this service over several centuries. Then it shows how today, in most cases, this rite is performed. The necessity of this type of service is also justified. The text will be useful to anyone interested in liturgics.

Keywords: Obednitsa with the communion of the Holy Gifts, Typica, pro liturgy, Spare Gifts, pastoral care, liturgics, divine service.

«Богослужебный Устав не знает чинопоследования Обедницы (то есть, по своей сути, Изобразительны со своим возгласом, ектениями и чтением зачал из Писания) с причащением запасных Святых Христовых Таин. Однако данный вид службы может быть полезен для некоторых пастырей, совершающих свое непростое служение не на одном приходе или в местах, где совершение Божественной Литургии по какой-либо причине может быть невозможно. Но прежде чем перейти к практической стороне вопроса, изучим исторический аспект темы.

История богослужения. Чинопоследование Обедницы с причащением Святых Христовых Таин имеет свою историю. Монахи-келлиоты посещали общее богослужение только один раз в неделю (или удалялись в затвор с праздника Крещения Господня до Светлого Христова Воскресения [3, с 76]), а все остальное время молились, совершая суточный круг богослужения, в кельях. Приходя на службу в храм, иноки получали на неделю запасные Христовы Тайны, которыми они приобщались в течение недели, совершая Обедницу. Известно, что тогда в ней были такие молитвосло-

№ 2 (11), 2021

вия, как: Символ веры, молитва Господня («Отче наш...»), «Един свят...». Также предполагают, что именно эту службу пел преподобный Зосима перед причащением преподобной Марии Египетской в пустыне [2, с. 598]. Однако можно предположить, что подобная традиция существовала и ранее, так как заготовление запасных Святых Даров для распространения их среди умирающих и больных через диаконов -древняя традиция [5, с. 620-621].

Чинопоследование Обедницы с причащением Святых Христовых Таин, или служба Изобразительных, в греческих рукописях именуется «пролитургией» [3, с. 76]. Также существовала в монастырях (но уже чуть позже) традиция совершения той же Обедницы, но мирянским чином (если не было в обители пресвитера), с приобщением не Святых Даров, а антидора [5, с. 620-621].

Известно, что в палестинском «Часослове», датируемом VIII веком, есть Чинопоследование Обедницы («Изобразительных»), которое выглядит следующим образом: «Исповедование благоразумного разбойника», «Заповеди блаженств», тропарь с троичным славословием («Лик Небесный поет Тя...»), Символ веры, молитва Господня, трижды «Господи, помилуй», «Един Свят.», три перефразированные строки тридцать третьего псалма с пением «Аллилуиа», благодарственные молитвы по Святом Причащении [2, с. 599.] (умалчивается только, где вставлялся момент принятия Святых Даров - можно предположить, что после строк тридцать третьего псалма, так как они служили заменой запричастного стиха). Схожее последование описано в одном из «Часословов» Студийского устава XIII-XV вв., где добавляются изобразительные антифоны, «Единородный Сыне», тропари на «Блаженнах», чтение зачал из Апостола и Евангелия [2, с. 600-601].

Отголоском Чинопоследования Обедницы с причащением Святых Христовых Таин от иерея можно считать составление той же службы у старообрядцев, но адаптированной для совершения мирянами. В «Богослужебном сборнике» первой четверти XIX столетия, который хранится в Российской государственной библиотеке в Первопрестольном граде, дана служба - «Чин, како подобает самому себе при-частити Пречистых и Животворящих Таин Христовых, нужды ради великия, не сущу священнику».

В данной рукописи дано следующее последование (предваряется оно описанием того, как достойно приготовить себя и место, где будет совершаться служба): «За молитв Пречистыя Ти Матере, и святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». После этого читается «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Господи, помилуй» двенадцать раз, «Слава, и ныне», «Прииде-те, поклонимся.», псалом 50, Символ веры, «Вечери Твоея Тайней днесь.», «Верую, Господи, и исповедую.», «Боготворящую Кровь ужаснися...», после чего на коленях читается «Ослаби, остави, отпусти, Боже, согрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не ведении, яже во уме и в помышлении, яже во дни, в нощи, вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец». После этого, встав с колен, причащающийся прикладывается к образам и нательному кресту, после чего читает молитву: «Владыко Господи Человеколюбче, да не во осуждение ми буде Причастие Святых Ти Таин, но во очищение и освящение души же и телу, и во обретение буду-щия жизни и Царствия, яко благословен еси во веки. Аминь».

Затем христианин причащается, говоря: «Аминь», которую потребляет вместе с вином или водою (указывается сделать три глотка). После этого читается «Ныне от-

ЛИТУРГИКА, ГОМИЛЕТИКА, ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ Диакон Алексий Дмитриевич Попов

«Чинопоследование Обедницы с причащением Святых Таин: история службы и применение»

пущаеши», Трисвятое, «Пресвятая Троице.», «Отче наш», дневной, воскресный или праздничный тропарь (в зависимости от дня). Допускается прочитать тропарь Благовещения: «Днесь спасению нашему начаток и вечней Тайне явление, Сын Божий Сын Девичь бывает и Гавриил Благодать благовествует. Тем и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою». Вместо воскресного кондака дозволяется прочитать «Вечери Твоей Тайней.» (данная молитва в рукописи названа кондаком). Затем читается двенадцать раз «Господи, помилуй», «Достойно есть», «Слава, и ныне», дважды «Господи, помилуй», «Господи, благослови», после чего произносится мирянский отпуст следующего вида: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Ти Матере и иже во святых отец наших Василия Великаго, и Иоанна Златоустаго, и Кирилла, архиепископа Александрийскаго, и Софрония, патриарха Иерусалимскаго, и преподобных и богоносных отец наших, Иоанна Дамас-кина и Симеона Новаго Богослова, и преподобныя Матере нашея Марии Египтяныни и преподобнаго отца нашего Онуфрия Великаго, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец». После этого читаются заключительные «Аминь» и трижды «Господи, помилуй» [1, л.30 об. - 36 об.].

Как видно из последования, служба частично повторяет древний Чин обедницы: например, читаются Символ веры и молитва Господня. Хотя найденное в рукописи показывают свою краткость, по сравнению с древней и современной Обедницами (о последний речь пойдет далее).

Последнее вразумительное упоминание об Обеднице дает нам священник Константин Субботин в своей книге «Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви», где в главе «Порядок "Обедницы", совершаемой в особых случаях вместо Литургии» дает последование неуставному богослужению. Как пишет литургист, описываемый им чин совершается иереем в храме, если нет возможности по какой-либо причине отслужить Божественную Литургию. Также он добавляет: «Совершается, обыкновенно, с большею торжественностью и в более пространном виде, чем как это указано в «Последовании Изобразительных». Ниже и приводится тот порядок «Обедницы», в каком она обычно совершается (или может совершаться) вместо литургии» [4, с. 220].

Отец Константин дает следующее последование: возглас «Благословенно Царство.», пение тропаря «Христос воскресе» со стихами во дни Светлой седмицы, Мирная ектения, первый антифон, малая ектения, второй антифон, «Слава, и ныне», «Единородный Сыне.», малая ектения, третий антифон, Малый вход с Евангелием, «Премудрость, прости», «Приидите, поклонимся, и припадем ко Христу.», поются тропари и кондаки по Уставу, «Яко Свят еси, Боже наш.», «Господи, спаси благоче-стивыя.», поется Трисвятое или «Елицы во Христа крестистеся.», зачала из Апостола и Святого Евангелия, ектения сугубая, «Яко милостив и Человеколюбец.», затем сразу начинается пением Символа веры, после которого - просительная ектения, возглас «И сподоби нас, Владыко.», «Отче наш.», «Яко Твое есть Царство.», «Мир всем», «Главы ваша Господеви приклоните». После этого возглас иерея «Яко благословися имя Твое.» или «Буди держава Царствия Твоего.», затем хор поет «Буди имя Господне.» трижды и тридцать третий псалом (во дни Светлой седмицы - многократно «Христос воскресе из мертвых.»), «Благословение Господне на вас.», далее обычное окончание, отпуст, многолетие («Великого Господина.») [4, с. 220-221].

№ 2 (11), 2021

Как можно заметить, в чинопоследовании Обедницы, представленном священником Константином Субботиным, отсутствует момент причащения мирян. Также ничего не говорится об открытии и закрытии Царских врат. Однако уже приведенные его слова о том, что он приводит чин в таком порядке, «в каком она обычно совершается (или может совершаться) вместо литургии», то можно предположить, что при сохранении «скелета» на разных приходах богослужение могло иметь несколько иное последование, включая вставку причащения мирян запасными Святыми Дарами.

XXI век: чинопоследование и применение. Данное богослужение, несмотря на давность появления и редкость использования, до сих пор актуально и совершается некоторыми пресвитерами.

Несмотря на отсутствие фиксации последования неуставной Обедницы с причащением Святых Христовых Таин в литургической литературе на начало XXI века, известно, что на некоторых приходах данную службу совершают, но в разных вариациях. Представленный ниже конспект последования службы был воссоздан диаконом Алексием Поповым благодаря настоятелю храма великомученицы Марины в Битце Московской области и благочинному Сретенского ставропигиального монастыря г. Москвы иеромонаху Афанасию (Дерюгину): выслушав их замечания и объединив их опыт, получились следующие записи.

Заранее заготавливаются частицы Тела с Кровью Христовой и оставляются на Престоле или благоговейно привозятся иереем, облаченным в епитрахиль и поручи, в Дароносице. Обедница совершается либо на антиминсе, либо на специально заготовленном плате.

Значительная часть Обедницы с причащением Святых Христовых Таин повторяет обычную Литургию - от начального возгласа «Благословенно Царство...» до возгласа «Яко милостив и человеколюбец.» по сугубой ектении. Иереем читается молитва Малого входа, Трисвятого, перед чтением Евангелия (то есть, молитвы антифона не читаются). Во время чтения Апостола или при пении аллилуария совершается каждение, как на полной Литургии. Евангелие после чтения ставится в юго-восточный угол Престола, разворачивается антиминс или плат, но Потир с Дарами пока не ставится.

По сугубой ектении и возгласе диакон или иерей возглашает просительную ектению «Исполним молитву нашу Господеви», после чего - «И сподоби нас, Влады-ко...», молитва Господня, «Мир всем», «Главы ваша Господеви преклоните», иерей читает молитву главопреклоненную, «Благодатию и Щедротами.», «Аминь», «Преж-деосвященная Святая Святым», «Един Свят.», запричастный стих. Потир с Дарами благоговейно ставится на антиминс или на плат во время чтения просительной ектении (или пения «Отче наш.», когда иерей, если служит один, может не отвлекаясь все аккуратно сделать).

После этого совершается причащение мирян: «Со страхом Божиим и верою приступите», «Благословен Грядый во имя Господне.», молитва «Верую, Господи, и исповедую.», «Тело Христово приимите.», «Аллилуиа». После того, как Потир поставляется на Жертвенник, а иерей на Престоле или на столе складывает антиминс или плат, диакон (в случае его отсутствия - священник) возглашает ектению «Прости, приимше.» и далее обычный конец, как на полной Божественной Литургии. К возгласу «Яко Ты еси освящение наше.» после ектении антиминс или плат должны быть уже свернуты, Евангелие полагается на свое место.

ЛИТУРГИКА, ГОМИЛЕТИКА, ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ Диакон Алексий Дмитриевич Попов

«Чинопоследование Обедницы с причащением Святых Таин: история службы и применение»

Данное богослужение нельзя назвать второй Литургией, так как за данной службой не совершается Евхаристический канон, но совершается причащение народа преждеосвященными Святыми Дарами.

Стоит учесть, что существует распространенная практика на приходах Русской Православной Церкви, когда новокрещенного ребенка иерей без каких-либо предварительных молитв причащает частицей Тела Христова из походного Потира, который сначала ставит на развернутый антиминс. Здесь происходит то же самое: уже освященными Дарами, которые ставятся либо на плат, либо на антиминс, преподаются мирянам для принятия в себя Господа.

Еще в начале говорилось о том, в каком случае может быть актуальна данная неуставная служба: не будем забывать, что в мегаполисах и небольших городах есть уникальная возможность - ходить в храм, где совершается Божественная Литургия (где-то - даже не одна за сутки, если позволяет клир и имение хотя бы еще одного Престола). Однако в деревнях, где проживают люди пожилого возраста, или в больницах (при отсутствии храма) порой лишены Таинства Евхаристии. Иерей же, предпринимая поездку к такому обществу (после совершения им полной Литургии или же в тот день он ее не служил - это не важно), делает великий подвиг, давая приобщаться Тела и Крови Господа Иисуса Христа, при этом давая насладиться хотя бы некоторыми песнопениями известной всем церковной службы и давая выслушать зачала из книг Апостола и Святого Евангелия. Поэтому Обедница с причащением Святых Христовых Таин может стать тем богослужением, которое даст возможность как можно большему количеству верующих причащаться.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лукашевич А.А. Изобразительны // Православная энциклопедия. Том XXI. -М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. - С. 598-603.

2. Нафанаил, иером. Божественная Литургия. Изобразительны // ЖМП. - 1981. -№11. - С. 76.

3. Сборник богослужебный // РГБ. Ф.732. № 379. - Л.27 об. - 36 об.

4. Субботин К., свящ. Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. - СПб.: Сатисъ, 1994. - 228 с.

5. Ткаченко А.А. Запасные Дары // Православная энциклопедия. Том XIX. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. - С. 620-621.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.