Научная статья на тему 'Чичерин об особенностях религиозного развития человечества'

Чичерин об особенностях религиозного развития человечества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
219
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ТРИ ТИПА РЕЛИГИОЗНОСТИ: НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ / ХРИСТИАНСКИЙ И ВЫСШИЙ СИНТЕТИЧЕСКИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петрунин В. В.

В статье рассматривается предложенная Б.Н. Чичериным схема религиозного развития человечества. Обосновывая выделение пяти периодов в истории, философ говорит о трёх типах религиозности: натуралистическом, христианском и высшем синтетическом, в основе которого интеграция христианства с достижениями современной науки и философии. Классификация Чичерина представляет исключительный интерес для отечественной науки о религии в силу актуальности изучения истории русского религиоведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHICHERIN ON SPECIFICS OF RELIGIOUS DEVELOPMENT OF MANKIND

The article is devoted to the study of B.N. Chicherin's scheme of religious development of mankind. Supporting the idea of five historical periods the philosopher speaks of three types of religiousness: naturalistic, Christian, and synthetic which combines Christian ideas with the achievements of modern science and philosophy. Chicherin's classification is of great value for Russian Religious Studies History

Текст научной работы на тему «Чичерин об особенностях религиозного развития человечества»

В.В. Петрунин, кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения и теологии Орловского государственного университета.

ЧИЧЕРИН ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЛИГИОЗНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В статье рассматривается предложенная Б.Н. Чичериным схема религиозного развития человечества. Обосновывая выделение пяти периодов в истории, философ говорит о трёх типах религиозности: натуралистическом, христианском и высшем синтетическом, в основе которого - интеграция христианства с достижениями современной науки и философии. Классификация Чичерина представляет исключительный интерес для отечественной науки о религии в силу актуальности изучения истории русского религиоведения.

Ключевые слова: религиозное развитие человечества, три типа религиозности: натуралистический, христианский и высший синтетический.

Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) известен в русской философской мысли как один из самых ярких представителей либеральной традиции правосознания. Однако научный интерес философа не ограничивался лишь политико-правовой сферой. Его главный труд - "Наука и религия"

- посвящён проблемам совершенно иного свойства. В данной работе мы видим своеобразный синтез философских воззрений Чичерина с его религиозными исканиями, осуществлённый благодаря изучению проблемы соотношения науки и религии в истории человечества.

Рассмотренные в "Науке и религии" вопросы представляют, на наш взгляд, исключительный интерес для отечественного религиоведения. Одним из самых значительных аспектов чичеринско-го труда, является попытка философа провести классификацию религий посредством рассмотрения исторического развития человечества.

Типологизация различных религиозных форм является одной из важнейших задач современной науки о религии, т. к. классификация эмпирического материала позволяет приблизиться к формированию единого определения религии, отсутствующего до сих пор. Данное обстоятельство объясняется многообразием религиозных форм, что позволяет использовать термин "религия" в качестве обозначения различных аспектов сакрального бытия человека. Очевидно, что появляв-

© В.В. Петрунин, 2008

шиеся на разных этапах истории науки и философии способы понимания религиозного развития человечества могут помочь разрешить проблему определения религии и классификации её основных типов.

О важности типологизации религий говорил ещё Макс Мюллер, полагая, что "наука основывается на классификации, и если мы не сможем составить удовлетворительную классификацию различных диалектов веры, мы должны признать, что наука о религии действительно не возможна" [2. а 5-333].

Чичерин в своей классификации во многом будет опираться на М. Мюллера. Другим авторитетом для него будет Гегель, создавший свою собственную типологию религий [1. Т. 1. С. 203-530; Т. 2. С. 5-333], основанную на диалектическом понимании религиозного развития. Универсальный характер диалектики, представленный у Гегеля, позволил ему рассматривать различные аспекты проявления Бога в мире, используя язык спекулятивной философии.

Однако Чичерин критически отнёсся к гегелевскому отвлечённому понятию Абсолюта. Более того, используя диалектический метод, русский философ не только отказывается от гегелевской триады (тезис - антитезис - синтез), заменяя её своей тетрадой, но и в отличие от Гегеля венчает развитие Абсолюта не философией, а религией. В

этом проявляется не только особенность собственно взглядов Чичерина, но и одна из особенностей русской философии вообще, что стало основанием, в основном, для теистических религиоведческих исследований в дореволюционной России.

Вслед за Гегелем, Чичерин предлагает собственную схему не только развития религии, но и всего человечества. Примечательно, что эти процессы у него взаимосвязаны. Так же как и великий немецкий идеалист, Чичерин считает, что диалектическое развитие истории есть одновременно процесс проявления Бога во времени. Поэтому, по мнению философа, прежде чем приступить к рассмотрению исторического развития религии каждый исследователь должен уяснить для себя то, что вся человеческая история есть движение к полному откровению Божества. Следовательно, в мире нет ни одной религии, которая бы не содержала в себе положительного момента. Отсюда "всякая положительная религия должна быть понята как известное, естественное или сверхъестественное откровение Божества, а совокупность их как ряд последовательных откровений, представляющих общее развитие религиозного сознания в человечестве" [3. С. 252].

Рассматривая ход исторического развития человечества, Чичерин выделяет пять периодов: три синтетических и два аналитических, чередующихся между собой. Синтетические периоды характеризуются господством религиозного миросозерцания, а аналитические - философского. Религиозное развитие человечества делится на три периода: 1) натуралистический, 2) спиритуалистический или нравственный и 3) идеалистический. История человечества начинается с религиозного периода, определяемого Чичериным как период первоначального единства. Это время развития натуралистических религий. Их мыслитель представляет в виде двух групп: первобытные и философские религии.

Первобытные религии в своём развитии проходят несколько ступеней. Самой первой является фетишизм, который не только не сохранился в чистом виде, но и никогда не был таковым, а всегда существовал в сочетании с другими первобытными верованиями. Вторая ступень - натурализм, который характеризуется поклонением силам природы. Третья - анимизм - поклонение душам умерших предков. Завершает классификацию первобытных верований сабеизм, который Чичерин рассматривает как поклонение небу и различным светилам. Сабеизм является своеобразным синтезом первобытных верований после которого появляются философские религии.

Проводя их классификацию, Чичерин опирается на М. Мюллера, делившего все древние религии на три группы: туранскую, семитическую и арийскую. Чичерин считает нужным разделить арийскую группу на две самостоятельные: религии юго-восточных и европейских ариев.

Среди верований туранских племён Чичерин высшими определяет религии Китая. Помимо конфуцианства, которое мыслитель, впрочем, относит более к философии, чем к религии, сюда включается даосизм, китайский буддизм, верования древних монголов и японская религия синто. Главной особенностью религий туранской группы философ называет поклонение Небу как Верховному Разуму.

Семитическая группа представлена религиозными воззрениями халдеев, Вавилона, Ассирии, Финикии, евреев и арабов. Объединяющим началом семитских религий является поклонение богу Силы. Именно в иудейской религии, которая является олицетворением семитической религиозности, данное обстоятельство проявляется наиболее ярко. Евреи "устраняют все посторонние моменты и являют чистое поклонение богу Силы, но Силы небесной, разумнонравственной" [3. С. 288]. Говоря об особом месте евреев в религиозной истории человечества, Чичерин объясняет это тем, что иудаизм стал первоначальной основой для высшей религии - христианства.

Особенностью религиозных воззрений юговосточных ариев является поклонение богу Духу. Наиболее ярко это проявилось у персов и индусов. Индия стала родиной буддизма, который провозгласил слияние с Духом высшей целью человека. Первым примером осуществившегося слияния стал Будда, сделавшийся впоследствии предметом необычайного религиозного почитания.

Религиозные воззрения европейских ариев представлены культами классических народов (греков и римлян), а также верованиями северных ариев (древних славян, германцев, кельтов, скандинавов). Для них характерно развитие индивидуалистических начал в религиозном поклонении. Особенно ярко это проявляется в древнегреческой религии, которая есть такое развитие индивидуалистического начала, в котором "впервые открывается простор для человеческой личности. Человек не подавляется владычествующими над ним мировыми силами, как на Востоке. Боги к нему ближе; они носят на себе человеческий тип. Здесь поэтому лежит начало свободного исторического движения" [3. С. 319-320]. Данная свобода приводит, в конечном итоге, к критическому взгляду на собственные религиозные верования, что становится основанием для формирования аналитического воззрения, представленного развитием греческой философии.

Первый синтетический период сменяется первым аналитическим периодом, включающим в себя историю античной философии. В нём Чичерин выделяет три подпериода: 1) универсализма (ионийцы, пифагорейцы, Гераклит, атомисты); 2) реализма (софисты, сократики); 3) рационализма (Платон, Аристотель, эпикурейцы, стоики, неоплатоники). Именно неоплатонизм стал не только завершением древней философии, но и началом

нового синтетического периода. Это стало возможным благодаря тому, что "разум, пришедши диалектическим путём к высшему отвлечению, к понятию о едином бытии, отрекается от самого себя и передаёт своё знамя вере... Результатом этого процесса является новый религиозный синтез" [3. С. 371-372].

Новый синтетический период можно назвать христианским, ибо он включает в себя время от появления христианства до эпохи Реформации. Рассматривая догматическое учение Церкви, Чичерин считает, что с исторической точки зрения троичность христианского Бога символизирует весь религиозный путь человечества, прошедшего через почитание божественных начал Силы, Разума и Духа. Эти три начала обрели в христианстве форму абсолютного бытия. В силу этого, Чичерин считает христианство венцом религиозного развития человечества, ибо оно есть "чистая, а вместе и совершеннейшая религия нравственного мира, вне которой полнота нравственной жизни немыслима" [3. С. 373].

Обращаясь к теме разделения христианской Церкви, Чичерин считает, что оно касается больше вопросов церковного управления, нежели основных догматов веры. Вместе с тем, каждое из трёх христианских направлений имеет свою отличительную черту. Православие, наряду с католичеством, есть основание всего христианского универсума. Разница между ними заключается в том, что православие есть развитие внутреннего единства или идеи, а католичество - внешнего единства, или власти. Протестантизм же отличает широкое развитие начал свободы. В силу чего он не только есть завершение исторического развития христианства, но и начало нового периода в истории человечества - второго аналитического. Именно развитие субъективного начала в протестантизме стало основанием для появления новой европейской философии.

Развитие этой философии и есть содержание второго аналитического периода, включающего в себя два подпериода: рационалистический (Декарт, Лейбниц, философия Просвещения, немецкий идеализм) и реалистический. Последний распадается на материалистическое (Конт, Милль, Спенсер, Дюринг) и спиритуалистическое (Шеллинг, Гартман) направления.

Чичерин предсказывает, что век реализма будет недолгим и ему на смену придёт период универсализма. Последний будет характеризоваться двумя особенностями. В области мировоззренческой это будет попытка материализма построить всеобщую мировую систему. В области политической определяющим началом станет либеральная демократия. Что интересно, философ говорит о том, что материализм и либеральную демократию ждёт скорое исчезновение с исторической карты мира.

Период универсализма станет началом формирования нового религиозного синтеза. Если первый период - языческий, был откровением Си-

лы, второй - христианский - откровением Слова, то последний будет откровением Духа, или "откровением Бога в истории, которая движется Духом Бо-жиим к конечному совершенству" [3. С. 453-454].

Завершающий этап развития человечества будет третьим синтетическим периодом, в котором осуществится последний синтез - религия соединится с философией. Следствием данного соединения станет появление нового мировоззрения, соединяющего на основе христианства современное научное и философское знание. Этот синтез завершит человеческую историю, а самого человека приведёт к Богу.

В заключении стоит сказать несколько слов о том, как Чичерин понимал религию. Русский мыслитель рассматривает её как внутреннее отношение души к Богу. Тем не менее, для него чувство есть лишь необходимое основание веры. Для понимания религии необходим разум, ибо религиозное чувство есть чувство, проникнутое интеллектом. Наличие рациональной составляющей является основанием для различия религий, ибо "умственное состояние у людей разное, а вследствие того различно и понимание Божества. Религия подлежит развитию не потому, что развивается чувство, а потому, что развивается разум. Бог открывается человеку по мере того, как человек способен его понимать" [3. С. 193]. Отсюда религия представляется особым видом миросозерцания, отличным от философского.

Поиск человеком Бога, наблюдаемый на всём протяжении земной истории, свидетельствует о существовании человеческой потребности в общении с абсолютным. Данное общение предполагает необходимость разумного богопознания, что сближает религию и философию, делая вопрос об объективном начале бытия важным в обеих мировоззренческих сферах. Наиболее ярко это проявилось в христианстве и в нём же ясно видно различие философии и религии. Для этого необходима проекция в нравственную сферу, ибо в ней "господствует тот же диалектический закон, который управляет всем мирозданием. И тут требуется диалектическое сочетание противоположных начал и разрешение вытекающих отсюда противоречий. Философия даёт это разрешение в форме чистой мысли, объясняя противоположные свойства человеческого естества и их взаимное отношение; но она может только указать на жизненное разрешение, а не в состоянии его произвести, ибо тут требуется соглашение мысли и жизни, а философия представляет одну только мысль. Жизненное разрешение нравственного вопроса может дать единственно религия путём живого взаимодействия между Богом и человеком" [3. С. 227].

Отсюда вполне понятно, что Чичерин именно христианство считает высшей сакральной формой. Однако прежде чем человечество достигло этой высшей ступени религиозного развития оно прошло долгий путь - путь, ведущий к истинному Богу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии // Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 1. - М., 1976.; Т. 2. - М., 1977

2. Мюллер Ф.М. Введение в науку о религии. - М., 2002.

3. Чичерин Б.Н. Наука и религия. - М., 1999.

Petrunin V.V

CHICHERIN ON SPECIFICS OF RELIGIOUS DEVELOPMENT OF MANKIND

The article is devoted to the study of B.N. Chicherin's scheme of religious development of mankind. Supporting the idea of five historical periods the philosopher speaks of three types of religiousness: naturalistic, Christian, and synthetic which combines Christian ideas with the achievements of modern science and philosophy. Chicherin's classification is of great value for Russian Religious Studies History.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.